Languages

You are here

Социальные проекты местных СМИ: особенности субъектно-объектных отношений

Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Гатилин А.С. Социальные проекты местных СМИ: особенности субъектно-объектных отношений // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2718

DOI: 10.30547/mediascope.3.2021.3

 

@ Гатилин Александр Сергеевич, соискатель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия), e-mail: gatilin@mail.ru

 

Аннотация

Статья посвящена распространяющейся практике участия журналистов в решении проблем местного сообщества. Основываясь на концепциях партиципарной, социальной журналистики, автор представляет результаты контент-анализа описаний 126 социальных проектов местных СМИ. Рассматриваются благополучатели журналистских инициатив, субъекты социального проектирования, которых редакции вовлекают в решение проблем. Результаты исследования позволяют констатировать, что проектные инициативы СМИ могут стать значимым инструментом вовлечения граждан в решение социальных проблем.

Ключевые слова: гражданское общество, социально-организаторская функция СМИ, гражданская журналистика, социальный проект, местное сообщество.

 

Введение

Эксперты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в ежегодном отраслевом докладе фиксируют усиление неблагоприятных глобальных трендов, влияющих на функционирование российских СМИ1. По мнению авторов документа, роль печатных СМИ за прошедшее десятилетие кардинально изменилась, а эпидемия новой коронавирусной инфекции кратно умножила тревожные тенденции. Результаты проведенного Альянсом независимых региональных издателей в июне 2020 года опроса руководителей 124 СМИ из 51 региона России2 подтвердили выводы авторов доклада Роспечати: 67% СМИ столкнулось с сокращением тиража, 70% – с сокращением дистрибуции (от незначительного до 80% и более), а падение доходов от рекламы затронуло 98,5% редакций, участвовавших в исследовании (68% потеряли 50%-80% доходов). Многие руководители СМИ отметили, что «Почта России» повысила цены на подписку, что привело к еще большему сокращению тиража. «Самое яркое ощущение от карантина – не все газеты выживут, потому что в оперативности мы сильно проигрываем Интернету, а весь народ именно туда ушел в эти дни, и к нам вернутся не все», – делится впечатлениями от изменения медиапотребления руководитель одного из СМИ Республики Бурятия3.

В то же время некоторые редакции в период карантина заметно упрочили взаимодействие с читателями. Когда Змеиногорский район Алтайского края закрыли из-за вспышки коронавируса на одном из предприятий, редакция местной газеты организовала доставку гуманитарной помощи из областного центра, собирала информацию о нуждах горожан и координировала деятельность активистов. Нуждающимся развозили продукты и лекарства волонтеры, которых в течение двадцати лет вовлекала в свои социальные проекты газета «Змеиногорский вестник». Еще в 2000 году главный редактор Людмила Кейбол поставила перед журналистским коллективом задачу стать центром общественной жизни. Сейчас она убеждена, что, если падение доходов от рекламы продолжится, редакция сможет обратиться к читателям, которые поддержат любимое издание в нелегкое время4.

Может ли модель «СМИ – центр общественной жизни», реализуемая через вовлечение читателей в решение социальных проблем и развитие местного сообщества, стать залогом выживания муниципальных СМИ в условиях экономического кризиса? Секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин убежден, что социальные проекты приносят сотрудникам СМИ не только моральное удовлетворение, но и практическую пользу при условии, что это не сиюминутная кампания, а системная работа в партнерстве с местными сообществами5. С ним солидарен исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей Сергей Лапенков, который отмечает, что число проектов, в которых проблемы решаются всем миром, вскладчину, только растет, а это значит, по его мнению, что людям по-прежнему свойственно «чувство локтя». Известный журналист, соавтор общероссийской акции «Бессмертный полк» Сергей Лапенков убежден, что реализация социальных проектов СМИ приносит пользу не только редакциям, но и всему местному сообществу, а власть должна внимательно смотреть, какие инициативы развивают волонтеры в регионе, – там и есть реальная «нужда людская»6.

В настоящей статье рассматривается один из аспектов функционирования СМИ в общественном пространстве: организация взаимодействия журналистов с участниками проектной деятельности СМИ, коллаборативный ракурс реализации ее социально-организаторской функции. Актуальность темы вызвана необходимостью повышать эффективность социальных проектов, вовлекать в совместную работу различные социальные группы, что, в конечном счете, и есть развитие гражданского общества.

