- Русский
- English
Analysis of the Processes in the Routines of News Journalists: a Quantitative Approach
Вырковский Андрей Владимирович
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, a.v.vyrkovsky@gmail.com
Andrei V. Vyrkovsky
PhD, Associate Professor at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, a.v.vyrkovsky@gmail.com
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования рутинных видов деятельности корреспондентов новостных СМИ. На основании тщательного изучения процессной структуры рабочего дня журналистов автор смог разработать номенклатуру основных процессов, которые характеризуют ежедневную работу журналистов-новостников, а также выделить наиболее длительные и трудоемкие виды деятельности. Эти данные могут быть весьма ценными при применении процедур операционного менеджмента в работе редакций СМИ.
Ключевые слова: операционный менеджмент, процессы, новостная журналистика, хронометраж, номенклатура процессов, длительность процессов.
Abstract
The article presents the results of a research into the routines of news media reporters. On the basis of a scrupulous study into the structure of journalists’ working day, the authors were able to work out the nomenclature of the basic processes that describe the routines of news media reporters and identify the longest and most labor-consuming ones. These data can be extremely valuable when using operating management tools in the work of newsrooms.
Key words: operating management, processes, news journalism, time-study, nomenclature of processes, duration of processes.
Введение
Распространение конвергентных элементов в практике работы редакций стало настолько масштабным процессом, что у исследователей и практиков возникли ожидания неизбежной трансформации системы управления массмедиа как предприятием1. По сути дела, речь идет об изменении духа и сути менеджмента средств массовой информации, который должен ответить на вызовы нового времени.
Работы ученых, исследовавших практику работы редакций, в большинстве своем сосредоточены на классических СМИ, не вступивших в фазу интеграции конвергентных практик в работу редакции2. Мы полагаем, что наступило время обновления подходов и методик, направленных на совершенствование работы журналиста и прежде всего на его «рутинные» обязанности3.
Это, с нашей точки зрения, обусловлено, как минимум, двумя группами факторов: внешними (ужесточение конкурентной среды на рынке СМИ) и внутренними (изменением природы работы журналиста)4.
Более того, мы полагаем, что наиболее тщательного изучения и возможной последующей корректировки требует практика работы редакций новостных медиа (news media): с одной стороны, ей угрожает депрофессионализация работы корреспондента, с другой стороны – объективно высокая сложность производственных процессов в редакциях и, соответственно, сложность управления ими5.
Процессы индустриализации конвергенции, внедрения ее как в бизнес-модели, так и в рутинную практику работы новостных СМИ делают возможным попытку применения к ним принципов и подходов так называемого операционного менеджмента, который изучает процессы (бизнес-процессы), протекающие в фирме и направленные на создание качественного продукта. Именно подходы операционного менеджмента позволяют конкретизировать и стандартизировать работу журналиста и, соответственно, оптимизировать ее.
При этом следует отметить, что, несмотря на значительный корпус литературы, посвященной работе новостного журналиста6, до сих пор в российской науке нет труда, который описывал бы эту деятельность с точки зрения рабочих процессов, на которые можно воздействовать и которыми, соответственно, можно управлять. Предыдущие работы сконцентрированы на качественном, а не количественном описании – и в этом их основной недостаток в ситуации, когда требуется максимально взвешенный, основанный на научном знании подход к управлению работой журналиста.
Мы полагаем, что одним из инструментов, способных оптимизировать работу современных новостных СМИ, может стать важное (если не ключевое) направление операционного менеджмента − проектирование бизнес-процессов7.
Традиционно такого рода задачи ставились перед компаниями, не относящимися к классу фирм массмедиа. Однако, учитывая отмеченные нами выше тенденции, проектирование бизнес-процессов может быть весьма полезным и для средств массовой информации: качественное процессное управление − эффективный фактор оптимизации работы предприятия (редакции), а в условиях жесточайшей конкуренции на рынке СМИ оно может служить отличным конкурентным преимуществом.
Данная работа представляет собой попытку эмпирического исследования бизнес-процессов, актуальных для современных новостных медиа России, а также изучения перспектив этого метода. Эта работа представляет собой реализацию положений теоретических изысканий автора8; первые результаты эмпирического исследования уже опубликованы, данная статья дополняет их и представляет новые итоги9.
Методология
Часть из результатов эмпирического исследования уже доступна читателям10, поэтому при описании методологии и результатов мы будем опускать некоторые малозначительные детали.
Для практического изучения бизнес-процессов и их значимости был выбран достаточно трудоемкий и сложный метод. Случайным способом были отобраны 10 корреспондентов новостных СМИ, которых мы попросили заполнить листы хронометража – перечислить в хронологическом порядке все виды деятельности, которыми они занимаются в течение дня, указав также их продолжительность. Отдельно была оговорена необходимость максимально дробного учета рабочих процессов.
Мы целенаправленно не создавали закрытого списка бизнес-процессов, предполагая, что участниками исследования могут быть зафиксированы те, которых мы не знали.
В список СМИ, отобранных для изучения, попали как классические печатные СМИ, имеющие электронные версии, так и исключительно онлайновые СМИ. Принципиальным был один фактор: журналист должен был работать исключительно с новостями. В итоге в нашу выборку попали корреспонденты ежедневных и еженедельных газет, а также новостных порталов.
Каждому из участников исследования предлагалось заполнить 5 листов – в итоге мы должны были получить «портреты» 50 дней. Однако из-за высокой сложности исследования в итоге мы получили для работы 39 заполненных листов.
