Русский
English
Ссылка для цитирования: Пузиков Т.В. Медиапотребление посетителей отраслевых мероприятий и возможности продвижения выставок в начале XXI века: опыт эмпирического исследования // Медиаскоп. 2024 Вып. 4 Режим доступа: https://www.mediascope.ru/2883
© Пузиков Тихон Витальевич
аспирант кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), tvpuzikov@gmail.com
Аннотация
В статье представлены результаты исследования медиапотребления 470 посетителей международной выставки и делового форума «Безопасность и охрана труда» (БИОТ). Исследование проводилось в формате анкетного опроса в декабре 2023 года. Выявлено, что большинство посетителей БИОТ являются аудиторией современных российских медиа. Основу их медиапотребления составляют федеральные и отраслевые медиа, а также различные Telegram-каналы. Результаты можно использовать при планировании кампаний по продвижению специализированных выставок в России.
Ключевые слова: отраслевые специалисты, посетители выставок, медиа, реклама, отраслевые мероприятия.
Становление современного выставочного дела в России берет свои истоки от средневековых ярмарок. Крупные ярмарки были центрами международной торговли, известными во всем мире. Жюль Верн в своем романе «Михаил Строгов» описывает Нижегородскую ярмарку, крупнейший торгово-экономический центр Российской империи в XIX веке (Рыбаков, 2023), следующим образом: «Каждый род торговли занимал отдельный квартал: там были деревянные, железные, мясные, рыбные, пушные, мануфактурные ряды. Среди лавок толпилась масса народу, осматривая, выбирая, прицениваясь к разнообразным товарам, предлагаемым торгующими. Тут можно было встретить представителей всех наций, как европейских, так и азиатских»1.
Пройдя определенную эволюцию, современные выставки вышли на принципиально новый уровень, получив активно действующего субъекта – профессионального организатора. По словам К.Г. Лебедевой, у выставок появилась еще одна функция – коммуникативная, основанная на формировании «отложенного спроса» демонстрируемых товаров и услуг (Лебедева, 2008). В наше время «выставка представляет собой специально организованное, многокомпонентное рыночное мероприятие, направленное на обеспечение качественной коммуникации между участниками (экспонентами), демонстрирующими свою продукцию и услуги, и посетителями (физическими и юридическими лицами)» (Лебедева, 2008: 4).
Классифицировать выставки можно по следующим признакам2:
Выставки – это экономический и социальный феномен, предоставляющий обширное поле для исследований. Изучением выставок занимаются представители различных научных направлений, используя при этом свойственные им специфические методологические подходы и парадигмы. Чаще других выставки привлекают внимание исследователей, работающих в области маркетинга (Tafesse, Skallerud, 2015), управления деловым туризмом (Jin et al., 2010; Whitfield, Webber, 2011), экономической географии (Bathelt, Spigel, 2012; Rinallo, Golfetto, 2011; Rinallo et al., 2017) и социологии (Aspers, Darr, 2011).
По мнению В.В. Герасименко, «если судить по тематике современных публикаций, то наиболее востребованными в деле исследования природы выставок являются идеи и методы маркетинга» (Выставочный маркетинг, 2018: 36). В маркетинге анализ потребителей (или посетителей в контексте выставочной деятельности) и их предпочтений является одним из основных направлений исследований (Кобцев, 2010). Наличие корректных данных о посетителях мероприятий, их характеристиках и потреблении, в том числе медиапотреблении, существенно помогает при коммуникации с аудиторией, выстраивании долгосрочного взаимодействия. Так, в 2018 году проходило исследование, связанное с выявлением целевой аудитории выставки «pir Expo» (Бронникова, Линник, 2018). После проведения глубинных интервью с посетителями выставки и изучения социальных сетей авторами были выделены ядро, целевая (первичная) и потенциальная (вторичная) аудитории, а также их ценности и потребности, что позволило планировать кампанию по продвижению мероприятия, ориентированную специально на них.
Изучение медиапотребления посетителей выставок, по мнению автора, является актуальным направлением для исследований, поскольку понимание его характеристик позволило бы формировать эффективные кампании по продвижению мероприятий, а также найти оптимальные каналы коммуникации с посетителями. Теоретическая значимость подобных исследований состоит в том, что они позволяют выявить взаимосвязь между медиа и выставочной индустрией в России, дают возможность классифицировать существующие каналы взаимодействия организаторов выставок с целевой аудиторией (Александрова Н., Сорокина Е., Филоненко И., 2001). Практическую ценность они имеют прежде всего для маркетинговых и PR подразделений event-компаний, на регулярной основе занимающихся организацией и проведением отраслевых выставок.