Работа СМИ с аудиторией в контексте общественных процессов детально рассматривалась исследователями медиа как в России, так и за рубежом (Прохоров, 2009; Фомичева, 2012; Корконосенко (ред.), 2016; Назаров, 2018; Лазутина, 2018; Свитич, 2015; Ахмадулин, 2020; Кирия, Новикова, 2017; Бережная, 2017; Иванян, 2007; МакКуэйл, 2014; Siebert, Peterson, Schramm, 1984; Christians, Glasser, McQuail, Nordenstrengetal, 2009). Концепции гражданской журналистики (Миллер, 1998; Glasser (ed.), 1999; Haas, 2012), журналистики сообществ (Wenzel, 2020), коллаборативной журналистики7, журналистики решений8 были и продолжают оставаться значимыми и влиятельными в США и странах ЕС. Для целей нашего исследования перечисленные концепции интересны смещением акцента с монологичной коммуникации к двусторонней, подразумевающей активное взаимодействие с аудиторией в процессе поиска тем для репортажей, проведения журналистских расследований и реализации социальных инициатив. В России разработаны концепции социальной журналистики (Фролова, 2014), журналистики соучастия (Дзялошинский, 2006) и партиципарной журналистики (Фомичева, 2002). По мнению авторитетных российских ученых, журналисты все чаще помогают людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, стремятся к развитию гражданской инициативы, рассматривают читателей, зрителей, слушателей как соучастников решения важных вопросов (Дзялошинский, 2006). Сергей Корконосенко фиксирует, что СМИ включаются в активный политический и общественный процесс, беря на себя функции организации социального действия (Корконосенко (ред.), 2016). Роман Лобашов рассматривает социальную активность журналистов, основываясь на веберовском понятии «социального действия», и предлагает два типа механизмов социального действия – механизм потенциального социального действия (направлен на изменение общественного мнения к социальной проблеме) и механизм реального социального действия (оказание нуждающимся реальной помощи) (Лобашов, 2010). Считаем важным акцентировать внимание на том, что реализация СМИ социальных проектов способствует не только решению конкретных проблемных ситуаций, но и формирует гражданскую ответственность и гражданские навыки у аудитории. Публика как продукт коммуникации при осуществлении социальных инициатив является важным результатом журналистской активности.

Теоретическим основанием проведенного исследования стали также труды ученых в области изучения отечественной медиасистемы и региональных СМИ (Вартанова (ред.), 2021; Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин, 2015), профессиональной деятельности журналиста (Вартанова, 2014; Вартанова 2019; Колесниченко, 2018; Лазутина, 2017; Лазутина, Распопова, 2011; Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин (ред.) ,2016; Тертычный, 2017, Ахмадулин, 2016). Эти работы помогли сформулировать область интересов данного исследования – социально-организаторскую деятельность региональной журналистики в новых институциональных условиях, с учетом обстоятельств, определяющих сегодня профессиональное функционирование СМИ «глубинной» России.

 

Методология

Мы определяем социальные проекты СМИ как многокомпонентную деятельность журналистов, направленную на решение социальных проблем местного сообщества при помощи его непосредственного вовлечения и выходящую за пределы традиционно понимаемых авторских функций. Социальные проекты как одна из форм реализации социально-организаторской функции СМИ могут включать в себя такие виды деятельности как организацию сбора денежных средств и иной материальной помощи нуждающимся, проведение круглых столов, фестивалей, конкурсов, обращение с официальными запросами в органы власти (от имени редакций и групп граждан), индивидуальное сопровождение сотрудниками редакций лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Обо всех указанных активностях появляется информация в газетах, на сайтах, в социальных сетях.

Мы рассматриваем журналистскую деятельность, направленную на решение проблемных ситуаций, в контексте общественной системы, складывающееся на локальном уровне в ходе взаимодействия представителей органов власти, некоммерческих организаций и активных неформальных сообществ, бизнеса и медиа. Все они в той или иной степени могут быть субъектами изменений и влиять на трансформацию социальных проблем.

Объектами воздействия (благополучателями) социальных проектов могут выступать как отдельные граждане, так и семьи, малые группы и сообщества по интересам, а также местное сообщество в целом, если предметом общественных преобразований становится социальная инфраструктура или иные вопросы, затрагивающие интересы значительной части местных жителей.

Эмпирическая база исследования сформирована из социальных проектов муниципальных и региональных СМИ, представленных их авторами на различных корпоративных мероприятиях: форум Союза журналистов России «Вся Россия» 24.09.2019 (круглый стол «Журналист или активист? Как и зачем СМИ помогают людям?»), конкурс социальной журналистики «Семья и будущее России-2020» (номинация «Социальные проекты»), онлайн-конференция «МедиаАктив-2020» 11.12.2020 (круглый стол «Социальные проекты СМИ как способ решения социальных проблем и развития гражданского общества»). В общей сложности в исследовании использованы описания 126 проектов 65 муниципальных СМИ из 36 регионов России. Представлены все 8 федеральных округов Российской Федерации.

Основной метод исследования – контент-анализ (количественный и качественный) структурированных описаний (паспортов) проектов. Интерес представляют такие особенности проектов, как их тематика (разнообразие социальных проблем), субъектно-объектные связи (структура участников социальных действий), представленность регионов в общем массиве проектной деятельности (геолокация), виды активности журналистов и аудитории (организация), способы вовлечения аудитории и каналы коммуникаций (аудиторная составляющая), публикации, отражающие развитие проектов и их результаты (фиксация результатов), профессиональные установки журналистов (этика).

Стремление журналистов при необходимости участвовать в жизни своих читателей развивается в рамках современных медиапроцессов, однако ей предшествует длительная культурно-историческая практика. На «человековедческие» приоритеты указывает С.Г. Корконосенко как на особые качества русской журналистики (Корконосенко, 2010: 151–158). Подробно рассматривает эту проблему А.Ю. Горчева (Горчева, 2010). В советское время подобная профессиональная деятельность также активно развивалась.

