Media Convergence Process in Russian newspaper Newsrooms
(according to the 2009-2012 studies)
Баранова Екатерина Андреевна
кандидат филилогических наук, старший преподаватель кафедры журналистики и связей с общественностью Российского государственного социального университета (РГСУ), kat_journ@front.ru
Ekaterina A. Baranova
PhD, Senior Lecturer at the Chair of Journalism and Public Relations, Russian State Social University, kat-journ@yandex.ru
Аннотация
Летом 2009 г. был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие редакторы интернет-версий газет из 17 российских издательских домов. Целью исследования было выяснить, как развивается процесс конвергенции в газетных редакциях российских изданий. Летом 2012 г. был проведен повторный опрос, показавший, что изменилось за эти три года.
Ключевые слова: процесс конвергенции СМИ, конвергентная редакция, мультимедийный контент, сетевое ТВ, пользовательский контент.
Abstract
In the summer of 2009, an expert survey was conducted among editors of newspaper online editions from 17 Russian publishing houses. The aim of the study was to find out how media convergence process was developing in Russian newspaper newsrooms. In the summer of 2012, a repeated survey was conducted showing what had changed over the three years.
Key words: media convergence process, convergent newsroom, multimedia content, online TV, user-generated content.
В 20091 и 2012 гг. автор, используя метод глубинного интервью, провел исследования, в которых приняли участие более 40 человек. Среди них редакторы интернет-версий, журналисты, сотрудники рекламных подразделений и топ-менеджеры российских изданий. Целью исследований было выяснить, как развивается процесс конвергенции в российских газетных редакциях, выявить интересные примеры реализации идей конвергенции на практике. Под «конвергенцией» мы понимаем процесс слияния, интеграции различных медиаплатформ (печатной версии газеты, интернет-версий, версий для различных портативных устройств, возможно, какого-то вещательного ресурса) с целью совместного производства контента и тиражирования его на разных медиаплатформах.
Респондентам задавались вопросы, связанные с развитием мультимедийного контента на сайте, развитием пользовательского контента, организацией взаимодействия между журналистами с разных платформ, созданием конвергентных редакций, использованием новых каналов распространения контента. Эти вопросы – те составляющие, с которыми традиционно связывают конвергенцию СМИ.
За период с 2009 по 2012 гг. российские газетные редакции шагнули вперед в развитии интернет-ресурсов, поиске новых форм предоставления аудиовизуального контента на сайте, организации производственного процесса, использовании новых медиаплатформ и привлечении новой аудитории. В некоторых редакциях произошли масштабные изменения: так, например, в новый мультимедийный ньюзрум переехала газета «Вечерняя Москва». В конвергентную редакцию были интегрированы все издания холдинга «Ньюс Медиа Рус» и интернет-ресурсы, включая портал «Лайф Ньюс».
Развитие аудиовизуального контента на сайтах российских изданий
Видеоконтент
В 2009 г. в российских изданиях уже экспериментировали с различными формами предоставления видеоматериалов. Видеоконтент получали благодаря сотрудничеству с провайдерами, производили своими силами, а также использовали видеоролики читателей.
В 2011-2012 гг. сразу на нескольких сайтах российских изданий появилось такое явление, как сетевое ТВ. Оно предоставляет пользователям возможность смотреть множество различных программ, подготовленных сотрудниками редакции. Это направление перспективно и способно приносить прибыль. Кроме того, оно открывает новые возможности для рекламодателей в деле привлечения новой аудитории. Концепция сетевого ТВ – не прямые трансляции, а аналитические передачи о конкретных событиях с участием журналистов из газеты. Сетка вещания может постоянно дополняться новыми программами.
На сайте газеты «Спорт-экспресс» с февраля 2009 г. раз в неделю выходила передача «Футбол на троих». С 2011 г. на сайте Sport-express.ru стало работать сетевое телевидение, на котором представлено более 20 оригинальных программ. Среди них такие передачи, как: «Без формы» (ведущий проводит целый день с известным спортсменом, его семьей, знакомится с устройством домашнего быта спортсмена); «Жизнь после спорта» (знаменитые спортсмены прошлых лет рассказывают о своей жизни после ухода из спорта); «В гостях у “СЭ”» (знаменитые спортсмены, тренеры, спортивные чиновники отвечают на вопросы журналистов в редакции газеты).