Данное исследование ставит своей целью выявить и описать взаимосвязь между российскими медиа и посетителями отраслевых мероприятий на материалах изучения медиапотребления аудитории международной выставки «Безопасность и охрана труда» (БИОТ).
Международная специализированная выставка и деловой форум «Безопасность и охрана труда» (БИОТ) проходит в Москве с 1992 года. БИОТ – крупное межотраслевое мероприятие, посвященное культуре безопасности, вопросам создания и обеспечения безопасных условий труда, средствам индивидуальной и коллективной защиты и пожарной безопасности. Основную аудиторию выставки составляют специалисты по охране труда и промышленной безопасности. В 2023 году БИОТ посетили более 20 тыс. чел., свою продукцию на выставке представила 361 компания из 12 стран мира, а площадь экспозиции составила 16 500 кв. м. По количеству посетителей выставка является крупнейшей в России и странах СНГ в своей отрасли. Еще одно крупное мероприятие по охране труда и промышленной безопасности – Всероссийская неделя охраны труда – собирает порядка 8 тыс. посетителей и участников3.
Задачи данного исследования:
На этапе планирования исследования автором было выдвинуто несколько гипотез.
Для исследования характеристик медиапотребления посетителей БИОТ был использован метод анкетирования. Опрос был организован как выборочный (по степени охвата генеральной совокупности), индивидуальный (по процедуре проведения), письменный (по форме проведения) и бесконтактный (по способу коммуникации с респондентами).
Было выбрано два способа распространения анкет: раздаточный и интернет-опрос. Раздаточный опрос проходил во время выставки БИОТ с 5 по 8 декабря 2023 года в ЦВК «Экспоцентр». В ходе опроса было собрано 107 анкет. После выставки, 12 декабря, по базе посетителей БИОТ (15 676 чел.), прошедших регистрацию, была сделана email-рассылка, которая позволила собрать 303 анкеты, пригодные для последующей обработки.
Также анкета с вопросами была размещена на профильных интернет-ресурсах для специалистов по охране труда и промышленной безопасности: в Telegram-чате для специалистов и экспертов по Охране труда4 (5.1 тыс. чел. в декабре 2023 года), собравшем 41 анкету, в Telegram-канале «Охрана труда/Промышленная безопасность/АСИЗ»5 (3.3 тыс. чел. в декабре 2023 года), собравшем 15 анкет, и группе «Охрана труда и безопасность работающего человека»6 в ВКонтакте (10.7 тыс. чел. в ноябре 2023 года), давшей еще 4 анкеты. Данная группа респондентов, прошедшая опрос в Telegram-чате, Telegram-канале и группе в ВКонтакте, – это профильные специалисты, регулярно посещающие отраслевые мероприятия. Поскольку анкета была размещена на указанных ресурсах незадолго до БИОТ (в ноябре 2023 года), нельзя сказать, что все они являются посетителями выставки 2023 года. Однако эти специалисты имеют многолетний опыт посещения отраслевых мероприятий, что делает их потенциальными посетителями БИОТ 2023 и позволяет учесть их мнение в рамках проведенного исследования.
В общей сложности было получено 470 ответов от специалистов преимущественно из сферы охраны труда и промышленной безопасности, посещающих БИОТ, а также другие отраслевые мероприятия.
Анкета состояла из 20 вопросов, разбитых на три блока: «отраслевые мероприятия», «медиа» и социально-демографический блок. Первый блок состоял из вопросов, характеризующих респондентов как посетителей отраслевых мероприятий, второй блок касался медиапотребления респондентов, а третий был рассчитан на получение социально-демографических данных для систематизации информации.
В начале представим социально-демографические данные посетителей выставки «Безопасность и охрана труда» (БИОТ) в декабре 2023 года, принявших участие в опросе (см. табл. 1).