В настоящей статье отражены данные изучения инициаторов социальных проектов, благополучателей, соучастников журналистских инициатив. Исследовательские вопросы, ответы на которые представлены в данной статье, таковы:

  • кто является благополучателем социальных проектов СМИ?
  • какие социальные группы участвуют в решении социальных проблем? Кто является агентом общественных изменений?

В качестве единицы анализа рассматривался самостоятельный, отдельный социальный проект в его целостности, а также, в ряде случаев, составляющие его компоненты. Репрезентативность результатов может быть в совокупности обусловлена следующими факторами:

– по оценке В.Л. Касютина, в России около четырехсот активных районных, городских и областных газет общественно-политического формата, их руководители не только размышляют о профессиональных проблемах, но и проявляются интерес к проблемам граждан, умеют их эффективно решать9. Исходя из этой оценки, можно предположить, что 65 муниципальных и региональных СМИ, чей опыт реализации социальных проектов анализируется в исследовании, составляют большую долю редакций российских региональных и муниципальных СМИ, реализующих социальные проекты;

– автор исследования принимал непосредственное участие в организации конкурсов и дискуссий по теме10, провел ряд интервью с журналистами и редакторами, реализовавшими свои проекты11, был непосредственным организатором межрегиональных проектов12;

– база исследуемых проектов находится в открытом доступе, организаторы и участники ознакомлены с результатами исследования, выводы и рекомендации приняты.

 

Основные результаты исследования

Предваряя представление результатов анализа субъектно-объектных связей в рамках проектов, считаем необходимым кратко обозначить некоторые принципиальные установки. Изучая социальные процессы, важно рассматривать их комплексно – кто кому помогает и в связи с чем. Мы выделили два направления, различающихся по их целям, характеру необходимых действий и ожидаемых результатов, по типу объектов воздействия. Первое направление ориентировано на местное сообщество в целом или малые социальные группы. Это проекты, которые решают вопросы, касающиеся всех членов местного сообщества, – инфраструктура, комфортная городская среда, диалог власти и общества, экология, атмосфера в малых группах и в обществе в целом. Такие проекты ориентированы на социальное развитие и консолидацию местных сообществ. Второе направление проектов сконцентрировано на работе и помощи отдельным категориям граждан: это срочная помощь и нередко буквальное спасение людей в трудной жизненной ситуации. Эти действия относятся к социальной защите. Проведенный анализ показал, что в исследуемой группе социальных проектов инициативы, которые можно отнести к социальной защите, составляют 54%, а к категории социального развития имеют отношение 46% журналистских начинаний, что подтверждает сделанный ранее прогноз (Фролова, 2014) о том, что содержание социальных инициатив СМИ будет развиваться, а организаторская активность будет направляться не только на защиту, но и на социальное развитие, на полноценную реализацию человеческого капитала.

Актуальные социальные проблемы в сгруппированном виде представлены на рис. 1. Наибольшее внимание в своих проектах журналисты уделяют кризису семьи (внутрисемейных отношений) и самоидентификации человека. Нищета и бедность также связаны с малой ячейкой общества – журналисты объединяют неравнодушных читателей и помогают многодетным, малообеспеченным семьям. Проблемы комфортной среды обитания и неразвитости социальной инфраструктуры затрагивают всех жителей местного сообщества, поэтому СМИ инициируют общественные изменения. Дезорганизация общества и разрыв исторической преемственности волнует в большей степени лиц, принимающих решения – часто запуск подобных социальных проектов стимулируется грантовыми средствами или государственным заказом.

 

Рис. 1. Социальные проблемы

 

Схожие результаты показывают и проведенные ранее всероссийские опросы: ценности сохранения и воспроизводства (52%) в ответах россиян значительно опережают самоутверждение (14%), ценности открытия мира (11%), альтруизма и патриотизма (10%) и другие ценности13.

 

Объект социальных изменений: виды благополучателей

Социальные проблемы можно условно разделить на явные и неявные. Очевидно, что голодные дети в малообеспеченной семье – это проблема, которая требует скорейшего решения. Та же ситуация и с проблемой социального сиротства, социальной инклюзии людей с инвалидностью. Вместе с тем так называемые благополучные семьи не входят в зону ответственности органов социальной зашиты. Считается, что если у семьи нет явных проблем, то со всеми остальными сложностями ее члены справятся самостоятельно. С учетом ограниченности государственных ресурсов приоритет отдается социально незащищенным группам граждан. Такая позиция понятна, но не может не вызывать критики – будущее страны зависит от тех самых благополучных семей, которые не претендуют на пособия и иные формы поддержки. В нашем обществе не приветствуется излишняя заинтересованность в семейных делах, что не исключает наличия в благополучных семьях неявных проблем. Речь в первую очередь о разрыве внутрисемейных связей, отсутствии межпоколенческого диалога. В этом беда, а не вина современных семей: в погоне за средствами к существованию у родителей остается все меньше времени, которое они могут уделить себе и детям, многие воспитательные функции делегируются школе, кружкам, няням, а сами дети стремятся изолироваться в виртуальном пространстве. Многие социальные проекты СМИ направлены на гармонизацию отношений в семьях и в их ближайшем окружении. Выделяя благополучные семьи в отдельную группу, мы рассматриваем в качестве предмета социальной активности журналистов неявные проблемы, которые присутствуют даже в самых обеспеченных и, на первый взгляд, счастливых семьях.

