Languages

You are here

Коммуникации в сфере инноваций. К вопросу концептуализации мировой и российской практики

Научные исследования: 

Innovation Communication.
Conceptualization of the Global and Russian Practice

Лапшов Андрей Борисович
президент коммуникационной группы Insiders, Lapshov@insiders.ru

Кузнецов Евгений Борисович
руководитель Комитета IABC/Russia по связям с научным сообществом, директор департамента развития и коммуникаций «РВК», Kuznetsov.EB@rusventure.ru

 

Andrey B. Lapshov
President, IABC/Russia; CEO, Insiders communication group, Lapshov@insiders.ru

Eugene B. Kuznetsov
Scientific relations committee head, IABC/Russia;Head of department of development and communication, Russian Venture Company, Kuznetsov.EB@rusventure.ru

 

 

Аннотация
Сформировавшиеся в мире во второй половине ХХ в. инфраструктуры инновационной экономики формируют новые коммуникационные практики. Авторы описывают проблемы формирования инновационной концепции коммуникации в мире и России, систематизируют имеющиеся зарубежные и отечественные практики, предлагают концептуальные варианты развития коммуникации в сфере инновации.

Ключевые слова: инновации, коммуникации в сфере инноваций, «треугольник знаний», PR и журналистика в сфере инноваций.

   

Abstracts
The structures of innovative economy formed in the world in the second part of the 20th century are promoting the formation of new communication practices. The authors describe certain issues and peculiarities of the appearance of a new innovative communication practice in the world and in Russia, systemize existing practices and suggest several conceptual options for developing innovation communication.

Key words: innovation, innovation communication, knowledge triangle, innovation PR and journalism.

 

Коммуникационная компонента имеет все большее значение в современном социоэкономическом дискурсе. Коммуникационные технологии (связи с общественностью – англ. Public Relations, связи с органами государственной власти – англ. Government Relations, связи с инвесторами – англ. Investment Relations и др.), формируя сложную систему взаимодействия, становятся определяющими в современных механизмах управления социумом. В частности, актуальные бизнес-практики демонстрируют кардинальное повышение эффективности во многом за счет интенсивного развития технологий коммуникации с различными аудиториями.

Расширение ареала практик профессиональной общественной коммуникации сопровождается формированием новых специализированных направлений. В частности, взаимодействие компаний с инвесторами (англ. Investment Relations) стало самостоятельным направлением, играющим ключевую роль в обеспечении движения капитала. Развитие специализации коммуникации означает появление новой предметной сферы, новых технологий, методов коммуникации, закономерно обуславливает рост их эффективности и, как следствие, повышение эффективности методов управления и развития общества.

Сформировавшиеся в мире во второй половине ХХ в. инфраструктуры экономики, которую принято определять как инновационную1, также породили уникальное направление коммуникации: между научным сообществом, бизнесом и государством. Их основная задача – создать эффективную коммуникацию: снять противоречия, создать основу взаимопонимания и согласования действий между общественными группами, имеющими не только различные цели, но и отличающиеся мировоззрения. Возникшая система коммуникации в этой области выполняет задачи взаимодействия на всех этапах производства знаний, разработки инноваций, привлечения инвестиций и развития рынков высокотехнологичных товаров.

Отметим, что инновационный вектор развития общества становится определяющим. Так, принятая в Европейском Союзе 6 октября 2010 г. концепция Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union, в частности, зафиксировала необходимость направления до 2020 г. не менее 3% от ВВП на исследования и инновации с целью трансформации объединенной Европы в крупнейшую в мире экономику, основанную на знаниях.

В рамках задачи создания в России эффективной национальной инновационной системы2 было проанализировано и локализовано много управленческих решений и технологий, таких, как создание технопарков, институтов развития и т.д. Однако следует заметить, что общая институциональная незрелость как российского общества, так и бизнес-среды не позволяет этим инструментам заработать в полную силу. Во многом причиной торможения инноваций становится именно коммуникационный фактор: незрелость практики, отсутствие каналов и языка коммуникации между разнородными сообществами, непонимание целей и задач деятельности партнеров, неумение сориентироваться в ситуации и в потребностях друг друга и т.д.

В последнее время прилагаются значительные усилия к преодолению информационного вакуума в освещении деятельности в сфере науки и инноваций. Однако все более заметно, что применение традиционных постулатов коммуникации и создание практик, не адаптированных к задаче, созданных без понимания специфики и накопленного мирового опыта специализированных коммуникаций, не эффективно, поскольку сводится к простому информированию о наиболее общих вопросах и процессах. В частности, традиционное общение со СМИ как инструмент развития инновационной информационной среды не работает. Необходимы принципиально иные концепции, специализированные и адаптированные технологии, методы, инструментарий, воспроизводящие лучшие практики, присущие развитым инновационным системам.

