Languages

You are here

Русский спортивный интернет-дискурс о фигурном катании: специфика диалогической коммуникации (на примере пользовательских комментариев о фигурном катании на сайте Sports.ru)

Научные исследования: 

 

Ссылка для цитирования: Малышева Е.Г, Рогалева О.С. Русский спортивный интернет-дискурс о фигурном катании: специфика диалогической коммуникации (на примере пользовательских комментариев о фигурном катании на сайте Sports.ru)// Медиаскоп. 2022. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2765

DOI: 10.30547/mediascope.1.2022.5

 

© Малышева Елена Григорьевна

доктор филологических наук, заведующий кафедрой журналистики и медиалингвистики Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (г. Омск, Россия), malysheva_eg@mail.ru

© Рогалева Ольга Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (г. Омск, Россия), olga_rogaleva78@mail.ru

 

Аннотация

В статье1 обсуждается кардинальная трансформация коммуникативного пространства в спортивном медиадискурсе на примере анализа коммуникативного комплекса «текст-стимул – пользовательский комментарий».

Выявлены факторы, детерминирующие прагмастилистические тренды спортивного интернет-дискурса, жанрово-форматные особенности текста-стимула и их влияние на стилистику комментариев. Делается вывод: конфликтность, агрессивный стилистический «фон», установка на хайп и хейтинг являются дискурсивными доминантами и субдискурса о фигурном катании, и современного спортивного интернет-дискурса в целом.

 

Ключевые слова: интернет-дискурс, субдискурс о фигурном катании, дискурс болельщика, пользовательский комментарий, вербальная агрессия

 

Введение

Несмотря на достаточный и все возрастающий интерес лингвистов разных стран к изучению спортивного дискурса (Зильберт Б., Зильберт А., 2001; Панкратова, 2005; Снятков, 2008; Малышева, 2011; Войтик, 2014; Белютин, 2019; Schirato, 2015; Caldwell, Walsh, Vine, Jureidini, 2016; Shekhovskaya, 2020 и др.), количество малоисследованных или вовсе не исследованных вопросов в этой сфере велико в силу нескольких причин.

Во-первых, спортивный дискурс является крайне неоднородным образованием, сложно организованным «дискурсивным пространством» (Малышева, 2014), разновидности которого имеют специфические когнитивные, коммуникативные и прагмастилистические характеристики.

Во-вторых, теоретики не всегда успевают систематизировать и интерпретировать изменения в дискурсивных спортивных интернет-практиках, хотя именно в спортивной интернет-коммуникации сегодня представлены базовые тренды современной журналистики с точки зрения когнитивных – с одной стороны, и жанровых, коммуникативных и стилистических особенностей – с другой.

Таким образом, изучение одной из разновидностей спортивного дискурса, которая выделяется на основании тематической специализации по видам спорта (фигурное катание) и канала передачи информации (интернет), является весьма актуальным и позволяет осмыслить современные тенденции, которые характеризуют интернет-коммуникацию вообще и коммуникацию в интернет-СМИ в частности.

Выбор материала для исследования определяется тем, что фигурное катание является одним из самых популярных и значимых видов спорта в современной России, и это объясняет востребованность данного тематического сегмента весьма значительной в количественном отношении аудиторией болельщиков, к тому же принимающей активное участие в текстовой деятельности на спортивных медиаресурсах.

 

Теоретический обзор проблемы и определение базовых понятий исследования

В терминологической парадигме дискурсологов и медиалингвистов активно используется термин субдискурс при характеризации «дробления тематического дискурса как родового понятия на большое число видовых его разновидностей» (Ишемгулова, 2021: 436). Без сомнения, такого рода субдискурсы «имеют специфические содержательные, тематические, жанровые, лексико-семантические особенности, которые должны становиться предметом подробного изучения» (Малышева, 2017: 266).

Спортивный субдискурс определенного вида спорта представляет собой иерархически организованную структуру дискурсивных практик, содержанием которых являются характеристики событий, действий, явлений, субъектов, объектов, специфических черт спортивной деятельности, детерминированных объективным содержанием данного вида спорта и репрезентированных в средствах массовой коммуникации.

Тематической разновидностью, или субдискурсом, спортивного дискурса является спортивный медиадискурс о фигурном катании. Он понимается нами как процесс тематически обусловленного общения о фигурном катании, репрезентированного в медиатекстах СМИ разного типа и новейших медиа. При этом названный субдискурс, в свою очередь, представлен дискурсивными разновидностями, специфика которых определяется каналом передачи информации о фигурном катании – печатные СМИ, интернет-издания, радио- и телевизионные программы, а также разнообразные медийные платформы на You-Tube, Telegram-каналы, тематика которых связана со сферой фигурного катания.

