Рецензия на учебник и В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой «GR лоббизм: теория и технологии». М.: Издательство «Юрайт», 2021
Ссылка для цитирования: Гринберг Т.Э. Теория и практика взаимодействия негосударственных структур с органами государственной власти (GR) в отечественной литературе 2000-2020 гг. // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2720.
DOI: 10.30547/mediascope.3.2021.5
@ Гринберг Татьяна Эдуардовна
доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), gritajourn@mail.ru
Аннотация
Обзор представляет собой анализ монографий и учебных пособий, посвященных наиболее сложным направлениям связей с общественостью – GR и лоббизму, которые начали издаваться с 2000 годов, когда активно начинается осмысление этих профессиональных сфер коммуникационной деятельности, и появляются в настоящее время; и попытку увидеть осмысление профессии в динамике, в процессе становления терминов и понятий, развития идей параллельно развитию самих взаимоотношений бизнеса с властью, возникновению профессионального рынка, разработке правовой сферы, изучению зарубежного опыта и обогащению свежим российским опытом GR-коммуникаций и лоббизма экономических структур разных сегментов рынка.
Ключевые слова: государственная власть, взаимодействие бизнеса и власти, GR, лоббизм, связи с общественностью
Взаимодействие любой организации с органами государственной власти – пожалуй, одно из самых сложных и недостаточно изученных направлений современных связей с общественностью в российском контексте. Традиционно сложилось, что теоретическое осмысление актуальных аспектов связей с общественностью начинается с освоения зарубежного опыта, за которым следуют отечественные ученые и специалисты. Так было с общими представлениями о связях с общественностью, эта «вторичность» сохранялась и для исследований российских реалий различных видов связей с общественностью в зависимости от аудиторий (корпоративные коммуникации, медиарилейшнз) или задач PR (антикризисное реагирование, управление репутацией). Для российской науки и практики связей с общественностью характерна некая закономерность: сначала публикуются теоретические работы зарубежных авторов, затем – исследования практики зарубежного лоббизма, прежде всего, и только позднее – GR; потом приходит понимание, что никакие самые эффективные механизмы других стран «не работают» без оценки особенностей российского бизнеса, практики принятия решений отечественными органами власти и только после этого адекватен анализ технологий GR-коммуникаций в российских реалиях и практических кейсов. Наибольшую ценность представляют работы, которые включают сравнительный анализ зарубежного и российского опыта, историю развития GR в России, анализ факторов, влияющих на осуществление взаимодействия с органами власти в России и рынка профессиональных услуг в этой области, описание алгоритмов, технологий GR и динамики их развития, анализ практических кейсов в области GR. Это сфера междисциплинарная, к ней прикован интерес специалистов в области политологии, политического менеджмента, государственного управления, коммуникаций, медиа, связей с общественностью.
Пока даже в определениях GR много разночтений, часто встречается смешение понятий GR и лоббизм, попытки «очертить» границы GR сталкиваются с недостаточной проработанностью правовой и несовершенством институциональной базы GR.
Тем не менее, теория GR развивается, и в том числе благодаря работам отечественных исследователей и практиков.
Лоббизм в России и за рубежом
В 2004 году выходит книга А.Э. Бинецкого «Лоббизм в современном мире» (2004). Алексей Эдуарович Бинецкий – известный юрист, в то время кандидат экономических наук, уже работавший над докторской диссертацией по проблемам лоббирования в РФ, и участник группы разработчиков законопроекта о лоббизме, который опирался на опыт США и предполагал обязательную регистрацию лиц, осуществляющих лоббистскую деятельность (рассматривался Государственной Думой в 2003 году и был отклонен). Книга ставит вопросы о необходимости лоббизма и его регулирования. Автор раскрывает понятие лоббизма как инструмента влияния на решения органов власти, отмечая одним из условий необходимость соблюдения демократических принципов организации общества. На примере США, ФРГ описывает модели и институты лоббизма и возможность заимствования их в российских реалиях. Особенно интересен раздел, посвященный принципам и технологиям международного лоббизма, которые актуальны и сегодня, равно как и разговор о принятии закона о лоббизме в РФ.
В 2008 году тему лоббизма за рубежом продолжают президент, один из основателей ГУ-ВШЭ, известный политик А.Н. Шохин, который занимается взаимодействием власти и общества с 1990-х годов и молодой исследователь Е.А. Королев (2008). В работе они анализируют использование двух моделей – компаративистской (ограниченное количество союзов, имеющих право представительства интересов бизнеса перед органами власти) и плюралистической (неограниченное количество институтов, имеющих право представительства бизнеса, и конкуренция между ними) – в практике лоббирования интересов бизнеса во власти разными структурами и объединениями в странах Евросоюза (в динамике от компаративизма к плюрализму от Австрии, Франции, Великобритании – к Германии). Интересны технологии «социального партнерства», политической сети, сотрудничества с профильными министерствами и др. Для российских специалистов книга полезна, прежде всего, возможностью ознакомления с существующими моделями лоббистской деятельности – проблематике российского лоббизма в ЕС в этом исследовании посвящено всего несколько страниц.
