Ссылка для цитирования: Дружинин А.М. Творческая "перезагрузка" журналиста и образовательный процесс // Медиаскоп. 2020. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2675
DOI: 10.30547/mediascope.4.2020.7
@ Дружинин Андрей Михайлович
кандидат философских наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского сектора ФГОУ ДПО «Академия медиаиндустрии» (г. Москва, Россия), www-222@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрена проблема переподготовки практикующих тележурналистов. Работники современных медиа – это уникальная социальная страта. Многие из них не обладают образованием в области журналистики и добились профессионального роста, опираясь лишь на собственный опыт. Автор рассматривает образовательные программы Академии медиаиндустрии, направленные на формирование новых ориентиров в деятельности тележурналистов.
Ключевые слова: професиональная подготовка, авторская журналистика, гражданская позиция, медиа, критическое мышление.
Статья написана по итогам выступления на круглом столе «Медиаобразовательные практики в условиях цифровизации общества», организованном факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академией образования в рамках международной конференции «Журналистика» 8 февраля 2020 года.
Введение
Система дополнительного образования в медиаиндустрии в настоящее время переживает время структурного пересмотра прежних подходов и методик в обучении слушателей. Практически каждый вуз, имеющий в своем составе факультет журналистики, в том или ином виде предлагает программы профессиональной переподготовке специалистов медиаотрасли. Например, в основные задачи ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии» (ИПК работников ТВ и РВ) входит дополнительное образование работников телевидения и радиовещания. Однако осовремененные тенденции цифровизации СМИ и процессы конвергенции мотивируют преподавательский состав к оперативному пересмотру образовательных программ. Нередко в числе слушателей оказываются люди, не имеющие базовой журналистской подготовки, опыта работы в СМИ, а в некоторых случаях и фундаментального гуманитарного образования. В повседневности таких людей называют талантливыми самоучками.
В последние годы в рамках деятельности по подготовке дикторов и ведущих прямого эфира назрела необходимость разработки ознакомительных дисциплин, в задачи которых входило бы формирование целостного представления о современных аудиовизуальных медиа. Для педагога такая задача является интересном методическим и одновременно профессиональным вызовом, когда, среди прочего, необходимо продемонстрировать собственные наработки в профессии. Было принято решение выделить из современных проблем медиаиндустрии наиболее болезненные, можно сказать, своеобразные «реперные точки» для аудиторного обсуждения со слушателями.
Структура занятий по предложенным образовательным программам построена на вопросно-ответных процедурах, имеющих определяющее значение для профессионального выживания тележурналиста в условиях цифровизации. Слушателям предлагается задуматься, как живому журналисту в будущем конкурировать с искусственным интеллектом? Почему некоторых блогеров сейчас смотрят больше, чем эфирное телевидение? Какие личные навыки позволяют сохранять конкурентоспособность на рынке? Поиск ответов на эти вопросы разворачивает профессиональную аудиторию к фундаментальным основам личностной журналистики, которые в меньшей степени зависят от технологий, чем журналистика факта.
Проблема потери смысла в профессиональной деятельности журналиста. Многие региональные журналисты, обладая острым чутьем на болезненные социальные проблемы, поднимают их и в рамках образовательных коммуникаций. Опыт показывает, что зачастую аудиторные занятия приобретают форму полемики на общественно-политические темы. При этом подвергается обоснованной критике текущий социально-экономический уклад в целом и условия существования медиаиндустрии – в частности. Вопросы, волнующие работников медиа, находят отклик и в актуальных научных исследованиях.
