Languages

You are here

О площадной экранной культуре и принципах формообразования ее продукта. Возвращение к истокам

Научные исследования: 
Выпуски: 
Авторы материалов: 

On the Marketplace of Screen Culture and Principles of Formation of its Product. Back to Basics

 

Уразова Светлана Леонидовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовой коммуникации ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания»; главный редактор периодического научного журнала «Вестник ВГИК», Svetlana.urazova@ipk.ru; Svetlana.urazova@gmail.com

Svetlana L. Urazova
Ph.D., Assistant professor of the Chair of Journalism and Mass Media of the Institute of Advanced Training for Television and Radio Broadcasting Personnel; editor-in-chief of the «Vestnik VGIK» Journal, Svetlana.urazova@ipk.ru; Svetlana.urazova@gmail.com

 

Аннотация
Стремительное развитие и внедрение цифровых вещательных технологий, преимущественно телевизионных, оказывает значительное влияние на изменения конфигурации медийного рынка, воздействуя на информационное пространство. В статье ставится вопрос об освоении видеоинформационных систем, новой технологии, открывающей новую эру в информатизации общества.

Ключевые слова: телевидение, вещательные технологии, видеоинформационные системы, ВИС, контент, информационный дайвинг, открытое информационное пространство, площадная экранная культура.

Abstract
The rapid development and introduction of digital broadcasting technologies, primarily television, has a significant impact on the reconfiguration of the media market by acting on the information space. The article raises the question of the development of video information systems, new technology, opening a new era in the information society.

Key words: television, broadcasting technology, Video information systems, VIS, content, information diving, open information space, areal screen culture.


 

Научный дискурс вокруг понятия «экранная культура» заметно активизировался в последние годы. Искусствоведы, культурологи, философы, теоретики телевидения, историки, социологи, психологи анализируют новую понятийную категорию во всех ипостасях, вскрывая причинность ее возникновения и функционирования, исследуя ее свойства, делая обобщения. Обсуждение связано с информатизацией современного общества, его переходом на новую цивилизационную ступень развития, широким применением цифровых технологий, прежде всего в сфере ТВ-вещания, а также использованием разных совершенных технических устройств, основанных на экранной репрезентации информации, функциональная значимость и восприятие которой обусловлены ускорением ритма жизни, требованиями к обновлению информационного пространства. Цифровая информационно-коммуникационная среда стимулирует рост визуализации информационного пространства, воздействует на социальные потребности и модернизацию общества в целом, становясь заметным явлением в социальной и коммуникативной практике.

 

Терминологические разночтения

Несмотря на опубликованные исследования в отношении становления культуры экранной, проблематике формирования площадной экранной культуры как нового явления, вызванного технологической модернизацией в области экранных искусств, ТВ-вещания прежде всего, внимания уделяется явно недостаточно1. Хотя, и это очевидно, площадная экранная культура – неотъемлемая часть экранной культуры как системы, ныне активно формирующейся. Пробел в изучении объясним. Связан он с недостатком информации о внедрении принципиально новых технологий, имеющих непосредственное отношение к развитию этого вида культуры. Речь идет об апробировании так называемых интерактивных видеоинформационных систем (ВИС) с 2 D и 3 D -изображением, прошедших международную стандартизацию, начинающих осваиваться за рубежом, в России на открытых пространствах городов, населенных пунктов, в массовых скоплениях людей (площадях, метро, магазинах, транспорте и т.д.). О внедрении ВИС опубликован ряд статей в отечественной и зарубежной периодике, включая научную, где обосновываются преимущество инновационной технологии, ее функциональная значимость и то, что ВИС способны предложить информационному обществу поистине «массовую экранизацию», открывающую новый этап в информатизации общества2. Представим на минуту человека, который, выходя из дома, окунается с помощью ВИС в открытую, динамично насыщенную информационную среду, позволяющую каждому гражданину быть в курсе самых актуальных событий. Не в этом ли кроется смысл построения информационного общества? Технологические же нововведения неизбежно ведут к изменениям в общественной практике получения и использования информации.

