Languages

You are here

Оригинальный контент российских онлайн-кинотеатров: динамика производства в 2020–2024 гг.

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Бабына Д.А. Оригинальный контент российских онлайн-кинотеатров: динамика производства в 2020–2024 гг. // Медиаскоп. 2024 Вып. 3 Режим доступа: https://www.mediascope.ru/2877

 

© Бабына Дарьяна Александровна

научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), daribabyna@gmail.com

 

Аннотация

В статье рассматриваются объемы производства и жанровые характеристики оригинальных проектов российских онлайн-кинотеатров в период с 2020 по 2024 гг. Выявлено, что доминирующим типом контента является сериальный контент. Ему уступают художественные и документальные фильмы. Преобладающими жанрами оригинальных проектов (как сериалов, так и фильмов) стали драма, комедия и документалистика. Автор приходит к выводу, что оригинальный контент выступает инструментом продвижения платформ и привлечения новых подписчиков, что делает его ключевым продуктом в структуре библиотек стриминговых сервисов. Оригинальный контент обеспечивает онлайн-кинотеатрам возможность развития как самостоятельного сегмента отечественной медиаиндустрии.

Ключевые слова: онлайн-кинотеатры, OTT-сервисы, оригинальный контент, российские сериалы, стриминговые сервисы.

 

Введение

Доступ к киносериальному контенту российская аудитория все чаще получает онлайн благодаря развитию цифровых платформ и их медиакоммуникационных сервисов, к которым относятся онлайн-кинотеатры, известные также как OTT- или VOD-сервисы, онлайн-киноплатформы или стриминговые сервисы и др. (Вартанова, 2022; Бабына, 2022, 2023; Полуэхтова, 2022). Актуальность исследования обусловлена малоизученностью онлайн-кинотеатров как сегмента отечественной медиаиндустрии и ключевого распространителя видеоконтента в цифровой среде в российских медиаисследованиях. Труды российских ученых, посвященные видеоконтенту в Интернете, в меньшей степени касаются фильмов и сериалов отечественных онлайн-киноплатформ: внимание уделяется вопросам цифрового видеопотребления россиян, содержанию видеохостингов и социальных сетей, пользовательскому видео (Круглова, 2019; Щепилова, Круглова, 2019; Дунас (ред.), 2021; Полуэхтова, 2022; Круглова, Щепилова, 2024; Эль-Бакри, 2024). Отечественные исследования в основном акцентируют внимание на содержательных, жанровых и форматных особенностях телевизионного, а не стримингового, контента (Долгова, Перипечина, Тихонова, 2019, 2021; Долгова, Ершов, Чан, 2022).

Изучение контента зарубежных онлайн-кинотеатров получило развитие в зарубежных академических исследованиях (Wayne, Sandoval, 2023; Wayne, Sienkiewicz, 2023), которые обратили внимание на две ключевые характеристики оригинального контента. Во-первых, оригинальный контент привлекает новых подписчиков; во-вторых, формирует уникальное коммерческое предложение для медиапотребителя (Nagaraj, Singh, Yasa, 2021; Yoo, Lee, Lee, 2021; Wayne, Sandoval, 2023).

Аудиовизуальный контент в медиаиндустрии России традиционно занимает значимое место для аудитории, для рынка размещения рекламы, для других акторов. Так, в 2024 г. телевизор хотя бы иногда смотрело 97% россиян, 63% – ежедневно, при этом 20% медиапотребления онлайн составляет просмотр видео1. Примечательно, что 28% телевизионного потребления приходится на сериалы и 12% – на кино.

Вместе с тем производство оригинального контента для российских стримингов представляется как значимой бизнес-задачей для руководства платформ2, так и важным направлением культурной политики государства3, субсидирующего посредством профильных фондов создание отечественных фильмов и сериалов для трансляции в Интернете (примером такого фонда служит в первую очередь АНО «Институт развития интернета»). В рамках данного исследования перед нами стояли задачи:

  • определить жанровые характеристики оригинального контента российских онлайн-кинотеатров в 2020–2024 гг.,
  • выявить основные тенденции развития оригинального контента российских онлайн-киноплатформ.

