Languages

You are here

Социальный и корпоративный векторы развития современной прессы

Выпуски: 
Авторы материалов: 

Social and Corporate Vectors of the Development of Contemporary Press

 

Савинова Ольга Николаевна
доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 508@bk.ru

Olga N. Savinova
Doctor of political sciences, Professor, head of the journalism chair, Lobachevsky State Institute of Nizhny Novgorod, 508@bk.ru

 

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы изменения современного информационного поля, фиксируется нарушение соотношения социально значимых общественных интересов и корпоративного сегмента информационного рынка, анализируется процесс аберрации некоторых функций журналистики.

Ключевые слова: аберрация функций, трансформация социальной сферы, социальный и корпоративный векторы СМИ, консолидация общества.

Abstracts
The article analyzes issues connected with the changes of the contemporary information field. The author highlights the violations of the ratio between socially important public interests and the corporate segment of the information market. The process of deviation of some journalism functions is also examined.

Key words: deviation of functions, transformation of the social sphere, social and corporate mass media vectors, consolidation of society.

 

Одной из важнейших составляющих социальной миссии прессы является участие СМИ в воспитании гражданского самосознания, трансляции базовых ценностей, формировании государственно- и ценностно- ориентированного общественного мнения, организации диалога между властью и обществом. Социальный вектор журналистики связан с функционированием социума, сохранением его целостности, отражением интересов и нужд тех социальных групп, которые способствуют прогрессивному развитию общества.

История отечественной журналистики, при всей сложности и противоречивости ее этапов, свидетельствует о том, что ее главным «нервом» всегда были гражданственность, обращение к актуальным общественным и социальным проблемам. Даже в обстановке резкой политической борьбы, которая была характерна в начале ХХ в., находились издания, в которых обращалось внимание на социальные проблемы, звучали призывы к созидательному труду, прекращению розни. Один только пример. Российские партийные издания дооктябрьского периода, несмотря на их разноплановость (в тот период выходили газеты и правых кадетов, и меньшевиков, и социал-демократов, и правительственные издания, и большевистские и т.д.), помимо участия в резкой политической дискуссии обращались и к социальной проблематике. Так, одним из трудных вопросов революционной эпохи был вопрос о беспризорных детях. Газета «Речь» предлагала новым органам власти – районным думам – заняться решением вопроса о защите интересов детей. На страницах газеты высказывалось предложение о создании учреждения детского призрения. «Пусть отдадут на служение детям, – писала газета, – свои силы многие деятели и деятельницы, независимо от партийных взглядов. Это – творческая работа… На ней будет затухать политическая ненависть, совершаться междуклассовое сближение. Это – прекрасное поприще для политической работы районных дум»1.

В отечественных научных работах о взаимоотношении прессы и общества традиционно отмечается возрастающая роль прессы в процессе приобщения личности к активной социальной деятельности. В трудах известных исследователей – Я.Н. Засурского, М.В. Шкондина, В.М. Горохова, Р.П. Овсепяна, Е.В. Прохорова – подчеркивается тезис о том, что журналистика участвует в социальном управлении: популяризация актуальных решений сопровождается организацией общественного мнения, обсуждением вариантов общественного мнения, коллективным поиском решения актуальных социально-экономических проблем2.

Сопричастность ко всему происходящему, мобилизация людей для решения общественно значимых вопросов, объединение на основе понятной и принимаемой обществом нравственной системы ценностей – эти социальные критерии длительное время определяли деятельность российской прессы.

Журналистика сегодня – это понятие многогранное; она включает в себя общественно-политическую, социокультурную, гламурную и т.д. прессу. Многочисленные и разнообразные СМИ представляют интересы властных структур, фирм и организаций, религиозных и национально-культурных общественных объединений, партий и движений, различных половозрастных групп и т.д. «Заточенность» на свою аудиторию, лоббирование экономических интересов целевой группы, корпорации как объединения с экономическими целями деятельности приводят к тому, что соотношение общественных, социально значимых интересов с корпоративным сегментом информационного рынка нарушается.

Классифицируя корпоративный и социальный векторы современных СМИ, уточним, что они могут совпадать, но при определенных условиях различаться и даже противостоять друг другу.

Корпоративный вектор журналистики определяет не только корпоративную направленность тематики, информационную политику, формат, структуру изданий, но и формирует корпоративное мышление, определяет матрицу ценностных ориентиров. В условиях конкуренции, рыночных отношений СМИ, представляющие экономические интересы той или иной группы в современном медийном пространстве, ищут и находят креативные технологии, точечно работают на свою целевую аудиторию, эффективно решают вопросы внутренней коммуникации, отодвигая порою на второй план социальную повестку дня. Между тем противостояние корпоративных и социальных векторов в деятельности СМИ, на наш взгляд, способствует разобщенности не только информационного пространства, но в определенной мере и самого общества.

