Ссылка для цитирования: Коваленко Е.И. Онлайн-видео: теоретические подходы к изучению сегмента медиаотрасли // Медиаскоп. 2023 Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2841
© Коваленко Елена Игоревна
редактор кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия), momzina@gmail.com
Аннотация
Трансформация аудиовизуального сегмента интернета и растущий пользовательский спрос на видеоконтент сформировали потребность в более детальном его изучении. Опираясь на материалы академических и индустриальных публикаций, автор предпринимает попытку осмысления теоретического и экспертного дискурса, посвященного изучению данного сегмента. В статье обозначены основные этапы развития онлайн-видео последнего десятилетия, выделены причины роста его популярности, описаны актуальные практики использования в цифровых медиа. Статья-обзор – первый этап комплексного исследования, своего рода отправная точка для дальнейшего анализа видеоконтента в онлайн-среде.
Ключевые слова:онлайн-видео, цифровое видео, визуальный поворот, новые медиа.
Введение
В индустриальных отчетах последнего десятилетия констатируется существенный рост интереса к аудиовизуальному контенту в интернете. Согласно исследованию BuzzSumo1, видео является самым виральным (т.е. стремительно распространяющимся) типом цифрового содержания. По данным Mediascope2, значительную часть времени, проведенного в сети, пользователи тратят на просмотр видео. Внедрение технологии 5G, по прогнозам Ericsson3, только усилит этот тренд. На рост потребления видеоконтента влияют и глобальные изменения в мире, согласно исследованию «Яндекса»4, во время пандемии COVID-19 время просмотра аудиовизуальных материалов значительно увеличилось.
Производство, дистрибуция и продвижение видеоконтента в онлайн-среде за последние несколько лет существенно изменились. Основными причинами стали технический прогресс и глобальная цифровизация (Вартанова, 2011), снижение стоимости интернета, техническая простота производства видео, скорость его передачи, а также изменение привычек потребления информации: клиповое мышление, возможность смотреть в любое время и в любом месте, отсутствие привязки к конкретному устройству (Incollingo, 2018; Boczkowski, Mitchelstein, Matassi, 2018; Кульчицкая, Вартанов, Дунас, 2019 и т.д.) Видео, по сравнению с текстом, фотографией и аудио, отличается большей эмоциональностью, легкостью восприятия, полнее передает атмосферу происходящего на экране, доступнее объясняет сложные для восприятия моменты, эффективнее вовлекает аудиторию (Bock, 2012; Hernandez and Rue, 2016). Благодаря своим специфическим особенностям оно постепенно становится одним из ключевых коммуникационных форматов новых медиа (Трэски, 2017).
Данная статья представляет собой обзор публикаций периода 2010–2020 гг., целью обзора является описание состояния исследований в области онлайн-видео, обобщение результатов этих исследований, определение пробелов в научном знании.
Методика исследования
Автор статьи не претендует на полный критический обзор исследований, но ставит перед собой следующие исследовательские задачи:
Отдельно отметим, что внимание автора было сосредоточено на периоде до начала пандемии COVID-19. Пандемия внесла коррективы в развитие аудиовизуального сегмента, ускорила наметившиеся тенденции. Но вопросы, насколько эти изменения масштабны и какое отражение они нашли в научной литературе, требуют отдельного осмысления и исследования.
Исходя из поставленных целей были сформулированы три главных направления анализа современного дискурса, посвященного онлайн-видео.
Во-первых, – это анализ статей российских и зарубежных авторов ведущих научных журналов. Поиск и отбор работ осуществлялся с помощью баз данных двух зарубежных издательств Sage и Taylor & Francis, поисковой системы Google Scholar, а также российских научных библиотек cyberleninka.ru и elibrary.ru. Источники были найдены по ключевым словам «онлайн-видео», «цифровое видео», «видеостратегии», «визуальность». Отметим, что под термином «онлайн-видео» подразумевается потоковое воспроизведение звука и движущихся изображений в интернете (Murschetz, Friedrichsen, 2017). Также были изучены актуальные учебные пособия по журналистике и медиа.
Во-вторых, – анализ отчетов и прогнозов индустриальных и маркетинговых компаний.
В-третьих, – выступления медиааналитиков и экспертов в СМИ.
Для структурирования теоретического материала мы ориентировались на модель Г. Лассуэлла (Lasswell, 1948), состоящую из пяти взаимосвязанных элементов анализа коммуникативного процесса: коммуникатор, сообщение, каналы, аудитория и эффекты. Тема пользовательского контента в данной статье не рассматривалась, внимание автора было сосредоточено только на профессиональных видеоматериалах.