 

Методика исследования

Несмотря на развитие межсегментного взаимодействия (с телеканалами, продакшн-компаниями, студиями звукозаписи, рекламными агентствами и др.), равно как и взаимодействия между самими сервисами, оригинальный, то есть произведенный собственными или аффилированными продакшн-компаниями, в том числе по заказу, и предъявляемый в качестве такового самой платформой, является значимым конкурентным преимуществом, инструментом продвижения платформы и привлечения новых подписчиков. В рамках данного исследования мы провели анализ содержания библиотек оригинального контента онлайн-кинотеатров, премьеры которого пришлись на 2020 – август 2024 гг.4. В выборку попали сервисы «Кинопоиск», ИВИ, Wink/more.tv, Okko, KION, Start и Premier, поскольку данные сервисы, во-первых, выпускают собственные оригинальные проекты, во-вторых, в индустриальных отчетах аналитических компаний представлены как имеющие долю рынка равную хотя бы 3–5% (Бабына, 2023).

Анализ проводился по таким критериям, как год премьеры, тип контента (фильм или сериал), количество эпизодов/серий и жанр. За единицу контента принималось наименование – проект или, используя принятую в данном сегменте медиаиндустрии терминологию, «тайтл», причем в случае сериалов последующие сезоны не считались самостоятельными проектами, если не имели отдельной карточки в библиотеке контента. В случае сериалов единица контента может содержать более одного эпизода или серии.

При определении жанра мы ориентировались на данные портала «Кинопоиск» как наиболее крупного и популярного у аудитории сервиса, позволяющего выбрать контент для просмотра или оставить обратную связь. Источником количественных данных стали сайт «Кинопоиск», платформа-агрегатор «Кино-театр.ру», карточки проектов в библиотеке контента сервисов, трейлеры и финальные титры картин.

Различия в количестве представляемого платформами контента, как сериального, так и коротко- или полнометражного, обусловлено также лидирующими жанрами, имеющими свои различия в соответствии со стратегиями онлайн-кинотеатров.

Определение жанров кино- и сериального контента представляется непростой задачей, поскольку, если жанровое разнообразие полнометражного кино вполне изучено, то представленные на онлайн-платформах сериалы все еще требуют консенсуально установленной системы жанровой дефиниции. Сериал как тип контента соотносится с телевизионным содержанием, с одной стороны, и, с другой стороны, считается едва ли не самым молодым типом поп-культурного контента, нередко соотносимого с литературной жанровой системой и воспринимаемого как своего рода «паралитература», новая форма романа (Рапопорт, 2013). Вместе с тем унифицированное рассмотрение жанров аудиовизуального художественного контента привело к установлению другой тенденции – использованию свойственных литературе «формульных жанров» (Cawelty, 1976) при дефиниции киносериального и телевизионного контента, к которым относятся мелодрама, приключение, любовная история, тайна (детектив), история о чуждых существах, а также свойственных «паралитературным» произведениям жанров – например, исторического детектива, романтической комедии, мистического детектива (Козлов, 2003; Качкаева, 2010).

Однако подход к описанию жанровых характеристик киносериального контента на онлайн-киноплатформах нетипичен и демонстрирует развитие гибридизации жанров, то есть присутствия названий сразу нескольких жанров в описании одной картины. Так, например, жанр оригинального сериала «Король и шут» платформы «Кинопоиск» определен как «драма, фэнтези», а не «драматическое фэнтези» или «фэнтезийная драма», а сериал «Чикатило» охарактеризован как «триллер, детектив, драма, криминал», сериал «Фишер» – «детектив, драма, криминал, триллер».

Определение жанров отчасти обусловлено, с одной стороны, работой алгоритмов, формирующих рекомендации для пользователей (Seaver, 2019; Wayne, 2020; Бабына, 2022), и удобством поиска для самих пользователей, с другой стороны. Так, чем более подробно и при этом просто описана палитра жанров картины, тем большему количеству зрителей контент может быть предложен – персонально (алгоритмами) или через плейлисты и моножанровые подборки.