Мировая система взаимодействия институтов, участвующих в процессе создания инноваций, основана на особой системе управляемых коммуникаций, благодаря которым появляется возможность эффективно планировать инвестиции, концентрировать средства на наиболее успешных направлениях и создавать эффективные программы, ориентированные на практический результат. Данный вид практики получил название Innovation Communication (англ., сокращенно InCo), или «коммуникации в сфере инноваций». Таким образом, определим коммуникации в сфере инноваций как направление коммуникационной деятельности, специализированный подход и инструментарий, реализуемый с целью объединения участников инновационной деятельности, стимулирования их открытого диалога и сотрудничества для совместного производства инноваций.

В настоящее время выделилось три направления развития InCo, включающие четырнадцать основных практик:

  • Коммуникации между наукой, бизнесом и образованием, объединенными в «треугольнике знаний»3: InCoUniv (англ. Innovation Communication for Universities – коммуникации в сфере инноваций для университетов) – практика, нацеленная на то, чтобы вузы стали центрами инновационных коммуникаций и чтобы возросло понимание важности инноваций и коммуникаций на университетском уровне; InCoSci (англ. Innovation Communication for the Scientific society – коммуникации в сфере инноваций для научного сообщества) – практика, нацеленная на содействие коммуникациям в сфере инноваций в научно-исследовательских учреждениях; InCoCorp (англ. Corporate Innovation Communication – корпоративные коммуникации в сфере инноваций) – поощрение и реализация стратегии коммуникаций в сфере инноваций в частных компаниях, в том числе через институты развития; InCoEd (англ. Innovation Communication in Education – инновационные коммуникации в сфере образования) – практика, нацеленная на рост понимания важности творческого потенциала и инноваций в системе просвещения и общего и профессионального образования.
  • Связи в обществе и государстве: InCoGov (англ. Innovation Communication in governmental structures – коммуникации в сфере инноваций в государственных структурах) – поощрение инноваций и коммуникаций в сфере инноваций во взаимоотношениях с государственными учреждениями всех уровней власти; InCoNGO (Innovation Communication for Nov-governmental Organizations – коммуникации в сфере инноваций в неправительственных организациях) – практика, нацеленная на поощрение инноваций и коммуникаций в сфере инноваций через неправительственные организации для формирования общественного мнения, развития творческого потенциала людей и их интеграции; InLoCom (англ. Innovation Communication for the local community – коммуникации в сфере инноваций для местного сообщества) – развитие инновационного местного сообщества, создание открытых, прогрессивных регионов, основанных на инновациях и устойчивом развитии; InGloCom (англ. Innovation Communication for the global community – коммуникации в сфере инноваций для глобального сообщества) – практика, нацеленная на интеграцию в глобальное InCo сообщество.
  • Инструменты коммуникаций: InJo (англ. Innovation Journalism – инновационная журналистика) – поощрение инновационной журналистики и рост понимания инноваций среди журналистов, редакторов и специалистов СМИ; InCoArt (англ. Innovation Communication through Art – коммуникации в сфере инноваций посредством искусства) – практика, нацеленная на поощрение коммуникаций в сфере инноваций среди и через представителей творческого мира; InCoWeb (англ. Innovation Communication on the Web – коммуникации в сфере инноваций в интернете) – использование ресурсов Web 2.0/интернета для стимулирования инноваций; InCoVisual (англ. Visual Innovation Communication – визуальные коммуникации в сфере инноваций) – развитие комплексной визуальной коммуникации в сфере инноваций.
  • Актуальные темы повестки дня: HumInCo (англ. Human Innovation Communication – психологический аспект коммуникаций в сфере инноваций) – практика, нацеленная на отражение инновационной деятельности в психологии человека, на развитие творческого потенциала; InCoEco (англ. Innovation Communication for Ecological Issues – коммуникации в сфере инновации в вопросах экологии) – развитие инноваций в сфере экологии.

Коммуникации в сфере инноваций как самостоятельное направление профессиональной деятельности сформировалось в 2009 г. на основе инновационной журналистики (англ. Innovation Journalism, InJo), а также коммуникаций в сфере науки (англ. Scientific Relations, SR). Разработки ведутся сегодня Стэнфордским университетом4.

