Ссылка для цитирования: Шилина М.Г. Рынок PR-услуг в России в период кризиса: объем, субъекты, специализации // Медиаскоп. 2016. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2119
© Шилина Марина Григорьевна
доктор филологических наук, доцент Департамента интегрированных коммуникаций факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ (г. Москва, Россия), marina.shilina@gmail.com
Аннотация
Рынок PR становится существенным сегментом современной российской экономики, который показывает положительную динамику, несмотря на экономический кризис. В статье представлено исследование основных характеристик рынка услуг российских PR-агентств в 2007–2015 гг., который автор характеризует как развивающийся. Тенденции развития PR в России традиционно связаны с маркетинговой составляющей. Однако зафиксирован рост стратегических специализаций: внешних связей и GR, финансовых коммуникаций и связей с инвесторами, брендинга территорий, что отражает тенденцию развития, характерную для развитых индустрий, и должно благотворно повлиять как на рынок PR-услуг, так и на связи с общественностью в целом.
Ключевые слова: связи с общественностью, креативный субъект, рынок, бюджет, экономический кризис, PR-услуга.
Введение
В России связи с общественностью (СО, Public Relations, PR) более чем за 25 лет существования к 2016 г. обретают характерные черты индустрии: профессия имеет институциональный статус (2003 г.); отечественные проекты получают мировое признание, побеждая на международных конкурсах; работают профессиональные ассоциации (РАСО, АКОС, АКМР, АКАР). РАСО проводит уже вторую сертификацию, кроме того представила проект Профессионального стандарта PR-специалиста; сложилась система профессионального образования. Спектр направлений развития индустрии расширился от политконсалтинга, корпоративных коммуникаций до развития связей с общественностью в государственном секторе и сегодня включает более десятка специализаций (по версии АКОС, 20151).
Система связей с общественностью в России вполне структурирована. Это прямые базисные субъекты (заказчики: корпорации, НКО, государственные и политические структуры, персоны), опосредованные базисные субъекты (PR-департаменты и иные структуры заказчика), креативные субъекты (агентства, иные структуры, институционально оказывающие услуги в сфере PR), опосредованные субъекты (специализированные учебные заведения, специализированные медиа, научные и исследовательские профильные организации и т.п.), косвенные субъекты (регуляторы профессиональной деятельности, профессиональные ассоциации, институциональные конкурсы, маркетинговые и рекламные структуры, медиа, интернет-ресурсы, профильные выставки и т.д.), а также широкая общественность (целевые аудитории) − существенный элемент системы, который с развитием Интернета трансформируется также в особого опосредованного субъекта системы СО. PR-продукт/услугу производят опосредованные базисные субъекты и субъекты креативные.
Существенным сегментом системы связей с общественностью, производящим PR-услуги, являются креативные субъекты – PR-агентства всех типов (наиболее релевантной представляется классификация по объему услуг, территориальному охвату). Так, в 2015 г. 62% всех компаний, опрошенных АКОС, использовали услуги агентств2.
Объем этого сегмента рынка услуг связей с общественностью, по данным «Рейтинга коммуникационных компаний России по объемам бизнеса-2014» Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», оценен в 5860, 5 млн рублей3.
При этом экономические реалии российских связей с общественностью, агентской деятельности как базовые для любой индустрии до сего дня фактически не изучены комплексно (подр. см.: Шилина, 2010), что определяет научную новизну и востребованность исследования отечественного рынка PR-услуг.
Научная дискуссия по экономике PR и рынку PR-услуг находится на начальном этапе не только в России, но и в мире: системное изучение экономической составляющей индустрии PR не проводилось; работы ученых затрагивают лишь некоторые частные аспекты экономической проблематики, не связанные непосредственно с рынком услуг агентств. Тем не менее обозначим векторы научных интересов исследователей по экономической тематике. Так, среди последних по времени выхода работ одна из немногих статей, касающихся вопросов экономики и оценки развития PR, новозеландского профессора Шрирамеша Кришнамурти (2013), дает общее историческое представление о характере PR-коммуникаций в условиях глобализации, рыночной капиталистической экономики и зависимости профессионального инструментария от особенностей взаимодействия на рынке государственных и частных структур. Исследование Цезаря Гарсиа (2015) посвящено сравнительному анализу влияния на экономические показатели PR взаимодействия с клиентами в странах Южной Европы и Латинской Америки. Исследования агентств затрагивают, в первую очередь, проблемы взаимосвязи отдельных показателей PR-деятельности и экономических показателей (например, эксперты Ассоциации PR-консультантов (Public Relations Concultants Association, PRCA) изучили влияние корпоративной репутации на прибыль компании в работе «Экономика корпоративной репутации»4).
