Languages

You are here

Массовая экономическая коммуникация в условиях модернизации общества

Авторы материалов: 

Mass Communication in the Economic Conditions of Society Modernization

Демина Ирина Николаевна
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой журналистики и экономики СМИ Байкальского государственного университета экономии и права (БГУЭП), г. Иркутск, iriska.irk@rambler.ru   

 

Irina N. Demina
Doctor of economics, Professor, head of the chair of journalism and media economics, Baykal State University of Economy and Law, Irkutsk, iriska.irk@isea.ru 

 

Аннотация
В статье описывается роль экономической массовой коммуникации и ее функции в модернизации экономики. Функции экономической массовой коммуникации выводятся из положений экономической социологии и психологии. Доказывается, что экономическая массовая коммуникация является обязательным условием модернизации социума. 

Ключевые слова: массовая экономическая коммуникация, функции экономической коммуникации.

Abstracts
This article describes the role of economic mass communication and its function in economic modernization. Economic functions of mass communication derive from the economic provisions of sociology and psychology. It is proved that the mass economic communication is a prerequisite for society modernization.

Key words: mass economic communication, functions of economic communication.

 

Важнейший аспект модернизации общества – модернизация экономическая, подразумевающая глубинные изменения в экономическом устройстве общества. Следствием изменений в объективной реальности являются изменения в сознании и мышлении индивидов. К сожалению, далеко не всегда изменения эти способствуют повышению комфортности существования человека, часто стереотипное сознание не «поспевает» за «крутыми виражами» экономической действительности. Особенно актуальны эти проблемы для российского общества, в котором в силу исторического развития соседствуют «рыночное» и «нерыночное» сознание, «конкурентное» и «неконкурентное» мышление. Такие противоречия создают напряженность как в отношениях между экономическими субъектами, так и в головах людей, что грозит непониманием между ними, неспособностью выполнять возложенные на них экономической действительностью роли, приводит к дезорганизации общества. Этот процесс имеет разрушительный характер и во многом препятствует модернизации социума.

Названные угрозы должны становиться вызовами теоретикам многих наук. При этом важнейшая задача науки – конвергенция различных научных направлений.

Теория массовой коммуникации позволяет находить подходы к решению названной проблемы. Основная задача при этом – выявить, какие именно функции экономической массовой коммуникации необходимо актуализировать, чтобы индивиды эффективно взаимодействовали в процессе общественной модернизации экономической сферы.

На наш взгляд, выработка подходов к функциям экономической массовой коммуникации должна опираться на современные воззрения теории журналистики, экономической социологии и экономической психологии. Как известно, журналистике свойственна полифункциональность, т.е. журналистская деятельность, в медиасистеме подчиняясь единой цели, в отдельных медиа, контенте, в подходов к тематике функций, наполнению их новым содержанием. разное время выполняет множество функций. Теория журналистики постоянно переосмысливает функции медиа в связи с изменениями социальной важности журналистики, дифференциации этой науки, появлением новых научных направлений. Эти и другие вызовы требуют выработки новых

Назначение функций экономической журналистики – обеспечение условий экономической деятельности, реализация экономическими субъектами  тех или иных ролей, которые им необходимо выполнять в социуме для эффективного функционирования экономической системы.

Экономическая журналистика интегрирует в себе положения многих наук1, в том числе экономической теории, экономической социологии, экономической психологии. Для наполнения функций экономической коммуникации конкретным содержанием необходимо обратиться к положениям этих наук как методологической основе экономической журналистики.

 

Экономическая социология и функции экономической массовой коммуникации

Обратимся к экономической социологии. Экономическая социология – отрасль социологии, изучающая социальные аспекты экономических процессов и экономическое поведение людей в обществе; формы социальной организации; системы взаимосвязанных ролей; модели норм и ценностей, регулирующих экономическую деятельность в конкретном обществе; взаимоотношения между экономическими институтами2. Экономическая наука, наполняясь конкретным содержанием, не могла не использовать социологические исследования и тем самым позволила выделить из общей социологии новое направление. Экономическая теория и экономическая социология развивались одновременно и параллельно. Социальные аспекты экономического поведения активно исследовали и зарубежные3, и отечественные4 теоретики. Явления, которые изучает экономическая социология5, и взаимосвязи ее с экономической журналистикой, точки соприкосновения между ними определяют следующие функции экономической коммуникации.

