Languages

You are here

Рынок PR-услуг в России в период кризиса: смена маркетинговой парадигмы?

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Шилина М.Г. Рынок PR-услуг в России в период кризиса: объем, субъекты, специализации // Медиаскоп. 2016. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2119

 

© Шилина Марина Григорьевна
доктор филологических наук, доцент Департамента интегрированных коммуникаций факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ (г. Москва, Россия),
marina.shilina@gmail.com

 

Аннотация

Рынок PR становится существенным сегментом современной российской экономики, который показывает положительную динамику, несмотря на экономический кризис. В статье представлено исследование основных характеристик рынка услуг российских PR-агентств в 20072015 гг., который автор характеризует как развивающийся. Тенденции развития PR в России традиционно связаны с маркетинговой составляющей. Однако зафиксирован рост стратегических специализаций: внешних связей и GR, финансовых коммуникаций и связей с инвесторами, брендинга территорий, что отражает тенденцию развития, характерную для развитых индустрий, и должно благотворно повлиять как на рынок PR-услуг, так и на связи с общественностью в целом.

Ключевые слова: связи с общественностью, креативный субъект, рынок, бюджет, экономический кризис, PR-услуга.

 

Введение

В России связи с общественностью (СО, Public Relations, PR) более чем за 25 лет существования к 2016 г. обретают характерные черты индустрии: профессия имеет институциональный статус (2003 г.); отечественные проекты получают мировое признание, побеждая на международных конкурсах; работают профессиональные ассоциации (РАСО, АКОС, АКМР, АКАР). РАСО проводит уже вторую сертификацию, кроме того представила проект Профессионального стандарта PR-специалиста; сложилась система профессионального образования. Спектр направлений развития индустрии расширился от политконсалтинга, корпоративных коммуникаций до развития связей с общественностью в государственном секторе и сегодня включает более десятка специализаций (по версии АКОС, 20151).

Система связей с общественностью в России вполне структурирована. Это прямые базисные субъекты (заказчики: корпорации, НКО, государственные и политические структуры, персоны), опосредованные базисные субъекты (PR-департаменты и иные структуры заказчика), креативные субъекты (агентства, иные структуры, институционально оказывающие услуги в сфере PR), опосредованные субъекты (специализированные учебные заведения, специализированные медиа, научные и исследовательские профильные организации и т.п.), косвенные субъекты (регуляторы профессиональной деятельности, профессиональные ассоциации, институциональные конкурсы, маркетинговые и рекламные структуры, медиа, интернет-ресурсы, профильные выставки и т.д.), а также широкая общественность (целевые аудитории) − существенный элемент системы, который с развитием Интернета трансформируется также в особого опосредованного субъекта системы СО. PR-продукт/услугу производят опосредованные базисные субъекты и субъекты креативные.

Существенным сегментом системы связей с общественностью, производящим PR-услуги, являются креативные субъекты – PR-агентства всех типов (наиболее релевантной представляется классификация по объему услуг, территориальному охвату). Так, в 2015 г. 62% всех компаний, опрошенных АКОС, использовали услуги агентств2.

Объем этого сегмента рынка услуг связей с общественностью, по данным «Рейтинга коммуникационных компаний России по объемам бизнеса-2014» Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», оценен в 5860, 5 млн рублей3.

При этом экономические реалии российских связей с общественностью, агентской деятельности как базовые для любой индустрии до сего дня фактически не изучены комплексно (подр. см.: Шилина, 2010), что определяет научную новизну и востребованность исследования отечественного рынка PR-услуг.