Предпосылки и особенности развития онлайн-видео
Часть анализируемых научных работ посвящена выявлению предпосылок трансформации видеоконтента и расширению его роли в современном медиатексте. Так, исследователи изучают процесс под названием «визуальный поворот», суть которого заключается в тенденции доминирования визуального и графического контента над вербальным (Барт, 2011; Якунин, 2015). Особый интерес ученых к визуальной информации проявился в период технического прогресса – с появлением фото- и кинокамеры, с повсеместным внедрением интернет-технологий (Natharius, 2004). На современном этапе развития общества «гегемония видимого в культуре» стала очевидной5 Расширился журналистский инструментарий, визуальность стала считаться частью информационного общества (Poster, 2002), «движущей силой в развитии современных медиа» (Качкаева, Шомова (ред.), 2017: 156).
Важным фактором, оказывающим влияние на рост популярности видео, стала конвергенция – слияние различных технологических платформ и типов СМИ на цифровой основе(Лукина (ред.), 2013). Исследователи выделяют несколько ее уровней (Вартанова, 1999), но особую роль в формировании гибридных материалов сыграла конвергенция жанров и форм. Все медиа оказались в новой реальности, где не существует четкого разграничения между типами и форматами (Fagerjord, Storsul, 2007). Развитию новых жанров мультимедийного контента также способствует большое количество цифровых устройств для потребления информации (Дзялошинский, 2015) Адаптируя материалы под мобильное или десктопное потребление, журналисты создают новую типологию медийных форматов.
Первые эксперименты с аудиовизуальными материалами в интернете пришлись на начало 2000 годов. Прежде чем обрести собственные специфические черты, цифровое видео, как и все только что появившиеся формы средств массовой информации, опиралось на своего предшественника – имитировало телевидение: дублировало эфир или создавалось по стандартам телевизионной журналистики (Kalogeropoulos, Nielsen, 2018). Но со временем стали очевидны различия сетевого и эфирного контента (Peer, Ksiazek, 2011). Профессор Кобре описывает видеожурналистику тех лет как «гибридную форму коммуникации»: «Это была странная смесь телевизионных новостей, документального минифильма, слайд-шоу и домашнего видео. Все, что можно было сказать наверняка, это то, что в нем звук смешивался с фотографиями и/или видео»6. К 2010 году с новым типом контента работали уже многие медиа. Наиболее распространенными форматами были видеоколонки журналистов, рассказывающих на камеру о содержании своих статей или представляющих дайджест основных материалов газеты (Круглова, 2012), экспертные интервью, видеосюжеты, уличные опросы, «сетевое ТВ» (Баранова, 2013).
Основные направления исследований в области аудиовизуального сегмента интернета
Первый блок научных публикаций посвящен анализу коммуникатора, то есть производителя контента. Специфика работы создателей профессионального цифрового видео в условиях цифровизации и конвергенции, бизнес и контент-стратегии, особенности монетизации отражены во многих отечественных и зарубежных научных трудах (Murschetz, 2014; Kalogeropoulos, Nielsen, 2018; Круглова, 2012; Шацкая, 2019; Шестерина, 2020). В особенности исследователям интересен опыт печатных СМИ, способы их адаптации к новой цифровой реальности. К примеру, изучению современного состояния печатной индустрии и «газетного кризиса» посвящено масштабное теоретическое исследование И. Сайлза и П. Бочковски (Siles, Boczkowski, 2012), в котором анализируются причины кризиса, проводится его осмысление в историческом контексте, описываются последствия и пути преодоления. Ученые поднимают вопрос «самоопределения» газет в новом качестве – цифровых мультиплатформенных организаций, анализируют влияние выбранной стратегии на бизнес-модели (Doyle, 2013). В публикациях также отражен национальный опыт использования онлайн-видео (Puijk, Hestnes, Holm, Jakobsen & Myrdal, 2021).
Значительная часть работ уделена анализу контента, в частности особенностям аудиовизуальных форматов. А. Амзин (2020: 28) считает, что материалы для онлайна больше похожи на трейлер к фильму или на рекламный ролик, а наибольшую ценность представляет польза контента. Отличительной чертой цифрового видео эксперт считает внедрение вертикального типа экрана.Телевизионное и онлайн-видео, по мнению Шестеркиной (2016: 211), основываются на единых принципах экранной выразительности, но отличаются друг от друга спецификой технических платформ. К особенностям аудиовизуального контента в интернете исследователь относит нелинейность, непосредственность, вневременность, интерактивность. Интернет освободил видео от ограничений по времени, от строгой привязки к определенному формату. Появилась свобода творчества и вариативность: сюжет может включать в себя интерактивную графику, фотографии, анимацию, иметь любой хронометраж (Bock, 2015). Сравнивая телевизионные новостные сюжеты и видеоконтент на сайтах печатных медиа, Бoк причисляет проблему авторства к ключевым отличиям одного типа контента от другого (Bock, 2012). На телевидении мы видим автора материала в стендапе, его представляют в конце эфира и в подводке ведущего. Кроме того, сюжеты являются частью вещания конкретного канала, что также является маркером авторства.
