Ссылка для цитирования: Линь Фэй. Роль прессы в формировании медиаобраза Китая (по материалам изданий «Российская газета» и «Независимая газета») // Медиаскоп. 2020. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2678
DOI: 10.30547/mediascope.4.2020.10
@ Линь Фэй
Аспирантка кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), Lin.baby@mail.ru
Аннотация. В контексте сложной мировой ситуации и развития российско-китайских отношений тема Китая является актуальной. При использовании контент-анализа 100 публикаций в «Российской газете» и «Независимой газете» показана роль прессы в создании образа Китая в медиапространстве. Выявлены жанровые и тематические особенности, используемые методы и приемы, включая тактику заголовка, прием сравнения, метафор, метод экспертного мнения, прием селекции, прием оценочной лексики, прием цитирования для формирования образа Китая.
Ключевые слова: образ страны, медиаобраз, российская пресса, языковые приемы, российско-китайские отношения.
Введение
Мир меняется стремительно. В ежегодном докладе Клуба «Валдай» (2019 г.) «Время взрослеть, или Оправдание анархии» российские эксперты отметили возвращение в категорию ведущих мировых держав великих цивилизаций Востока и, в первую очередь, китайской. Они несут иное понимание принципов организации международных отношений1. С усилением «китайского» фактора в мировой политике и экономике тема Китая становится все более актуальной, особенно в контексте нынешней сложной международной обстановки.
Дипломатические отношения между Китаем и Россией установлены более 70 лет назад. В последние десятилетия российско-китайское сотрудничество выведено на высокий уровень в политической и экономической сферах, развиваются гуманитарные обмены. В июне 2019 г. было подписано Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, «вступающих в новую эпоху»2. Например, товарооборот между Россией и Китаем, по итогам 2017 года вырос на 20,8% в долларовом эквиваленте по сравнению с предыдущим годом. Об этом свидетельствуют данные таможенного управления КНР (Гуреева, 2016). Важную роль в процессе сотрудничества играет пресса, взаимодействие РФ и КНР остается актуальной темой медиаисследований (Цзя, Стровский, Сухорецкая, 2020).
Современная журналистика не только активно отображает, но и активно формирует сознание широких аудиторий. И поэтому «журналистика – важнейшая социальная сила» (Прохоров, 2007: 5). В условиях информационного общества качественная пресса принимает участие в формировании общей информационной картины мира, в том числе образа страны.
Средства массовой информации «реально влияют на качество публичного дискурса, на организацию моделей общественной жизни, на формирование у общества его собственного образа» (Коряковцева, 2005: 314). С точки зрения Т. Г. Добросклонской (2008), «механизм функционирования СМИ предполагает не только и даже не столько отражение окружающей действительности, сколько, и это гораздо более важно, ее интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определенного идеологического фона». Поэтому сегодня так актуально осмысление сущности понятия «медиаобраз», вошедшего в российско-китайский научный обиход сравнительно недавно. В последнее десятилетие понятие «медиаобраз», формируемый в тексте СМИ, стало активно исследоваться с позиций разных гуманитарных наук: философии, психологии, журналистики, имиджелогии, лингвистики, медиалингвистики, но до сих пор не имеет четкого определения. Содержание понятия, а также методология его исследования находятся сегодня на стадии формирования. Различные трактовки и анализ его специфики в российских работах давали Т.Н. Галинская, А.В. Марущак, М. Н. Черкасова, Е.Н. Богдан, Л.В. Хочунская, Д.О. Смирнов, И.В. Сидорская, О.В. Коржнева и другие. Внимание в этих работах акцентировалось, прежде всего, на медиаобразе России в зарубежных СМИ.
По мнению М. Н. Черкасовой (2010: 256), медиаобраз – это «продукт медиаиндустрии, в которой задействованы политические, финансово-экономические, социокультурные, психолингвистические средства и способы создания того или иного медийного явления».
В работах некоторых ученых медиаобраз определяется либо как «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ» (Марущак, 2012), либо как «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией» (Богдан, 2007).