Научная дискуссия по экономике PR и рынку PR-услуг находится на начальном этапе не только в России, но и в мире: системное изучение экономической составляющей индустрии PR не проводилось; работы ученых затрагивают лишь некоторые частные аспекты экономической проблематики, не связанные непосредственно с рынком услуг агентств. Тем не менее обозначим векторы научных интересов исследователей по экономической тематике. Так, среди последних по времени выхода работ одна из немногих статей, касающихся вопросов экономики и оценки развития PR, новозеландского профессора Шрирамеша Кришнамурти (2013), дает общее историческое представление о характере PR-коммуникаций в условиях глобализации, рыночной капиталистической экономики и зависимости профессионального инструментария от особенностей взаимодействия на рынке государственных и частных структур. Исследование Цезаря Гарсиа (2015) посвящено сравнительному анализу влияния на экономические показатели PR взаимодействия с клиентами в странах Южной Европы и Латинской Америки. Исследования агентств затрагивают, в первую очередь, проблемы взаимосвязи отдельных показателей PR-деятельности и экономических показателей (например, эксперты Ассоциации PR-консультантов (Public Relations Concultants Association, PRCA) изучили влияние корпоративной репутации на прибыль компании в работе «Экономика корпоративной репутации»4).

Исследования экономической коммуникации системы связей с общественностью в России проблематичны в силу внешних причин, поскольку отечественная экономика новейшего периода до сего дня определяется как транзитивная. Для индустрии отечественного PR как сегмента рынка характерны достаточная доля непредсказуемости, обусловленной экономическими и политическими реалиями, и непрозрачности (так, результаты тендеров не объявляют около трети корпораций)5. К внутренним причинам можно отнести также непрозрачность индустрии, отсутствие четкого определения категорий бюджета, выделяемых именно на связи с общественностью, и т.д. Также пока не выработаны общепризнанные методы оценки экономических показателей рынка. Отметим, что оценка эффективности разрабатывается на уровне количественных показателей, которые не коррелируются в должной мере с конкретными цифрами эффективности экономической (например, методики KPI развиваются в России с 2009 г. с учетом мировых тенденций6.

Российскими практиками предложены и применяются, тем не менее, различные варианты оценки рынка PR: так, впервые в России в 2008 г. проект по оценке емкости рынка реализовало агентство «Никколо М» для АКОС (по совокупному объему PR-бюджетов компаний (заказчиков), по совокупному объему PR-бюджетов компаний, выделяемых на аутсорсинг, по совокупному бюджету (обороту) PR-агентств (исполнителей), по совокупному агентскому вознаграждению агентств); АКОС фиксирует ряд параметров агентств с 2007 по 2015 гг.; рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» измеряло объемы бизнеса PR-агентств в 2012–2013 гг. для создания интегральных рейтингов.

Отсутствие непротиворечивой системы категорий, инструментов, методов оценки в заявленной нами объектной области исследования в рамках данной статьи позволяеют лишь обозначить ряд количественных экономических показателей PR-услуг в динамике (2007–2015 гг.), сфокусировавшись на изучении особенностей динамики объема рынка, характеристик субъектного состава, типологии услуг – как предмета исследования.

 

Объем рынка PR-услуг: динамика позитивна

Рынок связей с общественностью определим в рамках данной статьи как явление и процесс коммуникации производителей (базисных, креативных, опосредованных субъектов – заказчиков и исполнителей) и потребителей (аудитории) продукта/услуги связей с общественностью, основанной на сложном децентрализованном механизме ценовых сигналов.

Рынок институциональных агентских PR-услуг определим как явление и процесс коммуникации базисных прямых и опосредованных субъектов (заказчиков), креативных субъектов (агентств), включенных в процесс иных опосредованных и косвенных субъектов (например, субподрядчиков, исследовательские структуры и т.д.), и аудитории (широкой и целевой).

Рынок PR-услуг также является сегментом рынка и элементом системы связей с общественностью, то есть обладает всеми свойствами системы, при этом его характеристики детерминируют ее состояние (подр. см.: Шилина, 2010). Таким образом, исследование сегмента PR-услуг позволяет делать релевантные выводы об особенностях индустрии связей с общественностью как таковой.

Измерения рынка PR-услуг проводятся в России с 2007 г. (в мире – с 2004 г.), отечественными агентствами по заказу сетевых общественных PR-организаций, в первую очередь Ассоциации компаний консультантов в области связей с общественностью.

Анализ показателей рынка PR в 2007−2010 гг. (на основе ежегодных исследований АКОС и автора) позволяет охарактеризовать экономическую коммуникацию системы PR этого периода как проторыночную, рынок – как развивающийся, функционирующий в соответствии с мировыми тенденциями молодых рынков связей с общественностью, где доминирует маркетинговая, а не стратегическая функция.