Так, зарубежные исследователи выделяют ряд парадоксов в развитии российских медиа. На основе изучения эмпирического материала ими выявлен взаимовыгодный «союз либерализма и авторитаризма». Существуя в рыночных отношениях, стремясь к гомогенной структуре, российская медиаиндустрия демонстрирует «логику коммерциализации и концентрации, как и на Западе». Однако с другой стороны, «рыночный либерализм медиа в России успешно уживается с авторитарным подходом власти» (Pasti, Nordenstreng, 2013). Для текущей экономической модели развития медиаиндустрии в некоторых случаях характерно механическое заимствование способов управления и монетизации из других отраслей. Отдельные жанры медиатекстов уже позаимствованы интернет-коммерцией и выступают исключительно в качестве инструмента продвижения товара (Уразова, 2019). Медиатексты зачастую представляются исключительно в качестве товара. Их достоверность, общественная значимость, соответствие запросам аудитории зачастую рассматривается как вторичные характеристики.
В рамках обозначенных трендов система дополнительного образования в области журналистики имеет дело с наиболее острыми вызовами и угрозами, ставящими под вопрос существование профессии, проблему самоопределения, вопросы жизненного выбора сотрудников СМИ. Социально-психологические исследования на основе эмпирических данных демонстрируют весьма тревожные тенденции. Так, психологическое состояние белорусских журналистов было изучено с применением методики К.Маслач, разработанной для выявления степени профессионального выгорания работников коммерческих структур (Скуратович, 2017). Графическая презентация результатов данного обследования представлена на диаграмме 1. Тестирование показало, что 49 % сотрудников печатных средств массовой информации обладают высокой степенью выгорания, у 47 % выявлена средняя степень и лишь у 4 % – низкая степень профессионального выгорания.
Диаграмма 1. Уровень профессионального выгорания журналистов.
Любопытные выводы на основе комплексного изучения проблемы мотивации и удовлетворенности профессией делает постоянная исследовательская группа, состоящая из сотрудников факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Согласно им, «в профессию многие приходят с доминированием идеалистической мотивации, с желанием через журналистику самореализоваться, а также познавать и менять мир. После нескольких лет работы к идеалистической мотивации добавляется прагматическая, когда повышается значимость зарплаты и снижается приверженность работе, готовность тратить на нее нерабочее время и выкладываться без соответствующего вознаграждения. По достижении же определенного момента (10-15-20 лет работы) происходит перелом, и журналист становится «усталым прагматиком», все меньше мотивируемым чем-либо и все в большей мере просто «дорабатывающим» ввиду неумения или нежелания зарабатывать на жизнь другим способом» (Колесниченко, Вырковский, Галкина, Образцова и др., 2015: 11). Кроме этого, «достоверно был выявлен один тип: уставший пожилой профессионал, великолепно адаптировавшийся в редакции и удовлетворенный своей работой, однако не готовый выкладываться без соответствующего вознаграждения и не мотивированный ни карьерными перспективами, ни стремлением самореализоваться либо изменить мир. (…) Более трети корреспондентов и большинство медиаменеджеров не допускают для себя проработать в СМИ до пенсии. То есть распространено восприятие журналистики как профессии промежуточной и нестабильной» (Колесниченко, Вырковский, Галкина, Образцова и др., 2018: 416).
Личностное и профессиональное выгорание, недостаточная самореализация, низкий уровень удовлетворенности работой свидетельствуют об утрате смыслов, заложенных в профессию журналиста. Вот почему подходы и способы к поиску новых смыслов в профессии, саморефлексия, инструменты системного познания социальной действительности, техника и методика критического мышления могут быть ответом на профессиональные и личностные кризисы журналистов как региональных, так и федеральных СМИ. В данном случае необходимо говорить о том, что на определенном этапе профессиональной деятельности журналистам как печатных, так и электронных медиаресурсов необходима «творческая перезагрузка», реализация которой может стать задачей обучающего процесса в системе дополнительного профессионального образования.
Представленные размышлении и опыт практической деятельности позволяют продумать структурные и содержательные особенности учебных дисциплин и сформулировать следующие темы элективных курсов: «Гражданская позиция тележурналиста», «Авторский подход в тележурналистике», «Критическое мышление в профессии тележурналиста», «Возможности и перспективы спецрепортажа (телеочерка)». Необходимо отметить, что занятия по принципам подготовки спецрепортажа уже апробированы в рамках курсов переподготовки для журналистов государственных телерадиокомпаний.