 

Результаты исследования

В период с 2020 по 2024 гг. на всех исследуемых площадках было выпущено 496 единиц контента: 130 фильмов и 366 сериалов. При этом общее число серий/эпизодов составило 4249, то есть 2,32 серии/эпизода выходило ежедневно в течение 5 лет. Из таблицы 1 видно, что, несмотря на значительно большее количество показанных сериалов, их доля ежегодно снижается – и за 5 лет сократилась на 9% (при расчете доли от общего числа проектов), несмотря на общий рост количества как многосерийного контента, так и фильмов. Отчасти это связано с выходом последующих сезонов сериалов, не являющимися новыми проектами, вышедшими в тот или иной год, – то есть снижение числа сериалов не означает сокращение объема многосерийного контента вообще, но указывает на уменьшение числа новых оригинальных проектов сериального типа.

 

Таблица 1

Общее количество проектов по годам 2020–2024 гг.

Год

Всего наименований

Фильмы

Сериалы

2020

59

13 (22,03%)

46 (77,97%)

2021

88

20 (22,73%)

68 (77,27%)

2022

119

31 (26,05%)

88 (73,95%)

2023

143

39 (27,27%)

104 (72,73%)

2024

87

27 (31,03%)

60 (68,97%)

Итого по типам контента за 5 лет:

130

366

Cоставлено автором по материалам сатов kinopoisk.ru и kino-teatr.ru.

 

Количественным подтверждением последнего тезиса может служить среднее число серий/эпизодов одного проекта – 8,58. При этом учитывались и фильмы, являющиеся по сути единственными эпизодами проекта. Для сериального контента среднее число эпизодов составляет 11,26, то есть превышает стандартное для онлайн-киноплатформ и телевидения число серий в одном сезоне (8–10 эпизодов) даже с учетом популярности мини-сериалов (4 серии) и коротких документальных сериалов (2–3 серии), вошедших в выборку.

Из таблицы 2 видно, что стратегии платформ имеют свои различия: например, в исследуемый период на платформе ИВИ состоялись премьеры всего 4 фильмов, а сервис Wink, в библиотеку которого после поглощения перешел весь контент платформы more.tv (Бабына, 2023), показал всего 3 фильма – и все в 2024 г. Примечательно, что обе платформы, представившие наименьшее число оригинальных фильмов, выпустили небольшое число оригинальных проектов в целом относительно конкурентов. Так, сервис ИВИ представил таковых меньше всех (таблица 3).

Лидером по числу представленных фильмов стал сервис Start, опубликовавший 34 премьерных фильма и 36 сериалов. Стратегия установления относительного равновесия между количеством полнометражных и многосерийных проектов, как мы видим из таблицы 2, установилась в 2022-2023 г., а данные на август 2024 г. показывают увеличение доли размещаемых на платформе оригинальных фильмов.

 

Таблица 2

Количество сериалов и фильмов, выпускаемых платформами по годам

Платформа

2020

2021

2022

2023

2024

Филь-
мы

Се-
ри-
алы

Филь-
мы

Се-
ри-
алы

Филь-
мы

Се-
ри-
алы

Филь-
мы

Се-
ри-
алы

Филь-
мы

Се-
ри-
алы

Кинопоиск

1

6

3

8

3

3

2

8

2

9

ИВИ

2

4

1

3

1

8

1

8

0

6

Wink/more.tv

0

2

0

4

0

9

0

24

3

10

Okko

6

7

5

18

5

16

6

14

4

9

Kion

0

0

3

16

6

15

12

14

4

8

Start

3

7

3

8

9

6

9

8

10

7

Premier

1

20

5

11

7

32

9

33

6

15

Всего

13

46

20

68

31

88

39

104

27

60

Составлено автором по материалам сайта kinopoisk.ru, библиотек контента платформ ИВИ, Wink, Okko, Kion, Start, Premier.

