Languages

You are here

Региональная тематика «Жэньминь Жибао» как компонент медиаобраза Китая

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Линь Фэй. Региональная тематика «Жэньминь Жибао» как компонент медиаобраза Китая // Медиаскоп. 2021. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2749

DOI: 10.30547/mediascope.4.2021.5

 

© Линь Фэй

аспирант кафедры периодической печати, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, (Москва, Россия), Lin.baby@mail.ru

 

Аннотация

В статье рассматривается региональная тематика «Жэньминь Жибао» как компонент медиаобраза Китая. По итогам анализа 433 материалов, опубликованных в течение января – июля 2019 года, определены основные параметры региональной тематики как компоненты, расширяющие медиобраз страны. К их числу следует отнести: количественные параметры присутствия региональной тематики, жанры подачи информации и диапазон тематики в освещении жизнедеятельности регионов. С помощью регулярного присутствия широкой региональной тематики с разными жанрами удается создать многосторонний медиаобраз страны.

 

Ключевые слова: общенациональная газета «Жэньминь Жибао», региональная тематика, медиаобраз, политика реформ и открытости Китая.

 

Региональная тематика в общенациональной газете страны «Жэньминь Жибао» свидетельствует о динамичном развитии китайской журналистики в современном цифровом обществе. Эту ее особенность как одной из медиасистем стран БРИКС отмечает Е.Л. Вартанова. Она считает, что это – «уникальный пример для понимания глобальных современных процессов, на которые оказывают влияние национальные ландшафты современных государств» (Вартанова, 2020: 10).

Прежде всего, это обусловлено тем, что в стране реализуется политика реформ и открытости, включающая программы ликвидации бедности и создания общества средней зажиточности cяокан к 100-летнему юбилею партии в 2021 году1.

Как сообщают китайские и российские информационные источники, в начале декабря 2020 г. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «Китай достиг запланированных целей по сокращению масштабов бедности в стране. За восемь лет китайским властям удалось вывести из нищеты все бедное сельское население, из-за черты бедности вышли почти 100 миллионов человек2. При этом, по мнению исследователей, страна будет останавливаться на достигнутом. «В 2020 году, когда осуществилось задуманное, началась разработка следующего документа по закреплению успехов в борьбе с бедностью – плана оживления сельских районов»3.

Образ регионов и его особенности функционируют как востребованные инструменты в формировании образа страны (Чжао, 2000: 14). Важной составляющей образа региона становится идентификация региональных образов, создаваемых и транслируемых в пространстве медиа. Информационные и аналитические публикации о регионе, представленные в СМИ, являются неотъемлемыми компонентами исследования многих социально-культурных и политических процессов (Щекотуров, Винокуров, 2020).

Как следствие, региональная тематика становится все более востребованной и начинает играть все большую роль в формировании медиаобраза страны, ориентированного на широкую аудиторию. Так как с усилением «китайского» фактора на международной арене и сближением российско-китайских отношений не только мировое сообщество, но и местное население с помощью газетного текста должно увидеть и понять, как страна смогла достигнуть одну из двух стратегических целей китайского народа в его «столетней борьбе» за свою «китайскую мечту».

Поэтому предметом данного исследования является региональная тематика, ориентированная на внутреннюю аудиторию, как компонент медиаобраза Китая. Но очевидно, что это опосредованно влияет и на внешнее восприятие страны, адресованное мировому сообществу, в том числе и российской аудитории.

Цель исследования – показать, что региональная тематика является востребованным компонентом расширенного и многогранного медиаобраза Китая. Для достижения этой цели нами был поставлен ряд задач, прежде всего, необходимо было определить основные параметры региональной тематики, которые позволяют говорить о ней как о компоненте медиаобраза страны. Результаты их решения частично представлены в данной статье.

Методология и методы данного исследования включает в себя комплексное использование сравнительного и типологического методов, а также методов интерпретации и концептуального анализа текста. Они базируются на основополагающих теоретических работах по журналистике, в которых изучены специфика журналистского творчества (Горохов, 1989; Свитич, 2010), роль журналистики в медиатизированном жизненном мире повседневности (Смирнова, 2020), задачи общенациональных печатных изданий в объединении информационного пространства (Фокина, 2013).