Согласно Л.В. Хочунской (2011), медиаобраз трактуется как «отраженное в журналистском тексте кодирование представления автора о действительности или ее фрагменте, детерминированное концепцией адресата и установкой на архетипическую ориентацию аудитории». Она отметит, медиаобраз имеет диалогический (полилогический) характер и вызывает ценностную реакцию адресата (2013:93).
С точки зрения А.Н. Всеволодовой (2013: 153), медиаобраз – это «образ, создаваемый в сознании реципиентов информации при участии СМИ и других информационных институтов, который впоследствии отражает комплекс представлений участников информационного сообщества по конкретному вопросу».
Между тем интерес представляет расширенное толкование медиаобраза. Например, в презентации опыта практической работы лаборатории медиапсихологии Д.О. Смирнов (2013) отмечает, что «медиаобраз – сложное полисистемное психологическое образование, представляющее собой результат взаимодействия мира автора и мира реципиента посредством медиаобъекта».
Исследователь Т.Н. Галинская (2013) рассматривала медиаобраз как «понятие с двумя значениями – широким и узким. В узком значении «медиаобраз» – это фрагменты реальности, описанные в текстах только профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, ценностные ориентации, политические предпочтения, а также психологические качества; в широком значении «медиаобраз» – это образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве (профессиональными журналистами, блогерами, интернет – пользователями и т. д.)».
В этой статье мы опирались на последнее определение «в узком его значении», согласно которому медиаобраз понимается как образ, сконструированный на основе работ профессиональных журналистов.
В нашей работе исследуется роль российских ведущих изданий в формировании медиаобраза Китая. Объектом исследования в этой работе являются журналистские материалы «Российской газеты» и «Независимой газеты», предметом – особенности формируемого медиаобраза Китая в указанных изданиях, их роль в конструировании медиаобраза страны в сознании аудитории. Цель статьи – выявить основные жанры, темы и методы, формирующие медиаобраз Китая на страницах газет.
В качестве эмпирических индикаторов исследования автор анализировал 100 материалов: 50 материалов «Российской газеты» («РГ») и 50 материалов «Независимой газеты» («НГ») с 1 декабря 2019 г. по 31 марта 2020 года.
Методика исследования
Исследование проведено на основе материалов, опубликованных на официальных сайтах газет. Для отбора материалов, посвященных Китаю, использовался сервис «Поиск» (основные теги – «Китай», «КНР», «Пекин») на официальных сайтах зданий «Российской газеты» и «Независимой газеты». За период с 1 декабря 2019 г. по 31 марта 2020 года в «РГ» оказалось 583 материала, посвященных Китаю, и 696 материалов в издании «НГ».
С помощью метода случайной выборки было проанализировано 100 публикаций – по 50 из каждого издания. В качестве единицы измерения взята отдельная публикация. В работе использовались количественный и качественный контент-анализ, методы семантического, стилистического и описательного анализа. В работе систематизированы материалы, проведено сравнение количества текстов на основе жанровых и тематических характеристик, проанализирована стилистика текстов. На основе проведенного анализа сделаны выводы о роли прессы в создании образа Китая.
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде всего рассмотрим жанровую палитру. Наше исследование показало, что в журналистской практике двух изданий для отражения картины жизни используются различные жанры. Это позволяет прессе выполнять разные функции: информационную – сообщать о событиях, происходящих в Китае и аналитическую – через осмысление и оценку происходящего формировать у читателей определённые представления (таблица 1).
Таблица 1.
Жанры публикаций о Китае
(в % к числу публикаций)
Жанры
|
«РГ» |
«НГ» |
Информационные (новости - «факты», информационный отчет, информационный комментарий и т.д.) |
48 |
46 |
Аналитические (статья, интервью, комментарий, обзор СМИ т.д.) |
52 |
54 |
Источники: данные статистики «Российской газеты» и «Независимой газеты», расчеты автора статьи.