Таблица 1
Социально-демографические характеристики аудитории, N=470
|
|
абс. |
% |
1. |
Мужчины |
180 |
38 |
2. |
Женщины |
290 |
62 |
1. |
Опыт 4 года и более |
400 |
85 |
2. |
Опыт до 3 лет включительно |
70 |
15 |
1. |
Руководители |
107 |
23 |
2. |
Специалисты среднего и низшего звена |
363 |
77 |
1. |
Есть высшее образование в сфере, в которой работает |
372 |
79 |
2. |
Нет высшего образования в сфере, в которой работает |
98 |
21 |
1. |
Из Москвы |
189 |
40 |
2. |
Из Московской области |
29 |
6 |
3. |
Из других регионов России |
247 |
53 |
4. |
Из зарубежных стран |
5 |
1 |
Первый блок вопросов был направлен на изучение респондентов в качестве посетителей отраслевых мероприятий. Оказалось, что о проведении мероприятия они узнавали прежде всего из email-рассылок, от коллег или друзей, из отраслевых медиа, рекламы и социальных сетей (см. табл. 2). Возрождение интереса к email-рассылкам подтверждают актуальные маркетинговые исследования7, а значение коллег как источника информации, которое было отмечено ранее в исследованиях event-индустрии (Каневский, Новосёлова, 2015). Цифры также показывают невысокую значимость в информировании о выставках такого широко распространенного у массовой аудитории канала коммуникации, как социальные сети. В качестве канала получения информации об отраслевых мероприятиях социальные сети указали лишь 9% респондентов. При этом по данным Mediascope, россияне проводят в социальных сетях около 60 минут каждый день8. Прежде всего можно предположить, что маркетинговая команда выставки достаточно мало работала с аудиторией в социальных сетях для продвижения своего мероприятия. Другим возможным объяснением полученных данных могут быть возрастные характеристики респондентов. Наконец, можно предположить, что в случае с распространением профессионально значимой информации каналы массовой коммуникации утрачивают свою роль, уступая место каналам групповой коммуникации, позволяющим осуществлять точечное, адресное взаимодействие и обращаться к потенциальной аудитории в ее профессиональной ипостаси (в том числе – через профессиональное сообщество, используя корпоративные адреса электронной почты и проч.).
Таблица 2
Источники информации об отраслевых мероприятиях
(N>100%, возможно несколько вариантов, закрытый вопрос)
|
Источник |
абс. |
% |
1. |
Email-рассылки |
144 |
36 |
2. |
Коллеги/друзья |
107 |
27 |
3. |
Отраслевые медиа |
68 |
17 |
4. |
Реклама (в медиа, Интрнете, офлайн) |
48 |
12 |
5. |
Социальные сети |
36 |
9 |
6. |
Другие источники |
33 |
8 |
7. |
Не ответили |
71 |
15 |
Подобные суждения требуют дополнительного исследования и подтверждения, поскольку – судя по полученным данным – 51% респондентов приняли решение стать участниками тех или иных отраслевых мероприятий, потому что нашли информацию о них в Интернете и сочли посещение полезным для своего профессионального/карьерного роста, 44% – по рекомендации коллег или руководства, 16% – по совету коллег из профессионального сообщества (не из компании респондента). Интернет здесь представляет собой весь набор каналов информирования респондента: социальные сети, федеральные, отраслевые и региональные медиа, представленные в сети Интернет, онлайн-реклама и блогеры. С учетом быстрого роста пользователей Интернета в России9 в целом и важности сообщества коллег для получения информации о мероприятиях, как уже отмечалось ранее, такое распределение ответов представляется закономерным и требующим внимания исследователей.
Немассовый характер коммуникации в случае с посетителями масштабных выставочных мероприятий косвенно подтверждают данные относительно факторов, влияющих на принятие решений об участии в выставках. В основном специалисты посещают мероприятия из-за интересных тем (68%), полезных знакомств (41%) и авторитетных спикеров (34%). Можно предположить, что специалисты воспринимают отраслевые мероприятия и, в частности, выставку БИОТ как площадку для обсуждения актуальной повестки отрасли и посещают те мероприятия, где в программе есть важные для них темы.
Подавляющее большинство специалистов по охране труда и промышленной безопасности (85% опрошенных) регулярно (минимум 1–2 раза в год) посещают мероприятия своей отрасли и считают это полезным для себя и своего профессионального роста. Ровно такое же количество респондентов (85% опрошенных) оценили участие в отраслевых мероприятиях как довольно полезное или очень полезное (4 или 5 по пятибалльной шкале). Это позволяет говорить о том, что они готовы к регулярной коммуникации, получают на этих мероприятиях интересную актуальную информацию, и учитывать данные факторы при организации взаимодействия с целевой аудиторией посредством доступных каналов коммуникации в период подготовки профильных мероприятий.