Подчеркнем: «флагманским» субдискурсом рассматриваемой в статье дискурсивной разновидности, безусловно, является интернет-дискурс, который демонстрирует все возрастающую включенность пользователей, адресатов в процесс медиатворчества. Именно этот фактор кардинально меняет основы современной спортивной институциональной медиадеятельности.

Итак, сегодня в пространстве интернета, наряду с журналистскими медиатекстами, полноправно функционируют материалы, созданные непрофессиональными адресантами. О глобальном разделении массового интернет-контента на профессиональный и любительский пишут многие исследователи журналистики: «Широкая группа пользователей, которая не обладает профессиональными навыками и аппаратурой, получает сравнительно равные коммуникативные возможности с профессионалами в области массовых коммуникаций, что приводит если не к слиянию, то к наложению профессиональных и любительских информационных блоков и генерированию нового смешанного информационного поля» (Круглов, 2017: 10).

Е.П. Почкай справедливо отмечает: «С появлением Интернета стало возможным говорить о любительской журналистике как о самостоятельной, существующей параллельно отрасли СМИ, производящей информацию <…>. Сейчас можно уже говорить о том, что любительская журналистика все больше и больше конкурирует с профессиональной…» (Почкай, 2016: 21).

Действительно, контент современных спортивных интернет-СМИ характеризуется активизацией роли адресата, болельщика, который не только оставляет пользовательские комментарии к текстам профессиональных журналистов, но и создаёт медиатексты, во многом превосходящие по жанровым, стилистическим и смысловым характеристикам «медиатексты первого порядка» (Добросклонская, 2019: 189).

Таким образом, спортивный интернет-дискурс о фигурном катании включает так называемый дискурс болельщика, определенный Р.В. Белютиным как «особенная лингвосемиотическая формация, которая, с одной стороны, подчинена законам и правилам, действующим в спортивном дискурсе, с другой – развивает самостоятельные техники, стратегии, сценарии репрезентации смысла» (Белютин, 2019: 10).

Непрофессионализм субъекта коммуникации, на наш взгляд, детерминирует базовые особенности изучаемого субдискурса – предельную субъективность, жанровую свободу, отсутствие стилистических и – часто – этических рамок, вариативность в выборе речевых средств при экспликации собственной точки зрения на обсуждаемые события.

Очевидно, что дискурс болельщика – неоднородная формация. Он представлен не только публикациями блогеров, которые функционируют в медиапространстве наравне с профессиональными журналистскими медиатекстами, но и пользовательскими комментариями.

Жанрово-форматная, прагмастилистическая специфика блоговых публикаций о фигурном катании рассмотрена нами в (Малышева, Рогалева, 2021).

В данной статье предметом исследования становится дискурсивная деятельность болельщиков фигурного катания, эксплицированная в жанре интернет-комментария.

Необходимо отметить, что хотя сетевой, или интернет, комментарий давно стал неотъемлемой частью современной медиакоммуникации, однако в научной литературе остается дискуссионным вопрос как о терминологической определенности данного феномена, так и – что важнее – о его статусе. Исследователи обсуждают вопрос о том, является ли интернет-комментарий самостоятельным медиажанром, или жанровой формой, или элементом другого жанра, или форматом интернет-дискурса. При этом существует достаточное количество терминов, которые отражают сложившиеся сегодня разновидности комментариев в сети, выделенные на разных классификационных основаниях: читательский комментарий (Абросимова, Кравченко, 2017), редакционный комментарий (Носовец, 2018), комментарий слушателей онлайн-радио (Нестерова, Цзюй, 2019), политический комментарий (Кошкарова, 2014), агрессивный комментарий (Якель, 2019), креативный комментарий (Топчий, 2021) и т.п.

Т.И. Стексова предлагает рассматривать интернет-комментарий пользователей как особый речевой жанр: «основная коммуникативная цель этих комментариев – выразить отношение, чаще всего негативное, к комментируемому событию или его герою. Таким образом, комментарий уже становится не информативным жанром, а оценочным и даже в некоторых случаях императивным» (Стексова, 2014: 84).

Вслед за исследователем считаем важным подчеркнуть, что интернет-комментарий – «жанр реактивный, ориентированный на дальнейшую коммуникацию, т.к. сам комментарий может стать объектом следующего комментария» (Стексова, 2014: 85), и его главная цель – «выразить свое субъективное мнение по какому-либо вопросу, это оценочно-императивный жанр» (Стексова, 2014: 87).

По нашему мнению, интернет-комментарий, действительно, может исследоваться как в парадигме современной генристики, так и в парадигме теории журналистики.

Как представляется, делом недалекого научного будущего является определение роли и места комментария в ряду современных медийных жанров интернет-СМИ, создание классификации жанровых вариантов интернет-комментария.

Но не менее важным является вопрос о речежанровой структуре данного феномена, поскольку он может быть охарактеризован как гипержанр, в котором происходит взаимодействие первичных речевых жанров разного типа. Именно этого взгляда на интернет-комментарий мы придерживаемся в данной статье.