Исследования экономической коммуникации системы связей с общественностью в России проблематичны в силу внешних причин, поскольку отечественная экономика новейшего периода до сего дня определяется как транзитивная. Для индустрии отечественного PR как сегмента рынка характерны достаточная доля непредсказуемости, обусловленной экономическими и политическими реалиями, и непрозрачности (так, результаты тендеров не объявляют около трети корпораций)5. К внутренним причинам можно отнести также непрозрачность индустрии, отсутствие четкого определения категорий бюджета, выделяемых именно на связи с общественностью, и т.д. Также пока не выработаны общепризнанные методы оценки экономических показателей рынка. Отметим, что оценка эффективности разрабатывается на уровне количественных показателей, которые не коррелируются в должной мере с конкретными цифрами эффективности экономической (например, методики KPI развиваются в России с 2009 г. с учетом мировых тенденций6.
Российскими практиками предложены и применяются, тем не менее, различные варианты оценки рынка PR: так, впервые в России в 2008 г. проект по оценке емкости рынка реализовало агентство «Никколо М» для АКОС (по совокупному объему PR-бюджетов компаний (заказчиков), по совокупному объему PR-бюджетов компаний, выделяемых на аутсорсинг, по совокупному бюджету (обороту) PR-агентств (исполнителей), по совокупному агентскому вознаграждению агентств); АКОС фиксирует ряд параметров агентств с 2007 по 2015 гг.; рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» измеряло объемы бизнеса PR-агентств в 2012–2013 гг. для создания интегральных рейтингов.
Отсутствие непротиворечивой системы категорий, инструментов, методов оценки в заявленной нами объектной области исследования в рамках данной статьи позволяеют лишь обозначить ряд количественных экономических показателей PR-услуг в динамике (2007–2015 гг.), сфокусировавшись на изучении особенностей динамики объема рынка, характеристик субъектного состава, типологии услуг – как предмета исследования.
Объем рынка PR-услуг: динамика позитивна
Рынок связей с общественностью определим в рамках данной статьи как явление и процесс коммуникации производителей (базисных, креативных, опосредованных субъектов – заказчиков и исполнителей) и потребителей (аудитории) продукта/услуги связей с общественностью, основанной на сложном децентрализованном механизме ценовых сигналов.
Рынок институциональных агентских PR-услуг определим как явление и процесс коммуникации базисных прямых и опосредованных субъектов (заказчиков), креативных субъектов (агентств), включенных в процесс иных опосредованных и косвенных субъектов (например, субподрядчиков, исследовательские структуры и т.д.), и аудитории (широкой и целевой).
Рынок PR-услуг также является сегментом рынка и элементом системы связей с общественностью, то есть обладает всеми свойствами системы, при этом его характеристики детерминируют ее состояние (подр. см.: Шилина, 2010). Таким образом, исследование сегмента PR-услуг позволяет делать релевантные выводы об особенностях индустрии связей с общественностью как таковой.
Измерения рынка PR-услуг проводятся в России с 2007 г. (в мире – с 2004 г.), отечественными агентствами по заказу сетевых общественных PR-организаций, в первую очередь Ассоциации компаний консультантов в области связей с общественностью.
Анализ показателей рынка PR в 2007−2010 гг. (на основе ежегодных исследований АКОС и автора) позволяет охарактеризовать экономическую коммуникацию системы PR этого периода как проторыночную, рынок – как развивающийся, функционирующий в соответствии с мировыми тенденциями молодых рынков связей с общественностью, где доминирует маркетинговая, а не стратегическая функция.
В канун кризиса российский PR-рынок развивался активно, что соответствовало мировым тенденция того периода: в 2007 г. его объем составил 1,75 млрд долл. США, в 2008 г. − 2,5 млрд долл. Уровень развития рынка PR российские эксперты оценили при этом, скорее, невысоко (2010 г.): недостаточно развит − 30%, не развит − 25%, а 45% респондентов сочли, что он вполне развит.
