Languages

You are here

Интернет-СМИ Италии в контексте цифрового неравенства

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Урина Н.В. Интернет-СМИ Италии в контексте цифрового неравенства // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2143

 

© Урина Наталия Валентиновна
доктор филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), natalia_urina@mail.ru

 

Аннотация

В статье рассматриваются особенности цифрового неравенства по-итальянски. Италия демонстрирует сильное отставание как в развитии инфраструктуры широкополосного высокоскоростного доступа к Интернету нового поколения, так и в сфере цифровых услуг. В связи с этим анализируются программный документ 2002 г. «Основные направления деятельности правительства по развитию информационного общества» и разработанная Советом министров в 2015 г. «Итальянская стратегия в сверхширокополосной связи». Особое внимание уделено интернет-пользователям, их медийным предпочтениям и правам, проблеме цифровой грамотности, а также своеобразию итальянской блогосферы и онлайн-СМИ.

Ключевые слова: Италия, цифровое неравенство, блогосфера, онлайн-СМИ.

 

Развитие новейших технологий преобразовало информационное пространство по многим параметрам, раздвинув его границы и перераспределив роль различных СМИ, придав новое качество информации и способам ее получения. Интернет, аккумулируя в себе все традиционные СМИ и порождая новые, создает особое информационное пространство, оснащенное мультимедийным арсеналом. Все это существенным образом влияет на процесс получения информации и ее «поглощения» аудиторией. Внимание исследователей справедливо привлекают особенности этого процесса в Италии.

2016 г. стал юбилейным для Интернета в Италии. 30 лет назад в 1986 г. Италия стала четвертой европейской страной после Англии, Норвегии и Германии, присоединившейся к Арпанету. Произошло это, благодаря усилиям Научного университетского центра (Cnuce) в Пизе, откуда был послан сигнал в Пенсильванию и установлена связь. Это событие могло вселить надежду на интенсивную интернатизацию Италии. Но сложившаяся к настоящему времени ситуация свидетельствует о том, что итальянский путь построения информационного общества оказался длинным и тяжелым. И существует большой разброс мнений − от радужных до панических − по поводу нынешнего состояния дел и преодоления трудностей на этом пути.

В связи с юбилеем было много торжественных мероприятий. 30 апреля отмечался День Интернета, на различных, не только виртуальных, площадках были активны пользователи, а сетевое многоголосье было ярким и шумным. Обсуждались самые разнообразные проблемы, в том числе связанные с цифровым неравенством, поскольку по многим показателям Италия занимает в мире весьма скромные позиции. Вопрос о цифровом неравенстве стоит на повестке дня как в медийных, так и в политических кругах Италии. Премьер-министр Маттео Ренци, который часто обращается к вопросам цифрового «неблагополучия» страны, в связи с юбилеем отмечал, что Интернет обогатит демократию, расширит права граждан, создаст рабочие места и может стать стержнем экономического развития страны, поэтому необходимо сделать доступным цифровое поле для всех граждан1.

 

Цифровое неравенство по-итальянски

К сожалению, в европейской панораме Италия демонстрирует сильное отставание как в развитии инфраструктуры широкополосного высокоскоростного доступа к Интернету нового поколения, так и в сфере цифровых услуг. Об этом свидетельствуют, в частности, последние данные индекса Desi 2016 г. В цифровой иерархии стран Евросоюза Италия находится на 25 месте, опережая только Грецию, Болгарию и Румынию, с общей оценкой 0,40 баллов при средней в ЕС 0,52.

Источник: Desi 2016. Digital Economy and Society Index. Режим доступа: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi
Рисунок 1. Страны ЕС по индексу DESI 2016

 

Индекс каждой страны определяется по нескольким индикаторам:

  • коннективность (развитие инфраструктур широкополосного кабеля и их качество) – 27 место;
  • человеческий капитал (компетенции, необходимые для использования возможностей цифрового общества) – 24 место;
  • использование Интернета (различная деятельность граждан в Интернете с потреблением контента, коммуникационными действиями, торговлей, банковским делом) – 28 место;
  • интеграция цифровых технологий (дигитализация предприятий и использование канала онлайн-продаж) – 20 место;
  • дигитализация общественных служб (модернизация и дигитализация общественной администрации) – 17 место.