Особое внимание было уделено исследованиям, определяющим понятие «медиаобраз», и роли журналистики в его создании. Медиаобраз рассматривается как отраженное в журналистском тексте кодирование представлений автора о действительности или ее фрагменте, детерминированное концепцией адресата и установкой на архетипическую ориентацию аудитории (Хочунская, 2011), или как образ, который создается средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и является выражением общественного сознания в медиапространстве» (Морозова, 2017: 18). В китайском научном дискурсе, медиаобраз определяется как мимический образ, который не только является посредством/мостом для познания человеком окружающего мира, но и посредником между виртуальной реальностью и социальной реальностью (Ван, 2010; Цзянь, 2014) или как совокупность представлений людей о СМИ и явлениях, освещаемых в СМИ (Сюань, 2008).

В данной работе мы предлагаем понятие медиаобраза как сложной совокупности отражения элементов реальности, описанных в журналистских текстах, которая формирует представление о каком-либо явлении, процессе или человеке в сознании адресата.

Географические образы частей страны – конкретных районов, местностей, ландшафтов городов и др. являются важным компонентом образа страны (Колосов, 2008: 77). Как отметил Ним (2013: 121), изучение медийной репрезентации территории (в том числе страны) должно основываться на анализе образа региона в местных, национальных (федеральных) и зарубежных СМИ.

В данном случае эта научная литература потребовала конкретизации в привязке к китайской медиасистеме и соответственно роли печатных изданий в создании образа КНР. Работ на эту тему в последнее время появилось достаточно много, что вызвано растущей ролью Китая в мире. Интерес российских и китайских исследователей к этой теме обусловлен партнерскими и дружескими отношениями между нашими странами, которые активно развиваются в последние годы. Поэтому в рамках данного исследования акцент был сделан на ряде работ, посвященных формированию медиаобраза Китая как в российской, так и в китайской прессе. Внимание уделяется конструированному позитивному образу цифрового Китая, семантическим факторам для создания медиаобраза Китая в российских печатных СМИ, а также спецификам формируемого медиаобраза Китая, отражению образа Китая в российско-китайских отношениях в русскоязычных печатных СМИ КНР и др. (Го, 2020: 33; Осетрова, 2018; Ду, 2017).

Как видим, в этих работах в основном рассматривается внешний медиаобраз Китая, создаваемый китайской журналистикой. Но сегодня этого оказывается недостаточно, так как информация меняет векторы с центростремительных на центробежные. Важную роль в этом процессе играет газета «Жэньминь Жибао» (ЖЖ). Как государственное издание она определяет главные концепции развития медиасистемы страны, призванной отстаивать интересы народа. В качестве наиболее влиятельной и авторитетной прессы в Китае издание ЖЖ служит мостом между властью и народом, оно расширяет географию освещения жизнедеятельности, в том числе и сельских территорий (Шао, 2014: 158).

Поэтому ее усиливающийся интерес к региональной тематике является корректировкой ее информационной стратегии и весьма обоснован происходящими событиями в стране. Прежде всего тем, что региональная политика Китая подразумевает поэтапную реализацию намеченных государством планов. Это связано с тем, что центральные документы предоставляют общий «маршевый путь» (marching route) для всех регионов в Китае (Zhong, 2003: 130). Так, например, первый этап – это обеспечение ускоренного развития отдельных районов страны, которые стали затем «локомотивами» экономического роста. Эта тенденция ориентации на региональную политику, решения внутренних задач государства нашла отражение в работах С.К. Песцового (2019), Ю.Н. Гладкого (2013), Е.Н. Самбуровой (2014) и др.

Изучение этих работ стало необходимым, так как на их основании стало возможным определить понятие «региональная тематика» применительно к китайской действительности и ее основные параметры, которые позволяют говорить о ней как компоненте, расширяющим медиобраз страны.

Сегодня Китай – высокоиндустриальная страна, с развитой системой городов, но параллельно сохранились большие сельские территории, в которых идет активная работа по преодолению «типа бедности структурного дисбаланса» и «типа бедности, связанного с болезнью». Исследователи отмечают, что неравномерное развитие территории КНР является основной проблемой в сфере национального регионоведения Китая (Макеева, 2019: 226). Неравномерность экономического развития Китая – главная причина сохранения отдельных отраслей с низкой производительностью труда, а значит, и бедных районов, хотя страна имеет современную промышленность и развитую систему городов» (Бони, 2020).