Обеспечение массовой коммуникацией между субъектами экономики для осуществления экономических процессов и упорядочения экономического поведения людей в обществе. Медиаконтент в той или иной степени определяет экономическое поведение субъектов информационных отношений, помогая индивидам принимать решения в повседневной экономической жизни (аспекты микроэкономики), отвечая на животрепещущие вопросы (склонность к сбережению и потреблению, размещение свободных денежных средств, возможность заниматься предпринимательской деятельностью и т.д.). В свою очередь, поведение больших групп людей, демонстрирующих какое-либо отношение к перечисленным или другим аспектам, определяет макроэкономические показатели страны.

К примеру, индивидуальная склонность к сбережению (предельная норма сбережения) в больших группах (средняя склонность к сбережению) определяет благополучие или неблагополучие государственных и негосударственных финансовых институтов, возможность и эффективность инвестирования населения в экономику страны. Экономическая коммуникация обеспечивает успешность макроэкономических регуляторов государства со стороны совокупного предложения.

Склонность к потреблению (предельная норма потребления индивидов) определяет совокупный спрос населения (средняя склонность к потреблению), следовательно, успешность проводимой государством денежной политики и осуществляемых им действий по стимулированию экономики со стороны спроса. Роль и функция экономической коммуникации заключаются в информационном обеспечении действий макроэкономических регуляторов, способствующих адекватному поведению экономических субъектов, будь то юридические или физические лица.

Обеспечение экономической коммуникации, налаживание социального диалога в условиях плюрализма мнений способствуют проектированию и совершенствованию форм социальной организации. Важнейшими функциями социальной организации в обществе являются: а) интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений; б) упорядочивание и социальный контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах. Очевидно, обе функции социальная организация может выполнять также посредством экономической массовой коммуникации. В социологии термин «социальная организация» употребляется в трех смыслах (социальный институт; вид деятельности; степень внутренней упорядоченности, структура, строение системы), в каждом из которых можно найти точки соприкосновения с экономической коммуникацией.

Формы социальных институтов с известным статусом или интерпретируемые как автономный объект могут быть различны и являются темой дискуссий социологов. К примеру, одной из форм социальной организации в этом смысле является корпорация, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения определенной цели. Очевидно, обязательным условием существования этой формы социальной организации служит система отношений, прежде всего экономических, невозможных без адекватной коммуникации. В корпорации выстраивается система, построенная на перечне мотивов, в том числе материальных. «Озвучивание», актуализация, объяснение этих экономических мотивов и формирование на этой основе модели экономического поведения – одна из функций экономической журналистики. При этом формы такой экономической коммуникации и типы СМИ, являющихся ее средствами, могут быть самыми разнообразными, но прежде всего эту функцию должны выполнять корпоративные СМИ.

Социальная организация как вид деятельности – процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект через реализацию соответствующих функций элементов системы, упорядочивание связей, дефиницию целей и задач и т.д. Очевидно, определяющую роль в целенаправленном воздействии на элементы социально-экономической системы (субъекты социально-экономической деятельности) играет экономическая  массовая экономическая коммуникация, которая способствует налаживанию и эффективному функционирования экономических связей, «кристаллизации» целей и задач экономической целенаправленной системы и т.д. в рамках процессов координации и субординации. Это касается всей иерархии взаимосвязей в обществе, начиная от государственной «вертикали управления», заканчивая малыми группами. Очевидно, в этом процессе задействованы все без исключения типы СМИ.

