Languages

You are here

История преподавания и разработки теории журналистики

Научные исследования: 

Прохоров Евгений Павлович
профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой социологии журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

К моменту создания факультета журналистики теоретические проблемы журналистики рассматривались в своего рода синкретическом курсе «Теория и практики печати» и потому были как бы «растворены» в общем потоке знания о журналистике. Однако уже созревало и представление о необходимости выделения общетеоретических проблем и специальном их представлении в преподавании, тем более, что в идеологической концепции, на которую опиралось преподавание, было рассеяно немало положений, которые могли бы послужить базовыми.

И началось (сначала в преподавании, а потом и в теоретической разработке) включение в курс специально-теоретических тем. Сначала курс стал предваряться занимавшей несколько часов темой «Основные функции и принципы партийной и советской печати», вскоре была выпущена под таким же названием лекции И.А.Портянкина (1955). И когда начался выпуск сводных работ, А.Л.Мишурис в учебно-методическом пособии по курсу «Теория и практика партийной и советской печати» (1957) первый раздел назвал «Теория партийной и советской печати» и включал в него две темы: «Предмет и задачи курса» (где в общем виде затрагивались все, а не только теоретические вопросы) и «Отличительные черты и основные функции партийной и советской печати». В том же году появился курс лекций Е.Л.Худякова «Теория и практика партийно-советской печати» (вып.1), где теоретические разделы были теми же, что и в пособии А.Л.Мишириса. В вышедшем в 1962 г. пособии, подготовленном с участием В.Д.Пельта, теоретический раздел уже назывался «Марксизм-ленинизм о роли периодической печати в жизни общества» и обогатился темой «Журналистика как одна из форм общественно-политической деятельности», за которой следовала тема «Основные принципы и функции партийно-советской печати».

Значимым шагом был выпуск «макета» первой части учебника «Теория и практика советской журналистики» (1964), в котором первый раздел традиционно назывался «Марксизм-ленинизм о роли периодической печати в жизни общества». Автор раздела - И.А.Портянкин - обратился не только к традиционным вопросам (функции и принципы), но и поднял ряд новых: классовый характер печати, свобода печати в разных социальных системах, печать и общественное мнение, журналист как общественный деятель...

Эта книга (особенно первый ее раздел) стала, с одной стороны, своего рода сильным катализатором осознания широты и значимости общетеоретических проблем и, соответственно, понимания необходимости развития теории журналистики. С другой же, свидетельством отставания теории даже в освоении тех разработок, которые делались в период «оттепели» в разных областях знания и могли быть использованы в теории журналистики. Кроме того, наводившие на размышления статьи выходили в журналах «Советская печать» («Журналист») и «Демократический журналист», можно было пользоваться рядом переведенных работ зарубежных авторов...

И не случайно (хотя и запоздало, если учитывать требования времени) в проекте программы курса «Теория и практика советской печати» (1967) раздел первый уже назывался «Основы марксистско-ленинской теории печати» и был значительно расширен, правда, не столько по числу и системной организации тем, сколько по их детализирующей разработке. Чтение лекций по этой программе можно было уже называть отдельным курсом. Однако читался он группой преподавателей, на каждого из которых приходилось по одной теме. Так что цельности и по этой причине достигнуть не удавалось, что - при осознании значения курса и повышенном внимании студентов - вызывало озабоченность на факультете.

В 1968 г. было решено перестроить преподавание курса. Курс теперь читался одним преподавателем (дневное отд.- Е.П.Прохоров, вечернее - В.В.Ученова). Тематика лекций расширилась (специально разрабатывались проблемы массовой информации, общих законов творческой деятельности, особенно публицистической, вопросы права и этики, действенности и эффективности СМИ), традиционные темы излагались более развернуто и системно, а семинарские занятия проводились согласованно, по единому рабочему плану. Шла и подготовка пособий, разумеется, в рамках принятой в стране идеологической парадигмы. Но и тут в наступивший период застоя возникали трудности. Выпущенное пособие «Основы марксистско-ленинской теории журналистики» (Е.П.Прохоров, 1973) студентам оказалось недоступно (и появилось в переработанном виде под названием «Введение в журналистику» лишь в 1978 г.). Через несколько лет почти параллельно вышло написанное коллективом сотрудников МГУ пособие «Введение в теорию журналистики» (1980) и курс лекций «Основы марксистско-ленинской теории журналистики» (В.В.Ученова,1981).

