Languages

You are here

Философия экзистенциального творчества в России и во Франции

Научные исследования: 
Чекушина Е.А.
1. Определение экзистенциализма через творчество.

Например: Интуитивное постижение бытия через моменты иррационального соприкосновения и проникновения в трансценденцию - катарсис (в платоновском смысле) творческого порыва, преодоление конечности и социальной предопределенности (того, что объективирует ее) экзистенции.

2. Русский экзистенциализм (религиозный, первым русским экзистенциалистом называли Бердяева): диалектика творческой свободы человека через категорию божественного.

Проявление творческой свободы человека в появлении нового Бога и нового неба для тех, кто смог преодолеть диктат церкви и освободится. Парадоксальность человеческого бытия через аспект творчества - богоравность, но одновременно богоподчиненность - Бог не может создать камень, который он не смог бы поднять, Он и есть этот камень. Человек творческий (созданный Богом, но свободный от Его всеобъемлющей воли) - как воплощение всемогущества и величия Бога, квинтэссенция его сущности.

Явление Бога в творчестве - экзистенциально-духовный прорыв человека, осуществление себя, собственной экзистенции и преодоление ее конечности. И сам Бог видит человека только в момент преодоления человеком объективации, диктата разума, в момент свободного творчества, обращения к небу - «не прячь от Бога глаза, а то как он найдет нас».

Истая духовность, религиозное творчество - всегда выход за пределы мира необходимости, нерушимых физических законов объектов, мира скорби. В этот момент человек понимает, что Бог не есть окружающий несправедливый мир - оправдание Бога за грехи мира, не противопоставление, но сопоставление себя с Божественным в надмирной любви и гармонии.

Человек, осуществляющий себя и свою свободу до конца - творческий гений, он ближе всего на пути к Богу, он приближает конец истории нашего несовершенного мира и приход нового - извечного, мира вне времени, мира, сопоставимого с Евангельским царством Божиим.

Творческий акт (акт соприкосновения и проникновения божественного мира в мир настоящий) как единственный смысл истории - дискретного творческого процесса.

3. Французский экзистенциализм (атеистический, если брать самых известных представителей - Сартра и Камю): существование вопреки, когда Бог умер и дальнейшее лишается смысла, но тем не менее - выбор творческого обращения к пустым небесам, осознанного индивидуального одиночества, а не бессознательного безличного социума, выбор, осененный бесконечным ужасом вседозволенности бесконечной свободы.

Творчество как вызов человека великой вселенской пустоте, не только прорыв мира объективации, но и вызов трансценденции, наполнение ее вакуума, ибо трансцендентное для атеистических экзистенциалистов это не первичное начало, не высшая истина, не божественная гармония - это отрицательность по отношению к бытию, нигилистическое Ничто.

Таким образом, творчество предстает как своего рода бунт против «абсурдного» мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Этот тот самый бунт, экстатическая энергия которого у Камю может моментно объединить человека с другим, создать иллюзию преодоления одиночества... Однако как только человек выходит за пределы знакомого мира, он понимает, что никаких законов не существует, вообще нет ничего, что объединяло бы его с другим. Каждый свободен, независим от чего бы то ни было. Объединяет лишь разрушение мира, а созидание, творчество - всегда индивидуально, всегда оставляет человека один на один с его внутренней сущностью, с его субъективностью, его экзистенцией.