На портале «Лайф Ньюс» (холдинг «Ньюс Медиа Рус») в 2012 г. был создан интернет-телеканал. На портале можно посмотреть новостную программу (главные новости дня, оперативно обновляющиеся); прямой эфир с масштабных событий; а также видео по требованию – Video On Demand (человек сам выбирает, что смотреть, например, пять новостей шоу-бизнеса или спортивные новости).
Отдельно следует рассказать о формате интерактивного сетевого ТВ на сайте «Вечерней Москвы», появившегося в начале 2012 г. Эфир сетевого ТВ складывается в результате работы с соцсетями. В интернет-отделе есть специальные редакторы по соцсетям; на сайте работают форумы, на которых представлена информация о том, что происходит. Редакторы ищут новости, которые можно «раскрутить». «Любые бытовые мелочи, т.е. то, чем живет народ, не то, что в городском суде случилось – об этом вся страна знает, – а что в подъезде, на улице Строителей – это интересно»2, – уточняет Игорь Настенко, шеф-редактор «Вечерки-ТВ».
Темы для обсуждения часто предлагает не газета, а читатели. На базе сообщений, которые приходят с муниципальных сообществ, создается вечерний эфир. Участником телеэфира может стать любой житель столицы, представитель интернет-сообщества. Причем, чтобы стать героем или участником телепередачи, не обязательно выходить из дома или офиса. Для этого в «Вечерке» разработали технологию прямых включений. Самое простое прямое включение осуществляется через скайп. В эфире часто даются включения нескольких экспертов, жителей микрорайонов. В прямом эфире работает чат.
Если есть какой-то «горячий» повод, то в редакции за 15−20 минут могут выпустить программу в формате ток-шоу. В студии собираются шесть человек и еще шесть присоединяются по скайпу. Для зрителей это выглядит как одна картинка.
Чтобы создать сетевое вещание на базе газетной редакции, «нужно выбросить из головы все телевизионные каноны, иначе ничего не получится, и учить работать по-новому. Нужно понять, что журналист должен обслуживать Сеть, а не давать ей что-то свое. Простые люди формируют темы, они принимают информацию и обрабатывает ее, причем достаточно профессионально»3.
Если в студии «Вечерки» идет прямой эфир в виде ток-шоу или обсуждения какой-то темы, то задает тон Сеть, задача журналистов – понять, что публика – их партнер, и по-другому быть не может. «Если публика не партнер – это не сетевое ТВ, а телевидение в Сети»4, – поясняет И. Настенко.
Конечно, общаться одновременно с 4000 людей невозможно, но каждый все равно чувствует свое присутствие, он видит своих сетевых лидеров, и, когда они говорят, он чувствует, что он тоже говорит.
Драматургия сетевого ТВ в том, что соединяются совершенно разные люди: гости студии, которые часто выходят на связь по скайпу, газетные и тележурналисты, представители сообществ. Не понятно, как им общаться с целью решения вопросов.
В 2011 г. издательский дом «Комсомольская правда» запустил спутниковый телеканал «КП-ТВ», который транслируется и на сайт издания. Изначально проект был сетевым.
Канал включает различные форматы вещания. Есть разговорный эфир, когда в студию приходят гости. Вещание одновременно идет и на радио «КП». Второй формат, межпрограммки (видеоматериалы, которые присылают журналисты региональных бюро, и материалы с других ресурсов) – это короткие сюжеты на разные темы. Они могут быть с комментариями или без. Третий формат – ток-шоу. В издательском доме начали делать собственные документальные фильмы. Журналисты в командировках снимают фильмы и репортажи.
На «КП-ТВ» есть также контент, который издательский дом покупает у провайдеров, − художественные и документальные фильмы.
