Vatican and Media Gospelization in the XXIst Century
Клименко Дарья Александровна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, d.klimenko@gmail.com
Darya A. Klimenko
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, d.klimenko@gmail.com
Аннотация
Первое десятилетие XXI в. характеризуется активным процессом медиатизации католической церкви. В статье анализируется концепция «медиатизации религии» на основе теоретических работ, а также выступлений на конференции по случаю 44-го Международного дня социальных коммуникаций в Ватикане в 2010 г. Период с 2002 по 2010 гг. показателен с точки зрения подготовки к новой евангелизации, к диалогу с современным «цифровым поколением». Анализ деятельности Ватикана по взаимопроникновению СМИ и СМК в религию позволил нам ввести понятие «медиаевангелизация», дать его определение, и показать его сильные и слабые стороны.
Ключевые слова: медиатизация религии, евангелизация, Ватикан, католическая церковь, «медиаевангелизация».
Abstract
The first decade of the XXI century was characterized by reactive involvement of Catholic Church into the process of mediatisation. The article analyzes the concept of «mediatisation of religion» within a framework of theoretical works and the conference papers of the 44th World Day of Social Communication in Vatican. The period between 2002 and 2010 was an intensive preparation to the New Evangelization of the modern «digital generation». Thus consecutive analysis of Vatican’s steps in the communication field allows us to introduce the concept of «mediaevangelisation», to define it as a part of «mediatisation of religion» and to demonstrate its strong and weak features.
Key words: mediatisation of religion, evangelization, Vatican, Catholic Church, «media evangelization».
Как пророк Исайя предрекал появление дома
молитвы для всех народов (ср. Ис. 56,7),
разве не
можем мы увидеть во Всемирной сети
пространство,
подобное «двору язычников» в
Иерусалимском храме
и предназначенное для тех,
кто еще не познал Бога?1
Для церкви это [новая страница жизни
человека]
подобно новому кайросу2, подходящее
время
для новой евангелизации, когда новые
свойства культуры рассматриваются одновременно
как вызов и точка опоры для пастырского послания
о культуре3.
От «Медиатических притч» до «Цифровых свидетелей»
Последний Всемирный День социальных коммуникаций в апреле 2010 г. в Ватикане проходил под знаком «цифрового свидетельства». «Цифровые свидетели» (Testimoni digitali) – такой «слоган» был дан ряду мероприятий, посвященных Дню социальных коммуникаций, в том числе трехдневной конференции, по завершению которой Папа Бенедикт XVI зачитал ежегодное послание, приуроченное к этому событию. Тема послания в 2010 г.: «Священник и пастырское служение в цифровом мире: новые средства в служении Слову». Оно было приурочено к году священников, поэтому его основной идеей было использование современных каналов и устройств коммуникации для распространения христианского учения, для новой евангелизации и катехизиса.
Бенедикт XVI отметил, что при использовании многочисленных цифровых технологий не достаточно просто присутствовать в Сети и воспринимать ее как некое пространство для заполнения идеями, но важно вести диалог с аудиторией. По словам Папы, священники должны присутствовать в цифровом пространстве как свидетели Евангелия, свидетели новой жизни и передавать, таким образом, учение церкви верующим.
Во вступлении к посланию Папа указал, что «цифровые свидетели» – событие, призванное сократить «цифровой раскол» (digital divide), под которым здесь понимается не столько неравный доступ к интернету, сколько моральный раскол, деградация. При таком расколе появляется возможность повсеместного контроля, морального и интеллектуального релятивизма, опасность упрощения понятий, «очернения духа», когда люди перестают смотреть друг другу в лицо, когда сама личность человека престает восприниматься как нечто сложное и глубокое. По словам Бенедикта XVI, такая опасность может привести к тому, что на земле останутся «тела без души, объекты торговли и потребления»4. Таким образом, заключает Папа, медиа способны стать фактором гуманизации, направить свет на личность человека, на универсальное благополучие и повсеместное уважение к духовным ценностям.
