Languages

You are here

Графический дизайн логотипа как инструмент управления имиджем вуза

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Лекторова Ю.Ю. Графический дизайн логотипа как инструмент управления имиджем вуза // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2324

 

© Лекторова Юлия Юрьевна

кандидат политических наук, доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета (г. Пермь, Россия), Lektorova2015@yandex.ru

 

Аннотация

В исследовании представлены результаты социологического мониторинга замеров общественных ожиданий и предпочтений относительно колористической палитры и символических ассоциаций логотипа высшей школы. Графический дизайн логотипа университета рассматривается как инструмент управления имиджем в системе связей с общественностью в высшей школе. На основании полученных данных проводится оценка текущего логотипа ПНИПУ и предлагаемых эскизов логотипов с позиции трех целевых аудиторий – жителей региона, сотрудников вуза и выпускников школ.

Ключевые слова: связи с общественностью, визуальная коммуникация, высшая школа, графически дизайн, логотип.

 

Российские высшие учебные заведения, в соответствии с поставленной Президентом РФ задачей повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров1, сталкиваются с проблемами формирования позитивного имиджа. Комплексный подход к созданию желаемого имиджа вуза предусматривает среди прочих задач последовательную разработку и реализацию концепции повышения узнаваемости, а также продвижения бренда университета.

Принимая во внимание особенности поведения основных целевых аудиторий корпоративных коммуникаций (как российских, так и зарубежных), университеты апробируют уникальный фирменный стиль, идентифицирующий самобытность каждой образовательной единицы, в пространстве цифровых медиа (на сайтах, в социальных сетях) и в контексте онлайн-контактов (на фирменных бланках, сувенирной продукции, рекламных модулях). Одной из основополагающих доминант визуальной коммуникации высшего учебного заведения с целевыми аудиториями остается логотип организации, который привлекает внимание как сетевых пользователей университетских ресурсов, так и самых разных участников коммуникации за пределами интернет-пространства. Невозможно представить современный вуз без отличительного знака, который по праву занимает достойное место в арсенале практики PR в высшей школе.

Логотип любой организации представляет собой отображение ее сущности, которую он индивидуализирует. Основатель и президент BrandForward. Inc. Б. Ванэкен (2005: 84) поясняет: «Для логотипа одинаково важно быть распознаваемым и читаемым», и, как правило, люди могут лишь мельком взглянуть на логотип, да и то с большого расстояния. В такой ситуации главное – распознавание, а не легкость прочтения». На этом основании большинство исследователей уделяет внимание дизайну логотипа, объединяющему распознаваемые знаки, формы, шрифты и цвета. В эпоху сетевой коммуникации графический дизайн логотипа должен быть применим еще и к электронным мультимедийным средствам − от телевидения до Интернета. В российском правовом ландшафте отсутствует дефиниция «логотип»; законодательно закреплен термин «торговый знак»2, подразумевающий использование словесных, изобразительных, объемных обозначений и их комбинаций.

В отечественной литературе тема связей с общественностью для высшей школы, по оценке В.А. Ткаченко (2015: 94), представлена относительно скромно. Автор обращает внимание на рассмотрение отдельных категорий PR в контексте заявленной проблематики. Так, специфику продвижения высших учебных заведений можно найти в трудах таких исследователей, как В.В. Волкова (2007), Е.А. Дагаева (2008), С.Н. Павлов (2011) и В.А. Ткаченко (2015). Конструирование имиджа университета, выстраивание корпоративной идентичности и бренда представлены в исследованиях Ю.Ю. Звездочкина, Б.Ю. Сербиновского (2009), С.Н. Павлова (2011), Е.Г. Беккер, Т.Н. Бурделовой, А.Ю. Юданова (2012).

Изучение особенностей графического дизайна в практике связей с общественностью и рекламы в большей степени представлено в иностранных источниках. Автор исследования опирался на работу Э. Туэмлоу «Графический дизайн: фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи» (2006). К базовым трудам в области использования визуального контента в рекламных коммуникациях целесообразно отнести исследования Р.Ю. Овчинниковой «Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования» (2012) и М. Роудена «Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе» (2007), исправленное и дополненное издание первой книги The Art of Identity, впервые опубликованной в 2001 г.