Перед рассмотрением грядущего явления следует, однако, уточнить вопрос о терминологическом разночтении, имеющемся в публикациях о ВИС и данной статье. Обосновывая функциональность ВИС, их свойства, стратегическую значимость для социального развития, технические специалисты вводят понятия «наружное» телевидение и «наружный» дневной кинематограф , формулируя вкупе с техническими характеристиками этих систем и общие принципы компоновки контента, производства экранных сюжетов, предназначенных для открытого массового просмотра. Предложенные для этого нового вида экранных трансляций определения, тем не менее не противоречат введению в научный оборот еще одного, более широкого по своему содержанию понятия, коим является «площадная экранная культура »3, обращение к которому вполне обосновано. Одна из причин в том, что эта дефиниция имеет связь с историей культуры, раскрытием возможностей обмена опытом разных социальных групп с помощью устно-визуальной коммуникации, чей эффект достигался показом публичных театрализованных представлений и зрелищ, и это обращение к истокам придает анализу фундаментальность, приводит к более глубоким обобщениям. Кроме того, вводимое новое для ВИС понятие, содержательно более емкое, позволяет рассматривать назначение новых технологий в новом ракурсе, с учетом как научно-технического прогресса, так и процессов массовизации, активизировавшихся при переходе в третье тысячелетие. Таким образом, одна из задач статьи – исторический срез технологических нововведений, значимых для социального развития. Тем более согласно идее, вкладываемой техническими специалистами в новую технологию, – именно площадной экранной культуре предстоит сыграть существенную роль в информатизации современного общества, в развитии информационно-коммуникативной среды.

 

Возвращение к истокам

О чем же идет речь, когда мы говорим о площадной экранной культуре ? Для наглядности, подтверждения значимости этого явления обратимся к истории. Известно, какое значение придавалось публичным зрелищам, театрализованным представлениям на открытых площадках, пользовавшихся огромной популярностью у граждан Древней Греции, Древнего Рима. Эта эффективная форма взаимодействия аристократии с плебсом имела не только политическое, но и социокультурное значение. В череде показов трагедий, драм, комедий поднимались важные социальные и этические проблемы, актуализировались вопросы воспитания подрастающего поколения, утверждались образы героев, формировалось гражданское сознание. Культ публичных представл ений как религиозной, так и социокультурной тематики был столь высок, что привел к созданию уникальной архитектурной формы – амфитеатра, вмещавшего наибольшее количество городского населения. Определенную лепту в социальное развитие вносили и странствующие комедианты, кочевавшие из города в город, показывая населению различные инсценировки по ходу своего маршрута. Все это разные формы площадной культуры, пользовавшиеся всеобщим признанием.

Проводимые в античные времена публичные празднества, ритуальные игры (к примеру, Римские и Плебейские игры), длившиеся обычно не один день, привели впоследствии к утверждению в социальной практике карнавальных шествий, балаганных, ярмарочных представлений. Их отличительной чертой было отвлечение масс от тяжелой жизни – по определению М.М. Бахтина, в этих массовых мероприятиях представлялась «жизнь наизнанку, мир наоборот». Г ородские праздники с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Однако важно то, что в ярмарочных мероприятиях был заложен механизм публичного распространения элементов народной культуры. В частности, исследователь народной русской культуры С.Е. Юрков отмечает: «Ярмарка являлась основным средством реализации городской фольклорной культуры, квинтэссенцией же ярмарочных зрелищ выступал балаган. Балаганы традиционно устраивались на площадях, временно становящимися “сакральным” местом в отношении прочего пространства города (первый балаган был открыт в Москве в 1765 г. бесплатно, что связывалось с установкой власти на легализацию городских народных гуляний с целью уравнять в праве на них представителей всех сословий). Балаган олицетворял центр праздничного веселья и служил комплексным воплощением многих видов искусств: театра, пантомимы, клоунады и проч.»4. Социальную значимость этих форм площадной культуры подтверждает статистика. В России «к 1830 г. …действовало около 1700 ярмарок»5. Таким образом, потребность масс в межкультурной коммуникации, формирующей процессы инкультурации и социализации, очевидна.

Потребность эта сохраняется и в современном обществе, не случайно в цифровой век прослеживается тенденция возрождения площадной культуры. Проявляется она как в импровизированных театрализованных инсценировках известных исторических событий, проводимых на открытых пространствах в виде публичных показов спектаклей площадного театра, так и при организации эстрадных, цирковых, массовых оперных концертов на огромных спортивных стадионах. Площадная живопись – граффити и получившие признание международные конкурсы, фестивали по созданию скульптур из песка и льда, также актуализировавшиеся в последние годы, являются разнообразными формами современной площадной культуры. Есть в современном городском ландшафте и реальные признаки площадной экранной культуры – речь идет о наружной рекламе, заполонившей уличные афиши и экранные панно. Еще одной формой площадной экранной культуры стало обращение во время праздничных городских мероприятий к многоцветным виртуальным шоу, где изображение создается лазерными системами и проецируется в небо, на стены знаний и т.д. Массовый интерес к этим формам позволяет говорить о возрождении прежних традиций, но уже в новом качестве, при использовании совершенных технологических нововведений. Введение же ВИС на открытых городских пространствах, где, как планируется, будут транслироваться новости, показываться фрагменты и аудиовизуальные образы из кинофильмов, следует рассматривать как информационный обмен и эффективную, неведомую доселе, почти тотальную массовую коммуникацию. В этой связи формирование смыслового содержания этих публичных экранных сюжетов, как и проблема создания концептуальной стратегии площадной экранной культуры, возрождающейся на новом витке социального развития, предстают правомерными и исключительно актуальными.