Как видно из вышеприведенных данных, по отдельным показателям Италия занимает места от 17-го до самого последнего – 28-го. И, хотя специалисты отмечают некоторый прогресс в развитии цифровой ситуации в стране в последние годы, он не столь интенсивен, как требует положение дел.

 Следует заметить, что роль «догоняющего» для Италии не нова. В начале XXI в. тезис «от Anno Domini к Anno Digitalis» (Урина, 2004) в значительной мере был связан с 2006 г., когда итальянское телевидение должно было полностью перейти из аналогового в цифровой формат. На том этапе Италия демонстрировала так называемую модель ускоренного, «догоняющего» развития, характерную для Юга Европы и имевшую уже исторические прецеденты. В конце XIX ─ начале XX вв. молодое итальянское государство было вынуждено «догонять» далеко ушедщую вперед экономику западноевропейских стран, затем после Второй мировой войны, в 1950-х ─ начале 1960-х гг., пережившая фашизм и оккупацию страна с отсталой и разрушенной экономикой, сделав рывок, явила миру «экономическое чудо» и вошла в семерку развитых индустриальных стран. И, наконец, под занавес ХХ в., в середине 90-х гг., Италия опять оказалась в роли «догоняющего». Теперь она устремилась в погоню за странами, которые заметно продвинулись в направлении информационного общества.

В 2002 г. был принят программный документ − «Основные направления деятельности правительства по развитию информационного общества»2. Определенные в нем задачи базировались в основном на данных, относящихся к 1999−2001 гг. Тогда позиционирование Италии по ИКТ в Западной Европе свидетельствовало об ощутимом отставании и признаках «цифрового раскола». Так, по данным Европейской комиссии, общий индекс инноваций Италии, определенный по 17 базовым показателям, был весьма невысок (-5,9). Худшие показатели имели только Португалия и Греция. Наиболее слабыми были пункты, связанные с инвестициями в научно-исследовательскую сферу, уровнем цифровой грамотности населения, изобретениями в области высоких технологий и инновационным финансированием. «При детальном рассмотрении наиболее значимых компонентов Италия подтверждает свою позицию отставания», − отмечалось в связи с этим в правительственном документе3.

Вопросам преодоления цифрового неравенства было уделено особое внимание в связи с определением стратегии развития стран Евросоюза до 2020 г. Ими пронизаны все приоритетные направления этой стратегии: инновации, цифровая экономика, занятость, проблемы молодежи, индустриальная политика, борьба с бедностью, эффективное использование ресурсов. В связи с этим в мае 2010 г. была представлена программа Digital Agenda, цель которой − максимально использовать ИКТ в развитии инноваций и экономики благодаря единому цифровому рынку, базирующемуся на скоростном и суперскоростном Интернете.

Как следствие, в 2012 г. итальянское правительство утвердило «Итальянскую цифровую программу» (Agenda Digitale ItalianaADI). В декрете Министерства экономического развития были определены векторы дигитализации практически во всех сферах жизни, созданы рабочие группы для выработки национальной стратегии, и в июне 2012 г. было учреждено «Агентство цифровой Италии» (Agenzia per l'Italia digitale), на которое была возложена обязанность продвижения в жизнь разработанных планов и контроля за их исполнением. Однако реальное положение дел свидетельствовало о слишком медленных темпах преодоления цифрового неравенства. Поэтому в 2015 г. Совет министров разработал «Итальянскую стратегию в сверхширокополосной связи»4, которая к 2020 г. должна обеспечить 100% населения скоростной связью 30 Mbps и 85% населения − 100 Mbps. В 2015 г. показатели были далеки от этого: 30 Mbps доступны 22,3% жителей, а 100 Mbps – всего лишь 2,4%5. Остается существенным признаком и территориальный разрыв между областями, который несколько меняет традиционную конфигурацию Север-Юг.