На сегодняшний день одной из магистральных составляющих современных массмедиа, по мнению П. Родькина, являются визуальные коммуникации, трансформирующие любой контент в визуальные коды. В период активного развития электронных цифровых технологий визуальные коммуникации напоминают процесс передачи информации «посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики...), с одной стороны, и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия...) с другой»3. Если исходить из утверждения А. Бергера (2005: 69) о том, что целью любой визуальной коммуникации является создание образа, а образ остается основным действующим агентом воздействия на сознание целевой аудитории (Доценко, 2001: 653), можно предположить, что графический дизайн логотипа вуза играет стратегическую роль в системе связей с общественностью в академической среде и за ее пределами.

При выстраивании взаимоотношений с различными целевыми аудиториями высшей школы графический дизайн логотипа выступает тем инструментом, который концептуализирует визуальный контент. Ориентированная на массового потребителя подобная художественно-проектная деятельность включает различные иллюстрации, шрифты, надписи, оформление упаковки, здания, аудиторий, лабораторий и многое другое. На языке профессионалов графический дизайн – «это визуальное отображение какой-либо информации об определенном объекте путем нанесения изображения на носитель при помощи художественных техник»4.

Палитра используемых логотипов отечественных вузов представлена разнообразием цветовых и композиционных решений. На рисунке 1 собраны логотипы первых 30 вузов страны по данным российского списка в общемировом банке данных Webometrics Ranking of World's Universities5 (рейтинг мировых университетов по уровню их присутствия в Сети).

 

Рисунок 1. Логотипы российских вузов

 

Основными средствами создания графического дизайна логотипа являются цвет, шрифт и символ. По мнению дизайнеров, в визуальной коммуникации зрительное ощущение и эмоциональное воздействие создает именно цвет. Выбор цветовой палитры должен учитывает колористические предпочтения целевой аудитории и коррелировать с объективными характеристиками идентифицируемого объекта. Из представленных логотипов высших школ доминирующими цветами оказываются синий (28%), белый (25%), черный (12%) и красный (10%). Коммуникативное значение цвета, − поясняют исследователи, − помогает в восприятии основного содержания.

Современная цветовая символика включает поэтические метафоры цвета и содержит признаки психологического значения, предлагая следующие колористические трактовки: синий − Бесконечность, Космос, Тоска, Холодность, Верность, серьезный, укрепляющий, свежий, прохладный, удаляющийся; белый − Чистота, Невинность, Свет, легкий, свежий, прохладный, ослепительный, чудесный, блестящий; черный − Тьма, Мрак, Траур, Смерть, темный, тяжелый, теплый, впитывающий, засасывающий; красный − Огонь, Любовь, Страсть, Борьба, Динамизм, Гнев, Сила, Революция, близкий, жгучий, возбуждающий, громкий6.

Особое значение приобретает шрифт, который считается основой графического дизайна, представляя собой определенное начертание знаков, их общее изображение и размер. Шрифты условно делятся на четыре основные группы: шрифты с засечками (антиква), шрифты без засечек (гротески), декоративные и рукописные. Для каждого шрифта существует несколько видов начертаний, особенностей их изображения – нормальное, курсивное, жирное и жирное курсивное7. Разнообразие используемых шрифтов в логотипах университетов − дополнительный инструмент визуализации информации. В современной практике художественного оформления логотипа встречается леттеринг − рукописная шрифтовая композиция, т.е. рисование словами. При выборе соответствующего шрифта, дизайнеры руководствуются основными требованиями: гармоничность пропорций; простота и понятность; четкость и соразмерность, обеспечивающие удобочитаемость; «ассоциативность» (изящность − массивность, строгость − живость и т.д.); назначения шрифта (читаемость шрифта, уместность) (Бузинова, 2013).

На сегодняшний день многие университеты стали использовать цветовое кодирование факультетов, присваивая каждому свой цвет и дополнительный символ. Подобный подход решает проблему самоидентификации студентов в университете и помогает создать отличительный фирменный стиль в пределах одного факультета. Так, например, задача при создании нового фирменного стиля для университета Марии Кюри-Склодовской заключалась в том, чтобы разработать пакет логотипов для каждого факультета, но при этом сохранить схожесть с основным логотипом.

Для каждого факультета было предложено изображение, отражающее суть деятельности факультета, а также фирменный цвет (см. рис. 2).