Основные жанры цифрового видео, используемые в новых медиа, были перечислены в книге «Интернет-СМИ: теория и практика» еще в начале 2010 годов. Приведем их краткое описание:
Последние несколько лет происходит активная диверсификация форматов: появляются и исчезают новые, модифицируются существующие. Наиболее полно тема форматов оказалась освещена не в научных работах, а в пособиях для журналистов и публикациях экспертов индустрии. Так О. Силантьева в книге «92 мультимедийных формата» выделяет актуальные для цифровых медиа категории видео: интерактивью – фрагменты интервью, разделенные, например, по тематике заданных вопросов. Микровидео или Coub – 10-секундное цикличное видео. Скринкаст – запись экрана десктопа. Таймлапс и гиперлапс, рапид и slowmotion – ролики с эффектом ускоренного или замедленного времени (Силантьева, 2018: 33–43).
Т. Ферне, продюсер исследовательской службы BBC, выявил более привлекательные для современной аудитории форматы видеоновостей, не имеющие ничего общего со стандартами телевизионных проектов. Это короткие, вертикальные, портретные видеорепортажи, снятые на смартфон с места событий. Видео с подписями – небольшие истории без звука. Истории с 360 видео и VR — для глубокого погружения в материал7.
Р. Монтгомери, эксперт в области мобильной журналистики, дополняет список следующими актуальными форматами. «От первого лица» – история, рассказанная собеседником журналиста. Съемка «на ходу» – дополнение к новостному сюжету, бывает снята одним кадром. Объяснение – точка зрения или комментарий эксперта. Графика – для объяснения сложных тем. Минидокументальный фильм продолжительностью 8–10 минут8.
В публикациях, где изучаются новые типы видеоматериалов, заметен акцент на двух форматах – вертикальном контенте и иммерсивном видео. «Истории» глубоко погружают зрителя, создают ощущение приватности, так как полностью занятый экран не подразумевает пролистывания ленты (Амзин, 2020: 233). Возможность добавить текст, спецэффекты и использовать фильтры делает их более разнообразными. Некоторые теоретики называют вертикальное видео «новой визуальной эстетикой и парадигмой» (Ryan, 2017) и считают, что они заменят классические ленты социальных сетей (Епишкин, Искакова, 2019). Что касается видео 360, технологий VR\AR, то они помогают увидеть то, что в реальности недоступно, «прожить» историю от первого лица. С помощью иммерсивной журналистики пользователь «отказывается» от своего реального местоположения, оказывается в совсем другой среде (Ambrosio, Fidalgo, 2019; Замков, Крашенинникова, Лукина и др, 2017).
Следующий элемент, рассмотренный в научных источниках, это каналы распространения видеосообщений. А.М. Шестерина (2018) обращает внимание на способность аудиовизуального произведения трансформировать свои базовые типологические признаки в зависимости от платформы для размещения. По мере того, как контент «переходит» с ресурса на ресурс, может меняться его аудитория, цель, функции, композиция, авторство и формат.
В учебном пособии «Онлайн-видео: структура, контент, монетизация» (Круглова, Чобанян, Щепилова, 2020: 35) перечислены основные площадки потребления видео по запросу:
Ключевым каналом дистрибуции видеоконтента являются сайты СМИ, их изучению относится значимая часть работ. Исследуются способы адаптации газет в онлайне и эксперименты с непривычным для них форматом (Bock, 2012; Hallgren, Nylund, 2018), контент телеканалов, его размещение и монетизация (Артес 2021; Шацкая, 2019). В работах анализируется контент-стратегий разноформатных медиа (Евменов, Благова, 2020). Российский рынок цифрового аудиовизуального контента: анализ и прогноз развития. Описываются практики использования инновационных форматов сторителлинга на домашних страницах телеканалов, газет и радиостанций (Weiss, Wulfemeyer, 2014). М. Бок сравнивает видеоролики на сайтах телевизионных каналов и газет и приходит к выводу, что СМИ придерживаются традиционных для них стилей повествования и в цифровой среде (Bock, 2015).
