Ильченко Сергей Николаевич
кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ
Ilchenko Sergei N.
Ph. D., associate professor, chair of radio and television, Faculty of Journalism Saint Petersburg State University.
Аннотация
В статье анализируются этапы воздействия рекламы на индивидуальное мнение/поведение. Отмечается роль межличностной коммуникации в процессе принятия решения, приводятся свидетельства эмпирического характера, полученные в ходе социологических исследований.
Ключевые слова: межличностная коммуникация, стадии восприятия информации, воздействие рекламы.
Abstracts
The story of appearance of the Comedy Club, a stand-up comedy, on Russia’s TNT channel is described. Verbal excesses and obscenities occurring in the show programs are subjected to analysis and criticism.
Key words: stand-up comedy, humour program, Comedy Club, resident, obscenities.
Одной из самых популярных телевизионных программ последнего времени стал нынче уже знаменитый Сomedy Club, выходящий в эфир на сетевом канале ТНТ. Многим зрителям показалось, что вот оно - новое слово в развитии телевизионного юмора! Однако на самом деле с этой программой и ее участниками все обстоит не так просто. Начнем с того, что именно «комедийщики» усилили присутствие в отечественном эфире ненормативной лексики, а заодно и долю непристойности. Но обо всем по порядку.
Все начиналось в клубах
В эфире ТНТ программа «Комеди Клаб» (Comedy club) поначалу имела эфир трижды в неделю (с 22.00 до 23.00 по пятницам, субботам и воскресеньям). Такой режим показа свидетельствует о том, что вербальный экстремизм был востребован аудиторией.
Создатели проекта «Комеди Клаб» подчеркивают, что наследуют демократические традиции политических кабаре и такого жанра как stand-up comedy1, пришедшего из США. Суть жанра заключается в том, что артист выходит к публике и без предварительной подготовки вступает с ней в диалог. Жанр предполагает немедленную реакцию артиста на реплики из зала и живой обмен остротами с публикой.
Подобный неподцензурный способ общения родился в конце 1960-х годов в Америке. В то время главной темой в США была критика правительства, ведущего войну во Вьетнаме. Позднее тематика stand-up comedy расширилась до социальных, религиозных вопросов, а также стала затрагивать темы взаимоотношений полов. Вербальный экстремизм речи ведущего в такой сценической ситуации был оправдан.
Одним из классиков подобного разговорного жанра был знаменитый конферансье Лэнни Брюс, о котором режиссер Боб Фосс поставил фильм «Лэнни», а чуть позже появилась и картина Милоша Формана «Человек на Луне» об Энди Кауфмане, артисте, который не знал себе равных в речевой диалогической импровизации.
И все-таки проект «Комеди Клаб» является исключительно отечественным «изобретением». Его основателями являются бывшие участники команды КВН Гарик Мартиросян, Гарик Харламов и Арташес Саркисян. Несколько лет назад все они начали выступать в жанре stand-up comedy в московских клубах. Большинство из отцов-основателей «Комеди Клаб» не имеет специального творческого образования, поэтому многие из реприз и шуток создаются не самими артистами, а на заказ. И здесь, конечно, очень пригодился опыт участия в играх Клуба Веселых и Находчивых, где заготовленные заранее репризы и шутки выдаются на аудиторию как яркая и самобытная импровизация. Однако общеизвестно, что на каждую программу КВН работает целый штат юмористов-профессионалов.
Весной 2005 года Г. Мартиросян, Г. Харламов, А. Саркисян были приглашены на канал ТНТ для создания собственной юмористической программы. Продюсерами канала был предложен соответствующий формат передачи в духе знаменитых анекдотов «от армянского радио», где соленые шутки «про это» спокойно перемешиваются с политическими остротами на злобу дня. Участники нового «веселящего» проекта придумали себе титул - «резидент», что в переводе на обыденный язык означает «представитель». Поскольку словочетание «резидент «Комеди клаб» звучит несколько загадочно и весьма солидно, то оно используется повсюду. В принципе ведущих «Комеди клаб» можно называть просто - «артисты разговорного жанра» - на советской эстраде была такая жанровая номинация для тех, кому разрешалось смешить публику на концертных подмостках и с экрана телевизоров.
Качество юмора
Несмотря на весь усиленный пиар и «раскрутку» с помощью телевидения и бульварных изданий, на наш взгляд, проект на глазах теряет свою оригинальность, поскольку исчезает элемент новизны, а с ним и интерес публики. Ведь артистами «Комеди Клаба» в российском варианте нарушен главный принцип жанра: импровизационность и обязательность живого диалога с публикой. Зрителям «Комеди Клаб» остается только догадываться, как шутили вчерашние юмористы-любители перед клубной публикой. Ведь сегодня большинство миниатюр на телеэкране выглядят абсолютно заученными и заранее отрепетированными.
