Ссылка для цитирования: Крашенинникова М.А. «Перестроечный» фоторепортаж в ежедневной газете «Советская Россия» // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2387
© Крашенинникова Мария Алексеевна
кандидит филологических наук, преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), mashagarnova@gmail.com
Аннотация
В статье автор анализирует уникальный опыт ежедневной газеты «Советская Россия» в использовании фоторепортажа как эффективного визуального средства для отражения событий общественно-политической, спортивной, культурной и др. тематик на страницах издания. Период перестройки ознаменовался для газеты активным ростом тиражей, новым этапом в жизни издания. Фоторепортаж как жанр нашел свое место на страницах ежедневной газеты «Советская Россия» в период перестройки и стал важным индикатором политики издания в исследуемый период.
Ключевые слова: фотожурналистика, фоторепортаж, газета «Советская Россия», СССР.
Фоторепортаж – один из самых востребованных жанров фотожурналистики в период перестройки. При помощи фоторепортажа влиятельные советские издания освещали значимые события общественно-политического, экстремального, культурного, спортивного и др. характера.
Имеющиеся на данный момент исследования в основном посвящены истории и теории фотографии и фотожурналистики как ее части. Это труды И.Д. Бальтерманц (1981), В.М. Березина (2016), А.С. Вартанова (1983), Л.Ф. Волкова-Ланнита (1980), Г.Ф. Волчек (1962), Н.И. Ворона (2012), А.А. Грабельникова (2008), Л.П. Дыко (1962), А.И. Лапина (2015), В. Левашова (2012), С.А. Морозова (1986), Г.К. Пондопуло (1982, 2008), Л.В. Семовой (2015, 2016), В.Т. Стигнеева (2011, 2013, 2016), В.В. Тулупова (2000), К.В. Чибисова (1987) и др.
Однако фоторепортаж времен перестройки фактически остался за рамками изучения и осмысления научным сообществом. При этом конец 1980-х и начало 1990-х гг. – период расцвета фоторепортажа как жанра, ориентированного на освещение социально острых вопросов, межнациональных конфликтов и политических противостояний. Полагаем, что обстоятельное изучение фоторепортажа позднего СССР (в том числе на примере ежедневных периодических изданий) способствует устранению существующих в области истории отечественной визуальной журналистики лакун.
«Советская Россия» – ежедневная общественно-политическая газета, которая стала отражением социально-политических преобразований в период перестройки в 1985−1991 гг. Газета выходила в Москве с 1956 г. как печатный орган ЦК КПСС, с 1986 г. – как оппозиционное КПСС издание. В настоящее время издается коммунистической партией России.
Тиражи газеты в исследуемый нами период достигали 8 млн экз. Приход на пост главного редактора В.В. Чикина в 1986 г. ознаменовал новую эпоху в жизни газеты – оппозиционную по отношению к реформаторской политике руководства СССР (газета стала рупором для коммунистических идей). На страницах издания велась политическая полемика на тему перестройки. Так, 13 марта 1988 г. в «Советской России» было опубликовано громкое письмо Н. Андреевой, перепечатанное потом многими армейскими газетами, в котором автор негативно отзывалась о происходящих процессах перестройки и называла ее «ползучей контрреволюцией». Историк Р.П. Овсепян (1999: 238) предполагает, что данное письмо было написано под давлением ЦК КПСС для возможного возврата к прежним советским устоям. Газета «Советская Россия» в период перестройки делала упор на фоторепортаж, этому способствовала работа заведующего отделом иллюстраций В.Н. Шина и его последователей. Период их работы в газете (1980−1986 гг.) эксперты называют расцветом фотожурналистики в издании. По словам известного фотокорреспондента Э.А. Жигайлова, «Советская Россия» была передовой газетой. «С нее началась перестройка − они делали полосы о перестройке»1.
Нами были проанализированы 93 фоторепортажа, содержащихся в 2048 номерах газеты «Советская Россия» в период с 23.04.1985 по 26.12.1991 гг. Наибольшее количество фоторепортажей было опубликовано в 1985 и 1987 гг. (по 17 фоторепортажей (см. рис. 1)). Мы можем объяснить это насыщенностью информационной повестки издания (освещение множества спортивных, культурных, ритуальных событий как всероссийского, так и регионального масштаба).