 

Интернет-пользователи, их предпочтения и проблема цифровой грамотности

Оснащенность итальянских семей традиционными и новыми медиа, в том числе компьютерами, также свидетельствует об отставании Италии от многих западноевропейских стран. Единственная позиция, на которой итальянцы чувствуют себя уверенно, – это мобильные устройства. Однако приоритетным СМИ для итальянцев по-прежнему остается телевидение, хотя некоторый спад зрительского внимания к нему существует, но не в такой мере, как у газет.

 

Таблица 1. Использование СМИ населением Италии (в %)

Год

2010

 

2015

Всего СМИ

98,3%

 

99,3%

Телевидение

 96,8

96,3

Радио

 67,6

67,6

Ежедневные газеты

58,7

50,4

Интернет

 38,2

54,1

Источник: Elaborazioni dell”Autorità su dati Gfk Eurisco (2010) e SWG (2015). Режим доступа: https://www.agcom.it/documents/10179/4025280/Documento+generico+23-02-2016/

 

Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что количество онлайн-пользователей за пять лет возросло почти на 16%. Следует отметить, что разброс статистических данных в медийной сфере весьма велик. Например, Internet World Stats оперирует другими цифрами в связи с Италией. Так, следуя им, по количеству пользователей она занимает в Евросоюзе 26 место, опережая только Болгарию и Румынию. В ноябре 2015 г. число пользователей составляло 62,0% от населения страны, т.е. почти 38 млн человек при среднем показателе ЕС 79,3%. Для сравнения: в Дании (1 место) 96,0% населения являются пользователями, в Великобритании (7 место) – 91,6%, в Германии (8 место) – 88,4%, во Франции (12 место) – 83,8%, в Испании (18 место) – 76,9%6 .

Таким образом, даже при более высоких показателях отставание Италии очевидно. Однако интернет-пользователи представляют наиболее динамичную общественную группу. Ее анализ позволяет выявить многие тенденции, которые связаны не только с цифровой ситуацией, но и с развитием страны в целом (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Интернет-пользователи (пол, возраст, территориальный фактор, социальные и профессиональные показатели (в %)

Интернет-пользователи

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Пол

Мужчины

54,6

56,7

58,3

60,3

62,4

65,0

Женщины

43,6

46,7

47,1

49,8

52,8

55,8

 

Всего

48,9

51,5

52,5

54,9

57,5

60,2

Возраст

6−10

36,7

38,3

40,8

45,1

44,6

43,8

11−14

75,7

78,1

76,5

80,8

80,9

80,4

15−17

87,2

89,1

88,5

89,7

91,2

92,0

18−19

90,4

88,8

88,8

90,0

93,9

92,0

20−24

82,1

85,8

86,0

85,7

89,3

90,7

25−34

73,3

77,5

79,2

80,3

83,9

85,1

35−44

64,6

69,7

69,1

73,5

76,1

80,1

45−54

53,0

56,2

58,7

61,7

66,1

70,0

55−59

41,0

42,2

45,3

48,5

52,0

60,4

60−64

25,2

28,6

31,0

36,0

41,1

45,9

65−74

12,1

13,8

16,4

19,0

21,2

25,6

75+

2,0

2,7

3,3

3,5

4,4

6,7

 

Всего

48,9

51,5

52,5

54,9

57,5

60,2

Территориальный фактор

Северо-восток

53,6

56,4

57,3

58,3

61,5

64,6

Северо-запад

51,3

55,9

57,7

60,1

61,5

65,2

Центр

51,3

54,5

55,1

57,8

60,4

61,6

Юг

41,9

43,6

43,3

46,6

49,2

53,1

Острова

44,5

43,9

47,3

49,8

53,0

53,8

 