Как представляется, структура гражданской позиции состоит из двух базовых групп различных качеств. Этические элементы гражданской позиции журналиста включают поведенческие нормы и умение их корректировать для разных социальных страт; непрерывное самообразование как основа для повышения профессиональной компетенции; устойчивая система общечеловеческих ценностей, умение их обосновать в повседневной и профессиональной коммуникации; выбор политических убеждений из тех, что предлагается обществом в качестве легальных. Гносеологические элементы гражданской позиции состоят из научного понимания окружающей действительности; владения этическим понятийным аппаратом для формулировки моральных критериев оценки действий человека; базовых представлений о социальной действительности на основе современных теоретических знаний; а также политического и социального кругозора, т.н. «информационной картины». Проблемным для самоопределения гражданской позиции представляется наличие у журналиста религиозных убеждений, данная характеристика в перспективе нуждается в отдельном подробном изучении (Дементьева, 2018).
В реальности нередко работники СМИ демонстрируют и полное отсутствие гражданской позиции, конформизм, оппортунизм, демонстративный отказ от собственных оценок того или иного социального явления. Подобная позиция для журналиста считается удобной, т.к. повышает его психологическую устойчивость в противоречивой и высокодинамичной медиасреде. Политический конформизм довольно часто формируется у сотрудников новостных редакций, где формат работы исключает собственную оценку происходящих событий. Однако именно такой стиль работы в профессиональном сообществе получил пренебрежительные характеристики: «подставка под микрофон» или «блокнотик с ножками».
В действительности «журналистику факта» сегодня сложно назвать перспективным направлением в профессиональном развитии по ряду причин. Во-первых, в современном мире журналистика в ее узком понимании вынуждена конкурировать с блогосферой и социальными сетями, где в соотношении факта и мнения наблюдается диспропорция в сторону оценочных суждений. Во-вторых, уже несколько лет ряд редакций используют т.н. «журналистов-роботов», алгоритмы, разработанные на основе искусственного интеллекта, которые в тысячи раз быстрее человека обрабатывают разрозненную информацию и пишут сухие информационные сообщения. В-третьих, процессы конвергенции в СМИ усиливают личностное присутствие автора в медиатексте. Все это, в-четвертых, происходит одновременно с резким падением доверия к российским СМИ и массовым переходом аудитории к интернет-ресурсам.
Данные процессы, как представляется, актуализируют авторскую журналистику, публицистику, художественные жанры в творчестве журналиста. Профессиональному работнику СМИ придется рано или поздно искать такую сферу приложения своих сил, в которой он обладает конкурентными преимуществами перед искусственным интеллектом, непрофессиональным автором из среды гражданских активистов, блогером, словом, любым пользователем Интернета, способным производить контент. Вот почему формирование личностной позиции, выработка авторского формата представляются весьма плодотворным направлением в работе журналиста, а успешные карьерные кейсы вполне могут рассматриваться в качестве профессиональных ориентиров в дальнейшем развитии работника СМИ.
Отдельным направлением в «творческой перезагрузке» необходимо признать развитие навыков критического мышления в работе журналиста. Согласно представлениям, предлагаемым проф. Г.В.Сориной, критическое мышление – это «способ мышления, направленный на выявление структурных особенностей рассуждения, проверку корреляции между обоснованно выдвинутыми тезисами и соответствующими им аргументами, оценку выдвинутых тезисов, характеристику контекстов рассуждений с учетом особенностей автора и читателя, оппонента и пропонента» (Сорина, 2005).
Теоретическая основа методологии и практики критического мышления заложена крупнейшими мыслителями со времен античности до наших дней, от первых диалогов Сократа до «этики дискурса» Юргена Хабермаса (Хабермас, 2001). Навыки критического мышления в методологическом смысле включают: рефлексию над собственной мыслительной деятельностью; аналитическую деятельность и способы ее репрезентации в текстах; умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями; умение оценивать данные навыки у других. В повседневной практике журналиста к инструментам критического мышления можно отнести вопросно-ответные процедуры, фактчекинг, комплексный подход в работе с материалом, направленный на выявление манипулятивных практик.