За 2009−2012 гг. в некоторых редакциях отказались от каких-либо форм предоставления видеоконтента на сайте. Например, от видеоколонок журналистов, которые рассказывают о том, что пишут в газете. Как рассказывает Елизавета Голикова, главный редактор «Коммерсантъ-Онлайн», «колонки были унылые, целиком построенные на печатных текстах. Аудитория не хочет тратить много времени на усвоение материала. Нужно упрощать подход к усвояемости информации. Видеоколонку нужно смотреть, слушать и понимать одновременно – это очень затратно с точки зрения усвоения информации»5.
В «Новой газете» отказались от онлайн-конференций, которые проводились в 2009 г., т.к. «их проведение слишком дорого стоило – около 8000 руб. А смотрели онлайн-конференцию не больше 20 человек. Большее количество просмотров видео набирало, уже будучи заархивированным»6.
Аудиоконтент на сайте
Практически все из опрошенных автором в 2009 гг. журналистов полагали, что за видеоконтетном будущее, в отношении же развития аудиоконтента они придерживались противоположного мнения. Мнения респондентов спустя три года практически не изменились. Многие по-прежнему считают, что аудиоконтент на сайте будет пользоваться популярностью только при создании собственного вещательного ресурса.
Тем не менее, можно выделить несколько случаев, когда российские практики советует использовать аудиоконтент на сайте.
Аудиоконтент предпочтителен, когда что-то лучше передать звуком, например, как кричит какая-нибудь редкая птица или звуки какого-то природного явления. Иногда чье-нибудь эмоциональное высказывание также лучше передать аудиофайлом.
Е. Голикова, приводит такой пример использования аудиоконтента в материале о приговоре по делу Надежды Толоконниковой из группы Pussy Riot. «Я бы дала видео и расшифровку трансляции. Расшифровка позволила бы быстро пробежать запись. Но какие-то моменты можно было дать в аудио. В расшифровке можно выделить другим шрифтом яркие моменты. Нужно дать видеоврезки, например, тех моментов, где она запинается, путает слова. А внизу – подстрочник о том, как реагировал зал. Здесь нужно использовать аудио – аплодисменты, хохот и лай собаки»7.
Подкастов (за исключением подкаста на сайте газеты «Ведомости») на сайтах российских газет по-прежнему нет. На вопрос, почему не экспериментируют с данной формой предоставления аудиоконтента на сайте, многие редакторы отвечают, что он сложен для восприятия и не будет пользоваться популярностью. Тем не менее, пробовали делать подкасты на своих сайтах только две российские газеты – «Спорт-экспресс» и «Ведомости». По мнению Андрея Дятлова, первого заместителя главного редактора, главного редактора Телерадиослужбы «КП», «подкасты наши издания не создают от лени. Они могли бы пользоваться популярностью у российской аудитории»8.
Пользовательский контент (UGC)
Уже в 2009 г. на сайтах отечественных изданий достаточно широко использовался пользовательский контент. Он был представлен в видекомментариев читателей к статьям, опросов, видеоматериалов и фотографий, которые присылали читатели. За период с 2009−2012 гг. на порталах российских газет появились новые интересные формы его организации.
После перезапуска проекта «Вечерняя Москва» в начале 2012 г. на сайте газеты появился SMS-портал, информирующий жителей Москвы о последних городских новостях. Дежурные по рубрикам принимают от пользователей SMC-сообщения и публикуют информацию на SMC-портале «Вечерки». Каждый может прислать SMC-сообщение, сопроводить его видеоинформацией. Далее сообщение попадает на SMC-портал. Дежурные по рубрикам принимают информацию и связываются с экспертами, властными структурами, после этого новости обрабатываются и публикуются в газете и на сайте.
В «Советском спорте» в конце 2012 г. запустили проект «Народная газета». Каждый читатель может не только публиковать контент на сайте, но и, возможно, «дорасти» до оплачиваемого журналиста газеты.