Далее нами была проведена классификация бизнес-процессов − приведение разнообразных видов деятельности к закрытому списку типовых процессов. После нескольких этапов корректировок и уточнений мы создали два окончательных списка рабочих процессов (бизнес-процессов), характерных для современных новостных СМИ. Таким образом, мы получили возможность изучить не только номенклатуру, но и распространенность и продолжительность различных процессов. Наряду с этим мы оценили длительность рабочего дня журналистов-новостников.
Исследования подобного типа не проводились в России уже практически сто лет: последняя похожая работа была сделана в 1927 г.11 (в частности, было проведено исследование бюджетов времени работников печати). Но даже тогда автор, изучавший работу современных ему журналистов, не уделил внимания рабочим процессам (бизнес-процессах), посвятив бюджетам рабочего времени лишь часть своего труда.
Мы осознаем, что для получения абсолютно релевантных результатов необходимо фундаментальное исследование, однако даже в таких скромных масштабах оно может быть хорошим инструментом для дальнейшей работы по изучению операционного менеджмента российских СМИ.
Результаты
Обработка листов хронометража показала, что средняя продолжительность рабочего дня новостного журналиста сейчас составляет практически 10 часов (9,9 часов или 593 минуты). При этом разброс данных по нашей выборке из 9 корреспондентов достаточно велик – от 501 минуты в день до 732 минут. Учитывая небольшую величину выборки, мы рассчитали еще медианную величину, которая оказалась практически равной средней и составила 594 минуты.
Таким образом, можно утверждать, что новостной журналист работает сейчас почти 10 часов в день.
Эти данные характеризуют время, которое журналисты уделяют работе. Но далеко не вся она относится к офисной: новостные корреспонденты часто выезжают из редакции: берут интервью, участвуют в конференциях, ходят на мероприятия для СМИ.
Мы рассчитали, сколько времени новостники в среднем проводят в офисе, а сколько – за его пределами (дорога на работу и с работы не учитывалась). При этих расчетах мы использовали только среднюю величину.
Итак, средняя продолжительность работы корреспондента в офисе составляет 8,5 часов (511,5 минуты), на выезде − 1,4 часа (81,8 минуты).
И, наконец, мы рассчитали, какая доля от общего времени учтена нашими респондентами в своих листах хронометража – по этой доле можно судить о точности записей. Оказалось, что из 9,9 часов, проведенных корреспондентами на работе, они учли в записях 9,1 часа (92%), что говорит о достаточно высокой точности фиксации наблюдений и позволяет считать метод достаточно точным (см. таблицу 1).
Таблица 1. Продолжительность рабочего дня корреспондента-новостника
Продолжительность рабочего дня |
Время (часы) |
ОБЩАЯ |
9,9 |
В ОФИСЕ |
8,5 |
НА ВЫЕЗДЕ |
1,4 |
УЧТЕННАЯ |
9,1 |
УЧТЕННАЯ, В % |
92 |
Далее, в соответствии с нашей методикой, мы выделили бизнес-процессы, характерные для деятельности корреспондента новостного СМИ (см. таблицу 2). Необходимо еще раз повторить, что во время этой работы мы пытались типизировать и классифицировать все процессы, приведя их к общему закрытому списку. В итоге у нас получилось 39 самых распространенных процессов. Следует оговорить, что в нашем исследовании мы учитывали как непосредственно рабочие (например, «написание текста»), так и поддерживающие (например, «еда») процессы.
Таблица 2. Полный список процессов в деятельности корреспондента-новостника (полная номенклатура процессов)
1 |
Еда |
2 |
Звонок ньюсмейкеру |
3 |
Звонок пресс-службе |
4 |
Звонок участнику рынка |
5 |
Звонок эксперту |
6 |
Коммуникация с коллегами (нерабочая) |
7 |
Коммуникация с коллегами (рабочая) |
8 |
Коммуникация с редактором |
9 |
Курение |
10 |
Личные дела |
11 |
Мониторинг интернет-активности |
12 |
Написание текста |
13 |
Ответ на дополнительный вопрос редактора |
14 |
Письмо ньюсмейкеру |
15 |
Письмо пресс-службе |
16 |
Письмо эксперту |
17 |
Подготовка заявки |
18 |
Подготовка и выгрузка информации на сайт |
19 |
Поддерживающая работа |
20 |
Поиск информации в Интернете |
21 |
Поиск информации на сайтах СМИ (в том числе и информагентств) |
22 |
Поиск информации на сайтах участников события |
23 |
Поиск информации на сайте надзорного органа |
24 |
Поиск контактов ньюсмейкера |
25 |
Поиск темы для заметки в Интернете |
26 |
Поиск темы для заметки в социальных медиа |
27 |
Поиск темы для заметки на сайте СМИ (в том числе и информагентств) |
28 |
Проверка почты |
29 |
Работа с архивными материалами |
30 |
Работа с открытыми базами данных |
31 |
Работа со специализированными базами данных |
32 |
Разговор с ньюсмейкером (личный) |
33 |
Разговор с пресс-службой (личный) |
34 |
Расшифровка записи |
35 |
Самостоятельная аналитическая работа |
36 |
Сдача текста |
37 |
Социальные сети |
38 |
Участие в мероприятии/конференции |
39 |
Чтение СМИ |
Любопытно, что в списке из 39 типовых процессов можно выделить лишь 4, имеющих непосредственное отношение к конвергентным практикам (в таблице они выделены жирным шрифтом). Остальные процессы, даже включающие в себя работу с Интернетом, фактически направлены на стандартную репортерскую деятельность – сбор и анализ информации.