Анализ показал, что преобладающими и в том, и в другом изданиях являются аналитические жанры: в «РГ» они занимают 52 % от всех материалов о Китае, в «НГ» – 54%. Информационные публикации о Китае в «РГ» составляют 48%, что чуть больше чем в «НГ» (46%). Нетрудно заметить, что различия несущественны.
Исследование внутри выделенных групп жанров при контент-анализе материалов двух изданий позволило сделать вывод о преобладании в «НГ» группы аналитических жанров (таблица 2).
Таблица 2.
Аналитические жанры публикации о Китае
(в % к числу публикаций)
Аналитические жанры |
«РГ» |
«НГ» |
Аналитический комментарий |
26 |
20 |
Статья |
14 |
30 |
Аналитическое интервью |
8 |
2 |
Обзор СМИ |
2 |
2 |
Прогноз |
2 |
0 |
В журналистской практике «РГ» лидирует аналитический комментарий (26%). Значительное место занимают статья – 14% и аналитическое интервью – 8%. Недостаточно встречаются обзор СМИ (2%) и прогноз (2%). Журналисты «НГ» предпочитают использовать жанр статьи, который составляет 30% от всех текстов о Китае. Нужно отметить, что в практике «НГ» при освещении событий, посвященных Китаю, оперативно используется редакционная статья (6% от всех публикации «НГ»). Второе место занимает аналитический комментарий (20%). Между тем, доля аналитического интервью (2%) в «НГ» меньше, чем в «РГ» (8%).
Наряду с аналитическими жанрами, нацеленными на обоснование суждений по поводу значимых событий в Китае, ежедневники «Российская газета» и «Независимая газета» стремятся к отражению разных сторон жизни Китая через информационные жанры (таблица 3).
Таблица 3.
Информационные жанры публикации о Китае
(в % к числу публикаций)
Информационные жанры |
«РГ» |
«НГ» |
Новости - «факты» |
34 |
40 |
Информационный отчет |
4 |
4 |
Информационный комментарий |
4 |
0 |
Хроника |
6 |
0 |
Фоторепортаж |
0 |
2 |
Наше исследование показало, что журналисты двух изданий активно используют новости - «факты». Второе место занимает информационный отчет – по 4 %. Ежедневник «РГ» обращает внимание на информационный комментарий (4%) и хронику (6%), тогда как в «НГ» такие информационные материалы отсутствуют. Нужно отметить, все публикации в жанре хроники связаны с динамикой событий о коронавирусе COVID-2019.
Обратим внимание на тематику публикаций двух газет. Анализ показал, что тематическое поле, связанное с Китаем, отличается широтой. И существует разница в конкретных долях в двух изданиях (таблица 4).
Таблица 4.
Тематики публикации о Китае
(в % к числу публикаций)
Тематика |
«РГ» |
«НГ» |
Политические тематики |
10 |
44 |
Экономические тематики |
34 |
20 |
Социальные (общественные) тематики |
36 |
18 |
Культура, искусства, образование, спорт |
16 |
4 |
Военные тематики |
4 |
12 |
Другие |
0 |
2 |
Источники: данные статистики «Российской газеты» и «Независимой газеты», расчеты автора статьи.
Рассмотрим материалы «Российской газеты». Анализ 50 публикаций «РГ» показал, что лидирует социальная (общественная) тематика (36%). Это связано прежде всего со стремлением дать ответы на актуальный запрос общества о ситуации распространения коронавируса в Китае, о принимаемых властями КНР мерах в борьбе с пандемией внутри страны, об оказании помощи Италии, о заявлении Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по коронавирусу. Отметим, что вышеуказанные публикации о коронавирусе встречаются в рубрике «Общество» на официальном сайте «РГ».
Значительное место занимают экономические темы (34%). «РГ» акцентирует особое внимание на российско-китайском сотрудничестве, особенно в торгово-экономической сфере. Газета пишет о возможностях развития среднего и малого бизнеса. Анализируя перспективы развития дальнейшего сотрудничества, журналисты «РГ» поднимают проблему легализации черного рынка природных ресурсов (РГ.: 03.01.2020)3.