В комментариях к посланию кардинал Анджело Баньяско определил понятие «цифрового свидетельства» как процесса вхождения христианской души в цифровое пространство, передачи всего богатого внутреннего мира через современные каналы коммуникации.
Быть свидетелем для современной аудитории – это своеобразная роль, которая навязывается обществу медиа. Именно медиа делают так, чтобы человек стал свидетелем конкретного события или социальных изменений в мире. Власть медиа в данном случае заключается в выборе того, свидетелем чего становится аудитория. Слово «свидетель», несомненно, отсылает нас и к христианскому его значению: свидетели рождения Христа (пастухи и волхвы). Но что же входит в понятие «цифровой свидетель»?
Согласно посланию Папы, с одной стороны, это священнослужители, в честь которых и было организовано мероприятие. С другой стороны, это сами верующие, которые являются свидетелями цифровых изменений в мире. Задачей священников при соприкосновении с миром цифровых коммуникаций является передать Слово Господне, не теряя связи с религиозным знанием прошлого. Верующие же должны уметь при всем многообразии информации избегать названных выше «опасностей» Сети.
На сайте www.testimonidigitali.it, созданном специально к 44-му Международному Дню социальных коммуникаций, свидетелями названы и все выступающие на конференции, от пастырей и главных редакторов ведущих итальянских католических и светских изданий до специалистов, исследователей журналистики и коммуникации.
Однако понятие «свидетель» может включать в себя не только внешний аспект (свидетельство изменения современного мира). Так, Ник Кулдрай озаглавил свою книгу «Место медиавласти: паломники и свидетели эпохи медиа»5, где задался вопросом, что происходит, когда люди становятся «свидетелями медиапроизводства»? При этом исследователь не просто переформулировал известный вопрос науки о коммуникации о получателях информации и потреблении медиа, однако пошел дальше и проанализировал, что происходит с людьми, которые видят, как появляются на свет телесюжеты, как пишутся статьи, как делаются радиорепортажи. Автор приходит к выводу о том, что в связи с проникновением знания о производстве того, чему массы верят как данному, уменьшается дистанция между вовлеченными в медийное производство и немедийными людьми, таким образом, происходит снижение символической власти медиа в обществе.
Аналогичный процесс в отношении власти церкви произошел с зарождением книгопечатания, а уже позже и с появлением виртуального пространства. Революция Гутенберга привела к появлению профессии «книгоиздатель» и отобрала монополию на производство текстов у монастырей. С развитием печати власть церкви стала подвергаться постоянному «контролю», «проверкам» со стороны аудитории. Люди увидели производство самих текстов, а в случае с интернетом и многое другое, что лишало церковные таинства и тексты некого священного ореола, загадочности.
Ответным действием церкви на подобное явление стало создание собственной сети в пространстве онлайн. Так, близким по значению к «свидетелям» стало слово «аниматоры», введенное католической церковью вместе с созданием совместного образовательного проекта с католическими вузами «Аниматоры культуры и коммуникации» (ANICEC). Проект направлен на развитие обучения в виртуальном пространстве (e-learning). На официальном сайте ANICEC под «аниматором» понимается человек, увлеченный масс-медиа и способный заразить этим увлечением других, создать и развивать настоящее общение внутри христианского сообщества6.
«Цифровые свидетели» – проект, созданный специально ко Дню социальных коммуникаций наряду с проектами «ВикиКат» (WikiCath7) 2008 г., в котором объясняются основные понятия 43-го Международного Дня социальных коммуникаций8 и сайтом энциклопедии католического мира на итальянском языке «Катопедия» (Cathopedia9).
Прародителем же всех событий такого рода является национальная конференция «Медиатические притчи: создать культуру в эпоху коммуникаций», проведенная в 2002 г. По аналогии с евангельской притчей в современном мире стали возможны «медиатические притчи». На конференции были рассмотрены основные направления «Распространения Евангелия в меняющемся мире» в первое десятилетие XXI в. А на апрельском событии 2010 г. были подведены итоги этого развития.