Данные из блока вопросов о медиапотреблении отраслевых специалистов показывают, что около трети участников опроса (31%) вообще не следят за медиа. В контексте данного исследования формулировка «следить за медиа» означает потреблять информацию из медиа на регулярной основе, систематически, а не спорадически. Отметим также, что при обработке полученных ответов в категорию «интернет-медиа» вошли те ответы, в которых респонденты не указывали традиционные СМИ (например, НТВ, РБК, Telegram-каналы), а писали широко «интернет-новости» или «интернет-ресурсы» и т.п. В перечень типов ресурсов были включены отраслевые и федеральные СМИ, Telegram-каналы, соцсети и другие медиа, однозначное атрибутирование которых в рамках данного исследования вызывает сложности. Примечательно, что среди тех, кто все же потребляет медиа, 18% не смогли при этом назвать конкретно ни одно медиа, что в целом совпадает с выводами других исследований аудитории СМИ и медиа, с наблюдениями о невнимательности современных пользователей, читателей и зрителей.
Анализ полученных данных (см. табл. 3) свидетельствует, что из всех медиа, которые в ответе на открытый вопрос анкеты указали респонденты, 33% являются отраслевыми СМИ, 20% – федеральными СМИ и 15% – Telegram-каналами. Попадание мессенджера Telegram в число лидеров можно объяснить стремительным ростом популярности этой площадки. Доля россиян, ежедневно использующих мессенджер Telegram, с 2022 по 2023 год выросла более чем на 20%, при этом 43% потребления контента приходится на чтение новостных каналов10.
Таблица 3
Типология интересующих респондентов информационных ресурсов
(N=440, открытый вопрос)
|
Тип ресурса |
абс. |
% |
1. |
Отраслевые СМИ |
144 |
33 |
2. |
Федеральные СМИ |
89 |
20 |
3. |
Telegram-каналы |
68 |
15 |
4. |
Интернет-ресурсы |
52 |
12 |
5. |
Соцсети |
36 |
8 |
6. |
Остальные медиа |
51 |
12 |
Респонденты регулярно встречали рекламу в медиа, которые читают: 46% встречали регулярно, при каждом контакте с источником информации, 37% встречали иногда (несколько раз в месяц) и 17% не сталкивались в медиа с рекламой. Рекламу мероприятий встречали регулярно 43% респондентов, 34% встречали несколько раз, а 23% не встречали вообще. На уточняющий вопрос «Рекламу каких отраслевых мероприятий Вы встречали в медиа?» респонденты назвали 158 различных мероприятий. Поскольку основу выборки составляли специалисты из отрасли охраны труда и промышленной безопасности, неудивительно, что 114 из этих мероприятий — из их профессиональной сферы.
Проведенный опрос позволил выявить наиболее знакомый респондентам формат рекламных сообщений (см. табл. 4). Чаще всего респонденты видели рекламу в email-рассылках медиа (51%), а также в виде текстов на сайте (41%), баннеров на сайте (40%) и постов в социальных сетях (40%). Лишь 12% опрошенных отметили, что встретили рекламу в печатной версии медиа, и 7% – рекламу в виде модулей в печатной версии. Разница между двумя этими видами печатной рекламы состоит в том, что под «рекламой» подразумевалась прежде всего текстовая реклама, в то время как «рекламный модуль» – это визуальный формат продвижения.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос
«В каком виде Вы встречали рекламу отраслевых мероприятий в медиа?»
(N>100%, возможно несколько вариантов, закрытый вопрос)
|
Формат и место размещения рекламных сообщений |
абс. |
% |
1. |
В виде email-рассылки |
124 |
51 |
2. |
В виде текстов на сайте |
99 |
41 |
3. |
В виде баннеров на сайте |
97 |
40 |
4. |
В виде рекламных постов в социальных сетях |
97 |
40 |
5. |
В виде рекламы в эфире (для ТВ/Радио) |
29 |
12 |
6. |
В виде рекламы в печатной версии медиа |
30 |
12 |
7. |
В виде рекламных модулей в печатной версии |
16 |
7 |
8. |
Не ответили |
227 |
48 |
Если делать сравнение медиапотребления специалистов с учетом их социально-демографических характеристик, то получится следующая картина: 34% опытных специалистов (4 и более лет опыта) не следят за медиа, 22% следят за отраслевыми СМИ, 13% – за федеральными, а 9% – только за различными Telegram-каналами (см. табл. 5).