Многочисленные процессы общения между субъектами экономики в массовом информационном пространстве перерастают в общественные отношения, адекватные реальным условиям развития общества. Социально-экономическая система должна быть внутренне упорядоченной, что обеспечивается согласованностью частей целого, имеющего определенную структуру, строение, тип связей как способ соединения элементов в систему и т.д. Степень внутренней упорядоченности определяется взаимосвязанными отношениями субординации (вертикальные отношения, отношения «руководитель – подчиненный») и координации (отношения по горизонтали, отношения на одном уровне иерархии). Экономическая массовая коммуникация обеспечивает взаимосвязи между различными уровнями и по вертикали, и по горизонтали. В организованной, бюрократической организации иерархические связи имеют более формальный характер, общение и коммуникация в субординационных отношениях часто осуществляются посредством приказов и распоряжений, без активизации организационных отношений сотрудничества и инициативы. В координационных отношениях коммуникации осуществляются в виде обыденных и рабочих беседах, диалогов и т.д. Очевидно, массовая экономическая коммуникация должна выполнять функцию взаимосвязей и упорядочивать оба этих типа организационных отношений.

Экономическая массовая коммуникация обеспечивает выстраивание и функционирование системы взаимосвязанных ролей. В социологии социальная роль рассматривается как нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе6. Общество или социальную группу социология представляет как некий набор определенных социальных позиций или «мест» в социальном пространстве. Действуя в рамках социальной роли, человек должен реализовать предписываемую функцию, следуя определенным «правилам игры». Конкретные индивиды при сходных обстоятельствах, например, занимая одинаковые должности, ведут себя аналогичным образом. В то же время каждый человек вносит в ролевое поведение индивидуальные черты. Диапазон и количество ролей обусловливается многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность с ее потребностями, интересами, ценностями. Очевидно, массовая экономическая коммуникация помогает и способствует человеку в его выборе поведения в той или иной социально-экономической роли.

Экономические роли в семье (семейные экономические роли). Экономическая массовая коммуникация выполняет функции по воспитанию члена семьи (жена, муж, ребенок), информированию членов семей о практике экономического поведения человека в той или иной роли члена семьи разных культур и т.д. Некоторые из этих ролей предписаны человеку от рождения (определены его полом, возрастом, социальным происхождением и т.п.), другие приобретаются путем личных усилий человека. Баланс между ролями может смещаться в ту или иную сторону. Так, с изменением традиционной семьи (мать, отец, дети, бабушки, дедушки) и традиционных ролей в семье женщине чаще приходится играть роли «добытчика», главного финансиста и т.д. Функция же журналистики – помочь индивиду выбрать присущую ему роль и выполнять ее наиболее эффективно (образовательная функция экономической массовой коммуникации).

Экономические роли в малых трудовых коллективах – микроэкономические роли. Роли в паре «руководитель – подчиненный» (отношения субординации); роли, которые принимают или не принимают на себя работники в процессе извлечения  и максимизации прибыли в коллективе; роли, предусматривающие ту или иную меру ответственности и компетентности в производственной, управленческой, организационной, маркетинговой и пр. деятельности коллектива. Массовая экономическая коммуникация может непосредственно влиять на качество выполнения той или иной роли либо косвенным образом, предписывая медиаконтентом (воспитывая, информируя, убеждая) важность той или иной роли и «правильность» ее выполнения.

Экономические роли в регионе или отрасли – мезоэкономические роли. Индивид определяет, какие именно роли и каким образом он должен выполнять в регионально-отраслевом аспекте, как благосостояние, экономическое положение региона и отрасли зависит от его ролей. Экономическая массовая коммуникация, осуществляемая в пределах региона (региональные масс-медиа) или отрасли (отраслевые масс-медиа) помогают человеку получить ответы на эти вопросы. Функции экономической массовой коммуникации – информационные, образовательные, воспитательные – «суммируются» для организации регионального или отраслевого информационно-экономического пространства, формируя региональную или отраслевую экономическую идентичность.

Экономические роли в государстве – макроэкономические роли. Человек самоидентифицируется и отождествляет себя как гражданин государства и играет в нем определенные экономические роли. Например, роли участника макроэкономических процессов (отвечая своим поведением на изменения макроэкономических регуляторов – изменения ставки рефинансирования, ставок налогов и т.д.), инвестора, собственника, налогоплательщика. В этой связи экономическая массовая коммуникация создает информационную среду, в которой индивиду «предписываются» те или иные роли – либо в соответствии с его полом (гендерные), возрастом, социальным происхождением, либо «достижительные» роли, приобретаемые в результате его личных усилий – образование, занимаемая должность. Очевидно, экономические роли в государстве тем значимее, чем выше занимаемая должность и уровень доходов. Лица, принимающие решения, исполняют более значимые роли на государственном уровне. Одним из факторов, оказывающим влияние на исполнение такой роли, являются определенные типы СМИ – качественная общественно-политическая и деловая пресса.