Довольно много публикаций посвящено особенностям размещения и адаптации профессионального видеоконтента в социальных сетях (Greer, Ferguson, 2011; Argila, 2017; Welbers K., Opgenhaffen M., 2018, Мутьев, Каганова., Щавлинский, 2019; Гулиева, 2021). Исследователи отмечают, что процесс трансформации аудиовизуального сегмента последнего десятилетия неразрывно связан с расширением функций социальных сетей, которые приковали внимание аудитории к собственным сервисам, а главное, стали выступать в качестве самостоятельных медиа, бросив вызов традиционной журналистике (Welbers, Opgenhaffen, 2018). Не все эксперименты оказались успешными для производителей, зависимость от социальных сетей и непредсказуемость их алгоритмов препятствовали достижению положительных результатов. Тем не менее большинство новостных организаций подстроились под часто обновляемые алгоритмы и соблюдают навязанные им правила создания и размещения видео (Tandoc, Maitra 2017).
Выделим работы об изучении аудитории аудиовизуального сегмента интернета. Ученые констатируют: требования к качеству онлайн-видео существенно возросли, если еще несколько лет назад пользователи не обращали внимания на погрешности картинки и звука, то сейчас именно качество играет решающую роль в выборе медиа и формировании доверия к нему. Особенно требовательной к конечному медиапродукту оказалась молодая аудитория (Chen, Wilson et al., 2015, Argila, 2017).
Согласно проведенным исследованиям, наиболее популярный тип контента – развлекательный, на втором месте – образовательный и новостной, после – обзоры и видеоклипы (Kalogeropoulos, Nielsen, 2018; Круглова, Щепилова, Чобанян, 2020). Отмечается, что пользователи особенно ценят информационные видеоролики, которые служат качественным дополнением новостей (Hallgren, Nylund, 2018). Изучается как пользователи ведут себя на видеоплатформах, их намерения, мотивация при поиске и просмотре контента. К аспектам, влияющим на поведение аудитории, относятся, например, события, которые побудили к просмотру видео, время и место просмотра, а также устройство, с помощью которого осуществлялся доступ к контенту. Изучается поведение пользователей при распространении видеоматериалов: аудитория делится контентом либо с закрытой группой знакомых людей через мессенджеры или с открытым сообществом (Lagger, 2017).
Теоретический анализ показал, что публикаций с описанием оценок эффективности коммуникации с использованием видеоконтента и реакции аудитории довольно мало. Обратим внимание на результаты трех наиболее развернутых экспериментов. В первом автор взял за основу студенческий материал о здоровье и питании и представил его промо в трех разных версиях: в формате ТВ-новостей, видео для Youtube и ролика для MTV (короткое музыкальное промо) (Beatty, 2016). Более высокий интерес и вовлеченность получили второе и третье видео за счет эмоциональности, динамичности монтажа, использования графики. Оказалось, что аудитория ожидает от видео в интернете не телевизионного подхода.
В другой работе, посвященной влиянию разных типов аудиовизуального повествования на аудиторию, ученые подготовили две версии одного видеоролика об изменении климата: один – информационно-развлекательного характера, второй – пояснительного (Davis, León, Bourk, Finkler, 2020). Выяснилось, что с точки зрения восприятия и запоминания информации выше эффективность у развлекательного материала. Но среди участников опроса с высшим образованием больше доверия вызвал ролик пояснительного формата.
В рамках третьего исследования анализировалось восприятие новостных видеороликов (Koliska, Thurman, Stares & Kunert: 21)
Анализ показал, что аудитория оценивает такие материалы по четырем критериям: по предпосылкам восприятия (предпочтения и привычки), по эмоциональному воздействию, по соответствию «редакционным ценностям и новостным стандартам» и по «производственным характеристикам» материала (качество видео, хронометраж, монтаж, титры и др.).
Развитие индустрии видео: от теории к практике
Акцент внимания социальных платформ последнего десятилетия приходится на видео: сети активно расширяют свои возможности внутри приложений. Snapchat, Instagram9, Facebook10, YouTube, «ВКонтакте» и «Одноклассники» запускают исчезающий контент в вертикальном формате, встраивают возможность проведения «Прямых эфиров». На базе социальных сетей внедряются сервисы для просмотра длинных роликов – Facebook11 Watch, IGTV, «Яндекс.Эфир», стремительно развиваются видеориентированные приложения (YouTube, Rutube, Snapchat, Periscope, Twitch, TikTok и др.). В основе алгоритмов оказывается приоритезация показа аудиовизуального контента в ленте пользователей. Статистика просмотров роликов в соцсетях впечатляет цифрами и вызывает высокий интерес рекламодателей. Реакцией издателей становится смена контент-стратегии, начинается период масштабных трансформаций, получивший название «pivot to video»12 (переход на видео). Медиакомпании осознали необходимость следовать за потребителем на внешние площадки.