Именно это определяет сегодня специфику региональной тематики Китая, под которой мы будем понимать весь спектр тем, рассказывающих о жизнедеятельности регионов «поднебесной». Китайский регион как сложная динамичная система, включающая территориальную, воспроизводственную, ресурсную подсистему и систему культурных ценностей (Кучинска, Абрамов 2009: 210). Это связано с характеристическими чертами регионов, различных по своему географическому положению, запасам природных ресурсов, истории, ментальности, экономическому и культурному развитию. Иначе говоря, китайский регион разнороден. Чтобы управлять заметными различиями между регионами Китая и насущными проблемами (Liefner, Wei, 2014: 1; Макеева, 2019: 226), региональные правительства несут ответственность за реализацию программных документов, включая «Программу оказания помощи бедным сельским районам и их развития (2011–2020 гг.)» на региональном уровне.

К основным характеристикам, которые делают региональную тематику составляющей медиаобраза, следует отнести: количественные параметры присутствия региональной тематики на газетной полосе, жанры подачи информации и диапазон тематики в освещении жизнедеятельности регионов.

В данном исследовании использовались количественные и качественные методы при анализе публикаций «Жэньминь Жибао». Прежде всего, это метод случайной выборки, в соответствии с которым анализу подлежал номер газеты, вышедший семнадцатого числа каждого месяца. По дате выхода это был шестой номер издания. В итоге было отобрано 433 публикации. Полученные данные были статистически обработаны.

Обозначенные рамки исследования – с января по июль 2019 года – выбраны не случайно, так как 18 декабря 2018 года исполнилось 40 лет «политики реформ». Поэтому они были обусловлены тем, что была одна из самых актуальных или «горячих» тем в печати, отражающая достаточно активный период по реализации долгосрочных стратегических планов, поставленных партией перед народом.

«Ликвидация бедности, улучшение благосостояния народа, реализация “всеобщего благоденствия” – это коренное требование социализма, главная миссия партии», – подчеркивает председатель КНР Си Цзиньпин и разъясняет: «Сегодня жизненный уровень большей части населения страны сильно вырос, появились группа населения со средними доходами (средний класс), а также группа населения с высокими доходами, но все еще существует большая группа населения с низкими доходами. И по-настоящему помощь нужна как раз группе с низкими доходами. К 100-летию нашей партии, если не будет решена проблема ликвидации бедности, как же выполнить основную цель партии? Как мы выполним наши обязательства?»4.

К тому же это был период перед начавшейся спустя некоторое время эпидемией коронавируса, затормозившей реализацию программ национального развития, которые определяют долгосрочные цели и направления наращивания комплексной мощи страны. Но, как оказалось, пандемия не смогла помешать их осуществлению к 2021 г. Об этом сообщили российские и китайские СМИ. Речь в них идет о реализации идеи «четырех модернизаций», то есть о качественных изменениях в сельском хозяйстве, промышленности, науке и технологиях, вооруженных силах, которые в анализируемый нами период происходили во всех провинциях Китая5. Об этом свидетельствуют полученные нами данные.

 

Результаты исследования

В процессе работы были определены основные параметры региональной тематики, которые позволяют говорить о ней как компоненте, расширяющем медиаобраз страны.

Количественные параметры присутствия региональной тематики на газетной полосе – это одна из основных характеристик, позволяющая говорить о том, что «Жэньминь Жибао» («ЖЖ») создает полную и разностороннюю медиакартину, в которой представлены все регионы Китая. По результатам проведенного анализа средний объем материалов региональной тематики в номере составил 44.1%. (см. табл. 1)

 

Таблица 1

Количественные параметры упоминания регионов (в % к числу публикаций)

 

Номер газеты «ЖЖ»

Текст–упоминание регионов

Общее число текстов

%

17 января 2019 г.

36

94

38,3

17 февраля 2019 г.

15

37

40,5

17 марта 2019 г.

13

29

44,8

17 апреля 2019 г.

56

107

52,3

17 мая 2019 г.

35

89

39,3

17 июля 2019 г.

36

77

46,8

Всего

191

433

44,1

 

Как видно из табл. 1, наименование регионов упоминается в 191 тексте, т.е. географически страна представлена в газете достаточно полно. В то же время наблюдается разброс в числе публикаций в номерах, попавших в выборку. Это объясняется форматом выхода издания. По будням газета выходит на двадцати полосах, по субботам и воскресеньям – на восьми полосах.

Следовательно, в контексте номера пропорция подачи международной, центральной и региональной тематик практически соблюдена. Более того, информация о регионах даже несколько преобладает: на международную и центральную тематику вместе в среднем остается 55,9%. Более того, жизнь разных провинций страны освещается регулярно, что подтверждают данные табл. 1. Нет заметных колебаний в количестве публикаций на протяжении всего периода исследования в течение января – июля 2019 года.