Один из лидеров «Комеди Клаба», господин Харламов заявил: «Мы не вымучиваем миниатюры. У нас нет надуманных тем. Мы шутим о том, что происходит вокруг, что смешно нам самим»2. Тематические предпочтения участников проекта проявляются в наборе вполне очевидных трендов: жизнь и быт «попсы», наркотики, секс, венерические заболевания, нетрадиционная сексуальная ориентация и т.д. Политика уже не занимает главное место. Еще дальше от политики находятся религиозная тематика и вопросы национальных отношений. Однако в трактовке этих тем также присутствует вербальный экстремизм. Так, при упоминании в текстах миниатюр лиц какой-либо национальности часто применяются бытовые лексемы, которые унижают национальное достоинство и оскорбляют религиозные чувства зрителей.
Ради крепкого словца...
Обилие и разнообразие ненормативной лексики в программах «Комеди Клаб», на наш взгляд, попытка некой самоидентификации проекта. Очевидно намеренное употребление в текстах блатного и матерного словарного материала. Тактический расчет создателей программы прост: за счет подобного стиля вызвать повышенный интерес аудитории и отделить проект в сознании зрителей от существующего массива программ в формате юмористического обозрения. Однако подобная эстетика, по данным медиаизмерений 2006 г., не пользовалась повышенным вниманием российской аудитории. «Комеди Клаб» не вошел даже в перечень двадцати самых популярных развлекательных программ отечественного телеэкрана. По данным TNS Gallup Media в сентябре 2006 года тройка лидеров выглядела следующим образом:
- «Большие гонки» (Первый канал) - рейтинг - 7,3%;
- «Большой спор с Д.Нагиевым» (Первый канал) - рейтинг - 6,4%;
- «Форт Бойярд» («Россия») - рейтинг - 6,4%3.
В то время из проектов ТНТ популярным у зрительской аудитории оставался «Дом-2», который в уже упоминавшейся «двадцатке» развлекательных программ занимал 9-е место (рейтинг - 3,4%4).
Один из медиакритиков назвал эстетику программы «Комеди Клаб» «эстетикой ершика для унитаза»5. При всей вульгарности и полемическом подтексте данного определения можно согласиться с самой его сутью, указывающей на физиологически-вульгарный дискурс подобного телевизионного юмора. Беда не только в том, что все эта языковая стихия вербального экстремизма воспринимается аудиторией. Беда в том, что именно подобный стиль речи позиционируется как образец свободы слова и признак интеллектуальной деятельности. На сайте канала ТНТ о проекте «Комеди Клаб» сказано: «Это юмор, доступный молодым, дерзким, продвинутым... Это уникальный по смелости проект, который за год существования превратился в российское культурное явление».6
Остается только открытым вопрос: как в подобном контексте воспринимать термин «культурное явление»?
Бизнес - это всё
В 2007 г. журнал Forbes впервые включил резидентов «Комеди клаб» в список пятидесяти самых богатых людей отечественного шоу-бизнеса. Об их реальных доходах, видимо, знает только налоговая инспекция. Однако, судя по всему, система подобных «комедий на ногах» активно внедряется не только на телеэкранах, но и в обычной концертной практике. При этом эфирный ресурс для отцов-основателей проекта остается по-прежнему востребованным. «Гламурный подонок» Павел Воля стал соведущим (совместно с Владимиром Турчинским) юмористического проекта родного канала ТНТ «Смех без правил». Его же пробовали и в качестве одного из ведущих музыкального проекта в стиле караоке. А вот Гарик «Бульдог» Харламов пошел по рекламной стезе. И нынче его лицо украшает не только видеоклипы, но и рекламные стикеры в метро. Началась также активная миграция резидентов с канала ТНТ на другие более престижные каналы в качестве ведущих развлекательных программ.
Так Гарик Мартиросян стал ведущим амбициозного проекта Первого канала «Минута славы», а также участником «поющего проекта» того же канала «Две звезды».
Большими тиражами выходят книги с лучшими шутками от «Комеди клаб», а для тех, кому некогда читать, предназначены компакт-диски и видеокассеты с лучшими программами от тех, кто считает, что придумал новый телевизионный жанр. Скорее всего, как и положено в бизнесе, теперь подавляющее большинство доходов резиденты «Комеди Клаб» получают не за счет того, что часто мелькают на телеэкране, а за счет того, что используют себя и свои телемаски в смежных с шоу-бизнесом сферах.
Кино - в массы, деньги - в кассу...
