The market of business press as a modernization factor of contemporary Russia
Блинова Марианна Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, marbl33@gmail.com
Marianna V. Blinova
PhD, Associate Professor at the chair of media theory and economics, Faculty of Journalism, Moscow State University, marbl33@gmail.com
Аннотация
В статье рассматривается трансформация рынка деловых СМИ России как фактор модернизации. Автор типологически разделяет деловые средства массовой информации, представленные на российском медиарынке, а также уделяет внимание развитию современной российской рекламы.
Ключевые слова: модернизация, рынок, деловые СМИ, реклама.
Abstracts
The article analyses the transformations of the business press market in Russia as a factor of modernization. The author typologically distinguishes business media which are present on the Russian media market. Attention is paid to the development of contemporary Russian advertising.
Key words: modernization, market, business media, advertising.
Модернизация – ключевой фактор развития, любого рынка, рынок, в свою очередь, важный фактор модернизации. Рассмотрим это взаимовлияние, на примере медиарынка.
Информационный рынок тесно связан с рынком влияния. Если модернизация – это развитие и, соответственно, обновление, то наш интерес фокусируется в первую очередь на том, как это отражается на экономике рынка СМИ, в частности на рынке деловых СМИ.
Сегодня деловая журналистика – один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Непрерывно увеличивается количество медиа, работающих с информацией делового характера, влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа.
Модернизация страны и общества приводит к трансформации информационной деловой системы. Развитие российской экономики, рост потребительского спроса, активное развитие определенных сегментов бизнеса, повышение курса акций многих российских компаний, проникновение на российский рынок зарубежных брендов, изменения в структуре собственности СМИ, конвергенция деловой информации и электронной коммерции и т.д., – все это влечет за собой как ответную реакцию на происходящее ? потребность в деловых медиа, и, соответственно, быстрое развитие рынка деловых средств массовой информации. Издания ориентируются на определенную аудиторию, находят свою нишу на рынке деловой прессы, т.е. происходит сегментация рынка по различным параметрам.
Круг людей, принимающих участие в финансово-экономических, деловых, отношениях постоянно расширяется. Встает вопрос о необходимости обеспечения их информацией, на основе которой они могли бы руководить своими действиями: принимать решения, управлять компаниями, улучшать свой бизнес. Деловые средства массовой информации необходимы не только банкирам, экономистам и финансистам, но и инвесторам, держателям акций, да и любому другому потребителю (особенно имеющему свой бизнес).
В России деловые СМИ представлены как в «традиционных» формах (печатные, аудиовизуальные), так и в «новом» формате (онлайновые версии). Основную часть делового медиарынка контролируют крупные медиагруппы, в составе которых бизнес-медиа сконцентрированы чаще по вертикальному (ИД Родионова, ИД «Коммерсантъ», ИД «Экономическая газета»), но также и по диагональному принципу (например, группа «Эксперт», РБК). Газетно-журнальная сфера представлена разветвленной сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способам финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения.
Среди печатных деловых СМИ выделяют ежедневные («Бизнес», «Ведомости», «Коммерсантъ», «РБК Daily » и др.; в 2007 г. появилось новое печатное издание Business & Financial Markets – первая и единственная российская биржевая газета) и еженедельные газеты, а также еженедельные и ежемесячные журналы, причем некоторые из них распространяются только по подписке (например, еженедельник «Экономика и жизнь», Vending Business и др.).
Сегодня выпускается немало изданий для целевой аудитории ? менеджеров и управленцев («Искусство управления» (российский партнер британского The Economist ), «Менеджмент сегодня», «Менеджмент в России и за рубежом», «Финансовый менеджмент»,«Консультант», «Управление компанией»).
Можно выделить разные типы корпоративных СМИ на рынке деловых медиа, в частности, В2 B - и B 2С-издания. Главная цель газет и журналов для клиентов ( B 2С) – наладить контакт с потребителем, создать позитивный имидж компании, привлечь внимание к конкретной сфере промышленности. Эти издания распространяются бесплатно.