 

Рис. 2. Благополучатели

 

Казалось бы, первые две позиции с точки зрения внимания организаторов рассмотренных социальных проектов являются самыми широкими группами граждан, которые формируют местное сообщество и являются читателями газет. Но в сумме доля благополучателей, работу с которыми мы относим к социальной защите, превосходит долю проектов, ориентированных на благополучные семьи и местное сообщество в целом. Также, как и в государственной социальной политике, в связи с ограниченностью человеческих, временных и материальных ресурсов, внимание журналистов обращено к группам, нуждающимся в незамедлительной поддержке. Прослеживая динамику социальной активности журналистов на протяжении более десяти лет, можно уверенно предположить, что с повышением эффективности функционирования государственной системы социальной помощи и защиты, с увеличением числа региональных и муниципальных НКО, занимающихся решением широкого спектра социальных проблем, доля журналистских медиапроектов, ориентированных на социальное развитие, будет увеличиваться, что, в свою очередь, позволит вовлечь в решение вопросов формирования комфортной среды обитания более широкий круг местных жителей, не испытывающих явных проблем, но желающих приблизить качество своей жизни к уровню средних и крупных российских городов.

 

Субъекты реализации проектов: виды адресатов – группы участников

Несмотря на то, что в ряде проектов категории объектов и субъектов совпадают (например, граждане участвуют в оптимизации пространственной среды своего обитания – сами для себя), мы считаем необходимым разделить эти группы. Субъекты реализации проектов – это социальные силы, которые активно действуют и взаимодействуют в решении проблемы. Журналисты привлекают к решению актуальных социальных проблем местного сообщества граждан, представителей бизнеса, руководителей и сотрудников исполнительных и законодательных органов власти, что нашло отражение в кодификации данной категории анализа. Важно отметить, что СМИ во всех социальных проектах выступали как основные инициаторы и организаторы, выполняя как информационную, так и социально-организаторскую, и социально-креативную функции. Такой деятельностью в теории чаще занимаются некоммерческие организации, однако НКО требуемого профиля на территориях, где реализовывались рассматриваемые проекты, по факту отсутствуют или не способны решить проблему. Местные же СМИ есть во всех областях и районах, поэтому граждане обращаются к журналистам, когда больше ждать помощи неоткуда. Более того, некоторые СМИ регистрируются как автономные некоммерческие организации, чтобы иметь возможность подавать заявки на президентские и иные гранты для НКО.

Гипотетически мы ожидали наибольшую активность от властных структур, рассчитывая на их полномочия и возможности, а также имея в виду патерналистское наследие социальной политики и такие же настроения со стороны граждан. Ожидания подтверждались данными исследований: опубликованные в сентябре 2018 года результаты проекта «Идеальная Россия? Представь» показали, что среди 286 активных граждан из разных регионов России, которые ответили на вопросы журналистов и социологов о будущем своей семьи, своего поселения и страны в целом, всего лишь 6 человек считают, что способны повлиять на коллективное будущее (в масштабе района проживания или страны в целом), в то время как основным агентом изменений в собственной судьбе и судьбе семьи признали себя 170 человек, что позволяет сделать вывод о том, что многие наши сограждане убеждены, что не могут влиять на развитие ситуации в местном сообществе, а тем более в стране в целом, и часто ждут решения своих проблем ответственными чиновниками. Вторым по значимости субъектом изменений, предположительно, могли бы стать руководители крупных предприятий, предприниматели. Контролируемые ими финансовые потоки, коллективы сотрудников, социальная инфраструктура вполне объективно готовы к этой роли. Однако наши ожидания не подтвердились. На рис. 3 показана реальная структура участников социальных проектов, представленная в их паспортах.

 

Рис. 3. Целевая аудитория

 

Результаты нашего исследования показали, что основным агентом изменений стали простые граждане (75%). Именно они, по словам журналистов, помогают нуждающимся многодетным семьям, жертвуют деньги на операции больным детям и взрослым, подписывают обращения к чиновникам, строят детские площадки и убирают территории. Полученные результаты говорят о том, что стремление решить проблему «всем миром» (в традиционной формулировке), с непосредственным участием граждан, способно снизить градус патерналистских настроений. Граждане участвуют практически во всех проектах и инициативах – и в общих для населения, и в конкретных для отдельных людей и семей. Т.е. и в проектах развития, и в проектах защиты. Гражданское участие реализуется, обустройство жизни в регионах медленно, но движется. В то же время пассивность бизнес-сообщества (менее 5%) порождает вопросы. По словам Людмилы Кейбол, в муниципальных районах недостаточно развита деловая активность, по сути, бизнес выживает – сложно рассчитывать на социальную ответственность предпринимателей.