На сайте газеты «Экономика и жизнь» появился проект «Виртуальная консультационная площадка». Это пользовательский контент. Его создают посетители сайта, которые задают вопросы, и эксперты (такие же посетители), которые отвечают на эти вопросы. За принятый вопрос эксперт получает баллы. Любой посетитель может стать экспертом – нужно пройти тестовое задание. Если человек его проходит, то становится экспертом. «Это игровой проект – с одной стороны он направлен на привлечение аудитории, а с другой – помогает людям решать конкретные проблемы»9, – объясняет Александр Герасимов, руководитель проектов газеты «Экономика и жизнь».
Пример организации UGC на сайте газеты «Экономика и жизнь» – это скорее исключение из общей практики. Обычно серьезные экономические и деловые издания с большой осторожностью относятся к пользовательскому контенту. Так, например, на сайте «Ведомостей» он представлен только в виде комментариев к статьям. Чтобы оставить комментарий, нужно обязательно регистрироваться. В издании не до конца уверены, что пользовательский контент может быть уместен в профессиональных вопросах. В «Ведомостях» считают, что если разрешить публикацию UGC, то на сайт хлынет поток контента, который носит пиаровский и рекламный характер, что навредит репутации издания.
Любой сайт сегодня должен думать над тем, как повысить лояльность пользователей, искать новые каналы взаимодействия пользователей и сайта. Конечно, пользовательский контент должен контролироваться. Интересным в данном случае является опыт газеты «Аргументы и факты». В каждом комментарии на сайте есть кнопки «Пожаловаться» и «Цитировать». Кнопка «Пожаловаться» – дополнительный сигнал модератору, который скажет, что отмеченный таким образом комментарий нарушает правила, возможно, содержит ненормативную лексику или оскорбляет других пользователей. Такая функция на сайте позволяет модераторам быстрее реагировать на нарушения.
Взаимодействие между журналистами с разных платформ
Уже 2009 г. во многих изданиях журналисты разных редакций активно взаимодействовали по обмену контентом и информационными ресурсами. Наиболее интересным нам представляется пример взаимодействия между журналистами с разных платформ в ИД «Комсомольская правда». Сегодня в издательском доме есть лица, отвечающие за так называемую синэргию – конвергенцию всех направлений деятельности холдинга. Они (а это представители печатной версии, интернет-службы и телерадиослужбы) ежедневно участвуют в работе утренней (11.00) и вечерней (17.00) планерок. На утренней планерке сотрудники интернет-службы докладывают о картине посещений сайта, топовых материалах, количестве откликов и т.д. Журналистам поручается вести диалог с читателями, «провоцируя» их на развитие диалога. «Технология себя оправдывает. Наиболее интересные отклики систематизируются и ставятся в печатную версию на следующий день в рубрике “Читательский форум”»10.
На вечерней планерке интернет информирует о наиболее интересных сюжетах, вызвавших отклики в Сети. Если нужно, они «раскручиваются» в бумажной версии в качестве полноценных заметок и идут в московский выпуск «КП» с продолжением на сайте.
Радио и телевидение отчитываются о своих делах и ставят задачи на ближайшие часы (сутки). Большинство пишущих журналистов и редакторов постоянно участвуют в общих программах ТВ и радио «КП» (текущие комментарии, регулярные тематические передачи), а также ведут индивидуальные проекты.
У радио и ТВ-подразделений (совместно с интернет-службой) проходят также свои планерки. Но там больше разбираются конкретные программы и задачи.
Осенью 2009 г. медиахолдинг «Коммерсантъ» запустил собственное информационное радио «Коммерсантъ FM», вещающее на частоте 93,6 МГц. И хотя радиоредакция и редакция печатных изданий находятся в разных районах Москвы, между ними есть взаимодействие. «Производственные процессы радио и газеты слабо пересекаются, но информационные почти всегда, – рассказывает Алексей Воробьев, главный редактор «Коммерсантъ FM». – Мы используем все интеллектуальные ресурсы издательского дома. Они знают, что делаем мы, мы – что делают они»11.