Отметим также, что исследование интернет-комментариев, в силу их типологических жанровых свойств, должно осуществляться в парадигме диалогичности. По отношению к интернет-коммуникации диалогичность может быть определена как «коммуникативная категория, ориентированная на активное речевое взаимодействие в виртуальном пространстве как интернет-пользователей, так и их произведений (вербального и креолизованного характера), имеющих различную жанровую принадлежность и линейную протяженность, а также учет адресантом (автором) речи фактора адресата (реального или виртуального) и его смысловой позиции» (Колокольцева, 2016: 98).

С точки зрения функциональных особенностей коммуникация болельщиков соответствует коммуникации в социальных медиа, подробно описанной в (Круглов, 2017): в качестве важнейшей особенности адресата выделяется возможность изменения им коммуникативной роли в рамках одной и той же коммуникативной ситуации и трансформации получателя сообщения в так называемого «субадресанта».

Кроме того, подчеркнем, что при анализе общения болельщиков посредством пользовательских комментариев следует учитывать, что это коммуникация смешанного типа, обладающая свойствами как массовой, так и межличностной коммуникации.

 

Материал и методы исследования

Материалом для исследования стали тексты пользовательских комментариев на спортивном ресурсе Sports.ru в разделе «Фигурное катание»2. Объем проанализированных комментариев составил около 2000 реплик.

Sports.ru – специализированное интернет-издание, рассчитанное на массового адресата, интересующегося разными видами спорта.

Отличительной особенностью данного, во многом новаторского для российской медиаиндустрии спортивного интернет-портала, является активное вовлечение пользователей как в процесс восприятия, так и в процесс создания контента, что отражается в жанрово-форматных и прагмастилистических особенностях публикаций. Типологические признаки Sports.ru подробно описаны в (Горбачев, Оноприенко, 2020).

Для исследования специфических признаков пользовательского комментария, связанных с диалогической природой изучаемого субдискурса, используется взаимосвязанный комплекс методов и методик медиалингвистики и медиастилистики: контент-анализ, тематический, речежанровый, контекстуальный, лингвостилистический, прагмастилистический анализ медиатекстов.

 

Обсуждение и результаты

В тематическом аспекте общение болельщиков на сайте Sports.ru представляет собой монотематический полилог: пользовательские комментарии посвящены фигурному катанию. Тематическое поле «Фигурное катание», которое представлено в общении болельщиков на сайте Sports.ru, репрезентировано целым спектром субтем, которые определены как спецификой вида спорта, так и универсальной околоспортивной тематикой, характерной для спортивной медиакоммуникации вообще: спортсмен как медиаперсона, скандалы в спорте и в личной жизни фигуристов, спортивные драмы и трагедии, история спорта и т.п.

Следует отметить, что содержательная и прагмастилистическая специфика комментариев болельщиков детерминирована несколькими факторами.

Во-первых, тематическими особенностями текста и целевой установкой автора текста-стимула. В медиаконтенте портала Sports.ru отчетливо выделяется две группы текстов: заведомо конфликтные и нейтральные/кооперативные.

С одной стороны, в ленте Sports.ru достаточно много медиатекстов, авторская интенция которых не предполагает конфликта, например тексты-коллажи о спортсменах-именинниках месяца, арт-параллели и др. Пользовательские комментарии к ним, как правило, носят нейтральный, чаще одобрительный, восторженный характер: Марина, спасибо! Хороша!; Удачи Алине во всех начинаниях; Удачного выступления Алине в Токио; Спасибо, Надежда! Как всегда, шикарные коллажи! Всех с Днем Рождения! Исполнения всех-всех желаний! Удачи и, конечно, здоровья, здоровья, здоровья! (комментарий к медиатексту об именинниках мая); Как много красоты и изящества …просто волшебство!!!3

Очевидно, что в данных комментариях эксплицируются в основном этикетные речевые жанры комплимента, похвалы, благодарности, пожелания, поздравления.

Однако вовсе не такие тексты определяют стратегию редакции портала и его стилистический облик.

Автор блога «Фигурное катание» предлагает вниманию читателей аналитические лонгриды, в которых развенчивает «мифы» о фигуристах. Так, в публикации «А ракета ли?» автор опровергает распространенное мнение о том, что Александра Трусова – спортсменка, обладающая «уникальной и лучшей в мире среди женщин прыжковой техникой», за что и получила прозвище «русская ракета»:

Как рано говорить про автобиографию в 17-ть, так рано называть Сашу Ракетой, пока больше напоминает склад с фейерверками. Ярко, шумно, но без смысла и идеи, хотя потенциал огромен.         