Таблица 5
Характер медиапотребления респондентов с разным опытом работы
(в % от ответов по группам)
|
|
Все респонденты N=470 |
Опыт 4 года и более n1=400 |
Опыт до 3 лет включительно n2=70 |
1. |
Отраслевые СМИ |
21 |
22 |
18 |
2. |
Федеральные СМИ |
13 |
13 |
13 |
3. |
Telegram-каналы |
10 |
9 |
15 |
4. |
Интернет-ресурсы |
7 |
8 |
7 |
5. |
Соцсети |
5 |
6 |
4 |
6. |
Остальные медиа |
13 |
8 |
7 |
7. |
Не следят за медиа |
31 |
34 |
36 |
Среди молодых специалистов 36% не читают ни одно медиа, отраслевые СМИ читают 18%, Telegram-каналы – 15%, а федеральные СМИ – 13%. Эти данные вполне соотносятся с данными о популярности Telegram в различных возрастных группах11. Можно сделать промежуточный вывод о том, что опыт работы как характеристика аудитории медиа и отраслевых мероприятий не играет решающей роли в потреблении информации, чего нельзя столь же уверенно сказать о поле представителей аудитории. Медиапотребление мужчин и женщин, посещающих отраслевые выставки, имеет определенные различия (см. табл. 6).
Таблица 6
Характер медиапотребления респондентов разного пола
(данные в % от ответов по группам)
|
|
Все респонденты, N=470 |
Мужчины |
Женщины |
1. |
Отраслевые СМИ |
21 |
22 |
21 |
2. |
Федеральные СМИ |
13 |
16 |
11 |
3. |
Telegram-каналы |
10 |
11 |
10 |
4. |
Интернет-ресурсы |
7 |
11 |
5 |
5. |
Соцсети |
5 |
4 |
6 |
6. |
Остальные медиа |
13 |
11 |
6 |
7. |
Не читают медиа |
31 |
25 |
41 |
Так, среди мужчин читают отраслевые СМИ потребляют 22% респондентов, федеральные СМИ 16%, интернет-ресурсы медиа – 11%, не читают медиа – 25%. Среди женщин читают отраслевые издания – 21%, федеральные – 11%, Telegram-каналы – 10%, а не читают – 41%. Возможно, женщины получают больше полезной для себя информации из таких источников как социальные сети, коллеги/друзья, мессенджеры, что отражается на их медиапотреблении.
Попытка проследить взаимосвязь между медиапотреблением и должностью респондента дала интересный результат (см. табл.7).
Таблица 7
Характер медиапотребления респондентов с разным статустом
(в % от ответов по группам)
|
|
Все респонденты, N=470 |
Руководители |
Специалисты среднего и низшего звена |
1. |
Отраслевые СМИ |
21 |
21 |
22 |
2. |
Федеральные СМИ |
13 |
14 |
13 |
3. |
Telegram-каналы |
10 |
9 |
11 |
4. |
Интернет-ресурсы |
7 |
7 |
8 |
5. |
Соцсети |
5 |
4 |
6 |
6. |
Остальные медиа |
13 |
7 |
8 |
7. |
Не читают медиа |
31 |
38 |
32 |
Оказалось, что респонденты, занимающие руководящие должности, существенно меньше следят за медиа, чем специалисты среднего и низшего звена. Так, 38% руководителей вообще не следят за медиа на регулярной основе, в то время как среди специалистов среднего и низшего звена таких 32%. Скорее всего, руководители получают отраслевую информацию из других информационных каналов, например, от подчиненных, коллег и профессионального сообщества.
В остальном профили медиапотребления руководителей и специалистов среднего и низшего звена похожи. На первом месте по популярности находятся отраслевые СМИ (21% и 22%), на втором месте – федеральные СМИ (14% и 13%) и на третьем – Telegram-каналы (9% среди руководителей и 11% среди менеджеров среднего и низшего звена.