 

В свою очередь лидером по количеству оригинальных сериалов стал сервис Premier (таблица 2), представивший 111 многосерийных премьер, а также предложивший наибольшее число оригинальных фильмов и сериалов в целом (таблица 3). В 2022 г. платформа представила 42 новых оригинальных проекта, что сопоставимо с общим количеством оригинальных фильмов и сериалов лидера рынка – онлайн-киноетатра «Кинопоиск» (Бабына, 2023), который в период с 2020 по 2024 г. показал 45 собственных фильмов и сериалов. При этом отчеты TMT-консалтинг и TelecomDaily указывают на то, что средняя доля рынка, занимаемая Premier в 2020–2024 гг., составляет до 5%, что отчасти оставляет под вопросом способность платформами зарабатывать, активно производя оригинальные проекты.

 

Таблица 3

Количество оригинальных проектов стриминговых сервисов (составлено автором)

2020

2021

2022

2023

2024

Итого

Кинопоиск

7

11

6

10

11

45

ИВИ

6

4

9

9

6

34

Wink/more.tv

2

4

9

24

13

52

Okko

13

23

21

20

13

90

Kion

0

19

21

26

12

78

Start

10

11

15

17

17

70

Premier

21

16

39

42

21

139

Составлено автором по материалам сайта kinopoisk.ru, библиотек контента платформ ИВИ, Wink, Okko, Kion, Start, Premier.

 

Нами было выявлено 27 отдельных формулировок жанров по классификации портала «Кинопоиск»: биография, боевик, военный, детектив, детский, документальный, драма, игра, интервью, история, комедия, короткометражный (или «короткометражка»), криминал, мелодрама, музыка, мультфильм, мюзикл, приключения, реальное ТВ, семейный, спорт, ток-шоу, триллер, ужасы, фантастика, фэнтези, шоу. Примечательно, что среди прочих наблюдаются и традиционные журналистские жанры, чаще – телевизионные: документальный, ток-шоу, шоу, игра и реальное ТВ (реалити-шоу). Очевидно, что ставшие привычными «паралитературные» формулировки, такие как, например, романтическая комедия («ромком») или трагикомедия («драмеди»), заменены сочетанием жанров – мелодрамой и комедией или драмой и комедией соответственно, что подтверждает наше предположение об алгоритмизационной и одновременно пользовательской природе трансформаций жанровой структуры аудиовизуального контента онлайн-кинотеатров.

Наиболее широко представленными жанрами стали следующие: драма (193 картины, 23,5%), комедия (191, 22,9%), документальный (100, 12%), далее – триллер (70), детектив (60), мелодрама (46), фантастика (28), криминал (27), фэнтези (18) и биография (13). Всего по одной картине было представлено в таких жанрах, как мюзикл, интервью, игра и детский. Положение всех 27 жанров представлено на рисунке 1.

Разнообразие жанров, в рамках которых создаются представляемые платформами проекты, меняется в зависимости от года премьеры. Так, в 2020 г. Онлайн-кинотеатры разместили кино- и сериальный контент в 16 жанрах – драмы, комедии, документальные картины, триллеры, детективы, мелодрамы, фантастику, криминал, фэнтези, биографии, боевики, «реальное ТВ», ток-шоу, шоу, ужасы и музыкальные.

Наиболее широко в 2020 г. были представлены комедии – 27 работ. Во многом лидерство комедий в 2020 г. связано с всплеском интереса к «скринлайф» (от англ. Screen – экран, life – жизнь; съемка на веб-камеру компьютера или посредством записи экрана) технологии съемки, позволившей создавать контент даже в условиях самоизоляции (Kee, 2022). Непростой период самоизоляции, связанный с высоким уровнем неопределенности, тревоги и переживаний населения, обозначил необходимость именно в комедийном, развлекательном контенте. В связи с этим еще в период самоизоляции платформы представили премьеры сразу нескольких сериалов, снятых с использованием технологии «скринлайф» — преимущественно комедийных или документальных (такого рода проект был представлен сервисом Premier).