Постараемся обосновать введенное понятие. Определение «площадная экранная культура» формируется по существу из двух смысловых категорий – понятия « площадная », т.е. речь идет о некоем действе, совершаемом на площади, иначе говоря, публично, прилюдно, что обеспечивает его беспрепятственное восприятие кем бы то ни было (исторически такое площадное действо было связано с досуговым массовым времяпрепровождением); и понятия « экранная культура » – новой дефиниции, адресующей к научно-техническому прогрессу, развитию современных экранных технологий, совершенствованию которых способствуют телевидение, кинематограф, интернет, мобильная связь, компьютерная и телекоммуникационная сферы деятельности. Объединенные категории ( площадная + экранная культура ) выступают в данном контексте как связующие части единого публичного процесса, реализуемого в виде сменяющихся экранных сюжетов, имеющих социокультурное значение. Олицетворением этого процесса, стоит предположить, и должны стать ВИС как носители полезной информации, т.е. огромные экранные панно, установленные на площадях, в закрытых пространствах (станции метро, магазины, офисы и т.д.), где планируется трансляция аудиовизуальных образов, разного рода экранной информации для граждан.

Таким образом, с появлением ВИС утверждается открытый и беспрепятственно получаемый новый вид распространения массовой информации, в том числе рекламы, создающий прецедент для поистине массовой аудиовизуальной коммуникации, в которую поневоле включается человек, выходя из дома. Это и есть неведомая доселе открытая информационная среда , формируемая ВИС, которая, как предполагается, позволит современникам быть постоянно в курсе событий, оперативно формировать свои представления о реалиях окружающего мира. Именно возможность получения в открытом доступе экранной информации, включая и ее массовое распространение с помощью различных экранных устройств (телевизор, компьютер, КПК, мобильные терминалы, электронные книги, электронные газеты, журналы и т.д.), свидетельствует о нарастающей визуализации, стимулирующей общественное развитие. Отметим, что визуализация как явление в социальной практике относится к многомерному процессу, имеющему в своей основе немало противоречий, но в статье рассматривается лишь интенсивность ее возрастания, что связано с ускоренной переработкой, усвоением человеком визуальной информации в результате ее быстрого обновления и роста объемов.

 

Зрительные образы в переходные эпохи

Интенсивный прорыв визуальных форм в социальную повседневность тесно связан с процессами массовизации, предопределен вступлением в третье тысячелетие. Особый эффект при восприятии визуальных образов массовой средой в рамках перехода «от культуры слова к культуре более могущественных “наглядных образов”»6 отмечает французский психолог С. Московичи, подчеркивая роль в этих процессах электронных СМИ. Исследователь кино Н.А. Хренов также отмечает: «…В переходные эпохи возникающие в вербальных пластах коммуникативные структуры отступают под натиском визуальных форм»7. Значимость зрительных представлений, зрительных образов – «склонность к непосредственной передаче внешнего, зримого…»8 подчеркивает и Й. Хёйзинга, характеризуя расцвет пластических искусств на закате средневекового мира – в эпоху Ренессанса. Таким образом, активизировавшиеся ныне процессы визуализации информационного пространства следует рассматривать как закономерное явление, имеющее функциональную направленность, ориентированное на потребности масс. Это обусловлено динамикой развертывания пятой информационной революции, переживаемой человечеством, вхождением информационного общества в «цифровую масс-медийную эпоху».

Опираясь на точку зрения Ю. Хабермаса о том, что общество есть результат информационного взаимодействия людей, можно утверждать: информационная революция третьего тысячелетия, исключительно масштабная по своим целям и задачам, свидетельствует о тесной взаимосвязи информационных процессов с социальной эволюцией, подчеркивая их закономерную взаимозависимость. На протяжении всей истории человечества информационные революции являлись катализатором социального развития. Первая из них состоялась, когда появилась членораздельная речь, возникло устное общение. Устная коммуникация или «первичная коммуникация» (речь, жестикуляция, мимика), согласно классификации У. Шмитца (по М. Володиной)9, рассматривавшего проблему информационных связей с точки зрения их исторического развития , имела беспрецедентное значение, позволяя передавать будущим поколениям накопленный опыт, развивать мышление, выстраивать логические модели познания мира, освоения природы. Потребность в более эффективном сохранении и передаче ценностной информации привела к возникновению второй информационной революции – появлению письменности, что значительно ускорило технический прогресс, социальное развитие. Изобретение письменности стало духовной революцией в истории культуры. Известный российский философ В.М. Межуев отмечает: «В русле большой письменной традиции (в противоположность малым – устным) сложится впоследствии то, что получит название национальной культуры »10.