В канун кризиса российский PR-рынок развивался активно, что соответствовало мировым тенденция того периода: в 2007 г. его объем составил 1,75 млрд долл. США, в 2008 г. − 2,5 млрд долл. Уровень развития рынка PR российские эксперты оценили при этом, скорее, невысоко (2010 г.): недостаточно развит − 30%, не развит − 25%, а 45% респондентов сочли, что он вполне развит.

Рынок PR-услуг в 2007 г. составил 800 млн долл., в 2008 г. вырос до 1 млрд долл. Затраты на PR в корпорациях в среднем составляли менее 10% общих затрат на маркетинговые коммуникации, в крупных компаниях – до 11%. При этом в отдельных секторах (банковская сфера, IT, телекоммуникации) расходы на PR составили 20−30% коммуникационного бюджета.

Сегмент PR-аутсорсинга в компаниях различался существенно в зависимости от отрасли − от 5 до 20% корпоративного бюджета на PR. В крупных компаниях расходы на агентские услуги оставались достаточно стабильными, в среднем в 2007 г. 40–41%, в 2008–2009 гг. 37–38%.

Эксперты определяют емкость рынка в начале кризиса по оборотам PR-агентств примерно 0,5–2 млрд долл. При этом объем агентских гонораров/вознаграждений оценивается в 200–500 млн долл. (2008 г.).

Рынок PR, увеличившийся на 25% в 2007 г. и на 43% в 2008 г., продемонстрировал спад на 28% в 2009 г. и на 15% в 2010 г.

В 2011–2012 гг. этот сегмент демонстрировал рост доходов агентств, в 2013 г. объем рынка услуг связей с общественностью, по данным анализа работы 31 PR-компании, проведенного Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг»7, также демонстрировал рост доходов и оценивался в 5860,5 млн руб.

Таким образом, несмотря на то что в целом сравнение объемов рынка по годам представляется не вполне релевантным, поскольку ежегодно в рейтинге участвуют разные компании, их количество различно, в период экономического кризиса имеет место общая позитивная динамика рынка PR-услуг.

 

Креативные субъекты рынка PR-услуг: uberизация vs. концентрация?

Рост рынка (по итогам рейтинга-20148 «РИА Рейтинг», последние из имеющихся в публичном доступе показателей в сравнении с данными рейтинга-2013) обеспечили традиционно ведущие агентства первой пятерки, чья доля выручки составила 4053,9 млн руб. из общей выручки в 5860,5 млн руб., то есть почти две трети объема рынка. Многолетние лидеры индустрии, агентства Market Group (756, 3 млн руб. выручки), АГТ (750, 1 млн руб.), «Михайлов и Партнеры» (743, 6 млн руб.), SPN Communications (692 млн руб.) существенно уступили победителю рейтинга, новому игроку на рынке услуг в сфере общественных связей – Центру стратегических коммуникаций «Апостол» (создан в 2008 г.), который получил доход в размере 1030, 2 млн руб.

Отметим, что при этом ЦСК «Апостол» не попал в топ профессиональных рейтингов индустрии, в частности в наиболее престижном национальном конкурсе агентств − TopComm. Этот выход на рынок принципиально нового игрока, который молниеносно захватывает стратегические позиции и опережает давно известных профессиональных участников, вполне можно обозначить термином-неологизмом «юберизация», который сейчас активно используется для обозначения различных процессов в экономике («uberisation», от UberPop – приложение для мобильного телефона, вошедшее в обиход с 2013 г., которое радикально изменило бизнес-процессы на рынке такси, в сфере занятости, в использовании big&open data9).

Эксперты «РИА Рейтинг» зафиксировали рост доходов почти у 90% агентств: выручку в 2013 г. увеличили 27 из 31 компании рейтинга. Наиболее высоким оказался прирост доходов у ФРОС Region PR, Insiders и AVANGARD Global Communications.

На первую десятку компаний-участников рейтинга приходится около 80% выручки сегмента PR-услуг, то есть концентрация рынка коммуникационных услуг в России весьма высока.