Двадцатиполосные издания «ЖЖ» публикуют в пределах 56–36 текстов, что в процентах составляет от 52,3% до 38,3%. Восьмиполосные выпуски – 13–15 текстов или соответственно – от 44,8% до 40,5%. Это позволяет утверждать, что фактор регулярности позволяет как бы «накапливать» или «наполнять» медиаобраз регионов, так как за счет продолжительного присутствия региональной тематики на полосе газете удается рассказать о разных сферах жизнедеятельности разных народов, населяющих страну, их самобытной культуре, истории.

Это подтверждает, что явления действительности, которые журналистика Китая в лице первой газеты страны отражает в медиакартине мира, представляют собой сложный сплав единичного, особенного и всеобщего (Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин, 2015: 45). В определенной степени его дополняют и другие параметры.

Жанры подачи региональной информации являются не менее значимым параметром формирования медиобраза Китая. В данном случае тексты анализировались в «ЖЖ», выходящей на китайском языке. Этот фактор издание учитывало при планировании каждого номера, адресованного в основном жителям своей страны.

 

Таблица 2

Жанры публикаций о регионах

 

Жанры региональной тематики

(в % к числу публикаций)

Ранжировано по 2-й колонке

Жанры

Ранг

Информационные
(новости-факты, новости-персоны, новости-процессы, репортаж, фоторепортаж и т.д.)

67,5

1

Аналитические
(статья, корреспонденция, комментарий и т.п.)

22,5

2

Коммуникативные
(письма в редакцию, ответы на письма)

1,6

4

Публицистические
(мемуары, воспоминания, эссе)

8.4

3

 

По данным, представленным в табл. 2, видно, что приоритетные позиции занимают информационные тексты (67,5%). Затем идут аналитические материалы (22,5%). Публицистика представлена достаточно скромно (8,4%) и минимально в газете представлены коммуникативные информации (1,6%). Это в определенной степени показывает, каким образом ведущая газета страны реформировала жанровую подачу материалов, смещая акценты с аналитики на информацию, и сокращая, но при этом не отказываясь от публицистики и обратной связи с читателями.

 

Таблица 3

Информационные жанры публикаций о регионах

 

Информационные жанры

(в % к числу публикаций)

%

Новости-факты

39,2

Репортаж

9,4

Фоторепортаж

6,3

Новости-процессы

5,8

Информационное интервью

2,6

Новости-персоны

2,1

 

Более подробный анализ информационных жанров показывает, что не только увеличивается количество информации в сообщениях, но она принимает различные формы. Причем, как следует из табл. 3, существенно увеличивается число коротких новостей: новости-факты – 39,2%, новости-процессы – 5,8%. Это объясняется рядом причин, в числе которых следует назвать и изменение форм медиапотребления. Сегодня молодое поколение в основном читает газету в электронном виде, но при этом сохраняется и ее печатная версия, адресованная более старшему поколению и в основном живущему в глубокой провинции. 

 

Таблица 4

Аналитические жанры

 

Аналитические жанры

(в % к числу публикаций)

%

Комментарий

11

Аналитическая корреспонденция

7,3

Статья

2,6

Аналитическое интервью

1,6

 

Нетрудно заметить по данным, приведенным в табл. 4, что публикации, посвященные Китаю, носят аналитический характер. Среди аналитических жанров встречаются следующие: комментарий, аналитическая корреспонденция, статья и аналитическое интервью. Учитывая интересы аудитории, новые формы обращения с газетой в онлайне, газета отдает предпочтение комментарию (11%) и аналитической корреспонденции (7,3%). Это позволяет сделать аналитику более доступной и понятной большему числу читающих.

Исходя из общего количества публикаций, аналитических жанров (22.5%) в три раза меньше, чем информационных (67.5%). Однако здесь нужно учитывать, что аналитические материалы часто занимают больший объем на полосе по сравнению с информационными публикации, и подобное соотношение в таком случае, вероятно, является грамотным.

Необходимо также обратить внимание на то, что аналитические тексты по региональной тематике публикуются на отдельной полосе под общей рубрикой «Комментарии». Внутри полосы они могут быть напечатаны в таких внутренних разделах (подрубриках), как «Глубинное фокусирование», «На передовой», «Из блокнота журналиста», «Собранные доказательства», «Собственное мнение», «Давай обсудим» и др. При этом авторами публикаций в разделе «Давай обсудим» являются читатели как печатной, так и электронной версий «ЖЖ». Это говорит о том, что не только журналист, герой его статьи, но и рядовой читатель становится полноправным участником создания каждого газетной номера.