 

Рисунок 1. Жанровое разнообразие оригинального контента стриминговых сервисов в 2020–2024 гг.
(Составлено автором по материалам сайта kinopoisk.ru, библиотек контента платформ ИВИ, Wink, Okko, Kion, Start, Premier).

 

Так, в 2020 г. реже публиковались оригинальные драмы (19 проектов) и документальные работы (11 проектов), также 8 премьер в описании жанра были обозначены как триллеры. Остальные жанры были представлены в единичных случаях, однако различие между менее популярными среди кинематографистов и жанрами-лидерами остается пропорциональным, что возможно увидеть на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Жанровое разнообразие оригинальных проектов в 2020 г. (составлено автором).
(Составлено автором по материалам сайта kinopoisk.ru, библиотек контента платформ ИВИ, Wink, Okko, Kion, Start, Premier).

 

Оригинальные проекты, премьеры которых состоялись в 2021 г., были созданы в 19 жанрах. Примечательно, что драм в 2021 г. было представлено больше – 36, хотя число комедий также выросло – до 35 картин. Третьим по частоте обращения стал жанр триллер (24 проекта), однако премьер документального контента также наблюдалось больше, чем в 2020 г. – 12 работ. Рост общего числа публикуемых премьер в 2021 г. также усилил разницу между лидирующими и более редкими жанрами, сформировав своего рода «длинный хвост», что можно увидеть на рисунке 3.

Помимо роста общего разнообразия представленных жанров, в 2021 г. наблюдается резкий всплеск интереса к фантастике – с 3 картин в 2020 г. до 12 работ в 2021. Однако объяснение заключается в политике отдельной платформы: Okko представил цикл «Выжившие» из 9 сериалов – основного проекта и 8 спин-оффов, раскрывающих судьбы отдельных персонажей.

 

Рисунок 3. Жанровое разнообразие оригинальных проектов в 2021 г. (составлено автором).
(Составлено автором по материалам сайта kinopoisk.ru, библиотек контента платформ ИВИ, Wink, Okko, Kion, Start, Premier).

 

В 2022 г. интерес к фантастике снова сократился – было опубликовано всего 6 премьер данного жанра, тогда как разнообразие жанров снова выросло – до 20 (рисунок 4). «Длинный хвост» стал еще более явным – более половины жанров были представлены менее 3 раз, года как топ-3 увеличил число картин и при этом остался почти без изменений: наиболее часто в 2022 г. площадки представляли оригинальные драмы (48 проектов), комедии (42 проекта) и документальные проекты (27 наименований). В данном случае и в последующие годы более обоснованным нам представляется говорить о топ-2, в котором неизменно лидируют драмы и комедии (рисунки 2–6).

Примечательно, что в 2022 г. снизился интерес к представлению премьер триллеров (15 проектов) – их число так же продолжит сокращаться в течение последующих лет. Также в 2022 г. не было выпущено ни одной детской или семейной картины, при том, что контент с возрастным ограничением 0+, 6+ или 12+ присутствовал в данном году в библиотеках и был детерминирован платформами как фантастический, приключенческий или комедийный.

В 2022 г. возросло количество премьер оригинального документального контента, впервые появился контент в жанре «игра» и «история», однако «реальное ТВ» было представлено менее активно, чем в 2021 г. Примечательно, что контент, отнесенный к жанру «история» в другие годы не выпускался – ни ранее, ни позднее. Данный жанр содержится в карточках двух проектов: исторической драмы «Чернобыль» от сервиса Wink и сериала «Союз спасения. Время гнева» от KION, определенного как «история, биография». В 2023 и 2024 годах он будет отчасти заменен появившимися военными проектами.

 

Рисунок 4. Жанровое разнообразие оригинальных проектов в 2022 г. (составлено автором).
(Составлено автором по материалам сайта kinopoisk.ru, библиотек контента платформ ИВИ, Wink, Okko, Kion, Start, Premier).