Среди основных достижений было названо создание сети католических радиостанций «Ин Блу» (In Blu). Этот проект был начат еще в 1998 г. как «Блусат-2000» (Blusat-2000). Сегодня «Ин Блу» принадлежит одной издательской группе с католическим телеканалом «ТВ-2000» (TV-2000). В 2008 г. исполнилось 40 лет со дня основания католической газеты «Аввенире» (Avvenire), последние 10 лет из которых ознаменовались развитием онлайн-версии издания.
По данным итальянской Федерации католических еженедельников, за последнее десятилетие в Италии были зарегистрированы более 180 специализированных католических изданий, общее количество экземпляров которых достигло 1 млн. Многие из них обзавелись электронными версиями, чем увеличили свою действительную аудиторию, несмотря на декрет об отмене упрощенных почтовых тарифов от 30 марта 2010 г., который остро коснулся бесплатных изданий, в группу которых входят и католические. Для них цена за каждую отдельную отправку изданий будет теперь обходиться в пять раз дороже прежнего тарифа10.
В связи со все возрастающей ролью интернета итальянская католическая церковь решила предложить свои услуги по созданию сайтов для приходов и церковных изданий. Так появилась ассоциация итальянских католических веб-мастеров11. Эта ассоциация стала ответом на быстро растущее количество католических сайтов, число которых на сегодняшний день только в Италии превышает 6 тыс.12. Именно она взяла на себя ининициативу веб-образования для сотрудников католической церкви, проводя периодически специальные семинары и лекции. Наряду с ассоциацией католических веб-мастеров нельзя не отметить развитие Службы информатики итальянской епископальной конференции (SICEI13) и работу Папского совета по социальным коммуникациям14.
Как мы видим, за восемь лет, от первых «Медиатических притч» до «Цифровых свидетелей» произошло довольно масштабное проникновение католической церкви в виртуальное пространство, в мир современных медиа. Этот процесс в современной науке о коммуникации принято называть «медиатизацией религии». Наряду с уже устоявшимся понятием «медиатизация политики»15 под медиатизацией религии понимают процесс, связанный с представлением религии в информационном пространстве, взаимопроникновение СМИ и СМК в религию и, как следствие, изменение религиозного содержания в соответствии с логикой медиа. По мнению исследователей, медиатизация религии возможна в западном обществе16, где медиа представляют собой независимые институты, а также способствует секуляризации общества17.
Несмотря на то что слово «медиатизация» не встречается в официальных документах Ватикана, можно сказать, что медиатизация католической религии началась с понтификата Иоанна-Павла II. Именно этот Папа первым призвал не бояться новых технологий, назвал интернет «новым форумом провозглашения Евангелия», а в июне 1979 г. во время своего паломничества в Польшу впервые использовал понятие «новая евангелизация».
Сегодня католическая церковь не только осознала необходимость создания новой культуры для восприятия Слова Господня цифровым поколением и ведения открытого диалога со всем миром, но и вынуждена занять равноправное место наряду с множеством религий в виртуальном пространстве. В данном контексте Ватикан вступает в своеобразную конкурентную борьбу, обусловленную взаимопроникновением технологии и религии.
Религия. Интернет. Ватикан
Разговор о том, насколько религию можно считать наукой, сегодня дополняется рассуждениями об уместности использования новых технологий в распространении религиозных идей.
Многочисленные авторы на протяжении XX в. считали развитие технологии «духовными поисками»18, а поисковая машина «Гугл» (Google) и вовсе является ярким примером поисков «значений» и объяснений. Понятие «трансцендентности», преодоления является общим как для религии, так и для технологии, что легко увидеть на примере воскрешения как преодоления человеческой ограниченности, смерти. Самым же очевидным примером проникновения технологии в религию является использование новых информационных технологий, интернета разными мировыми религиями. «Во многом мы сегодня живем в техно-религиозную эпоху, где технология и религия объединились в самом человечном поиске трансцендентности»19.
