Languages

You are here

Неиссякаемый ресурс

Неиссякаемый ресурс1

The Inexhaustible Resource

Пронина Елена Евгеньевна
доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры практической психологии Московского института открытого образования, pronina.elena@gmail.com

Хаперскова Юлия Николаевна
психолог, преподаватель изобразительного искусcтва, ГБОУ Школа надомного обучения № 1673 «Поддержка» г. Москвы, Vukinq09@yandex.ru

Elena E. Pronina
Doctor of Philology, PhD in Psychology, Professor, applied psychology department, Moscow Institute of Open Education, pronina.elena@gmail.com

Yulia N. Khaperskova
Psychologist, teacher of fine arts, School № 1673 «Support», Moscow, Vukinq09@yandex.ru

 

Аннотация
В статье на материале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и художников авангардистов рассматриваются механизмы порождения и восприятия общезначимых образов культуры и массовой коммуникации. В ходе эмпирического исследования показано, что символическое содержание рисунков детей с ОВЗ и творчество художников-авангардистов отражает универсальные архетипы, регулирующие процесс становления личности. Анализируются причины обращения художников к архетипам раннего эпигенеза. Раскрывается роль массовой коммуникации в сопряженной эволюции индивида и общества.

Ключевые слова: архетипы, коллективное бессознательное, индивидуация, развитие психики, массовая коммуникация, дети с ограниченными возможностями здоровья, искусство авангарда

Abstracts
In this article we analyze the mechanisms of generating and perceiving socially important images of culture and mass communication on the basis of works of art by children with disabilities and avant-garde artists. The empirical study shows that the symbolic content of paintings made by these two different groups of people reflects some universal archetypes determining the process of personality growth. We also examine the reasons for artists turning to the archetypes of early epigenesis and highlight the role of mass communication in the interconnected evolution of an individual and society.

Key words: mass communication, individuation, collective unconscious, archetype, children with disabilities, avant-garde art.

 

 

В чем секрет искусства? Зачем мы ходим на выставки, в концертные залы, театры? И почему одно создание человеческих рук обладает художественным воздействием, а другое - нет?

Эти вопросы звучат довольно наивно, и все же уверенный ответ вряд ли кто-то даст.

К новому размышлению на эту тему подтолкнул случай: коллега принесла несколько удивительно выразительных и красивых детских рисунков, которые были отчасти похожи на картины художников постимрессионистов и авангардистов, но абсолютно не казались сложными, поражая одновременно безыскусностью и символичностью.

 


Аня С. (10 лет) «Девочка»


Анатолий Зверев. «Портрет женщины», 1967

1967; «Женский портрет», 1958

 

 

Некоторая неуверенность и неумелость юных художников только усиливала ощущение достоверности и аутентичности образов. При взгляде на эти первые попытки самовыражения, удивительно напоминающие самые экстравагантные направления современного искусства, невольно приходила мысль, что причудливые формы, столь любимые авангардом, по крайней мере здесь, не яркая обертка, а, возможно, суть искреннего и страстного сообщения, иначе не высказываемого...

Ощущение художественности и правдивости наивного «авангарда» только усилилось, когда обнаружилось, что авторы рисунков – дети с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают специализированную школу надомного обучения для тех, кто вынужден много времени проводить дома или в лечебных учреждениях2. Стало понятно, что неожиданные контрасты, угловатость, графические «неправильности» здесь не были аффектированными или преувеличенными: то был единственный способ самовыражения и степень их экспрессивности лишь соответствовала уровню напряженности внутренней жизни авторов, драматизму реальных судеб.

Автор вышеприведенного рисунка Аня С., как выяснилось, к своим 10 годам уже выдержала настоящую битву за возможность ходить, говорить, действовать – просто быть. Вот выдержка из рассказа ее мамы:

«Первый год мы наблюдались в Филатовской больнице. Невролог говорил, что все нормально. Не стоит переживать. Потом оказалось поздно. Ребенок не двигался и в год. Записались на обследование в больницу. Там выставили диагноз ДЦП. И три года мы там лечились. Результат превзошел все ожидания. Уже в 2г.3мес. моя дочь пошла за руку, а в 2г. 6мес. самостоятельно. Дальнейшее лечение проводили в санаториях, поликлиниках. Говорить начала примерно в это же время. Учим общению с детьми и взрослыми до сих пор в психологических центрах и в школе. Помимо ДЦП у Анюты есть и другие сопутствующие заболевания <…>

При всем при этом Анюта старается. Сейчас гордится тем, что самостоятельно сдала кровь из пальца без слез и потери сознания. Старается себя обслужить в ванной и туалете, налить воду в стакан, помыть посуду (но это сложнее – руки не слушаются, мыло скользкое), подмести кухню и коридор (с совком помогаю), стелет и убирает свою постель, научилась протирать зеркала в ванной и коридоре. Ходила заниматься музыкой, танцами, лепкой. Участвовала в различных детских творческих конкурсах («Надежда», «Динаода»), в районных и городских конкурсах, ее художественные работы выставлялись на персональной выставке в КЦСО «Щукино». Сейчас, к сожалению, в детском отделении поменялось руководство и практически весь состав, да и тяга к творчеству притихла. Я ее не заставляю, надеюсь на лучшее. Главное не убить желание окончательно».

При всех трудностях, с которыми приходится сталкиваться Ане каждый день даже в повседневных мелочах, ее рисунки как будто наполнены светом. Зеленые глаза девочки на портрете кажутся яркими, как изумруды, оттеняя нежно-розовый цвет лица. Рыжие волосы, оранжевый «платочек» (а, может, просто контур лица) в окружении разноцветных зеленых, синих и розовых «бликов» – так и пышут летним солнечным жаром. Рисунок вызывает ощущение легкости и недосказанности, свойственных спонтанному рисованию, приверженцем которого был, в частности, один из замечательных русских художников Анатолий Зверев3.

Возникает невольный вопрос: эта «солнечность» результат случайного выбора красок или бессознательная, но вполне целенаправленная душевная работа, стремление понять и выразить нечто важное? По словам педагога по ИЗО, Аня очень любит смешивать краски и заниматься безобъектным рисованием. После такой работы девочка успокаивается , говорит, что очень любит уроки рисования и учителя. Все эти моменты – полная концентрация сил во время рисования, удовлетворение и радость после завершения – свидетельствуют, что происходит сложная работа по трансформации переживания в некий важный для личности результат.

 

А вот еще пример: Настя Р. (10 лет) «Комната»


Настя Р. «Комната», 10 лет

 


Анри Матисс. «Натюрморт с “Танцем”», 1909


Винсент Ван Гог. «Комната художника в Арле», 1888

 

 

Рисунок «Комната» невольно останавливает взгляд буйством красок и какой-то «электрической» атмосферой. Кто бы мог подумать, что столь динамичный, «заряженный» огромной энергией рисунок, выполнен девочкой, прикованной к инвалидному креслу. Красочность и напряженность рисунка вызывают ассоциации с Матиссом и Ван Гогом.

Настя живет с мамой и бабушкой. Ее почти не вывозят гулять (трудно спускать инвалидную коляску по лестнице). Она имеет возможность лично общаться с другими детьми только во время плановой госпитализации в больнице, в санаториях, куда они с матерью регулярно ездят, и пару раз в течении года в школе на общешкольных мероприятиях. Однако Настя хорошо владеет компьютером и активно поддерживает контакты с несколькими подругами дистанционно. Очень любит занятия по спонтанному рисованию. Всегда, когда Настя рисует, она очень эмоционально проговаривает то, что ее волнует.

Выдержки из психолого-педагогической характеристики отчасти обрисовывают упорный характер девочки: «Настя легко устанавливает контакт, нуждается в общении… Может спланировать учебную деятельность; обосновать свой ответ и выявить главное; хороший самоконтроль; стремится преодолевать трудности в учебе»

О чем говорит «электрический» рисунок Насти? Может, об одиночестве жаждущей деятельности души, как «Комната художника в Арле» Ван Гога? Или о самодостаточности и насыщенности внутреннего мира, как полотно Матисса? Каково действительное психологическое содержание рисунков детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Чтобы не ограничиваться умозрительными заключениями и объективно взглянуть на проблему, мы провели исследование, касающееся психологических особенностей восприятия творчества детей, занимающихся в школе надомного обучения. Основная гипотеза состояла в том, что проблематика и символика рисунков детей с ОВЗ носит универсальный характер, отвечающий фундаментальным законам развития психики, которые превращают автокоммуникацию (обращенную к себе) в межличностную и коллективную коммуникацию, канал трансляции общезначимых моделей и ценностей. Графические и выразительные особенности детского творчества непосредственно связаны с ранними архетипами, регулирующими процесс развития психики, и их повторение в стилистике авангардной живописи не является случайным. Материалом исследования стали рисунки учащихся школы надомного обучения (17 рисунков), а также картины известных художников авангардистов (7 картин). Указанные работы были предъявлены взрослым испытуемым в возрасте от 17 до 60 лет. Общее количество испытуемых во всех сериях составило 88 человек4.