Для А.Н. Шохина эта тема продолжает серию его исследований о структуре власти и законотворчестве (1997, 1999). Позднее выйдет сборник его докладов «РСПП и цивилизованный лоббизм» (2012), который воплощает его идеи диалога между бизнесом и властью («цивилизованного лоббизма») как основу работы Российского союза промышленников и предпринимателей, и «Взаимодействие бизнеса и власти в межгосударственных институтах глобального управления» (2018) издательства ГУ-ВШЭ, в которой описаны принципы диалога мировых деловых кругов с межправительственными организациями.
Стоит отметить появившуюся уже в 2006 году среди исследований, посвященным лоббизму, работу С.Г. Кордонского «Рынки власти: Административные рынки СССР и России» (2006). Симон Гдальевич Кордонский, кандидат философских наук, начал работать в ВШЭ в 2006 году, ныне профессор, заведующий кафедрой местного самоуправления департамента политики и управления факультета социальных наук, является автором «теории административного рынка», сформировавшегося еще в СССР и сегодня продолжающего действовать с небольшими трансформациями вместо рынка «свободного». Административный рынок, по мнению С. Кордонского, – это «жестко, но многомерно иерархизированная синкретичная система, <…> в которой социальные статусы и потребительские блага конвертируются друг в друга по определенным отчасти неписанным правилам, меняющимся во времени» (2006: 6).
Это исследование ярко выделяется в литературе, посвященной взаимодействию бизнеса и власти, и авторским взглядом, и философско-социальным подходом, и анализом организационной и функциональной структуры «административного рынка» в советское время и фиксацией ее изменений в постперестроечные годы, и анализом важных социальных страт, и авторским инструментарием («веерными матрицами») как формализованным представлением об устройстве СССР как административного рынка. К сожалению, изданная в 2006 году книга ограничивается оценкой дальнейшего развития «административного рынка» в России в 1997 году. Но понимание рынка и факторов, влияющих на его динамику, может помочь и сегодняшним специалистам по GR-коммуникациям.
Вышедшая в 2012 году книга И.В. Толмачевой «Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью» (2012) не претендует на глубокую проработку проблем отрасли, но ее популярный характер позволяет неподготовленному читателю познакомиться с таким явлением, как лоббизм. Построенная на повествованиях экспертов, она, скорее, подводит к пониманию профессии, представляет собой некое введение в специальность.
GR – это не лоббизм!
В 2007 году выходит ставшая одной из классических в российской теории GR монография тогда совсем молодого выпускника аспирантуры, преподавателя ГУ ВШЭ и создателя центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, а сегодня соучредителя «Национальной лиги специалистов по связям бизнеса и государства» П.А. Толстых «GR. Практикум по лоббизму в России» (2007), изданная при содействии агентства политического консалтинга «Никколо М». Годом раньше вышла работа «Практика и особенности лоббизма в Государственной Думе Российской федерации», победившая на конкурсе Российского гуманитарного фонда, на которой в большей степени и основывается «Практикум».
Понятия GR-специалиста и лоббиста еще не разделены, в работе они представлены как синонимичные, но впервые появляется название профессиональной деятельности GR (government relation) и понятийный аппарат лоббистской деятельности. Работа включает и новейшую историю лоббистской деятельности в ГосДуме РФ, и представление субъектов (отраслевых лобби, аграрного лобби, монополий, финансово-промышленных групп), объектов, предмета и технологий лоббистской деятельности времен Государственной Думы четвертого созыва (2003–2007 гг.) и представляет теоретическое осмысление наиболее заметных кейсов лоббистских кампаний в работе этой Думы. И, хотя материал сегодня интересен в большей степени как историческая справка, он позволяет соотнести происходящее тогда с современными реалиями, потому что какие-то субъекты ушли с рынка, а какие-то продолжают развиваться. Автор также возвращается к вопросу необходимости принятия в РФ закона о лоббизме. Следующая крупная работа П.А. Толстых «GR: Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практике лоббирования» (2020) преодолевает рамки описания лоббистских технологий, характерных только для законотворческих органов власти, рассматривает особенности лоббизма крупных субъектов девяти отраслей экономического рынка в федеральных органах власти (Администрация Президента Российской федерации, Правительство РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федераций Федерального собрания РФ, министерства) с привлечением реальных кейсов.
Доктор экономических наук Арсений Валерьевич Брыкин, в то время заместитель директора, а ныне директор по внешним коммуникациям АО «Электроника» публикует в 2013 году монографию «Взаимодействие с органами государственной власти или Government Relations в России» (2013). Важно, что это труд не политика, а специалиста по коммуникациям. Брыкин говорит о системном взаимодействии бизнеса с органами власти, об институционализации деятельности и правилах, уместных для российской действительности.