 

Рисунок 2. Графическое решение логотипа для университета Марии Кюри-Склодовской

 

Третье средство создания графического дизайна – это символ. На этапе визуального кодирования среди представленных тридцати логотипов российских вузов лидируют буквенные обозначения (21%), декоративный орнамент (11%), лиственный венок (11%), образ шара-планеты (8%) и здания (8%). Разнообразие используемых образов свидетельствует о множественности трактовок символического значения высшей школы.

 

Методология и методика исследования

В рамках исследования предпринята попытка оценить действующий логотип Пермского национального исследовательского политехнического университета, а также выявить ожидания внутренней и внешней целевых аудиторий относительно логотипов, разработанных кафедрой дизайна ПНИПУ.

Действующий логотип ПНИПУ изображен в виде пятиугольного щита – символа размышления, изучения наук, совершенства (см. рис. 3).

 

Рисунок 3. Текущий логотип ПНИПУ

 

На фоне щита расположен белый прямоугольник с сидящим в нем бурым медведем – символом образования и воспитания. Книга – символ мудрости и науки. Четырехконечный знак географических румбов – символ курса, направления образования и науки. Под книгой и медведем – сокращенное наименование университета. Логотип может использоваться как черно-белый и цветной знак. Допустимые сочетания цветов: черный, белый, синий, красный, коричневый. Синий цвет – символ размышления, изучения наук. Красный цвет – символ творчества и созидания. Белый цвет − символ мира, света, открытости.

Методом исследования был выбран анкетный опрос. Для реализации поставленной цели опрос проводился среди жителей Перми и Пермского края, сотрудников вуза и абитуриентов. В соответствии с методикой исследования респондентам предлагалось ответить на вопросы, связанные с существующим логотипом ПНИПУ и вариантами логотипов, разработанных кафедрой дизайна ПНИПУ. Среди используемых видов опросов был задействован заочный (анкета на самозаполнение) и очный (Face-to-face) опрос, дополнительно использовались два сайта-опросника на платформе Survio и Google. Из полученных результатов на двух сайтах выводилось среднее значение.

Для обоснования выборки использовался квотный отбор (выборка с предваритель­но заданными значениями: целевые аудитории ПНИПУ). Среди видов выборки применялись разовая, одноступенча­тая (квотный отбор из генеральной совокупно­сти) и гетерогенная (гендерные, социо-демографические, территориальные критерии). Совокупная выборка составила 1 192 респондента различных целевых групп ПНИПУ. Всего было опрошено 379 респондентов – жителей Перми и Пермского края8, 62 сотрудника ПНИПУ9 и 751 абитуриент10.

Участникам предлагалось ответить на следующие вопросы.

  1. Логотип какой компании изображен на рисунке?

 

 

 

  1. Логотип какой компании Вам нравится больше всего?
  2. Что Вы видите в этом знаке?
  3. Каким Вам видится символ нашего университета?
  4. Какого цвета может быть символ Пермского Политеха
  5. Нарисуйте символ Пермского Политеха?
  6. Какого цвета Пермский Политех?

Опрос проводился в связи с предполагаемыми ребрендингом ПНИПУ и формированием системной коммуникационной политикой университета. Анкетирование проводилось в июне − июле 2016 г., а в сентябре 2016 г. данные анализировались.

 

Содержание и результаты исследования

В ходе исследования респондентам предлагалось определить, логотип какой компании изображен на рисунке. В предлагаемых вариантах логотипов были изъяты буквенные символы. В качестве возможных вариантов логотипов необходимо было идентифицировать следующие фрагменты (см. рис. 4).

 

Рисунок 4. Текущий логотип ПНИПУ и варианты предлагаемого логотипа

 

ЛОГОТИП А. Ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 5).

 

 Рисунок 5. Идентификация текущего логотипа ПНИПУ: жители г. Перми и Пермского края

 

Анализируя полученные данные, наиболее популярным ответом среди респондентов, оказался Пермский национальный исследовательский университет: 63% респондентов идентифицируют логотип ПНИПУ без вербальных обозначений.

С точки зрения идентификации предлагаемых логотипов наблюдается следующая закономерность (см. рис. 6).