Рынок PR-услуг в 2007 г. составил 800 млн долл., в 2008 г. вырос до 1 млрд долл. Затраты на PR в корпорациях в среднем составляли менее 10% общих затрат на маркетинговые коммуникации, в крупных компаниях – до 11%. При этом в отдельных секторах (банковская сфера, IT, телекоммуникации) расходы на PR составили 20−30% коммуникационного бюджета.
Сегмент PR-аутсорсинга в компаниях различался существенно в зависимости от отрасли − от 5 до 20% корпоративного бюджета на PR. В крупных компаниях расходы на агентские услуги оставались достаточно стабильными, в среднем в 2007 г. 40–41%, в 2008–2009 гг. 37–38%.
Эксперты определяют емкость рынка в начале кризиса по оборотам PR-агентств примерно 0,5–2 млрд долл. При этом объем агентских гонораров/вознаграждений оценивается в 200–500 млн долл. (2008 г.).
Рынок PR, увеличившийся на 25% в 2007 г. и на 43% в 2008 г., продемонстрировал спад на 28% в 2009 г. и на 15% в 2010 г.
В 2011–2012 гг. этот сегмент демонстрировал рост доходов агентств, в 2013 г. объем рынка услуг связей с общественностью, по данным анализа работы 31 PR-компании, проведенного Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг»7, также демонстрировал рост доходов и оценивался в 5860,5 млн руб.
Таким образом, несмотря на то что в целом сравнение объемов рынка по годам представляется не вполне релевантным, поскольку ежегодно в рейтинге участвуют разные компании, их количество различно, в период экономического кризиса имеет место общая позитивная динамика рынка PR-услуг.
Креативные субъекты рынка PR-услуг: uber’изация vs. концентрация?
Рост рынка (по итогам рейтинга-20148 «РИА Рейтинг», последние из имеющихся в публичном доступе показателей в сравнении с данными рейтинга-2013) обеспечили традиционно ведущие агентства первой пятерки, чья доля выручки составила 4053,9 млн руб. из общей выручки в 5860,5 млн руб., то есть почти две трети объема рынка. Многолетние лидеры индустрии, агентства Market Group (756, 3 млн руб. выручки), АГТ (750, 1 млн руб.), «Михайлов и Партнеры» (743, 6 млн руб.), SPN Communications (692 млн руб.) существенно уступили победителю рейтинга, новому игроку на рынке услуг в сфере общественных связей – Центру стратегических коммуникаций «Апостол» (создан в 2008 г.), который получил доход в размере 1030, 2 млн руб.
Отметим, что при этом ЦСК «Апостол» не попал в топ профессиональных рейтингов индустрии, в частности в наиболее престижном национальном конкурсе агентств − TopComm. Этот выход на рынок принципиально нового игрока, который молниеносно захватывает стратегические позиции и опережает давно известных профессиональных участников, вполне можно обозначить термином-неологизмом «юберизация», который сейчас активно используется для обозначения различных процессов в экономике («uberisation», от UberPop – приложение для мобильного телефона, вошедшее в обиход с 2013 г., которое радикально изменило бизнес-процессы на рынке такси, в сфере занятости, в использовании big&open data9).
Эксперты «РИА Рейтинг» зафиксировали рост доходов почти у 90% агентств: выручку в 2013 г. увеличили 27 из 31 компании рейтинга. Наиболее высоким оказался прирост доходов у ФРОС Region PR, Insiders и AVANGARD Global Communications.
На первую десятку компаний-участников рейтинга приходится около 80% выручки сегмента PR-услуг, то есть концентрация рынка коммуникационных услуг в России весьма высока.
Штаб-квартиры компаний-лидеров находятся в основном в Москве и Петербурге. Однако показатели крупных региональных игроков: Newton PR&Communications (Екатеринбург), Region PR (Воронеж), SP Media (Пермь), Growth (Тула), «Априори» (Казань) – позволяют зафиксировать расширение и укрепление региональной составляющей рынка (в рейтинге-2013 было три агентства из регионов).