Всего

48,9

51,5

52,5

54,9

57,5

60,2

Социальные

и профессиональные показатели

Работающие

68,7

71,9

73,2

75,9

79,1

81,1

Руководители, предприниматели, люди свободных профессий

85,0

84,9

86,2

87,1

88,6

91,0

Занимающие руководящие посты, кадры, служащие

85,1

88,3

88,9

89,9

91,5

91,8

Рабочие, практиканты

48,4

53,7

56,5

59,0

66,2

69,4

Работники, вспомогательный персонал

56,8

60,5

61,8

67,0

69,0

71,9

В поисках новой работы

54,8

59,0

56,4

61,1

65,1

68,5

В поисках первой работы

59,7

69,1

66,6

68,1

75,7

77,9

Домашние хозяйки

17,1

19,4

19,3

21,5

24,3

29,8

Студенты

91,8

92,4

93,3

92,2

93,4

94,1

Закончившие работу

13,3

14,7

16,2

18,2

19,1

23,2

Другие условия

22,6

23,2

24,5

24,9

25,5

31,0

 

Всего

48,4

51,1

52,1

54,3

57,1

60,3

Источник: Cittadini, imprese e ICT. – ISTAT. Statistiche Report. Anno 2015. Режим доступа:http://www.istat.it/files/2015/12/Cittadini-Imprese-e-nuove-tecnologie/

 

Рассмотрение данных таблицы 3 позволяет сделать общие выводы, которые сводятся к тому, что наиболее активны в виртуальном пространстве молодые итальянцы в возрасте 15−24 года, проживающие на севере страны, преимущественно студенты. Однако близки к ним по активности руководящие кадры, предприниматели, люди свободных профессий. Представляют интерес результаты исследования так называемых современных элит, для которых Интернет является одним из основных источников информации и пользуется достаточно высоким доверием. Хотя телевидение для них еще остается значимым СМИ, газеты они предпочитают читать в онлайн-режиме и уделяют большое внимание общению в сетях (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Элиты и их источники информации (в %)

Источник информации

Те, кто никогда не были руководителями

Руководители в прошлом

Руководители современные

 В целом

Получают информацию ежедневно

 

 

 

 

в Интернете

 46

 52

 62

 49

в соцсетях

 27

 29

 36

 29

по ТВ

 82

 82

 79

 82

в газетах

 23

 34

 34

 26

Используют Интернет ежедневно

 

 

 

 

Для чтения газет онлайн

 67

 70

 59

 67

Для общения

в соцсетях

 57

 59

 69

 59

Информация свободная и независимая

 

 

 

 

в Интернете

 33

 42

 50

 36

Источник: Sondaggio Demos&Pi, novembre 2015. Режим доступа:http://www.demos.it/a01201.php

 

Одной из особенностей освоения итальянцами нового информационно-коммуникационного пространства является их интенсивная «мобилизация», превращение их, как писали журналисты, в людей «сотовозависимых» (“cellulare-dipendenti”). Пониманию этого явления может способствовать книга известного итальянского философа Маурицио Феррариса «Ты где? Онтология мобильного телефона» (2010), в которой автор вводит в философский контекст маленькое «технологическое чудо, столь покорившее итальянцев. Заслуживает внимание и предисловие к книге, написанное Умберто Эко. Несмотря на лаконичность введения, Умберто Эко, как всегда, удалось сформулировать квинтэссенцию рассуждений Феррариса. «Эта книга интересна не столько тем, что мобильный телефон позволил Феррарису изложить свою онтологию, − пишет он, − сколько тем, что его онтология позволила ему и нам лучше понять мобильный телефон» (Феррарис, 2010: 10).

Факты свидетельствуют о том, что уже в 2008 г. Италия лидировала в семерке ведущих европейских стран по количеству сим-карт на 100 чел. − 155,77 (в 2003 г. было 97,66). Параллельно в эти годы шло сокращение абонентов фиксированной телефонии на 11,51%. Соответственно, итальянцы стали меньше говорить по домашнему телефону (102 млрд мин. в 2003 г. и 80 млрд – в 2008 г.) и больше – по мобильному (с 52 млрд мин до 97 млрд)7. В Италии, где компьютеры имеют меньшее признание, чем «телефонини», мобильная связь обрела большую популярность и способствовала продвижению мобильного Интернета. И в настоящее время в стране очевиден факт прогрессирующего мобильного фактора. Так, если в январе 2015 г. 67% времени, проводимого итальянцами в Интернете, приходилось на мобильные устройства и 33% на домашний компьютер, то в январе 2016 г. «мобильное время» возросло до 73%, а компьютерное сократилось до 27% (рис. 2).