Из социально-демографических данных респондентов видно, что у 79% людей есть высшее образование по специальности, в которой они трудоустроены. Очевидно, темы, обсуждаемые в рамках деловой программы выставки, и представленные там товары и услуги интересны прежде всего узкопрофильным специалистам с соответствующим образованием и/или опытом работы в отрасли, и в меньшей степени – широкой публике.
Если же проследить взаимосвязь между уровнем образования респондента и его медиапотреблением, то получится, что и среди тех, кто имеет высшее образование по специальности, в которой он работает, и среди тех, кто его не имеет, примерно треть не используют медиа регулярно (34% и 35% – соответственно). У остальных градация медиапредпочтений совершенно одинаковая: на первом месте – отраслевые СМИ (18% среди респондентов без образования и 22% среди респондентов с образованием), на втором – федеральные СМИ (по 13%), на третьем – Telegram-каналы (11% и 10%). По этим данным можно сделать однозначный вывод: наличие высшего образования в специальности, по которой работает человек, мало влияет на его медиапотребление. Разница лишь в том, что люди с образованием немного больше читают отраслевые СМИ, чем люди без образования. Сделанные на полученных данных наблюдения подтверждают необходимость взаимодействия с целевой аудиторией с учетом принципов организации групповой коммуникации, важность учета профиля сообщества и доступных каналов общения.
Существенная разница между медиапотреблением посетителей выставки БИОТ из Москвы и Московской области (МО) и других регионов России также выявлена не была. 34% из обеих категорий вообще не следят ни за какими медиа, 20% респондентов из Москвы и МО следят за отраслевыми СМИ (из других регионов – 23%), 14% следят за федеральными СМИ (из других регионов – 12%) и по 10% из обеих категорий следят за Telegram-каналами. То есть разница в медиапотреблении между посетителями БИОТ из Москвы и Московской области и посетителями из других регионов России оказалась только в том, что жители регионов больше следят за отраслевыми медиа СМИ и меньше – за федеральными.
В заключение представляется важно описать, откуда получают информацию о мероприятиях респонденты, которые не следят за медиа. Согласно данным опроса, почти треть специалистов (31% опрошенных) не следят за медиа вообще, причем – как было отмечено ранее – из оставшихся еще 18% не смогли назвать ни одно медиа конкретно. Анализируя полученные данные, можно добавить, что они получают информацию об отраслевых мероприятиях преимущественно из email-рассылок – 72 ответа (31%), затем идут «коллеги/друзья» – 59 ответов (25%), и из рекламы (в СМИ, в Интернете, офлайн) – 24 ответа (10%).
Результаты проведенного исследования показывают, что медиапотребление специалистов по охране труда и промышленной безопасности имеет ряд характерных черт, позволяющих видеть в нем своеобразный ключ к организации эффективного взаимодействия организаторов и посетителей выставочных мероприятий и полноценной реализации коммуникативной функции профильных выставок.
Опрос показал, что специалисты регулярно посещают мероприятия их отрасли и считают это полезным для себя. О проведении того или иного мероприятия они узнают прежде всего из email-рассылок, от коллег или друзей, из отраслевых СМИ, рекламы и социальных сетей. Больше половины респондентов принимают решение стать участником отраслевых мероприятий, потому что нашли информацию о нем в Интернете. Это подтверждает гипотезу о том, что Интернет является основным источником получения информации об отраслевых мероприятиях для их посетителей. К участию в мероприятиях их привлекает наличие интересных тем и авторитетных спикеров в программе.
Проведенное исследование показало, что две трети (69%) опрошенных посетителей БИОТ являются аудиторией современных российских медиа. При этом отраслевые СМИ как канал получения информации об отраслевых мероприятиях играют важную роль: треть перечисленных респондентами ресурсов – отраслевые. Также можно отметить, что определенное влияние на аудиторию имеют федеральные СМИ и мессенджер Telegram, замыкающий тройку часто используемых типов информационных ресурсов. Последний, будучи относительно новой площадкой, уже вошел в число лидеров среди всех информационных каналов, за которыми следят респонденты. Это может свидетельствовать о растущей значимости платформы Telegram для получения актуальной отраслевой информации и о ее перспективах как ресурса групповой профессиональной коммуникации, обеспечивающего взаимодействие внутри профессиональных сообществ.