К третьей информационной революции относится «эпоха Гутенберга» (1440), открывшая типографский станок, что породило новый тип культуры – «культуры зрения» (по М. Маклюэну). Печатное слово как основное средство массовой коммуникации, с одной стороны, создало прецедент для отбора необходимой человеку информации, позволило ее интерпретировать, с другой – существенно повлияло на мышление индивида в плане познания окружающего мира. Этап «электронной эпохи» (по М. Маклюэну), начавшейся в середине XIX века и интенсивно развивающейся почти до конца первой половины XX столетия, отождествляется с четвертой информационной революцией, сделавшей мир взаимосвязанным, взаимозависимым, превратив его в «глобальную деревню». Однако аудиовизуальные информационные средства, доминирующие в «эпоху образа», точнее, в «период преобладания образа и звука» (по Г. Шанце), не следует расценивать лишь как средство передачи информации. С точки зрения М. Маклюэна, средства массовой коммуникации (включающие все формы обмена информацией между людьми) являются не только средством передачи информации, но « внешним расширением человека »11, структур индивидуального и общественного сознания. Средства массовой коммуникации связывают различные социальные группы, формируя общество в определенную целостность12. На «внешнее расширение человека», структур индивидуального и общественного сознания направлена и происходящая ныне информационная революция, характеризующаяся переходом средств массовой коммуникации в цифровую мультимедийную среду. Этот процесс, несомненно, олицетворяет еще один модернизационный рывок человечества к прогрессу, выводу земной цивилизации на следующий этап развития.

И при рассмотрении термина «площадная экранная культура» речь идет, прежде всего, об открытом и беспрепятственном распространении качественно-полезной информации в экранном виде, призванной обеспечить ускоренное социальное развитие, поскольку экранный образ стимулирует человека к быстрому восприятию новых знаний об окружающем мире, подталкивая его к рефлексии, выбору значимых решений. Но очевидно и то, что открытый вид распространения массовой информации формирует и новую информационную среду, обладающую характерными для нее свойствами и качествами.

 

ВИС как новая форма информационного бытия

Определившись с терминологией, рассмотрим технологические новшества – «наружное» телевидение , «наружный» дневной кинематограф, чьи сюжеты должны, как предполагается, транслировать ВИС, стандартизированные специальной группой ИК 6 МСЭ-Р13. Вопросам внедрения этих экранных систем посвящена, в частности, статья профессора М.И. Кривошеева «Экран в новом времени»14 – ныне этот ученый с мировым именем возглавляет международную исследовательскую группу по данному направлению. В статье автор излагает принципы разработок новой технологии, говорит о зарождении новой эры инновационных экранных систем, основу контента которых должны составить теле- и кинообразы, рекламные и иные сюжеты, кратко прослеживает историю возникновения видеоинформационных систем, начавших развиваться еще во второй половине XX века, характеризует особенности их использования, включая и необычные формы огромных экранных панно на открытых пространствах, обращает также внимание на особенности построения экранных сюжетов, останавливается на психологических особенностях восприятия этой экранной продукции человеком, находящимся в движении. Последнее особенно важно, так к ак у человека движущегося меняется восприяти е экранных сюжетов.

В чем же принципиальное отличие ВИС от уже привычных систем-носителей экранной культуры – кинотеатров, телевизоров, компьютеров, мобильных терминалов, иных экранных устройств, а также тех больших экранных панно, которые встречаются в городском ландшафте, где обычно рекламируются товары, иная информация рекламного назначения? Различий тут множество, перечислять их вряд ли стоит (лучше прочитать статью известного ученого), поскольку пришлось бы анализировать немалое количество факторов: взять хотя бы восприятие человеком экранного образа в статичном положении и в движении, а это лишь одна из характеристик новой экранной технологии. Есть существенные отличия между будущими ВИС и уже вписанными в урбанистическую культуру большими площадными экранами, также обеспечивающими некие информационные потоки. Эти известные системы Digital Signage (Цифровые афиши), по словам М.И.   Кривошеева, «могут выполнять лишь ряд функций ВИС, но они не предназначены для трансляции наружного ТВ-вещания»15 . Поэтому подчеркнем: наблюдаемое в урбанистическом ландшафте сегодня является прототипом будущей технологии, предназначенной для распространения актуальной аудиовизуальной информации.