Между тем, в «РГ» Китай предстает как экономическая держава, играющая значимую роль в мировой экономике, особенно на фоне распространения пандемии. В докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) указано, что потери мировой экономики в феврале из-за снижения производства в Китае составили десятки миллиардов долларов. Китайский экспорт упал на 50 млрд долларов (РГ.: 04.03.2020)4. Сокращение под влиянием коронавируса спроса со стороны КНР как главного потребителя сырья и металлов, несомненно, сказывается на мировой экономике (РГ.: 02.03.2020)5.
«Российская газета» также обращается к теме развития трансграничной инфраструктуры между РФ и КНР. Активно в газете освещается совместное строительство новых объектов, запуск китайских высокоскоростных поездов и др. Например, в публикации «Дорога в Китай» говорит о том, что было завершено строительство международного моста через Амур (РГ.: 22.12.2019)6.
Издание «РГ» уделяет внимание информированию аудитории о событиях в области культуры, искусства, образования и спорта (16%). Журналистов интересует совместный российско-китайский Университет МГУ и Пекинского политехнического университета в китайском Шэньчжэне (深圳北理莫斯科大学) (РГ.: 13.01.2020)7, а также участие и достижение китайских шахматистов в международном матче (РГ.: 25.03.2020)8. Шахматный матч проходит в двух местах – России и Китае является еще одним символом партнерства (РГ.: 13.01.2020)9.
Политическая тематика составляет 10% от всех материалов «РГ» о Китае: освещаются встречи между политическими лидерами Китая и РФ, анализируется позиция КНР в глобальных вопросах (регулирование ситуации на Ближнем Востоке, ситуация вокруг Корейского полуострова), китайско-американские отношения. Китай является надежным и важным партнером России. Как секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев сказал, дружественным странам (КНР и РФ) далось выйти на беспрецедентно высокий уровень взаимодействия по всем направлениям (РГ.: 02.12.2019)10.
Материалы военной тематики составляют 4% (таблица 4), издание отмечает военную мощь КНР. В заметке «Теряют лидерство» отмечено, что главой комитета начальников штабов вооруженных сил США генералом Марком Милли (Mark Milley) признается усиление возможностей России и Китая в сфере обороны (РГ.: 27.02. 2020)11. Между тем, редакторов интересуют новейшие разработки китайских военных, в том числе развитие лазерного оружия (РГ.: 28.02. 2020)12.
Рассмотрим публикации «Независимой газеты». Исследование 50 материалов показало, что первое место занимает политическая тематика – 44%, что значительно превышает количество подобных публикаций в «РГ». Важное место занимают материалы на экономические темы – 20% и социальных (общественных) – 18%. В газете публикуется относительно мало материалов на военные темы – 12%, и материалов на тему культуры, искусства, спорта – 4% (таблица 4).
Материалы политической тематики «НГ» имеют разнообразную направленность: партнерство РФ и Китая как угроза Америке, отношения между тремя странами (Россией, Китаем и Японией), тенденции развития БРИКС, влияние коронавируса на мировую политику; нерешенная проблема с Гонконгом, действия властей КНР в борьбе с коронавирусом COVID-19.
Между тем, интерес издания «НГ» вызывает борьба с коррупцией в Китае. Журналисты информируют аудиторию о китайской индустрии по возврату в страну беглых китайских чиновников и их капиталов под названием «Небесная сеть» (Sky Net) и позитивно оценивают достижения индустрии (НГ.: 11.12.2019)13.
Публикации «НГ», посвященные социальной тематике, так же, как в «РГ», тесно связаны с коронавирусом. Это информация о развитии ситуации, связанной с пандемией, российско-китайское сотрудничество в борьбе с ней.