Штаб-квартиры компаний-лидеров находятся в основном в Москве и Петербурге. Однако показатели крупных региональных игроков: Newton PR&Communications (Екатеринбург), Region PR (Воронеж), SP Media (Пермь), Growth (Тула), «Априори» (Казань) – позволяют зафиксировать расширение и укрепление региональной составляющей рынка (в рейтинге-2013 было три агентства из регионов).

 «Апостол» оказался крупнейшим в России и по выручке, и по численности персонала (227 человек). При этом максимальный объем доходов на одного специалиста продемонстрировала компания Market Group, которая занимает вторую позицию в рейтинге со штатом 89 человек, что свидетельствует о растущей эффективности профессионалов и в определенной степени о зрелости рынка. В целом выручка росла быстрее численности персонала, средняя наработка на одного PR-специалиста за год выросла на 15%, что косвенно говорит о повышении бюджетов заказчиков на PR-услуги. 

Отметим, что количество компаний, участвующих в рейтингах, постепенно растет (например, в исследованиях «РИА Рейтинг» − с 22 до 31 в 2013–2014 гг.), что свидетельствует о том, что рынок услуг связей с общественностью становится «прозрачнее».

Итак, современное состояние креативных субъектов рынка отражает стабильный рост доходов агентств, обусловленный профессионализмом и опытом; выигрышными становятся стратегии интенсивного, а не экстенсивного ведения бизнеса; несмотря на высокий уровень концентрации агентств в столице, региональные игроки понемногу усиливают свои позиции; выход на рынок новых крупных агентств является скорее окказиональным, нежели закономерным. Выявленные характеристики структуры рынка свидетельствуют в пользу постепенного роста зрелости индустрии общественных связей в России.

 

Структура рынка PR-услуг: от новых специализаций к новой классификации?

Связи с общественностью традиционно рассматриваются в классификации Пола Холмса: PR-сопровождение маркетинга B2C, B2B, коммуникации корпоративные, финансовые, кризисные, внутренние и внешние.

Однако классическая линейка PR-специализаций и услуг как предмета рыночной деятельности существенно расширилась в последнее время.

Исследование рынка PR-услуг, проведенного нами до кризиса и в его начале (2007–2009 гг.) (подр. см.: Шилина, 2010), позволили зафиксировать приоритет маркетинговой активности: B2B, B2C. Также в перечень PR-услуг были включены коммуникационный аудит, консультирование, отношения с местными сообществами, копирайтинг, корпоративные коммуникации, кризисные коммуникации, цифровые коммуникации, финансовые коммуникации, связи с инвесторами, развитие отношений со СМИ, отношения с общественными, некоммерческими и неправительственными организациями, интегрированные коммуникационные программы, коммуникационная поддержка судебных разбирательств, коммуникационное сопровождение транзакций на рынке капитала, отношения с государственными органами, отраслевой PR, коммуникации с лидерами общественного мнения, организация и проведение специальных мероприятий и т.д.

В кризисном 2010 г. по-прежнему превалировали маркетинговые, а также корпоративные, кризисные и финансовые PR-коммуникации (при том, что PR-бюджеты компаний автомобильного и строительного секторов снизились примерно на 80%, в госсекторе и FMCG − на 15−20%).

В 2013 г. наиболее востребованными оказались PR-услуги в сфере производства и дистрибуции потребительских товаров (25% выручки), промышленности (19%), органов государственной власти (19%), что позволяет определить именно эти направления как наиболее актуальные для индустрии в целом.

Исследование рынка-2014 («РИА Рейтинг») все так же демонстрировало наибольший объем доходов от PR-сопровождения маркетинга В2С/В2B (около 25% совокупных доходов), корпоративных коммуникаций (18%), digital-коммуникаций (около 16%). Наиболее низкими оказались доходы от внутренних (около 3%) и политических (менее 1%) коммуникаций.

Однако в 2014 г. корпоративные и digital-коммуникации, согласно исследованию АКОС «Особенности российского рынка PR-услуг: структура, динамика, специализация-2015»10, оказались наиболее быстро растущими и конкурентными категориями услуг, наравне с PR-сопровождением маркетинга B2C/B2B. Среди наименее конкурентных категорий эксперты отметили: кризисные и финансовые коммуникации, связи с инвесторами, брендинг и продвижение территорий. Услуги в сфере политических коммуникаций по-прежнему остаются в числе аутсайдеров рынка по доходам.

