Ссылка для цитирования: Лапина П.А. Типологизация школьных СМИ в российской исследовательской традиции // Медиаскоп. 2023. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2831
© Лапина Полина Андреевна
аспирант кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), apbakalyuk@mail.ru
Аннотация
Статья представляет собой результат исследования с применением типологического метода, в рамках которого анализируются этапы развития и основные подходы к типологизации школьных средств массовой информации. Вместе с этим, автором предпринимается попытка описать развитие и формирование системы школьных СМИ с XVIII века до современного этапа с целью сопоставления педагогических и исследовательских подходов к работе школьных редакций.
Ключевые слова: школьные СМИ, ученические журналы, типология, непрофессиональные СМИ
Введение
Среди современных трендов в школьном образовании можно выделить популяризацию медиаграмотности и формирование профессиональных журналистских навыков посредством создания материалов для школьных средств массовой информации. Школьные журналистские проекты, которые сегодня формируются в систему школьных СМИ, имеют многовековую историю содержания и структуры отношений учителей и учеников, а также исследовательских подходов, применяемых к изучению данного предметно-объектного поля.
Медиаобразование как процесс развития личности с помощью и на материале медиа (Аникина, Бакалюк, 2021: 39) направлено на формирование медиаграмотности, навыка, который связан с анализом основных принципов деятельности медиакоммуникаций на технологическом и содержательном уровнях (Вартанова, 2019: 9). Сегодня медиаграмотность школьника становится задачей не только семейного, но и школьного воспитания, так как реализация данной задачи позволяет сделать подрастающее поколение активными пользователями медиа (Медиа в образовательное среде: коммуникации и безопасность детей, 2018: 10) и производителями медиаконтента. Цель школьных СМИ, выступающих формой допрофессионального направления медиаобразования (Федоров, 2003: 25), заключается в формировании у школьников навыков журналистской работы в смоделированных условиях, приближенных к работе профессиональной редакции. В течение такого одновременно образовательного и творческого процесса участники могут составить первоначальное представление о профессии, а также получить первичные навыки практической работы журналиста, что неразрывно связано с профориентацией школьника. Помимо получения профильных навыков у подростков развиваются компетенции личностного самоопределения, что указывает на активную социализацию. Во время редакционной деятельности, выполняя поставленные задачи и работая над созданием медиаконтента, школьник осознает свою значимость, причастность к определенной группе, тем самым мы можем говорить о процессах самосоциализации и самоактуализации современного подростка в рамках работы в школьных СМИ. А учитывая то, что школьники-журналисты сегодня становятся «просьюмерами» (создателями и потребителями контента) (Аникина, Бакалюк, 2021: 39), можно предположить, что данная группа, взаимодействуя с медиа и потребляя их, проходит этапы медиасоциализации (Дунас, 2022). Через коллективную, групповую или индивидуальные формы деятельности школьник может вести работу по сбору, анализу и воспроизведению материалов, иметь представление о техническом процессе производства СМИ, а также обучаться основам журналистики, необходимых для практической работы (Лазарева, 2018: 68), получая при этом навык медиаграмотности и активно социализируясь. Однако нам видится важным изучить поле школьных средств массовой информации через развитие типологий отечественных школьных журналистских проектов от первых ученических журналов XVIII века до школьных СМИ XXI века и их критериев, а также проследить генезис исследовательских подходов к типологизации школьных средств массовой информации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью сформировать актуальную типологию школьных СМИ в современной России на основе исторического опыта для описания творческого журналистского процесса школьников, который проходит с учетом получения навыка медиаграмотности в условиях профориентации и социализации.
Ученические журналы как тип школьной периодики
В середине XVIII века формируется новый тип периодических изданий, который впоследствии определят как «ученические журналы». В энциклопедическом словаре начала XX века этот термин обозначает «одно из явлений школьной жизни, мало исследованное у нас вследствие пренебрежения к личности ученика»1.