Обсуждение, налаживание диалога и обеспечение экономической массовой коммуникацией общественного дискурса для выстраивания модели норм и ценностей, регулирующих экономическую деятельность в конкретном обществе, – еще одна особенная функция экономической массовой коммуникации. Вообще социальные нормы – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп7. Моральные социальные нормы – нравственные императивы; требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, либо о социально приемлемом и непозволительном. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе8. Совокупность общественных норм составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Эта система предполагает наличие определенных общественно значимых стимулов деятельности (выступающих в качестве целей, идеалов, ценностей), образцов или правил «нормального» для данной группы поведения и санкций за уклонение от социальных норм. Экономическая массовая коммуникация играет важную роль в каждом из указанных моментов. Так, она способна помогать человеку в поиске экономических целей, стимулов; подсказывать, определять правила поведения, а также распространять информацию о возможных санкциях и практике их применения в случаях отклонений поведения от социальных норм. Таким образом, экономическая массовая коммуникация выполняет функцию социального контроля в обществе. Она не только должна являться простым отображением реального положения вещей, но и фиксировать оптимальные стандарты деятельности. Необходимое условие действенности социальных норм – их обоснованность с точки зрения соответствия их принятым в данном обществе ценностям и идеалам. Задачи массовой экономической коммуникации:

  • общественное обсуждение, выработка и обогащение универсальных, относящихся в равной степени к каждому индивиду в данном обществе, норм, связанных с экономической деятельностью;
  • выработка общественной позиции по поводу возможности существования и границ действия частных норм;
  • контроль за соблюдением универсальных и частных норм.

Таким образом, экономическая массовая коммуникация выполняет функцию экономического воспитания, освоения человеком социально-экономических стандартов, приобщения его к экономической действительности, формирования модели экономического поведения. Социальные нормы предполагают наличие общественно значимых стимулов, в качестве которых выступают, в частности, социальные ценности9. В процессе выбора человеком индивидуальных ценностей функциями экономической массовой коммуникации должны являться следующие: экономическая массовая коммуникация должна объяснять, каким образом экономическая деятельность взаимосвязана с общими социальными ценностями10 (безопасность и права личности, безопасность общества, право, демократия, плюрализм, гласность, мир, культура и образование, ответственность и др.), государства (суверенитет, правовое государство, территориальная целостность, стабильность, благополучие, общественный порядок и др.) и индивида (безопасность, истина, добро, красота, благосостояние, свободы, личные права, мир, среда обитания, здоровье и др.).

Функция экономической массовой коммуникации заключается в распространении информации и актуализации различных точек зрения, демонстрирующих те или иные подходы к выбору приоритетных индивидуальных ценностей. Прежде всего функция экономической массовой коммуникации заключается в осмыслении иерархии ценностей индивида. Экономическая массовая коммуникация, разумеется, действует наряду с другими (культурной, социальной и др. коммуникацией), в результате возникает синергетический эффект: индивид выбирает среди множества приоритетов свой индивидуальный набор, создавая иерархию ценностей. Экономическая массовая коммуникация может помочь в выработке критериев ценности, полезности явлений окружающего мира.

Экономическая массовая коммуникация формирует информационную базу взаимоотношений между экономическими институтами. Последние понимаются по-разному (институциональный подход к экономике): лауреат Нобелевской премии Д. Норт рассматривает институты как набор правил поведения индивидуумов. Это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры, добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения (институт частной собственности, институты гражданского общества и т.д.). Институциональное развитие экономики, по Норту, происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют правила игры, а вторые являются игроками.