Первым интересным для нас фактом оказалось то, что люди могут совершенно противоположным образом понимать одну и ту же картину, так что ассоциации разных испытуемых зачастую были взаимоисключающими, задавая в сумме амбивалентное, крайне поляризованное смысловое пространство. Это хорошо видно в случае Насти. Так, если один испытуемый видел в рисунке Насти «камеру заключения», то другой с восторгом говорил о «домашнем уюте», «ощущении праздника». Для одних рисунок выражал крайнюю степень отчаяния (хотя никто из респондентов ничего не знал о состоянии здоровья и проблемах Насти), для других – напротив, предчувствие счастья.

Ассоциации респондентов на рисунок Насти Р. «Комната»

Одиночество

Шаткость

Неуверенность

Мистика

Скованность

Недостижимость

Замкнутость

Горячка

Человек тоскует о счастье, которого у него нет

Камера заключения

Безысходность

Неизвестность

Надежда есть ?

 

Радость

Покой

Безопасность

Защищенность

Домашний уют

Праздник

Мой дом – моя крепость

Комната из снов

Внутренний мир

Моя жизнь

Свет в окошке

Ожидание чуда

Солнце встает

Все впереди

Интрига

Выход есть!

Мечта

 

Но что на самом деле думала и чувствовала Настя в момент создания рисунка?

Хорошо видно, что ассоциации, придуманные испытуемыми, имеют взаимодополнительный, комплементарный характер, как тезис и антитезис («безысходность» – «все впереди»), как вопрос и ответ («Надежда есть?» – «Выход есть!»). Все вместе отрицательные ассоциации создают достаточно мрачный образ «тюрьмы», в то время как положительные ассоциации формируют представление о домашнем тепле, «родном доме». Рисунок, оставаясь неизменным, как бы задает сразу две практически равновероятные возможности интерпретации, которые «переходят» одна в другую. Действительно, надежные стены родного дома обеспечивают защиту и уют, но в тоже время удерживают и ограничивают. Мечта наполняет жизнь красками, но не может заменить реальной жизни. Так убежище превращается в тюрьму, надежда переходит в отчаяние и наоборот. Один полюс с необходимостью предполагает другой, вследствие чего возникает антиномия – сосуществование двух противоположных истин5. Антиномия в себе самой одномоментно содержит и желаемое и отвергаемое, и спасение и опасность. Получается, что абсолютно правы обе группы наших испытуемых: и те, кто видит «тюрьму», и те, кто видит «дом». И, надо полагать, оба чувства – любовь к родному дому и стремление вырваться из него – присутствовали у автора в момент создания рисунка и воплотились в образе, выразив весь драматизм жизненной ситуации, глубину душевного смятения.

Важно отметить, что жажда выйти за пределы ограниченного пространства, стремление к самостоятельности и самодетерминации, так остро переживаемая Настей вследствие объективных обстоятельств ее жизни, в принципе отвечает возрастно-психологической норме и на определенном этапе взросления в свой черед встает перед каждым ребенком. Согласно эпигенетической теории развития личности Эрика Эриксона, каждый человек в течение жизни последовательно проходит восемь этапов становления6, каждый из которых в случае благоприятного развития приводит к формированию необходимых психических способностей и свойств, а в случае неудачи – к возникновению серьезных психологических проблем. Обретение самостоятельности, инициативы и веры в себя (каждой способности соответствует определенный этап эпигенеза) – важнейшие задачи первой половины жизни. От их решения зависит активность, самостоятельность, уверенность в себе и способность к самоактуализации зрелой личности. Неудача в формировании столь важных свойств заставит человека вновь и вновь возвращаться к этим проблемам на последующих этапах жизни.

Можно предположить также, что этапы, обозначенные Эриксоном, являются универсальным алгоритмом психического развития, и могут повторяться в онто- и филогенезе (индивидуальном и коллективном развитии), как только возникает потребность и возможность дальнейшего усложнения психики в новых условиях, на новом уровне достигнутого. В таком случае ранний позитивный опыт неоценим, он служит опорой для дальнейшего продвижения.

Смысловой анализ ассоциаций, полученных от испытуемых, заставляет думать, что рисунок Насти соответствует второй стадии эпигенеза и воспроизводит конфликт автономии и зависимости. То, что Настя гораздо старше возрастных рамок, указанных Эриком Эриксоном для этой стадии, обусловлено прежде всего объективными обстоятельствами (физическая зависимость от помощи близких), которые усложнили для девочки задачу достижения автономии.

Удалось ли Насте разрешить «антиномию независимости» для себя? Ответ на этот вопрос трудно дать. Разрешение антиномии редко происходит одномоментно. Как и физическое развитие – личностный рост требует времени. Примечательно, что отношение Насти к собственному рисунку менялось. После того, как рисунок был завершен, Настя испытала глубокое потрясение от полученного результата. Картинка вышла, на ее взгляд, мрачная. Возможно, она впервые увидела в зримом воплощении собственную тоску по возможности свободно гулять, ходить, общаться. Однако уже на следующий день Настя иначе оценила «цветную комнату», в которой так много энергии, света и воли к жизни.

Каким образом творческий процесс способствует разрешению внутреннего конфликта и разрядке психологического напряжения? Образы, как и символы бессознательного, никогда не дают однозначного ответа-решения. Их функция другая – они показывают правду, раскрывая всю глубину антиномии. Нарастающее ощущение противоречия между полюсами антиномии способно вызвать инсайт (озарение) подобно тому, как увеличение напряжения между двумя противоположно заряженными электродами в воздухе вызывает «электрический пробой» (искровой разряд)7 и даже электрическую дугу (электрический ток). Метафору можно было бы продолжать, важно то, что актуализация полюсов антиномии может стать источником энергии и для взрыва, и для взлета.

«Вольтова дуга» творчества часто вспыхивает в условиях непереносимой боли и смуты, предохраняя личность от взрыва, давая энергию и свет для выхода на новый уровень. Порождаемый образ-символ является результатом того момента высокого напряжения, когда неожиданно падает «сопротивление среды» и через огненный «плазменный тоннель» прорывается «электрический ток» чувств. И тот, кто воспринимает произведение искусства, попадает в резонанс с состоянием художника и вместе с ним начинает видеть и чувствовать. В этом плане метафорический образ, символ бессознательного есть не только знак, «результат» творческой трансформации, но одновременно и сам «акт», процесс трансформации, переживаемый снова и снова при восприятии произведения.

Удивительное свойство подлинных произведений искусства в том, что они не теряют своей актуальности и силы воздействия с течением времени. Это объясняется тем, что их символическое содержание имеет отношение не столько к внешним преходящим обстоятельствам жизни (экономическим, социальным, личным), сколько к внутренним задачам построения личности. Кроме того, такие психологические проблемы, как обретение автономии, преодоление границ, выход за установленные границы, имеют значение не только для раннего эпигенеза личности. Она возникает и позже, на новом уровне. И те, кто по той или иной причине «попадают в тему», ощущают «силу притяжения» и глубину соответствующих образов и символов. В этом мы убедились, предложив нашим респондентам указать рисунок, который произвел на них наиболее сильное впечатление.

Среди продемонстрированных в ходе эксперимента работ были как рисунки учащихся школы надомного обучения, так и произведения знаменитых художников постимпрессионистов и авангардистов: Ван Гога, Филонова, Пикассо, Модильяни, Малевича. Для эксперимента были отобраны картины, не очень известные широкой публике. Испытуемым не сообщали, кто является авторами картин, чтобы не повлиять на их мнение. Тем не менее респонденты могли высказать свои догадки. Выяснилось, что детские работы довольно часто (более чем в 20% случаев) ошибочно приписывались профессиональным художникам. Случалось и обратное, хотя и реже. Расчеты показали, что художественные достоинства работ в восприятии испытуемых практически не зависели от приписываемого авторства (то есть от того, кто именно, по мнению респондента, нарисовал картину: взрослый или ребенок). Корреляция между этими показателями отсутствовала (r=-0,03), что может свидетельствовать об универсальности символов и выразительных приемов, используемых в творчестве детей и взрослых.

Примечательно, что из 8 наиболее «сильных» картин, выбранных испытуемыми, – 5 оказались детскими работами. В числе отмеченных был и рисунок Насти «Комната». Полученные данные позволили предположить, что предпочтение той или иной картины респондентами не было случайным, а было связано с определенными личностными чертами испытуемых.

Для проверки этой гипотезы мы сопоставили выбор рисунка с личностными особенностями респондентов, диагностированными при помощи проективных и опросниковых методик (интервью, цветовой тест Люшера, проективный рассказ, опросник 16 PF Кеттелла). Оказалось, у респондентов возникал своеобразный эмоциональный «резонанс» с тем или иным рисунком в зависимости от их собственных актуальных потребностей и особенностей личности.

В частности, рисунок «Комната» произвел огромное впечатление на респондента Андрея. Андрей давно вышел из детского возраста – ему 45 лет и он принадлежит к «сильному» полу, но в его личностном профиле по Кеттеллу отмечается весьма необычный для зрелого мужчины пик – максимальное значение по фактору «мечтательность» (фактор М). Это качество вкупе с другими экстремальными показателями: крайней независимостью (фактор Q2), высоким интеллектом (фактор В), эмоциональной неустойчивостью (-С) и наивностью (-N), − характеризует человека, упрямо балансирующего между мечтой и реальностью. Учитывая, что по данным теста Люшера Андрей не терпит ограничений своей свободы и внешнего вмешательства, можно предположить, что для него, как и для Насти весьма актуально стремление к преодолению сковывающих «рамок». Только теперь эта проблема встает в контексте седьмой ступени эпигенеза «поздний взрослый период», и приобретает характер выхода за пределы своего «Я» – трансцендирования. Весьма показательны также интересы Андрея: «компьютерное железо» и древне-индийские учения. Рациональность, с одной стороны, и мистика, с другой, как бы дополняют и «расширяют» друг друга, создавая новые возможности для самотрансцендирования.