Вышеприведенный список хорошо подходит для анализа специфики бизнес-процессов в СМИ определенного вида (например, массовых или качественных), но для более широких исследований необходимо обобщение.
Потому мы интегрировали некоторые виды бизнес-процессов на базе их типологической, родовой близости, и таблица приобрела следующий вид (см. таблицу 3). Оставшиеся в ней процессы – те, которые, с нашей точки зрения, не могут быть слиты воедино: они различаются по своей природе и сути.
Таблица 3. Обобщенный список процессов в деятельности корреспондента-новостника («обобщенная» номенклатура процессов)
1 |
Личные нужды и дела (еда, курение и т.п.) |
2 |
Звонки |
3 |
Коммуникация с коллегами |
4 |
Написание текста |
5 |
Доработка и сдача текста (ответ на дополнительные вопросы) |
6 |
Электронные письма |
7 |
Подготовка заявки |
8 |
Работа с сайтом |
9 |
Поддерживающая работа |
10 |
Поиск информации в Интернете |
11 |
Поиск темы в Интернете |
12 |
Проверка почты |
13 |
Работа с базами данных |
14 |
Интервью/разговор |
15 |
Расшифровка записи |
16 |
Самостоятельная аналитическая работа |
17 |
Участие в мероприятиях |
18 |
Чтение СМИ |
В этой таблице уже всего 18 процессов (причем всего 1 мы можем охарактеризовать как конвергентный − он выделен в таблице жирным шрифтом). С нашей точки зрения, с их помощью можно сконструировать работу практически любого «новостника». Мы допускаем возможность неполного учета, но полагаем, что общее число неинтегрируемых процессов вряд ли превышает два десятка.
Помимо качественного описания спектра бизнес-процессов в деятельности корреспондента новостного СМИ, мы провели и количественный анализ результатов по каждому респонденту в отдельности. Это позволяет понять, в какой степени наш инструментарий пригоден для декомпозиции работы новостника и проектирования его бизнес-процессов.
Так, мы попытались выяснить, каково среднее число процессов, выделяемых корреспондентами отдельных СМИ в своей работе. Следует оговорить, что этот набор в значительной мере проективный, создаваемый респондентами на основании собственных представлений о значимости того или иного процесса: так, для кого-то процесс «еда» может быть очень значимым, и журналист отмечает его как отдельный. Для кого-то этот процесс может идти параллельно с другими (например, журналисты часто перекусывают, изучая информацию на мониторе компьютера) – и он останется неучтенным. Тем не менее, имея достаточно обширную выборку респондентов, можно предположить, что практически все процессы окажутся зафиксированными.
Итак, согласно нашим данным, среднее число процедур, выделяемое корреспондентами новостных СМИ, − 16,4 (разброс от 9 до 30). Медианный показатель – 13, и именно на него мы предлагаем ориентироваться будущим исследователям. Средняя «пересекаемость» нашего списка с данными по конкретному респонденту – около 42%. Это значит, что средний респондент, описывая свою работу, пользуется 42% наименований из полной номенклатуры.
Использование обобщенной номенклатуры бизнес-процессов дает иные результаты.
Так, среднее количество процедур, названных конкретными респондентами в рамках обобщенной номенклатуры, составляет 10,1 (разброс от 7 до 18). При этом медиана – 10 процедур. Очевидно, минимальный набор бизнес-процессов, необходимый для описания работы корреспондента-новостника, составляет около 10.
«Пересекаемость» обобщенной номенклатуры с данными по конкретному респонденту составляет примерно 60%: это означает, что принявшие участие в исследовании в среднем использует почти две трети обобщенной номенклатуры для описания своей работы.
Следующей стадией нашей работы было определение наиболее длительных, «времяемких», процессов в работе корреспондента. Поскольку наше исследование требовало отметки начала и конца какой-либо операции, мы просто провели агрегацию и подсчет результатов по листам хронометража. Следует отметить, что де-факто мы получили два разнозначных списка по каждой из двух номенклатур процессов (см. выше): в одном был проведен расчет длительности операции только по респондентам, указавшим ее в качестве примененной, в другом мы рассчитали длительность операций по всем респондентам (даже тем, которые эту операцию вовсе не указывали).
Таким образом, первый список дает представление о длительности только тех процессов, которые реально используются (например, если менеджер знает специфику работы своих корреспондентов, он может оценить, сколько времени тратит его подчиненный на то или иное занятие), второй список фиксирует среднюю, обобщенную картину работы журналистов-новостников в целом.