 

Рисунок 6. Идентификация текущего логотипа и предлагаемых логотипов ПНИПУ

 

В сознании жителей г. Перми и Пермского края сформировалось устойчивое восприятие логотипа Пермского национального исследовательского политехнического университета, только у трети респондентов (27%) возникли трудности с идентификацией логотипа. Предлагаемые логотипы не находят корреляции с высшей школой, только 4−6% опрашиваемых соотносят проектные логотипы с деятельность вуза. Разработанные эскизы логотипов вызывают разнообразные ассоциации у респондентов: от символа библиотеки до заводского производственного цикла.

ЛОГОТИП Б. Ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 7).

Рисунок 7. Идентификация предлагаемого логотипа ПНИПУ (логотип Б)

 

На основании полученных данных видно, что 84% респондентов не смогли соотнести логотип Б с конкретным видом деятельности. Только 6% опрошенных связали логотип с заводом. Сути образовательного процесса высшей школы данный логотип не отражает − связь логотипа с ПНИПУ отметил 3% респондентов, с университетом в целом – 3%, с библиотекой – 1%.

ЛОГОТИП В. Ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 8).

Рисунок 8. Идентификация предлагаемого логотипа ПНИПУ (логотип В)

 

Результаты диаграммы свидетельствует о том, что для 80% респондентов оказалось затруднительным соотнести предлагаемый логотип с каким-либо видом деятельности. Только 7% респондентов предположили, что данный логотип представляет Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГУ), 3% связали логотип с ПНИПУ. Для 5% опрошенных людей данный символ связан с производством (заводом). Таким образом, как и предыдущий вариант, логотип В не соответствует сущности образовательной единицы.

ЛОГОТИП Г. Ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 9).

 

 Рисунок 9. Идентификация предлагаемого логотипа ПНИПУ (логотип Г)

 

По статистике ответов, респонденты не связывают данный логотип с конкретной организацией: 86% опрашиваемых не смогли соотнести логотип Г ни с каким видом деятельности. Только 3% респондентов предположили, что логотип относится к Пермской ярмарке, 3% назвали герб г. Перми, другие 3% соотнесли логотип с ПНИПУ. Таким образом, представленный эскиз логотипа не соответствует сущности образовательной организации.

В ходе исследования респондентам предлагалось выбрать наиболее понравившийся логотип, оценив символы по пятибалльной шкале. Максимальный балл оценки – 5, минимальный – 1 (см. рис. 10).

 

Рисунок 10. Предпочтения логотипов респондентами: жители г. Перми и Пермского края

 

С точки зрения эстетики предлагаемых символов, предпочтения респондентов распределились относительно равномерно. Выбирая наиболее понравившийся логотип, респонденты не стали выделять какой-то один из образов.

Относительно разнообразия колористических оттенков будущего логотипа ПНИПУ мнения респондентов разделились следующим образом (рис. 11).

 

Рисунок 11. Цвет Пермского Политеха по мнению жителей г. Перми и Пермского края, абитуриентов ПНИПУ

 

В большей степени мнения абитуриентов ПНИПУ и жителей региона совпадают. Жители г. Перми и Пермского края определи свои предпочтения, выбрав в качестве цветов будущего логотипа синий, красный, белый, а также зеленый, серый, желтый, фиолетовый. Колористическая палитра совпадает с оттенками существующего символа вуза. В представлении абитуриентов логотип Политеха может быть синим, красным или зеленым, далее респонденты указали белый, желтый, серый и фиолетовые цвета. Упоминание зеленого цвета может трактоваться с восприятием Пермского края как зеленой территории (третий по протяженности субъект Российской Федерации с обилием лесов) или участием вуза в программе «Зеленый Политех»11. В целом цветовые предпочтения соответствуют колористической палитре нынешнего логотипа ПНИПУ.

В рамках социологического опроса респондентам предлагалось выбрать символ, который ассоциируется у них с Пермским Политехом. С точки зрения символических ассоциаций будущего логотипа ПНИПУ, наблюдается следующее соотношение образов (см. рис. 12).

 

Рисунок 12. Символические ассоциации с Пермским Политехом у жителей г. Перми и Пермского края

 

По результатам обработки социологических данных, жители г. Перми и Пермского края не выражают явных предпочтений, что характеризует размытость позиционирования ПНИПУ в сознании данной целевой группы. Среди высказанных ответов наибольшее предпочтение население региона отдает символу книги (23%) (см. рис. 13).