В интервью Андрей сообщил, что выбрал рисунок «не в результате анализа», картинка «зацепила» его сразу. Иначе говоря, выбор был абсолютно спонтанным, на основе эмоционального резонанса.

Как бы продолжает тему Насти рисунок Ивана Н. «Корабль пиратов» (8 лет). Примечательно, что эта работа наиболее часто выбиралась респондентами как самая впечатляющая.


Иван Н. (8 лет) «Корабль пиратов»

 


Винсент Ван Гог. «Звездная ночь над Роной», 1890


Н.К. Рерих. «Заморские гости», 1901

 

В чем причина притягательности рисунка можно до некоторой степени понять из проективных сочинений респондентов”:

«Капитан корабля мечты» (Ася, 22 года)

«Темное южное небо было готово вот-вот проглотить блестящий неровный круг луны, сыпавшей на палубу корабля холодными пугающими бликами. Эбад Катбер, капитан корабля, или “капитан корабля-мечты”, как он сам себя короновал, без дела растянулся на сырой, полной загадочных всполохов и шорохов палубе судна. Под просмоленными досками корабля плясали волны. Ветер рвал заплаты парусов, направляя посудину к горизонту, таящему в себе очередное приключение. Теплый вечер, легкая, приятная качка, воздух, будто, можно резать ножом и ломтем класть на кусок кукурузной лепешки, такой он густой и аппетитный. Запах свободы и возможности направиться, куда только пожелаешь… Эбад дышал полной грудью, он старался впрок надышаться этим воздухом беспечной свободы, воздухом анти-проблем, воздухом полным приключений и авантюр…»

 

«Космическое путешествие» (Ульяна, 46 лет)

«Есть такой мультик − «Планета сокровищ». Он мне очень нравится. корабль на картинке, как и в том мультике, совершает межгалактическое плавание в окружении сверкающих звезд, других планет и опасностей ночного неба. Завораживает и захватывает дух. Драйв, чудо, хорошо!»

 

Но хотя образ «корабля» кажется более однозначным и позитивным, чем «комната» Насти, в нем также есть второй план, который сообщает картине особую глубину. Это хорошо видно при анализе ассоциаций респондентов (57 человек).

Зависть

Превосходство

Тревога

Игра с огнем

Перед бурей

Пожар

Вечер перед штормом

Затишье перед бурей

Печаль

Безразличие

Неопределенность

Неизвестность

Ведьма на паруснике

Цусима

Харон

Паранормальное

Конец страданий

Корабль – призрак

Корабль в тумане

 

Подвиг

Любопытство

Ожидание чуда

Ощущение, что ты впереди

Восторг

Желание быть пиратом и танцевать рок-н-ролл

Стремление к лучшему

Космическое путешествие

В путь!

Простор

Купцы возвращаются

Одиссея

Из Варяг в Греки

Сказка − приключение

Радуга желаний

Радость будущего

Блаженное умиротворение

Ощущение нового

Надежда

Щедрость небес

Покой

Ноев ковчег

Алмазные паруса

Очищение

 

Некоторые ассоциации: надежда, ожидание чуда, неизвестность, мистика и др. – практически совпадают с ассоциациями на рисунок Насти. Но все же преобладают ассоциации со значением пути, движения, исследования нового. Надо полагать, что это следующий, третий этап эпигенеза, когда личность выходит в открытое пространство жизни, преодолевая границы на свой страх и риск. Потребность в автономии (вторая ступень эпигенеза) сменяется потребностью в инициативе и активном исследовании реальности (третья ступень).

Рисунок Ивана понравился совершенно разным по возрасту, статусу и роду занятий людям. Но у всех этих людей есть нечто общее – настойчивость и напористость (фактор Е по Кеттеллу), жажда независимости (F4), а также, по тесту Люшера: стремление к новому, ожидание счастья, желание самоутвердиться и ощущение опасности.

Сам Ваня довольно благополучный ребенок в том, что касается здоровья. Он инициативный и уверенный в себе мальчик, ему не чуждо стремление к лидерству и, кстати, «развитые способности помогают ему в лидирующей позиции» (из заключения психолога). Но в жизни Вани не все просто и гладко. Его родители недавно развелись, и мальчик, по мнению школьного психолога, остро переживает это. Может быть, отсюда ощущение неизвестности и скрытой опасности в рисунке, «остужающий» контраст между жаром парусов и холодной, пугающей неизмеримой бездной моря и неба. В рисунке как будто соединились две тенденции: предприимчивость и радость свободы, с одной стороны (как в работе Рериха «Заморские гости»), а с другой, – беспредельное одиночество и трепет перед мирозданием (как у Ван Гога в картине «Звездная ночь»). Кстати, согласно Эриксону, противоположным полюсом предприимчивости являются чувства вины, сомнения, страх наказания, – чувства «охлаждающие» и сковывающие инициативу.

Сходные мотивы и выразительные средства, включая противопоставление «жарких» и «холодных» цветов, открытый горизонт, широкие пространства и падающие звезды-снег, можно обнаружить в рисунке Полины К. (8 лет 9 мес.) «Новый год в лесу».

 


Полина К. (8 лет) "Новый год в лесу"

 

 

Ширь и величие открывающегося пространства (особенно в сравнении с крошечными фигурками маленьких лесных зверьков) вновь обращают к третьей фазе эпигенеза – «Инициативе»: риску и чувству вины (крохотные фигурки героев могут указывать и на это).

Ассоциации, вызванные рисунком Полины у наших респондентов, были в основном восторженно-радостные: Веселый день, Совершенство, Предвкушение, Гармония, Радуга в Новый год, Сказочный лес, Северное сияние, Волшебная зима, Зима на Венере, Зимняя сказка, Хочу там быть.


М.А.Врубель. «Фантастический пейзаж»

Однако необычные, даже противоестественные цвета неба, чем-то напоминающие «Фантастический пейзаж» Врубеля, резко контрастируют с нарочито детскими, несколько банальными зайчиками и елочками, что вызывает ощущение ирреальности происходящего. Фантастическая атмосфера также находит отражение в ассоциациях респондентов: Зима на Венере, Пурпурная зима в Тоскане, Горячая зима, Лед и пламень. Возникают и абсолютно негативные ассоциации: Мрачный Новый год, Кислотный снег, Напряженное ожидание.


С.Н. Рерих. «Вестник» 1894г.

 

Еще одна интересная параллель к работе Полины – картина Рериха «Вестник». Здесь также три четверти площади занимает «разноцветное» небо. Только цветовая гамма другая. Что же означает небо? Примечательную интерпретацию встречаем … в соннике. Сонник, если можно так выразиться, бытовой сборник символов, освященных многовековой традицией. Небо, по соннику, – символ безграничности (отрицание границ), а также образ души, картина ее жизни.

«Дневное небо − всегда символизирует такие явления в жизни души, которые ты можешь ясно осознать.

Ночное небо − символизирует такое явление жизни души, которое находится за пределами бодрствующего сознания, которое является для него тайной.

Небо неестественного цвета − странные, иногда опасные состояния в жизни души»8.

Для Полины, которая страдает врожденным пороком сердца и пережила уже несколько операций, даже обычная деятельность сопряжена с опасностью для жизни (пятая группа здоровья − инвалидность). Но несмотря на это, она жизнерадостна и активна, занимается в нескольких кружках, изучает иностранный язык – смело расширяет поле своей деятельности. Педагоги характеризуют ее как очень контактного ребенка, заводилу, выдумщицу и фантазерку. Как ей это дается? – можно увидеть в рисунке…

 

Анализируемые работы детей, конечно, не являются рядовыми. Это, как уже говорилось, «электрический пробой», прорыв к ресурсам бессознательного в момент творческого и душевного напряжения. Не всякая детская работа/p, как, впрочем, и не всякая работа профессионального художника, поднимается до такого уровня. Что позволило столь юным авторам, не владеющим секретами живописи, не знакомым еще с богатством художественного наследия, создать свои маленькие шедевры, покоряюще искренние и глубокие? Несомненно, основным условием появления этих работ стало спонтанное стремление личности к саморазвитию, тем более яркое, чем сильнее мешающие этому обстоятельства. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как и в норме, происходит в соответствии с основными законами эпигенеза. Потребность в саморазвитии становится особенно напряженной вследствие возникающих объективных трудностей и помех. Когда поступательное развитие личности сталкивается с серьезными препятствиями, появляется острая необходимость в метафорическом «высказывании» языком искусства. Актуализация ресурсов бессознательного в момент творчества способна придать необходимый импульс для преодоления барьеров на пути развития.

Как было показано в ходе исследования, семантическое пространство каждого рисунка фактически является отражением в символах и образах наиболее актуальных психологических потребностей той фазы эпигенетического развития (по Э. Эриксону), на которой находится ребенок. Благодаря этому, конкретные психологические проблемы, социальные и межличностные трудности, обусловленные заболеванием, осмысляются и решаются в русле основных задач эпигенеза, обеспечивая поступательный характер развития психики ребенка.