 

В 2023 г. продолжится развитие такой тенденции, как постепенное расширение жанрового разнообразия – оригинальное проекты в данном году будут представлены в 21 жанре (рисунок 5).

Жанры-лидеры по представленности в 2023 г. сохранили свои позиции – состоялись премьеры 57 драм, 54 комедий и 36 документальных проектов. Усилилось проявление разрыва между более и менее популярными жанрами, причем в связи с общим ростом числа представляемых продуктов ко второй группе справедливым стало относить и жанры, присутствовавшие в 13–15 релизах и занимающие 4–6 места по частоте обращения к ним. Таковыми в 2023 г. стали детективы (15 проектов), мелодрамы (14 проектов) и триллеры (13 проектов). Кино и сериалы, выполненные в остальных жанрах, были представлены менее 10 раз (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Жанровое разнообразие оригинальных проектов в 2023 г. (составлено автором).
(Составлено автором по материалам сайта kinopoisk.ru, библиотек контента платформ ИВИ, Wink, Okko, Kion, Start, Premier).

 

Примечательно, что именно в 2023 г. произошло значительное сокращение числа наименований западного контента. Так, заметный рост производства оригинальных проектов в 2022 и 2023 годах, в которых суммарно было выпущено 262 оригинальных проекта (таблица 1), оказался вполне своевременным, а решения о наращивании объемов производства, принятые за 1,5–3 года до премьер – в связи с продолжительностью производственного цикла подобного аудиовизуального контента, дальновидными и своевременными.

Включая в хронологические рамки исследования 2024 г., мы отдавали себе отчет в том, что не все продакшн-компании и стриминговые сервисы заблаговременно вносят данные о предстоящих премьерах в агрегаторы или анонсируют премьеры на своих площадках, однако посчитали возможным включить его в исследование в связи с тем, что общие тенденции к концу восьмого месяца года становятся ясны.

Так, к концу августа 2024 г. был представлен премьерный контент уже в 19 жанрах (рисунок 6). Очевидно, что драмы и комедии в 2024 г. сохраняют лидерские позиции – причем более, чем с двукратным отрывом. Так, свет увидело по 33 драмы и комедии, а третье и четвертое место по частоте обращения к жанрам заняли документальные фильмы и сериалы и детективы – в данных жанрах было представлено по 14 оригинальных проектов. Так, мы можем заключить, что в 2024 г. сохраняется тенденция, которую мы ранее охарактеризовали как формирование «длинного хвоста».

 

Рисунок 6. Жанровое разнообразие оригинальных проектов в 2024 г. (составлено автором).
(Составлено автором по материалам сайта kinopoisk.ru, библиотек контента платформ ИВИ, Wink, Okko, Kion, Start, Premier).

 

Журналистский контент на онлайн-киноплатформах

Стабильным представляется интерес к традиционно журналистским жанрам – так, например, в 2020–2024 гг. документальные проекты представили все сервисы. Безусловно, в случае особенно ярких проектов (например, «Слово пацана. Кровь на асфальте» или «Чикатило»), к документальному жанру относились работы, называемые фильмом о фильме, раскрывающими детали процесса создания картин. Однако явные лидеры по количеству документальных проектов выпустили 72 фильма и сериала, значительно чаще представляющими собой проработанные журналистские работы. Так, у сервиса Okko в библиотеке контента в 2020–2024 гг. присутствовало 20 подобных оригинальных проектов, у платформы Premier – 52, то есть 37,41% проектов, представляемых Premier как оригинальные, – документальные. Объясняется это в том числе и тем, что стриминговый сервис Premier принадлежит «Газпром-Медиа Холдингу», а документальный контент для площадки представляют аффилированные с холдингом производящие компании, причем проекты параллельно транслируются на входящих в холдинг телеканалах – в первую очередь, на телеканале «Пятница» (о чем свидетельствуют финальные титры картин и указание в качестве продакшн-компании «Студии Пятницы»).