 

Результативность

Явные и неявные социальные проблемы имеют разные решения как по способам, так и по времени, требующемся для трансформации ситуации. Наибольший эффект для общества имеют долгосрочные проекты, направленные на решение вопроса, который затрагивает многих граждан. В Ростовской области в ответ на распространение в социальных сетях молодежных «групп смерти» по инициативе журналистов газеты «Новое время» (Ростовская область) был запущен семейный челлендж с целью мотивировать родителей понять и принять своих детей. Задания публикуются в газете, в социальных сетях, а участники делятся заметками и фотоотчетами с хештегом #ЕстьКонтактНВ на своих страницах и в тематических родительских группах, присылают выполненные задания на WhatsApp модератору челленджа. В новом сезоне заявки на участие в проекте прислали 112 семей из Ростовской области, к ним присоединяются семьи из других регионов России и из Белоруссии. Журналисты газеты «Прихоперье» ежегодно объединяют жителей района, организуя эстафету. Редакция «Шахтинских известий» вместе с читателями регулярно собирает книги для пансионата для престарелых и лечебно-исправительного учреждения, где отбывают наказание страдающие ВИЧ и туберкулезом заключенные. Журналист газеты «Речь» Ирина Белова с 2002 года занимается темой ответственного отцовства. По ее инициативе и при ее непосредственном организационном участии проводится ежегодный городской праздник «День отца», в детских садах города создаются советы отцов, проводятся тематические круглые столы и спортивные соревнования. Журналисты газеты «Известия Удмуртской республики» в течение восьми лет проводят фотоконкурс «Моя бабушка», активно развивающийся как на страницах газеты, так и в социальных сетях. Финал конкурса проводится в одном из досуговых учреждений города с участием партнеров, предоставляющих свои призы и подарки. Журналисты газеты «Прихоперье» собирали средства на арт-объекты и увековечивание памяти воинов, погибших в Великую Отечественную войну. Редакция «Учалинской газеты» организовала уличный книгообмен «Шагай книга». Эти и многие другие журналистские проекты направлены на преодоление дезинтеграции в семьях, малых группах и местных сообществах. Читатели с удовольствием вовлекаются в интерактивные форматы и через игру и соревнование лучше узнают своих близких и друзей, обмениваются позитивными эмоциями, приучаются доверять друг другу, проявлять внимание и оказывать поддержку.

Проекты, направленные на формирование комфортной и безопасной среды обитания, требуют значительно больших усилий, так как зачастую приводят к явным или скрытым конфликтам с местными органами власти. Несколько лет назад в открытых колодцах города Копейска (Челябинская область) погибли мать с семилетним сыном и трехлетняя девочка. Власти не могли или не хотели решить проблему – люки воровали на металлолом. Журналистка газеты «Копейский рабочий» Светлана Полежаева объединила неравнодушных коллег, волонтеров: собирали информацию об открытых люках, публиковали предостережения в газете и социальных сетях, собирали деньги и за свой счет устанавливали антивандальные люки. «Это был наш общий с читателями бой», – вспоминает Светлана Полежаева. Действия журналистов привели к конфликту с мэрией, но привлекли внимание областных властей. Все колодцы в городе вновь стали безопасными. «Цель была достигнута, но мы получили и еще один положительный результат: у нас увеличилась подписка», – делится итогами социальной акции Полежаева, – «Горожанам хочется верить, что печатное слово по-прежнему имеет вес. Кроме того, вкус общей победы особенно сладок». Мы видим, что помимо решения конкретной социальной проблемы редакция обеспечила лояльность читателей и рост тиража, а местные жители преодолели пассивность и стали более активно участвовать в делах местного сообщества. Журналистка газеты «Уренские вести» (Нижегородская область) Татьяна Журавлева подтверждает, что истории земляков, которые нуждаются в помощи, проблемные материалы «читаются с интересом – они о человеческих судьбах». Участвуя в судьбе героев публикаций, совместно решая проблемы, читатели становятся соратниками, единомышленниками журналистов.

Предприниматели как граждане, члены местного сообщества, безусловно, участвуют в сборах средств на операции и на помощь семьям в трудной жизненной ситуации. Однако, по признанию главного редактора газеты «Прихоперье» (Воронежская область) Ольги Фомич и других журналистов муниципальных СМИ, охотнее и активнее жертвуют те, кто сам может оказаться в сложной жизненной ситуации из-за болезни или потери работы. Нечасто удается журналистам вовлечь бизнес в решение общественных проблем, которые возникают вследствие деятельности бизнесменов или в ситуациях, когда решение социальной проблемы влечет снижение рентабельности производства. Приведем пример успешной модерации журналистами конфликтной ситуации. Редакция газеты «Змеиногорский вестник» (Алтайский край) откликнулась на настойчивые сигналы граждан, которые жаловались на значительный экологический и инфраструктурный ущерб, который причиняла деятельность крупной промышленной организации. Журналисты организовали круглый стол в администрации района с участием гражданских активистов и представителей бизнеса, которые в ходе дискуссии решили выплатить 12 миллионов рублей в бюджет района на ремонт дорог, которые разрушаются из-за интенсивного движения большегрузного транспорта компании.