Однако этим не исчерпывается значение порождаемых в творческом процессе символов. Они способны вступать в резонанс с конкордантными (родственными) психическими состояниями «реципиентов» (людей, воспринимающих данное «сообщение»), вызывая эффект эстетического и психологического «катарсиса», потрясения. Соответствие личностных профилей респондентов психологической проблематике избираемых ими рисунков свидетельствует об универсальном, архетипическом характере репрезентируемых символов, значение и содержание которых определяется их способностью катализировать процесс личностного развития. Именно поэтому архетипические образы сохраняют свою актуальность и общезначимость на разных возрастных этапах психического онтогенеза.

Согласно концепции Юнга, архетипы сами по себе не имеют конкретного содержания, но они направляют развитие к определенным целям, подобно инстинктам9. Образы, в метафорической форме отражающие и регулирующие процесс развития, приобретают тем самым архетипическое, символическое значение. Оно и определяет силу воздействия образа, которое переживается в форме «катарсиса», откровения, потрясения. «Архетип, где бы он ни появлялся, обладает неодолимой, принуждающей силой, идущей от бессознательного, – писал Юнг, – и там, где действие архетипа осознается, его отличительной чертой является нуминозность» (ощущение мистической силы, надличностной энергии, превосходящей индивидуальное Эго)10. Архетип может быть выражен различными символами и образами, но подлинным содержанием его является структурирование психики в направлении индивидуации11.

Согласно концепции Эриксона, каждая ступень развития характеризуется специфичным для нее конфликтом (как конфликт инициативы и чувства вины). Ведущая тенденция как бы поляризуется до уровня антиномии. Об этом свидетельствует антиномический характер полученных ассоциаций (например, бунт – порядок, конец – начало, бездействие – активность и др.), которые отражают возможность как позитивной, так и негативной динамики развития на каждом уровне эпигенеза, регулируемого архетипами.

Символическим проявлением антиномии часто становятся визуальные гиперболы, как в рисунках Кости М. и Вероники Б.


Костя М. (12 лет) «Баобаб»


Вероника Б. (11 лет) «Тюльпаны»

 

У Кости М. дерево-великан соперничает (или вступает в союз) со столь же мощным светилом. Тюльпаны Вероники, кажется, достают до облаков, меж их стеблями, похожими на колонны или стволы гигантских деревьев, тяжело летают огромные пчелы.

Трудно сказать, какой символ доминирует в рисунке Кости: Дерево или Светило, и что является благом: Тень или Свет. Среди ассоциаций, с одной стороны, встречаем: «тьма против света», «краденое солнце», с другой, – «дерево, дающее тень», спасение от «знойного солнца». Для каждой ассоциации обнаруживается парная, противоположная ей по смыслу: «плач» – «весенний дождь»; «одинокое дерево» – «король деревьев»; «сломанные вековые традиции» – «вечность», «стабильность»; «гроздья гнева» – «счастье, игры, качели».

Гроздья гнева

Тьма против света

Ядерный гриб

Атомный взрыв

Пожар

Дождь

Плач

Уныние

Одиночество

Увядание

Сломанные вековые традиции

Краденое солнце

Перед грозой

Краски плачут

Слепой дождь

Одинокое дерево

Дерево дающее тень

Устремленность

Счастье, игры, качели

Красота и гармония

Вечность

Покой

Стабильность

Полнота жизненного опыта

Устойчивость

Весенний дождь

Знойное солнце

Основательность

Постоянство

Дерево-Аватар

Самодостаточность

Король деревьев

 

В общемировой культурной традиции и во всех религиях дерево символизирует связь неба, земли и воды; «срединное древо», соединяющее три мира12. В мифологических представлениях и изобразительном искусстве древней Месопотамии магическое «древо жизни» располагается в центре мироздания. По нему можно перейти в «верхний мир»13. У аборигенов Австралии мировое древо поддерживает свод небес, а его ветви усыпаны звездами. В христианстве дерево ассоциируется еще и с образом человека, так как родит одновременно плоды и добра, и зла. С другой стороны, оно является символом воскрешения, поскольку несет обновление через смерть Христа на деревянном кресте. Крест в свою очередь отождествляется со срединным древом как вертикальной осью сношений между небом и землей.

Обращают на себя внимание лианы, свисающие с кроны баобаба. В шаманизме считается, что можно достичь иных сфер и обрести магическое знание, влезая по лианам, стеблям вьющихся растений.

 

Силуэт баобаба с лианами удивительным образом напоминает еще и так называемое «Майское дерево» − шест с диском на вершине, с которого спускаются разноцветные ленты. Обычай устанавливать Майское дерево на центральной площади селения в дни мая был распространен по всей Европе. Молодые девушки и парни держались за концы лент и танцевали вокруг шеста, переплетая ленты. Парни шли по часовой стрелки, девушки – против часовой, двигаясь навстречу друг другу. Танцы вокруг шеста считались важным обрядом плодородия: парни и девушки весело танцевали вокруг шеста, держась за ленты, и энергия поднималась из недр земли, принося пробуждение и плодородие почвы. Помимо этого обычая, майское дерево могли ставить перед домом возлюбленной или невесты. В некоторых регионах майское дерево ставили перед каждым домом. Существуют различные трактовки его символики: от фаллического символа до Мирового Дерева14. Майское дерево оказалось наиболее живучим элементом майской обрядности и сохранилось до наших дней.

Необычные размеры имеет на рисунке Кости и солнце. В верованиях всех народов солнце – символ высшей космической силы: всевидящее божество и его власть, теофания (явление бога), сердце космоса, центр бытия и интуитивного знания, разум мира, просветление, глаз мира и глаз дня, слава, величие, правосудие, царственность. Это видимый образ Божественной Благодати, трансцендентный архетип Света (Дионисий)15.

 

 

Существуют многочисленные случаи совместного изображения креста и круга. Обычно их называют «солнечными крестами». Таков и кельтский крест, имеющий древние языческие корни. Он символизирует солнце, воздух, землю и воду в единстве. Обозначает цикличность и замкнутость. Крест появился в Ирландии, до VIII века16.

В таком космогоническом и философском контексте воспринимается рисунок баобаба, несмотря на юный возраст его автора. Это хорошо видно в эссе, написанном одной из респонденток (Ульяна, 45 лет), выбравшей рисунок в качестве лучшего:

«Другое дерево». Ульяна (45 лет)

«Меня поразило это дерево. Это − «Другое дерево». У Е. Камбуровой есть такая песня. Оно очень-очень старое, на его ветвях нашли пристанище разные маленькие животные, птицы и лианы, Дерево это не раздражает − пусть живут своей жизнью и радуются солнцу. Дерево старое, но не дряхлое, оно мудрое. Ему замечательно и радостно, но ему пора… Нет не умирать, ведь оно крепкое и здоровое. Ему пора лететь!»

 

Для детского рисунка такие символы довольно необычны. Но c подобными же феноменами в свое время столкнулся и К.Г. Юнг. Он заметил, что некоторые из его малообразованных пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов, о которых вряд ли имели представление. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения. Таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта17.

Что в действительности хотел сказать Костя своим рисунком, что означал для него образ баобаба, можно только догадываться. По свидетельству педагога, «рисунок был сделан на уроке по теме “Пейзаж – настроение“. Целью урока было развитие образного мышления, творческой фантазии. Мальчик всегда стремился справляться с заданиями самостоятельно, без помощи и подсказок. Если это ему не удавалось, он мог оставить рисунок незавершенным. Но эту работу Костя нарисовал на одном дыхании, за один урок и назвал ее “Баобаб”. Костя, по видимости, был удовлетворен полученным результатом, комментировать работу отказался (как бывало всегда)».

Хотя Костя имеет инвалидность по зрению в связи с довольно редким заболеванием, он полностью справляется с учебой, как следует из психолого-педагогической характеристики: «по успеваемости занимает хорошее положение, учится с большим интересом, очень начитан, увлечен историей и обществознанием. Имеет прекрасную память, хорошо рассуждает логически». По мнению школьного психолога, у Кости достаточно сильный характер и очевидная потребность в лидерстве:

«Общественная активность средней выраженности, но лидер и организатор.

Общение в школе: друзей в классе довольно много, но некоторые соученики его не любят. Общается со своей компанией. Отзывчив. Ориентируется преимущественно на собственное мнение.

Костя увлекается авиамоделированием, пространственное мышление у него на высоком уровне, помощь педагога не принимает, учебные задачи решает сам» [из психолого-педагогической характеристики.− курсив наш].

Возможно, «Баобаб» для Кости это он сам (в психоаналитической традиции дерево также и символ человека), с его уверенностью в себе, стремлением к лидерству и потребностью в уважении. А может быть, в рисунке выразилось бессознательное сакральное отношение Кости к свету и солнцу в связи с заболеванием. Возможно и то, и другое.

С психологической точки зрения, гипертрофированные размеры образов, ощущение мощи и самодостаточности корреспондируют с идеей гиперкомпенсации18 и переходом личности на четвертую ступень эпигенеза – «Компетентность». Основной задачей четвертого этапа как раз является самоутверждение, формирование чувства полноценности и уверенности в себе на основе воли и трудолюбия.