Всего в исследуемый период было представлено 100 работ, определенных как документальные, что составляет 21,32% от общего числа проектов. В таких жанрах, как ток-шоу, шоу, игра и «реальное ТВ», не присутствующих одновременно в описании одного проекта, состоялось 18 или 3,84% премьер. Таким образом, мы можем сделать вывод, что 25,16% оригинальных проектов имеют в основе своей жанровой структуры традиционно журналистские жанры, то есть каждый четвертый оригинальный проект стриминговых сервисов, опубликованный в 2020–2024 гг., – журналистский.

 

Заключение

Драма и комедия – наиболее часто представленные в библиотеках контента стриминговых сервисов жанры – нередко соседствуют при описании жанровой структуры проектов. Так, 46 проектов определены и как драма, и как комедия одновременно. Наибольшее число драм представил видеосервис Start – 40 проектов. Лидером по количеству комедийных оригинальных проектов стала стриминговая платформа Premier, презентовавшая 55 картин такого рода.

Курс на разнообразие, фильмы и сериалы всех жанров для всех возрастов, безусловно, представляются мерами, способными обогатить библиотеку оригинального контента, однако вместе с тем и размыть различия, уникальные особенности отдельных сервисов. Причем маркетинговое позиционирование и работа над улучшением пользовательского опыта не всегда способны исправить ситуацию, когда речь идет не о привлечении, а об удержании подписавшегося зрителя.

С другой стороны, производство все больших объемов оригинального контента в условиях отсутствия западных фильмов и сериалов (за немногочисленными исключениями), в особенности – произведенных голливудскими студиями, позволяет в той или иной степени обеспечить российского зрителя премьерным контентом. И как показывает общее число выпущенных оригинальных проектов и эпизодов данного контента, в течение последних лет зритель может потреблять нечто новое ежедневно.

Однако мы не можем не принимать во внимание тот факт, что одновременное продвижение более сотни проектов, выпускаемых на стримингах ежегодно, как минимум затруднительно и, очевидно, довольно дорого. Вместе с тем производство такого объема разнообразного по жанрам и типам аудиовизуального контента, нередко требующего большого числа задействованных на разных этапах производства и маркетинга сотрудников, стимулирует экономику России хотя бы посредством создания рабочих мест. А поступательный рост общего числа подписчиков стриминговых сервисов указывает на то, что подобная активность еще и предлагает россиянам разнообразные медиапродукты, реализуя их досуг.

Таким образом, возможно сделать вывод о ключевой роли оригинального контента в структуре библиотек стриминговых сервисов. Опираясь на жанровые характеристики проектов, можно увидеть своеобразную преемственность между телевещателями и онлайн-кинотеатрами – своего рода «цифровыми вещателями по запросу», создающими собственные производящие контент-студии, сотрудничающие с широким кругом сторонних производителей и, что важно, компаний, традиционно создающих продукты для трансляции на телевидении или показа в кинотеатрах.

Учитывая совокупность количественных и качественных показателей оригинального контента онлайн-кинотеатров, мы видим становление нового самостоятельного сегмента медиаиндустрии, не только транслирующего аудиовизуальный контент, но и производящего собственные эксклюзивные проекты.

 


Примечания

  1. Ачкасова К. Медиапотребление в 2024. Mediascope. 2024. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/f33/ual5i70kf7n9df7qzkq0gf238bidh3xv/Медиапотребление%202024_НАТ_27.08.2024.pdf  (дата обращения: 15.10.2024).
  2. Истомина М. Гавриил Гордеев, Сергей Шишкин: «Хочется быть в двойке лидеров рынка». Ведомости. 2024. Апр., 09. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/media/characters/2024/04/09/1030613-gavriil-gordeev-sergei-shishkin (дата обращения: 15.10.2024).
  3. Официальный сайт АНО «Институт развития интернета». Режим доступа: https://ири.рф/about/ (дата обращения: 15.10.2024).
  4. Использованы данные, актуальные на август 2024 года.