Подобные публикации вызывают закономерный отклик у болельщиков, и в этом случае реакция последовала незамедлительно: Мне не понятна привычка принижать своих же спортсменов, которые раздвигают границы человеческих возможностей. Представляй Саша другую страну, её носили бы на руках (да что далеко ходить, её и сейчас иностранцы больше любят чем "свои"). Весь последний год идёт сплошной поток грязи, уже доходит до такого маразма, что анализируют прозвища! которым 3 года. Придумайте своим любимицам звучные и подходящие прозвища, но отстаньте от Саши. Как бы вы не пыжились, но факт остаётся фактом, Трусова лучше всех исполняет четверные.

Как видим, на уровне содержания и ситуации общения ответная реплика в таких случаях порождается специфической, как правило негативной, реакцией адресата именно на иллокутивную силу и / или пропозициональное содержание реплики инициатора. Автор активно участвует в посттекстовой коммуникации, отвечает на комментарии, вступает в диалоговые взаимодействия: Сашу никто не принижает, ее всего лишь адекватно оценили, рановато ей корону одели, ничего хорошего не выходит. В историю попадают те кто ОИ и ЧМ выигрывают, Ягудина, Лайсачека, Плющенко помнят все, а вот хоть кто-нибудь вспомнит на вскидку кто первый квадолутц прыгнул???

Авторская интенция блогеров – приглашение к выражению полярных точек зрения, обсуждению, дискуссии, спору, конфликту – зачастую выражена эксплицитно в конце текста: А вы согласны со всеми высказываниями Давыдова или что-то противоречит правде? Другими словами, цель автора – инициировать диалоговое взаимодействие читателей-болельщиков, концептуально и стилистически полярное.

Примечательно, что одной из базовых смысловых доминант субдискурса о фигурном катании до сих пор остается противостояние А. Загитовой и Е. Медведевой, несмотря на то что они уже не являются действующими спортсменками.

Деятельность Алины Загитовой, как спортивная, так и общественная, медийная, находит отражение в фанатском блоге «AlinaZagitovaMediaforFans». Медиатексты фанатов Алины Загитовой сопровождаются огромным количеством комментариев, полярных с точки зрения содержания, тональности и стилистики: Великолепное видео прекрасной Алины. AlinaZagitovaMediaforFans, спасибо Вам. Япония ... и государство и СМИ понимают, что такое уважение и как нужно ценить великих чемпионов. Сравните с потоком грязи от российских деятелей, СМИ и почувствуйте разницу; Алина посланник мира и любви!; Гордимся нашей девочкой! (комментарии к тексту «Олимпийская Чемпионка Алина Загитова в мае 2021 года с дружеским визитом посетила Японию по специальному приглашению»).

51 балл по русскому языку тоже одна из граней божественного таланта?; Все ж согласитесь, что 51 балл по русскому языку – грандиозное достижение для существа, изьясняющегося лишь междометиями; Чего так за ней бегают? Ну спортсменка бывшая и что? Мало того что бывшая, так ещё и личность серейшая; Алиначка лишняя тут. И она вообще не может стоять в одну ряду с Ханю и Ким); В политику ей надо идти, все равно, кроме как лицом торговать, уже больше ничего не умеет, и маловероятно что научится, что и доказало ее выступление в роли ведущей ЛП, например.

Полярные мнения относительно одной спортсменки, ее спортивного прошлого и околоспортивного настоящего в дискурсивной практике болельщиков эксплицируются в оппозитивных по семантике и оценочному модусу лексемах и словосочетаниях, акцентирующих характеристики субъекта: великий чемпион / бывшая спортсменка; посланник мира и любви, прекрасная Алина / серейшее существо, кроме как лицом торговать, уже больше ничего не умеет; наша девочка / существо, изъясняющееся лишь междометиями. В дискурсе болельщиков, негативно оценивающих Загитову, существует даже специальный маркер уничижительного отношения к спортсменке, – намеренное орфографическое искажение в написании её имени – АлинАчка, которое однозначно считывается участниками данного дискурса как насмешка или даже сарказм.

Таким образом, наиболее емкий в количественном отношении пласт пользовательских комментариев составляют высказывания с общей прагматической функцией – дать оценку лицу, предмету или ситуации и выразить определенное эмоциональное состояние, которая включает в себя две частные прагматические функции: 1) дать положительную оценку лицу, предмету или ситуации и передать положительные эмоции; 2) дать отрицательную оценку лицу, предмету или ситуации и передать отрицательные эмоции.

Разное отношение болельщиков к самим спортсменам, их программам, достижениям, технике и результатам судейства соревнований и оценивания спортсменов приводит к конфронтационности дискурса болельщиков, его конфликтности, агональности.