Важное место занимают материалы экономической тематики (20%): перемирие в торговой войне между США и Китаем, китайско-российский проект «Сила Сибири», и экономическое сотрудничество России и Китая. Отметим, что Китай позиционируется «НГ» как крупный покупатель российской нефти и газа. Со ссылкой на Reuters читателям сообщается, что китайские компании пользуются моментом и закупают крупные объемы подешевевшей российской нефти Urals (НГ.: 25.03.2020)14. Между тем, сокращение спроса газа со стороны Китая из-за пандемии отрицательно сказывается на «Газпроме» (НГ.: 24.02.2020)15.
Для «Независимой газеты» значимыми являются материалы военной тематики (12%), Китай может быть соперником и объектом американской военной стратегии. Журналисты «НГ» рассказывают аудитории о том, что причиной сокращения численности американского военного контингента в Западной Африке является «часть усилий по смещению акцента оборонной стратегии на противодействие России и Китаю» (НГ.: 25.12.2019)16.
Особенности используемых медийных методов для формирования образа страны
По мнению профессора Т. Г. Добросклонской (2015: 47), среди множества текстов, ежедневно производимых и распространяемых СМИ, четко выделяются отдельные функционально-жанровые типы текстов, обладающие устойчивыми признаками на всех уровнях: на уровне формата, на уровне содержания, на уровне языка.
Анализ 100 публикаций показал, что в формировании медиаобраза Китая в изданиях «РГ» и «НГ» реализуется жанровая тактика, то есть оперативно используются такие информационные жанры, как новости, информационный отчет, комментарий, фоторепортаж, хроника, а также употребляются аналитические жанры (статья, интервью, комментарий, прогнозы и обзор СМИ).
Анализ тематической структуры содержания изданий «РГ» и «НГ» показал, что они формируют разносторонний образ Китая через освещение различных аспектов жизни страны. Иными словами, существует разнообразие тематик как метод.
В отличие от «Независимой газеты» «Российская газета» расширяет медийные возможности: выпускается тематический журнал, посвященный Китаю, создан новый формат представления информации о Китае – специальный проект на официальном сайте «РГ» под названием «Россия-Китай: события и комментарии». Эти проекты являются результатом постепенно расширения и углубления сотрудничества «РГ» и китайских СМИ в течение 10 лет. С 2010 года началось сотрудничество «Российской газеты» и Медиакорпорации Китая, в 2012 г. журнал «Дыхание Китая» стал выходить как приложение к «Российской газете» – один раз в три месяца, а с 2013 года – один раз в два месяца. С сентября 2017 г. китайское популярное общественно-политическое издание China Daily (中国日报), став партнером «Российской газеты», участвует в выпуске популярного у российского читателя приложения к «РГ» «Китайский взгляд».
Если «Российская газета» активно реализует совместные российско-китайские проекты, то «Независимая газета» предпочитает применять разные методы на уровне текстов. Примечательно, «текстовые» методы также встречаются в публикациях «РГ», однако используемые методы по видам и частоте применения в «РГ» не столь ярко выражены, их меньше, чем в «НГ». Анализ материалов «НГ» позволил выявить четыре характерные черты.
1. Новости, которые появляются на сайте газеты, представляют собой сообщения крупных информационных агентств или других СМИ. Самым цитируемым стало информационное агентство ТАСС. Иногда цитируются материалы агентства Reuters, китайского агентства «Синьхуа» (新华社), периодических изданий The Wall Street Journal и «Жэньминь Жибао» (人民日报). К примеру, со ссылкой на ТАСС публикуется новость о том, что «китайская сторона передала Российской Федерации геном вируса, что позволило российским ученым в короткий срок разработать экспресс-тесты, дающие возможность в течение двух часов идентифицировать вирус в организме человека» (НГ.: 29.01.2020)17.
2. Понятийный аппарат выступает как метод для формирования образа. Например, в «Независимой газете» образ Китая создают такие словосочетания и выражения, как «одна из трех самых могущественных стран мира», «угроза для США и НАТО», «военная мощь», «крупнейшая экономика» и др.
3. Значительную роль в создании медиаобраза Китая играют аналитические комментарии и статьи, где встречаются различные методы, используются тактики заголовков, языковые приемы и др.