В определенной степени конкретные люди, их судьбы из самых разных регионов страны представлены в текстах публицистических и коммуникативных жанров.

 

Таблица 5

Публицистические и коммуникативные жанры

 

Публицистические жанры

(в % к числу публикаций)

%

Мемуары, вспоминания

4,2

Эссе

4,2

Коммуникативные жанры

%

Письмо в редакцию

1

Ответ на письмо

0,6

 

Данная группа жанров занимает небольшое место на газетной полосе. Так, всего было найдено восемь текстов, которые можно отнести к мемуарам или воспоминаниям (4,2%). Один из них в подборке «Для возрождения нации: имена пламенных патриотов Родины» рассказывает о героях войны против японских захватчиков (ЖЖ.: 17.01.2019)6, другой – о героях движения «Третий фронт», берущего начало в 1964 г. (ЖЖ.: 17.04. 2019)7.

Но эти и подобные им персоноифицированные тексты оказывают серьезное влияние на аудиторию, так как с их помощью газета способствуют созданию «сообщества единой судьбы» – единого китайского народа. Тем самым она вносит свой вклад в формирование таких национальных черт характера как самоотверженность, патриотизм, трудолюбие, преодоление трудностей и сохранение оптимизма в любых обстоятельствах, что является основными ценностями нашего общества. В определенной степени публикации, которые мы отнесли в группу коммуникативных жанров, подтверждают, насколько важна не только информационная, но и воспитательная функция газеты.

Как следует из табл. 5, коммуникативные жанры только занимают всего 1,6% от всех сообщений о жизнедеятельности регионов. Это письма в редакцию и ответы на них, которые по сути являются журналистским расследованием. Примером может служить публикация «Почему переселенные жители не могут получить свидетельство о праве на собственность на недвижимость за последние 20 лет?» в рубрике «Письмо читателей» (ЖЖ.: 17.06.2019)8. Газета провела собственное расследование и помогла жителям Гуанчжоу получить необходимые документы. Это далеко не единственный пример, но он свидетельствует о тенденции газеты к адресности публикаций, что явно видно при анализе ее тематики.

Диапазон тематики в освещении жизнедеятельности регионов. Особое внимание в процессе исследования заслуживает тематика публикаций как очень значимый компонент в конструировании медиаобраза страны. Это вполне закономерно, так как по своему предназначению «ЖЖ» как государственная газета одной из первых начала писать о специфике реализации государственной политики в Китае, путях и методах ее решения, позволившей в короткие сроки – жизни двух поколений – фактически добиться ликвидации абсолютной бедности в стране с 1,4-миллиардным населением. Именно региональная тематика – это информация о реальной обстановке в разных регионах страны, в городе и деревне, в Северном, Центральном и Западном регионах, о жизни стариков и детей, тех, кто создает национальные ресурсы и тех, кто учится. Рассказывая о регионах, газета называет адреса тех, кому страна помогает, показывает, кто помогает и конкретно несет ответственность, как лучше помогать в каждом конкретном случае.

Поэтому, если суммировать публикации издания за определенный период времени, то с их помощью можно проанализировать ситуацию в каждом отдельном регионе и в стране в целом. С их помощью понять – в чем высокая степень эффективности работы по ликвидации бедности в КНР в последние годы и в чем ошибки и слабые места, и кто в этом виноват. Стратегия адресной журналистской деятельности, которую реализует газета «Жэньминь Жибао», во многом повторяет деятельность правительства в борьбе с бедностью, которая в итоге позволяет учесть этот опыт и при решении следующей задачи – полностью завершить построение общества средней зажиточности cяокан. 

Поэтому при анализе 433 публикаций «ЖЖ», отобранных по методу случайной выборки, и разработке кодификатора региональных тематик, мы учитывали два фактора. Первый фактор – это государственные документы, и, прежде всего, положения руководителя страны Си Цзиньпина, которые легли в основу его новой стратегии. Она включает шесть основных направлений, известных как «люгэ цзяньчы» (六个坚持”) – «шесть твердо проводить». Первое – «руководство партии, усиливать гарантию организации»; второе – «адресную стратегию борьбы с бедностью»; третье – «наращивание инвестиций, усиление поддержки борьбы с бедностью средствами»; четвертое – «мобилизацию общества, концентрацию сил всех сторон»; пятое – «исходя из твердости требований, продвигать настоящую работу»; шестое – «проводить линию: массы – субъект, стимулировать внутренние потенциальные силы»9 (прим. расшифровка терминов в двух статьях Бони, 2020).