Проявившийся на рубеже XIX–XX вв. интерес к анализу такой формы творческой занятости обучающихся позволил исследователям обратить внимание не только на окружающую их действительность, но и на исторический контекст формирования и развития ученической периодики. Так как в научном терминологическом аппарате не существовало устоявшегося определения, в одной из первых работ, посвященных анализу ученических журналов, для описания употребляются такие синонимичные термины, как «литературные журналы воспитанников и воспитанниц средне-учебных заведений (старших классов)», «журнал, издаваемый гимназистками», «юношеские журналы» (Скворцова, 1896: 123–124), однако точные определения автором не были сформулированы. В своем исследовании С. Скворцова описала содержание и внешний вид данного типа изданий. Так, рукописные журналы гимназисток издавались под псевдонимами или под общими подписями (например, ученицы VII класса) в маленьких тетрадках, украшенных вензелями. Содержание таких изданий составляли рассказы, повести, стихи, шарады и советы, написанные без участия учителя или наставника, так как именно осведомленность классной руководительницы или наставницы приводила к закрытию подобных журналов (1896: 124). Таким образом, в статье С. Скворцовой был описан первый тип ученических журналов, который сегодня мы можем определить как самостоятельный литературный журнал учеников старших классов.
Впервые ученические журналы разбирались как материал, позволяющий проанализировать отношение молодежи к школе, определить их ценностные ориентиры на страницах научного-популярного журнала «Вестник Воспитания»2. В примечаниях редакции подчеркивается, что подобные издания – новый предмет обсуждения, материалы о нем ранее не публиковались на страницах этого научно-популярного журнала, и это «материал как для характеристики воспитывающегося юношества, так и для суждений о внутренней стороне школьного дела» (1896: 117). Таким образом, мы можем предположить, что уже в конце XIX века в научном сообществе начал формироваться интерес к изучению школьных изданий как предмета, обладающего особым потенциалом как в педагогической работе со школьниками, так и в практической творческой работе самих учеников.
Вместе с этим важно отметить обращенную к читателям «Вестника Воспитания» просьбу присылать интересные школьные издания с характеристиками названия, места, периодичности выхода выпусков. Можно предположить, что в 1896 году предпринимались первые попытки типологизировать ученическую периодику для дальнейшего ее изучения. Однако в выпуске № 7 «Вестника Воспитания» была опубликована статья, в которой представлялись мнения ученого комитета Министерства народного просвещения. Ученические журналы назвали «обоюдоострым орудием», противоречащим целям гимназии, а занятия школьников журналистикой – преждевременными. Вместе с этим было подчеркнуто, что ученические журналы способны подкрепить желание учеников заниматься созданием «подпольной литературы», высмеивающей учителей и гимназию. Тем самым подобные издания были признаны ученым комитетом «скорее вредными, чем полезными»3.
Несмотря на негативное отношение к ученической периодике со стороны ученого комитета Министерства народного просвещения, исследование школьных изданий продолжилось. Впоследствии появился новый термин «ученические журналы», который в дальнейшем станет часто используемым для описания школьной периодики. 23 марта 1901 года на заседании педагогического общества при Московском университете прозвучал доклад С.Г. Смирнова «Ученические журналы и сборники», который можно назвать первым исследованием системы школьной периодики в России, основанном на анализе текстов, а также на результатах интервью и переписок с участниками школьного журналистского процесса (Лярский, 2013: 117–118). Впоследствии этот доклад был напечатан научно-просветительским журналом «Вестник Воспитания» в №6–9 от 1901. С.Г. Смирнов, как и С. Скворцова, определил, что ученические издания выступали таким явлением школьной жизни, как «естественно вырастающая форма яркого обнаружения индивидуальных наклонностей и самодеятельности учеников» (Смирнов, 1901: 4). Таким образом, Смирнов предпринял попытку изменить отношение научного сообщества к ученическим журналам. Исследователь школьных издания А.Б. Лярский в статье «Школьные рукописные журналы и газеты конца XIX – начала XX века как фактор социализации» отметил, что основа работы Смирнова – продемонстрировать «безопасность подросткового творчества, бессмысленность запретов и преследований» (Лярский, 2013: 117–118). Именно поэтому С.Г. Смирнов обратился не только к современным ему школьным изданиям, но и к историческому контексту формирования типа ученических журналов с середины XVIII до конца XIX вв., что позволяет говорить о попытке создания первой типологии школьных ученических изданий в России.