Рисунок 1. Количество фоторепортажей в газете «Советская Россия» в 1985−1991 гг.
Анализируя фоторепортажи, опубликованные в ведущих общественно-политических издания в период перестройки, мы делаем вывод о том, что исследуемый жанр прошел в своем развитии два этапа. Для первого (1985−1987 гг.) характерно отсутствие социально острых тем в фоторепортажах, в них доминирует приверженность проблематике, сложившейся в советской прессе в предшествующий период. На протяжениивторого этапа (1988−1991 гг.) фоторепортаж о социально-политической ситуации в стране приобрел новые черты, выразившиеся в уходе от парадности, расширении проблемного поля и все большем внимании к событийной повестке дня.
За исследуемый нами период в газете «Советская Россия» были опубликованы фоторепортажи авторов, среди которых уже известные в то время П.П. Кривцов, В.Н. Шин (в 1980−1986 гг. – руководитель фотослужбы «Советской России»), Э.А. Жигайлов, А. Вулкани. Фоторепортаж периода перестройки был представлен в газете достаточно широко. Наибольшее количество опубликованного состояло из трех снимков (67% от общего количества). Мы связываем это с тем, что газетный формат зачастую не предполагает публикации более многокадровых фоторепортажей. В интервью с нами эту мысль подтвердили фотожурналисты Д.Д. Линников, Ю.А. Трубников, А.М. Джус2. Исследователь фотожанров Н.И. Ворон больше склоняется к главенству человеческого фактора [редактора, автора. – М.К.] при отборе снимков для публикации, однако не отрицает и влияние формата издания, о чем мы писали выше3. Меньшая доля фоторепортажей, состоящих из четырех и более снимков (23% суммарно), подтверждает наше предположение.
География фоторепортажа
География, представленная в фоторепортажах газеты «Советская Россия» в исследуемый нами период, была не слишком разнообразна. В частности, в газете не нашли отражения в фоторепортажах (так же как и в текстах) события из-за рубежа. Проведенный нами анализ материалов, опубликованных в газете (текстовых, визуальных) «Советская Россия» за исследуемый нами период, может свидетельствовать о том, что в фокусе интересов издания оказывалась прежде всего проблематика, связанная с событиями, происходившими в пределах РСФСР. При этом газета делает явный акцент на событиях, происходивших в Москве (74% от общего количества опубликованных фоторепортажей), а доля фоторепортажей из других российских регионов и союзных республик составляет лишь 26%.
Помимо Москвы, внимание газеты привлекали события, происходившие в Ленинграде. Это могло свидетельствовать о значимости происходящих там событий (например, культурной жизни), однако в ряде случаев мы обнаружили фоторепортажи из Ленинграда абсолютно локального характера. В частности, это фоторепортажи о бале близнецов, организованном в местном дворце культуры железнодорожников (1985. № 2), о празднованиях дня города (1986. № 123) и Нового года на Невском проспекте (1987. № 2). Фоторепортажи о событиях из других городов также нередко носили региональный характер. Например, фоторепортаж о премьерном выступлении ансамбля «Колорит» в тюменском Дворце культуры «Строитель» (1989. № 3). Однако наряду с региональной повесткой дня внимание газеты было обращено и на всесоюзные события, происходившие в различных городах СССР. В частности, фоторепортажи о праздновании годовщины со дня рождения писателя Л.Н. Толстого в Тульской области (1986. № 221) и о VI зимней Спартакиаде народов СССР в Красноярске (1986. № 63).
В ряде случаев газета обращалась также к событиям, происходившим в других союзных республиках. Это были фоторепортажи, опубликованные в 1990−1991 гг. (до этого газета публиковала фоторепортажи только из российских городов); они освещали трагические события: насилие над армянским населением Баку в 1990 г. (1990. № 13) и землетрясение на севере Грузии в 1991 г. (1991. № 87). Фоторепортаж об «армянском погроме» был первым за исследуемый нами период трагическим сюжетом, опубликованным на страницах газеты. В отличие от других иллюстрированных изданий (например, журнала «Советский Союз»), газета показывает событие «бескровно». Иначе показана трагедия в фоторепортаже о землетрясении в Грузии. Газета опубликовала фоторепортаж, в котором его автор изображает человеческое горе через натурализм (на одном из снимков видны ноги погибшего). «Советская Россия» обращается к публикации фоторепортажей о трагедиях в союзных республиках только в 1990−1991 гг., что говорит об изменениях в отражении информационной повестки дня во второй половине периода перестройки.