В других случаях институтами называются собственно организации, т.е. государства, правительства, фирмы, так или иначе определяющие функционирование экономической системы, в том числе и юридическое закрепление традиций и норм экономического поведения, складывающихся исторически. Основатели этого направления – Т. Веблен и У. Митчел. В этом направлении  исследуются, в частности, институциональные зависимости, под которыми понимаются экономические зависимости, устанавливаемые нормативно, законодательным путем (например, такова зависимость налоговых поступлений в бюджет страны от доходов населения)11. Вообще выделяют экономические институты права, собственности, организационно-управленческие, финансово-кредитные, а также неформальные институты12.

Говоря о роли экономической массовой коммуникации в информационном взаимодействии между экономическими институтами, под последними мы будем понимать организационно-управленческие (организации), финансово-кредитные (банки, инвестиционные организации и т.д.) и неформальные (общественные группы, «публичная сфера») институты как экономические элементы социальной структуры, активные социальные субъекты, характеризующие устройство, формы организации и регулирования экономической жизни. Очевидно, для нормального оптимального функционирования общества необходимо социальное взаимодействие между ними, т.е. процесс воздействия каждого из институтов друг на друга в ходе реализации их интересов. Одним из механизмов, обеспечивающих это взаимодействие и позволяющих продемонстрировать активность и согласованность функционирования социальных субъектов, без которых невозможно развитие экономики, является экономическая массовая коммуникация.

Экономическая психология и функции экономической коммуникации

Экономическая психология13–комплексная прикладная отрасль психологической науки, развивающаяся одновременно и параллельно с экономической социологией и экономической теорией. Экономическая психология является междисциплинарной отраслью знания, объединяющей теоретические положения, методы и результаты исследований, накопленные как в психологической науке, так и в экономике. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, осознаваемыми или не осознаваемым явлениям, связанным с отражением человеком экономической сферы жизнедеятельности и регуляцией его экономического поведения. Экономическая психология изучает психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, слоев, классов, народов, а также экономическое поведение, основанное на них.

Предметом экономической психологии являются индивиды, участвующие в экономических процессах. Термин «экономическая психология» был впервые применен Г. Тардом в конце XIX – начале XX вв., а сегодня эта отрасль знаний активно разрабатывается в мире и в России. В связи с категориальным и понятийным аппаратом экономической психологии экономическая массовая коммуникация выполняет множество функций. Некоторые научные категории являются междисциплинарными, т.е. используются одновременно в экономической социологии и экономической психологии. К ним относятся понятия экономического сознания и мышления, социально-экономические стереотипы, экономические интересы и поведение, экономическая культура. Мы будем рассматривать их в рамках экономической психологии. Итак, функции экономической массовой коммуникации во взаимосвязи с экономической психологией можно свести к следующим.

Выполнение экономической массовой коммуникацией функции формирования экономического мышления. По определению, экономическое мышление – взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни14. К основным факторам формирования экономического мышления индивида относятся формы собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.); интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей; направленность и сила этих связей и др. Однако кроме практической деятельности в социально-экономической системе огромную роль играют средства массовой информации, которые мы считаем самостоятельным фактором формирования экономического мышления. Кроме того что СМИ – самостоятельный фактор формирования экономического мышления, экономическая массовая коммуникация (и соответственно, экономическая журналистика) выполняет определенные функции, «пронизывая» все перечисленные факторы, выполняя роль инфраструктуры в социально-экономической системе.

Первым, основным фактором формирования экономического мышления теоретики называют многообразие форм собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность. Для формирования экономического мышления экономическая массовая коммуникация должна выполнять образовательные и воспитательные функции. Образовательные функции заключаются в разъяснении экономической и правовой сущности форм собственности, популяризации экономических знаний в области форм собственности. Медиаконтент должен разъяснять сущность категории собственности как экономического института (общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами – индивидами и коллективами – предметов природы, естественных и созданных трудом); как юридической категории (принадлежность имущества определенным лицам – индивидам или коллективам, на определенных условиях и в определенных формах); как гражданско-правовой институт, представляющий собой совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права; а также как само имущество, принадлежащее какому-либо субъекту на праве собственности15. Экономическая массовая коммуникация должна доводить до сведения аудитории положения Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются следующие формы собственности: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная, причем все эти формы являются равноправными, в равной степени защищаемыми государством. Кроме того, экономическая массовая коммуникация призвана объяснять, что означает юридическое право собственности (право владения, пользования и распоряжения своим имуществом).