 

Рисунок Вероники выполнен примерно в том же возрасте – около 12 лет. В нем так же просматривается некая гипертрофированность. Тюльпаны кажутся чрезмерно большими, гигантскими, как секвойи, хотя трудно объяснить, почему возникает такое ощущение. Вспоминается сказка о бобе, выросшем до самого неба. Существуют разные варианты сказки, но во всех сюжетах герои поднимаются по стеблю гигантского боба (фасоли, гороха) на самое небо. Здесь вновь возникают ассоциации с мифами о растениях, связывающих небо и землю, влезая по которым можно «достичь иных сфер и обрести магическое знание». Исходя из общих черт с рисунком Кости, можно предположить, что и в работе Вероники проявляются архетипы четвертой ступени эпигенеза, но в «девичьей» версии (цветы часто рассматриваются как проявление женственного начала). Для такой интерпретации есть основания. Ассоциации на картинку Вероники содержат идею продуктивности, трудолюбия («деловитые пчелы», «сбор нектара»), полноценности («наполненность жизни»), благополучия – что соответствует задачам четвертого этапа, суть которого составляет раскрытие и реализация потенциальных возможностей. Примечательно, что реализацию потенциальных возможностей в разных культурах связывают с цветением, цветами19.

Вместе с тем, возникают и другие ассоциации – ощущение весомости, тяжести, плотности не только цветов, пчел, но даже воздуха, в который цветы погружены, как в воду: «Тюльпаны и пчелы под водой», «Подводные цветы», «Розы под водой», «Болотные тюльпаны», «Тяжко». Появление ассоциаций с водой вносит дополнительный смысл. «Водные цветы» − кувшинки, лилии, лотосы – в культуре разных народов имеют сакральное значение: символ чистоты и исполнения желаний, колыбель бога. На Западе в виде символа выступает лилия, на Востоке – цветок лотоса20. И вода важный символ: женское начало, источник жизни, берущий начало, согласно некоторым мифологическим представлениям, от корней Древа Жизни. В то же время пускание цветов по воде означает принесение жертвы…

Некоторое двойственное ощущение от рисунка Вероники: и радостное и напряженное, – может быть связано, как и в случае Кости, с гиперкомпенсацией, а, значит, с гиперпобуждением и гипернапряжением.

 


Алена Е. (8 лет) «Яблоня цветет»

 

В рисунке Алены Е. «Яблоня цветет» (8 лет 6 мес.) объединены оба символа, использованные раньше: дерево и цветение. И можно почти с уверенностью отнести рисунок к той же фазе эпигенеза, что и рисунки Кости и Вероники. Это подтверждается и рассказом мамы Алены. Из него следует, что процесс психологической компенсации21 протекает успешно, что девочка много учится и чувствует себя все более уверенной по мере обретения новых навыков и расширения опыта общения:

«Алена родилась с диагнозом ДЦП. <…> С 1-го класса обучается в школе надомного обучения по классно-урочной форме. Особенности заболевания Алены таковы, что своим телом ей управлять гораздо тяжелее, чем мыслями. Поэтому досуг девочки организован таким образом, чтобы создать благоприятные условия для включения ее в доступный процесс развития недостающих функций. Вне школы она активно посещает занятия региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «КРУГ». Под наблюдением опытных психологов Алена осваивает одно из самых древних ремесел — войлоковаляние в мастерской «Катанки». Занимается в театральной студии. Дополнительно девочка тренируется в бассейне, берет уроки английского языка. Благоприятным результатом этих занятий служит растущая уверенность Алены в себе. Теперь она, прежде неуверенная, замкнутая и обиженная на свое нездоровье, понимает, что у нее есть прекрасная возможность достичь своей цели – стать активным и востребованным членом общества» (из психологического эссе “Мой ребенок”, написанного по запросу психолога мамой Алены).

Цветущее дерево, согласно культурной традиции, – символ Жизни. И ассоциации испытуемых находились в русле этой традиции: Вдохновение, Пробуждение, Жажда жизни, Возрождение, Желание, Любовь и ветер, Начало перемен, Обновление, Цветущая сакура и др. Респонденты, указавшие рисунок Алены в качестве лучшего, делали акцент на самоотдаче и любви.

Можно ли говорить о том, что некоторые личностные особенности предрасполагают к выбору определенных рисунков? Ответить на этот вопрос помог дискриминантный анализ (статистический пакет SPSS 13.0), позволивший на основе объективных вероятностно-статистических процедур выделить черты личности, корреспондирующие с выбором того или иного рисунка.

Проведенный анализ показал, что отличительной особенностью респондентов, выбравших «Цветущее дерево» Алены, является эмоциональная стабильность (фактор С по тесту Кеттелла). Уровень значимости р=0,013 (см. табл. ниже) свидетельствует о высокой достоверности различий по фактору С между теми, кто выбрал рисунок «Цветущая яблоня», и теми, кто предпочел другие рисунки. Респонденты, указавшие рисунок Алены в качестве лучшего, имеют достоверно более высокие показатели эмоциональной стабильности, чем остальные.

 

Результаты дискриминантного анализа для рисунка «Цветущая яблоня»

Step

Entered

Wilks' LambdaStatistic

Exact F

Statistic

Sig.

1

Фактор C

0,483716

9,605941

0,013

 

At each step, the variable that minimizes the overall Wilks' Lambda is entered.

a         Maximum number of steps is 42.

b         Maximum significance of F to enter is 0.05.

c         Minimum significance of F to remove is .10.

d         F level, tolerance, or VIN insufficient for further computation.

Эмоциональная стабильность может быть следствием успешной психологической компенсации по избранному типу: достижение внутреннего равновесия посредством самоотверженности и любви. В проективных рассказах по рисунку Алены ярко проявляется ценность любви и самоотдачи:

«“Сад цветет, и каждый нагружается в нем ароматом. Так и человек бывает, как цветущий сад: любит все, и каждый в его любовь входит”. Именно эти слова из дневника М. Пришвина пришли мне на ум, когда я увидела этот рисунок. Хочется как можно дольше наслаждаться ароматом цветущего дерева, изображенного на нем» (Галина, 47 лет)

Здесь уместно вспомнить, что «цветущее дерево» имеет и еще один смысл. В Японии, например, цветущая сакура считается символом вечной молодости, так как ее цветы облетают, не успев завянуть. И совсем неслучайно японские летчики-смертники времен Второй мировой войны – камикадзе – обещали «облететь, как лепестки цветущей сакуры».

Таким образом, и в этом рисунке, на первый взгляд, абсолютно гармоничном и непротиворечивом, присутствует второй план и скрытая антиномия, побуждающая к катарсису.

 

Еще один рисунок Ивана Н. «Дракон Воды, Огня и болотные змеи» сделан годом позже «Корабля пиратов». Обращают на себя внимание новые графические особенности рисунка в сравнении с более ранним: подчеркивание контуров и границ, резкое разделение слоев, красок, сущностей (огонь и вода) и даже сегментов тел «драконов». Все это так непохоже на предшествующий рисунок, где слиты море и небо, а корабль будто парит в ночи. Мир «болотных змей» расщеплен. Появился также новый мотив – «наблюдатели». Вот как описал свой рисунок сам Иван:


Иван Н. (9 лет) «Дракон Воды, Огня и болотные змеи»

 

«Главными героями здесь являются драконы воды и огня, они правители этого места. Еще здесь обитает хамелеон, который сейчас проглотит каких-то крошечных существ. Змеи-наблюдатели, они молча сидят в своем болоте и наблюдают за своим миром» (записано со слов ребенка).

В психоаналитической трактовке «расщепление» чрезвычайно значимая стадия психического развития22. По мнению американской художницы и известного арт-терапевта юнгианской направленности Джоанны Келлог, расщепление – переживается как своего рода «инициация во взрослое состояние», «обозначает дистанцирование от родителей и преодоление зависимости от них»23, а также укрепление границ Эго и одновременно проявление в нем противоположных тенденций, выделение «темной» части «Я». В связи с этим возможно ощущение отчуждения, одиночества, усиление борьбы противоположностей, амбивалентности, полярности и непримиримых противоречий. Все это делает данную стадию, по словам Джоанны Келлог, периодом парадоксов. Интересно, что исследовательница назвала ее: «Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом».

Если совместить модели психического развития Келлог и Эриксона, то стадия расщепления означает приближение к пятой ступени эпигенеза – «формированию идентичности», главной задачей которой является осознание своей индивидуальности и ответ на вопрос «Кто я?», формирование представления о самом себе. Весьма симптоматично в этом плане появление «наблюдателей» в рисунке, символизирующих рефлексию и децентрацию субъекта (способность взглянуть на вещи извне).

Дискриминантный анализ показал, что людей, выбравших данный рисунок в качестве лучшего, отличают: отчужденность, обособленность ( -А по Кеттеллу), жесткость, несентиментальность ( -I), интроверсия (-F1). Различительная способность данных черт личности как дискриминантных переменных представления в таблице ниже.

 

Результаты дискриминантного анализа для рисунка «Дракон Воды…» 24

 

Факторы 16 PF

Wilks' Lambda

F

Sig.