Центр в Стэнфорде впервые разработал Программу инновационной журналистики (2004 г.) и сегодня исследует технологии в тех областях, которые позитивно влияют на роль коммуникации в инновационных процессах и экосистемах. Особое внимание уделяется коммуникациям, адресованным общественности, так называемому коллективному вниманию. Упор делается на связях с общественностью, журналистике, коммуникациях между участниками инновационных систем. Центр формирует сеть исследователей в сфере инноваций и коммуникаций, принимая у себя ученых и сотрудничая с исследователями в других странах.

Российские научные исследования коммуникации в сфере инноваций ведутся кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова с 2007 г.: разработаны курсы «Инновационная медиакоммуникация», «Коммуникация инноваций», совместно с IABC (Россия) проведен курс «Коммуникация в сфере инноваций», апробированы докторские, кандидатские, магистерские диссертации, дипломные работы.

В России инициатором и организатором развития практики InCo является Коммуникационная группа Insiders, которая в 2008 г. приступила к реализации соответствующих ключевых направлений национальных и глобальных коммуникаций, прежде всего InCoSci.

Практика КГ Insiders в сфере Scientific Relations в России интегрирует в себя: организацию специфических коммуникаций между учеными и научными институтами (процедуры верификации и оценки значимости научной продукции, в том числе реферируемые журналы, индексы цитирования и т.п.); коммуникации между научным сообществом, экспертами в области технологического развития, менеджерами R&D (англ. research and development – исследования и разработки) подразделений корпораций, занимающихся внедрением научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (анализ тенденций развития, прогнозирование, индикаторы, инвестиционный анализ, анализ финансирования разработок и т.п.); коммуникации между разработчиками, экспертами и инвесторами (проведение презентаций, конференций, выставок, экспертных панелей, «круглых столов» и иных мероприятий, формирующих системные коммуникации в данной сфере); коммуникации между инновационными инфраструктурами и компаниями, заинтересованными в инновациях и внедряющими инновации (инвестиционные туры, выставки, информационные кампании продвижения и т.п.).

Однако в целом система коммуникации в сфере инновации пока не эффективна. Причины заключаются в следующем: основная масса инноваций остается невостребованной со стороны экономики, научное сообщество слабо ориентируется в приоритетах и методах инвестирования, государственные структуры не получают полной информации о реальном состоянии технологического развития и потенциала проектов, крупный мировой бизнес не видит адекватных инновационных предложений от российской инновационной системы и слабо с ней взаимодействует (формируя лишь системы «утечки» наиболее перспективных ученых и групп в свои системы корпоративной науки). Знания ученых и инноваторов относительно методов и механизмов включения своих проектов в инновационные процессы остаются на критически низком уровне. Значительный разрыв между академической научно-исследовательской деятельностью и прикладными инновационными процессами не сокращается. Сохраняется, а в некоторых областях знаний растет, разрыв между российскими и западными информационными пространствами науки. Престиж и привлекательность научной и инновационной деятельности среди молодежи невысок.

Выделим основные коммуникационные проблемы, которые фактически блокируют процессы развития инноваций: разорванность информационных пространств научной коммуникации между Россией и остальным миром; слабая коммуникация между корпоративными инвесторами и инновационными инфраструктурами (включая научные центры), практически полное отсутствие инновационных навыков и понимания задач инвесторов у научных работников; критическое отставание в навыках и масштабе маркетинга науки и инноваций от мировых лидеров.

Проблемой является отсутствие общей коммуникационной стратегии. В настоящее время данная деятельность ведется различными федеральными органами власти, институтами развития, в рамках отраслевых программ, однако не является согласованной, базируется на устаревших технологиях обеспечения коммуникационной деятельности. Компании, участвующие в информационной поддержке активности госорганов и институтов развития, не имеют стратегического видения и достаточного опыта, механически переносят опыт других отраслей в эту сложную сферу. Очевидно, что решение обозначенных выше проблем возможно исключительно за счет создания системной практики коммуникации на всех этапах и направлениях развития инновационной системы.

Основным условием развития инновационных инфраструктур является переход от использования уже имеющихся технологий и знаний к созданию системы их воспроизводства. Именно информационные инфраструктуры могут и должны создавать основу для интенсификации самого процесса производства адекватных инноваций, которые могут быть воплощены в жизнь институтами развития в рамках инновационных систем.

Какие инфраструктуры требуются для этого? Обозначим основные.