Пресс-секретарь «Одноклассников» А. Жбанова13 отмечает: «СМИ активнее присутствуют в соцсетях… Но есть и обратный процесс: соцсети тоже интегрируются в СМИ. В таких спецпроектах нам важно предложить пользователю интересный контент, а СМИ – возможность его распространять разными каналами, собирать UGC и общаться с аудиторией».
В результате многие медиа серьезно реорганизовали свои структурные подразделения, сократили пул пишущих журналистов, увеличили бюджеты на видеопроизводство. В 2015–2019 гг. ставку на видео сделали не только представители онлайновых проектов, такие как, например, BuzzFeed, Vox, NowThis, но и медиа, изначально специализирующиеся на других типах контента: газеты, журналы, радио, информационные агентства. Рассматривать видеопроизводство в качестве миссии и заниматься им на профессиональном уровне стала газета Washington Post14, увеличив количество оригинального контента, вдвое расширив отдел производства, усилив свое представительство на YouTube. Газета The New York Times15 также увеличила число сотрудников, работающих над созданием видео. GQ специально для Snapchat создал сериал Actually Me, BBC сосредоточила усилия на создании вертикальных видеороликов, а MTV International работала над видеопроектом о здоровье MTV Fit в Facebook16 и Instagram17. Успешной оказалась стратегия агентства Reuters, которое начало использовать видео на традиционно текстовой площадке Twitter – круглосуточные трансляции увеличили доход агентства от рекламы18.
Значительно вырос процент аудиовизуальных материалов и в российском онлайн-сегменте («Коммерсантъ», «РИА новости», РБК, LENTA.RU и др.). Наибольшее количество публикаций с видео отмечается на сайтах мультимедийных холдингов, объединяющих контент для разных типов медиа. Яркий пример – МИЦ «Известия», в состав которого входит новостной портал и телеканал IZ.RU, издания «Известия» и «Деловой Петербург», информационные службы телеканалов «РЕН ТВ», «Пятый канал» и «78». На сайте круглосуточно транслируются новости в видеоформате, есть отдельный раздел «Видео» с короткими сюжетами, ролики встроены в материалы многих рубрик.
К новым типам контента, имеющим наибольший индекс вовлечения, относятся прямые эфиры, вертикальный контент и иммерсивное видео. ТАСС публикует прямые трансляции брифингов и пресс-конференций, включения с мест происшествий, разговоры с экспертами, а «Коммерсант» – эфиры программ. Журнал People успешно внедряет формат потокового видео на собственном сайте и на социальных платформах — публикует прямые трансляции с красных ковровых дорожек, реалити-шоу и видео о Британской королевской семье19.
Потенциал иммерсивных технологий используют зарубежные (Reuters, Guardian, The New York Times, BBC и др.) и российские медиа (Russia Today, «Россия сегодня».) Например, один из VR-проектов «России сегодня» «VR-археология: тайны Куликова поля»20 позволяет пользователю примерить на себя роль археолога, увидеть множество артефактов, разобраться в тайнах знаменитого сражения.
Одной из самых популярных у аудитории платформ является YouTube. На современном этапе развития видеосервиса эксперты все чаще говорят о нем как о «новом телевизоре»21. Телевизионные форматы (интервью, ток-шоу, документальные фильмы), адаптированные для онлайна, прочно закрепились на ресурсе с приходом туда профессиональных журналистов. Одни из самых просматриваемых проектов в русскоязычном YouTube создают именно профессионалы: «Еще не Познер» М. Солодникова, «Не принято обсуждать» О. Чебыкиной, «Редакция» А. Пивоварова22, «Парфенон» Л. Парфенова, «Сама Меньшова» Ю. Меньшовой, «Masters Of Taste с Аленой Долецкой» и др.
Наиболее распространенные в настоящее время YouTube-форматы, используемые медиапрофессионалами, – это короткие новостные ролики с субтитрами, обзоры, интервью, анимированные ролики («Известия», ТАСС, LENTA.RU); видео эфиров и отдельных рубрик («Коммерсант ФМ»); дублирование телевизионных программ и новостных сюжетов, трейлеры проектов (НТВ, «Первый канал», СТС); прямые эфиры, лекции, подкасты, инструкции, рубрики («Арзамас», «Мел»). В большинстве своем видео не создается эксклюзивно для YouTube, а просто дублируется на все социальные платформы одновременно.
В последние несколько лет аудитория выбирает приложения, содержащие только короткие видео, в первую очередь, это TikTok и Likee. Сервис TikTok стал инструментом для размещения журналистского контента, в частности, на платформе представлены российские информационные медиа ТАСС, МИА «Россия сегодня», телеканалы RT Russia, «Матч ТВ», ресурсы Sports.ru, «Лентач».