Как показали результаты проведенного исследования, большая часть социальных инициатив журналистов направлена на помощь нуждающимся. Важно отметить, что, помогая ближним в беде, читатели в не меньшей степени помогают и себе, ведь осуществление добрых дел всегда несет позитивные эмоции, повышает самоуважение и самооценку, развивает эмпатию и социальные навыки людей. Приведем характерный пример. Журналисты газеты «Прихоперье» несколько лет назад объявили акцию «Сделаем добро вместе», которая из разовой инициативы к Дню Святителя Николая выросла в долгосрочный масштабный социальный проект, объединивший тысячи жителей Поворинского района. Сотрудники редакции сами ищут малоимущие семьи и предлагают им вещи, которые регулярно передают в редакцию читатели. В районе нет пунктов сбора вещей, и, когда впервые журналисты кинули клич, редакцию завалили пакетами и коробками с теплыми вещами, постельным бельем, игрушками, посудой и иными предметами, полезными в быту. Пенсионеры, которые не могли лично принести в редакцию свою помощь, просили заехать к ним домой. Сумок и коробок оказалось в итоге более сотни, все они были розданы нуждающимся, а акция стала бессрочной. За несколько лет в редакции сформировалась картотека на 138 семей, нуждающихся в помощи. Каждая семья имеет листок пожеланий, где указаны размеры одежды и обуви детей, что нужно им из бытовой техники, какую мебель можно помочь приобрести, что отремонтировать, какие продукты питания необходимы. К акции присоединились владельцы частных магазинов. Они не только помогают мебелью, техникой, но дают машины и грузчиков, чтобы перевезти крупногабаритные вещи от дарителей к нуждающимся. «Мысленно благодарю вас за неравнодушие каждый раз, когда одеваю дочку или сына в подаренные вещи», – обратилась со страниц газеты к землякам Валентина Панина, получившая помощь благодаря акции газеты. В свою очередь, люди, которые приносят вещи, говорят: «Спасибо вам большое – выбросить жалко, а куда девать, не знаем. А тут вам отдали, в благородное и нужное дело, и на душе-то светло и хорошо».

Результаты исследования и приведенные примеры позволяют утверждать, что муниципальные СМИ, реализующие социальные проекты, сохраняют доверие граждан и пользуются авторитетом у представителей органов власти, бизнеса и общественных объединений, продолжают играть значимую институциональную роль в организации общественного диалога и решении социальных проблем местных сообществ. Журналистская активность расширяет и диверсифицирует аудиторию СМИ, формирует лояльное ядро соратников, готовых при необходимости прийти на помощь.

 

Дискуссия

В начале XXI века принято делать значительный акцент на медиатехнологии, в то время как не меньшее значение в изучении общественного развития имеют социальные технологии, которые, осознанно или нет, используют СМИ. Взаимодействие с аудиторией, решение социальных проблем и проблемных ситуаций – все это требует профессионального подхода, осознания возможных последствий как для отдельных граждан, так и для местного сообщества и, что немаловажно, для самих журналистов. В конце 2020 года на всю страну прогремел случай со стремительным, необоснованным увольнением известной своей независимой позицией главного редактора батайской газеты «Вперед» Елены Пивоваровой. На вопрос о самоуправстве муниципальных чиновников пришлось отвечать президенту России В.В. Путину, который высказал убеждение, что учредители не должны вмешиваться в редакционную политику издания. Более 100 руководителей и журналистов региональных и муниципальных СМИ России обратились к президенту с просьбой принять во внимание тревожные тенденции, которые складываются в отношениях между местными властями и СМИ. По мнению журналистов, подписавших открытое письмо президенту, районные администрации часто воспринимают местные СМИ как структурное подразделение PR-службы главы района и крайне негативно воспринимают любые проблемные публикации. Примеров цензуры становится все больше. В июле 2021 года представители органов власти города Выкса внесли в трудовое соглашение с главным редактором «Выксунского рабочего» пункт о том, что на страницах газеты в социальных сетях должно быть не менее 60% позитивной информации. Журналистка отказалась работать на таких условиях, в ее защиту выступил Союз журналистов России. Глава Углегорского городского округа Сахалинской области уволил главреда местного издательского дома «Углегорские новости» после серии проблемных публикаций о деятельности крупного промышленного предприятия.

Рассматривать тенденцию превращения СМИ в органы массовой информации и пропаганды имеет смысл в контексте актуальной и сегодня полемики У. Липпмана и Д. Дьюи о роли граждан и СМИ в общественных процессах. Липпман (2004) призывал не демонизировать пропаганду и считал, что по-настоящему управлять обществом может только специальный класс, чьи интересы выходят за рамки местного сообщества и который опирается в своей работе на экспертные знания. Руководитель, по мнению Липпмана, исходя из задач безопасности возглавляемого института должен решать, какие факты и в каком виде представлять обществу. Аргументация, которую использует Уолтер Липпман в своих трудах, весьма убедительна и, вероятно, близка многим руководителям, уставшим от неконструктивных, на их взгляд, действий общественных активистов и журналистов.

Джон Дьюи (2002) оппонировал элитистскому подходу Липпмана и призывал к активному вовлечению граждан в решение социальных проблем. Он обращал внимание на коррупцию и притупление ума, которые возникают вследствие восприятия чиновниками власти как своего частного дела. Не допустить подобных негативных явлений может общественный контроль за действиями властей.