Вопросы, связанные с собственностью, на разных этапах развития и функционирования той или иной экономической модели государства приобретают разную актуальность. Так, на этапе приватизации (переход государственной собственности в частную) особую важность имели именно эти проблемы (ваучеризация, государственные аукционы и т.д.). В последующий период, когда высветились последствия приватизации для населения, ее удачи и провалы, выходят на передний план и вопросы национализации (обратный переход). Формирование повестки дня происходит по мере появления тех или иных информационных потребностей аудитории.

Воспитательная функция экономической журналистики заключается в формировании толерантного отношения к частной собственности, популяризаторстве предпринимательской деятельности, формировании представления о положительных и отрицательных последствиях сосуществования в обществе разных форм собственности.

Особым является вопрос о том, можно ли говорить об идеологической функции экономической журналистики. Идеологическая (мировоззренческая) функция СМИ в советской медиасистеме заключалась в том, что средства массовой информации являлись элементом  организации государственной власти, выражали особое мировоззрение, они провозглашали и защищали важнейшие ценности советского общества, одной из которых являлась общественная собственность. В условиях монополии на средства массовой информации, безусловно, такая функция медиасистемы существовала: в результате функционирования советской модели СМИ не могло идти речи о положительной оценке частной собственности. Традиционно, со времен Октябрьской революции и до переходного периода в истории России, единственной дозволенной формой собственности в СССР была общественная (осторожно, с оговорками, признавалась личная собственность). Массовой коммуникацией формировалось соответствующее, всегда отрицательное, отношение к частной собственности. Результатом явилось неприятие большинством населения страны существования частнокапиталистического производства.

В новых условиях (в переходный период) от средств массовой информации требовалось формирование в обществе совсем другого, положительного, отношения к частной собственности; убеждения в том, что частная собственность открывает возможности для нового импульса развития как всей экономической системы, так и любого члена общества; разъяснения полезности для страны предпринимательской деятельности, и т.д. Сама медиасистема стала функционировать в условиях плюрализма собственности: в ней действуют медиапредприятия разнообразных форм собственности и организационно-правовых форм, учредители или владельцы определяют «фирменное», организационное отношение к формам собственности, отражаемое в соответствующих СМИ. Это позволяет говорить о «кончине» идеологической функции в рамках системы СМИ, так как эта функция понималась в советской медиасистеме (провозглашение и защита социалистических ценностей и общественной собственности) с одновременным проявлением этой функции в отдельных средствах массовой информации  (пропаганда  конкретных СМИ ценностей  соответствующих учредителей или владельцев).

Идеологическая функция медиасистемы становится нормативной, т.е. СМИ должны провозглашать и защищать важнейшие ценности демократического общества – права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. В отличие от Конституции, которая представляет собой определенную идеологию, медиасистема либо провозглашает эту идеологию (информационная, ценностно-ориентирующая функция), либо организует общественный диалог, обсуждение по поводу теоретических мировоззренческих основ (коммуникативная, научно-познавательная функции, функция формирования повестки дня), либо отражает практику соблюдения этих ценностей (формирование повестки дня, общественный диалог).

Экономическая журналистика как компонент медиасистемы должна выполнять те же функции в части экономической деятельности. В настоящее время, думается, экономическая журналистика должна выполнять функцию коммуникатора между бизнесом и обществом, беспристрастного эксперта в оценке производственной и общественной деятельности частных, государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности, воспитателя социально ответственного предпринимателя. С одной стороны, СМИ информируют общественность о реальной деятельности (оценивая ее и с отрицательной, и с положительной стороны), с другой, формируют представления об «идеальном» предпринимателе, о должном его поведении в обществе, разрабатывают морально-этические нормативы функционирования фирм, компаний, предприятий, корпораций и т.д.