В том же 1901 году Министерство народного просвещения подняло вопрос о «беспрепятственном разрешении издавать ученические журналы с условием, чтобы журнал редактировался одним из преподавателей» (Русская школа, 1901: 113.). Таким образом, в стране стали появляться школьные издания, а вместе с тем предпринимались новые попытки научного сообщества их проанализировать.
Первые отечественные типологии школьной прессы
Как говорилось ранее, еще в начале XX века исследователи предпринимали попытки выявить типоформирующие критерии для того, что представить типологию ученической прессы. По мнению Д.Ю. Косолаповой, именно С.Г. Смирновым была предложена первая типология ученической периодики (Косолапова, 2013: 124). Исследователь разделил все ученические журналы на две большие группы: печатные и рукописные. В свою очередь, исследователь школьных изданий М.П. Самарин при описании харьковских ученических журналов предложил большее количество типоформирующих критериев и разделял журналы по времени существования, авторам материалов и роли педагога или руководителя (Самарин, 1916: 10). Несмотря на попытки создания более полной типологии, ученические журналы долгое время было принято разделять только по способу создания. При этом журналы не делились на самостоятельные и созданные при участии наставника несмотря на то, что в первых исследованиях этому критерию уделялось большое внимание.
В рамках данного исследования нам видится важным уделить внимание изучению системы школьных изданий и журналистских проектов с середины XVIII века по настоящее время. Согласно историкам журналистики и исследователям медиаобразования, первым печатным ученическим журналом в России считается появившееся по инициативе учителей Шляхетского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге «Праздное время, в пользу употребленное» (1759–1762 гг.). Журнал издавался при участии педагогов, выпускников и учеников корпуса и был направлен на расширение кругозора и формирование творческих навыков у учащихся (Смирнов, 1901: 5–7). Историки русской литературы и журналистики А.В. Западов, Б.И. Есин определяли тон журнала как «благонамеренно-поучительный» (Западов, 1973: 32). Цель расширить кругозор учащихся подтверждает тематика материалов, публикуемых на страницах первого ученического журнала, который считается также первым еженедельным отечественным частным журналом. Тексты были посвящены традиционным для публицистики того периода темам – авторы размышляли о чести, совести, надежде. Например, в номере от июля 1759 года вышло 53 текста, среди которых такие, как «Храм Добродетели», «О неудовольствии», «О неблагодарности», «О славе», «О благодеяниях» и пр. Творческие навыки, в свою очередь, формировались у учеников через создание разножанровых материалов – в журнале печатались письма, рассуждения, переводы, научные статьи.
Постепенно печатные ученические журналы появлялись и в заведениях высшего образования. В Московском университете первым студенческим сообществом, Собранием питомцев университетского благородного пансиона, издавались ученические журналы «Утренняя заря» и «Каллиопа». Создание материалов для этих журналов было интегрировано в образовательный процесс обучающихся, тем самым мы можем предположить, что педагоги заведений высшего образования увидели в такой работе возможность развития различных творческих навыков обучающихся.