Все это было возможным потому, что в 70-х гг. внимание к проблемам общей теории журналистики стало шире и было уже предметом внимания не отдельных преподавателей. Появились монографии С.М.Гуревича (1973), И.П.Магая (1979), коллективные работы «Проблемы теории печати» (1973), «Журналистика в политической структуре общества» (1975), «Мастерство журналиста» (1977) и др., множество статей в журналах, прежде всего в «Вестнике Московского университета». Проблематика общей теории журналистики, пусть в частных разработках, развертывалась вширь и осмыслялась все глубже. Не случайно поэтому в программу курса «Введение в журналистику» (1978) можно было уже ввести большой список современной «литературы вопроса». В каком-то смысле итогом разработки учебного курса на этом этапе был учебник «Введение в журналистику» (Е.П.Прохоров,1988) и двухчастная хрестоматия к нему (1986-1989).

В 90-е гг. преподавание и, соответственно, научно-методическая разработка проблем курса потребовали серьезных, а в некоторых темах коренных перемен. Начался третий этап развития теории журналистики и ее преподавания в МГУ. По-видимому, следует исходить из того, что с нарастанием действия глобализирующих факторов, проявляющихся в драматически проходящем формировании единого и взимосвязанного мира на новых цивилизационных основах открытого гуманистического общества СМИ призваны играть роль информационного обеспечения демократического гуманистического развития общества. В связи с этим важно разобраться, насколько юридические документы (в т.ч. «Закон о средствах массовой информации») составляют достаточное юридическое поле для свободной и независимой реализации присущих журналистике возможностей активного участия в демократической, гуманистически ориентированной трансформации всех областей жизни - политической и экономической, социальной, культурной и т.д. В связи с конституционно закрепленным суверенитетом народа, осуществляющем свои «властные полномочия» как в представительной, так и в непосредственной форме, теоретически очевидно, журналистике органична роль «четвертой власти», реализующей функции непосредственной демократии (как «первая», «вторая» и «третья» - функции представительной). Журналистика такого общества (при любых учредителях и владельцах) не может не быть народной (а потому в практическом смысле интерактивной - не только отслеживающей реакции массового сознания и прежде всего общественного мнения с целью претворения социальной позиции придерживающегося «частной» позиции СМИ, но и с учетом интеракции «работающей» на потребности различных секторов аудитории в направлении достижения подлинной информированности масс). Народной журналистике свойственна позиция впередсмотрящего, роль активной консолидирующей силы в процессе культурно-идеологического обеспечения движения общества в будущее. Однако в условиях исторически необходимого плюралистического многообразия неизбежна как конструктивная, так и деструктивная борьба на информационном поле различных идейно-политических тенденций. Теоретически очевидно, что главной является конструктивная составляющая - диалогическое взаимодействие разнопозиционных СМИ в процессе реального формирования через движение к моноплюрализму ядра общественности, ее идеологической консолидации и активизации как важнейшей силы public sphere. В связи с этим возникает проблема определения сущности и путей оптимизации возникающего единого информационного пространства (не только страны, но и мира) при соблюдении требований информационной безопасности. Теоретически важно понять и противодействующие формированию журналистики ХХI века тенденции, чтобы разрабатывать пути их элиминирования. В связи с этим отнюдь не последней является проблема журналистской деонтологии - разработки системы нормативов ответственной деятельности журналистов, представлений о совокупности «необходимых и достаточных» качеств, обеспечивающих выполнение ими своего профессионального долга в условиях трудно формирующейся новой цивилизации. Перечень актуальных проблем общей теории журналистики можно продолжить. И все они ждут исследователей.

При этом процесс развертывания теоретико-журналистского знания требует более строгого различения уровней знания. Однако в силу различных причин предмет общей теории журналистики как фундаментальной науки (в ее соотношении с другими теоретическими дисциплинами) строго не обозначен, категориальный аппарат системно не разработан, а основные «ростовые точки» не отрефлектированы. Первые усилия, предпринятые во вряд ли широко известном сборнике «Основные понятия теории журналистики» (под ред. Я.Н.Засурского, 1993), были только началом, но продолжения не получили. Есть еще одна сторона проблемы: как и в других науках (философии, например), так теперь и в науке о журналистике проходит процесс дифференциации, и то, что раньше безусловно входило в предметную область общей теории журналистики, нередко, «отпочковываясь», становится предметом самостоятельной дисциплины (таковы, например, «система СМИ», «журналистская этика», «журналистское право»). С другой стороны, общая теория журналистики расширяет свой предмет, переводя из латентной в явную форму такие области знания, как «информационный порядок» (и в связи с этим «информированность»-«плюрализм»-«толерантность»-«диалог»-«сближение и партнерство»), «информационная безопасность», «информационное пространство», «социальные типы СМИ», «журналистская деонтология» и др. Следовательно, требуется продолжить применительно к современной ситуации специальный анализ предметной области общей теории журналистики. И третья сторона проблемы - нет ясного осознания и реализации в преподавании того обстоятельства, что «ядро», «концепт» (а как именно его определить?) любой части общей теории рассматривается в курсе «Введение в теорию журналистики», а в других журналистских курсах, составляя их некий теоретический background, получает конкретизирующую разработку применительно к предмету и задачам данного курса. Вопросы свободы и безопасности, социальной позиции и информационного порядка, деонтологии и т.д. должны находить своеобразное продолжение в любой из дисциплин журналистского цикла. И тут еще одна ростовая точка теории журналистики.