В 17 часов начинает готовиться бригада подготовки утреннего прайм-тайма. Журналисты радиоредакции просматривают темы дня, связываются с редакцией газеты. В 8 вечера летучка проходит уже преимущественно с газетчиками, которые понимают, что они сделали главным, какая тема будет раскрыта. В 8 вечера бригада начинает работать по ключевым темам, которые завтра появятся в газете. Последняя сверка с газетой − в 23 часа, на ней даются рекомендации бригаде, которая начнет работу в 5 утра.
Мобильные платформы
Согласно результатам исследования 2009 г., у основных российских изданий были версии для мобильных телефонов и PDA-версии. В большинстве случаев («АиФ», «Газета», «Известия», «Российская газета», «Труд») они являлись копией газеты.
К 2012 г. у многих отечественных изданий появились приложения для IPhon, IPad, под них делают отдельную верстку сайта. В Apple Store можно бесплатно скачать приложения для чтения многих российских газет.
«Комсомольская правда» – лидер в освоении новых информационных технологий, одной из первых среди российских средств массовой информации весной 2010 г. разработала и запустила приложение для IPad. Оно давало доступ к последним новостям, фотогалереям и видеороликам.
С помощью планшета можно было смотреть телевидение «КП» и слушать радио.
Летом 2012 г. ИД «КП» модернизировал приложение: была улучшена верстка, добавился специальный значок в анонсах статей, показывающий, что материал снабжен видео-файлом.
Появился новый раздел «Авто-новости» (о новинках в мире автомобилестроения, тест-драйвах, об изменениях в автомобильном законодательстве) и раздел «Погода» (сводки прогнозов погоды).
Версии для Ipad, Iphone часто сопровождаются рядом удобных дополнений. Например, загрузив бесплатную версию для Iphone, читатели «Российской газеты», помимо свежих выпусков издания и приложений, смогут получить оперативную информацию о главных событиях в России и в мире. Для политиков, бизнесменов, которые читают «РГ», был специально создан раздел «Документы», содержащий законы и нормативные акты, опубликованные в издании за последнюю неделю. Все документы можно сохранить.
В газете «Коммерсантъ» уверены, что человек должен получать что-то большее, чем просто доступ к сайту или копию газетного номера. Иногда для мобильных версий создается специальный контент, который нигде больше не публикуется. Редакторы сами решают, что сделать для приложения. Например, редактор «Коммерсантъ. Власть» часто пишет колонку специально для мобильных устройств.
Как отмечают во многих изданиях, сейчас очень сложно найти хороших разработчиков таких версий. Компании, которая бы сделала все «под ключ», просто нет. Сейчас нет как такового рынка разработки приложений для мобильных устройств.
Организация ньюзрумов и требования к журналистам
За период с 2009 по 2012 гг. в российских редакциях увеличилось число сотрудников, занимающихся созданием видеоматериалов. В «Спорт-экспрессе» был создан целый отдел, состоящий примерно из 30 человек. Это профессиональные ведущие, операторы, корреспонденты, технические сотрудники, монтажеры и продюсеры – представлен практически весь спектр телеспециальностей.
В «Московском комсомольце» и «Новой газете» для развития видеоконтента не стали привлекать высококлассных специалистов, а взяли инициативных студентов. Как рассказывает Константин Полесков, редактор сайта Novayagazeta.ru, «в газету пришли студенты третьего курса журфака (ТВ-группа) и стали развивать видеоконтент на сайте. Видео они записывают на профессиональные фотоаппараты, а затем делают верстку. В “Новой газете” им никаких рекомендаций не давали. Видеоконтентом на сайте Novayagazeta.ru сейчас пользуются даже иностранные телекомпании: CNN и NBC»12.
В радиоподразделении «КП» сейчас работают 20 человек. В штат взяли: шесть линейных ведущих утренних, дневных и вечерних эфиров; профессионалов, составляющих сетку вещания; музыкального редактора и редактора, готовящих записанные передачи к эфиру; а также инженерно-технический персонал, сидящий за пультом вещания.