Тематика освещаемых событий
Для исследования тематики фоторепортажей мы разделили все освещаемые темы на следующие: политика, спорт, культура, экстремальные ситуации (природные, техногенные катастрофы, кризисные явления в обществе, вооруженные конфликты), религия и общество (жизнь социума). За исследуемый нами период 1985−1991 гг. в газете было опубликовано 55 фоторепортажей о значимых в советской культуре событиях политического характера (59% от общего количества), 16 − на тему культуры (17%) и 14 − о спорте (15%). Другие темы – общество, экстремальные ситуации и религия – набрали 5%, 3% и 1% соответственно (см. рис. 2).
Рисунок 2. Тематика фоторепортажей в газете «Советская Россия» в 1985−1991 гг.
Основным содержательным вектором фоторепортажей в «Советской России» были праздники. Как правило, газета делала акцент на праздничных мероприятиях как всесоюзного масштаба (Первомай, День победы, годовщина Октябрьской революции), так и регионального (день города в Ленинграде), а в некоторых случаях – локального характера (праздник смеха в Парке Горького). Подобный выбор тем, вероятно, был обусловлен широким географическим диапазоном освещаемых событий (газета стремилась освещать события не только всероссийского или столичного значения − также уделялось много внимания тому, что происходит в регионах страны).
Фоторепортаж на политическую тематику
В 1986 г. в газете был опубликован фоторепортаж о XXVII съезде КПСС (1986. № 53). На ключевом, на наш взгляд, кадре, расположенном в центре, изображена общая картина события, масштабность съезда показана при помощи дальнего плана, снятого с верхней точки (фотографический штамп протокольной съемки политической хроники). На двух других снимках, составляющих единую композицию вокруг центрального кадра, отражено общение делегатов съезда в кулуарах мероприятия. В этом фоторепортаже также активно используется советская символика – огромный бюст В.И. Ленина в зале заседания на фоне советского флага с серпом и молотом, что позволяет идентифицировать событие, подчеркнуть его статус и значимость. Несмотря на уже начавшиеся процессы перестройки, изображение политических событий в «Советской России» было весьма «витринно». Эту тенденцию подтверждает и опубликованный через год фоторепортаж о Шестой сессии Верховного Совета РСФСР одиннадцатого созыва (1987. № 251). Центральный снимок этого фоторепортажа также стандартно показывает масштаб события через съемку с верхней точки. Другие кадры этого фоторепортажа, выстраивающиеся вокруг центрального снимка, так же, как и в предыдущем, изображают участников события – депутатов Верховного Совета – как массовую аудиторию, готовую единогласно поддержать любое решение руководства страны. По аналогии с фоторепортажем 1986 г. в этом – в качестве маркера также встречается символ СССР в виде огромной статуи В.И. Ленина, расположенной за президиумом. Эти два фоторепортажа были весьма схожими по ряду критериев: наличию заглавного кадра (где показана общая картина мероприятия); другие снимки расположены по обе стороны от заглавного и отображают общение и эмоции участников политического события. Также в обоих фоторепортажах на ключевом снимке за спиной у президиума присутствует бюст или статуя В.И. Ленина. Подобная выявленная нами в ходе анализа некоторая схожесть фоторепортажей «Советской России» на политическую тему может свидетельствовать о принятых в изданииракурсах в изображении этой тематики в первые годы перестройки.Отработанные в прежние годы алгоритмы показа массовых официальных политических событий, статичный образ представителей государственной власти, формализованность и официозность – все эти приемы активно использовались и ранее, например при освещении XXVI Съезда КПСС в 1982 г. (1981. № 10). Примечателен тот факт, что в первые годы перестройки при освещении политических событий в фоторепортажах «Советской России» образ генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева был представлен эпизодически и на дальнем плане. Акцент делался на показ массовости политического события, изображении делегатов, статичности и «церемониальности» политических мероприятий.