Религия и технология являются силами, которые человечество не может преодолеть, от которых не может отказаться, без которых не мыслит существования, поэтому их сочетание как нельзя лучше воплощенное в виртуальной религии – «неизбежно»20.
Интернет во многом рассматривается католической церковью в качестве «альтернативного канала» для новой евангелизации, для общения с «цифровым поколением».
В этом плане показательно, что темы международного Дня социальных коммуникаций меняются по мере освоения Ватиканом киберпространства. Так, слово «компьютер» впервые прозвучало на этом событии в 1990 г. – на самой заре развития персонализированной компьютерной культуры: «Христианское сообщение в компьютерной культуре» – так звучало послание, произнесенное Иоанном-Павлом II. А слово «интернет» впервые прозвучало и стало главной темой послания в 2002 г.: «Интернет: новый форум для провозглашения Евангелия». Тогда же, в 2002 г., вышли две энциклики «Церковь и Интернет» и «Этика в Интернете».
Из тем посланий Папы Римского к Дню социальных коммуникаций можно заметить, что Ватикан призывает относиться к виртуальному пространству как к средству, однако в последующих параграфах мы покажем, что на деле это отношение становится все более глубоким и начинает таить в себе ряд опасностей для самой религии.
Опровержение силлогизма
Концепция медиатизации сегодня применяется ко многим сферам жизни. Однако именно в случае с религией это понятие приобретает особое значение, хотя бы потому, что эра медиа характеризуется резкими изменениями даже самых традиционных устоев.
Исследователи отмечают, что в отношении медиатизации религии все оказывается сложнее типичного силлогизма: 1) религия является древней и «естественной», 2) медиа являются современными и «искусственными», поэтому 3) религия – категория шире и фундаментальнее, чем медиа, а взаимоотношения между ними не более чем технологическая модель настоящей религии, поэтому медиатизация является лишь «влиянием»21 медиа на религию.
Эту сложность объяснил датский исследователь Стиг Ярвард, который сказал, что в процессе медиатизации религия подчиняется медиалогике: «Как канал коммуникации медиа давно стали первоисточником религиозных идей»22.
Понятие «медиалогика» неотделимо от понятия «медиатизация», при этом под медиалогикой понимается технологический и институциональный modus operandi23 медиа, а сам процесс медиатизации является «историческим развитием, которое являлось и является результатом изменений в (коммуникации) медиа и последствий этих изменений»24.
По сути, медиатизация является изменением социальной реальности в соответствии с развитием как самих СМК, так и новых информационных технологий, что дает нам право говорить о техническом аспекте медиатизации многих сфер жизни, в том числе и религии. Тем не менее медиатизация не является исключительно техническим процессом, поскольку соприкасается со сложным механизмом медиа, с общественным мнением, с переосмыслением, интерпретацией происходящего отдельными журналистами.
Мнение Ватикана о медиатизации религии
Набор тем, рассмотренных участниками конференции 22–24 апреля в Ватикане, показателен и демонстрирует не только всеобъемлющий интерес Святого престола к современному информационному пространству, но и особое понимание католической церковью процесса медиатизации.
Доклады, прозвучавшие на конференции, можно разделить на несколько групп, одна из которых затронула вопросы взаимоотношения молодежи с виртуальным пространством, дала основные характеристики молодежной аудитории. Здесь прозвучали доклады Симоне Карло «Центральное положение социальных сетей в практике общения», Кьяры Джаккарди «Коммуникативные и эмоциональные взаимоотношения молодежи согласно цифровому сценарию», Массимо Скальони «Молодежь между массовыми и персональными медиа». Подобные темы указывают на то, что одним из основных объектов внимания церкви в виртуальном пространстве является молодежь. Целью же активного использования новых технологий наряду с устаревающими, целью обращения церкви к конвергенции собственных каналов коммуникации является привлечение молодой аудитории, представителей так называемого «цифрового поколения» и установление диалога с ними.