Развитие теоретико-методологических исследований в сфере общей теории журналистики существенно затруднены еще и тем, что в наших учебно-научных центрах нет подразделений, которые специализировались бы на теоретико-журналистских исследованиях. В одних вузах (такова ситуация в МГУ и СПбГУ) теоретики работают в рамках кафедр социологии журналистики, в других действуют под «крышами» иных профильных кафедр как их «второй», а иногда и «третий» сектор. А в соответствии с новым образовательным стандартом отдельная программа по теории журналистики не предусмотрена, а пропедевтический курс назван «Введение в теорию журналистики» и составляет часть дисциплины «Основы журналистики».Тем самым общая теория журналистики оказалась как бы «спрятанной», а преподавание ее в форме вводного курса является едва ли не второстепенным делом.

Лишь в учебных пособиях «Введение в теорию журналистики» (Е.П.Прохоров, 1995,1998,2000,2001,2002), а также «Основы теории журналистики», других публикациях С.Г.Корконосенко (1995,1999), его учебнике «Основы журналистики» (2001) и некоторых работах В.В.Ворошилова предприняты усилия по системному изложению накопленного материала. Но это всего лишь учебные пособия, притом существенно различающиеся по подходу, тематическому пространству и системе изложения материла. Так что остро назрела необходимость всестороннего обсуждения проблем общей теории журналистики и, затем, характера ее преподавания.

Облегчает дело то обстоятельство, что за последние годы накоплена большая «литература вопроса» по самым различным вопросам теории, откуда можно почерпнуть для обсуждения много подходов и идей. Конечно, стоит назвать такие монографического типа работы, как книги И.И.Засурского «Масс-медиа второй республики» (М.,1999) и Е.А.Корнилова «Журналистика на рубеже тысячелетий», Ростов-на-Дону, 1999) и почти так же названная книга А.А.Грабельнова, другие его публикации, книга В.А.Сидорова "Политическая культура средств массовой информации (М.,1994) или изданные в МГУ под редакцией Я.Н.Засурского и Е.Л.Вартановой сборники «Changing Media and Communication» (М.,1998), «Media, Communication and The Open Society» (М.,1999), «От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия» (М.,1999), сборник материалов «Социальное функционирование журналистики» (1994) и «Средства массовой информации и современное общество» (2000), вышедшие в Петербурге. Следует назвать и книгу М.М. Ковалевой «Отечественная журналистика: вопросы теории и истории» (Екатеринбург, 2000). Положение также несколько облегчается использованием ряда переведенных на русский язык работ зарубежных исследователей - таких, например, как книга-диалог Э.Дэнниса и Дж. Мэррила «Беседы о масс-медиа» (1997) или Дж.Кина «Средства массовой информации и демократия» (1993). В этой связи нельзя не упомянуть также о реферативно-справочных изданиях Л. М. Земляновой по американской коммуникативистике, а также о вышедшей в Ростове-на-Дону книги Г.Э.Кучеровой «Очерки теории зарубежной журналистики» (2000) и примыкающей к ней статье Е.В.Ахмадулина. И есть множество работ философов, политологов, социологов, психологов, культурологов и специалистов других областей, в которых содержится огромный материал, который может существенно обогатить исследователей и преподавателей теории журналистики, да уже и используется ими.

Так что можно сказать, что за свою пятидесятилетнюю историю факультет журналистики (вместе с другими научно-учебными центрами) прошел в области изучения и преподавания общей теории журналистики немалый путь. Но, констатируя достижения, необходимо видеть перспективы и решать назревшие проблемы, чтобы способствовать развитию фундаментальной составляющей современного журналистского образования.