По мнению автора книги «В поиске гражданской журналистики: теория, практика и критика» Танни Хааса (Haas, 2012), именно дебаты Джона Дьюи и Уолтера Липпмана спустя годы, в конце XX века, послужили основой для развития гражданской журналистики в США. В частности, Дьюи настаивал, что индивид – это не что-то определенно и неизменно данное, существующее, что нужно учиться быть человеком, вырабатывать самосознание члена сообщества. Социальные институты Дьюи рассматривал как средства создания (creating) индивидов. В 1998 году один из идеологов гражданской журналистики профессор Университета Нью-Йорка Джей Розен утверждал, что медиа должны не только информировать, но и формировать (form) общественность (public).

Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что социальные проекты СМИ по сути являются реализацией метафункции формирования общественности через вовлечение граждан в решение социальных проблем и освоение ими гражданских навыков.

 

Выводы

В статье представлены результаты исследования особенностей субъектно-объектных отношений при реализации местными СМИ социальных проектов. Подтвердился сделанный ранее Т.И. Фроловой прогноз о том, что функция защиты и поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, со временем будет уступать место функции развития. Вместе с тем, необходимо отметить, что проекты развития часто инициируются самими журналистами, в то время, как граждане, столкнувшиеся с личными жизненными сложностями, продолжают обращаться в муниципальные СМИ за защитой и поддержкой после отказа в помощи органов власти и при отсутствии возможности получить содействие некоммерческих организаций. Читатели охотно откликаются на просьбы журналистов решить проблемы земляков, понимая, что никто не застрахован от пожара и болезни. Работа с бедами и надеждами читателей увеличивает нагрузку на небольшие редакции местных СМИ, вместе с тем повышает доверие граждан, которые знают, что могут в сложных ситуациях рассчитывать на помощь журналистов.

В связи с усиливающейся фрагментацией общества можно рекомендовать редакциям местных СМИ осуществлять системную работу с малыми сообществами, поиск и первоначальный анализ деятельности которых может осуществляться в социальных сетях, на форумах, тематических сайтах. Для выстраивания долгосрочных отношений могут быть подготовлены публикации о каждом из сообществ, что позволит познакомиться с их лидерами и активными участниками, определить интересующие их темы. Находя взаимный интерес и осуществляя совместные действия, журналисты и представители профессиональных, тематических и иных сообществ способствуют развитию диалога и позитивной атмосферы в обществе.

Взаимодействие с НКО позволяет создавать долгосрочные медиапроекты, направленные на развитие местного сообщества: некоммерческие организации имеют возможность включить информационное сопровождение своих проектов в заявки на президентские и иные гранты. Нередко сами СМИ учреждают Автономные некоммерческие организации и участвуют в грантовых конкурсах. Важно также отметить, что зачастую НКО появляются как результат общественных инициатив журналистов – на первом этапе они вовлекают в решение актуальных проблем граждан, которые впоследствии продолжают самостоятельно осуществляют общественную деятельность.

Перепозиционирование СМИ как субъекта, а не инструмента общественных процессов, подразумевает «обретение лица» журналистами. Иногда в прямом смысле слова – ведь часто на сайтах СМИ не представлены даже фотографии журналистов, не говоря уже о мнениях сотрудников редакций по актуальным вопросам развития местных сообществ. Опыт редакций, успешно реализующих социальные инициативы, показывает, что читатели должны знать журналистов и доверять им, иметь возможность оперативно передать актуальную информацию через WhatsApp или иные мессенджеры, а журналисты и редактор должны быть готовы реагировать на обращения жителей в режиме 24/7. Для успешного решения указанных задач целесообразно освоение журналистами навыков проектной деятельности и работы с сообществами.

Расширение практики социального проектирования, обращение к нуждам и надеждам местных жителей может дать возможность муниципальным СМИ сохранить аудиторию и диверсифицировать доходные статьи бюджета, а местным сообществам позволит активнее участвовать в решении актуальных проблем и формировании комфортной среды обитания. Вместе с тем судьба муниципальных СМИ зависит от стратегических решений, принимаемых на федеральном уровне: от того, будет ли осознан потенциал местных редакций как центров общественной жизни, зависит будущее локальной журналистики и, в определенной степени, социальное самочувствие граждан России.

 