Ко второй группе мы отнесем доклады, посвященные анализу новых технологий в контексте их использования церковью. Так, профессор социологии Гвидо Джили в докладе «Вера в сети отношений: общность и взаимосвязи» предлагает представить информационное поле в виде рыночной площади, которая имеет три главные характеристики: наличие открытого пространства, возможность свободного обмена личными мнениями вне социальных иерархий и, наконец, противопоставление площади дворцу, месту контроля над информационным потоком. Следующее сравнение, которое приводит Джили, это «какофоническое пространство», открытость которого служит причиной диссонансов, недосказанностей, шума, непонимания, фальсификации. В какофоническом пространстве церковь должна говорить не от одного лица, но множеством голосов, которые соответствовали бы множеству церковных, личных и групповых чувств и опытов, главное, чтобы эти голоса выражали единство. Голландский священник Фредерик Вонхоген, основатель ресурса SQPN25, раскрыл семь секретов евангелизации через новые медиа. Вонхоген поделился собственным опытом проповеди через интернет и тем, как можно обращаться к некатоликам. По его словам, большинство слушателей его первой аудиозаписи с проповедью были некатоликами, но их привлек личный характер записи. За несколько лет священник объединил команду молодых людей, которые сегодня занимаются созданием аудио- и видеоподкастов католической тематики с целью выстроить мост между доминирующей популярной культурой западного мира и традиционной культурой католической церкви, достигнуть аудитории, которая пока никак не относится к церкви. На сегодняшний день аудитория его сайта составляет 250 тыс. человек.
В третьей группе оказались доклады всеобъемлющего, философского характера, посвященные осмыслению современной эры информационных технологий, осмыслению процесса медиатизации религии, в контексте которого проходит новая евангелизация. Епископ Клаудио Джульодори рассказал о том, какой гуманизм возможен в цифровую эпоху. По его словам, это «равномерный (гомогенизированный) гуманизм», когда все сферы жизни (работа, учеба, семья, хобби) соединены между собой и не имеют четкого разделения, благодаря цифровым связям. Здесь появляется риск сделать относительным само существование, окончательно потеряться в виртуальном пространстве. Профессор Антонио Спадаро в своем докладе задался вопросом: какую веру находят люди в Интернете? Подобно Джульодори, Спадаро предупреждает об опасности «гомогенизации», когда веры предоставляются человеку на выбор, подобно товару26. В этом случае, по мнению Спадаро, ошибочно считать верной «гуглизацию веры» и искать ответы на религиозные вопросы в «синтаксических» поисковых машинах, таких как «Гугл». С другой стороны, автор положительно отзывается о семантических поисковиках, таких как Wolframalpha, где на запрос «Существует ли Бог» выдается предложение «Мне жаль, но бедная вычислительная машина, вне зависимости от мощности, не способна обеспечить простой ответ на данный вопрос»27.
Широкий взгляд церкви на медиатизацию религии, следующий из перечисленных выше докладов, однако выглядит достаточно ограниченным и сконцентрированным на направлении «религия и интернет», «религия и технология»: как правильно общаться и реагировать в виртуальном пространстве, какую пользу католическая церковь может извлечь из Сети, что собой представляет идентичность интернет-пользователя28 и т.д. Во многом ответы на эти вопросы ложатся в основу механизма новой евангелизации, которую, судя по используемым инструментам, смело можно назвать «медиаевангелизацией».
Медиатизация евангелизации
В данной работе, основываясь на приведенном выше определении медиатизации религии, мы введем понятие «медиаевангелизация».Под этим термином мы понимаем процесс новой евангелизации посредством обращения к каналам массовой коммуникации и выборочного их использования. «Медиаевангелизация» является частью процесса медиатизации религии, выраженной в активном освоении Ватиканом технического modus operandi медиа.