Таблица 4. Длительность процессов в работе журналиста-новостника
(расчет только по применяющим этот процесс), N=9, N1=39*
№ |
ОПЕРАЦИИ |
Продолжительность за день (мин.) |
Доля от общего времени, % |
Доля от учтенного времени, % |
1 |
Написание текста |
126,91 |
21,71 |
23,54 |
2 |
Разговор с ньюсмейкером (личный) |
79,75 |
12,39 |
13,50 |
3 |
Участие в мероприятии/конференции |
69,17 |
11,04 |
11,76 |
4 |
Поиск темы для заметки в Интернете |
50,40 |
8,20 |
9,10 |
5 |
Звонок ньюсмейкеру |
48,36 |
8,16 |
8,82 |
6 |
Подготовка и выгрузка информации на сайт |
46,60 |
9,08 |
9,74 |
7 |
Поиск темы для заметки в социальных медиа |
46,57 |
7,77 |
8,12 |
8 |
Поиск темы для заметки на сайте СМИ (в том числе и информагентств) |
38,87 |
6,91 |
7,32 |
9 |
Расшифровка записи |
37,36 |
6,21 |
6,67 |
10 |
Звонок эксперту |
36,91 |
6,05 |
6,63 |
11 |
Поиск контактов ньюсмейкера |
36,67 |
6,11 |
6,36 |
12 |
Курение |
35,00 |
6,43 |
7,28 |
13 |
Социальные сети |
32,50 |
5,97 |
6,64 |
14 |
Ответ на дополнительный вопрос редактора |
30,30 |
4,72 |
5,20 |
15 |
Работа с архивными материалами |
30,00 |
5,03 |
5,04 |
16 |
Письмо ньюсмейкеру |
26,56 |
4,13 |
4,59 |
17 |
Поиск информации в Интернете |
26,53 |
4,60 |
5,00 |
18 |
Сдача текста |
26,20 |
4,38 |
4,70 |
19 |
Коммуникация с коллегами (рабочая) |
22,01 |
3,75 |
4,15 |
20 |
Коммуникация с редактором |
21,36 |
3,54 |
3,87 |
21 |
Еда |
20,36 |
3,40 |
3,65 |
22 |
Личные дела |
20,10 |
3,68 |
4,07 |
23 |
Поиск информации на сайте надзорного органа |
18,25 |
2,70 |
3,06 |
24 |
Чтение СМИ |
17,85 |
3,27 |
3,64 |
25 |
Звонок пресс-службе |
14,95 |
2,50 |
2,66 |
26 |
Проверка почты |
13,71 |
2,56 |
2,78 |
27 |
Коммуникация с коллегами (нерабочая) |
12,69 |
2,03 |
2,28 |
28 |
Самостоятельная аналитическая работа |
12,47 |
2,07 |
2,28 |
29 |
Поддерживающая работа |
11,83 |
2,26 |
2,48 |
30 |
Письмо пресс-службе |
11,69 |
1,76 |
1,99 |
31 |
Мониторинг интернет-активности |
11,00 |
1,86 |
2,08 |
32 |
Работа со специализированными базами данных |
10,88 |
2,06 |
2,28 |
33 |
Поиск информации на сайтах СМИ (в том числе и информагентств) |
10,00 |
1,68 |
1,68 |
34 |
Работа с открытыми базами данных |
10,00 |
1,68 |
1,68 |
35 |
Поиск информации на сайтах участников события |
8,96 |
1,63 |
1,80 |
36 |
Письмо эксперту |
8,83 |
1,39 |
1,54 |
37 |
Разговор с пресс-службой (личный) |
4,00 |
0,67 |
0,67 |
38 |
Звонок участнику рынка |
3,00 |
0,60 |
0,69 |
39 |
Подготовка заявки |
1,38 |
0,26 |
0,29 |
*N – количество респондентов, принявших участие в исследовании, N1 – количество изученных дней
Таблица 5. Длительность процессов в работе журналиста-новостника
(расчет по всем участникам), N=9, N1=39*
№ |
ОПЕРАЦИИ |
Продолжительность за день (мин.) |
Доля от общего времени, % |
Доля от учтенного времени, % |
1 |
Написание текста |
126,91 |
21,39 |
23,24 |
2 |
Звонок ньюсмейкеру |
48,36 |
8,15 |
8,85 |
3 |
Разговор с ньюсмейкером (личный) |
35,44 |
5,97 |
6,49 |
4 |
Звонок эксперту |
32,81 |
5,53 |
6,01 |
5 |
Участие в мероприятии/конференции |
23,06 |
3,89 |
4,22 |
6 |
Поиск темы для заметки на сайте СМИ (в том числе и информагентств) |
21,59 |
3,64 |
3,95 |
7 |
Расшифровка записи |
20,76 |
3,50 |
3,80 |
8 |
Поиск информации в Интернете |
20,63 |
3,48 |
3,78 |
9 |
Еда |
18,09 |
3,05 |
3,31 |
10 |
Ответ на дополнительный вопрос редактора |
16,83 |
2,84 |
3,08 |
11 |
Коммуникация с редактором |
16,61 |
2,80 |
3,04 |
12 |
Сдача текста |
14,56 |
2,45 |
2,67 |
13 |
Письмо ньюсмейкеру |
11,81 |
1,99 |
2,16 |
14 |
Поиск темы для заметки в Интернете |
11,20 |
1,89 |
2,05 |
15 |
Подготовка и выгрузка информации на сайт |
10,36 |
1,75 |
1,90 |
16 |
Поиск темы для заметки в социальных медиа |
10,35 |
1,74 |
1,89 |
17 |
Звонок пресс-службе |
9,97 |
1,68 |
1,82 |
18 |
Чтение СМИ |
9,92 |
1,67 |
1,82 |
19 |
Коммуникация с коллегами (рабочая) |
9,78 |
1,65 |
1,79 |
20 |
Личные дела |
8,93 |
1,51 |
1,64 |
21 |
Курение |
7,78 |
1,31 |
1,42 |
22 |
Проверка почты |
7,62 |
1,28 |
1,39 |
23 |
Социальные сети |
7,22 |
1,22 |
1,32 |
24 |
Письмо пресс-службе |
6,49 |
1,09 |
1,19 |
25 |
Коммуникация с коллегами (нерабочая) |
5,64 |
0,95 |
1,03 |
26 |
Самостоятельная аналитическая работа |