Проект Bazaпришел в TikTokс адаптированной под данную соцсеть стратегией – анимированный зверек Bazon брал интервью у известных блогеров данной сети. Среди зарубежных СМИ отметим издание Washington Post, публикующее ролики преимущественно развлекательного характера. Следуя популярному тренду, Instagram23 запустил раздел коротких видео Reels, «Вконтакте» разработал вкладку «Клипы», а «Газпром-медиа» — сервис Yappy24.
На данном этапе медиакомпании продолжают внедрять видео в свои контент-стратегии, но с изменением приоритетов: издатели стремятся иметь больший контроль над контентом, повышать его качество, делать ставку на эксклюзивность. Так, онлайн-аудиосервис Spotify25 заявил о планах увеличить количество видеоподкастов и самостоятельных сюжетов, основная часть которых будет доступна не в соцсетях, а на портале.
Кроме того, меняются способы монетизации. Несколько лет подряд аналитики отмечали неготовность аудитории платить за контент, но последние исследования26 показывают, что число пользователей, готовых покупать качественные авторские материалы, растет с каждым годом.
Заметной тенденцией последних лет является выход крупных технологических компаний на рынок профессионального видео: Amazon, Apple, Facebook27, Netflix, Google, в России «Яндекс», Mail.ru Group. Крупнейшие представители индустрии перестали быть просто каналами распространения информации, в их руках сосредоточена огромная аудитория, возможность управления рекламной и контентной политикой. Медиа, в свою очередь, выступают перед платформами дистрибуции в качестве продавцов эксклюзивного контента. Один из примеров такого сотрудничества – мини-сериал «Современная любовь» от Amazon28, созданный на базе популярной колонки и подкаста The New York Times.
Выводы
В результате теоретического обобщения выявлено, что научное знание в области онлайн-видео сосредоточено на изучении форматов контента, каналов его распространения и медиапотреблении. Характерно, что форматы описаны выборочно, тема адаптации традиционных типов информации к цифровым площадкам превалирует над анализом новых. Описание деятельности производителей контента (вопросы бизнес-стратегий, контент-стратегий, монетизации) может быть вынесено отдельным блоком в эмпирическом исследовании, а может выступать самостоятельным теоретическим материалом.
В целом подходы к изучению сектора онлайн-видео среди российских и зарубежных аналитиков совпадают, академический дискурс представлен наиболее значимыми трансформациями в аудиовизуальной сфере. Тем не менее, акцент внимания отечественных ученых смещен на социальные платформы и способы взаимодействия с ними традиционных медиа. Зарубежные же исследования в большей степени посвящены контент-стратегиям СМИ на собственных площадках, сравнению видеоматериалов на сайтах газет, журналов и ТВ-каналов. Анализ работ выявил потребность в более качественном освещении этапов работы традиционных массмедиа с онлайн-видео – от создания до вовлечения аудитории, оценки результатов инвестиций в новые форматы и монетизации. Кроме того, необходимы исследования о роли видео в процессе адаптации медиа к онлайн-среде. Стоит отметить, что оценка эффективности коммуникации посредством онлайн-видео отражена в работах в меньшей степени, что можно объяснить сложностью анализа реакции пользователей на сообщение.
Выводы теоретиков подтверждают тенденции развития рынка видео и демонстрируют, что прорывные изменения в видеоиндустрии произошли на базе социальных платформ – преобладающее количество материалов наблюдается именно на этих площадках. Социальные медиа как каналы распространения относятся к сфере ключевого интереса не только академических ученых, но и медиааналитиков. Тем не менее, на веб-сайтах СМИ также отмечается стабильный рост данного типа контента. Растущий спрос на аудиовизуальные материалы, вероятно, будет и дальше способствовать изменению привычек медиапотребления – от чтения новостей к их просмотру, что является мотивацией для медиа продолжать эксперименты с онлайн-видео, а для ученых – исследовать эти процессы более глубоко.
К наиболее популярным новым форматам исследователи отнесли вертикальные видео и прямые трансляции, отмечен спрос на материалы, созданные на базе VR/AR-технологий. Остаются актуальными короткие видеоролики преимущественно развлекательного содержания. Как отмечает А. Трэски (2017: 52), «непрерывный просмотр» становится социальной нормой, а паттерны потребления развиваются в двух направлениях: как в сторону ультракоротких, так и в сторону ультрадлинных форм. Медиакомпании продолжают экспериментировать и разрабатывать отдельный видеоконтент для разных площадок. Согласно ожиданиям экспертов, все эти тенденции можно будет наблюдать и в ближайшие годы.