В отличие от самого понятия «медиаевангелизация», в официальных документах Ватикана встречается словосочетание «медиа и евангелизация». Так, архиепископ Клаудио Челли, президент Папского совета по социальным коммуникациям, выступил в 2009 г. с докладом «Роль масс-медиа в евангелизации», а на конгрессе «Церковь и медиа: безграничное будущее» священник Джерардо Пастор высказал мнение о том, что евангелизация с помощью медиа – не опция, а императив29, обязательное условие существования в современном мире: «В мире, который достаточно пропитался культурой новых медиа, церковь не должна оставаться в стороне, действуя в ненужный момент или с доктринальным высокомерием, как будто она обращается только к своим собственным верующим».
Термин же «медиаевангелизация» крайне редко используется в лексиконе исследователей и журналистов. Например, недавно был создан онлайн-портал под названием «Новая медиаевангелизация» (New Media Evangelization30), автор которого решил собирать материалы о развитии сайтов и поисковых машин для католических организаций и церквей. Существует и сайт под названием «Музыка медиаевангелизации»31, созданный композитором, который специализируется на создании музыки для религиозных медиапроектов.
Католическая церковь полностью отдает себе отчет в том, что евангелизация невозможна без обращения к происходящим процессам коммуникации32. Папский совет по культуре назвал новые технологии «кайрос» (kairos). Это греческое слово означает «нужный момент», «возможность» (см. эпиграф). Ведь еще Павел VI в апостольском обращении о евангелизации современного мира «Еванджелии Нунтианди» (Evangelii Nuntiandi) говорил, что церковь «почувствовала бы свою вину перед Богом, если бы не использовала эти средства сообщения во благо евангелизации».
Однако под техническими аспектами мы понимаем не только обращение к современным технологиям. Необходимым условием для новой евангелизации должно быть появление нового усвоения культуры33, нового усвоения Евангелия, чему должно способствовать правильное использование новых каналов коммуникации, поэтому, по мнению многих ученых, стоит вводить новые направления науки о коммуникации, такие дисциплины, как «антропология и теология коммуникаций»34.
Речь также идет о создании особого языка проповеди для общения с современным «цифровым поколением». Монсеньор Мариано Крочата35, говоря о языке виртуального пространства, сказал, что в отношении религиозного образования современное поколение больше не располагает «нашим запасом слов», это поколение, которое «не выступает против или за Бога, но которое учится жить без Бога и без церкви». Такое поколение Крочата называет «цифровыми новорожденными» (nativi digitali), т. е. поколением, выросшим в тесном соприкосновении с новыми технологиями.
С целью не допустить «потерю» верующих Мариано Крочата предлагает создать новый «алфавит», чтобы занять прочные позиции в пространстве новых технологий и одновременно не потерять христианскую идентичность, представленную в Евангелии. При этом Крочата ссылается на слова Павла VI из уже упомянутого «Еванджелии Нунтианди» о том, что Церковь должна не просто присутствовать в современных реалиях, но быть проницательной и действовать особенно осторожно. Речь идет о том, чтобы понять, как должно быть подано послание Господне и как нужно вести диалог с помощью средств социальной коммуникации, не забывая о том, что главными в этом диалоге являются собеседники36.
Однако следование медиалогике только в техническом плане в современном мире не может быть названо полноценным процессом медиатизации религии и несет в себе несколько опасностей.
Исследователь Стиг Ярвард заметил две тенденции взаимодействия религии с медиа: секуляризация общества и переосвящение (re-sacralization), появление новых святынь, новых тайн, новых объяснений сверхъестественного. Благодаря медиа религия становится частью народной, популярной культуры. А популяризация религии может привести к ее банализации.
По мнению Ярварда, в этом случае религия начинает ассоциироваться в сознании людей с определенным набором символов, звуков, слов, явно упрощая и лишая верование необходимых глубоких коннотаций. Недавним примером такой банализации в католической религии может послужить проект еженедельника «Фамилья Кристиана» (Familia Cristiana), направленный на популяризацию Библии. Для достижения этой цели наиболее известные строки из Ветхого и Нового Заветов были переложены на музыку в стиле «рэп»37.
Желание католической церкви «дигитализировать» церковные таинства и все процессы, связанные с общением в религиозном сообществе, демонстрирует одностороннее восприятие процесса медиатизации – особое внимание к техническим его аспектам. Тогда как медиатизация представляет собой многосторонний процесс взаимодействия со СМИ.