Отличительной прагмастилистической особенностью интернет-общения болельщиков фигурного катания является наличие и частотность конфронтационных речевых жанров, таких как угроза, запугивание, упрек, обвинение, издевка, колкость, оскорбление, провокация: ягудин, пылинка во Вселенной Плющенко!; Продолжайте спать, дорогой товарищ. У вас это лучше получается...; Думаю, там старческий маразм, другого объяснения просто нет; Это клинический идиотизм у Васьки; Я не японец и не в Японии...а вот чего там Заги 1.5 месяца будет околачиваться ....; То ли дело Бабасян, которую не то, что в фильм не пригласили, ещё и чуть ли не под конвоем из Японии выдворили; Ремемба, а не надоело ещё быть таким лузером и нытиком? Сколько можно сопливиться? Правильно, надо сделать ЧМ по возрастным группам)) Надеюсь ты спонсируешь ЧМ для 36+, т.к. видно, что ты большой любитель mature!?!

Интернет-порталу Sports.ru удается реализовать востребованную любителями фигурного катания установку на конфликтность и в новостных материалах профессиональных журналистов, где, казалось бы, это вряд ли возможно. Однако профессиональные журналисты, редакторы, модераторы ресурса в ленте новостей осуществляют это при помощи отбора тем для публикаций, которые имеют «конфликтный потенциал», выбора медиаперсон, которым предоставляют слово на портале, провокационной подачи информации за счет конфликтных заголовков, построенных как цитаты из высказываний в публичном пространстве тренеров, спортсменов, экс-тренеров и спортсменов.

Так, например, на портале вышло интервью под следующим заголовком «Илья Яшин»: «Единой России» очень выгодно набирать спортсменов. Депутаты-спортсмены оказываются самыми послушными и одиозными».

Очевидно, что это «околоспортивное» высказывание не могло не вызвать полярные суждения спортивных болельщиков, причем аксиологический модус этих суждений напрямую коррелировал с политическими, а не спортивными предпочтениями аудитории:

Не, ну браво же; Интересно, а что «политик (на поводке у америкосов) Яшин думает об укроинской Раде?

Как видим, конфликтность дискурса находит проявление не только на уровне языка, но и на уровне макроструктуры дискурса, являясь следствием столкновения мнений, высказываний и реплик субъектов спортивного дискурса.

Интернет-коммуникация болельщиков является письменным полилогом нескольких субадресантов. Поэтому считаем, что еще одним аспектом исследования специфики функционирования рассматриваемого жанра в спортивном интернет-дискурсе о фигурном катании является описание диалогового взаимодействия – через понятия «реплика-стимул», «реплика-реакция».

Диалоговое взаимодействие может быть организовано по принципу: а) текст-стимул (адресант – журналист или болельщик) – комментарий к нему (адресат – субадресант –болельщик); б) комментарий (болельщик) – комментарий (автор текста-стимула или адресат-болельщик).

С точки зрения объема тексты пользовательских комментариев могут быть как лаконичными (соответствовать слову, словосочетанию, высказыванию), так и достаточно развернутыми, вплоть до полноценного текста.

Реплики-реакции болельщиков с точки зрения содержания можно разделить на два типа:

1) содержащие реакцию на пропозициональное содержание текста-стимула.

Приведем пример комментария, где раскрывается позиция субадресанта относительно дискуссионных вопросов, поднятых в исходном тексте.

Уважаемая Елена Малышева не ограничивается только лингвистическим анализом, но и пытается дать оценку степени популярности фигуристок. Она думает, что успех Алины связан с грамотно выстроенной медийностью и очень ошибается. Именно Алина никак не выстраивает свою медийность, по сравнению с другими, активность которых мы хорошо видим, только вот, это никак не помогает: ни дикция, ни грамотная речь, ни даже массированный пиар не приводят к популярности. …  Дело совсем в другом, в Алине есть то, что не скопировать, не повторить, как бы другие ни старались, а с упорством и трудолюбием Алины мастерство придёт, все будет супер! А филологам хорошо бы писать разъяснительные статьи на примере литературных героев – каким должен быть настоящий человек... сейчас это гораздо актуальнее.

В данном случае исходным текстом являлось заявление директора спортивной школы «Самбо 70» Р. Лайшева, который противопоставил фигуристок Алину Загитову и Евгению Медведеву по характеристике отнюдь не спортивной: он объяснил выбор одной из них в качестве ведущей празднования 50-летия школы тем, что она лучше владеет «московским произношением». Эта реплика стала отправной точкой продолжительных дискуссий болельщиков на сайте и стала причиной того, что редакция Sports.ru взяла развернутое интервью у специалиста-филолога, которого попросили прокомментировать речь обеих фигуристок с точки зрения произношения.

Любопытно, что это интервью также можно рассматривать как текст-реакцию, как развернутый комментарий к исходному высказыванию.