В последние годы периода перестройки в «Советской России» меняются подходы в изображении политических событий. В 1989 г. газета публикует целую серию фоторепортажей А. Вулкани, А. Кочетова и В. Корнеева о съезде народных депутатов СССР (1989. № 122, 123, 128). Столь пристальное внимание к этому событию мы можем объяснить тем, что учреждение нового органа власти (1988 г.: Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР») было одним из признаков политических реформ периода перестройки (в ведение народных депутатов отводилось принятие Конституции СССР, определение внешней и внутренней политики страны, избрание Верховного Совета и Совета министров). В отличие от освещения газетой политических событий 1986−1987 гг., авторы фоторепортажей о первом съезде народных депутатов стремились показать съезд не как привычную политическую хронику, а как открытое, реалистичное и важное для жизни страны событие. В фоторепортаже уже отсутствуют привычные ранее общие снимки зала заседания, снятые с верхней точки. Авторы делают акцент на крупных планах – лицах депутатов во время обсуждений, дискуссий. Показана полемичность, живость, диалогичность в общении между собой депутатов в зале заседания, где прежде слово предоставлялось исключительно выступавшему на трибуне. Подобный подход закрепил свои позиции и в других фоторепортажах на политическую тему (1989. № 173, 174, 222). Примечателен еще один фоторепортаж А. Вулкани – о первой сессии Верховного Совета СССР (1989. № 148). Главным героем фоторепортажа является политический лидер, однако теперь он изображается иначе, это выражается в том, что генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев и его соратник, председатель Совета министров СССР Н.И. Рыжков, показаны в профиль (это выглядело менее канонично и официально, больше соответствовало стилистике непостановочного фоторепортажа). Событие передано в динамике, некоторые депутаты сняты со спины, что тоже является новым веянием в фоторепортаже периода перестройки: раньше политиков снимали только спереди. Другим знаковым для своего времени фоторепортажем стала работа А. Вулкани и А. Кочетова о втором съезде народных депутатов СССР (1989. № 288). Привлекает внимание ключевой снимок: Горбачев склонил голову во время минуты молчания в память о скончавшемся накануне академике А.Д. Сахарове. На центральном снимке крупным планом изображен букет цветов на опустевшем месте в зале, где всегда сидел Сахаров, на другом кадре – делегаты съезда, вставшие со своих мест во время минуты молчания и также склонившие головы. Однако Горбачев, склонивший голову, изображен в исследуемый нами период впервые. В отличие от прежних канонов, Генерального секретаря показывают читателю живым человеком, его образ лишается «сакральности» и формализованности, он тоже испытывает эмоции. Фоторепортаж отражает скорбь по скончавшемуся академику А.Д. Сахарову – диссиденту и политическому оппоненту генерального секретаря партии. Фоторепортаж создает картину скорби, что также говорит об изменении подходов в изображении событий в последние годы перестройки.
Проанализировав фоторепортажи на политическую тематику, опубликованные в газете «Советская Россия» в исследуемый нами период, мы можем сделать вывод о том, что в 1989 г. в издании произошли изменения в подходе к отображению политических событий: была привнесена динамика, живость, авторы делали акцент на дискуссионности общения политиков, на необычных ракурсах в изображении государственного лидера. Образ руководителя СССР эволюционировал − от статичного, сакрального и недосягаемого до человечного, эмоционального. Если в 1985−1988 гг. фоторепортаж «Советской России» о политических событиях был достаточно формализован, то с 1989 г. он начинает обретать живость, динамику, больше соответствовать принципам непостановочности и реалистичности.
Отображение значимых в советской политической культуре событий ритуального характера является ключевой темой для фоторепортажа в газете «Советская Россия» в годы перестройки. В подавляющем большинстве случаев данная тематика проявилась в фоторепортажах о различных праздниках. Однако в издании также были опубликованы и работы, связанные с траурными мероприятиями, например фоторепортаж 1985 г. о похоронах генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко (1985. № 60). Работа примечательна своей непохожестью на аналогичные фоторепортажи в журналах «Огонек» и «Советский Союз». Главное отличие состояло в том, что «Советская Россия» в освещении этого события сделала акцент на том, как советские граждане стоят в очереди на улице (на зданиях приспущенные советские флаги с траурными лентами), чтобы проститься с покойным. Это был центральный кадр – показ народной скорби, показ того, что проститься с покойным пришли массы людей. Фоторепортаж демонстрировал значимость, статус события, отношение к усопшему советских граждан.