Около 60 человек работают на телевидении. Это монтажеры, режиссер, художник. В телерадиослужбе «КП» два редактора и пять профессиональных дикторов сами выбирают новости (преимущественно с сайта) и переписывают их для ТВ. Есть также гостевые редакторы, которые приглашают гостей на эфир.
При создании собственного радио требуется гораздо меньше сотрудников, чем при создании ТВ. Если есть толковый радиоинженер и редактор, то для создания радио этого вполне достаточно, во всяком случае, на начальном этапе.
При развитии телевидения в ИД «Комсомольская правда» допустили ошибку, привлекая сторонних специалистов, которые «не приживались» на уровне концепций и делали чужеродный продукт. Как отмечает О. Носова, «продукт под названием “КП” должен вести человек из издательского дома. Это уникальный продукт, и его могут делать люди, которые выросли в газете. Поэтому Андрей Дятлов, который уже много лет работает в газете, сейчас и руководит нашей телерадиослужбой»13.
В 2009 г. в российской практике примеров объединений редакций практически не было. За три года произошли определенные изменения.
В январе 2012 г. в новый мультимедийный ньюзрум переехала газета «Вечерняя Москва», редакция организована по западному образцу. В одном физическом пространстве объединены редакции печатных выпусков, интернет-редакция и телестудия. В центре редакции – супердеск. Несколько раз в день там проходят планерки, на которых присутствуют главный редактор, выпускающие редакторы, журналисты, а также специалисты из отдела рекламы и маркетинга.
На экранах можно видеть последние новости сайта, верстку газеты. Этими материалами пользуются журналисты.
В конвергентную редакцию были объединены все издания холдинга «Ньюс Медиа Рус» и интернет-ресурсы, включая портал «Лайф Ньюс». За супердеском собираются редакторы различных СМИ, которые принимают решение по распределению контента для разных СМИ холдинга. В новой редакции появилась так называемая служба принта – служба «упаковщиков контента». Журналисты службы адаптируют материалы под разные издания и интернет-ресурсы. В ньюзруме действует единая служба информации. Все новостные материалы автоматически попадают на сайт. Журналисты службы принта отслеживают их и «переупаковывают» для печати. Для всех изданий также действует единая фото- и видеослужба.
При объединении редакций одной из основных является проблема создания единой редакционно-издательской системы. Например, в «Ведомостях» газетчики и интернет-служба работают в одном ньюзруме, летучек не проводят, экономят время – все сидят в едином пространстве и общаются между собой. Но пока это две разные команды: издательская система газеты и система сайта – две разные системы. Чтобы люди были одной командой, они должны работать в едином технологическом пространстве.
В 2009 г. под эгидой издания «Экономика и жизнь» был начат процесс объединения редакций, выпускающих различные продукты: газету, журналы, интернет-проекты. Появилась редакционно-издательская система (РИС), позволяющая автоматизировать процесс производства печатных продуктов.
Сегодня внедрили еще одну систему – систему документооборота. Она позволяет куратору ставить задачи перед автором, а автору размещать свой материал и отправлять его на рецензирование. В этой же системе материал согласовывается и принимается и дальше идет уже в РИС, где с ним работают литредактор, корректор, дизайнер. РИС позволяет отслеживать, как шли материалы, где «застревали». Потом эти данные анализируются и подвергаются анализу, на основе которого принимаются определенные управленческие решения.
«Внедрение автоматизированных систем было частью общей концепции изменения работы редакции, и сейчас мы двигаемся дальше, – рассказывает А. Герасимов, – переходим на удаленную работу. Внедрение систем документооборота и РИС позволяет автору писать, а редактору редактировать дома или в другом удобном для него месте. Офис, конечно, остается, но сокращается в 2 раза»14. Журналист может при необходимости подъехать и работать в редакции. Все необходимое для его работы – офисные и специализированные программы, любые данные, его материалы и т.п. − хранится централизованно, и он продолжает работу с любого рабочего места. Один из важных моментов в удаленной работе – целостность и доступность данных.
Требования к журналистам
В большинстве российских изданий журналисты печатной версии пишут для сайта, но видеоматериалы их делать не обязывают.