«Апостол» оказался крупнейшим в России и по выручке, и по численности персонала (227 человек). При этом максимальный объем доходов на одного специалиста продемонстрировала компания Market Group, которая занимает вторую позицию в рейтинге со штатом 89 человек, что свидетельствует о растущей эффективности профессионалов и в определенной степени о зрелости рынка. В целом выручка росла быстрее численности персонала, средняя наработка на одного PR-специалиста за год выросла на 15%, что косвенно говорит о повышении бюджетов заказчиков на PR-услуги.
Отметим, что количество компаний, участвующих в рейтингах, постепенно растет (например, в исследованиях «РИА Рейтинг» − с 22 до 31 в 2013–2014 гг.), что свидетельствует о том, что рынок услуг связей с общественностью становится «прозрачнее».
Итак, современное состояние креативных субъектов рынка отражает стабильный рост доходов агентств, обусловленный профессионализмом и опытом; выигрышными становятся стратегии интенсивного, а не экстенсивного ведения бизнеса; несмотря на высокий уровень концентрации агентств в столице, региональные игроки понемногу усиливают свои позиции; выход на рынок новых крупных агентств является скорее окказиональным, нежели закономерным. Выявленные характеристики структуры рынка свидетельствуют в пользу постепенного роста зрелости индустрии общественных связей в России.
Структура рынка PR-услуг: от новых специализаций к новой классификации?
Связи с общественностью традиционно рассматриваются в классификации Пола Холмса: PR-сопровождение маркетинга B2C, B2B, коммуникации корпоративные, финансовые, кризисные, внутренние и внешние.
Однако классическая линейка PR-специализаций и услуг как предмета рыночной деятельности существенно расширилась в последнее время.
Исследование рынка PR-услуг, проведенного нами до кризиса и в его начале (2007–2009 гг.) (подр. см.: Шилина, 2010), позволили зафиксировать приоритет маркетинговой активности: B2B, B2C. Также в перечень PR-услуг были включены коммуникационный аудит, консультирование, отношения с местными сообществами, копирайтинг, корпоративные коммуникации, кризисные коммуникации, цифровые коммуникации, финансовые коммуникации, связи с инвесторами, развитие отношений со СМИ, отношения с общественными, некоммерческими и неправительственными организациями, интегрированные коммуникационные программы, коммуникационная поддержка судебных разбирательств, коммуникационное сопровождение транзакций на рынке капитала, отношения с государственными органами, отраслевой PR, коммуникации с лидерами общественного мнения, организация и проведение специальных мероприятий и т.д.
В кризисном 2010 г. по-прежнему превалировали маркетинговые, а также корпоративные, кризисные и финансовые PR-коммуникации (при том, что PR-бюджеты компаний автомобильного и строительного секторов снизились примерно на 80%, в госсекторе и FMCG − на 15−20%).
В 2013 г. наиболее востребованными оказались PR-услуги в сфере производства и дистрибуции потребительских товаров (25% выручки), промышленности (19%), органов государственной власти (19%), что позволяет определить именно эти направления как наиболее актуальные для индустрии в целом.
Исследование рынка-2014 («РИА Рейтинг») все так же демонстрировало наибольший объем доходов от PR-сопровождения маркетинга В2С/В2B (около 25% совокупных доходов), корпоративных коммуникаций (18%), digital-коммуникаций (около 16%). Наиболее низкими оказались доходы от внутренних (около 3%) и политических (менее 1%) коммуникаций.
Однако в 2014 г. корпоративные и digital-коммуникации, согласно исследованию АКОС «Особенности российского рынка PR-услуг: структура, динамика, специализация-2015»10, оказались наиболее быстро растущими и конкурентными категориями услуг, наравне с PR-сопровождением маркетинга B2C/B2B. Среди наименее конкурентных категорий эксперты отметили: кризисные и финансовые коммуникации, связи с инвесторами, брендинг и продвижение территорий. Услуги в сфере политических коммуникаций по-прежнему остаются в числе аутсайдеров рынка по доходам.
PR-услуги оказались востребованы в индустрии IT и телекоммуникаций, в сфере потребительских и детских товаров, фармацевтике, в госсекторе. При этом в крупных промышленных секторах (авиационная, легкая, химическая, аграрная промышленность) связи с общественностью оказались практически не востребованными.