В начале XIX века типология ученической периодики расширилась, так как в нее были добавлены появляющиеся рукописные самостоятельные издания, т.е. те журналы, которые создавались учениками без участия наставника или руководителя. Несмотря на это, администрация образовательных учреждений не противостояла созданию такого типа изданий. Первый самостоятельный журнал «Аркадские пастушки» появился в Казанской Гимназии, где братьями Панаевыми и С.Т. Аксаковым был организован литературный кружок. Позднее в том же образовательном учреждении создан «Журнал наших занятий». Материалы этих журналов были посвящены размышлениям о природе, жизни (Леденева, 2010: 145). Подобный литературный кружок существовал и при Царскосельском лицее. При кружке издавались рукописные издания «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы», материалы для которых создавали А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер и др. Важным отличием рукописных журналов Царскосельского лицея от других изданий, выходивших при гимназиях, был сатирический характер издания: в жанрах пародии, сатиры, эпиграммы авторы материалов высмеивали учителей и товарищей. Что объясняет ранее приводимые мнения ученого комитета Министерства народного просвещения4. К типу сатирических рукописных журналов можно отнести «Звезду», издававшуюся учениками Нежинской гимназии, главным редактором которой был Н.В. Гоголь (Леденева, 2010: 145).
К середине XIX века в системе школьных изданий сформировалось два типа журналов. Рукописные самостоятельные издания создавались без участия наставника и носили преимущественно сатирический характер. В свою очередь, печатные ученические издания выполняли культурно-просветительскую функцию, и работа над материалами проходила под руководством учителя или наставника. К 60 годам XIX века ученические журналы стали массовым явлением: в одном лицее или гимназии могли выходить два журнала, критически настроенные по отношению друг к другу и ведущие полемику (Смирнов, 1901: 75–76).
Во второй половине XIX века учительский состав и администрация учебных заведений стала запрещать самостоятельную школьную прессу. А ученические журналы с наставником, напротив, получили сильную поддержку, в том числе материальную, благодаря чему такие журналы могли издаваться большим тиражом, а впоследствии обладать большей аудиторией (Смирнов, 1901: 31–32). К концу века ученические журналы мы можем определить как тип изданий, которые носили узкоспециализированный характер и были рассчитаны на небольшую аудиторию, которая ограничивалась, как правило, учениками и педагогическим составом образовательного учреждения.
К началу XX века появление ученических журналов в школах, лицеях и кадетских корпусах начало приобретать массовый характер, что позволило исследователям анализировать большее количество материалов и сформировать расширенную типологию. Так, журналы, выходившие в России в 1890 гг., разделяют на 4 типа. Данная типология предложена современным автором Ж.А. Леденевой. Автодидактические журналы содержали анализ литературных произведений, философские статьи и были направлены на популяризацию науки. В литературных журналах публиковались тексты, в которых поднимались вопросы «общечеловеческого характера». Третий тип – сатирические издания – по оценкам исследователей считается самым малочисленным и недолговечным, так как для выпусков не хватало материала. Однако, по нашему мнению, это может быть связано с неблагонамеренным отношением к такому типу изданий со стороны администраций учебных заведений. Последний выделяемый тип – публицистические журналы, в которых поднимались актуальные для учеников темы (Леденева, 2010: 146). Вместе с этим ученические журналы разделялись не только по целевому назначению, но и по внешнему виду и объему. По объему издания делились на толстые (60–70 страниц) и тонкие (маленькие тетрадки). По внешнему виду – на содержащие иллюстративный материал (вензеля, зарисовки, карикатуры и пр.) и содержащие только тексты материалов.
Школьные СМИ в XX веке
В начале ХХ века на территории Российской империи выходило более 150 ученических журналов5. Глобально школьную прессу этого периода можно разделить на два типа: легальную и нелегальную. По оценке исследователей (С.Т. Шацкий, В.А. Ушаков, М.И. Холмов), нелегальная пресса носила политический характер, в то время как легальные журналы освещали события школьной жизни и факты, полученные в ходе обучения. В нелегальных изданиях ученики писали критические тексты о качестве образования, неактуальных образовательных программах (Шишкина, Хваленя, 2019: 91).
Важно отметить, что до революции в ученических газетах публиковали материалы на политическую тему несмотря на то, что в 1904 году министерство обязало обеспечить надзор за ученическими журналами со стороны педагогического состава. В одних изданиях выходили статьи, призывающие школьников участвовать в революционной деятельности, в других – защищать царскую семью (Константинов: 1956: 90–91).