PR-услуги оказались востребованы в индустрии IT и телекоммуникаций, в сфере потребительских и детских товаров, фармацевтике, в госсекторе. При этом в крупных промышленных секторах (авиационная, легкая, химическая, аграрная промышленность) связи с общественностью оказались практически не востребованными.

Растущее число специализаций рынка PR-услуг потребовало новой их систематизации, которую предложила АКОС в 2013 г. Сегодня эта типология, введенная в профессиональный обиход впервые, апробирована и позволяет зафиксировать новую полипредметность российских связей с общественностью.

Итак, какова сущность специализаций и категории услуг современного рынка связей с общественностью, их классификация и уровень востребованности в 2015 г.? Базовым и наиболее конкурентным (79% опрошенных) по-прежнему остается PR для сопровождения маркетинга B2C/B2B (Marketing communications). Согласно АКОС, PR в категории B2C предполагают PR-кампании, направленные на формирование брендов и коммуникации потребительских свойств товаров и услуг B2C (целевая аудитория потребителей − физические лица), в том числе выстраивание отношений со СМИ. Связи с общественностью в категории B2B – это PR-кампании, направленные на формирование брендов и коммуникацию свойств товаров и услуг B2B (целевая аудитория потребителей − юридические лица), в том числе формирование отношений со СМИ.

Корпоративные коммуникации (Corporate communications) как кампании, направленные на формирование положительного имиджа корпорации в бизнес-среде, в том числе взаимодействие со СМИ, на формирование корпоративной социальной ответственности, создание корпоративных благотворительных программ, по итогам исследования, высоко конкурентными считают 77% респондентов.

Первую тройку наиболее высоко конкурентных специализаций PR (75%) замыкают digital-коммуникации (Digital communications), то есть проведение кампаний в Интернете, направленных на повышение лояльности и информированности целевой аудитории о бренде, его товарах и услугах. Однако в целом востребованность digital-communications в России начала снижаться, как и мировых рынках в целом, поскольку в зрелых индустриях это направление является не специализацией, а скорее инструментальной составляющей всех кампаний, что косвенно подтверждает переход от стадии развивающегося российского рынка общественных связей к более высокой степени его зрелости.

Знаменательно включение в перечень услуг коммуникационных исследований и аналитики (Communication research and analysis), как обязательной характеристики связей с общественностью; ранее кабинетные исследования, опросы и анализ, которые проводили коммуникационные консультанты с целью повышения качества коммуникационных программ, не выделялись базисными субъектами в силу невысокой востребованности.

Прочие специализации, по итогам исследования, не обладают столь существенным потенциалом: брендинг и продвижение территорий (Territory branding) считают конкурентным сегментом лишь 17% опрошенных. Однако специализация включена в сферу стратегического PR и консалтинга в парадигме политического, социального, туристического, инвестиционного и коммерческого продвижения территорий различного уровня – городов, регионов, государств, и прогнозы экспертов предполагают рост интереса к этой сфере.

Такие специализации, как политические коммуникации (Political communications) и внешние связи и GR (Public affairs and government relations), то есть консалтинговое и PR-сопровождение политической деятельности политических лидеров и организаций, в том числе при подготовке и проведении избирательных кампаний и референдумов, а также деятельность по развитию внешних связей и GR (налаживание и поддержание доброжелательных отношений с ключевыми аудиториями и лидерами общественного мнения, государственными органами, неправительственными организациями и органами местного самоуправления, а также со СМИ; лоббизм, консультирование руководства по вопросам общественной значимости, положения и образа компании), считают конкурентными 9% экспертов. В условиях кризиса, когда краткосрочные планы не всегда эффективны, требуются долгосрочные стратегии, поэтому перспективы внешних связей и GR на рынке услуг представляются оптимистическими.