Источник: Mobile Internet: trend e consumi. Audiweb evolution. Режим доступа: http://www.iab.it/wp-content/uploads/2016/04/ Muraglia
Рисунок 2. Распределение времени, проводимого в Интернете итальянцами, между PC и mobilе (январь 2015 – январь 2016)

 

Каковы же мотивации посещения Интернета и чему отдают предпочтение итальянцы? По данным ISTAT, в 2015 г. 71% пользователей обращался к контенту, связанному с культурой, 52,5% − к информации (онлайновые газеты и журналы) и 32,7% − к видео streaming. Каждый четвертый итальянец выходит в Интернет, чтобы смотреть фильм (25,1%), слушать радио (23%), смотреть телепрограммы (22,5%). А каждый третий пользователь оставляет в Интернете плоды своего труда (тексты, фото, музыку, видео, программы), в чем особенно активны молодые люди в возрасте 18−24 лет8.

Растет уровень активности пользователей в социальных сетях, где больше половины (56,1%) имеют профиль и обмениваются информацией, в профессиональных сетях их участие значительно меньше (12%). В возрастной группе 15−24 пользователи соцсетей составляют 80%, при этом семь человек из десяти являются ежедневными посетителями. С точки зрения территориальной, соцсетями меньше пользуются на севере (51,5%), чем в центре и на юге (60%). Что касается популярности отдельных сетей, то c большим отрывом лидирует по-прежнему Facebook (33%), затем следуют Google+ (14%), Twitter (12%), Instagram (12%) и Linkedin (9%) (рис.3). Таким образом, итальянцы наращивают свой потенциал в социальных сетях, но резервы еще далеко не исчерпаны.

Источник:We Are Social. Digital in 2016: in Italia e nel mondo. Режим доступа: http://wearesocial.com/it/blog/2016/01/report-digital
Рисунок 3. Сетевые пользователи (январь 2016)

 

Блогосфера и ее своеобразие

Проблемы, связанные с освоением сетевого космоса, многообразны и многочисленны. Среди них те, которые вызваны блогами. Они – феномен, достойный изучения как с точки зрения аудитории, так и с точки зрения контента, как с точки зрения информационной, так и с точки зрения дезинформационной. Блог противоречив по своей сути, в нем сочетается изначально личный характер дневниковой записи и публичность онлайновой информации, в результате чего он может использоваться в целях воздействия на общественное мнение. В блогах национальные особенности, может быть, больше, чем в какой-либо другой сетевой продукции, очевидны и играют большую роль. По поводу блогов ведутся оживленные дискуссии, и амплитуда маятника мнений о них огромна – от блогомании до блогофобии. И в каждой позиции есть свое рациональное зерно.

 Итальянская блогосфера остается по-прежнему активной и все больше тяготеющей к ярко выраженной публичности. Только на сайте www.blogitalia.it в мае 2016 г. было зарегистрировано 60780 блога. Блоги в итальянском домене разнообразны по форме: персональные и коллективные, блоги «обо всем» и тематические, текстовые и мультимедийные, блогдайджесты и блогпорталы, национальные и интерблоги. В тематической иерархии преобладают по количеству блоги, связанные с искусством и культурой (15410), и новостные (15318), а замыкают двадцатку местные (3057) и игровые (2320)9.

Феномен блогов является предметом дискуссий как в профессиональной, так и политической среде. Например, в свое время вызвала весьма большое оживление и во всемирной паутине, и вне ее книга Джузеппе Граньери BlogGeneration («БлогПоколение»), появившаяся в 2005 г. Автор ее – энтузиаст-блогер, популярный в Сети, а также специалист по новым СМИ, хорошо известный в научных кругах. В книге блоги рассматривались как социокультурное явление, определялась их роль и место в информационном и культурном киберпространстве. Это интересный пример социологического исследования блогов и поисковых систем на фоне двух актуальных проблем Интернета – контента и навигации, в решении которых блоги могут сыграть немалую роль. Это исследование по социологии коммуникации, в центре которого находятся веблоги, наглядно демонстрирующие коммуникативную ценность Сети. Однако цель книги состояла не только в том, чтобы обрисовать ценности блогосферы, но и спроецировать их в будущее.