Рисунок 13. Символические ассоциации с Пермским Политехом у сотрудников вуза

 

Символические ассоциации сотрудников ПНИПУ совпадают с образами нынешнего логотипа. Явными фаворитами административного персонала и профессорско-преподавательского состава вуза стали традиционные для университета образы книги (37%) и медведя (39%). Затем по частотности – буква «П», двигатель, нефть и дорога (см. рис. 14).

 

Рисунок 14. Символические ассоциации с Пермским Политехом у абитуриентов

 

Явные предпочтения абитуриенты отдают медведю (46%) и книге (18%), что соответствует прочности ассоциаций с текущим логотипом вуза. Далее по частотности идут буква «П», двигатель, нефть и дорога.

Таким образом, в сознании сотрудников и абитуриентов прослеживается устойчивая ассоциативная связь символов высшей школы с нынешним логотипом ПНИПУ. Для жителей города и муниципальных образований Пермского края больше свойственна размытость позиционирования вуза. Так или иначе, книга прочно ассоциируется у всех целевых групп с образовательным учреждением, осуществляющим подготовку по техническим и гуманитарным дисциплинам. Образ медведя – традиционный символ региона, представленный на гербе и флаге Пермского края. Популярность ответов респондентов, выбравших такой символ, как буква «П», может быть результатом реализованной в городе в 2010 г. культурной революции, инициированной экс-губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым при участии Пермского центра развития дизайна, возглавляемого Артемием Лебедевым, автором красной букв «П»12. Символы двигателя, нефти и дороги олицетворяют основной профиль подготовки национального исследовательского вуза − авиационное двигателестроение, газотурбинные технологии, добыча и переработка нефти, газа, полезных ископаемых, наноиндустрия и урбанистика.

В качестве исследовательского эксперимента респондентам было предложено нарисовать символ Пермского Политеха. Общее количество участников эксперимента – 77 (жители г. Перми и Пермского края) (см. рис. 15).

 


Рисунок 15. Символические ассоциации с Пермским Политехом: рисунки респондентов

 

Явными фаворитами респондентов оказались символы двери и лабиринта. Образ лабиринта имеет скрытое значение мира, вселенной, непостижимости и движения. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие13. Дверь − символ границы, перехода, вступления в новое пространство существования14. В целом предложенные респондентами символы соответствуют процессу образования как непрерывному пути постижения знания и будущего. Среди нарисованных символов не было негативных изображений.

Отдельный эксперимент был проведен с сотрудниками ПНИПУ. Респондентам предлагалось, посмотрев на предложенный символ, определить его основное значение и содержание.

«Что вы видите в этом знаке (логотип Г)?» − такой вопрос был задан в ходе исследовательского эксперимента, участниками которого стали 62 сотрудника ПНИПУ (см. рис. 16).

 

Рисунок 16. Значение символа (логотипа Г) по мнению сотрудников ПНИПУ

 

В сознании данной целевой группы представленный символ чаще всего ассоциируется с Пермским Политехом (25%) и лабиринтом (24%). Далее по частотности ассоциативный ряд связан с положительными общегородскими смыслами: железнодорожной станцией Пермь-2 (13%) и буквой «П» (9%). Корреляция с образовательными смыслами прослеживается через символы преемственности (4%), бесконечности (2%), нефтяных труб (4%) и перспективы (2%) – всего 10%. Соответственно, около 35% ассоциаций связано с сущностью образовательного учреждения. Для 7% респондентов образ оказался размытым, лишенным всяких смыслов. Негативные ассоциации символ вызвал у 5% респондентов, которые увидели в нем тупик.

 

Основные выводы

В ходе социологического исследования выяснилась устойчивая идентификация текущего логотипа вуза в представлении внешней аудитории – жителей г. Перми и Пермского края. Текущий логотип ПНИПУ идентифицируют 63% респондентов без вербальных обозначений, трудности с определением логотипа возникли у 27% пермяков. С точки зрения идентификации логотипов, разработанных кафедрой дизайна ПНИПУ (логотипы Б, В, Г), данные образы не находят корреляции с высшей школой, только 4−6% опрашиваемых соотносят проектные логотипы с деятельность вуза. При этом, с точки зрения эстетики предлагаемых символов, предпочтения респондентов распределились относительно равномерно. Выбирая наиболее понравившийся логотип, респонденты не стали выделять какой-то один из образов: логотип А оценили 25% респондентов, Б – 28%, В − 25%, Г − 22%.