Как одно из следствий рассогласования социального и корпоративного векторов – это наблюдаемые процессы аберрации (отклонение от нормы) некоторых функций журналистики.

В современных условиях журналистика переживает процессы изменений своей функциональной природы. Исследователи теории и практики журналистики отмечают, что, став самостоятельной производственной прибыльной отраслью, СМИ активно конкурируют за свободное время людей наряду с другими досуговыми учреждениями культуры и эффекты масс-медиа в этой конкуренции более заметны аудитории. Очевидно, что грядущая цифровая революция закрепит эти эффекты3.

В ряде изданий и телевизионных программ на смену просветительской функции, состраданию и вниманию к человеку приходит примитивность коммерческого достатка, завоевание информационного поля за счет сенсаций.

Одна из ключевых функций – информационная – в современных условиях превращения информации в товар явно испытывает процесс аберрации. В самом деле, внимание читателей, зрителей и слушателей фокусируется на информации о скандалах и чрезвычайных происшествиях, криминальных историях, жизни «звезд», различного рода загадочных явлениях, курьезах и т.д.

Как-то незаметно быстро в прессе произошла подмена главных персонажей: «героев труда» сменили «герои потребления» и антисоциальные личности; негативная информация во много раз превышает информацию о позитивных процессах.

В погоне за прибылью пресса начинает конструировать оторванные от жизни идеалы и ценности, снижается качество информационной функции, она уже не отражает всей полноты картины мира. Аналитики считают, что поток негативной информации, захлестнувшей СМИ, формирует у людей недоверие к институтам государственной власти, приводит к нравственному опустошению.

Процесс аберрации затронул и такую основополагающую функцию журналистики, как культурно-образовательную. Это связано с тем, что одной из наиболее важных проблем современного духовного производства в СМИ является верховенство критерия все той же рыночной рентабельности над художественно-эстетическими и культурно-просветительскими критериями. Не снимая ответственности с самих журналистов, вместе с тем подчеркнем, что проблема отклонения от нормы функций журналистики – это проблема не только СМИ, но и самого общества. На наш взгляд, процесс трансформации журналистики отражает глубинные противоречия в развитии современной медиасистемы: с одной стороны, пресса за счет рекламы становится мощным источником прибыли, а с другой, в системе массовой информации есть «внерыночные» секторы – пресса для детей, молодежи; издания, пропагандирующие традиции, культуру.

Отсутствие внятной государственной информационной политики негативно сказывается на духовном, нравственном здоровье общества. Один только пример: декларирование семейных ценностей и трансляция на телевидении развлекательных шоу, собирающих многомиллионные аудитории, где культивируется «свободная любовь», новая мода на гражданские, гостевые и прочие браки. Между тем семейная тематика в современных СМИ заслуживает особого внимания, тем более что формирование традиционных семейных ценностей, повышение ответственности родителей за воспитание детей возведено в ранг государственной задачи. Социальный запрос общества по поддержке семьи, материнства и детства, к сожалению, еще не стал журналистской повесткой дня для определенного рода изданий, да и вряд ли станет.

Еще раз подчеркнем, что корпоративные и социальные векторы в деятельности СМИ – не антагонисты. Лучшие традиции отечественной журналистики, весь ее богатый литературно-публицистический арсенал свидетельствует об этом.

Рассогласование этих векторов скорее всего носит процессуальный характер. Сегодня мы живем в обществе другого типа, на наших глазах произошел процесс трансформации социальной сферы, смена культурной традиции. Информационный рынок диктует свои законы, но все же он определяет не все.

Говоря о соотношении социальных и корпоративных векторов развития современных СМИ, отметим, что на вызовы времени чутко откликнулась конфессиональная пресса, и в частности православная.