Решив «ковать железо, пока горячо», резиденты обратили свой взор в сторону важнейшего из искусств и на экраны страны вышел «Самый лучший фильм». Он появился в результате финансовых усилий канала ТНТ и самого «Комеди Клаба». Бюджет проекта составил пять миллионов долларов и столько же было потрачено на рекламное продвижение фильма.
Главные роли в картине сыграли Гарик Харламов и Павел Воля. Их усилия поддержал обладатель еще одного «лица канала ТНТ» Михаил Галустян («Наша Russia»). В эпизодах были заняты многие гламурные и тусовочные персонажи, вплоть до Ксении Собчак.
Жанр фильма - пародия, смысл - посмеяться над всем современным отечественным кино. Однако, поскольку объектов для веселья в отечественном кинематографе оказалось не так много. пришлось привлечь и голливудскую продукцию.
Усилия создателей «Самого лучшего фильма» не пропали даром. За первые четыре дня проката7 в странах СНГ фильм собрал 19,2 миллионов долларов, что являлось в то время абсолютно рекордным показателем для первого уик-энда показа за всю историю российского кинопроката. И точно также «Самый лучший фильм» поставил и анти-рекорд, когда за вторую неделю проката сборы от демонстрации картины упали на 72%.
И все же за будущее «Самого лучшего фильма» можно не беспокоится, так как еще 28 декабря 2007 года владелец Comedy Club Production Артур Джанибекян подписал контракт с компанией Monumental Pictures на производство второй и третьей серии «Самого лучшего фильма».
Спутниковая матерщина
Не успев заманить в кинотеатры молодежь, авторы «Самого лучшего фильма», компания «Комеди Клаб Продакшн» объявила о намерении создать круглосуточный спутниковый канал. Он получит название Comedy TV. Как легко догадаться этот канал обречен на то, что все 24 часа подряд он будет транслировать выпуски программы «Комеди Клаб».
По замыслу владельца компании господина Артура Джанибекяна, в сетку вещания канала войдут не только выпуски популярных и безвкусных насмешников-пересмешников, выходившие в эфир ТНТ, но также и ранее отснятые скетчи, репризы и шутки, которые не были допущены до эфира руководством ТНТ. У создателей будущего спутникового канала нет никаких сомнений в том, что именно ненормативная лексика, скабрезность и пошлость должны стать главным манком для привлечения внимания зрительской аудитории.
Затраты на запуск нового канала составят сумму в 3-5 миллионов долларов. Планируется, что главными зрителями нового спутникового канала станут зрители в возрасте от 18 до 30 лет с достаточным уровнем заработной платы, чтобы позволить себе купить «тарелку» для приобщения к программам «Комеди Клаб». Насчет того, что для будущего эфира у «Комеди Клаб» есть достаточно солидные запасы, высказался все тот же господин Джанибекян, утверждающий, что в видеобиблиотеке «Комеди Клаб Продакшн» есть уже более тысячи отснятых часов самых разных программ. Именно они и помогут обеспечить круглосуточный поток юмористической пошлости из космоса.
Однако, к счастью, с точки зрения бизнеса новый проект «Комеди Клаб» не является монопольным в сфере, именуемой «сатирой и юмором на телевидении», особенно кабельном и спутниковом телевидении. Жители нашей страны, имеющие определенные технические возможности, с удовольствием смотрят совсем иные каналы, которые создают им хорошее настроение, веселят и радуют. Среди них - неэфирные каналы «Комедия ТВ» и «Юмор ТВ». Они входят в десятку самых популярных неэфирных российских телеканалов по итогам 2007 года. Кроме этого, в предлагаемом пакете каналов, которым уже располагает «НТВ плюс» есть спутниковый канал «настоящее смешное ТВ». Последний доставляется до зрителей с помощью той же через спутниковой связи вот уже в течение трех лет.
В целом проблема качественного контента, на мой взгляд, намного шире и связана она с тем, что в самой ближайшей перспективе с переходом российского телевидения на цифровые технологии, многократно увеличивается возможность создания самых разнообразных каналов. Только вот какое содержание мы сможем получать в программах будущих каналов? Естественно, что речь не идет о возврате к прежним временам и введении цензуры. Но вопрос о том, насколько приемлемы с точки зрения морали и закона, такие проекты, как «Комеди Клаб», где постоянно унижается человеческое достоинство, остается.
1. \ англ\, букв. - «комедия на ногах».
2. Пестова Карина. В чем прикол \\ Все ясно, 2006, № 8, август, с. 67.
3. Итоги, 2006, 2 октября, с. 119.
5. Романов Николай. Юмор на обочине \\ Литературная газета, 2006, № 36, 6-12.10.
7. Фильм вышел в прокат 24 января 2008 года в количестве 750 копий.