Одной из таких осуществившихся проекций можно считать блог известного актера и телеведущего Беппе Грилло10, когда BlogGeneration вышел в политический офлайн в рядах Movimento 5 Stelle («Движения 5 звезд»). Фактом образования комьюнити Грилло подтвердились утверждения об организационной и пропагандистской роли блогов, о том, что блог – не только забава для графоманов, хотя таких немало, но и эффективное средство ретрансляции идей блогера. В характеристике «Движения» Беппе Грилло одним из важных моментов является то, что это движение родилось именно в Сети, а затем уже вышло на улицы и обрело политический смысл. Получив 25,56% голосов на парламентских выборах 2013 г., «Движение» Грилло заявило о себе как о состоявшейся политической силе. Однако политическая реальность оказалась более сложной, чем виртуальная. Об этом свидетельствует своеобразная «волатильность» позиций депутатов «Движения» и не всегда удачные поиски компромиссов.

Что касается самого блога beppegrillo.it, то он занимает первое место в рейтинге BlogItalia Rank (BI) и пользуется вниманием не только пользователей Сети, но и специалистов, которые изучают его вплоть до языковых особенностей. Например, Expert System с помощью технологии Cogito провела исследование блогов Грилло, в котором содержится анализ семантики содержания и слов его блога с 2005 по 2013 гг.11 Причем отдельный раздел был посвящен языку блога до и после выборов. И хотя в исследовании содержатся интересные данные, тем не менее они не передают самого главного – стилистики, эмоциональной окрашенности и лексической раскованности языка Грилло. К сожалению, языковая маргинальность, которая отличает Грилло и которая культивируется в Интернете, набирает силу в политике и журналистике. В целом можно говорить о том, что блог органично вписался в сетевое пространство и динамично развивался, обрастая вспомогательными ресурсами, сайтами, услугами и т.д.

Успеху блога, несомненно, способствовало участие Джанроберто Казаледжо, специалиста в информатике, предпринимателя в издательской сфере и сетевого политика, который стал куратором и стратегом деятельности Грилло. Его уход из жизни в апреле 2016 г. ощутимо сказывается не только на деятельности блога, но и всего «Движения». Он был мозговым центром, он «писал пьесу», а Грилло талантливо, в импровизационной манере играл ее на сцене. Его называли и «серым кардиналом», и «гуру» «Движения», и кукловодом. Именно он в самом начале был инициатором использования американского опыта сети Meetup для создания так называемых групп Amici di Beppe Grillo («Друзей Беппе Грилло»). Цель их была определена так: облегчить общение, чтобы сделать мир лучше, начиная со своего города. Внутри сети образовались рабочие тематические группы, интересы которых были связаны с технологиями и инновациями, с печатью и коммуникациями, вопросами потребления, защитой окружающей среды и т.д. Именно их разработки потом легли в основу программы, с которой Грилло пойдет в политику. Несомненно, именно благодаря усилиям Казаледжо постоянно совершенствовалось сетевое «хозяйство» Movimento 5 Stelle. Незадолго до кончины Дж. Казаледжо вышла в свет его книга с символическим названием Veni Vidi Web (2015), ставшая его завещанием и вызвавшая дискуссию по ряду обсуждаемых в ней актуальных вопросов. Затем в память о нем появилась книга c его афоризмами (Gianroberto Casaleggio: Il suo pensiero in aforismi, 2016), которые порой точны, а порой парадоксальны. Однако отдельные ответы на вопросы о том, какую роль должен играть и какую играет Интернет в жизни итальянцев, каковы перспективы преодоления цифрового неравенства и повышения цифровой грамотности населения, можно найти в этой книге. В целом итальянская блогосфера занимает особое место как в domen.it, так и в глобальном пространстве, что делает ее не только необходимой для пользователей, но и для исследователей.