Растущее число специализаций рынка PR-услуг потребовало новой их систематизации, которую предложила АКОС в 2013 г. Сегодня эта типология, введенная в профессиональный обиход впервые, апробирована и позволяет зафиксировать новую полипредметность российских связей с общественностью.
Итак, какова сущность специализаций и категории услуг современного рынка связей с общественностью, их классификация и уровень востребованности в 2015 г.? Базовым и наиболее конкурентным (79% опрошенных) по-прежнему остается PR для сопровождения маркетинга B2C/B2B (Marketing communications). Согласно АКОС, PR в категории B2C предполагают PR-кампании, направленные на формирование брендов и коммуникации потребительских свойств товаров и услуг B2C (целевая аудитория потребителей − физические лица), в том числе выстраивание отношений со СМИ. Связи с общественностью в категории B2B – это PR-кампании, направленные на формирование брендов и коммуникацию свойств товаров и услуг B2B (целевая аудитория потребителей − юридические лица), в том числе формирование отношений со СМИ.
Корпоративные коммуникации (Corporate communications) как кампании, направленные на формирование положительного имиджа корпорации в бизнес-среде, в том числе взаимодействие со СМИ, на формирование корпоративной социальной ответственности, создание корпоративных благотворительных программ, по итогам исследования, высоко конкурентными считают 77% респондентов.
Первую тройку наиболее высоко конкурентных специализаций PR (75%) замыкают digital-коммуникации (Digital communications), то есть проведение кампаний в Интернете, направленных на повышение лояльности и информированности целевой аудитории о бренде, его товарах и услугах. Однако в целом востребованность digital-communications в России начала снижаться, как и мировых рынках в целом, поскольку в зрелых индустриях это направление является не специализацией, а скорее инструментальной составляющей всех кампаний, что косвенно подтверждает переход от стадии развивающегося российского рынка общественных связей к более высокой степени его зрелости.
Знаменательно включение в перечень услуг коммуникационных исследований и аналитики (Communication research and analysis), как обязательной характеристики связей с общественностью; ранее кабинетные исследования, опросы и анализ, которые проводили коммуникационные консультанты с целью повышения качества коммуникационных программ, не выделялись базисными субъектами в силу невысокой востребованности.
Прочие специализации, по итогам исследования, не обладают столь существенным потенциалом: брендинг и продвижение территорий (Territory branding) считают конкурентным сегментом лишь 17% опрошенных. Однако специализация включена в сферу стратегического PR и консалтинга в парадигме политического, социального, туристического, инвестиционного и коммерческого продвижения территорий различного уровня – городов, регионов, государств, и прогнозы экспертов предполагают рост интереса к этой сфере.
Такие специализации, как политические коммуникации (Political communications) и внешние связи и GR (Public affairs and government relations), то есть консалтинговое и PR-сопровождение политической деятельности политических лидеров и организаций, в том числе при подготовке и проведении избирательных кампаний и референдумов, а также деятельность по развитию внешних связей и GR (налаживание и поддержание доброжелательных отношений с ключевыми аудиториями и лидерами общественного мнения, государственными органами, неправительственными организациями и органами местного самоуправления, а также со СМИ; лоббизм, консультирование руководства по вопросам общественной значимости, положения и образа компании), считают конкурентными 9% экспертов. В условиях кризиса, когда краткосрочные планы не всегда эффективны, требуются долгосрочные стратегии, поэтому перспективы внешних связей и GR на рынке услуг представляются оптимистическими.
Впервые в перечень специализаций попали внутренние коммуникации (Internal and employee communications). Эксперты при этом считают их по-прежнему слабым конкурентным звеном (6% востребованности). Согласно АКОС, внутренние коммуникации предполагают построение коммуникаций между руководителями и подчиненными и между различными подразделениями компании, включая разработку содержательных платформ внутренних коммуникаций и инструментов их реализации, налаженную систему обратной связи, создание внутрикорпоративных изданий, интранет-порталов и т.п., однако эксперты пока не видят здесь потенциала для роста, при том, что внутренние коммуникации для любой корпорации являются определяющими; в этом сказывается особость российского бизнеса.