4,16 |
0,70 |
0,76 |
27 |
Поиск контактов ньюсмейкера |
4,07 |
0,69 |
0,75 |
28 |
Поиск информации на сайте надзорного органа |
4,06 |
0,68 |
0,74 |
29 |
Поиск информации на сайтах участников события |
3,98 |
0,67 |
0,73 |
30 |
Поддерживающая работа |
3,94 |
0,66 |
0,72 |
31 |
Работа с архивными материалами |
3,33 |
0,56 |
0,61 |
32 |
Письмо эксперту |
2,94 |
0,50 |
0,54 |
33 |
Работа со специализированными базами данных |
2,42 |
0,41 |
0,44 |
34 |
Мониторинг интернет-активности |
1,22 |
0,21 |
0,22 |
35 |
Поиск информации на сайтах СМИ (в том числе и информагентств) |
1,11 |
0,19 |
0,20 |
36 |
Работа с открытыми базами данных |
1,11 |
0,19 |
0,20 |
37 |
Разговор с пресс-службой (личный) |
0,44 |
0,07 |
0,08 |
38 |
Звонок участнику рынка |
0,33 |
0,06 |
0,06 |
39 |
Подготовка заявки |
0,31 |
0,05 |
0,06 |
* N – количество респондентов, принявших участие в исследовании, N1 – количество изученных дней
Необходимо сделать несколько замечаний: в таблице 4 расчет долей производился отдельно по каждому респонденту, а потом вычислялось среднее арифметическое, в таблице 5 расчет велся по суммарным показателям всех респондентов за все дни. Поэтому в таблице 5 доли процессов представляют собой чистую регрессию, а в таблице 4 есть некоторые отклонения от нее. Тем не менее, на общие выводы это практически не оказывает влияния.
Разберем топ-10 процессов по «времяемкости» (очевидно, именно здесь кроются самые существенные резервы оптимизации). Самый масштабный процесс при обеих методиках расчетов – «написание текста». Он занимает более 2 часов и практически пятую часть всего рабочего времени.
В оба топ-10 входит процесс «разговор с ньюсмейкером (личный)» – очевидно, организация и проведение личного интервью (как правило, на выезде) является серьезным ударом по бюджету времени. Для корреспондентов, которые практикуют эту форму взаимодействия, количество ежедневно затрачиваемого времени может существенно превышать 1 час. То же относится и к участиям в сторонних мероприятиях/конференциях.
Звонки – экспертам и ньюсмейкерам – еще один серьезный потребитель времени. Ньюсмейкерам журналисты звонят практически 50 минут в день, а еще по полчаса общаются с экспертами, чтобы получить дополнительные комментарии.
Интересно наличие в топ-10, рассчитанном только по респондентам, применяющим замеряемые процессы, операций «подготовка и выгрузка информации на сайт», а также «поиск темы для заметки в социальных медиа» − и их отсутствие в топ-10, рассчитанном по всем респондентам. Де-факто это говорит о том, что применяют эти процессы, свидетельствующие о наличии конвергентных практик в жизни редакций, немногие, но если начинают внедрять эти рутинные процессы в работу, то делают это очень активно. Это отчасти иллюстрирует сильную неравномерность включения конвергентных рутинных процессов в практику работы редакции.
Безусловно, приведенная выше статистика требует серьезного анализа со стороны непосредственно медиаменеджеров, но и так совершенно очевидно, что некоторые важные процессы (например, «работа с открытыми базами данных» или «самостоятельная аналитическая работа») занимают непропорционально низкое место в рэнкинге12. Некоторые процессы, вероятно, слишком популярны.
С нашей точки зрения, наибольшими резервами по оптимизации обладают процессы, находящиеся на вершине рэнкинга: внедрение любых процедур, могущих ускорить эти процессы, значительно интенсифицируют работу редакции. Тем не менее, даже работа с более «короткими» процессами может быть весьма продуктивной – причем как в сторону их удлинения, так и сокращения. Так, «расшифровка записи» - стандартный рабочий процесс, который входит в топ-10 обоих списков, в то же время он считается многими специалистами малопродуктивным и практически бесполезным.
Кроме продолжительности менеджеров и исследователей может интересовать также и число операций, совершаемых в течение дня: например, сколько раз в день автор садится за написание текста. В уменьшении/увеличении числа операций может также скрываться резерв для оптимизации. В таблицах 6 и 7 мы представили данные по количеству процессов, применяемых журналистами-новостниками.