 

Библиография

Бабына Д.А. Развитие стриминговой платформы Disney+ в период пандемии COVID-19 // МедиаАльманах. 2022. № 4 (111). С. 58−69. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2022.5869

Бабына Д.А. Развитие стриминговых сервисов в условиях цифровых трансформаций медиасистемы России // МедиаАльманах. 2023. № 6 (119). С. 85−92. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2023.8592

Вартанова Е.Л. Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы // Меди@льманах. 2022. № 1. С. 8–13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.813

Долгова Ю.И., Ершов Н.О., Чан Т.Т.З. Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 3. №3. С. 573–589. DOI: 10.22363/2312-9220-2022-27-3-573-589

Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Контент-стратегии телеканалов «большой тройки»: тематика, жанры, форматы // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2019. № 61. С. 237–255. DOI: 10.17223/19986645/61/14

Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Программирование тайм-слотов телеканалов «большой тройки»: эфир будних дней // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2021. № 69. С. 321–339. DOI: 10.17223/19986645/69/16

Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. №6. С. 42–52.

Козлов Е. В. Серийность в паралитературе // Массовая культура на рубеже XX—XXI веков: Человек и его дискурс / Сборник научных трудов. М.: Азбуковник, 2003. С. 201–211.

Круглова Л.А. Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением // Медиаскоп. 2019. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2542 DOI: 10.30547/mediascope.2.2019.1

Круглова Л.А., Щепилова Г.Г. Российские телеканалы и социальные медиа в условиях трансформации медиаполя // Вест. Томского ун-та. Филология. 2024. № 87. С. 255–272. DOI: 10.17223/19986645/87/14

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Новикова А.А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. №6. С. 56–65.

Полуэхтова И.А. Практики медиапотребления российской молодежи в цифровом обществе // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 3. С. 90−107. DOI: 10.17805/zpu.2022.3.8

Рапопорт Е. Логика сериала // Философско-литературный журнал «Логос». 2013. № 3. С. 21–36.

Щепилова Г.Г.Круглова Л.А. Видеоконтент в Интернете: особенности аудиторного потребления // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 2. С. 342–354. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).342-354

Эль-Бакри Т.В. Развитие аудиовизуального контента в России и за рубежом в условиях цифровизации медиасистем в 2000–2020 гг. // Медиаскоп. 2024 Вып. 2 Режим доступаhttp://www.mediascope.ru/2867

 

Cawelty J.G. (1976) Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. Chicago.

Kee C. (2022). The Ghosts in the Machine: Screened Reality and the Desktop Film. Lit: Literature Interpretation Theory 33 (2): 131–151. DOI: https://doi.org/10.1080/10436928.2022.2075185

Nagaraj S., Singh S., Yasa V.R. (2021) Factors affecting consumers’ willingness to subscribe to over-the-top (OTT) video streaming services in India. Technology in Society 65 (S4): 1–7.

Seaver N. (2019) Captivating Algorithms: Recommender Systems as Traps. Journal of Material Culture 24 (4): 421–436.

Wayne M.L. (2022) Netflix Audience Data, Streaming Industry Discourse, and the Emerging Realities of ‘Popular’ Television. Media, Culture & Society 44 (2): 193–209. Available at: https://doi.org/10.1177/01634437211022723 (accessed: 20.10.2024).

Wayne M.L., Sandoval A.C.U. (2023) Netflix originals series, global audiences and discourses of streaming success. Critical Studies in Television 18 (1): 81–100. DOI: 10.1177/17496020211037259

Wayne M.L., Sienkiewicz M. (2023) “We Don’t Aspire to Be Netflix”: Understanding Content Acquisition Practices Among Niche Streaming Services. Television & New Media 24 (3): 298–315. DOI: 10.1177/15274764221100474

Yoo J., Lee J., Lee D. (2021) A verification of motivations for over-the-top binge and short viewing of audio-visual content. New Review of Hypermedia and Multimedia. DOI: 10.1080/13614568.2020.1865464