Основное же преимущество и особенность ВИС состо я т в их функциональном предназначении: с одной стороны, им предстоит стать публичным и постоянным источником информационно-образных сюжетов, подготовленных, распространяемых в телевизионно-кинематографической стилистике, с другой – ВИС призваны создать в городском пространстве принципиально иную, доселе неизвестную информационно-образную пространственно-экранную среду, в которую неизбежно попадает горожанин. Эта искусственно созданная, но тем не менее вполне естественная информационная среда схожа с «информационным океаном», где , судя по всему, предстоит обитать Homo Informaticus . Предназначение ВИС как раз и состоит в обеспечении беспрепятственного распространения социально значимой массовой информации, в этом их существенное отличие от исторических форм площадной культуры. Делая акцент на терминах «наружное» телевидение, «наружный» дневной кинематограф , технические специалисты по ВИС с самого начала обозначают функционально-стратегическую направленность новой технологии , принципы формообразования контента для этих экранных систем. Таким образом, уже на этапе разработки новой технологии, обладающей возможностью трансляции 2 D и 3 D изображений и звуковым сопровождением, моделируется новая, системообразующая информационная среда обитания человека, способная беспрепятственно охватить поистине массовую аудиторию – всех граждан, перемещающихся в зоне установки ВИС. Впервые создается прецедент безоговорочного «погружения» индивида в эту информационно-образную пространственно-экранную среду .

 

ВИС и «информационный дайвинг»

Почему же телевидение и кинематограф стали точкой отсчета при прогнозировании содержательного наполнения ВИС? Объясняется это рядом фактор ов . Прежде всего накопленным опытом формирования аудиовизуального образа, экранных сюжетов, а также технологической ТВ-платформой, быстро эволюционирующей в связи с внедрением цифровых технологий. Телевидение, этот «застенчивый гигант» (по М.   Маклюэну), не случайно имеет характеристику многозначного явления в социальной и коммуникативной практике. Его воздействие на разные социальные слои и группы, обозначаемые таким емким термином, как массовая аудитория, включает целый ряд сущностных понятий. Это и средство массовой информации, а теперь, в цифровой век, – средство массовой коммуникации, и средство формирования общественного мнения, и массового просвещения, и эстетического воспитания, и накопления чувственно-эстетического опыта... В какой мере и насколько качественно реализует современное ТВ эти присущие ему свойства – вопрос важный, но лишь косвенно затрагивающий поднятую проблему, поскольку здесь иллюстрируется многофункциональность этого социального института. Не будем в данной публикации подвергать анализу и принадлежность телевидения к системе культуры в качестве субъекта и объекта одновременно16. Отметим лишь, что эта, востребованная многомиллионной аудиторией, субъектно-объектная деятельность составляет часть экранной культуры, которая «основана на системе экранных изображений и экранной речи»17. В рамках же нарастающей визуализации медиарынка экранная культура получает наиболее интенсивное развитие, стимул которому придают нелинейные процессы ускорения и обновления, способствуя росту динамики эволюционных преобразований, ритма социальной жизни.

Оправдано и обращение к кинематографу с его запоминающимися экранными образами, универсальным языком, положившему начало зарождению экранной культуры, прошедшему путь от «великого немого» до цифрового кино, ныне позволяющего воплощать на экране самые невообразимые фантазии креаторов при создании экранной реальности, всегда условной по отношению к реальности действительной. Хотя нельзя не отметить, что в цифровую эпоху экранная реальность оказывается настолько достоверной, что зритель обычно не воспринимает ее как среду искусственную, рукотворную. Кинематограф дал толчок и появлению телевидения, чьей задачей стало погружение в повседневность, отражение «во всей ее тягучести» с целью информирования, просвещения, эстетического воспитания и накопления чувственно-эмоционального опыта массовой аудиторией. И хотя телевидение, обладающее привлекательностью, властью и всеохватностью, не имеющих аналогов (по М. Маклюэну), поначалу предстало в виде «малого экрана» по отношению к «большому экрану» кинематографа, его «застенчивость» во многом объяснялась несовершенством технико-технологической платформы, отсутствием необходимого опыта, который приходилось накапливать в процессе субъектно-объектной деятельности, выявляя специфику жанров телепрограмм, лексико-речевые особенности телевизионного языка, многое другое. Теперь, спустя десятилетия, «застенчивый гигант» вырос в могучего великана, обладающего многопрограммной цифровой интерактивной ТВ-системой, который готов охватить весь мир, транслируя круглосуточно жанрово разнообразные экранные продукты, порой даже в режиме реального времени. Это, в частности, подтверждает термин «глобальное телевидение», к которому все активнее обращается телевизионное сообщество, стремясь сформулировать проекцию развития этого экранного коммуникационного средства. Стратегически ее обеспечивают не только цифровые вещательные технологии, но и глобальная модель многопрограммной цифровой интерактивной ТВ-системы, которая была разработана и принята государствами на исходе прошлого столетия. Замена аналоговой платформы телевидения на цифровую ведется в настоящее время во всех странах мира.