Здесь необходимо отметить, что глубинный анализ различных социальных явлений в современных гуманитарных исследованиях сложно представить без вдумчивого анализа медиатекстов, выражающих в явном виде структуру повседневных представлений о том или ином факте социальной действительности. Медиатексты конструируют публичную понятийную систему, активно внедряют ее в общественно-политический обиход. И в этом случае цель создания того или иного медиатекста определяется задачами по внедрению в общественное сознание некоего понятия, которое должно занять в коммуникативном пространстве ключевую роль. Посредством СМИ транслируются государственные решения, с их помощью соответствующие структуры и институты общества осуществляют «обратную связь» – важнейший элемент любого управленческого решения.
Применение навыков критического мышления в текстах СМИ порождает особую разновидность авторского взгляда на социальную действительность – медиакритику. Специалист в этой области исследует наиболее сложные и масштабные явления и процессы в массово-информационной сфере, ему требуются теоретический подход, высокий уровень теоретической подготовки. Авторская позиция эксперта открывает журналисту совсем другие карьерные, личностные и профессиональные горизонты. Такая медиаперсона берет на себя функции регулятора, т.е. оказывает влияние на медиа с целью упорядочивания норм и правил, посредством которых медиа реализуют свое социальное предназначение. Нередко сверхзадачей текстов медиакритики, помимо прочего, является критический анализ шаблонов, по которым происходит описание той или иной темы.
Выход за пределы шаблонных, обыденных либо повседневных представлений является основой корректной конкуренции идей, мнений, интерпретаций того или иного социального факта. Подготовка журналистов, способных предложить обществу контент, затрагивающий процесс принятия решений по той или иной социально значимой проблеме, крайне непростая задача.
Как в России, так и за рубежом происходит стремительное разрушение ценностей и ориентиров, характерных для индустриального общества. Снижается уровень капиталовложений в материальное производство, а одним из основных конкурентных преимуществ становиться максимально высокий уровень мобильности. В этих условиях, с одной стороны, различные институты общества становятся как бы ускользающими от вдумчивого анализа, поскольку быстро меняется, постоянно усложняется сам предмет рассмотрения (Ополев, 2019). А с другой стороны, попытки упорядочить этот хаос при помощи уже известных, традиционных форм межсубъектного взаимодействия могут быть реализованы как опасный анахронизм, способный лишь усилить уже существующие конфликты интересов различных групп и слоев общества. Вместе с тем, медиатексты имеет смысл рассматривать как частное проявление концептуализации той или иной структуры аргументации, построенной в качестве основания для управленческого решения. Несомненно, такие тексты одновременно являются и формой реализации «мягкой власти» различных групп давления, а с другой стороны, инструментом противодействия интернет-сообществ различным государственным структурам (Володенков, 2019).
Практика изучения аналитической деятельности журналиста посредством разработанной Г.В. Сориной методологии экспертного анализа текста дает уникальный опыт реализации процедур и методов критического мышления (Сорина, 2016). Именно в медиасообщениях нередко содержится обыденное, некритическое представление о социальной действительности. В ходе критического анализа различных текстов медиакритик нередко выявляет несоответствия между публичными декларациями, явно выраженными намерениями различных субъектов и их структурой представлений. Сравнительный анализ, проверка того или иного понятия на соответствие научно обоснованному определению, формулировка вопроса, комментарии и размышления, выработка собственной позиции фиксируют момент перехода от повседневного взаимодействия с информационной средой к ее критическому осмыслению. Даная деятельность порождает тексты, которые могут быть реализованы в форме публицистики.
Как художественные журналистские произведения, основанные на явно выраженной гражданской позиции, так и авторские медиатексты, ставшие результатом критического анализа открытых источников, могут быть реализованы в разных жанрах и формах. Один из самых распространенных видов авторской журналисткой продукции на ТВ – это специальные репортажи. Необходимо отметить, что рассмотрение жанра специального репортажа в современной тележурналистике показало значительные пробелы региональных корреспондентов-практиков в знании современных трендов медиаотрасли. Поэтому вопросы гражданской позиции, авторской журналистики и проблемы критического мышления были определены как приоритетные направления в развитии спецкурса.