В середине 1920 гг. развиваются всесоюзные журналистские проекты для школьников с возможностью создания собственных редакции, тем самым в отечественной типологии школьных изданий появился новый тип учредителя ученической периодики. Такие объединения пользовались поддержкой правящей партии. В резолюциях и постановлениях ЦК ВКП(б) появляются предписания для издателей школьной прессы, формулируются основные цели и задачи школьной журналистской деятельности. Например, основной задачей школьной прессы должно было стать распространение коммунистических взглядов, «внедрение в юношескую среду традиций большевистской партии»6. Вместе с этим школьные издания позиционировались как инструмент борьбы с безграмотностью населения.
В этот период в системе школьных СМИ можно выделить новый тип самостоятельной периодики – стенгазету, ставшую новой «формой самовыражения школьников» (Алексеева, 1982: 128.). Однако по оценке исследователей (Шишкина, Хваленя, 2019), стенгазеты «не позволяли развить таланты и способности учащихся». Это было связано с тем, что администрация школы жестко регулировала редакционную политику таких изданий. Более того, создавались брошюры (например, «Деткоры в школе», 1935 г.), в которых находились рекомендации работы школьных изданий, вплоть до разделения возможных тем на допустимые и недопустимые к публикации. Таким образом, в 1930 гг. администрациям школ все-таки практически удалось прекратить издание самостоятельной школьной прессы до конца 1950 гг. Также одной из характеристик школьной прессы 1900–1950 гг. считается ее недолговечность, что связано с постоянной сменяемостью редакционного состава.
До конца XX века школьная периодика пережила две волны расцвета. Первая волна (60–80 гг.) связана с появлением внешкольных центров, занимающихся журналистикой и создающих свои печатные издания. Вторая волна (конец 80–90 гг.) определяется как период, в который появился новый тип школьных изданий – демократические, так как перестал существовать учительский надзор за работой редакции (Шишкина, Хваленя, 2019: 92).
Важным этапом для развития типологии школьных СМИ в России стоит считать появление школьного радио. В конце 1920 начали появляться стремительно набирающие популярность радиокружки, которыми стали руководить учителя технических предметов (Рикитянская, 2017: 149–150). Как отмечает Д.И. Косолапова, к началу 1990 гг. практически во всех школах был свой типовой радиоузел. Структура радиоредакции осталась неизменной: школьным радио руководил учитель, дикторами выступали дети (Косолапова, 2015: 104). Единственным жанром, который производили в рамках школьного радио, считается радиолинейка.
Постепенно система школьных СМИ расширялась, и к 1990 начал формироваться новый тип школьных проектов – школьный телеканал. Еще в 60 гг. телевидение начали рассматривать как основу формирования у школьников критического мышления, однако полноценное участие школьников в производстве телевизионного контента началось гораздо позже. В 90 гг. появляются проекты «Школьные новости» и «Там-там-новости». Впервые в «Школьных новостях» дети школьного возраста подключились к работе профессиональной телевизионной редакции. В свою очередь, «Там-там-новости» считается первой программой на отечественном телевидении, которую вели школьники. Важно отметить, что школьное телевидение как отдельный самостоятельный тип школьных СМИ стало формироваться в России только к 2010 году (Лапин, 2021).
Таким образом, к концу XX века в отечественной системе школьных СМИ были сформированы типы школьной периодики (легальные, нелегальные газеты и журналы, стенгазеты), тип школьной радиостанции, и начал формироваться тип школьного телеканала, а также добавился тип учредителя (всесоюзный журналистский проект).