Масштаб трансформаций, произошедших в аудиовизуальном сегменте интернета в последнее время, демонстрирует потребность в более подробном изучении происходящих процессов, становится очевидно, что онлайн-видео является перспективной областью для научных изысканий.
Примечания
Библиография
Амзин. А. (2020) Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом // Книга профессионала.
Артес А.С. Контент сайтов телевизионных каналов культурно-просветительской тематики: опыт «России К» и ARTE // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. № 6.
Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ в российских газетных редакциях (по результатам исследований 2009–2012 гг.) // Медиаскоп. 2013. № 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1275 (дата обращения: 07.04.2023).
Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 2011.
Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С.11–14. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b59df6463a315de4c32568fd0038da32
Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 4. С. 6–26.
Гулиева Сюсан Адалат гызы. Взаимодействие азербайджанских телеканалов с социальными сетями (на примере Facebook, Instagram, YouTube) // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2716 (дата обращения: 07.04.2023)
Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. М.: Аспект Пресс, 2015.
Дроздова А.В. Визуальность как феномен современного медиаобщества // Дискуссия. 2014. № 10 (51). С. 29–36.
Евменов А.Д., Благова И.Ю. Российский рынок цифрового аудиовизуального контента: анализ и прогноз развития. Петербургский экономический журнал. 2020. № 2. С. 6–15. DOI: 10.24411/2307-5368-2020-00001
Епишкин И.И., Искакова Е.Б. Анализ специфики потребления контента в формате Stories // МедиаАльманах. 2019. № 1. С. 131−137. DOI:10.30547/mediaalmanah.1.2019.131137
Замков А.В., Крашенинникова М.А., Лукина М.М., Цынарёва Н.А. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 1. С. 166–172.
Качкаева С.А., Шомова С.А. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2017.
Круглова Л., Чобанян К., Щепилова Г. Онлайн-видео. Структура, контент, монетизация. М.: Аспект Пресс, 2020.
Круглова Л.А. Трансформация аудиовизуального контента в новых медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 3. С. 61–71.
Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А. и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2529 (дата обращения: 07.04.2023).
Лукина М.М. (ред.) Интернет-СМИ. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010.
Мутьев В.А., Каганова Е.А., Щавлинский М.С. Контент радиостанции «Эхо Москвы» в различных медиаканалах: сравнительный анализ // МедиаАльманах. 2019. № 6. С. 76–82. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.7682
Силантьева О. 92 мультимедийных формата // Издательские решения, 2018.
Трэски А. Теория видео. Онлайн-видео. Эстетика или деградация видео // Гуманитарный центр, 2017.
Шацкая А.Д. (2019). Контент российских телеканалов в интернете: технологии размещения и монетизации. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 6. С. 129–154.
Шестерина А.М. Трансформация аудиовизуального контента в сетевой среде: возможности контекстного подхода // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 2.
Шестерина А.М. Трансформация аудиовизуального сектора медиа в кризисный период // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2020. № 1 (8). Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Shesterina_AM_1_2020
Шестеркина А.В. Универсальная журналистика // М.: Аспект Пресс, 2016.
Якунин А.В. Междисциплинарный подход к анализу визуальных коммуникаций: от частных задач к единой методологии исследования // Медиаскоп. 2015. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1703 (дата обращения: 12.02.2023).
Ambrosio A.P., Fidalgo M.I. (2019). Proposal for a new communicative model in immersive journalism. Journalism. DOI: https://doi.org/10.1177/1464884919869710
Argila J. (2017) How to create video news that rocks in social media. Available at: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/how-create-video-news-rocks-social-media
Beatty J. (2016). Perceptions of online styles of news video production. Journal of Visual Literacy 35 (2): 126–146. DOI: https://doi.org/10.1080/1051144X.2016.1270629
Bock M.A. (2012) Newspaper journalism and video: Motion, sound, and new narratives. New Media & Society 14 (4): 600–616. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444811421650
Bock M.A. (2015) Showing versus telling: Comparing online video from newspaper and television websites. Vol. 17 (4). Pp. 493–510. DOI:https://doi.org/10.1177/1464884914568076
Boczkowski P.J., Mitchelstein E., Matassi M. (2018) News comes across when I’m in a moment of leisure: Understanding the practices of incidental news consumption on social media. New Media & Society 20 (10): 3523–3539. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444817750396.