Если другие издания в период перестройки делают акцент на отражении в фоторепортажах праздников, имеющих важное государственное значение (Первомай, День Победы, годовщина Октябрьской революции), то газета «Советская Россия» зачастую обращает внимание аудитории на то, как отмечается Новый год, День города, масленица и др. Это свидетельствовало об ориентированности газеты на массового читателя, на его потребность в отображении более близких к его жизни событий. Однако и в изображение значимых государственных праздников газета вносит свои коррективы. В частности, это видно на примере фоторепортажа о праздничных торжествах на Красной площади в честь 70-летия Октябрьской революции (1987. № 259). Фоторепортаж состоит из «официальных» канонических кадров (руководство СССР во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым на Мавзолее), а также из тех, которые появляются в прессе именно во время перестройки: например, как отмечают праздник москвичи на улицах города. Данная тенденция проявляется и в следующих фоторепортажах – о праздновании Первомая на Красной площади (1988. № 102) и Дня Победы (1988. № 107). В первом случае в официальном центральном снимке (руководство страны на Мавзолее) нарушен традиционный ракурс кадра: снято с боковой позиции, при этом на снимке линия Мавзолея служит диагональю, делящей изображение на две части. Подобный ракурс затем закрепит свои позиции и в других схожих фоторепортажах. Во втором случае празднование Дня Победы показано с точки зрения человеческих историй. В фоторепортаже нет канонических снимков Мавзолея и военного парада. Авторы акцентировали внимание на то, как празднуют люди на улицах города.
Подобное отображение значимых в советской культуре событий ритуального характера может свидетельствовать об особом, неформализованном подходе к показу государственных праздников. Мы связываем это обстоятельство с акцентом издания на интересы более массовой аудитории.
Фоторепортажи об общественных процессах, опубликованные в газете «Советская Россия», были направлены в основном на отражение мирных митингов и манифестаций: в частности на манифестацию участников акции «День предостережения человечества» (1987. № 182), общественный митинг протеста против строительства каналов «Волга-Чограй» и «Волга – Дон-2» (1989. № 36), митинг у здания обкома партии в городе Курган-Тюбе в Таджикистане (1990. № 43). Последний фоторепортаж обращает внимание читателя на проблемы, назревшие в стране и беспокоящие ее население. Лозунги, отраженные в фоторепортаже, свидетельствуют о требованиях, выдвигаемых митингующими: улучшение бытовых условий, ускорение социально-экономического развития области, отставку некоторых руководителей республики. С помощью фоторепортажа, выстроенного из трех снимков, автор показывает настрой собравшихся людей, их основные требования, атмосферу в обществе. Этот фоторепортаж стал отражением тенденции показа открытого конфликта населения и власти, который «Советская Россия» начинает демонстрировать своему читателю с 1987 г. − до этого тема не поднималась.
Фоторепортаж об экстремальных ситуациях
В период перестройки в газете было опубликовано всего три фоторепортажа на тему экстремальных ситуаций. Все они пришлись на период 1990−1991 гг. Неопределенность в том, как показывать трагические события в «Советской России», видна на примере двух фоторепортажей одного автора – А. Мохова. В 1990 г. в «Советской России» появляется его фоторепортаж о насилии над армянским населением в Баку (1990. № 13). Впервые за долгий период газета публикует фоторепортаж о трагических событиях. Ключевой кадр фоторепортажа демонстрирует возмущенных жителей республики. Три соподчиненных ему снимка свидетельствуют о разрастании межнациональной розни, насилии в отношении армянского населения Азербайджана; на них показаны крупным планом оружие и пулевые отверстия в стекле, разграбленные жилища. Этот фоторепортаж, на наш взгляд, свидетельствовал о начале показа трагедий в газете «Советская Россия». Однако события 1991 г. (землетрясение на севере Грузии) сняты совсем по-другому: в данном случае тот же автор (А. Мохов), кроме разрушенных домов и местных жителей, оплакивающих погибших в результате природного бедствия, на одном из снимков показывает крупным планом погибшего – прежде «Советская Россия» воздерживалась от публикации подобных кадров (1991. № 87).