Анализ медиапотребления аудитории БИОТ в зависимости от региона проживания, пола, должности и опыта респондента демонстрирует, что из всех перечисленных параметров регион проживания является наименее значимым и совершенно никак не влияет на предпочтения респондентов, другие признаки в большей или меньшей степени играют роль в определении профиля медиапотребления (а значит – в возможности получить информацию об отраслевых мероприятиях). Среди руководителей существенно выше число тех, кто не следит за медиа на регулярной основе по сравнению с сотрудниками среднего и низшего звена, как и среди женщин-специалистов по сравнению с мужчинами, а среди молодых специалистов – чуть больше тех, кто следит за Telegram-каналами, чем среди опытных. Руководители, как и женщины-специалисты, чуть чаще получают информацию из других источников (из социальных сетей или от коллег и друзей).
Полученные данные показывают, что посетителей выставки БИОТ можно рассматривать в качестве объекта рекламной коммуникации. В данном случае речь идет как о рекламе в целом, так и о рекламе отраслевых мероприятий – в частности. Чаще всего респонденты встречали рекламу в email-рассылках медиа, в виде баннеров и текстов на сайте медиа, а также в виде постов в социальных сетях, что указывает на возможности организации рекламного взаимодействия с целевой аудиторией.
В завершение хотелось бы отметить, что полученные результаты демонстрируют возможности использования данных о медиапотреблении целевой аудитории отраслевых выставочных меропритий для выстраивания эффективной коммуникации, но релевантны только для отрасли охраны труда и промышленной безопасности, поскольку большая часть респондентов является специалистами этих профессий. Характеристики и медиапотребление других специалистов могут существенно отличаться, но эта тема требует более тщательного изучения.
Выставочный маркетинг: учебное пособие / под ред. В.В. Герасименко. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2018.
Александрова Н., Сорокина Е., Филоненко И. Выставочный менеджмент: технологии организации и рекламно-информационного сопровождения выставок и конференций. М.: Проэкспо, 2001.
Бронникова Е.М., Линник И.С.Анализ целевой аудитории в выставочной деятельности на примере выставки «pir Expo» // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 4 (12). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-tselevoy-auditorii-v-vystavochnoy-deyatelnosti-na-primere-vystavki-pir-expo (дата обращения: 16.07.2024).
Каневский П.С., Новосёлова Е.Н. Всероссийский фестиваль науки глазами социологов. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015.№ 2. С. 280–286.
Кобцев В.А. Особенности и этапы маркетинговых исследований // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-etapy-marketingovyh-issledovaniy (дата обращения: 16.07.2024).
Куликова М.В., Петрунина Л.Я. Портрет посетителя Биологического Музея. Итоги социологического исследования // Жизнь Земли. 2018. № 1.
Лебедева К.Г. Феномен выставки: методологические основания социологического исследования // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. XI Международная конференция. 19–20 марта 2008 г. Екатеринбург: Факультет политологии и социологии Уральского государственного университета, 2008. Ч. 1. C. 111–113.
Рыбаков И. П. Развитие Нижегородской ярмарки как религиозного и социальноэкономического центра // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2023. № 21. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nizhegorodskoy-yarmarki-kak-religioznogo-i-sotsialnoekonomicheskogo-tsentra (дата обращения: 07.07.2024).
Aspers P., Darr A. (2011) Trade shows and the creation of market and industry. The Sociological Review 59 (4): 758–778.
Bathelt H., Spigel B. (2012). The spatial economy of North American trade fairs. The Canadian Geographer 56 (1): 18–38.
Jin X., Weber K., Bauer T. (2010). The State of the Exhibition Industry in China. Journal of Convention & Event Tourism 11 (1): 2–17.
Rinallo D., Golfetto F. (2011). Exploring the knowledge strategies of temporary cluster organizers: A longitudinal study of the EU fabric industry trade shows (1986–2006). Economic Geography 87 (4): 453–476
Rinallo D., Bathelt H., Golfetto F. (2017). Economic geography and industrial marketing views on trade shows: сollective marketing and knowledge circulation. Industrial Marketing Management 61: 93–103.
Tafesse W., Skallerud K. (2015). Towards an exchange view of trade fairs. Journal of Business & Industrial Marketing 30 (7): 795–804.
Whitfield J., Webber D.J. (2011) Which Exhibition Attributes Create Repeat Visitation? International Journal of Hospitality Management 30 (2): 439–447.