Впервые в перечень специализаций попали внутренние коммуникации (Internal and employee communications). Эксперты при этом считают их по-прежнему слабым конкурентным звеном (6% востребованности). Согласно АКОС, внутренние коммуникации предполагают построение коммуникаций между руководителями и подчиненными и между различными подразделениями компании, включая разработку содержательных платформ внутренних коммуникаций и инструментов их реализации, налаженную систему обратной связи, создание внутрикорпоративных изданий, интранет-порталов и т.п., однако эксперты пока не видят здесь потенциала для роста, при том, что внутренние коммуникации для любой корпорации являются определяющими; в этом сказывается особость российского бизнеса.

Турбулентность политической и экономической ситуации в 2015 г. позволила экспертам предположить формирование среднесрочных и долгосрочных стратегий развития рынка, связанных с перераспределением бюджетов, выделяемых на маркетинг, B2B и B2C, в пользу внешних связей и GR, а также финансовых коммуникаций и связей с инвесторами (Financial communications & Investor Relations, то есть налаживание и поддержание эффективных информационных контактов с группами, заинтересованными в финансовом положении и производственных показателях компании, включают раскрытие финансовой информации (в первую очередь − для публичных компаний), отношения с инвесторами, кредиторами и аналитиками, коммуникации при IPO, слияниях и поглощениях).

Востребованными оказались кризисные коммуникации (Crisis communications), то есть коммуникации, направленные на овладение сложной ситуацией, устранение рисков и неопределенностей, позволяющие контролировать нежелательные для компании процессы; включают предсказание и профилактику кризиса, мониторинг и анализ факторов, влияющих на корпоративные процессы, выявление среди них потенциально опасных для прибыли, имиджа, конкурентоспособности компании, разработку антикризисных мер.

Таким образом, новая классификация специализаций PR-деятельности и PR-услуг, впервые введенная в практический и теперь в научный обиход, позволяет зафиксировать сущность актуальных направлений деятельности в сфере связей с общественностью, уровень их востребованности рынком, перспективы развития в период экономического кризиса. Доминирует в линейке специализаций по-прежнему маркетинговая составляющая, однако в перспективе эксперты прогнозируют рост стратегических специализаций: внешних связей и GR, финансовых коммуникаций и связей с инвесторами, брендинга территорий.

 

Заключение

Анализ ряда базовых показателей российского рынка PR-услуг в 2007−2015 гг. позволяет охарактеризовать его как динамичный, обладающий потенциалом роста. В канун кризиса он активно развивался, демонстрировал рост в 2007–2008 гг., затем спад в 2010–2011 гг., с 2012 г. по настоящее время доходы агентств растут.

Сегодня рост доходов PR-агентств как креативных субъектов рынка обусловлен профессионализмом и опытом; развиваются стратегии интенсивного, а не экстенсивного ведения бизнеса. Существующий высокий уровень концентрации агентств в столице характерен для развивающихся индустрий, однако региональные игроки понемногу усиливают свои позиции. Рынок можно обозначить как вполне сложившийся и стабильный по составу участников, появление новых крупных агентств является скорее окказиональным, нежели закономерным. Выявленные характеристики структуры рынка свидетельствуют в пользу постепенного роста зрелости индустрии отечественных связей с общественностью.

В портфеле агентств традиционно наиболее востребованными являются PR-услуги в сфере маркетинга, корпоративные коммуникации и интернет-инструментарий. При этом востребованность digital communications в России начала несколько снижаться, как и на развитых зарубежных рынках, что косвенно подтверждает насыщение рынка этими услугами и переход отечественной индустрии связей с общественностью к более высокой степени зрелости.

Спектр PR-специализаций и PR-услуг расширяется, что отражено в их новой классификации (АКОС, 2013). Данная классификация, впервые введенная в научный обиход, позволяет зафиксировать сущность актуальных направлений деятельности в сфере связей с общественностью, их полипредметность, уровень востребованности рынком, перспективы развития в период экономического кризиса.

В целом анализ показателей PR-услуг за период 2007−2015 гг. позволяет охарактеризовать рынок связей с общественностью как развивающийся. Функционирование рынка традиционно определяет маркетинговая составляющая. Однако очевиден рост стратегических специализаций: внешних связей и GR, финансовых коммуникаций и связей с инвесторами, брендинга территорий, поскольку в условиях кризиса требуются долгосрочные стратегии развития. Востребованность стратегических коммуникаций должна благотворно повлиять как на рынок PR-услуг, так и на индустрию связей с общественностью в целом, способствовать переходу к более зрелому этапу экономики PR.