Одновременно для начинающих работников телевидения тематические векторы занятий должны стать сжатым по времени погружением в социальный контекст работы современных аудиовизуальных медиа. В основном цикл занятий направлен на формирование мышления тележурналиста, представлений о социальных задачах тележурналистики. Слушателям предлагается провести совместный с преподавателем анализ кейсов современной тележурналистики и видеоблогинга. Цель обсуждения и дискуссий – выявление разных социально-экономических представлений о предназначении телевидения, задач тележурналистики. В целом это спецкурс не о том, как говорить с телеэкрана, а о том, каким образом определиться с тем, что говорить.
Выводы
Работники современных медиа – это уникальная социальная страта, у которой имеются собственные характеристики, связанные с данной профессией. Многие из них не обладают образованием в области журналистики и добились своего профессионального уровня, опираясь лишь на собственный опыт. Очевидно, что образовательные программы должны учитывать актуальное состояние медиаиндустрии. В настоящее время российские медиа существуют в достаточно противоречивой социально-экономической ситуации. С одной стороны, аудитория ожидает от СМИ достоверный социально-ориентированный контент. А с другой стороны, управленческие решения принимаются исключительно из интересов владельца медиа. В результате наемные работники СМИ находятся в состоянии повышенной психологической напряженности, что приводит к проблеме профессионального выгорания. Многие журналисты испытывают сложности с определением смысла их деятельности. В данных условиях система дополнительного профессионального образования может предложить способы творческой «перезагрузки» журналиста. Процесс «перезагрузки» для регионального журналиста может быть представлен как переход от журналистики факта к авторской журналистике. Этот переход при помощи образовательных курсов связан с осмыслением и формулировкой гражданской позиции конкретного профессионала. Методы и инструменты критического мышления способствуют появлению уникальных медиапродуктов. Авторский подход к социальным проблемам может быть реализован в форме специального репортажа. Специфические особенности этого жанра позволяют в полной мере раскрыть уникальные особенности творческого замысла конкретного автора. Формирование новых ориентиров в деятельности тележурналистов позволит им выбрать собственное направление в профессиональном развитии.
Библиография
Володенков С.В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 341-364.
Дементьева К.В., Зеткин С.Н. Православные СМИ республики Мордовия: типологические и уникальные черты // Вопросы журналистики. 2018. № 3. С. 5-23.
Колесниченко А.В., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю., Вартанов С.А. Российский журналист и его работа: исследование мотивации и удовлетворенности// Медиаскоп. 2015. № 4. С. 12.
Колесниченко А.В., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю., Вартанов С.А., Смирнов С.С., Владимирова М.Б., Фомичева И.Д. Российский радиожурналист и его работа: исследование мотивации и удовлетворенности // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 394-417.
Ополев П.В. Сложность в историко-философской традиции: опыт осмысления // Вопросы философии. 2019. № 5. С. 128-137.
Скуратович Х.И. Исследование уровня профессионального выгорания у журналистов печатных СМИ // Сборник работ 74-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. 2017. С. 194-196.
Сорина Г.В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Эпистемология и философия науки. 2005. Т. 3. № 1. С. 194-209.
Сорина Г.В. Экспертный анализ текста: методология и практика. М. Издательский центр АНОО «ИЭТ». 2016. 182 с.
Уразова С.Л. Self-media как модель монетизации знаниевого кода // Вестник ВГИК. 2019. Т. 11. № 3 (41). С. 86-91.
Хабермас Ю. Вовлечение Другого. Очерки политической теории. СпБ. «Наука» 2001. 417 с.
Pasti S., Nordenstreng K. Paradoxes of journalistic profession: case of Russia in the context of the brics countries. World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. 2013. № 3. 241-268 pp.