Второе – непосредственно анализ самих публикаций и определение их основных тем, которые наиболее часто повторяются (см. табл. 6).

 

Таблица 6

Темы публикаций о регионах (в % к числу публикаций)

 

Темы

Ранжировано по 3-й колонке

Число текстов

N=191

%

Ранг

1. Работа региональных органов власти

23

12

1

2. Работа региональных органов правопорядка (обеспечение безопасности жизни, транспорта, информации)

18

9,4

2–3

3. Экология, благоустройство, озеленение регионов

18

9,4

2–3

4. Культурная индустрия, культурный туризм, киноиндустрия

15

7,9

4

5. Охрана памяти культуры, обеспеченность учреждениями культуры, кадры, охрана местных промыслов

12

6,3

5–6

6. Спорт, физкультура

12

6,3

5–6

7. Сельское хозяйство

11

5,8

7

8. Развитие производственной сферы, промышленных предприятий. Среднего и малого бизнеса

9

4,7

89

9. История, патриотическое воспитание

9

4,7

89

10. Инфраструктура, строительства дорог, поезд, других коммуникаций

8

4,2

1013

11. Развитие экономики региона в целом

8

4,2

1013

12. Морально-этическая тематика

8

4,2

1013

13. Сфера образования, наука

8

4,2

1013

14. Социальное обеспечение (пенсионная сфера, инвалиды, добровольная службы, занятость)

7

3,7

14

15. Сфера здравоохранения (обеспеченность медучреждениями, качество медицинских услуг, обеспечение безопасности питьевой воды)

5

2,6

1516

16. Работа государственных органов власти

5

2,6

1516

17. Другое

4

2,1

17

18. Работа учреждений торговли (обеспеченность товарами, ценовая политика)

3

1,6

1820

19. Досуг

3

1,6

1820

20.Проведение собрания на межгосударственном, государственном и межрегиональном уровнях в городе

3

1,6

1820

21. Состояние ЖКХ

1

0,5

2122

22. Стихийное бедствие

1

0,5

2122

 

Как следует из табл. 6, темы представлены по числу текстов, в которых они разрабатываются журналистами. На первые позиции выходят публикации о работе региональных органов власти (12%) и органов правопорядка (9,4%). Это свидетельствует о том, что реализация государственной политики – шести основных направлений – находится под неустанным контролем власти и структур правопорядка. Не менее значимы темы экологии (9,4%), культуры (7,9%), спорта и физкультуры (6,3%) и др.

Взятые вместе, они показывают, насколько широк и разносторонен подход газеты к освещению жизнедеятельности регионов. При этом каждая из этих тем дополняет медиаобраз страны, показывает динамику его развития. Важная черта современного подхода – его многогранность, что подтверждается разработанным нами кодификатором (см. табл. 6).

Широта современного подхода создается «ЖЖ» не только с помощью политических и экономических тем, но и таких тем, как образ жизни, культура, объединяющая историческое прошлое и настоящее, традиции и новаторство во всех сферах жизни. Так, газета рассказывает о строительстве тематико-туристского поселка в «Ш Дяао» в провинции Чжэцзян, посвященного национальной шаосинской опере (ЖЖ.: 17.01.2019)10 и создании культурно-тематического парка в городе Гуанчжоу (ЖЖ.: 17.06.2019)11, современной киностудии в городе Циндао (ЖЖ.: 17.06.2019)12 и др.

Сами эти проекты связывают прошлое и настоящее и в итоге помогают китайскому народу лучше понять себя, знать свое прошлое и осознанно идти вперед, создавая свое будущее. Недаром, многие исследователи считают, что «в Китае народ – важнейшая экономическая категория. Народ Китая является не только бенефициаром всех усилий и мер по развитию экономики, но и сам является драйвером этой экономики и вовлечен в процесс сполна»13.

Именно такой медиаобраз в совокупности всех обозначенных нами в табл. 6 тем создает «ЖЖ».

 

Выводы

Впервые в российских медиаисследованиях была изучена связь между региональной тематикой прессы и медиаобразом страны на примере общекитайской газеты «Жэньминь Жибао». Выявлены основные параметры региональной тематики, которые позволяют говорить о ней как компоненте, расширяющем медиобраз страны. К их числу следует отнести: количественные параметры присутствия региональной тематики, жанры подачи информации и диапазон тематики в освещении жизнедеятельности регионов.