 



Примечания

  1. «Особенности российского рынка PR-услуг: структура, динамика, специализация-2015». Режим доступа: http://www.sostav.ru/publication/pr-rynok-akos-17211.html (дата обращения: 05.03.2016).
  2. Причины отказа от аутсорсинга у остальных компаний таковы: 52% реализуют проекты своими силами, 13% не имеют достаточно средств на коммуникации, 19% не доверяют аутсорсерам, в частности, представители корпораций отметили недостаточное понимание агентствами особенностей своего бизнеса.
  3. Рейтинг коммуникационных компаний России по объемам бизнеса – итоги 2012 года // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». Режим доступа: riarating.ru/infografika/20140610/610619835html; Рейтинг коммуникационных компаний России по объемам бизнеса – итоги 2013 года // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». Режим доступа: ria.ru/economy/20130703/946881438.html (дата обращения: 04.04.2016).
  4. The Economics of Reputation (2014). PRCA. Available at:  http://www.prca.org.uk/default.asp?pid=2258 (aссessed: 04.04.2016).
  5. Андрей Баранников: «PR в России не хватает цивилизованности и прозрачности» // Mediabitch. 2015. Окт., 5. Режим доступа: http://mediabitch.ru/barannikov/ (дата обращения: 04.04.2016).
  6. См.: http://www.akospr.ru/standarty-industrii/kpi
  7. Рейтинг по объему бизнеса базируется на показателе выручки от PR-деятельности компаний за вычетом НДС и внешнего субподряда, данные по которому были предоставлены участниками рейтинга. Методика построения рейтинга на основе оценки выручки одобрена компаниями, согласована рабочей группой по составлению национального рейтинга коммуникационных компаний, состоящей из представителей PR-ассоциаций и экспертного сообщества, одобрена АКОС. Методологические подходы к составлению рейтинга соответствуют общемировой практике. 
  8. Рейтинг коммуникационных компаний России по объемам бизнеса – итоги 2012 года // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». Режим доступа: riarating.ru/infografika/20140610/610619835 html; Рейтинг коммуникационных компаний России по объемам бизнеса – итоги 2013 года // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». Режим доступа: ria.ru/economy/20130703/946881438.html (дата обращения: 04.04.2016).
  9. UberPop позволяет водителю такси и владельцу любой автомашины связываться с потенциальным клиентом, совершать другие операции. По версии французской газеты «Либерасьон» (Libération), это расширение сферы работы такси без лицензии. По версии Германа Клименко (Институт развития Интернета), предложившего «юберизацию врачей», прямая связь между продавцом и покупателем, что ведет к переформатированию любой отрасли, повышению ее эффективности, созданию рабочих мест.
  10. Исследование «Особенности российского рынка PR-услуг: структура, динамика, специализация» (2015) – это первое в истории российского рынка PR-услуг исследование среди всех участников рынка, направленное на выявление особенностей предложения в разрезе различных категорий PR-услуг по критериям их наличия в портфелях агентств, доходности, динамичности роста, конкурентности, обеспеченности экспертами, чье мнение значимо для рынка. Исследование, проведенное АКОС при поддержке РАСО и АКАР, а также информационной поддержке Sostav.ru, позволило выйти за границы конкретных ассоциаций и впервые выявить категории профессиональных услуг.

 

Библиография

Шилина М.Г. Особенности рынка общественных связей: российские и мировые реалии // Медиаскоп. 2010. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/572 (дата обращения: 04.04.2016).

García C. (2015) PR, clientelism and economics: a comparison of southern Europe and Latin America Journal of Communication Management 19 (2), pp.133–149.
Krishnamurthy S. (2013) Globalisation and public relations: An overview looking into the future Massey University, Wellington, New Zealand, 2009. Available at: http://www.prismjournal.org/fileadmin/Praxis/Files/globalPR/SRIRAMESH.pdf (aссessed: 04.04.2016).