В свою очередь, интервью со специалистом вызвало активную ответную реакцию, что выразилось в большом количестве комментариев пользователей. Вторичный текст-стимул позволил пользователям продолжить тему публикации, зачастую с отстаиванием иной позиции, своего собственного мнения и мироощущения, с высказыванием оценки не только содержания текста-стимула, но и героя текста-стимула. Такие комментарии, в основном, сопровождаются аффективными, личностно-маркированными коммуникативными действиями, что в приведенном тексте выразилось в речевом жанре «совет», который пользователь дает филологам.

2) выражающие позитивное/негативное отношение к самому тексту-стимулу, манере автора, подаче материала, тональности текста: Единственный, кто здесь продемонстрировал непонимание сути фигурного катания - это автор... Вся статья – какая-то эклектичная каша из противоречащих по сути, но одинаково эмоционально окрашенных утверждений; Зачем вы всю статью оправдываетесь??? неуверенность и зависимость от мнения окружающих изничтожают вашу точку зрения – учитесь у Трусовой независимости; Дерзкая, но правильная статья; Такую статью можно сразу в медкарту подшивать; Фигуристка может не нравиться (о вкусах не спорят), но такой переход на личности и ненависть – это уже травля чистой воды. Абсолютно бескультурно; Честно говоря, очень жестокая статья

Кроме того, комментарии предполагают открытое выражение мнения относительно коммуникативных действий не только автора, но и в целом полилога, а также самого ресурса Sports.ru и его журналистов: Спортс, ну харэ! уже даже нам, фанам ЗагиМед не интересно это всё комментить; Господи, угомонитесь, а! Самбур точно журналист?! Журналисты не знают азы филологии? Не знать отличие дикции от диалекта - это конечно трэш! Пошло обсуждать глупость, осознанно сказанную для хайпа, и продолжать хайповать на этом. Самбур и вам подобные, угомонитесь!!!Да как же это заколебало. Что должно произойти, чтобы журнализды перестали наконец высасывать из пальца инфоповод и сталкивать Женю и Алину? Вы серьезно взяли интервью аж у филолога из-за того, что Лайшев что-то там опять ляпнул? Цирк с конями.

Как видим, пользовательские комментарии могут быть адресованы автору блогового текста-стимула, субадресанту, фигуристу/фигуристке, самому порталу Sports.ru.

При этом используется достаточно большой арсенал первичных речевых жанров, языковая экспликация которых отличается повышенной эмоциональностью и оценочностью: просьба, приказ, требование, восклицание, издевка, оценочное суждение и т.п.

Языковое воплощение комментариев спортивных болельщиков, разумеется, не отличается от характеристик комментариев на другие темы: «разговорно-бытовой стиль с обилием просторечных выражений, экспрессивно-окрашенных лексем, бранной лексики, часто на “грани фола”» (Стексова, 2014: 86).

Спорные факты, события, неоднозначно воспринятые и отраженные в медиатекстах, а тем более спортивные медиаперсоны способны повысить градус общения болельщиков.

Таким образом, основу субдискурса о фигурном катании составляет «непрекращающийся диалог-поединок» (А.Б. Зильберт) между поклонниками, сторонниками, болельщиками отдельных тренеров и спортсменов, репрезентированный наиболее полно в текстах пользовательских комментариев, часто ироничных: Из чего только не делают новости в этом противостоянии. Был бы в стране настолько же популярен женский гандбол мой любимый....))); А где почитать что там Загитова рассказывала про пробку во рту? – Там же, где Медведева рассказывала, как она сдает анализы в баночку во всех подробностях, у Урганта.

Инициализация конфликта может осуществляться, например, при помощи а) намеренного искажения имени/фамилии спортсмена, усечения фамилии спортсмена:

Туткамышева. – Она Туктамышева. Перестаньте коверкать; б) экспликации признания/отрицания побед, успехов фигуриста: Анна не «не проиграла ни одного соревнования», а ВЫИГРАЛА все соревнования сезона до единого. – Благодаря грибищам. – Грибищи это к Туктамышевой, Трусовой и Косторной этого сезона.

Маркерами речевого конфликта становятся лексико-семантические и грамматические единицы: шутник-самоучка; автор-хрустобот; ужасный тренер; посредственная юниорка; сопливые проги; Машку-медвеботку, а также уничижительные и фамильярные аналоги имен собственных спортсменов: Косторка, Тутбер,Тутба,Плю, Плющ, Туктик, Глейх, Заги, Бабасян (так называют Медведеву по фамилии ее отца), активно используемые болельщиками.

Одним из распространенных грамматических маркеров конфликтности является употребление синтаксических структур в несвойственных им денотативных значениях с дополнительными коннотациями: Да неужели.)) А первые пять лет этих нулевых, когда ему было всего 15 -19 «тоже он»?)); неужели есть шанс увидеть женское катание вместо детского.