Развитие «глобального телевидения» связано, однако, не только с совершенствованием технико-технологической платформы, способной доставлять ТВ-сигнал в любую точку мира, но и с изменением траектории привлечения потенциальной массовой аудитории, характеризуемой ныне как гипермассовая. Обеспечение технологических параметров, несомненно, жизненно важно для перехода этого средства массовой коммуникации на новый этап. Но именно контент наполняет телевизионный экран содержанием, обеспечивая смысл существования ТВ как социального института, чья миссия a priori ориентирована на межкультурную коммуникацию, ее устойчивое протекание, на формирование коллективного сознания среди разобщенных, имеющих различный культурный потенциал социальных слоев и групп с целью осознания изменений, происходящих ныне в современном мире. Следовательно, при трансляции телепрограмм с глобальным охватом речь идет уже не об аудитории в рамках одной нации, государства, а множества наций/народностей разных государств. Данная парадигма свидетельствует о потенциальной мощи телевидения, имеющего колоссальное воздействие на массовую аудиторию. Неслучайно его нередко характеризуют как «окно в окружающий мир», притом что данная категория рассматривается не как литературная метафора или образ, а как устоявшееся понятие с присущим ему смыслом. Весь этот накопленный предыдущий опыт, имеющийся у ведущих экранных искусств – телевидения и кинематографа, и стал квинтэссенцией при определении формообразования контента для видеоинформационных систем.

Многое, конечно, будет зависеть от масштаба использования этой экранной технологии, фактического количества внедрения ВИС в мегаполисе, метро, общественном транспорте, офисах, населенных пунктах и т.д. для достижения эффекта «погружения» в транслиру е мую открытым способом экранную информацию. Но данный, сугубо утилитарный, вопрос в статье не рассматривается. Отметим только, что некий прецедент в этом плане уже создан в российской столице, в мегаполисах за рубежом – на улицах установлены большие экраны, а в общественном транспорте, автолайнах встречаются телевизоры, однако их содержательная функциональность практически нулевая ввиду отсутствия инфраструктуры, обеспечивающей поставку экранной продукции. Но если все-таки представить, что такая инфраструктура будет создана и система заработает (а это вполне можно прогнозировать), то данное явление, несомненно, окажет существенное воздействие на медийный рынок: с одной стороны, это приведет к перераспределению новостных потоков, с другой – потребует нового, концептуального подхода к информационному пространству. Ведь нельзя не учитывать, что , попадая в открытую информационно-образную пространственно-экранную среду даже мимоходом, например, спеша на работу, человек вряд ли пожелает тратить свое досуговое время на вечерний просмотр тех же новостных сюжетов по телевизору. Это может произойти лишь в том случае, если, к примеру, в открытой пространственно-образной среде новости будут подаваться в кратком тезисном варианте, а скажем, по телевизору, в интернете и т.д. предоставляться их расширенная версия. Данный пример следует рассматривать как одно из противоречий, которые возникают в результате освоения новых технологий, однако это не означает, что технологические инновации не следует осваивать вовсе.

Сама же по себе идея о том, что, выходя на улицу, человек погружается в «информационный океан» , аккумулируя сведения об окружающем мире, фактически находясь в процессе непрерывного познания, заслуживает серьезного внимания. Рождение новой экранной технологии, обеспечивающей, по сути, беспрепятственное накопление знаний, конкурирует даже с идеей создания интернета. Но в данном случае преимущество оказывается на стороне ВИС, поскольку потребителю не требуется ни приобретать технические устройства, ни даже затрачивать усилия на поиск информации: он попросту погружается в эту среду, а сам этот процесс напоминает «информационный дайвинг» .

Появление открытой информационно-образной пространственно-экранной среды повлечет за собой изменения и в социальном поведении, и в социальных потребностях. Если при доминировании печатных СМИ культивировалась привычка к чтению газет, то с развитием радио, ТВ она постепенно начала атрофироваться. Для оперативного получения новостей население стало чаще обращаться к радио, утренним телепрограммам, а затем и к интернету, мобильной связи, обеспечивающи м эту услугу. С появлением же ВИС потребность в чтении периодики, видимо, еще уменьшится на фоне растущей потребности экранного восприятия, так как возникнет более скоростной, беспрепятственный и вполне эффективный метод получения информации. Это, однако, не означает, что социальные слои полностью утратят потребность в чтении газет, журналов, книг – у каждого из этих направлений свое предназначение, но произойдет перераспределение отношения к информационным потокам, коммуникативным процессам в целом, что, несомненно, приведет к еще большей сегментации массовой аудитории. Существенную роль сыграет то, что потребителю не придется, как ранее, приобретать для получения первичной событийной информации специальную технику (телевизор, радиоприемник, мобильный терминал, видеоплеер и т.д.). Воспринимать экранные информационно-образные сюжеты можно будет буквально из городского пространства, а звуковое сопровождение этих открытых экранно-информационных потоков обеспечит, по свидетельству технических специалистов, мобильный терминал, имеющийся у большинства населения. В результате можно предположить, что определенные социальные группы либо откажутся от обращения к СМК, как это произошло в момент переориентирования с печатной на экранную продукцию, либо существенно сократят свое время на просмотр телевизора, поиск информации в интернете. В этом случае для формирования интереса потенциальной аудитории СМИ к новостным сюжетам придется всерьез озаботиться стратегией развития своего информационного ресурса, а корпоративному сообществу выстраивать некую информационную карту или матрицу информационного пространства с учетом перераспределения информационных потоков, если открытая информационно-образная пространственно-экранная среда все-таки возникнет.