Результаты аналитического исследования 433 журналистских текста показали, что

газета «ЖЖ» регулярно пишет о широких сферах жизнедеятельности разных народностей, населяющих страну, их самобытной культуре, истории. Во время чтения можно многое узнать о реальной обстановке в городе и деревне, в Северном, Центральном, Западном и Южном регионах.

При исследовании жанровых предпочтений в материалах о регионах обнаружилось, что государственное издание уделяет большое внимание информированию о важнейших событиях региона. При этом в аналитических текстах говорится о причинах региональных событий, тенденциях их развития и передовом опыте решения вопросов. Редко присутствует активное взаимодействие между редакцией и читателем.

Как отметил Тертычный, «явления, события, процессы, ситуации должны рассматриваться осознанно, мысленно соотноситься с более широким социальным контексте» (2019: 348). На основании полученных данных можно утверждать, что общекитайская газета «ЖЖ» во многом соответствует как направлению политики страны, так и тенденциям развития медиасистемы страны. Включенная в сложный процесс реализации государственных планов, она, понимая всю сложность их выполнения, начинает активно развивать региональную тематику. Тем самым она не только информирует население страны о происходящем в разных провинциях, но и способствует сохранению единого информационного пространства, реформированию всего уклада жизни страны, созданию условий для ускорения развития Китая.

По сути она выполняет свою миссию государственного издания – способствовать выполнению властью своей главной задачи, которая заключается в помощи регионам и обеспечении занятости, поддержании уровня жизни населения, обеспечения функционирования рынка. Персонифицируя информацию и давая конкретные адреса, газета тем самым расширяет представление о Китае, делает его образ многогранным.

Для внутреннего имиджа народ осознает, что он является важнейшим субъектом и производящим, и потребляющим результаты своего труда как блага. Для внешнего медиаобраза – созданная руководством Китая замкнутая система, создающая эндемическую экономику, становится привлекательной для налаживания партнерства, в первую очередь с Россией. Результаты такого сотрудничества – это возможность создания многополярного мира, в котором нет места бедности и противостоянию.

 



Примечания

  1. Полный текст Белой книги «Действия по ликвидации бедности и прогресс в сфере прав человека Китая» // Жэньминь Жибао. 2016. Нояб., 08. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n3/2016/1108/c31521-9138861.html
  2. Как Китаю удалось вывести сотни миллионов человек из бедности // РИА. 2020. Дек., 15. Режим доступа: https://ria.ru/20201215/kitay-1589393380.html
  3. Си Цзиньпин и полное преодоление в стране крайней нищеты // News. 2021. Нояб., 8. Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/243552109
  4. Бони Л.Д. Ликвидация бедности в Китае. Ч.1. // Азия сегодня. №8. С. 4–12. Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/boni-asia-1.pdf
  5. Цит. по.: Морозов М. «Китайское чудо» в глобальной ликвидации бедности // Труд. 2021. Февр., 26. Режим доступа: https://www.trud.ru/article/23-10-2020/1395533_kitajskoe_chudo_v_globalnoj_likvidatsii_bednosti.html; Баландин Р. Порог бедности: как Китаю удалось избавить от нищеты 800 млн жителей // ТАСС. 2020. Февр., 26. Режим доступа: https://tass.ru/opinions/10790289
  6. Газета Жэньминь Жибао. 2019. Янв., 17.
  7. Газета Жэньминь Жибао.2019. Апр., 17.
  8. Почему переселенные жители не могут получить свидетельство о праве собственности на недвижимость за последние 20 лет? [回迁户缘何20年办不成房产证] // Жэньминь Жибао. 2019. Июн., 17. (На китайском языке). Режим доступа: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2019-06/17/nw.D110000renmrb_20190617_1-07.htm
  9. Chen Li talks about Xi Jinping’s Compendium of Poverty Alleviation Provisions. People’s Daily [陈理谈《习近平扶贫论述摘编》]. 2018. Нояб., 13. (На китайском языке). Режим доступа: http://theory.people.com.cn/n1/2018/1113/c-40531-30397610.html (accessed: 29.10.2020).
  10. Газета Жэньминь Жибао. 2019. Янв., 17.
  11. Газета Жэньминь Жибао. 2019. Июнь, 17.
  12. Там же.
  13. Как Китаю удалось вывести сотни миллионов человек из бедности. 2020. Июнь, 20. Режим доступа: https://ria.ru/20201215/kitay-1589393380.html

 

Библиография

Бони Л.Д. Ликвидация бедности в Китае. Ч.1. // Азия сегодня. 2020. №8. С. 4–12.