Являясь отражением текста, «заголовок не только выполняет номинативную, информативную функцию, но может и отражать отношения автора сообщения к описываемым событиям» (Масютина, 2007:333). Например, в статье «США и Китай заключили временное торговое перемирие» с помощью подзаголовка – «Противостояние двух стран стало главным фактором замедления мировой экономики» – подчеркивается тот факт, что торговая война между США и Китаем отрицательно сказывается на мировой экономике (НГ.: 30.12.2019)18.
В публикации «Трамп говорит «победа», демократы – «капитуляция»» идет речь о реакции на заключение временного торгового перемирия между США и Китаем, что следует из подзаголовка «США и Китай достигли промежуточной сделки по торговле». (НГ.:15.12.2019)19. Видно, что в заголовке и подзаголовке действует прием сравнения для выявления противоречивых отношений внутри американских политических элит.
Чтобы продемонстрировать разные позиции тех, на чьи мнения ссылается автор, используются приемы цитирования и метод экспертных оценок. С одной стороны, автор цитирует позиции президента США Дональда Трампа (Donald Trump) и сенатора-демократа Криса Мэрфи (Chris Murphy), знакомит читателей с мнением бывшего экономиста Министерства финансов США Брэда Сетстера (Brad Setser), приводит точку зрения торгового представителя США Роберта Лайтхайзера (Robert Lighthizer). С другой стороны, журналист представляет иную позицию российского профессора Высшей школы экономики Алексея Маслова, мнение газеты Guardian, а также экономического советника Мохаммеда Эль-Эриана (Mohamed El-Erian), научного сотрудника китайской Академии общественных наук Лу Сяна (НГ.: 15.12.2019).
Рассмотрим другой пример. В статье «Пекин мобилизует страну на борьбу с вирусом» анализируются масштабные и оперативные противовирусные меры, предпринятые правительством КНР, в том числе премьер Госсовета КНР Ли Кэцян (李克强) провел инспекцию в Ухане (НГ.: 27.01.2019)20. Автор статьи опирается на оценки профессора колледжа Клэрмонт в Калифорнии Миньсинь Пэя (裴敏欣), старшего научного сотрудника Института Лоу в Сиднее Ричарда Макгрегора (Richard McGregor), профессора ВШЭ Алексея Маслова и позицию New York Times. В этом тексте Китай позиционируется как страна, принимающая активные противовирусные меры, несмотря на запаздывание свежей информации о вирусе.
В газете иногда реализуется метод использования сомнительного тезиса как доказанного. Например, в статье «От Китая ждут создания военной базы в Йемене» автор не указывает надежный источник информации, в материале же есть только догадка и прогноз вашингтонского издания Al-Monitor, в котором говорит, что признаком скорого усиления роли КНР в Йемене являются слова об оказании Йемену «специальную помощь» полпреда Китая при ООН Чжана Цзюня (张军) (НГ.: 12.12.2019)21.
4. Важным методом создания медиаобраза Китая выступает редакционная статья «НГ», позволяющая выразить четкую позицию издания по отношению к событиям. Так, например, 02 февраля 2020 г. была опубликована редакционная статья под названием «Китай, вероятно, что-то недоговаривает относительно вспышки ''Уханьской пневмонии''» с подзаголовком «Чему учит эпидемия» (НГ.: 02.02.2020) 22. В ней сообщается о том, что очаг болезни обнаружен в Ухане.
Статья эмоциональная, в ней активно используются метафоры и сравнения, чтобы показать человека пассивным, пострадавшим от сильного вируса. Авторы высказывают предположение: «Вирус зашевелился (или его расшевелили: в Ухане находятся Институт вирусологии и лаборатория биологических угроз) – судороги пошли по всей планете» (НГ.: 02.02.2020) – так формируется и внедряется в сознание аудитории мысль о том, вспышка эпидемии связана с Институтом вирусологии и лабораторией биологических угроз в Ухане – реализуется метод использования сомнительного тезиса как доказанного. На самом деле, по данным ВОЗ, источник вируса до сих пор не уточняется.