Следующим фактором формирования экономического мышления индивида являются другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует. В данном случае под субъектом мы понимаем субъект экономический, хозяйствующий – лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство16. Субъект-субъектные отношения, обеспечиваемые экономической массовой коммуникацией, должны определяться следующими условиями:

  • разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.);
  • интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей;
  • направленность и сила этих связей и др.

Чем эффективнее действуют средства массовой информации, обеспечивая экономическую коммуникацию между субъектами и формируя экономическое мышление, тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты экономического мышления со временем могут быть включены в сферу экономического сознания, которое социологи связывают с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, разработкой принципов организации экономической жизни. Разумеется, большую роль в этом процессе играет экономическая массовая коммуникация, выполняя образовательную, просветительскую, идеологическую функции и таким образом включая носителей экономического сознания в экономическую практику.

Субъекты экономической коммуникации (и журналисты в том числе) демонстрируют неразвитость экономического сознания, что обусловливает противоречивость развития экономического мышления: экономическое мышление воспринимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально), являясь формой проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации. Именно поэтому столь сложна для выполнения функция формирования экономического сознания, обязательным компонентом которой должно стать преодоление сложившихся стереотипов. Экономическая ситуация постоянно меняется, часто бывает невозможно разрешить ее в рамках старого экономического мышления. Задача ученых и политиков – найти адекватный ответ на вызовы, к примеру, экономических кризисов, функции же экономической массовой коммуникации и экономической журналистики в такой ситуации – организационная, идеологическая, просветительская.

Важной функцией экономической массовой коммуникации является выявление, обсуждение, объяснение экономическим субъектам их экономических интересов, которые, по определению17, способствуют согласованности во взаимодействии разных групп и слоев в ходе непрерывного приспособления к изменениям, формирующим это взаимодействие. Экономическая массовая коммуникация призвана актуализировать проблемы экономических интересов, чтобы каждый экономический субъект хорошо представлял себе собственный интерес в выполнении тех или иных решений государственных органов разного уровня (федерального, регионального, муниципального, районного),  руководителей организации, в которой он работает и т.д. Кроме экономической журналистики такие функции (в нормативной теории, но не всегда, к сожалению, в практике) должны выполнять связи с общественностью (PR, GR). Важность этой функции выражается в том, что экономические интересы приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей.

Экономические интересы и экономический образ мышления выступают предпосылками экономического поведения, которое можно определить как поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. В этой связи конкретная функция экономической коммуникации – формирование такого поведения, регулирование его,  воспитание «гомо экономикус» – «экономического человека». При этом, думается, средства массовой информации должны разъяснять ограниченность подхода к действительности исключительно с позиции наибольшей чистой пользы (т.е. пользы за вычетом возможных затрат). С другой стороны, часто подход к индивиду как к «экономическому человеку» позволяет предсказать, спрогнозировать его поведение, что используется в бихевиористском направлении экономической теории. Прогнозирование макро-, микро- и мезоэкономических показателей, таким образом, также в определенном смысле является функцией экономической журналистики. К примеру, можно объяснять и прогнозировать такие социальные явления, как движение капитала, рост или снижение банковских вкладов, изменение уровня безработицы, как следствие меняющегося соотношения предполагаемых выгод и издержек. Каждое из этих экономических явлений складывается из комплекса решений, которые принимаются экономическими субъектами и со стороны спроса, и со стороны предложения труда, капитала и др. Все они учитывают ожидаемые выгоды и возможные издержки как результат принятия собственных решений. Функция экономической коммуникации – информационная и прогностическая для принятия подобных и других решений.

Еще одна категория экономической социологии и психологии, позволяющая выявить следующую функцию экономической массовой коммуникации, – экономическая культура как совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития18. Экономическая культура ориентирует субъектов на те или иные формы экономической активности. Функции экономической журналистики в этой связи – способствовать трансляции, отбору и обновлению ценностей и норм, функционирующих в сфере экономики. Понятно, что обобщающей функцией экономической журналистики можно назвать формирование экономической культуры, включая обсуждение, выработку общественного консенсуса, социально приемлемых норм экономического поведения. Примером может служить обязанность платить налоги, социальные обязанности бизнеса, распределение социальной ответственности между экономическими субъектами и др. Разумеется, роль медиа в процессе формирования экономической культуры чрезвычайно велика. Во многом экономическая активность тормозится социальными стереотипами. Это обстоятельство позволяет выделить еще одну функцию экономической журналистики: создавать условия для общественного обсуждения социально-экономических стандартов, критиковать то или иное экономическое поведение, чтобы в дальнейшем вырабатывать новые нормы, адекватные инновационной деятельности.