Таблица 6. Число процессов в работе журналиста-новостника
(расчет только по применяющим этот процесс), N=9, N1=39*
№ |
ОПЕРАЦИИ |
Число за день |
1 |
Курение |
4,63 |
2 |
Написание текста |
3,29 |
3 |
Коммуникация с коллегами (рабочая) |
2,89 |
4 |
Подготовка и выгрузка информации на сайт |
2,80 |
5 |
Социальные сети |
2,48 |
6 |
Личные дела |
2,29 |
7 |
Звонок эксперту |
2,27 |
8 |
Звонок ньюсмейкеру |
1,93 |
9 |
Поддерживающая работа |
1,65 |
10 |
Коммуникация с редактором |
1,64 |
11 |
Поиск темы для заметки на сайте СМИ (в том числе и информагентств) |
1,59 |
12 |
Звонок пресс-службе |
1,46 |
13 |
Поиск темы для заметки в Интернете |
1,40 |
14 |
Работа с архивными материалами |
1,40 |
15 |
Поиск информации в Интернете |
1,28 |
16 |
Разговор с ньюсмейкером (личный) |
1,27 |
17 |
Чтение СМИ |
1,27 |
18 |
Работа со специализированными базами данных |
1,20 |
19 |
Проверка почты |
1,15 |
20 |
Письмо ньюсмейкеру |
1,11 |
21 |
Еда |
1,06 |
22 |
Сдача текста |
1,04 |
23 |
Мониторинг интернет-активности |
1,00 |
24 |
Коммуникация с коллегами (нерабочая) |
0,91 |
25 |
Письмо пресс-службе |
0,91 |
26 |
Поиск темы для заметки в социальных медиа |
0,87 |
27 |
Расшифровка записи |
0,83 |
28 |
Поиск информации на сайте надзорного органа |
0,75 |
29 |
Участие в мероприятии/конференции |
0,73 |
30 |
Ответ на дополнительный вопрос редактора |
0,66 |
31 |
Поиск информации на сайтах СМИ (в том числе и информагентств) |
0,60 |
32 |
Разговор с пресс-службой (личный) |
0,60 |
33 |
Поиск информации на сайтах участников события |
0,58 |
34 |
Звонок участнику рынка |
0,50 |
35 |
Письмо эксперту |
0,48 |
36 |
Подготовка заявки |
0,48 |
37 |
Самостоятельная аналитическая работа |
0,47 |
38 |
Работа с открытыми базами данных |
0,40 |
39 |
Поиск контактов ньюсмейкера |
0,33 |
* N – количество респондентов, принявших участие в исследовании, N1 – количество изученных дней
Таблица 7. Число процессов в работе журналиста-новостника
(расчет по всем участникам), N=9, N1=39*
№ |
ОПЕРАЦИИ |
Число за день |
1 |
Написание текста |
3,29 |
2 |
Звонок эксперту |
2,02 |
3 |
Звонок ньюсмейкеру |
1,93 |
4 |
Коммуникация с коллегами (рабочая) |
1,28 |
5 |
Коммуникация с редактором |
1,28 |
6 |
Курение |
1,03 |
7 |
Личные дела |
1,02 |
8 |
Поиск информации в Интернете |
0,99 |
9 |
Звонок пресс-службе |
0,97 |
10 |
Еда |
0,94 |
11 |
Поиск темы для заметки на сайте СМИ (в том числе и информагентств) |
0,88 |
12 |
Чтение СМИ |
0,71 |
13 |
Проверка почты |
0,64 |
14 |
Подготовка и выгрузка информации на сайт |
0,62 |
15 |
Сдача текста |
0,58 |
16 |
Разговор с ньюсмейкером (личный) |
0,56 |
17 |
Поддерживающая работа |
0,55 |
18 |
Социальные сети |
0,55 |
19 |
Письмо пресс-службе |
0,51 |
20 |
Письмо ньюсмейкеру |
0,49 |
21 |
Расшифровка записи |
0,46 |
22 |
Коммуникация с коллегами (нерабочая) |
0,41 |
23 |
Ответ на дополнительный вопрос редактора |
0,37 |
24 |
Поиск темы для заметки в Интернете |
0,31 |
25 |
Работа со специализированными базами данных |
0,27 |
26 |
Поиск информации на сайтах участников события |
0,26 |
27 |
Участие в мероприятии/конференции |
0,24 |
28 |
Поиск темы для заметки в социальных медиа |
0,19 |
29 |
Поиск информации на сайте надзорного органа |
0,17 |
30 |
Письмо эксперту |
0,16 |
31 |
Работа с архивными материалами |
0,16 |
32 |
Самостоятельная аналитическая работа |
0,16 |
33 |
Мониторинг интернет-активности |
0,11 |
34 |
Подготовка заявки |
0,11 |
35 |
Поиск информации на сайтах СМИ (в том числе и информагентств) |
0,07 |
36 |
Разговор с пресс-службой (личный) |
0,07 |
37 |
Звонок участнику рынка |
0,06 |
38 |
Работа с открытыми базами данных |
0,04 |
39 |
Поиск контактов ньюсмейкера |
0,04 |
* N – количество респондентов, принявших участие в исследовании, N1 – количество изученных дней
В отличие от рэнкингов, составленных по длительности процессов, в топ-10 по их числу появляются специфические процессы, связанные с личными пристрастиями респондентов. Например, «курение»: средний курильщик 5 раз в день выходит подымить (мы полагаем, кстати, что эта цифра занижена). Процесс этот частый, но короткий – в списке, составленным по всем респондентам, в топ-10 его нет.
То же самое относится, например, к процессу «социальные сети», который означает вовлечение респондента в просматривание информации, представленной в социальных сетях (при этом маловероятно, что она имеет рабочий характер). Если корреспондент подвержен этой привычке, то заходит на сайт соцсети от 2 до 3 раз за день.
В остальном топ-10 процессов по числу если не по букве, то по сути похожи на топ-10 по длительности: «написание текста», «звонки экспертам и ньюсмейкерам» и т.п. Необходимо, впрочем, отметить, что есть большое количество мелких процессов личного характера, которые реализуют корреспонденты: «курение», «социальные сети», «личные дела», «поддерживающая работа» и т.п.
Также интересен следующий факт: в списке, рассчитанном по всем респондентам, всего 7 процессов совершаются чаще, чем один раз в день. В то же время в списке, рассчитанном только по респондентам, применяющим этот процесс, таких более 20. Это может говорить о том, что корреспондентам свойственна приверженность тому или иному процессу – если он использует его в своей деятельности, то делает это относительно часто.