В ИД «Комсомольская правда» еще в 2009 г. требования к сотрудникам были жесткие: в журналистах мотивируют стремление осваивать новые технологии. С развитием собственного ТВ-канала журналисты, помимо газетных текстов, собирают материалы для передачи или фильма. Иногда с ними едет оператор. Но, как правило, журналисты снимают сами. После командировки они работают с монтажером и режиссером, делая сюжет или фильм.
Вместе с тем есть издания, в которых сегодня от газетчиков не требуют готовить материалы для сайта. Павел Сухов, главный редактор интернет-версии «Ведомостей», рассказывает: «У нас газета – основной продукт, который приносит деньги. Мы не можем от журналистов, которые пишут в газету, еще требовать готовить материалы для сайта. Для коллектива в 200 человек это, может, и нормально, для редакции с 70 сотрудниками это − проблема. Переориентировать людей с газеты на сайт – это большие издержки администрирования. Если на сайт будет организован крупный поток текстов, ими надо будет управлять»15.
Если в 2009 г. журналисты «Коммерсанта» создавали видеоматериалы (например, делали видеоопрсы на улице), то сегодня газетчики уже не снимают сами видео. «Дело в том, что пользователям информации все равно, откуда приход контент, – объясняет Е. Голикова. – Им нужно видео конкретных событий. Быть производителем качественного видеоконтента мы не можем. Есть ряд СМИ, которые занимаются созданием непосредственно видео, кроме того, есть сервисы по производству пользовательского контента. Наша задача – качественное распространение этого контента»16.
В последние несколько лет практически все мировые СМИ, в надежде привлечь новых пользователей на сайт, ринулись в социальные сети, создали там свои странички. В некоторых отечественных газетных редакциях несколько лет назад появились редакторы по соцесетям (social media editor). Их основная задача − правильно «упаковать» контент под конкретную аудиторию. В режиме онлайн они отслеживают новости, прикрепляют к ним теги. В ряде редакций обязанности редакторов по соцсетям сегодня возложены на выпускающих редакторов интернет-подразделений. За определенными соцсетями могут быть закреплены и отдельные журналисты. Они следят, чтобы все интересные новости по той или иной теме попадали в соцсеть.
Во многих редакциях журналистов мотивируют самостоятельно рекламировать свои материалы в соцсетях, например в «Новой газете». Для всех форматов предоставления информации на сайте (новостные материалы, статьи, видео-, фотоматериалы) предусмотрены различные гонорары. Гонорар рассчитывается исходя из количества просмотров. Например, новость стоит 200 руб. Эта сумма умножается на КПД количества просмотров: 0−500 просмотров – 0 руб. , 1000 умножается на КПД 0,5. и т.д. Базовая стоимость для видеоматериала дороже, так как его надо монтировать. Базовая стоимость для видео – 500 руб., для фотоматериала – 300 руб. Таким образом, авторы вынуждены рекламировать свои материалы в соцсетях: это приносит дополнительные просмотры.
Исследования 2009−2012 гг. показывают, что процесс конвергенции СМИ в российских редакциях не стоит на месте. Отечественные издания постепенно, методом проб и ошибок осваивают новые формы подачи информации, новые формы взаимодействия с читателем и новые каналы распространения информации. Как рассказывают респонденты, развитие новых медиаплатформ дает свои плоды. В результате политики интеграции четырех медиаплатформ (газеты, сайта, радио и ТВ-канала) в ИД «Комсомольская правда» доход медиахолдинга от рекламы растет в среднем на 23−30%. Издательский дом предлагает рекламодателям различные комбинации размещения рекламы в газете, на сайте, на радио и на ТВ.
Рассказывает Вячеслав Короткин, шеф-редактор отдела «СЭ Интернет»: «С появлением ТВ посещаемость портала в целом выросла. Мы не исследовали, связано ли это именно с появлением ТВ. На ТВ хорошо продается реклама»17.
По признанию многих респондентов хорошо продается реклама в приложениях для смартфонов и планшетных компьютеров.