Начинают появляться работы, посвященные взаимодействию с государством разных сегментов бизнеса и других субъектов общественных отношений. В 2015 году выходит переизданная впоследствии (последнее издание – 2019 год) монография профессора факультета социологии и политологии Финансового университета А.Б. Шатилова в соавторстве с коллегами (А.С. Никитин, С. Муляр, Д. Вечернин) «GR для малого и среднего бизнеса» (2015). Основанная на монографии А.Б. Шатилова, изданной в 2011 году, работа посвящена развитию малого и среднего бизнеса в постсоветской России, особенностям взаимодействия с властью этого сегмента деловой среды, опирается на практические рекомендации экспертов.
В 2016 году публикуется интересная с точки зрения конкретного кейса книга Ю.М. Чеботаря и В.И. Безденежных «Государственная поддержка малого предпринимательства и управление проектами государственно-частного партнерства в г. Москве» (2016). Во-первых, это взгляд на GR с другой стороны, со стороны власти, – речь идет о государственной поддержке проектов малого и среднего бизнеса. Во-вторых, в качестве кейса выступает строительство ММДЦ «Москва-Сити», в-третьих – рассматривается не просто аспект диалога малого бизнеса и власти, а феномен государственного-частного партнерства. В списке литературы большое количество федеральных законов и нормативных документов, регулирующих эти процессы именно в Москве, источников по финансированию. Работа предназначена, скорее, для финансистов и тех, кто управляет проектами в довольно специфической сфере, но специалистам по GR может оказаться полезным раздел, посвященный преодолению административных барьеров.
Взаимодействию бизнеса и власти можно научить
Первым учебным пособием для студентов, осваивающих политологические дисциплины, стала в 2012 году коллективная работа специалистов Академии народного хозяйства и Госслужбы при Президенте Российской Федерации и Санкт-Петербургского университета «GR связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством» (2012). Учебное пособие обладает необходимым для методической работы объемом теоретического материала (методологические подходы к изучению GR-коммуникации, место GR в системе связей с общественностью, зарубежный опыт, институты, осуществляющие GR-услуги в российском пространстве); дает практические ориентиры для взаимодействия с властью в российских условиях (органы государственной власти РФ, процесс влияния на государственные решения в России) и акцентирована на взаимодействии с властными структурами не экономических субъектов, а негосударственных объединений. Принципиально важным разделом является описание GR как профессиональной деятельности: структура подразделений GR, компетенции специалистов, этика и психология профессии.
В 2013 году Санкт-Петербургский университет издает учебник коллектива авторов кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета и практиков в области взаимодействия бизнеса и власти под редакцией И.Е. Минтусова и О.Г. Филатовой «GR. Теория и практика» (2013). Игорь Евгеньевич Минтусов – председатель Совета директоров коммуникационного агентства «Никколо М», в то время заведующий кафедрой, признанный специалист в области политических технологий. Ольга Георгиевна Филатова – кандидат философских наук, доцент кафедры. Авторский коллектив учебника – это и ученые, и практики, и специалисты, и эксперты, которые стали делиться своими знаниями как преподаватели. Среди авторов и П.А. Толстых, о работах которого было сказано ранее.
В 2015 году учебник переиздает издательство «Юрайт». В учебнике, наконец, разведены понятия GR и лоббизм: «понимать под GR отношения социальных субъектов с органами власти, а под лоббизмом – решения тех или иных вопросов в интересах заинтересованных групп в государственных органах власти на основе знания процедур» (2015: 15). Сама структура работы – это два больших раздела, посвященные GR и лоббизму. Учебник построен по всем стандартам методического издания содержательно (основы теории GR, методология исследования GR и лоббизма, субъекты GR и субъекты лоббизма; правовое поле этих направлений во взаимодействии с властью, этика профессии, технологии GR и лоббизма, зарубежный опыт) и формально (компетенции, которыми должны овладеть будущие специалисты, визуальные акценты на наиболее важных понятиях, интересно решенные дополнения – исторические справки, «пример из практики», «мнение специалиста», «размышляем самостоятельно» – дополнительные факты по разделам, – практикумы, ситуационные задания). О методологии исследования этих двух сфер коммуникационной деятельности стоит сказать особо: авторы предостерегают рассматривать GR и лоббизм в контексте политологических, или, хуже того, конспирологиеских концепций, а призывают оценивать их как технологические системы. В учебнике более подробно представлена типология субъектов GR (базисные – собственно заказчики, и технологические – профессиональные институты, предоставляющие услуги в области GR).