Мы провели ту же работу и с интегрированным (обобщенным) списком, который отображает самые существенные процессы, характерные для работы корреспондентов (см. таблицы 8 и 9).
Таблица 8. Длительность процессов в работе журналиста-новостника
(расчет только по применяющим этот процесс), N=9, N1=39*
№ |
ОПЕРАЦИИ |
Продолжительность за день |
Доля от общего времени |
Доля от учтенного времени |
1 |
Написание текста |
126,91 |
21,71 |
23,54 |
2 |
Звонки |
91,46 |
15,27 |
16,57 |
3 |
Интервью/разговор |
80,75 |
12,56 |
13,66 |
4 |
Участие в мероприятиях |
69,17 |
11,04 |
11,76 |
5 |
Поиск темы в Интернете |
55,47 |
9,50 |
10,15 |
6 |
Личные нужды и дела (еда, курение и т.п.) |
47,28 |
8,34 |
9,17 |
7 |
Работа с сайтом |
46,60 |
9,08 |
9,74 |
8 |
Коммуникация с коллегами |
41,19 |
6,84 |
7,55 |
9 |
Доработка и сдача текста (ответ на дополнительные вопросы) |
40,36 |
6,49 |
7,07 |
10 |
Расшифровка записи |
37,36 |
6,21 |
6,67 |
11 |
Поиск информации в Интернете |
35,08 |
5,97 |
6,50 |
12 |
Работа с базами данных |
30,88 |
5,42 |
5,64 |
13 |
Электронные письма |
27,31 |
4,21 |
4,70 |
14 |
Чтение СМИ |
17,85 |
3,27 |
3,64 |
15 |
Проверка почты |
13,71 |
2,56 |
2,78 |
16 |
Самостоятельная аналитическая работа |
12,47 |
2,07 |
2,28 |
17 |
Поддерживающая работа |
11,83 |
2,26 |
2,48 |
18 |
Подготовка заявки |
1,38 |
0,26 |
0,29 |
* N – количество респондентов, принявших участие в исследовании, N1 – количество изученных дней
Таблица 9. Длительность процессов в работе журналиста-новостника
(расчет по всем участникам), N=9, N1=39*
№ |
ОПЕРАЦИИ |
Продолжительность за день |
Доля от общего времени |
Доля от учтенного времени |
1 |
Написание текста |
126,91 |
21,39 |
23,24 |
2 |
Звонки |
91,46 |
15,42 |
16,75 |
3 |
Поиск темы в Интернете |
43,14 |
7,27 |
7,90 |
4 |
Личные нужды и дела (еда, курение и т.п.) |
42,03 |
7,08 |
7,70 |
5 |
Интервью/разговор |
35,89 |
6,05 |
6,57 |
6 |
Поиск информации в Интернете |
35,08 |
5,91 |
6,42 |
7 |
Коммуникация с коллегами |
32,03 |
5,40 |
5,87 |
8 |
Доработка и сдача текста (ответ на дополнительные вопросы) |
31,39 |
5,29 |
5,75 |
9 |
Участие в мероприятиях |
23,06 |
3,89 |
4,22 |
10 |
Электронные письма |
21,24 |
3,58 |
3,89 |
11 |
Расшифровка записи |
20,76 |
3,50 |
3,80 |
12 |
Работа с сайтом |
10,36 |
1,75 |
1,90 |
13 |
Чтение СМИ |
9,92 |
1,67 |
1,82 |
14 |
Проверка почты |
7,62 |
1,28 |
1,39 |
15 |
Работа с базами данных |
6,86 |
1,16 |
1,26 |
16 |
Самостоятельная аналитическая работа |
4,16 |
0,70 |
0,76 |
17 |
Поддерживающая работа |
3,94 |
0,66 |
0,72 |
18 |
Подготовка заявки |
0,31 |
0,05 |
0,06 |
* N – количество респондентов, принявших участие в исследовании, N1 – количество изученных дней
Как можно видеть, топ-10 операций совпадает на 80%, это значит, что при интеграции процессов становится все больше корреспондентов, которые используют все из них: список становится более универсальным.
Итак, чем сейчас в основном заняты корреспонденты, работающие с новостями? Безусловно, прежде всего написанием текстов и звонками − первые два места в обоих списках. Чрезвычайно «времяемко» также участие в мероприятиях.
Обращает на себя внимание значимость процесса «поиск темы в Интернете» − она входит в топ-5 обоих списков. Очевидно, это следствие того, что журналисты получают все меньшую часть информации непосредственно от участников событий, а взамен пользуются вторичными источниками в Сети.
«Времяемок» также блок процессов «личные нужды и дела» − корреспонденты посвящают ему более 40 минут ежедневно. Несмотря на циничность подобного заявления, это значит, что чуть менее 10% рабочего времени корреспонденты тратят не на работу, а на собственные нужды.
В список самых используемых процессов (и то составленный только для тех, кто назвал этот процесс) вошел единственный конвергентный процесс, направленный на создание информационного продукта, − «работа с сайтом». Корреспонденты, которые заняты этим процессом, посвящают этому значительное время (46 минут, 9% от всего времени).
Мы также составили рэнкинги по числу процессов (см. таблицы 10, 11).