Chen PS., Wilson N., Chen GM., Chang CW. (2015). Longer, Higher Quality Videos Preferred by News Viewers. Newspaper Research Journal 36 (2): 212–224. DOI: 10.1177/07/0739532915587291
Davis, L. S., León, B., Bourk, M. J., & Finkler (2020) Transformation of the media landscape: Infotainment versus expository narrations for communicating science in online videos. Public Understanding of Science 29 (7): 688–701. DOI: https://doi.org/10.1177/0963662520945136
Doyle G. (2013) Re-Invention and Survival: Newspapers in the Era of Digital Multiplatform Delivery. Journal of Media Business Studies 10:4: 1–20. DOI: 10.1080/16522354.2013.11073569
Fagerjord A., Storsul T. (2007) Questioning Convergence. In: Storsul T., Stuedahl D. (eds.) Ambivalence Towards Convergence Digitalization and Media Change. Göteborg: Nordicom. Pp.19–32.
Greer C., Ferguson D. (2011) Using Twitter for Promotion and Branding: A Content Analysis of Local Television Twitter Sites. Journal of Broadcasting & Electronic Media 55 (2): 198–214.
Hallgren N., Nylund M. (2018) Online Videos at Newspaper Websites: A Literature Review. The Journal of Media Innovations 4.2: 71–79. DOI: https://doi.org/10.5617/jomi.v4i2.2339
Hernandez R., Rue J. (2015) The principles of multimedia journalism: Packaging digital news. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315817569
Incollingo J.S. (2018) “I’m a news junkie . . . I like being informed”: Mobile news use by a newspaper’s digital subscribers. Newspaper Research Journal 39,2: 134–144. DOI: 10.1177/0739532918775672
Kalogeropoulos A., Nielsen R. (2018) Investing in Online Video News. Journalism Studies 19:15: 2207–2224, DOI: https://doi.org/10.1080/1461670X.2017.1331709
Koliska, Thurman N., Stares S. & Kunert J. (2021) Exploring Audience Perceptions of, and Preferences for, Online News Videos. Journalism Studies 22:9: 1161–1180. DOI: 10.1080/1461670X.2021.1927154
Lagger C. (2017) What Makes People Watch Online Videos: An Exploratory Study. Computers in Entertainment 15 (2). DOI: 10.1145/3034706
Lasswell, H.D. (1948). The structure and function of communication in society. In L. Bryson (ed.) The communication of ideas. New York: Harper and Row. Pp. 37–51.
Leiva G.A. (2020) VOD service providers and regulation in the European Union: an audiovisual diversity approach. International Journal of Cultural Policy 27:3: 267–281. DOI: 10.1080/10286632.2020.1769614
Murschetz P. (2014). Does Online Video Save Newspapers? Online Video as Convergence Strategy in Regional Printed News Publishing: The Case of Germany. Digital Transformation in Journalism and News Media. Pp.115–128. DOI:10.1007/978-3-319-27786-8_10
Murschetz P.C., Friedrichsen M. (2017). Making Media Management Research Matter. In Friedrichsen M., Kamalipour Y. (eds.) Digital Transformation in Journalism and News Media. Media Business and Innovation. Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-27786-8_3
Natharius D. (2004) The More We Know; the More We See: The Role of Visuality in Media Literacy. American Behavioral Scientist 48 (2): 238-247 DOI:10.1177/0002764204267
Peer L., Ksiazek T. B. (2011) YouTube and the challenge to journalism. Journalism Studies 12:1: 45–63. DOI: 10.1080/1461670X.2010.511951
Poster M. (2002) Visual studies as media studies. Journal of Visual Culture 1: 67–70. DOI: https://doi.org/10.1177/147041290200100106
Puijk R., Hestnes E.B., Holm S., Jakobsen A. & Myrdal M. (2021) Local Newspapers’ Transition to Online Publishing and Video Use: Experiences from Norway. Journalism Studies 22:9: 1123–1141. DOI: 10.1080/1461670X.2021.1922303
Ryan K. (2017) Vertical video: rupturing the aesthetic paradigm. Visual Communication 17 (1). DOI: 10.1177/1470357217736660
Siles I., Boczkowski P.J. (2012). Making sense of the newspaper crisis: A critical assessment of existing research and an agenda for future work. New Media & Society 14 (8): 1375–1394. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444812455148
Tandoc E.C., Maitra J. (2017) News organizations’ use of Native Videos on Facebook: Tweaking the journalistic field one algorithm change at a time. New Media & Society 20, 5: 1679–1696. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444817702398
Weiss A.S., Wulfemeyer T. (2014) Newspapers, TV News Offer More Online Innovation. Newspaper Research Journal 35 (2).
Welbers K., Opgenhaffen M. (2018) Presenting news on social media: Media logic in the communication style of newspapers on Facebook. Digital Journalism 7 (1): 45–62. DOI: https://doi.org/10.1080/21670811.2018.1493939