Внутрикорпоративные издания (часть изданий В2В), как правило, распространяются внутри компании. Они являются одним из инструментов создания корпоративной культуры.
Деловые СМИ активно осваивают региональный российский рынок. Некоторые издательские дома имеют специальные региональные выпуски (примерами могут служить ИД «Экономическая газета», публикующий специальные выпуски «Экономика и жизнь. Сибирь», «Экономика и жизнь. Черноземье», «Экономика и жизнь. Русь»; а также группа «Эксперт», которая выпускает региональные издания, 16 региональных выпусков журнала The Chief .
Деловые СМИ широко представлены также и в интернете. Деловая информация рассматривается разносторонне, подается оперативнее. Можно выделить два типа деловых медиа в интернете: онлайновые издания, которые доступны только в интернете ( Forex Magazine ) , и электронные версии печатных СМИ. Так, например, в 1998 г. группа РБК создала сайт, который стал еще одним каналом распространения деловой и финансовой информации.
Деловое телевидение в России представлено единственным на сегодня специализированным деловым каналом «РБК ТВ», вещающим с 2003 г.
С 1 марта 2007 г. на частоте 87.5 FM в эфир выходит первая и пока единственная деловая радиостанция « Business FM ». Это очередной проект Издательского дома «Московские новости».
Таким образом, состояние российской деловой журналистики, с одной стороны, обусловлено спецификой формирования национальной медиасистемы, с другой – ростом рекламного рынка России. Состояние рекламного рынка является одним из показателей того, что происходит в стране, в ее экономике.
Если говорить о рекламных бюджетах, потраченных рекламодателями в нашей стране, то он увеличивается год от года. Такие показатели (в 2005 г. – 142,3 млрд руб., 2006 г. – 180,9 млрд руб., 2007 г. – 228,7 млрд руб.) уже не первый год позволяют России выйти на первое место в Восточной Европе по объему рекламного рынка.
Инвестиции в российский рекламный рынок ежегодно растут более чем на 20%, что дает возможность России входить в двадцатку крупнейших рекламных рынков в мире.
По итогам 2006-2007 гг. в России заговорили о революции в секторе интернет-рекламы, который демонстрирует наибольший рост. По оценкам экспертов, в 2008 г. доля интернет-рекламы в совокупных рекламных бюджетах российских рекламодателей достигает показателя 4,9%.
Контекстная реклама сегодня составляет 55% всего рынка интернет-рекламы в России, это наиболее активно растущий сектор. Впечатляющий рост этого сектора происходит за счет малого и среднего бизнеса, который полагает, что именно этот канал наилучшим образом способствует росту продаж. Крупные рекламодатели, напротив, в среднем тратят на контекстную рекламу не более 5% своих бюджетов на интернет-рекламу.
В 2007-2008 гг. в коммерческом секторе 25% всей рекламы в стране приходилась на долю ведущих рекламодателей лекарственной, автомобильной, пищевой и табачной промышленности, розничной торговли, финансовых услуг и связи.
Да сих пор рекламисты мало внимания уделяли B 2 B -сектору, но сегодня – это новая ниша на рынке коммуникаций. Банковские продукты, тарифы сотовых компаний и т.п. становятся все более сегментированными и требуют специального внимания к продвижению бизнес-продуктов.
Другая российская новинка – появление специализированных телеканалов, посвященных исключительно рекламе. Появляются также новые рекламоносители, например реклама в маршрутных такси (Маршрут ТВ).
Заключение
Рекламный рынок России развивается в соответствии с требованиями рынка страны в целом. Рынок СМИ модернизируется, постоянно обновляется, развивается.
Информационная деловая система трансформируется, и мы можем наблюдать это на конкретных примерах.
Изменения, происходящие в этой области, диктует сама экономика, развитие новых технологий, культура и общество .