Инновационные и научные общества, объединяющие ученых и инноваторов по сетевому принципу, базирующиеся на современных информационных технологиях распределенного взаимодействия. Действуя рассредоточено, лишенные обмена опытом, российские ученые и инноваторы зачастую тратят критически долгое время на преодоление препятствий и решение проблем на пути воплощения своих проектов. Процедуры же поддержки со стороны государства и институтов развития в целом направлены на реализацию уже подготовленных проектов. Современные технологии создания социальных сетей позволяют реализовать сложнейшие инструменты кооперации не только в плане общения и обмена опытом, но и проведения экспертиз, формирования распределенных групп, интеграции и кооперации проектов и направлений. Пример − создание сети сообщества лидеров мировой экономики WELCOM (англ. World Economic Leaders Community)7, представленной на форуме в Давосе в 2009 г. и объединяющей до десяти тысяч человек: президентов стран, правительственных чиновников высшего ранга, глав крупнейших мировых компаний, лидеров социальных, религиозных и медийных сообществ, ведущих ученых, а также экспертов в различных сферах. Именно организация сетевых научно-инновационных структур позволяет решить часть описанных выше коммуникационных задач.

Система расширенного доступа российских ученых и инноваторов к мировой научной информации.Доступность значительной части ведущих мировых научных изданий для отечественных ученых остается на недостаточном уровне. Полный доступ к ведущим мировым базам имеет ограниченное число библиотек и научных центров. Доступ, предоставляемый в рамках кооперации с зарубежными партнерами, часто используется не вполне легально. Интеграция российской научной периодики в международную систему обмена научной информацией крайне слаба. Отсутствуют специальные программы, способствующие росту числа публикаций российских ученых за рубежом, что, в частности, ограничивает возможности экспертизы перспективности предлагаемых ими идей и предложений. Пример аналогичных инфраструктурных проектов других стран (прежде всего Китая) показывает, насколько резко возрастает продуктивность производства знаний и инноваций при деблокировании национальных информационных научных пространств.

Независимые системы экспертизы перспективности научных и инновационных направлений. Эффективность вложения средств (направляемых как через институты развития, так и в рамках господдержки и финансирования науки) остается на весьма низком уровне в силу ослабления в государстве функции целеполагания и определения приоритетов такой деятельности. Ведомственные и иные приоритеты не защищены от частных интересов, а зачастую напрямую подвержены влиянию существующих авторитетных чиновников. В России по-прежнему недостаточно развита система независимых центров, осуществляющих экспертизу приоритетов и направлений развития инноваций (отраслевых, специализированных по направлениям или приоритетам), ощущается нехватка аналитических и экспертных материалов и процедур в этом направлении.  

Наиболее эффективным может стать применение описанных выше сетевых инструментов, ориентированных на интеграцию российского экспертного сообщества в мировое (в том числе с учеными российского происхождения, работающими на Западе). Создание экспертных сообществ позволит более оперативно и гибко получать информацию о перспективах и направлениях развития, причем пользоваться этой инфраструктурой смогут и инвестиционные аналитики, и менеджмент корпораций, что существенно сблизит сферы инноваций и инвестиций.

Система маркетинга научной и инновационной продукции. Как отмечалось выше, необходимо создание системы (методологии, инфраструктуры, инструментария) маркетинга инновационных проектов, продуктов, научных центров и направлений. Для этого необходимо и дальше развивать механизм анализа развития мировых рынков в стратегическом масштабе (20–30 лет), способный определять зоны и потенциальные ниши для развития, приоритеты разработки инновационных товаров и продуктов. В отсутствие такой информации возможность маркетинга конкретных разработок и соответственно эффективного расходования государственных средств является проблематичной. (В мировой практике анализ перспективности как с рыночной, так и с иной точки зрения является основной функцией институтов развития и корпоративных структур стратегического управления). Должна быть создана система взаимодействия с мировыми центрами экспертизы и маркетинга инноваций как система постоянного производства знаний и информации о процессах (системы индикаторов, приоритетов). Кроме того, необходима централизованная поддержка и координация маркетинговой и коммуникационной политики инновационных проектов, прежде всего использующих государственные средства для своей реализации.

Система информационной и репутационной поддержки научной и инновационной деятельности. Творческая и научная деятельности представляют собой особую сферу производства. В частности, продуктивность не может быть мотивирована только ростом материального вознаграждения, тем более что в инновационной сфере значительную финансовую отдачу дает лишь незначительная часть проектов и разработок. Однако в России продолжается отток творческих и интеллектуальных кадров в иные, не связанные с наукой, сферы деятельности. Ряд усилий, предпринимаемых в настоящее время в России для повышения престижа научной и инновационной деятельности, пока недостаточны, совершаются разрозненно, не служат консолидации потенциала государственных структур и институтов развития в этой сфере.

Необходимо создание системы PR-сопровождения этой деятельности, в частности управления репутацией и статусами актуальных исследователей и инноваторов, развитие системы рейтингов, премий, званий, поддержка и продвижение лидеров научно-инновационного сообщества в России и в мире.