Подобные синтаксические конструкции предполагают выражение отрицания чего-либо путем утверждения или вопроса и содержат имплицитную негативную оценку, которая может подкрепляться отсылкой к прецедентным именам, высказываниям, сценариям (а первые пять лет… «тоже он»).

Завершая разговор о речежанровой специфике интернет-комментариев болельщиков, отметим, что комбинаторика речежанровых структур в рамках комментария предельно вариативна: от исключительно фатических или конфликтных до сочетания информативных, оценочных и других первичных речевых жанров в одном комментарии.

Представляется, что анализ дискурсивных практик, представленных в жанре интернет-комментария в субдискурсе о фигурном катании, позволяет сделать вывод об устойчивой общей тенденции спортивной интернет-коммуникации, которая заключается в доминировании конфронтации участников дискурсивного взаимодействия, нацеленности на конфликтный тип общения. И чем популярнее вид спорта, который освещают интернет-СМИ, тем большее количество медиатекстов, авторами которых являются как журналисты, так и болельщики, характеризуются как тексты скандальные, псевдоаналитические, отражающие непримиримую позицию автора. Результатом становится деформация коммуникативного пространства: болельщики стремятся выйти за рамки гармонизирующих, кооперативных речеповеденческих сценариев.

Названные тенденции детерминируются, прежде всего, соответствующими установками современных медиапродюсеров, которые «не стоят за ценой» в погоне за кликбейтом, рейтингом публикаций, нацеленностью на стимулирование коммуникативной активности пользователей, которой легче всего добиться, публикуя провокационные, «хайповые» по форме и содержанию, часто не подтвержденные фактчекингом новости, реплики и т.п. 

В этом смысле показательно, что наибольшее количество пользовательских комментариев (792) в день закрытия Олимпиады-2022 в Пекине вызвал перепост следующей издевательской реплики из Инстаграм4 журналиста издания «Спорт-Экспресс» Алексея Шевченко, которую портал Sports.ru сделал заголовком к публикации, – Шевченко о плачущей Загитовой: «Алина Воронкова расстроена, что теперь семье не дадут престижную машину» (намек на якобы существующие романтические отношения между Алиной Загитовой, присутствовавшей на финале хоккейного олимпийского турнира, и хоккеиста сборной Дмитрия Воронкова, а также на «потерю» хоккеистом подарка за титул олимпийского чемпиона). И хотя в самой статье говорится, что «позже журналист отредактировал свою публикацию и извинился», заголовок как сильная позиция медиатекста спровоцировал значительное количество негативных комментариев с использованием речевых жанров угроза, оскорбление и под., что демонстрирует большую заинтересованность пользователей раздела в медиаконтенте, который свойствен, скорее, не специализированному спортивному, а глянцевому или даже «желтому» изданию.

 

Выводы

Как показывает изученный материал, количество комментариев и их стилистика напрямую зависит от предмета обсуждения, от содержательных и жанрово-форматных особенностей исходного текста, его доминирующей модальности.

Специфика коммуникации болельщиков посредством комментариев на сайте Sports.ru в разделе «Фигурное катание» определяется также отсутствием коммуникативных, социокультурных рамок и ограничений, связанных с политикой редакции, профессиональными и этическими нормами, стандартами профессиональной деятельности.

Таким образом, дискурсивное пространство пользовательских комментариев представляет собой, в первую очередь, площадку для выражения эмоций (авторов и болельщиков) и критики – как исходного текста, так и текстов комментариев других пользователей. Отсюда полистилизм, разнообразие стилистико-речевых средств разных уровней – от восторженно-хвалебных до неодобрительных и пренебрежительных, негативных.

В текстах различных жанров и форматов, созданных болельщиками, обнаруживаются такие характерные для этой дискурсивной разновидности прагмастилистические черты, как агрессивное речевое поведение; интолерантность по отношению к любому мнению, отличному от собственного; экспликация активного неприятия позиции собеседника; активное противостояние «своих» и «чужих» в рамках сайта; разделение болельщиков на «группировки» и т.п. Естественно, сказанное порождает общий агрессивный стилистический «фон», который характеризует общение пользователей в спортивных интернет-СМИ, их комментарии под медиатекстами.

Следует отметить, что руководство СМИ предприняло определенные действия для снижения степени конфликтности и агрессивности в пространстве пользовательских комментариев. Зарегистрированным пользователям-авторам публикаций в разделе «Блоги» разрешено модерировать посттекстовые комментарии. Многие блогеры «чистят» ленту комментариев, удаляя излишне агрессивные, конфликтные высказывания.

Комментарии болельщиков фигурного катания являются примером такого тренда современной журналистики, как хайп, хейт. Будучи востребованным коммуникационным продуктом, комментарии отражают особенности речевого поведения современных болельщиков и просто носителей языка.