На примере этих двух фоторепортажей мы видим неопределенность газеты в том, как показывать горе. В опубликованных фоторепортажах второй половины периода перестройки газета обращает внимание читателя прежде всего на горе простого человека. Эта тенденция прослеживается и в фоторепортаже А. Вулкани о событиях августовского путча (1991. № 162). На ключевом, на наш взгляд, снимке автор показывает крупным планом лицо танкиста, ждущего приказа убивать людей, на соседнем кадре – едущий по центру столицы танк, а третий снимок демонстрирует растерянность на лицах жителей Москвы от всего происходящего. Этот фоторепортаж так же, как и предыдущие, ставит во главу угла человека, его волнения, сомнения, тревоги. На примере опубликованных в газете «Советская Россия» фоторепортажей об экстремальных ситуациях подтверждается наша гипотеза о появлении новых подходов к показу трагических событий в период перестройки.
Фоторепортаж на культурную и спортивную тематику
Культурная тематика опубликованных в исследуемый нами период фоторепортажей в газете «Советская Россия» была представлена фоторепортажами о различных выступлениях артистов в Москве и в других городах. Значимость освещаемых в фоторепортажах культурных событий была весьма неоднородна. В частности, в газете были опубликованы фоторепортажи о V международном конкурсе артистов балета в Большом театре (1985. № 135), премьере выступления ансамбля «Колорит» в тюменском Дворце культуры «Строитель» (1985. № 136) и др.
Фоторепортажи на спортивную тематику были опубликованы в «Советской России» в 1985−1988 гг. В последние годы перестройки фоторепортажи о спортивных событиях не публиковались, проведенный нами анализ показал, что их место было отдано политической проблематике и экстремальным ситуациям. Широко освещалось в газете такое спортивное событие, как «Лыжня России» (1985. № 41; 1987. № 44). Авторы этих фоторепортажей стремились показать массовость и народность этого вида спорта и проходивших соревнований. В частности, в одном из фоторепортажей его автор, С. Кузнецов, показал финишировавшего лыжника с маленькой дочкой на плечах. Данный кадр, с одной стороны, нацелен на показ эмоционального подъема участников, которые разделяют радость со своими семьями, пришедшими поддержать спортсменов, с другой – народность лыжного вида спорта в зимний период, его популярность и доступность для людей.
Единственным фоторепортажем на религиозную тему была работа В. Кириллова о фестивале православного музыкального искусства (1991. № 2). Культура, спорт и религия не были основными темами для создания и публикации фоторепортажей в газете в исследуемый нами период, но при этом они составляли тематическое разнообразие освещаемых событий, были направлены на удовлетворение интересов широкой аудитории.
Герои фоторепортажа
Основными героями фоторепортажей, опубликованных в исследуемый нами период в газете «Советская Россия», были участники спортивных соревнований, артисты, простые люди – митингующие и празднующие, зрители и болельщики. В последние годы перестройки к этим категориям также добавились пострадавшие в результате землетрясений. Нацеленность издания на массовую аудиторию играла свою роль и при выборе героев фоторепортажей: было важно показать широкий социальный круг.
В фоторепортажах о политике и о значимых в советской культуре событиях ритуального характера особая роль отводилась изображению генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Если в первые годы перестройки М.С. Горбачев (в числе других государственных лиц) был снят только анфас, то в последующий период эта традиция нарушалась. В частности, в фоторепортаже А. Вулкани о первой сессии Верховного Совета СССР (1989. № 148) автор показывает генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в профиль. Ранее в газете не публиковались подобные снимки. В другом своем фоторепортаже (1989. № 288) 1989 г. автор вновь нарушает традиционный подход к изображению лидера страны: Горбачев изображен со склоненной головой (в минуту молчания по скончавшемуся накануне депутату и академику А.Д. Сахарову). Ранее в фоторепортажах на тему траурных процессий Генеральный секретарь изображался по-другому: выражение скорби отражалось исключительно в мимике.