A

0,444

11,260

0,008

I

0,586

6,366

0,033

F1

0,609

5,767

0,040

 

Такой комплекс черт характеризует человека скорее скептичного, находящегося в состоянии внутренней «обороны», осознающего свою индивидуальность и ревностно защищающего собственный внутренний мир. Неудивительно, что рисунок больше всего понравился респонденту, находящемуся в фазе поиска идентичности по Эриксону (17 лет, старшеклассник, интересы: «работа за компьютером, рисование, физкультура, собака»). В его описании рисунок абсолютно позитивен:

«Я вижу доисторических животных, вернее древние отпечатки Зубастых Ящериц (дракончиков), облизывающегося пузатенького Хамелеона, любопытных Переглядывающихся Змеек. Это отпечатки вымерших животных. У меня к ним возникла симпатия, они, как живые - яркие и деловитые. Мне всегда нравились рептилии и земноводные. Что-то такое в них есть доисторическое, загадочное, какая-то особенная жизнь…»

 

Позитивная реакция на художественное произведение говорит не только о том, что данная работа релевантна психологическому состоянию и личностным особенностям реципиента, но и о том, что она «продвигает» субъекта в решении его психологических проблем. Юнг полагал, что подлинное художественное произведение способствует созидательной, конструктивной внутренней работе, выходу на уровень смыслов, и это сопровождается эмоциями «инсайта», «просветления», «одухотворенности». В нашем исследовании установлена высокозначимая прямая связь между количеством позитивных ассоциаций на картину и ощущением силы ее художественного воздействия (коэффициент корреляции r=0,7925). Негативные ассоциации не дают аналогичной зависимости, выявлена даже слабоотрицательная связь (r=-0,34). То есть произведения, вызывающие негативные эмоции, воспринимаются чаще как слабые в художественном отношении. Таким образом, искусство не только открывает правду, но и внушает надежду, продвигает по пути индивидуации. Движение вперед невозможно без адекватного понимания реальности (правды), но правда без надежды ведет к отчаянию.


Денис Л. (9 лет) «Без названия»

 

Позитивные ассоциации обусловлены не только внешней «красивостью» образа, хотя и это имеет значение, но также возможностью оптимистической, конструктивной интерпретации. Рисунок Дениса Л. с первого взгляда кажется странным, «болезненным», впрочем, как и некоторые картины авангардистов, сходство с которыми часто отмечают респонденты. Но и этот не очень радостный рисунок вызвал у наших испытуемых помимо грустных удивительные позитивные ассоциации, раскрывающие конструктивный характер внутренней работы юного художника: Бесконечность, Все будет хорошо! Во все глаза, Хочу все понять, Очень старался, Гордость, Шерлок Холмс, Несколько взглядов на жизнь, Всеобъемлющий,

Я − супергерой.

В действительности рисунок Дениса – настоящий прорыв в его развитии. Это первый опыт мальчика в самостоятельном рисовании, хотя ему уже и более 9 лет. До этого Денис отказывался рисовать и только благодаря усилиям педагога по ИЗО начал приобщаться к художественному творчеству. Полгода он фактически рисовал руками учителя, сообщая, какой сюжет нужно изобразить. В процессе такого совместного творчества Денис постепенно осваивал краски и кисть, цветные карандаши, перестал бояться нарисовать «плохо».

У Дениса очень серьезные проблемы со здоровьем, и учеба дается ему с большим трудом, однако педагоги отмечают желание ребенка учиться, его стремление к общению и неконфликтность. И все это есть в его рисунке, особенно жажда постигнуть, почувствовать, понять, попробовать на вкус, сделать-нарисовать-написать-потрогать, освоить все, до чего получается дотянуться…, а также горячая вера в то, что все получится, и мир встретит его доброжелательно. На голове нарисованного человечка офицерская фуражка, потому что… «когда вырасту – буду героем»… Денис изображает себя… «это Я»… почему-то в окружении восьмерок, которые он научился писать и которые, видимо, ему очень нравятся. Некоторые восьмерки нарисованы по горизонтали и кажутся значками бесконечности, придавая всему обобщенный символический смысл.

Фигура анфас с широко открытыми глазами – это выражение доверия к миру и одновременно призыв о помощи – комплекс чувств, характерных для начальной ступени развития личности по Эриксону, когда формируется базовое доверие (или недоверие) к миру в зависимости от степени безопасности и «дружественности» окружения. Поддержка и безопасность являются главным условием и психического и физического развития в период первоначальной беспомощности ребенка, потому так высока в это время потребность в любви и защите.

Базовое доверие к миру проявляется в установке «мир добр ко мне», то есть предсказуем и доброжелателен. Доверие к миру рождает чувство безопасности и энтузиазм, ощущение ценности «Я», уверенность в том, люди всегда помогут, что хватит сил и энергии преодолевать трудности. Препятствия перестают пугать, а становятся интересными задачами на пути к достижениям.

Если же в силу разных причин складывается установка «мир ко мне враждебен», то основными чувствами становятся тревога, страх. Человек не уверен в себе и мире, окружающие люди кажутся плохими, злыми, жестокими, трудно вступать в контакты и строить отношения, все достижения – это преодоление, борьба, конкуренция; ошибки и неприятие со стороны других людей только подкрепляют эту уверенность26.

Базовое доверие/недоверие, ощущение ценности «Я» формируется в раннем детстве, но вопрос может вновь обостриться в кризисные моменты жизни.

Человечек Дениса как будто балансирует на границе доверия/недоверия: в нем чувствуется и робость и надежда, и любопытство и тревога. Возникает удивительная параллель с известной работой знаменитого шведского скульптора Карла Миллеса «Рука Бога». Только в отличие от рисунка Дениса в скульптуре Миллеса у человека есть поддержка в виде всемогущей длани Господа.

 


Карл Миллес. «Рука бога», 1875−1955

 

Проведенный дискриминантный анализ личностных профилей респондентов косвенно подтвердил гипотезу о «фазоспецифическом» характере рисунка Дениса, отнесенного нами к фазе «Базового доверия» по Эриксону. Так, оказалось, что отличительной особенностью людей, выбирающих рисунок Дениса, является потребность в поддержке и любви со стороны окружающихВместе с тем, возникают и другие ассоциации (фактор -Е и -F4 по тесту Кеттелла). Именно эти чувства: страх одиночества, боязнь остаться без помощи и любви со стороны близких, – выразила в своем эссе по рисунку одна из участниц эксперимента (18 лет, старшеклассница) – «…Он один в этом мире! …». Различительная способность данных черт личности представлена в таблице результатов дискриминантного анализа.

 

Результаты дискриминантного анализа для рисунка Дениса27

 

Факторы 16 PF

Wilks' Lambda

F

Sig.

фактор E

0,550

7,364

0,024

фактор F4

0,407

13,091

0,006

 

Интересно, что в качестве второго «сильного» произведения та же девушка выбрала картину Пикассо «Плач», вновь отметив чувства беспомощности и потерянности, как ранее в сочинении по рисунку Дениса. Надо полагать, что произошло это не случайно, и указанные работы психологически очень близки. По-видимому, не случайно и сходство их графических особенностей. Возможно, имитируя «детский» стиль, наивность и неправильность, мастер хотел добиться того же ощущения беззащитности, спонтанности и открытости, которые свойственны первой ступени эпигенеза. Надо полагать, в критический период развития цивилизации, накануне самых трагических событий ХХ века человечество утратило «базовое доверие к миру», ощутив детскую беспомощность и страх в предчувствии надвигающейся катастрофы. Пожалуй, художник не мог бы лучше выразить онтологический страх перед Жизнью и грозящими опасностями, как обратившись к наиболее ранним детским переживаниям и страхам, лежащим в фундаменте личности.

Бурное и неконтролируемое проявление отчаяния и страха, как у маленького ребенка, характеризует состояние психологического регресса. Это состояние и отмечает в своем эссе девушка, выбравшая картину Пикассо:

 


Пабло Пикассо. «Плачущая женщина», 1937

 

«Очень мало людей показывают свои отрицательные эмоции. Люди прячут их. Черная плачущая женщина, как символ боли, пустоты, утраты. Так должен выглядеть и вести себя человек, перенесший сильное потрясение: рыдать, скорбить, быть подавленным. Но так как человек не позволяет себе такого поведения и выхода эмоциям наружу нет, то такой вид принимает его душа» (Валя, 18 лет)

Смысл картины Пикассо в сопоставлении с рисунком Дениса раскрывается с особой силой. На этом примере становится видно, что не только работы великих художников помогают понять рисунки преодолевающих беду детей, но и наоборот. Использование в работах авангардистов графических приемов и архетипических мотивов, свойственных спонтанному детскому творчеству, можно рассматривать как актуализацию проблем раннего эпигенеза в условиях кризиса культуры, возврат к изначальным архетипам построения психики и осмысления реальности.

Но в отличие от авангардистских работ такого плана, рассмотренные выше детские рисунки демонстрируют не возвращение, а восхождение. Балансируя на границе надежды и страха, человечек Дениса все же готов преодолеть опасения и «во все глаза» смотрит на мир (что корреспондирует с реальными достижениями Дениса в тот период). В этом движении вперед проявляется спонтанное (природное) стремление личности к самостановлению, индивидуации и залог успешного развития. «Плачущая женщина», напротив, – воплощенная безнадежность и застывшее отчаяние. Трудность в восприятии авангардного искусства часто заключается именно в этой фиксации статичных состояний отрицательного полюса антиномии, консервации аффекта, не допускающей трансформации и движения вперед.

Но и на сломе эпох, в самых тяжелых обстоятельствах сохраняется и будет сохраняться потребность психики в саморазвитии. Препятствия и искусственные ограничения только увеличивают напряжение потребности в самоактуализации, как сжатие пружины увеличивает силу ее развертывания.