Необходимо обратить внимание на образ китайского региона как важный компонент образа целой страны. В статье о жизни мусульман в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР (中国新疆维吾尔自治区) под названием «Российские муфтии проходят испытание китайскими «концлагерями» используется метафора, чтобы сформировать у читателей отрицательное мнение о жизни уйгуров в Китае (НГ.: 17.12.2019)23.
Следует отметить, что в отношении жизни народа в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР «Российская газета» занимает иную позицию. В статье «Синьцзян: жизнь без экстремизма» автор отметит: «Благодаря установившемуся миру Синьцзян (新疆) демонстрирует опережающие показатели социально-экономического развития. В этот богатый древней культурой регион едет все больше гостей. Все это плоды политики китайских властей по дерадикализации региона. Ее важнейшим инструментом стали центры профессиональной подготовки в Синьцзяне». Журналист опровергает мнение западных СМИ о существовании «лагерей» и подчеркнет, что центры профессиональной подготовки помогают людям жить лучше: «Опыт Синьцзяна в этой сфере внес достойный вклад в международную практику борьбы с терроризмом и искоренения экстремизма. И этому опыту стоит поучиться» (РГ.: 05.12.2019)24.
Кроме вышеуказанных характерных черт, выявленных в ходе анализа материалов «Независимой газеты», анализ публикаций «Российской газеты» позволил выявить следующие особенности.
1. «РГ» уделяет особое внимание комментированию событий, связанных с китайской компанией Huawei, это известное китайское предприятие рассматривается как составляющая часть медиаобраза Китая.
В публикации «Сами высекли себя» журналист использует иронию для обобщения результата американских санкций в отношении компании Huawei (华为). Автор отметил, что введенные санкции дали диаметрально противоположный эффект. Санкции позволили сократить технологическую зависимость Китая от США. Это подтверждает комментарий сложившейся вокруг Huawei ситуации основателя компании Huawei Жэнь Чжэнфэй (任正非): «Мы можем выжить и без Америки. Если американским компаниям разрешат торговать с нами, мы это приветствуем. А если нет, то мы сможем существовать.» (РГ.: 02.12.2019)25.
2. В отличие от «НГ», «РГ» уделяет больше внимание жанру интервью. Так, например, было опубликовано аналитическое интервью Ирины Невинной с эпидемиологом Александром Семеновым «Когда снимают маски» (РГ.: 18.03.2020)26.
В этом интервью Александр Семенов отмечает положительный результат совместной работы с китайскими коллегами и дает высокую оценку предпринятым властями и населением Китая усилиям в борьбе с коронавирусом. В статье используется оценочная лексика с положительной коннотацией: «Можно сказать, что своими буквально героическими усилиями Китай почти на полтора месяца задержал распространение коронавирусной эпидемии по всему миру, и за это ему низкий поклон»; «Китай действительно предпринял беспрецедентные меры»; «Такой быстрый результат получен, в том числе, и благодаря правильному поведению населения Китая» и др. (РГ.: 18.03.2020).
Более того, отвечая на вопрос «На сей раз Китай был к ним (к инфекциям) готов? Мы, Россия, были готовы?», в интервью от 22 марта 2020 г., академик РАН Виктор Малеев говорит: «К сожалению, все страны были готовы не в полной мере. Но многое зависело от способности быстро мобилизоваться. Более всего это удалось Китаю» (РГ.: 22.03.2020)27. Нетрудно отметить, что в речи академика содержится положительный образ Китая, то есть КНР имеет способности мобильно справляться со сложной ситуацией.
Заключение
Анализ журналистских материалов «Российской газеты» и «Независимой газеты» показал, что качественные газеты могут играть важную роль в формировании определенного медиаобраза Китая с помощью разных методов. На практике пресса выполняет информационную и аналитическую функции в освещении Китая. Что касается информационных жанров, публикации «РГ» о Китае составляют 48%, это чуть больше, чем публикации «НГ» (46%). Аналитические публикации «РГ» занимают 52% от всех материалов о Китае, аналитические публикации «НГ» занимают 54%. В обоих изданий реализуется жанровая тактика, то есть оперативно используются различные информационные жанры, такие, как новости, информационный отчет, комментарий, фоторепортаж, хроника, а также употребляются аналитические жанры (статья, интервью, комментарий, прогнозы и обзор СМИ).