 

Онлайн-СМИ

Территория итальянского Интернета весьма обширна, оригинально ухожена и отличается национальным колоритом. Домен «.it» стал усиленно расти после 1999 г., на что частично повлияло снятие некоторых ограничений при регистрации.

Онлайновые СМИ завоевали право на самостоятельность и для многих пользователей служат основным источником информации. Их зона обитания в Интернете постоянно расширяется, они прогрессируют в количественном отношении и претерпевают качественные изменения. В Италии принято деление сетевых СМИ на газеты (quotidiani) и журналы (riviste), имеющие печатные аналоги и представленные как простыми электронными копиями изданий, так и сильно модифицированными онлайновыми версиями или вообще автономными изданиями, и вебзины (webzine) – оригинальные онлайновые издания различной периодичности, не имеющие печатных аналогов, а также радио- и телестанции, информационные и специализированные агентства и т.д. По данным Ipse.com, в 2011 г. в Сети лидировали вебзины (1903), опередившие журналы (1889), а затем уже шли газеты (173)12.

Первой официально зарегистрированной газетой в Интернете в конце 1994 г. была Unione sarda, а La Repubblica, которая теперь стала сетевой газетой номер один и пришла в онлайн спустя три года. Первые издания были очень похожи на печатные аналоги, но постепенно в поисках своего пути они утрачивали сходство. Вообще для сетевой журналистики принципиально важна сбалансированность двух начал: во-первых, органично усвоенной сетевой специфики информации и, во-вторых, национальной журналистской традиции, что может избавить от безликости, часто свойственной интернет-продукции. Пока можно говорить о том, что сетевые издания пытаются сохранять свое лицо. Это можно отнести к онлайновым версиям газет La Repubblica и Corriere della Sera, спортивной Gazzetta dello sport и экономической Sole24 Ore, к конкурирующим еженедельникам Panorama и LEspresso. Онлайновые версии ежедневных газет чаще всего сохраняют в Интернете свои позиции. Однако есть и исключения. Например, в отличие от печатной сферы, в онлайне первенствует не Corriere della Sera, аLa Repubblica, что является фактом отнюдь не случайным, а отражающим социально-политическую характеристику пользователей Интернета. Онлайновые СМИ совершенствуются и начинают брать частичную плату за цифровой продукт, как это произошло с Corriere della Sera в январе 2016 г. Показателен рейтинг онлайновых СМИ, который весьма подвижен и верхние строчки которого, за исключением первой и второй, занятых La Repubblica иCorriere della Sera, обновляются.

 

Таблица 4. Топ-10 источников онлайновой информации (январь 2015)

Вебсайт

Пользователи

(в тыс.)

Всего минут

(в тыс.)

Время на человека

Страницы (в тыс.)

La Repubblica

11.717

294.456

00:25:08

411.723

Corriere della Sera

10.004

231.689

00:23:10

269.288

TgCom24

9.811

408.762

00:41:40

156.212

Quotidiano.net

6.919

54.585

00:07:53

74.535

Il Messaggero

6.449

68.407

00:10:36

85.514

La Stampa.it

6.046

102.308

00:16:55

98.754

Citynews

5.471

73.388

00:13:25

53.838

ANSA

5.212

87.123

00:16:43

92.512

Fanpage

4.892

89.680

00:18:20

68.192

Il Post

4.747

32.329

00:06:49

38.997

Источник:AgCom. Indagine conosciutiva su Informazione e Internet in Italia. Modelli di business, consumi, professioni. Режим доступа: www.agcom.it/-/avvio-di-una-indagine-conosciutiva-su-informazione-e-internet-in-italia/

 

Эта топ-десятка весьма точно отражает конструкцию онлайнового информационного пространства в domen.it. Здесь представлены 5 ведущих ежедневных газет (La Repubblica, Corriere della Sera, Quotidiano.net, Messaggero, La Stampa), информационное агентство ANSA, телеканал Mediaset (Tgcom24) и три онлайновых СМИ (Citynews, Fanpage, Il Post). Примечательным является появление в десятке лидеров трех онлайновых изданий, которые набирают силу, удовлетворяя запросы современных пользователей, в основном молодых.