Таблица 10. Число процессов в работе журналиста-новостника
(расчет только по применяющим этот процесс), N=9, N1=39*
№ |
ОПЕРАЦИИ |
Число за день |
1 |
Звонки |
4,98 |
2 |
Личные нужды и дела (еда, курение и т.п.) |
3,98 |
3 |
Коммуникация с коллегами |
3,81 |
4 |
Написание текста |
3,29 |
5 |
Работа с сайтом |
2,80 |
6 |
Работа с базами данных |
2,10 |
7 |
Поиск темы в Интернете |
1,78 |
8 |
Поддерживающая работа |
1,65 |
9 |
Поиск информации в Интернете |
1,63 |
10 |
Электронные письма |
1,49 |
11 |
Интервью/разговор |
1,42 |
12 |
Чтение СМИ |
1,27 |
13 |
Доработка и сдача текста (ответ на дополнительные вопросы) |
1,21 |
14 |
Проверка почты |
1,15 |
15 |
Расшифровка записи |
0,83 |
16 |
Участие в мероприятиях |
0,73 |
17 |
Подготовка заявки |
0,48 |
18 |
Самостоятельная аналитическая работа |
0,47 |
* N – количество респондентов, принявших участие в исследовании, N1 – количество изученных дней
Таблица 11. Число процессов в работе журналиста-новостника
(расчет по всем участникам), N=9, N1=39*
№ |
ОПЕРАЦИИ |
Число за день |
1 |
Звонки |
4,98 |
2 |
Личные нужды и дела (еда, курение и т.п.) |
3,54 |
3 |
Написание текста |
3,29 |
4 |
Коммуникация с коллегами |
2,97 |
5 |
Поиск информации в Интернете |
1,63 |
6 |
Поиск темы в Интернете |
1,39 |
7 |
Электронные письма |
1,16 |
8 |
Доработка и сдача текста (ответ на дополнительные вопросы) |
0,94 |
9 |
Чтение СМИ |
0,71 |
10 |
Проверка почты |
0,64 |
11 |
Интервью/разговор |
0,63 |
12 |
Работа с сайтом |
0,62 |
13 |
Поддерживающая работа |
0,55 |
14 |
Работа с базами данных |
0,47 |
15 |
Расшифровка записи |
0,46 |
16 |
Участие в мероприятиях |
0,24 |
17 |
Самостоятельная аналитическая работа |
0,16 |
18 |
Подготовка заявки |
0,11 |
* N – количество респондентов, принявших участие в исследовании, N1 – количество изученных дней
Итак, среднестатистический корреспондент совершает в день не менее 5 рабочих звонков, около 4 раз отвлекается на личные дела, 3-4 раза вступает в коммуникацию с коллегами и около 3 раз садится за написание текста. Остальные процессы происходят реже.
Выводы
Подходы, используемые в рамках операционного менеджмента, в частности проектирование бизнес-процессов и управление ими, могут быть весьма полезны в современных условиях трансформации медиасистем и медиаменеджмента. Особенно это актуально для наиболее уязвимой ныне части медиасистемы – новостных СМИ.
Высокая интенсивность работы современных журналистов-новостников (около 10 часов рабочего времени ежедневно) позволяет предполагать возможность существенной оптимизации ее.
В этой статье мы предлагаем интенсифицировать изучение рабочей деятельности корреспондентов-новостников с помощью проектирования типичных бизнес-процессов на базе эмпирического материала. Мы полагаем, что в дальнейшем это позволит оптимизировать управление рабочими процессами в редакции.
Наше исследование показало, что существует возможность создать практически исчерпывающую номенклатуру типовых бизнес-процессов современной новостной редакции. Так, полный список типовых бизнес-процессов составляет примерно 40 единиц.
Укрупнение (композиция) бизнес-процессов на базе типологической близости позволяет свести их номенклатуру примерно до 20 единиц. Мы полагаем, что дальнейшее их укрупнение нецелесообразно: новые бизнес-процессы начнут терять свое содержание, деятельность в их рамках станет неоднородной.
На основании списка типичных процессов можно определить их продолжительность в течение рабочего дня корреспондента, а также рассчитать их среднее число.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что наиболее «времяемкими» и, очевидно, трудоемкими процессами являются традиционные операции, характерные для работы журналистов доцифровой эпохи: «написание текста», звонки («звонок ньюсмейкеру», «звонок эксперту»), «интервью/разговор», «участие в мероприятиях/конференции» и пр.
Тем не менее, значительная часть самых распространенных операций связана с цифровыми возможностями – в частности, поиск темы и информации в Интернете.
Также автору удалось выявить в рабочем процессе корреспондента присутствие некоторых процессов, связанных с конвергентными практиками – например, «подготовка и выгрузка информации на сайт» или «поиск темы для заметки в социальных медиа». Тем не менее, это присутствие очень ограниченно, т.к. применяют эти процессы немногие. Впрочем, если корреспондент по какой-либо причине начинает внедрять эти рутинные процессы в работу, то делает это очень активно. Это иллюстрирует сильную неравномерность включения конвергентных операций в практику работы редакции.
Мы имеем основания полагать, что пока работа журналиста под влиянием конвергенции трансформируется незначительно. Единственное значимое последствие наступления цифровой эпохи – весьма широкое использование возможностей Интернета как источника информации для генерирования тем и непосредственно для подготовки текста.
Наш анализ также показал, что в работе новостных журналистов чисто с технической точки зрения кроются серьезные резервы для оптимизации – причем как за счет сокращения времени/количества некоторых процессов, так и их удлинения/учащения. Мы считаем, что работа, схожая с той, какую мы провели в этой статье, может проводиться в СМИ регулярно и служить хорошим подспорьем для оптимизации работы корреспондента.