Примечания

  1. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечати) «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития». 2020. Июнь, 01. Режим доступа: https://sbo-paper.ru/news/archive_rus/43718/
  2. Итоги опроса «Оценка мер поддержки СМИ». 2020. Июль, 07. Режим доступа: https://anri.org.ru/2020/07/07/zatjanuli-pojasa-izdateli-ocenili-mery-podderzhki-smi/
  3. Итоги опроса «Оценка мер поддержки СМИ». 2020. Июль, 07. Режим доступа: https://anri.org.ru/2020/07/07/zatjanuli-pojasa-izdateli-ocenili-mery-podderzhki-smi/
  4. «“Дурной” пример заразителен». Редактор газеты в Змеиногорске научила жителей проводить расследования и отстаивать свои права». 2020. Июль, 03. Режим доступа:  https://takiedela.ru/news/2020/07/03/lyudmila-keybol/
  5. Интервью автора статьи с секретарем Союза журналистов России, главным редакторов журнала «Журналистика и медиарынок» В. Касютиным. 2020. Фев.
  6. Интервью автора статьи с исполнительным директором Альянса независимых региональных издателей С. Лапенковым. 2020. Фев.
  7. What is Collaborative Journalism? Available at: https://collaborativejournalism.org/what-is-collaborative-journalism/
  8. Who we are. Solutions journalism. Available at: https://www.solutionsjournalism.org/who-we-are/mission
  9. Интервью автора статьи с секретарем Союза журналистов России, главным редакторов журнала «Журналистика и медиарынок» В. Касютиным. 2020. Фев.
  10. А. Гатилин с 2014 года организует Всероссийский конкурс «Семья и будущее России»; на конкурс было представлено более 40 000 журналистских материалов на социальную тематику. Режим доступа: https://fap.ru/press-center/news/startuet-vserossiyskiy-konkurs-dlya-zhurnalistov-semya-i-budushchee-rossii-2020/
  11. А. Гатилин публикует материалы о деятельных муниципальных журналистах в рубрике «Близко к сердцу» портала «Такие дела». Режим доступа: https://takiedela.ru/news/2020/07/03/lyudmila-keybol/ и https://takiedela.ru/news/2020/11/07/tak-zhit-nelzya/
  12. А. Гатилин организовывал межрегиональные журналистские проекты «Быть отцом!», «Социальный мониторинг. ДЦП», «Идеальная Россия? Представь!», «Скорая журналистская помощь». Режим доступа: https://rusbatya.ru/byit-ottsom/; https://expert.ru/russian_reporter/2018/03/10-problem-geroicheskih-semej/; https://expert.ru/russian_reporter/2018/10/rossiya-obraz-buduschego/; https://novayagazeta.ru/articles/2020/05/05/85228-skoraya-zhurnalistskaya-pomosch
  13. Ценностная солидаризация и общественное доверие в России. Исследовательская группа "ЦИРКОН", 2019. Режим доступа: http://doverie.zircon.tilda.ws/zennosti

 

Библиография

Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2016.

Бережная М.А. Социальные проблемы в фокусе ТВ: учеб. пос. СПб.: Высш. школа журналистики и мас. коммуник. СПбГУ, 2017.

Бережная М.А., Блохин И.Н., Виноградова С.М. и др. Корконосенко С.Г. (ред.) Социология журналистики: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2016.

Вартанова Е.Л. (ред). Медиасистема России. М.: Аспект Пресс, 2021.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Горчева А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. 2-е изд. М.: Духовное возрождение, 2013.

Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.

Дьюи Д. Общество и его проблемы. М.: Идея-Пресс, 2002.

Иванян Р.Г. Журналистика и социальная работа: природа и опыт институционального взаимодействия (Россия, конец XX — начало XXI веков): диссертация кандидата политических наук. Санкт-Петербург, 2007.

Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа: учебник для вузов. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017.

Колесниченко А.В. Основы журналистской деятельности: учебное пособие для вузов. М: Юрайт, 2018.

Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М.: Логос, 2010.

Кройчик Л.Е., Мансурова В.Д., Пронин А.А., Корконосенко С.Г. (ред.). Основы журналистской деятельности: учебник для вузов. М: Юрайт, 2020.

Лазутина Г.В. Основы журналистской деятельности: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2018.

Лазутина Г.В, Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011.

Лазутина Г.В. Основы журналистской деятельности. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017.

Липпман У. Общественное мнение/ У. Липпман; пер. с англ. Т.В. Барчуновой. М., 2004.

Лобашов Р.А. Журналистика социального действия на российском телевидении 2000-х годов: форматы, инструменты, механизмы // МедиаАльманах. 2010. № 5. С. 30-38.

МакКуэйл Д. Журналистика и общество: учебник для журналистов. М.: МедиаМир, 2014.

Миллер Э.Д. Шарлотский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. М.: ВИОЛАНТА, 1998.

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. М.: ЛЕНАНД, 2018.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник. М: Аспект Пресс, 2009.

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. (результаты опроса редакторов и журналистов). М.: Фак-т журналистики МГУ, 2015.

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России. Контент-аналитическое исследование. М.: Фак-т журналистики МГУ, 2016.

Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Юрайт, 2015.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2017.

Фомичева И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации: диссертация доктора филологических наук. М., 2002.

Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2012.

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М.: МедиаМир, 2014.

Ясавеев И.Г. Социальные проблемы и медиа: конструкционистское прочтение. Саарбрюкен: LAPLAMBERTAcademicPublishingGmbH&Co. KG, 2010.

 

Christians, C., Glasser, T., McQuail, D., Nordenstreng, K. and R. White (2009) Normative Theory of the Press. Urbana, IL: Illinois University Press.

Glasser T.L. (ed.) (1999). The idea of public journalism. New York: TheGuilford Press

Glasser T.L. (2016). Public Journalism Movement. In The International Encyclopedia of Political Communication, G. Mazzoleni (Ed.). Available at: https://doi.org/10.1002/9781118541555.wbiepc203

Haas T. (2012). The pursuit of public journalism. New York: Routledge.

Habermas J. (1987). The theory of communicative action. Vol. 2. Boston: Beacon Press.

Siebert F.S., Peterson T. Schramm W. (1984) Four theories of the press. Urbana and Chicago: University of Illinois press.

Spector M., Kitsuse J.I. (2001). Constructing social problems. New York: Routledge.

Wenzel A. (2020). Community-Centered Journalism: Engaging People, Exploring Solutions, and Building Trust. University of Illinois Press.