В настоящее время представляется необходимым оперативное преодоление слабой координации и конкуренции различных структур в области инфраструктурных проектов и переход к этапу «открытых коллаборативных инноваций»5.

Для этого требуются принципиально новые решения. Для формирования эффективной системы коммуникаций в сфере инноваций необходимо реализовать следующие меры:

  • Разработать Программу развития коммуникационной инфраструктуры национальной информационной системы, аккумулирующую возможности, позитивный опыт и имеющиеся целевые финансовые ресурсы в области создания и развития инновационных инфраструктур, и интегрировать ее в существующие и разрабатываемые федеральные целевые программы и программы институтов развития.
  • Сформировать организационный центр, которым может стать IABC/Russia (так называемый InCo Think Tank).
  • Создать специализированные коммуникационные площадки для выработки технологических платформ; выполнения постановлений правительства РФ6, направленных на развитие «треугольника знаний»; национальных проектов; «инновационного лифта» институтов развития; регионов; инновационного молодежного сообщества; «Форум InCo»; «Сколково как коммуникационный порт инновационной России»; дискуссионный VIP-клуб для участников треугольника знаний «Триалог»; центры инновационного сотрудничества в Российских центрах науки и культуры за рубежом; метасеть из уже существующих и вновь создаваемых экспертных клубов и др.
  • Организовать блочно-модульную образовательную программу для специалистов InCo и их сертификацию по всем направлениям InCo с привлечением специалистов Стэнфордского центра и российских коммуникаторов и инноваторов, используя дистанционное и распределенное обучение.
  • Интегрировать Россию в глобальные коммуникации, используя новейшие форматы информационно-коммуникационных технологий(с помощью сети WELCOM, а также используя реализацию исследовательских и корпоративных возможностей иннограда Сколково, через инструментарий профильных площадок интернет-ресурсов Second Life; основание страниц InCo-Russia на FaceBook и Twitter; сетевое объединение участников, к примеру через LinkedIn, и др.)7.
  • Сформировать рынок услуг InCo,в частности благодаря заключению специализированных контрактов как с государственными, так и частными организациями.
  • Инициировать создание системы информационно-коммуникационного сопровождения инновационных процессов, в частности выпуск иллюстрированного национального отчета по инновациям для широкого использования в обществе8.

Обозначенные проблемы в сфере коммуникационного сопровождения инноваций требуют формирования системного концептуального подхода на всех этапах и направлениях развития инновационной системы.

Опыт фактически всех стран показал, что в сфере инноваций, как и в любой другой деятельности, именно налаженные коммуникации выполняют системообразующую функцию.

Более того, в отличие от других фундаментальных условий развития инноваций – конкуренции, создания инновационной инфраструктуры, финансирования крупных проектов и др. – практика InCo позволяет добиться результата в значительно более короткие сроки и с меньшими затратами прежде всего за счет эффекта синергии.

 


  1. Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) − тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создает интеллект новаторов и ученых, информационная сфера, а не материальное производство и не концентрация финансов (Википедия // http://bit.ly/cT5S1Z).
  2. Национальная инновационная система – совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране. Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении. (По информации нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности на федеральном портале по научной и инновационной деятельности // http://www.sci-innov.ru/law/base_terms/#21.)
  3. «Треугольник знаний» – система взаимодействия между образованием, исследованиями/наукой и инновациями. Такое определение получило широкое распространение в Европе и в мире после принятия в 2000 г. так называемой Лиссабонской стратегии. Согласно Болонскому процессу, высшая школа находится на пересечении системы образования с областями научных исследований и инноваций, а также является ключевым фактором конкурентоспособности. Позднее Европейский институт инноваций и технологий ( http://eit.europa.eu/home.html) принял этот термин и трансформировал его структуру, заменив вершину «инновации» на «бизнес». В то время как инновации, по версии EIT, рождаются в результате взаимодействия вершин треугольника знаний.
  4. Центр инноваций и коммуникаций Стэнфордского университета // http://injo.stanford.edu/
  5. Коллаборативные инновации – инновации, возникшие в результате открытого взаимодействия участников инновационного процесса. Впервые этот термин появился в инновационной стратегии Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в 2010 г. // www.oecd.org/innovation/strategy
  6. Постановление от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»; Постановление от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»; Постановление от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».
  7. http://www.facebook.com/group.php?gid=2435366029&ref=ts; http://twitter.com/injostanford; Special interest group for Innovation Journalism; http://www.linkedin.com/groups?home=&gid=1032627&trk=anet_ug_hm.
  8. См.: Annual Innovation Report 2009, UK Department for Business Innovation & Skills.