Бони Л.Д. Ликвидация бедности в Китае. Ч.2. // Азия сегодня. 2020. №9. С. 10–17.

Ван П.Ц. Теоретические предпосылки, исторический контекст и тенденции развития исследования «Медиаобраз» [王朋进. 媒介形象研究的理论背景、历史脉络和发展趋势] // Китайский журнал журналистики и коммуникации. 2010. № 6. С. 123–128. (На китайском языке).

Вартанова Е.Л. Медиасистема в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии (на примере медиасистем стран БРИКС) // МедиаАльманах. 2020. Вып. 4. С. 8–17.

Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М.: Высш. шк., 1989.

Го Л. Образ цифрового Китая в российских средствах массовой информации. // Научный диалог. 2020. № 10. С. 26–36.

Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Н. Гладкий, В.Д. Сухоруков. М.: Академия, 2013.

Колосов В.А. Географические образы и геополитические представления: пути формирования и подходы к изучению // Вестник ДВГСГА. Серия 1. Гуманитарные науки. 2008. № 1 (1). С. 72–91.

Кучинская Т.Н., Абрамов В.А. Комплексное понимание «китайского региона» как социоприродной системы // Известия Иркутского государственного университета. Серия.: Политология. Религиоведение. 2009. № 1 (3). С. 189–212.

Макеева С.Б. Проблемы неравномерного развития Китая в работах китайских ученых-регионоведов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24. № 1. С. 225–236. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.1.20

Морозова О.В. Речевые способы формирования образа России в российских и американских СМИ: дис. канд. … филол. наук. Саратов, 2017.

Напалкова И. Г., Курочкина К. В. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования // Экономическая история. 2018. Т. 14. № 4. С. 404–413.

Ним Е.Г. Медийный образ территорий: социологический анализ // Философия социальных коммуникаций. 2013. № 3 (24). С. 119–125.

Осетрова Е.В. Китай в медиакартине мира / Е.В. Осетрова, Чэнь Кэюй // Сибирский филологический форум. 2018. № 3 (3). С. 20–30.

Песцов С.К. Управление региональным развитием: Опыт Китая // Фундаментальные исследования. 2019. № 10. С. 57–63. Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42564 (дата обращения: 05.01.2021).

Самбурова Е.Н. Региональные диспропорции современного развития экономики Китая // Вестн. Моск. ун-та. Серия 5. География. 2014. № 4. С. 49–55.

Свитич Л.Г. Социология журналистики. Методология, методы, направления и результаты исследований. М.: ВК, 2010.

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Жанры публикаций в городской газете // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2015. № 4. С. 44–50.

Смирнова О.В. Роль журналистики в медиатизирующемся жизненном мире повседневности / О.В. Смирнова, Л.Г. Свитич, М.Г. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9, № 4. С. 595–611.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019.

Фокина О.А. Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Москва, 2013.

Фэй Л. Роль прессы в формировании медиаобраза Китая (по материалам изданий «Российская газета» и «Независимая газета») // Медиаскоп. 2020. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2678 (дата обращения: 07.01.2021).

Хочунская Л.В. Медиаобраз как диалог ценностей. М.: Российский университет дружбы народов, 2011.

Цзянь Г.Ю. Медийное конструирование реальности: теоретические истоки, модель конструирования и соответствующие механизмы: кандидатская диссертация. [江根源. 介建构现实. 理论溯源、建构模式及相关机制]. Ханчжоу, 2013. (На китайском языке)

Чжао Ц.Ч. Необходимо придавать большое значение роли сообщений об образе регионов в формировании образа страны [赵启正. 要高度重视区域形象报道在树立国家形象中的作用] // Китайский журналист. 2000. № 10. С. 14–16. (На китайском языке)

Шао Ю.Х. Изучение полос партийной прессы. [邵云红. 党报版面研究]. Пекин: Жэньминь Жибао. 2014. (На китайском языке)

Щекотуров А.В., Винокуров В.В. Форпост или регион международного сотрудничества: как менялись образы Калининградской области в российских СМИ в 2014−2018 гг. // Медиаскоп. 2020. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2640 (дата обращения: 07.01.2021).

 

Liefner I and Wei YD (2014) Introduction: innovation and regional development in China. In Liefner I and Wei D (eds.). Abingdon: Routledge.

Zhong Y (2003) Local Government and Politics in China: Challenges from Below. Armonk, London: M.E. Sharpe (Studies on contemporary China).