Школьные СМИ на современном этапе
Современный этап развития школьных средств массовой информации в России можно охарактеризовать как этап становления полноценной системы непрофессиональных подростковых СМИ. До недавного времени школьные медиапроекты существовали вне системы общего образования, были интегрированы в дополнительное образование. Однако с появлением такого проекта, как «Медиакласс в московской школе», школьное медиаобразование постепенно становится системным, отходя от традиционных, сформировавшихся в течение нескольких столетий, форм дополнительной занятости школьников, приобретая массовый характер. Тем не менее описать как полноценно сложившуюся систему мы можем только сегмент школьной прессы, так как только для данного типа школьных СМИ существует отдельный реестр, только печатные школьные СМИ официально зарегистрированы в качестве СМИ, а остальные типы школьных СМИ (радио, телевидение и Интернет) только проходят этап становления и формализации. Несмотря на наличие радиоточек во всех школах России и ведущуюся с ними работу школьных редакций, на сегодняшний день не было предпринято попыток исследовать и типологизировать данный тип школьных медиапроектов, которые представлены в формате школьных радиолинеек, проводящихся в режиме реального времени, или подкастов, размещенных в социальных сетях и стриминговых сервисах. Школьные телеканалы, в свою очередь, выступают как наиболее активно развивающийся тип школьных СМИ в силу того, что технологии создания телевизионного контента понятны педагогам, а технологии производства стали доступны в школах. Тем не менее школьное телевидение и радиовещание носит непрофессиональный характер, так как эти типы школьных СМИ распространяются в большей степени в социальных сетях или на интернет-платформах, а не посредством вещания. Последний тип школьных СМИ – Интернет-СМИ, которые только зарождаются. Контент редакций этого типа представлен в различных форматах (аудио, видео, изображения, тексты и пр.) и не обладает системным характером.
Однако несмотря на типологические различия, школьные редакции вне зависимости от типа СМИ, для которого они создают контент, имеют схожую структуру и пользуются схожими подходами организации работы редакции и творческого процесса в ней. Школьная редакция состоит из учеников разных классов, однако, как правило, должности главного редактора или шеф-редактора занимают педагоги, а школьники выступают в роли корреспондентов. Школьная редакция может быть общей или делиться на отделы. Структура школьной редакции, распределение ролей внутри влияют на выбор тем, качество материалов и формат подачи. От того, как выстроена работа школьного СМИ, зависит периодичность выхода, количество и качество материалов, а также уровень участия школьников в производстве контента и, соответственно, степень вовлеченности в творческий журналистский процесс. Однако школьные редакции могут столкнуться с проблемами в силу того, что они не являются профессиональными. Мы можем выделить две глобальные проблемы: приоритизация и нехватка кадров. Юные журналисты, посещая кружок по журналистике, воспринимают работу в школьной редакции как отдельный вид досуга или хобби, а не как полноценную работу. А также, исходя из того, что состав редакции может меняться каждый год, что связано, например, с выпуском старших школьников из школы, появляется более острая необходимость в обучении младших школьников азам журналистики. От этого может зависеть периодичность выхода школьного СМИ, технические возможности, качество журналистских текстов.
Вместе с этим важно отметить, что на современном этапе школьные редакции зачастую пользуются схожим с советским способом организации творческого процесса. Вне зависимости от того, в каком процентном соотношении в рамках редакции представлены ученики и учителя и какие функции они выполняют, педагоги в первую очередь выступают в роли наставников и кураторов работы учеников: помогают определять повестку СМИ, грамотно писать тексты, проводить съемки и т.д. Учителя имеют возможность влиять на содержание СМИ практически на всех этапах от идеи до публикации.
Таким образом, при формировании типологии современных школьных средств массовой информации важно учитывать не только формальные признаки (тип СМИ, учредитель, аудитория и т.д.), но и такие характеристики, как структура редакции, характер взаимодействия учеников и учителей в рамках творческого журналистского процесса.
Заключение
Традиция типологизировать школьные журналистские проекты, которая была заложена в начале ХХ века, продолжается и сегодня. Первые попытки типологизировать школьные издания предпринимались редакцией научно-популярного журнала «Вестник Воспитания» в 1896 г. после публикации статьи С. Скворцовой, посвященной литературным журналам воспитанников и воспитанниц средне-учебных заведений. Однако эти попытки не привели ни к каким заслуживающим внимания результатам, так как в последующем номере была опубликована статья, в которой поднимался вопрос о вреде ученических изданий. Первая типология школьной периодики была предложена С.Г. Смирновым в 1901 году, который выделил два типа ученических изданий: печатные и рукописные. Важно отметить, что это было сделано в рамках доклада, целью которого было изменение отношения общественности к ученическим журналам как форме творческой деятельности школьников. Впоследствии дополнения к этой типологии предложил М.П. Самарин, добавив в список типоформирующих критериев время существования, авторов текстов и роль педагога или наставника в процессе создания материалов.