Анализ тематической структуры содержания материалов, посвященных Китаю, позволил сделать вывод о том, что разнообразие затрагиваемых тем и поднятых проблем в российских изданиях позволяют создавать широкие картины жизни Китая. В целом публикации изданий «Российской газеты» и «Независимой газеты» охватывают главные значительные сферы развития страны. Однако у этих газет существуют разные тематические предпочтения. Исследование 50 публикации «РГ» выявило приоритет социальных (общественных) тематик (36%), экономических тематик (34%), следующими по частоте освещения стали события в сфере культуры, искусства, образования, спорта. В «НГ» наряду с освещением экономических (20%) и социальных событий (18%) журналисты обращают особое внимание на формирование политического и военного образа Китая через публикации на политические (44%) и военные темы (12%).
Качественное исследование показало, что методами на уровне сотрудничества российских и китайских СМИ являются выпуск тематического журнала, приложения к газете «Китайский взгляд», создание специального проекта «Россия-Китай: события и комментарии» на официальной сайте «РГ». На уровне текстов это использование информационных источников, тактики заголовка, логические приемы изложения материала, метод экспертного мнения, прием селекции, прием сравнения, прием оценочной лексики, метафоры, метод сомнительного тезиса как доказанного и другие.
Две газеты подчеркивают российско-китайское партнерство и в целом формируют объективный медиаобраз Китая, который складывается из следующих представлений: «Китай – это сильная держава», «Китай – это крупнейшая экономика в мире», «Китай – это важный политический и экономический партнер для России». В контексте мировой борьбы с коронавирусом образ Китая в «РГ» видится позитивно, а «НГ» полагает, что Китай может скрыть некоторые фрагменты информации.
Таким образом, с помощью разных методов «Российская газета» и «Независимая газета» создают образ Китая в журналистских текстах. Следовательно, можно предположить, пресса играет существенную роль в формировании медиаобраза Китая.
Примечания
Библиография
Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2007. №4. С. 122-127.
Всеволодова А.Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 152-158.
Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике// Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №11. С. 91-94.
Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2016. № 6. С.192–208.
Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2008.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации : учебное пособие /Добросклонская. Т.Г. М.: КДУ, 2015. С.47.
Коряковцева Е.И. Языковой образ российской провинции в столичной прессе // Жизнь провинции как феномен духовности. Н. Новгород. 2005. С.314.
Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. 2012. №1. С. 93-96.
Масютина, Г.С. Коммуникативный и структурно-грамматический аспекты газетных заголовков: (на материале испанского и русского языков) / Масютина Г. С. – Минск, 2007. С. 333.
Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. – М.: Изд-во «РИП-холдинг». 2007. С.5.
Смирнов Д.О. Человек и культура: диалог в медиапространстве: Опыт практической работы лаборатории в медиапространстве // Медиапсихология в России: проблемы и перспективы: Первая Всерос. науч. видеоконф. с междунар. участием. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/100228/ (дата обращения 16.04.2020)
Хочунская Л.В. Медиаобраз как диалог ценностей: монография. М.: РУДН, 2011.
Хочунская Л.В. Феномен медиаобраз: социально-психологический аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2013. №2. С. 91-95.
Цзя Л., Стровский Д.Л., Сухорецкая А.Е. Взаимодействин Китая и России в сфере массовой информации: от подхода «Россия как модель для подражания» до равного сотрудничества» // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. №2. С. 85-115.
Черкасова, М.Н. Медиасобытие и медиаобраз с точки зрения медиалингвистики и медиакритики (на примере языка вражды) / Черкасова М. Н. // Научные ведомости. 2010. № 18 (89). С. 250-257.