 



Примечания

  1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект №22-28-01963 «Диалогическая коммуникация в новых медийных практиках: социокультурная, прагмастилистическая и коммуникативная специфика» (The Reported Study Was Funded by RSF, Project no 22-28-01963 “Dialogic Communication in New Media: Sociocultural, Pragmastylistic and Communicative Features”).
  2. Sports.ru. Раздел «Фигурное катание». Режим доступа: https://www.sports.ru/figure-skating/.
  3. В примерах сохранена авторская орфография, пунктуация и грамматика.
  4. Организация, запрещенная на территории РФ.

 

Библиография

Абросимова Е.А., Кравченко Ю.Д. Читательский комментарий как феномен интерпретации медиатекста (на материале интернет-комментариев и данных эксперимента) // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/231 (дата обращения: 05.03.2022).

Белютин Р.В. Немецкий спортивный дискурс: опыт прагмасемантического и лингвокогнитивного исследования: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Смоленск, 2019.

Горбачев А.М., Оноприенко А.В. Специализированный спортивный онлайн-ресурс нового типа Sports.ru // Челябинский гуманитарий. 2020. № 1 (50). С. 43–50. DOI: 10.24411/1999-5407-2020-10105.

Добросклонская Т.Г. Стилевая динамика современной медиаречи // Настоящее и будущее стилистики: сб. науч. ст. Междунар. науч. конф. (13-14 мая 2019 г.) / науч. ред. докт. филол. наук, проф. Е.Л. Вартанова; отв. ред. Н.И. Клушина, С.Ф. Барышева. М.: Флинта, 2019. С. 187–191.

Зильберт Б.А., Зильберт А.Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории: исследовательские задачи // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. Вып. 17. М.: МАКС Пресс, 2001. С. 45–55.

Ишемгулова А.И. Функционирование субдискурса нефтебизнеса в интернет-коммуникации // Вестник Башкирского ун-та. 2021. Т. 26. № 2. С. 435–440. DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.2.29.

Колокольцева Т.Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры речи. 2016. № 2. С. 96–104.

Кошкарова Н.Н. Трансформация жанра политического комментария в современной массовой коммуникации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. № 3 (40). С. 98–103.

Круглов А.С. Специфика коммуникативного взаимодействия в российском сегменте социальных медиа (на материале социальной сети «ВКонтакте» и видеохостинга «YouTube»): автореф. дис. …канд. филол. наук. Калининград, 2017.

Малышева Е.Г. Лингвокогнитивный анализ дискурса: базовые понятия, термины, методики и аспекты исследования (раздел в научной монографии) // Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: кол. монография / под ред. Г.Я. Солганика, Н.И. Клушиной, Н.В. Смирновой. М.: Флинта, 2014. С.72–81.

Малышева Е.Г. Тематическое своеобразие субдискурсов современного спортивного дискурсивного пространства (на материале текстов интернет-СМИ о дзюдо) // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: матер. 56-го междунар. форума (13–14 апреля 2017 г.) / отв. ред. В.В. Васильева. 2017. № 2. Т. 1. СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017. С. 266–267.

Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Новые жанры и форматы в современном спортивном интернет-дискурсе о фигурном катании // Коммуникативные исследования. 2021. № 2. С. 351–367. DOI 10.24147/2413-6182.2021.8(2).

Нестерова Н.Г., Цзюй Ч. Комментарий как форма интерактивного взаимодействия между слушателями радиопрограммы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 559–561. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10239.

Носовец С.Г. Редакционный комментарий как элемент новостного текста СМИ в социальных сетях: прагмастилистические особенности (на материале пабликов СМИ в «ВКонтакте») // Медиаскоп. 2018. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2441 (дата обращения: 20.02.2022).

Почкай Е.П. Перспективные направления теории любительской журналистики // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 26-1. С. 20–26.

Стексова Т.И. Комментарий как речевой жанр и его вариативность // Жанры речи. 2014. № 1−2 (9−10). С. 81–88.

Топчий И.В. Креативное комментирование журналистских материалов в социальных сетях: автореф. дис. …канд. филол. наук. Екатеринбург, 2021.

Якель А.О. Речевой жанр «агрессивный комментарий» как коммуникационный инструмент в виртуальном дискурсе новых медиа // Вестник Донецкого национального ун-та. Серия Д: Филология и психология. 2019. № 3. С. 76–80.

 

Caldwell D., Walsh J., Vine E. W., Jureidini J.(2016) The Discourse of Sport. Analyses from Social Linguistics. New York: Routledge. DOI: 10.4324/9781315644974.

Schirato T. (2015) Sports Discourse. London: Bloomsbury Academic.

Shekhovskaya Julia A. (2020) Metaphors in English-language sports discourse: Linguistic means of ‘MetaSelf’ expression. Journal of Theoretical Linguistics 17 (1): 87–100. Available at: http://www. skase.sk/Volumes/JTL43/index.html (aссessed: 09.03.2022).