Относительно колористической палитры символа вуза мнения абитуриентов ПНИПУ и жителей региона в большей степени совпадают. Так, жители г. Перми и Пермского края определи свои предпочтения, выбрав в качестве цветов будущего логотипа синий, красный, белый, а также зеленый, серый, желтый, фиолетовый. Цветовые пристрастия респондентов совпадают с оттенками существующего символа вуза. В представлении абитуриентов логотип Политеха может быть синим, красным или зеленым, далее по частотности выпускники школ указали белый, желтый, серый и фиолетовый цвета. Упоминание зеленого оттенка может трактоваться с восприятием Пермского края как зеленой территории (третий по протяженности субъект Российской Федерации с обилием лесов) или участием вуза в программе «Зеленый Политех». В целом цветовые предпочтения целевых групп соответствуют колористической палитре нынешнего логотипа ПНИПУ.

Социологическое исследование выявило устойчивые и схожие символические ассоциации внешних целевых аудиторий (жители региона и абитуриенты) и внутренней (сотрудники вуза) с логотипом вуза (см. рис. 17).

 

Рисунок 17. Символические ассоциации с Пермским Политехом

 

Таким образом, в сознании сотрудников и абитуриентов прослеживается устойчивая ассоциативная связь символов высшей школы с нынешним логотипом вуза. Однако для жителей города и муниципальных образований Пермского края больше свойственна размытость позиционирования ПНИПУ. Так или иначе, но книга прочно ассоциируется у всех целевых групп с образовательным учреждением, осуществляющим подготовку по техническим и гуманитарным дисциплинам. Образ медведя – традиционный символ региона, представленный на гербе и флаге Пермского края. Популярность ответов респондентов, выбравших такой символ, как буква «П», может быть результатом реализованной в городе в 2010 г. культурной революции, инициированной экс-губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым при участии Пермского центра развития дизайна, возглавляемого Артемием Лебедевым, автором красной буквы «П». Символы двигателя, нефти и дороги олицетворяют основной профиль подготовки национального исследовательского вуза − авиационное двигателестроение, газотурбинные технологии, добыча и переработка нефти, газа, полезных ископаемых, наноиндустрия и урбанистика.

В результате двух экспериментов, в рамках которых жителям г. Перми и Пермского края было предложено нарисовать символ Пермского Политеха, а сотрудникам вуза определить значение символа (логотип Г), был получен дополнительный ассоциативный ряд. Явными фаворитами пермяков оказались образы двери и лабиринта как возможные комбинации для логотипа ПНИПУ. Образ лабиринта имеет значение мира, вселенной, непостижимости и движения. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие. Дверь – символ границы, перехода, вступления в новое пространство существования. В целом предложенные респондентами символы соответствуют процессу образования как непрерывному пути постижения знания и будущего. Среди нарисованных символов не было негативных изображений.

По данным социологического опроса логотип Г не противоречит сущности конкретной образовательной организации. Так, в сознании сотрудников вуза представленный символ ассоциируется как с Пермским Политехом (25%),так и с лабиринтом (24%). Далее по частотности ассоциативный ряд связан с положительными общегородскими смыслами: железнодорожной станцией Пермь-2 (13%) и буквой «П» (9%). Корреляция с образовательными сюжетами прослеживается через символы преемственности (4%), бесконечности (2%), нефтяных труб (4%) и перспективы (2%) – всего 10%. Соответственно, около 35% ассоциаций связано с сущностью образовательного учреждения и процесса. Для 7% респондентов образ оказался размытым, лишенным всяких смыслов. Негативные ассоциации символ вызвал у 5% респондентов, которые разглядели в образе тупик.

Социологический мониторинг восприятия целевыми аудиториями логотипа высшего учебного заведения обозначил перспективность подобного рода исследований. В условиях высокой конкуренции университетов практика стратегического планирования коммуникационной политики вуза становится неотъемлемым компонентом успешного развития в образовательном пространстве. Практическая ценность данного исследования для медиакоммуникации высшей школы заключается в методологическом инструментарии замеров общественных ожиданий и предпочтений относительно колористической палитры и символических ассоциаций логотипа.

Разработка графического дизайна логотипа – один из инструментов управления имиджем в ландшафте визуальной коммуникации. Комплексный же подход к разработке и управлению корпоративным имиджем высшей школы требует принятия концепции коммуникационной политики, оптимизации внутренних структурных подразделений и привлечения команды профессионалов в соответствии с магистральными направлениями позиционирования университета.