Турбулентность политической и экономической ситуации в 2015 г. позволила экспертам предположить формирование среднесрочных и долгосрочных стратегий развития рынка, связанных с перераспределением бюджетов, выделяемых на маркетинг, B2B и B2C, в пользу внешних связей и GR, а также финансовых коммуникаций и связей с инвесторами (Financial communications & Investor Relations, то есть налаживание и поддержание эффективных информационных контактов с группами, заинтересованными в финансовом положении и производственных показателях компании, включают раскрытие финансовой информации (в первую очередь − для публичных компаний), отношения с инвесторами, кредиторами и аналитиками, коммуникации при IPO, слияниях и поглощениях).
Востребованными оказались кризисные коммуникации (Crisis communications), то есть коммуникации, направленные на овладение сложной ситуацией, устранение рисков и неопределенностей, позволяющие контролировать нежелательные для компании процессы; включают предсказание и профилактику кризиса, мониторинг и анализ факторов, влияющих на корпоративные процессы, выявление среди них потенциально опасных для прибыли, имиджа, конкурентоспособности компании, разработку антикризисных мер.
Таким образом, новая классификация специализаций PR-деятельности и PR-услуг, впервые введенная в практический и теперь в научный обиход, позволяет зафиксировать сущность актуальных направлений деятельности в сфере связей с общественностью, уровень их востребованности рынком, перспективы развития в период экономического кризиса. Доминирует в линейке специализаций по-прежнему маркетинговая составляющая, однако в перспективе эксперты прогнозируют рост стратегических специализаций: внешних связей и GR, финансовых коммуникаций и связей с инвесторами, брендинга территорий.
Заключение
Анализ ряда базовых показателей российского рынка PR-услуг в 2007−2015 гг. позволяет охарактеризовать его как динамичный, обладающий потенциалом роста. В канун кризиса он активно развивался, демонстрировал рост в 2007–2008 гг., затем спад в 2010–2011 гг., с 2012 г. по настоящее время доходы агентств растут.
Сегодня рост доходов PR-агентств как креативных субъектов рынка обусловлен профессионализмом и опытом; развиваются стратегии интенсивного, а не экстенсивного ведения бизнеса. Существующий высокий уровень концентрации агентств в столице характерен для развивающихся индустрий, однако региональные игроки понемногу усиливают свои позиции. Рынок можно обозначить как вполне сложившийся и стабильный по составу участников, появление новых крупных агентств является скорее окказиональным, нежели закономерным. Выявленные характеристики структуры рынка свидетельствуют в пользу постепенного роста зрелости индустрии отечественных связей с общественностью.
В портфеле агентств традиционно наиболее востребованными являются PR-услуги в сфере маркетинга, корпоративные коммуникации и интернет-инструментарий. При этом востребованность digital communications в России начала несколько снижаться, как и на развитых зарубежных рынках, что косвенно подтверждает насыщение рынка этими услугами и переход отечественной индустрии связей с общественностью к более высокой степени зрелости.
Спектр PR-специализаций и PR-услуг расширяется, что отражено в их новой классификации (АКОС, 2013). Данная классификация, впервые введенная в научный обиход, позволяет зафиксировать сущность актуальных направлений деятельности в сфере связей с общественностью, их полипредметность, уровень востребованности рынком, перспективы развития в период экономического кризиса.
В целом анализ показателей PR-услуг за период 2007−2015 гг. позволяет охарактеризовать рынок связей с общественностью как развивающийся. Функционирование рынка традиционно определяет маркетинговая составляющая. Однако очевиден рост стратегических специализаций: внешних связей и GR, финансовых коммуникаций и связей с инвесторами, брендинга территорий, поскольку в условиях кризиса требуются долгосрочные стратегии развития. Востребованность стратегических коммуникаций должна благотворно повлиять как на рынок PR-услуг, так и на индустрию связей с общественностью в целом, способствовать переходу к более зрелому этапу экономики PR.
Примечания
Библиография
Шилина М.Г. Особенности рынка общественных связей: российские и мировые реалии // Медиаскоп. 2010. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/572 (дата обращения: 04.04.2016).
García C. (2015) PR, clientelism and economics: a comparison of southern Europe and Latin America Journal of Communication Management 19 (2), pp.133–149.
Krishnamurthy S. (2013) Globalisation and public relations: An overview looking into the future Massey University, Wellington, New Zealand, 2009. Available at: http://www.prismjournal.org/fileadmin/Praxis/Files/globalPR/SRIRAMESH.pdf (aссessed: 04.04.2016).