 

Принципы формирования контента. Профессиональный аспект

Данный факт рождает серьезные противоречия в профессиональном сообществе, заставляя СМК, и так подвергающиеся ныне конвергентно-интеграционным процессам, еще более реструктурироваться, так как их главная задача – привлечь наибольшую массовую аудиторию в целях экономического процветания. Серьезной проблемой для профессионалов становится уже не столько выстраивание персонализированных связей с потенциальной аудиторией, сколько осознание перспективы развития медиабизнеса, которую отныне будет определять системный подход к информационному пространству, где начнет превалировать структурированная матрица – информационная карта – распределения информационных потоков (видео - , аудио - , аудиовизуальный, вербальный, иллюстративный или мультимедийный продукт). Такая информационная матрица потребуется не только профессионалам, но и потребителям, так как им необходимо ориентироваться в информационных потоках, знать, где и в каком объеме могут быть предоставлены необходимые сведения. Создание же информационной матрицы возможно либо в рамках корпоративной среды, в условиях саморегулирования профессионального сообщества, когда медийные структуры договариваются о систематизации распределения информационных потоков, вырабатывают правила взаимодействия, либо при участии государства, заинтересованного в их системном структурировании, включая законодательство, правовые нормативы. Из этого следует, что правила, вырабатываемые коллегиально для матричного концепта информпространства, должны быть основополагающими для всех видов СМИ, известных информационных сред, что обеспечи т и системное структурирование индустриальной инфраструктуры современного типа. Структурирование медийно-информационной среды – в открытом и закрытом доступе, где распределяются различные типы информационных потоков, имеющие определенные характеристики качества и стандартов, предстают при проведении реформ и как необходимая базисная платформа, обеспечивающая функциональное развитие медиарынка. А это, в свою очередь, связано с принципами формообразования контента распространяемого информационного продукта. Рассмотрим данную проблему в рамках медиапродукта, предназначенного для инфраструктуры сюжетов площадной экранной культуры, т.е. для видеоинформационных систем .

При формировании контента для ВИС, ориентированного на новостной поток, информационно-образное построение событийных сюжетов, следует учитывать ряд важных параметров. Это прежде всего пространственное местоположение огромных экранных панно, их удаленность от потенциального потребителя информации и то, что люди, воспринимающие экранные образы, постоянно перемещаются, т.е. по отношению к общей массе каждый индивид пребывает в «хаотично» импульсивном движении, сравнимом с броуновским. Из этого следует, что возникающий на экране образ должен основываться только на крупных планах с короткой задержкой, чтобы движущийся человек смог не только увидеть показываемое снизу или сбоку, но и разглядеть образ, запечатлеть его в памяти. Но поскольку экранный образ без текста полноценным быть не может, «картинка» должна сопровождаться кратким текстом на экране также крупного размера, в виде телеграфного сообщения. Звуковую же поддержку, обеспечиваемую через мобильный терминал, где, кстати, информация может быть представлена незначительно расширенной, следует рассматривать как дополнение к экранному сюжету, поскольку не каждый движущийся по улице человек готов пользоваться наушниками. Для «погружения» в открытую информационную среду ему, возможно, будет достаточно и экранного восприятия, краткой текстовой информации.

Стоит предположить, что существенным аспектом при создании открытой информационно-образной пространственно-экранной среды является ее непрерываемый новостной поток для всех ВИС, установленных в мегаполисе (на площадях или в закрытых помещениях), чтобы, передвигаясь, а значит, удаляясь от экранов, человек смог не потерять информационный контекст. Таким образом, даже «выйдя» на какое-то время из информационного потока, потребитель сможет вновь безболезненно в него «войти», сохраняя ощущение пребывания в транслируемой информации при условии, что этот поток будет последовательным и единообразно формируемым. Процесс формирования открытых экранных сюжетов в чем-то схож с показом теленовостей, когда зритель перемещается по квартире, оставляя включенным телевизор, и возвращается к нему, если его заинтересовало какое-то событие. Конечно, при дом а шнем телесмотрении немалую роль играет звук, но и в случае с формированием сюжетов площадной экранной культуры звуковое сопровождение с помощью мобильной связи играет не меньшую роль для заинтересованного потребителя.