Среди работ известных художников, предъявленных испытуемым в ходе эксперимента, была также картина Ван Гога «Тутовое дерево» (1889). Хотя автор не был обозначен и мало кто из испытуемых идентифицировал картину, именно она стала лидером по силе художественного воздействия в оценках респондентов.

 


Винсент Ван Гог. «Тутовое дерево», 1889

 

Те, кто предпочел картину Ван Гога всем другим, были не похожи друг на друга ни по возрасту, ни по образу жизни, ни по интересам. Но что-то объединяло их. Дискриминантный анализ психологических профилей испытуемых позволил ответить на этот вопрос. Отличительными свойствами людей, выбравших картину Ван Гога, были:

  • Смелость (фактор Н по тесту Кеттелла)

  • Мечтательность (фактор М)

  • Радикализм (фактор Q1)

 

Результаты дискриминантного анализа для картины Ван Гога «Тутовое дерево»

Пошаговое построение канонической функции

Step

Entered

Wilks' Lambda

Statistic

Exact F

Statistic

Sig.

1

M

0,606

5,841

0,039

2

H

0,339

7,793

0,013

3

Q1

0,150

13,242

0,003

 

Выделенная совокупность черт составляет единую каноническую функцию, которая позволяет с высокой долей вероятности (достоверность р=0,003) предсказать выбор испытуемых в пользу картины Ван Гога

 

Standardized Canonical Discriminant Function Coefficients

(Стандартизированные коэффициенты канонических функций)28

Факторы канонической функции

1

H

1,485

M

1,020

Q1

1,160

 

Полученные результаты говорят о том, что чем выше значения по факторам Н, М, Q1, тем выше вероятность выбора картины Ван Гога.

Высокие показатели по трем выделенным факторам сопровождаются также высокими показателями по фактору О (чувство вины), который не вошел в каноническую функцию, поскольку не обладает статистически значимой дифференцирующей способностью (высокий показатель встречался также в профилях людей, выбравших другие картины). Тем не менее все испытуемые, выбравшие картину Ван Гога, имеют диагностически высокие показатели по фактору О (9 стенов при максимальном значении 10)

Думается, это обстоятельство не является случайным. Чувство вины оказывается реактивным следствием таких качеств, как смелость, мечтательность и радикализм. В соединении с чувством вины они образуют комплементарное (взаимодополнительное) единство, внутреннюю антиномию этапа преодоления границ. Согласно Эриксону, именно чувство вины противостоит инициативе, заставляя человека отказываться от права решать и действовать (третья стадия «Инициатива» по Эриксону). В случае чрезмерного педалирования вины в ходе воспитания ребенка может сформироваться пассивная жизненная установка, нерешительность и зависимость. Но в то же время появление в процессе становления личности чувства вины, совести, ответственности является важнейшим эволюционным достижением психики, необходимым условием дальнейшего развития, фундаментом формирования нравственного императива и способности к самоконтролю. Преодоление внешних границ оказывается возможным лишь при становлении внутренних – в виде моральных принципов и духовных ценностей.

Обе стороны антиномии можно увидеть в жизнеописаниях Ван Гога. Всю жизнь он был максималистом и верил в идеалы, но в стремлении к ним нарушал все устоявшиеся правила, и казался окружающим упрямым, неукротимым, своевольным чудаком, не способным жить, как все. В 25 лет он осуществил свою юношескую мечту и начал работал проповедником в бедном шахтерском поселке, но был уволен за чрезмерное рвение, когда, по мнению окружающих, слишком буквально следуя заветам Библии, раздал свое имущество и превратился в последнего из бедняков. Посвятив себя живописи, он работал так же истово и самозабвенно, но категорически не признавал академических канонов и авторитетных указаний, рассорившись со своими учителями и коллегами. Мечтательность, радикализм и чувство вины, похоже, отличали его всю жизнь. Вот несколько выдержек из писем Ван Гога к его брату Тео. Они отобраны случайным образом из биографических материалов и тем не менее ярко «иллюстрируют» то, о чем было сказано выше29:

 

Мечтательность

«Всякий раз, когда я вижу звезды, я начинаю мечтать - так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на черные точки, которыми на географической карте обозначены города».

«Человек здесь, в этом мире, не только для того, чтобы быть счастливым; он здесь для того, чтобы творить через посредство общества великие дела, чтобы достичь благородства и превзойти ту пошлость, в которой проходит существование почти всех индивидуумов» (Винсент Ван Гог).

 

Независимость, радикализм –

«Под упорством я подразумеваю умение не только долго работать, но и не отказываться от своих убеждений по требованию тех или иных людей». (Винсент Ван Гог)

 

Чувство вины –

«Как хотелось бы мне, чтобы нашлось нечто такое, что успокоило и утешило бы нас, что помогло бы нам не чувствовать себя виновными и несчастными и идти по жизни не страдая от одиночества, не сбиваясь с пути, ничего не боясь и не рассчитывая лихорадочно каждый свой шаг, которым мы, сами того не желая, можем причинить зло нашим ближним!» (Винсент Ван Гог)

 

Отрицание границ, стремление к индивидуации –

«Птица в клетке отлично понимает весной, что происходит нечто такое, для чего она нужна - она отлично чувствует, что надо что-то делать, но не может этого сделать и не представляет себе, что же именно надо делать. Сначала ей ничего не удается вспомнить, затем у нее рождаются какие-то смутные представления, она говорит себе: "Другие вьют гнезда, зачинают птенцов и высиживают яйца", и вот уже она бьется головой о прутья клетки. Но клетка не поддается, а птица сходит с ума от боли... Что же все это такое - выдумки, фантазия? Едва ли. И тогда спрашиваешь себя: "Доколе же, Господи? Неужели надолго, навсегда, навеки? "» (Винсент Ван Гог)

 

Но самое главное, что живопись Ван Гога, очень болезненно переживавшего видимые ему несовершенства мира, была все же восхождением к свету (и цвету), а не капитуляцией перед тьмой, какой бы непроглядной она ни казалась:

«Долг художника − отражать богатство и величие природы. Мы все нуждаемся в веселье и счастье, надежде и любви. Чем более страшным, старым, злым, больным, бедным я становлюсь, тем больше я хочу отыграться, создав великолепный цвет, безупречно выстроенный, блистательный»30.

В своих письмах Ван Гог говорил о том, что, используя насыщенный цвет, ставит ту же самую цель, что когда-то вдохновляла его на служение церкви, что хотел бы «звездой выразить надежду, пламень души - сиянием солнечного заката ... разве это не то, что действительно существует?». Жену почтальона, например, он изобразил держащейся за ручку невидимой колыбели, представляя картину висящей в каюте рыбачьей лодки, где она будет утешать измотанных штормом моряков31.

Внутренняя антиномия Ван Гога может быть охарактеризована как антиномия границ, впервые возникающая на третьей ступени эпигенеза, но это не означает, что это были те же границы, что для ребенка в начале жизненного пути. Это были границы, которые еще только предстояло преодолеть человечеству и цивилизации в целом. Ван Гог одним из первых в живописи обратил свое внимание на жизнь, труды, страдания и радости простого человека, воспринимая жизнь человека вообще как непреходящую ценность. «На фоне эпохи, которая, казалось, была предназначена для уничтожения личности, он выделяется как один из первых и главных борцов сопротивления существующему в обществе положению,» – пишет о Ван Гоге известный искусствовед Роберт Уоллэйс32. Надо полагать, человечество, да и каждый человек в отдельности, развиваясь, вновь и вновь будет сталкиваться с необходимостью раздвинуть утвержденные границы, и самые смелые с отчаянием и надеждой, «сходя с ума от боли» будут вновь и вновь бросаться на «прутья ненавистной клетки».

Творчество Ван Гога антиномично. И для кого-то «Тутовое дерево» – говорит о «присутствии Бога на земле», о том, что «Жизнь прекрасна, наполнена смыслом» (Ася Ф., 45 лет, преподаватель литературы), а для кого-то это борьба жизни и смерти (Иван, 17 лет, старшеклассник, детский церебральный паралич): «Светлое и теплое на фоне темного и холодного – живое на фоне смерти. Напоминает слова из песни группы “Башня Rowan” – “Безумие”: “Асфальтовые реки пересекаю вброд. Я вижу, как за мною на полшага отстает моя смерть…”». Но смерть отстает... В этом исцеляющая сила творчества, пробуждающего неиссякаемые ресурсы бессознательного.

 

Подводя итог исследованию, в ходе которого были затронуты весьма сложные вопросы, касающиеся развития личности, психологии искусства, психологии понимания и коммуникации, хотелось бы кратко сформулировать основные результаты и выводы, к которым удалось прийти.

Прежде всего было показано, что символическое содержание рисунков детей с ограниченными возможностями здоровья отражает универсальные архетипы, направляющие и детерминирующие процесс индивидуальной и коллективной психики в соответствии с основными этапами эпигенеза.

Особая выразительность рисунков детей с ОВЗ обусловлена тем, что когда поступательное развитие личности сталкивается с серьезными препятствиями, возникает повышенная потребность в обращении к ресурсам бессознательного, в метафорическом «высказывании» языком спонтанных образов. В процессе творческого акта конкретные психологические проблемы, социальные и межличностные трудности решаются в русле основных задач индивидуации, обеспечивая поступательный характер развития психики.