Образ наставника стал одним из ключевых, так как на разных этапах развития школьной периодики именно он определял и контролировал политику ученического издания. В противовес «благонамеренным» и контролируемым администрацией учебных заведений журналам появлялись «нелегальные», самостоятельные сатирические издания. Такого рода противостояние учеников и педагогов продолжалась с первой половины XIX века до 30 гг. XX века.
К началу XX века стремительно выросло количество ученических журналов, что позволило исследователям уточнить существующую типологию, включив в нее новые типы изданий: автодидактические, литературные, сатирические и публицистические.
В 1930 гг. администрации учебных заведений получили практически полный контроль над содержанием школьных изданий, в которых с этого моменты публикуются только идеологически выверенные тексты. Новый расцвет школьной периодики в конце 80 гг. XX века с появлением и развитием демократического типа школьных изданий.
Технологический прогресс также повлиял на развитие отечественной типологии школьных СМИ: в школах появились типовые радиоузлы для проведения радиолинеек. А также в ряде единичных случаев школьников стали привлекать к созданию телевизионного контента вне школ. Как отдельный тип школьных СМИ школьные телеканалы формируются в XXI веке. В контексте современного развития школьных СМИ нам видится важным уделить особое внимание формированию их актуальной типологии, учитывая структуру школьной редакции и степень вовлеченности педагогов в рабочий процесс.
Примечания
Библиография
Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
Аникина М.Е., Бакалюк П.А. Сегментирование информационного пространства и новые пути изучения медиаактивности молодежи // МедиаАльманах. 2021. № 6. С. 34–41. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.3441
Вартанова Е.Л. Медиаобразование в контексте становления цифровой̆ культуры общества // МедиаАльманах. 2019. № 5. С. 8−10. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2019.810
Дунас Д.В. Медиа на этапах жизненного пути человека: к вопросу о различении типов медиасоциализации // МедиаАльманах. 2022. № 3. С. 16–25. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.1625
Западов А.В. (ред.) История русской журналистики XVIIV–XIX веков. М., 1973.
Константинов Н.А. Очерки истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца века до февральской революции 1917 года). М.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1956.
Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности: авт. дисс. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015.
Лазарева О.В. Школьные СМИ как фактор психологической стабильности учебного процесса // Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: колл. моногр. / под ред. Е.Л. Вартановой, Т.И. Фроловой. М., 2018.
Лапин Д.А. Школьные СМИ как инструмент формирования медиаграмотности школьников Москвы: авт. дисс … канд. филол. наук. Москва, 2021.
Леденева Ж.А. К истории гимназической журналистики (по материалам российских педагогических журналов XIX – начала XX вв) // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010. № 1.
Лярский А.Б. Школьные рукописные журналы и газеты конца XIX – начала ХХ века как фактор социализации // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2 (22).
Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: колл. моногр. / под ред. Е.Л. Вартановой, Т.И. Фроловой. М., 2018.
Рикитянская М. Как детей учили слушать(ся): становление радиокружков в Советском Союзе // Философско-литературный журнал «Логос». Том 27. Выпуск 5. 2017. С. 149–150.
Самарин М.П. Ученические журналы. Харьков, 1916.
Скворцова С. Духовная жизнь гимназисток по литературным журналам, издаваемым гимназистками // Вестн. Воспитания. 1896. № 3.
Смирнов С. Ученические журналы и сборники. М., 1901.
Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Изд-во «Кучма», 2003.
Шишкина Н.И., Хваленя С.В.Школьная пресса: историко-типологический аспект // Труды БГТУ. Серия 4. Вып. 2. 2019. C. 89–94.