Перечисленные функции экономической журналистики представляют собой скорее подходы, поводы для дальнейшей дискуссии. Возможны и другие точки зрения. Очевидно, и теоретикам журналистики, и журналистам-практикам предстоит еще большая работа для актуализации адекватных современному миру функций журналистики. Актуализация функций экономической коммуникации ставит новые задачи и перед экономическим образованием журналиста. Очевидно, что только широко образованный журналист, обладающий большим багажом экономических знаний, сможет обеспечить адекватные современной действительности, эффективные  экономические коммуникации, способствующие модернизации общества.

 


  1. Демина И.Н. Сущность экономической журналистики // Известия ИГЭА. 2011. № 1. С. 217–221; Демина И.Н. Место научной дисциплины «экономическая журналистика» в системе наук // Изв. ИГЭА. 2011. № 5. С. 215–219.
  2. Словарь по общественным наукам // http://slovari.yandex.ru/
  3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / пер. с англ. М., 2003; Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001; Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; Верховны В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: монография. М., 2002; Мизес Л., фон. Социализм. Экономический и социологический анализ. М., 1994; Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М., 2004.
  4. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб, 1998; Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли). М., 1993; Веселов Ю.В. Экономическая социология: История идей. СПб, 1995; Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии: учеб. пособие. М., 2004; Анализ рынков в современной экономической социологии / отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. М., 2008; Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 2001; Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых: Историко-социологические очерки экономического положения народного большинства: в 2 т. М., 2001; Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003; Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М., 2002; Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М., 2005; Соколова Г.Н. Экономическая социология: учебник для вузов. Минск, 1998; Яковлев А.А. Агенты модернизации. М., 2006.
  5. Словарь по общественным наукам // http://slovari.yandex.ru
  6. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.
  7. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко / под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2006.
  8. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру // http://slovari.yandex.ru
  9. В науке социальные ценности трактуются более или менее абстрактно. Так, более абстрактная точка зрения демонстрирует следующее понимание социальных ценностей: в широком смысле это – значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в узком смысле – нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Более конкретная трактовка: социальные ценности – это продукты материальной (материальные блага) и духовной деятельности (наука, искусство, культура, образование, идеалы и т.п.) людей, а также социальные отношения (политика, право, религия, мораль, обычаи, традиции и т.п.) и природные условия, обеспечивающие их существование и прогрессивное развитие
  10. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. 2-е изд., доп. и перераб. / авт.-сост. проф. В.Ф. Пилипенко. М., 2005.
  11. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
  12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
  13. См., напр.: Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / пер. с нем. М., 1994; Мизес Л., фон. Бюрократия, запланированный хаос, антикапиталистическая ментальность. М., 1993; Норт Д. Институты, институционные изменения и функционирование экономики. М., 1997; Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию: учеб. пособие. 2-е изд. Иркутск, 2007; Дейнека О.С. Экономическая психология : учеб. пособие. СПб, 1999; Дробышева Т.В. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования: дисс. … канд. психол. наук. М., 2002; Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М., 2007; Китов А.И. Экономическая психология. М., 1987; Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М., 2000; Проблемы экономической психологии: в 2 т. / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М., 2004; Райзберг Б.А. Психологическая экономика: учеб. пособие. М., 2005; Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М., 1999; Спасенников В.В. Экономическая психология. 3-е изд. М., 2008; Экономическая психология в структуре жизненных реалий / под ред. М.А. Винокурова, А.Д. Карнышева. Иркутск, 2001.
  14. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.
  15. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2007.
  16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б. Указ. соч.
  17. Энциклопедия социологии // http://slovari.yandex.ru
  18. Там же.