На протяжении всей истории Русская православная церковь всегда играла важную роль в жизни российского государства. Сегодня Русская православная церковь ведет активный диалог с обществом по актуальным социальным вопросам. Проблемы демографии, укрепления семьи, вопросы наркомании среди подростков, духовная помощь находящимся вместах лишения свободы, подготовка юношества к браку, воспитание детей на основах добродетели, попечение сирот и стариков и многое другое – все находится в поле зрения православных священнослужителей. Трудно переоценить роль РПЦ в социальной и культурно-просветительской сфере. Понимая важную миссию интеллигенции, СМИ в современном культурном строительстве, церковь ведет диалог и сотрудничество с творческой и научной интеллигенцией, с журналистами. В конце 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел в Храме Христа Спасителя встречу с генеральными директорами и главными редакторами ряда российских СМИ. Святейший Патриарх, приветствуя представителей медиасообщества, отметив очевидный прогресс в отношениях РПЦ и светских СМИ, наблюдаемый в последние годы, вместе с тем подчеркнул целый ряд проблем, имеющих резонанс в медиасреде и влияющих на мировоззрение россиян. Он отметил также необходимость диалога церкви и журналистского сообщества по поводу возможных сценариев развития России, цивилизационных вызовов, стоящих перед страной4. О ведении диалога на профессиональной основе свидетельствует еще один документ, разработанный Управлением делами Московской Патриархии при содействии Синодального информационного отдела, – «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы». Данный проект – первый подготовленный на синодальном уровне опыт теоретического обобщения технологий в области связей с общественностью и епархиальной практики сотрудничества5.

Большое внимание в православной прессе уделяется информационному обеспечению социально значимых культурно-просветительских проектов. Активизировался процесс создания специальных православных изданий, радио- и телеканалов, ориентированных как на воцерковленных людей, так и на людей нецерковных, но проявляющих интерес к жизни церкви, вопросам ее социального служения. Кроме внешних изменений православная журналистика переживает глубинные процессы: она ведет активный диалог с читателем, зрителем и слушателем по животрепещущим социальным проблемам, ищет ответы на непростые вопросы современного общества. Постоянно расширяется ареал распространения православной прессы. Только в Нижегородском регионе миллионные аудитории собирают такие передачи, как «Свете тихий», «Источник жизни», радио «Образ». Типология православной прессы подтверждает и такие тенденции в современной прессе, как развитие конвергентной журналистики. Так, глянцевый журнал «Фома» является популярным среди серьезной читающей аудитории.

Анализ современной информационной ситуации говорит о том, что необходимо сохранить и поддержать те региональные и федеральные издания, которые бы отражали всю гамму духовных и нравственных потребностей человека. Речь может идти, естественно, не о насильственном программировании тех или иных передач, публикаций соответствующей тематики, а о создании альтернативных изданий и каналов, которые бы отвечали социальной миссии прессы. Актуальная социально значимая тематика, хороший литературный язык, доверительная форма общения, обращение к духовным, нравственным и культурным ценностям в региональной и федеральной прессе, несомненно, способствует формированию не только положительного имиджа самих изданий, но и консолидации общества. Об этом, в частности, говорилось на состоявшейся в марте 2011 г. в Нижнем Новгороде и в Болдино научно-практической конференции по проблеме «СМИ и духовная жизнь общества». Один из участников конференции, генеральный директор «Известий» В.К. Мамонтов, не только подчеркнул необходимость обогащения современного медиаконтента за счет обращения к духовным корням, к нашей культурной традиции, но и сам дал пример журналистской практики6.

Процесс изменения информационного поля проходит трудно, медленно, и здесь, на самом деле, очень важна позиция самого цехового журналистского сообщества, сохраняющего и развивающего лучшие традиции отечественной журналистики.

Провозглашенный курс на политическую модернизацию страны представляет собой пока еще технологическую парадигму (политическая, экономическая модернизация, создание инновационных наукоградов и др.), но очевидно, что модернизация нуждается в более точном определении того, что должно лежать в основе национальной консолидации. Пресса как один из институтов социализации личности самим временем призвана усилить приоритет социального вектора своего развития над узким корпоративным интересом.

 


  1. Как искоренить беспризорность детей / / Речь . 1917 . Июнь, 6.
  2. См.: Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М. 1989 ; Журналистика и политика / под ред. Я.Н.   Засурского. М., 1987 ; Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002 ; Овсепян   Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1996 ; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998.
  3. См.: Вартанова Е.Л. СМИ в системе творческих индустрий / / Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Матер . Всерос . н ауч . -практ . к онф . «Журналистика ? 2008». М., 2009 . С. 96 - 97.
  4. Святейший Патриарх Кирилл встретился с руководителями и главными редакторами российских СМИ // http://www.patriarchia.ru/db/text/1370601.html27 (дата обращения: 2 7.12.2010).
  5. Вышли в свет «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы» // http://www.bogoslov.ru/text/1336682/index.html (дата обращения: 29.12.2010).
  6. Мамонтов В. Путешествие в Болдино / / Известия . 2011 . № 47 . Март, 21 . С . 6.