 



Примечания

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования». Режим доступа: http://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения: 31.01.2016).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), ст. 1477. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/9489e6b560df698055655d14f93f770f826b9b8b/ (дата обращения: 31.01.2016).
  3. Родькин П. Визуальная коммуникация – это? 2010. Май, 21. Режим доступа: http://www.prdesign.ru/text/2010/visualcommunications.html (дата обращения: 31.01.2016).
  4. О системе дизайна и подходах к его определению. 2012. Март, 8. Режим доступа: http://firstili.ru/articles/other/design-opredelenie/ (дата обращения: 31.01.2016).
  5. Ranking web of universities. Режим доступа: http://www.webometrics.info/en/Europe/Russian%20Federation (дата обращения: 31.01.2016).
  6. Символика цвета // Символизм. Режим доступа: http://www.symbolizm.ru/index.php/simvolizm-tsveta/237-colorsymbolizm (дата обращения: 31.01.2016).
  7. Шрифты, термины и определения. Режим доступа: http://www.fonts-online.ru/articles/terminy-opredelenija (дата обращения: 31.01.2016).
  8. В рамках социологического исследования было опрошено 379 жителей г. Перми и Пермского края, среди которых мужчин – 45%, женщин – 55%; возраст: до 18 лет – 3%, 18−25 лет – 50%, 25−40 лет – 22%, 40−60 – 24%, старше 60 – 1% ; имеют образование: среднее – 37%, неполное высшее – 29%, высшее – 31%, ученая степень - 3%.
  9. В рамках социологического исследования были опрошены 62 сотрудника ПНИПУ, среди которых мужчин – 32%, женщин – 68%; возраст: 18-25 лет – 4%, 25-40 лет – 24%, 40-60 – 56%, старше 60 – 16%; имеют образование: среднее – 7%, неполное высшее – 7%, высшее – 69%, ученая степень – 17%.
  10. В рамках социологического исследования был опрошен 751 абитуриент, среди которых мужчин – 65%, женщин – 35%; география проживания: жители г. Перми – 36%, жители Пермского края – 59%, жители других городов России – 5%.
  11. Зеленый Политех. Эко-программа Пермского Политеха Режим доступа: https://green-pnrpu.nethouse.ru/ (дата обращения: 31.01.2016).
  12. Артемий Лебедев предложил новый логотип Перми. 2009. Авг., 11. Режим доступа: http://www.perm.aif.ru/gorod/infrastructure/587070 (дата обращения: 31.01.2016).
  13. Лабиринт // Новый акрополь. Философская школа. Режим доступа: http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/labirint/ (дата обращения: 31.01.2016).
  14. ЛогоптиКа. Сайт – помощник для создания логотипа, сайта, открыток. Режим доступа: http://logotipka.ru/etoi/znsimvsnak/simbols-d.html (дата обращения: 31.01.2016).

 

 

Библиография

Беккер Е.Г, Бурделова Т.Н., Юданво А.Ю. Бренд и экономическая устойчивость вуза. М.: Кнорус, 2012.

Бергер А.А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: Вильямс, 2005.

Бузинова А.А. Визуальный контент современного PR-текста // Медиаскоп. 2013. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1412 (дата обращения: 31.01.2016).

Ванэкен Б. Бренд-помощь / пер. с англ. И. Малковой / под ред. В. Домнина. СПб: Питер, 2005.

Волкова В.В. Имидж образовательного учреждения в контексте проблемы конкурентоспособности вузов // Вестн. МГЭИ. 2007. Вып. 1. С. 23−26.

Дагаева Е.А. Имидж российского вуза и корпоративная идентичность // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 89−93.

Доценко Е.Л. Манипулятивные технологии // Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход. Самара: БАХРАХ-М, 2001. С. 637−703.

Звездочкин Ю.Ю., Сербиновский Б.Ю. Имидж-система университета. Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2009.

Овчинникова Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Павлов С.Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза: монография. М.: Академия естествознания, 2011.

Роуден М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе. М.: Добрая книга, 2007.

Ткаченко В.А., Кобякина О.Е. Актуальные связи с общественностью для высшей школы: оценка практиков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2015. № 5. С. 92−107.

Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. М.: Астрель, АСТ, 2006.