Ребенок (как и художник), выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, вступает в соприкосновение со своим бессознательным и разговаривает с ним на символическом языке образов. Порождаемые в соответствии с архетипами коллективного бессознательного спонтанные образы отвечают характеру внутреннего конфликта и содействуют его разрешению.

Оказалось также, что архетипические образы сохраняют свою актуальность и регулирующий потенциал на разных этапах развития индивида и социума как обобщенный алгоритм решения определенного класса задач разного уровня сложности. Так, архетипы, представленные в детских работах, находят отклик у взрослых испытуемых по принципу «резонанса» – подобия психологической проблематики (что было показано в ходе дискриминантного анализа личностных профилей респондентов).

В свою очередь произведения авангардного искусства ХХ века могут быть лучше поняты в контексте архетипов раннего эпигенеза как попытка возврата к изначальным формам саморегулирования и построения психики. Этим в значительной степени объясняется графическое и стилистическое сходство работ «наивного авангарда» (спонтанного непрофессионального художественного творчества) и авангардистского искусства ХХ века.

Художественное творчество, таким образом, служит формой использования ресурсов бессознательного с целью самоисцеления и саморазвития. Динамика индивидуальных и коллективных процессов в массовой коммуникации обеспечивает сопряженную эволюцию личности и общества. Индивидуальное творчество придает актуальную форму коллективным архетипам, которые таким образом направляют процесс развития в соответствии с фундаментальными законами психики. Транслируемые по каналам массовой коммуникации результаты индивидуального «самовосстановления в творчестве» в виде художественных образов и символов получают широкое распространение и оказывают гармонизирующее и исцеляющее влияние на все общество, прокладывая путь к вершинам индивидуации для каждого индивида в отдельности и человечества в целом.

 


  1. Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-06-00059 а.
  2. В статье рассматриваются работы учащихся «Школы надомного обучения» № 1673 «Поддержка» г. Москвы (педагог по ИЗО Ю.Н. Хаперскова). В школе учатся дети с проблемами слуха, зрения, ДЦП, астмой, сахарным диабетом, сердечными заболеваниями, ЗПР и др., которые не могут по состоянию здоровья регулярно ходить в школу и учиться в обычном режиме. Посещение в надомной школе свободное и численность учеников в классе меньше. Программа обучения в целом соответствует общеобразовательной программе средней школы.
  3. Анатолий Тимофеевич Зверев. Родился 03.11.1931 в Москве. В 1950−1960-х гг. был одной из главных фигур неофициального искусства в СССР. Первый в России стал работать в экспрессивной манере, применяя технику спонтанной живописи. Умер 09.12.1986 (http://www.renzi.ru/mental/Art/Zverev.html#).
  4. Исследование состояло из двух серий (частей).
    В первой серии респондентам было предъявлено 24 слайда, 17 из которых представляли рисунки учащихся школы надомного обучения и 7 – картины знаменитых художников-авангардистов (Модильяни, Малевича, Пикассо, Филонова, Ван Гога), не являющиеся популярными, широко узнаваемыми символами. Авторами детских рисунков были 5 мальчиков и 6 девочек 8–12 лет; ученики школы надомного обучения: дети с ДЦП, астмой, сахарным диабетом, сердечными заболеваниями, проблемами слуха, зрения, и ЗПР. Авторство работ респондентам не раскрывалось, сообщалось только, что среди представленных слайдов есть и детские рисунки, и картины профессиональных художников, однако какие именно, не указывалось. Довольно часто случалось, что детские работы испытуемые приписывали профессиональным художникам и наоборот.
    Респондентам (всего 88 человек в возрасте от 17 до 60 лет) предлагалось оценить силу художественного воздействия представленных работ по 10-балльной шкале, а также высказать свои первые впечатления о каждом рисунке в виде свободных ассоциаций.
    Во второй серии испытуемых просили указать наиболее впечатляющую, на их взгляд, работу и написать о ней небольшое эссе (проективный рассказ).
    Для описания психологических особенностей детей авторов рисунков были использованы данные анамнеза из различных источников: наблюдения педагогов, школьного психолога, проективные сочинений и рассказы родителей. (Ана́мнез — совокупность сведений, получаемых путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.)
    Психологические и личностные особенности взрослых респондентов устанавливались с помощью проективных и опросниковых методов (интервью, личностный тест 16 PF Дж. Кеттелла, проективный цветовой тест М. Люшера).
  5. Антино́мия (др.− греч. ἀντι- − против и νόμος − закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование; противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными; противоречие двух законов, разрешить которое невозможно в рамках принятой научной парадигмы. Термин «антиномия» был предложен Гоклениусом в 1613 г. (//http://ru.wikipedia.org/wiki/Антиномия).
  6. Каждая из стадий эпигенеза отмечается специфичным для нее конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
    Первый этап − от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
    Второй этап − от года до двух, конфликт между автономией и зависимостью;
    Третий этап − от трех до шести лет, конфликт между инициативой (предприимчивостью) и чувством вины;
    Четвертый этап − конфликт между трудолюбием и комплексом неполноценности;
    Пятый этап − юность, идентификация личности и путаница ролей;
    Шестой этап − ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
    Седьмой этап − поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
    Восьмой этап − конфликт цельности и безнадежности.
    Благоприятное разрешение конфликтов приводит к формированию восьми важных способностей, перечисленных в порядке их приобретения: доверие к миру, автономия, инициатива, уверенность в себе, верность, любовь, забота и мудрость. (по материалам сайта // http://ru.wikipedia.org/wiki/Эриксон,_Эрик_Хомбургер).
  7. Электрический пробой − резкое возрастание силы электрического тока в среде, исходно не электропроводной или слабо электропроводной, при увеличении напряжения между двумя противоположно заряженными электродами.
  8. По материалам сайта Магия чисел // http://magiachisel.ru/Sonnik/n.aspx?ar=n_nebo
  9. Архети́п (от греч. Αρχέτυπο − первообраз) − в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, − универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов. (По материалам Википедии: // http://ru.wikipedia.org/wiki/Архетип) «Сам по себе архетип пуст и чисто формален - ничего, кроме способности сформировать возможности представления, которая задана априори. Сами представления не являются унаследованными, но лишь формы, и в этом отношении они соответствуют в каждом случае инстинктам, которые также определяются только формой" (CW 9i, p. 79). (Цит. по: Зеленский В. Архетипы // Словарь аналитической психологии. //http://vocabulary.ru/dictionary/11/word/arhetipy).
  10. Цит. по: Зеленский В. Архетипы // Словарь аналитической психологии. // http://vocabulary.ru/dictionary/11/word/arhetipy
  11. Индивидуа́ция представляет собой спонтанный, естественный процесс созревания или развертывания психики, психический эквивалент физического процесса роста и взросления.
  12. Цит. по: Словарь символов (// http://5ballov.qip.ru/dictionary/slovar-simvolov/rus/d/de/derevo-6/).
  13. Цит. по: Мировое дерево // http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь изобразительного искусства / «Мировое дерево».
  14. Рисунок «майского дерева» и материалы сайта // http://www.liveinternet.ru/users/2492363/post164190401/
  15. По материалам сайта Толковые словари // http://www.edudic.ru/sim/814/
  16. По материалам Википедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/
  17. Корсини Р., Ауэрбах А. Архетипы // Психологическая энциклопедия // http://vocabulary.ru/dictionary/3/word/arhetipy
  18. Гиперкомпенсация (Overcompensation). Форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывает на наличие комплекса превосходства). (Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к «Теории личности» // http://vocabulary.ru/dictionary/38/word/giperkompensacija).
  19. По материалам сайта «Тайна символа» http://taina-simvola.ru/lotos-simvol-lotos/
  20. Там же.
  21. Компенсация (от греч. cоmрensare – возмещать) – 1. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности. Понятие «К.» введено А. Адлером. 2. Онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии. Правило К. – «приобрети это». (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009 г. Цит. по «Национальная психологическая энциклопедия. http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/kompensacija).
  22. См., напр., статьи: Дж. Келлог в сб.: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. СПб, 2002.
  23. Келлог Дж. Психологическое содержание формы. / Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. СПб, 2002. С. 52-53.
  24. Статистическая значимость р<0,05 свидетельствует о высокой достоверности различий по факторам А, I, F1 между испытуемыми, выбравшими и не выбравшими рисунок «Дракон Огня…».
  25. Максимальный показатель коэффициента корреляции |r|=1.
  26. По материалам сайта «Игра, разум, дети» // http://www.mindgame.info/articles/children/uroki-dlya-mam-i-pap/roditelskaya-lyubov/bazovoe-doverie-k-miru.html
  27. Статистическая значимость (Sig.) р<0,05 свидетельствует о высокой различительной способности факторов E, F4 в отношении выбора рисунка Дениса.
  28. Таблица указывает значимость каждой личностной черты в наборе дискриминантных переменных.
  29. Здесь и далее выдержки из писем Ван Гога. Цит. по: Роберт Уоллэйс. Мир Ван Гога. Повествование о художнике // http://vangogh-world.ru/world.php
  30. Там же.
  31. Там же.
  32. Роберт Уоллэйс. Мир Ван Гога. Повествование о художнике. Цит. по сайту: Vinsent. Мир Ван Гога // http://vangogh-world.ru/world.php
td width=span lang=img src=topa name=