В 1990 г. наметилось еще одно изменение в изображении генерального секретаря ЦК КПСС: уменьшенное отражение его фигуры на фоне атрибутов советской власти. В частности, впервые это проявилось в фоторепортаже В. Корнеева о внеочередном третьем Съезде народных депутатов СССР (1990. № 59): на снимке с М.С. Горбачевым во время выступления генсек снят с нижней позиции, при этом он выглядит физически маленьким на фоне трибуны, за которой стоит. В другом фоторепортаже (автор – С. Болдин), о праздновании 120-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина, на ключевом снимке М.С. Горбачев изображен на фоне бюста основателя СССР, при этом размеры бюста значительно превышают фигуру Генерального секретаря (1990. № 92). Автор фоторепортажа стремился подчеркнуть уменьшенную фигуру (роль) Горбачева на фоне бюста основателя СССР В.И. Ленина. Возможно, автор хотел сыграть на противопоставлении, показав монументальный образ Ленина – создателя советского государства – и сравнив его с фигурой Горбачева, генсека, под руководством которого в этом государстве явно наметились кризисные явления («парад суверенитетов», межнациональная рознь и др.).
Проведенный нами анализ номеров газеты «Советская Россия» позволяет сделать вывод о том, что на протяжении исследуемого нами периода перестройки наблюдались изменения в подходе к изображению государственного лидера М.С. Горбачева. Образ генерального секретаря в газете «Советская Россия» в 1985−1991 гг. эволюционировал − от статичного и формализованного, сакрального до человеческого, живого, испытывающего эмоции, как и другие люди.
Выводы
Фоторепортаж периода перестройки в газете «Советская Россия» был в основном посвящен праздникам – издание отдавало предпочтение значимым в советской культуре событиям ритуального характера (как всесоюзного, так и местного значения). Еще одной широко освещаемой темой в те годы стала политическая проблематика. Во второй половине исследуемого нами периода в отображении политики в фоторепортажах газеты наметились изменения: снимки приобрели живость, динамику, все это стало следствием процессов, происходивших в СМИ в это время (большая открытость, ослабление цензурных ограничений и др.). Фоторепортажи «Советской России» были направлены на массовую аудиторию, что отражалось и в выборе отображаемых героев: на снимках были представлены спортсмены, участники любительских соревнований, представители искусства и народной самодеятельности, простые граждане. Однако все они были деперсонализированными. А единственным персонализированным героем фоторепортажей становится руководитель государства. При этом на протяжении нескольких лет перестройки произошли изменения и в культуре изображения государственного лидера – М.С. Горбачева. От традиционного и привычного отображения анфас авторы фоторепортажей постепенно уходили в сторону съемки более свободных фаз движения генсека ЦК КПСС.
Газета «Советская Россия» отличалась большим тематическим разнообразием. Внимание издания в ряде случаев к событиям регионального характера давало возможность шире показать жизнь страны.
Примечания
Библиография
Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
Березин В.М. Фотожурналистика. М.: Юрайт, 2016.
Вартанов А.С. Фотография. Документ и образ. М.: Планета, 1983.
Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. 2-е изд. М.: Планета, 1980.
Волчек Г.Ф. Фотоиллюстрация в советской периодике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.
Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики: учеб. пособие. М.: Фак. журн. МГУ, 2012.
Грабельников А.А. Фотожурналистика Великой Отечественной войны // Вестн. ВолГУ. Сер. 8. 2008. Вып.7. С. 123−130.
Дыко Л.П., Головня А.Д. Фотокомпозиция. М.: Искусство, 1962.
Лапин А.И. Фотография как… 6-е изд., испр. М.: Тримедиа Контент, 2015.
Левашов В. Лекции по истории фотографии. М.: Тримедиа Контент, 2012.
Морозов С.А. Творческая фотография. М.: Планета, 1986.
Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
Пондопуло Г.К. Фотография и современность. М.: Искусство, 1982.
Пондопуло Г.К. Фотография. История. Эстетика. Культура. М.: ВГИК, 2008.
Семова Л.В. История отечественной фотожурналистики. Ч. I. Фотография в России в XIX – начале XX в. Истоки советского фоторепортажа: учеб. пособие. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.
Семова Л.В. История отечественной фотожурналистики. Часть II. Советская фотожурналистика 1920−1930-х гг. и Великой Отечественной войны: учеб. пособие. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.
Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894−1994: очерки истории отечественной фотографии. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.
Стигнеев В.Т. От пикториализма – к фоторепортажу, очерки истории отечественной фотографии 1900−1950. М.: Арт Бридж, 2013.
Стигнеев В.Т. Зарождение советской фотографии: 1920-е годы. М.: ЛЕНАНД, 2016.
Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж: Изд-во Воронеск. ун-та, 2000.
Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. М.: Искусство, 1987.