И, наконец, совсем недавно, в 2021 году, авторский коллектив представил новую, существенно расширенную версию своей работы, которая на данный момент «закрывает» большинство теоретических и практических вопросов и проблемных «зон» отношений социальных субъектов с властью и лоббизма и отражает актуальные тенденции в развитии этих видов деятельности. Усовершенствована структура учебника: компетенции, что должен знать, уметь и какими навыками должен владеть будущий специалист, предваряют каждую главу; раздел, посвященный профессиональным навыкам GR-специалиста, включает проект профессионального стандарта «Специалист по взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти», ситуационные задания сформулированы на основе актуальных событий, обновлены и практические кейсы. Раздел о правовом обеспечении GR отражает решения профессионального сообщества последних лет (например, принятие Кодекса этики Российских специалистов по взаимодействию с органами власти, принятие в 2014 году первой российской Ассоциацией специалистов по связям бизнеса и государства «GR-лига», основанной в 2012 году). Конечно, обновления потребовал раздел, посвященный GR-коммуникациям в интернете, и это было сделано на основе новых статистических данных, и с учетом растущей роли социальных сетей; добавился раздел об эффективности GR-коммуникаций в социальных медиа.
Заметно «вырос» раздел, посвященный лоббизму при принятии законов – теперь в нем охарактеризованы ключевые объекты согласования: Администрация президента, Правительство РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума ФС РФ и министерства. Глава, посвященная практике лоббизма в Европейском союзе, обогатилась особенностями лоббирования в различных институтах ЕС – Еврокомиссии, Европарламенте, Совете ЕС – и более подробным изложением интересов брюссельских лоббистов (экология, потребительские интересы, отраслевые, общественные). Глава о лоббизме в Германии дополнена характеристикой политических партий, инструментарием лоббизма в разных отраслях, анализом новых тенденций.
Характерной особенностью учебника я бы назвала откровенный разговор о неэтичных GR-технологиях, тщательно выверенную терминологию и манеру объяснения не самого простого, в целом, материала ясным языком. В работе аккумулированы собственные наработки авторов, для большинства из которых это далеко не первое погружение в GR и лоббизм; корректно осмысленный опыт других специалистов в этих областях и живой профессиональный отклик на процесс развития GR и лоббизма.
Выводы
Теоретический фундамент для понимания профессиональных коммуникаций взаимодействия экономических субъектов с властью и лоббизма начал формироваться сравнительно недавно, с начала 2000-х годов, и сразу специалистами ведущих вузов (ВШЭ, Санкт-Петербургский государственный университет), которые основывали свою преподавательскую деятельность на собственном реальном опыте. Сегодня этот союз реальных практиков, развивающих GR и лоббизм профессионально, и исследователей, подкрепляющих понимание динамично развивающейся отрасли теоретическим осмыслением происходящих процессов, методологическим основанием для исследований. Пожалуй, ни в каком другом направлении связей с общественностью этот союз не был так органичен и плодотворен.
Библиография
GR для малого и среднего бизнеса: монография / А.С. Никитин и др. М.: Проспект, 2015.
GR и лоббизм: теория и технологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / под редакцией В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. М.: Изд-во «Юрайт», 2015.
GR и лоббизм: теория и технологии: учебник для вузов / В.А. Ачкасова [и др.]; под редакцией В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. М.: Изд-во «Юрайт», 2021.
GR: теория и практика: учебник / под ред. И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. СПб: Изд-во СПбГУ, 2013.
GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учебное пособие / под ред. Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: РОССПЭН, 2012.
Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире. М.: Теис, 2004.
Брыкин А.В. Взаимодействие с органами государственной власти или Government Relations в России. М.: Наука, 2013.
Кордонский С.Г. Рынки власти: административные рынки СССР и России. М.: ОГИ, 2006.
Королев Е.А., Шохин А.Н. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском союзе. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008.
Прохорова А.А., Шохин А.Н. Взаимодействие бизнеса и власти в межгосударственных институтах глобального управления. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
Сморгунов Л.В., Тимофеева Л.Н. (ред.) GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. М.: РОССПЭН, 2012.
Толмачева И. Лоббизм по-русски: между бизнесом и властью. М.: Коммерсантъ, Эксмо, 2012.
Толстых П.А. GR: Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практике лоббирования. М.: Альпина Диджитал, 2020.
Толстых П.А. GR: практикум по лоббизму в России. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Чеботарь Ю.М., Безденежных В.И. Государственная поддержка малого предпринимательства и управление проектами государственно-частного партнерства в городе Москве: монография / Чеботарь Ю.М., Безденежных В.И. М.: Автономная некоммерческая организация «Академия менеджмента и бизнес-администрирования», 2016.
Шохин А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М.: Наш дом, 1997.
Шохин А.Н. Диалог с четвертой властью. М., 1999.
Шохин А.Н. РСПП и цивилизованный лоббизм. М: Изд. Дом РСПП, 2012.