Несмотря на отставание по многим параметрам в развитии цифровой информационной системы, в Италии формируется обширный сегмент онлайновых СМИ, который до недавнего времени, как и все пространство Интернета, пользовался у итальянцев бόльшим доверием, чем традиционные СМИ. Однако в 2015 г. на вопрос о том, где циркулирует наиболее свободная и независимая информация, итальянцы дали неожиданный ответ. При возросшем доверии к радио и уменьшении его по сравнению с телевидением и ежедневными газетами, заметно сдал позиции Интернет. По мнению Ильво Диаманти, который является одним из самых авторитетных итальянских социологов, это весьма серьезный симптом, говорящий об онлайновом нездоровье13.

Источник: Demos&Pi. – Rapporto dicembre 2015. Режим доступа:http://www.demos.it/a01201.php
Рисунок 4. Отношение аудитории к СМИ и уровень доверия к ним

 

Права пользователя Интернетом

Проблемы, связанные с Интернетом, решаются в Италии на многих уровнях: от технологического до правового. Одним из проявлений последнего стало одобрение итальянским парламентом в 2015 г. «Декларации прав пользователя Интернета» (Dichiarazione dei diritti in Internet), которая была разработана парламентской комиссией под руководством Стефано Родота. Затем была принята совместная с комиссией французского парламента «Декларация».

Она базируется на «Всеобщей декларации прав человека ООН», «Хартии основных прав человека ЕС» и других национальных и международных документах. Она включает в себя 14 статей, среди которых ст. 2 о праве доступа в Интернет и ст. 3 о праве на онлайн-знание и образование, ст. 5 о защите личных данных и ст. 13 о сетевой безопасности. И, наконец, ст. 14 об управлении Интернетом. Таким образом, «Декларация» может стать той основой, которая необходима для дальнейшей разработки принципов и законодательных актов в области Интернета.

Однако обеспечить права интернет-пользователей решением только технологических проблем, преодолением цифрового неравенства и созданием единого цифрового рынка представляется действием сложным. В Италии, например, специалисты все настойчивее говорят о роли человеческого фактора. Необходимо освоение всеми группами населения цифровой культуры, а это, по мнению директора специализированной онлайн-газеты Сorcom.it14, задача весьма сложная, поскольку культурный цифровой разрыв преодолеть труднее, чем технологический.

 



Примечания

  1. См.: http://www.ansa.it/sito/notizie/tecnologia/internet_social/2016/04/29
  2. Linee guida del Governo per lo sviluppo della Società dell’Informazione nella legislatura. 2002. Roma, Giugno.
  3. Ibid. Р.16.
  4. Strategia italiana per la banda ultralarga. Presidenza del Consiglio dei Ministri. 2015. Roma, 3 Marzo.
  5. http://www.webnews.it/2015/05/27/banda-larga-digital-divide-31-in-italia
  6. http://www.internetworldstats.com/stats9.htm
  7. Repubblica. 2010, 9 Gennaio.
  8. ISTAT. Statistiche Report Anno 2015. Cittadini, imprese e ICT. P. 7. Available at: http://www.istat.it
  9. http://www.blogitalia.it
  10. http://www.beppegrillo.it/
  11. http://lastampa.it/2013/03/12/blogs/web-notes/il-linguaggio-di-beppe-grillo-l-analisi
  12. http://www.ipse.com/
  13. Repubblica. 2015, 6 Dicembre.
  14. http://www.corrierecomunicazioni.it/pa-digitale/39982_i-ritardi-dell-ital

 

Библиография

Урина Н.В. Италия: от Anno Domini к Anno Digitalis // Национальные модели информационного общества. М.: Изд-во ИКАР, 2004. С. 113−136.
Феррарис М. Ты где? Онтология мобильного телефона. М.: Нов. лит. обозр., 2010. 

Casaleggio G. (2015) Veni Vidi Web. Adagio: Formato Kindle. Editore.
Gianroberto Casaleggio: Il suo pensiero in aforismi (2016). Casaleggio Associati: Formato Kindle. Editore.
Granieri G. (2005) BlogGeneration. Bari-Roma: Laterza.