Проекция безболезненного «выхода» и «входа» в новостной поток в открытом информационном пространстве обеспечивает и подход к формированию экранных сюжетов. Их представление – фактически скорректированная калька телевизионных новостей, сформированных по рубрикам, – от наиболее актуальных событий до сюжетов о культуре и спорте. Существенную разницу составляет лишь принцип их формообразования – построение крупных планов, телеграфный текст, сопровождающий экранный образ. Связующими элементами рубрик такой открытой для публики новостной программы могут стать, несомненно, как экранные образы, так и реклама, выполненная, однако, скорее в информационной, а не имиджевой стилистике репрезентации (показ полезных качеств рекламируемого продукта), также основанная на крупных планах и кратком лакничном тексте. При этом объем использования рекламных сюжетов в открытых новостных программах должен быть тщательно выверен, по возможности, ограничен, чтобы потребитель информации не попал в блокаду, граничащую с рекламным «терроризмом», поскольку суть функционирования ВИС состоит именно в распространении качественно-полезной информации, а не в продвижении товарного продукта.

Не менее значимой характеристикой для площадной экранной культуры является временной диапазон, формируемый с учетом делового распорядка горожан. Для усиленного потока открытых новостных программ избирается утреннее, дневное (обеденный перерыв) и вечернее время, своего рода трехуровневый прайм-тайм , когда основная часть городского населения отправляется на работу либо возвращается домой после рабочего дня. Для автомобилистов также может быть зарезервирована определенная частота, где они смогут слушать информацию, находясь в пути, и даже видеть, транслируемые экранные сюжеты, например, во время остановок на светофорах, в автомобильных пробках. В остальное время приоритеты распределения экранных сюжетов могут меняться, однако их нацеленность на информирование должна сохраняться. В глубокое же вечернее и ночное время площадные экранные панно могут быть отданы показу сюжетов, построенных на тех же принципах досугово-развлекательного характера, например концертам, театральным и эстрадным представлениям, клоунадам и т.д. Такой подход обеспечит, с одной стороны, информацию о культурно-досуговых мероприятиях, с другой – ненавязчивую рекламу культурным событиям , с тем чтобы вызвать непосредственный интерес потребителя. Выстраивание концепта функционирования инфраструктуры для ВИС, ориентированной на развитие площадной экранной культуры, может включать в себя , несомненно, различные элементы формообразования, но использование этой новой открытой пространственно-образной среды должно быть ориентировано на социальное развитие.

Таким образом, использование информационно-событийных, культурно-досуговых элементов площадной экранной культуры возвращает общество к истокам социализации масс, когда на открытом пространстве устраивались массовые зрелища, театральные представления и иные мероприятия, позволяющие разным социальным слоям, группам ощущать себя как единую нацию и общность. Институциализация ( упорядочение процесса) общественной жизни с помощью введения в постоянный обиход разнообразных информационно-образных сюжетов площадной экранной культуры с учетом современных задач и вызовов времени позволит современному обществу не только создать прецедент для быстрого накопления позитивного чувственно-эмоционального опыта, но и вывести критерий «информированности» граждан на новый качественный уровень. А это означает, что готовность социальных слоев, групп к изменениям, происходящим в политической, экономической и социальной жизни , многократно возрастет, особенно если приоритет при построении информационно-образных сюжетов площадной экранной культуры будет отдаваться духовным ценностям, обеспечению межкультурной коммуникации.

 


  1. Эта тематика в основном ограничивается производством наружной рекламы, хотя на данном направлении наметились принципиальные технологические нововведения, изменяющие не только мономедийную, но и мультимедийную среду, которая ныне формируется.
  2. Кривошеев М.И. Новый подход к развитию цифрового ТВ-вещания // MediaVision . 2010. № 6. Август. С. 4 – 11; Его же. Экран в новом времени // Вестник ВГИК. 2010. № 2. С. 4 ? 10.
  3. Термин родился во время дискуссии с профессором В.Л. Цвиком.
  4. Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI – начало ХХ вв.). СПб, 2003. C. 148?156. Цит. по: http://ec-dejavu.ru/b/Balagan.html .
  5. Там же.
  6. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М., 2005. С . 486.
  7. Там же. С. 574.
  8. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 318.
  9. Володина M.H. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // http://evartist.narod.ru/text12/03.htm#%E7_02 .
  10. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006. С. 34.
  11. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
  12. Цит. по: Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России: монография. М., 2004. С. 77.
  13. 6-я Исследовательская комиссия (вещание) сектора радиосвязи Международного союза электросвязи.
  14. Кривошеев М.И. Экран в новом времени. С. 4–10.
  15. Кривошеев М.И. Новый подход к развитию цифрового ТВ-вещания. С. 7.
  16. Уразова С.Л. О жанровом многообразии телепрограмм в контексте инновационного подхода к анализу телевидения // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. Лингвистика. 2011. Вып. 12. № 1 (218). С. 48–56.
  17. Киселева Т.Г. Экранная культура в меняющемся мире // http :// www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom3/posl2/Doc36.HTML .