Неполная медиатизация в пропитанном информационными связями обществе может восприниматься как отрыв от реальности, несоответствие настоящему положению дел. Показательной ошибкой в данном случае будет восприятие медиатизации религии исключительно как «брендинга», хотя между двумя понятиями, несомненно, существует связь, ведь медиатизация «заставляет» религии говорить о себе, появляться в разных каналах СМИ, стремиться быть в центре медиакультуры38. Особенностью религии в случае создания бренда будет стремление совместить маркетинговый и религиозный контент. Для Ватикана положительным примером в этом направлении являются тематические мероприятия, например Международный день молодежи.
Однако сконцентрировавшись на брендинге и создании позитивных информационных поводов в медиапространстве, Ватикан меньше внимания уделяет существующим проблемам. Именно поэтому католическая церковь получает столько критических замечаний касательно оперативного реагирования на возникающие скандальные материалы в СМИ. Недавним ярким примером является скандал с педофилией, который продемонстрировал настоящий кризис коммуникации в Ватикане39.
На пути к полной медиатизации и сохранению религии
Сторонники Ватикана оправдывают неоперативность Ватикана все тем же силлогизмом, рассмотренным нами ранее. По их словам, церковь и медиа находятся в разных временных пространствах: журналисты мыслят в перспективе 24-х часов, а церковь – в перспективе веков и тысячелетий40.
Противники такого подхода, напротив, упрекают Ватикан в излишней секретности и отсутствии профессиональных знаний в отношении с журналистами, а глава пресс-центра Святого Престола Федерико Ломбарди и вовсе был обозначен англоязычной прессой как человек, мало относящийся к аппарату принятия решений Бенедикта XVI41.
Сегодня «медиаевангелизация» в рассмотренном нами контексте является важной ступенью на пути к полноценной медиатизации Ватикана и католической религии. Общение с представителями СМИ становится все более продуманным, организованным и адекватным. Так, важное медиасобытие, последовавшее после педофилического скандала, – визит Папы в Лондон – сопровождалось многочисленными разъяснительными документами со стороны Ватикана, интервью с Папой. В прессе наряду с критическими откликами, вызванными массовыми беспорядками в городе, появлялись и положительные оценки.
Недавно вышедшая книга «Свет мира» (Luce del Mondo) – интервью с Папой Бенедиктом XVI, взятое немецким журналистом Питером Зивалдом42, – была названа «беспрецедентной»43 за всю историю папства. Эта интересная и глубокая работа является в том числе и показательным примером медиатизации Ватикана.
«Каждый может мне противоречить», – пошутил Бенедикт XVI по поводу своего смелого интервью, об опасности выхода которого его предупредил Федерико Ломбарди. Беспрецедентность данного интервью – в его откровенности перед бывшим редактором светских изданий «Шпигель» (Spiegel), «Штерн» (Stern) и «Дзюдойче Цайтунг» (Süddeutsche Zeitung).
Рассмотренные в книге вопросы, многие из которых в недавнем прошлом вызвали настоящий скандал в мировой прессе, были по большей части заданы интернет-пользователями, участвовавшими в предварительном опросе, устроенном журналистом.
На 250 страницах даны довольно лаконичные, простые, четкие ответы на 90 вопросов. Как отметил ватиканист еженедельного издания «Эспрессо» (Espresso) Фабио Дзаваттаро, комментируя44 интервью, за короткий срок (около пяти дней) с момента выхода книги количество положительных отзывов о Папе резко увеличилось со стороны тех самых СМИ, которые совсем недавно активно критиковали понтифика и требовали его отставки.
Тем не менее даже полная медиатизация не отменяет таких опасностей, как описанная нами «банализация религии», упрощение понятий, лишение церкви символической власти в обществе. Речь идет о другом направлении работы Святого Престола: деятельности по сохранению традиционной религии и межличностного общения.