Languages

You are here

Популяризация науки и новые информационные технологии

Научные исследования: 
Выпуски: 
Авторы материалов: 

Popularization of Science and New Information Technologies

 

Макарова Елена Евгениевна
аспирантка кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, journlena@yandex.ru

 

Elena Makarova
PhD student at the chair of print media, Faculty of Journalism, Moscow State University, journlena@yandex.ru

 

Аннотация
Автор исследует историю развития научно-популярных сайтов рунета. В поисковой системе «Яндекс» насчитывается большое количество сайтов, позиционирующих себя в качестве научно-популярных. Однако большая часть подобных интернет-ресурсов (примерно 70%) не относится к научно-популярным. В своей статье мы исследуем 12 научно-популярных сайтов, всесторонне рассматривающих достижения науки.

Ключевые слова: научно-популярный сайт, популяризация науки, научно-популярный интернет, рунет.

 

Abstracts
The author analyzes the history of development of popular scientific sites in the Russian segment of the Internet. There is a considerable number of sites in the search engine Yandex which position themselves as popular scientific sites. However, the majority of such Internet -resources (approximately 70%) are actually not popular scientific. The article reviews 11 popular scientific sites covering science achievements.

Key words: popular scientific web-site, advocacy, scientific-popular Internet services.

 

В системе средств массовой просветительской коммуникации начиная с 90-х годов XX века заметную роль играют научно-популярные сайты, что, в первую очередь, предопределено значимостью интернета в жизни современного общества. «Всемирная паутина» выступает «как некий интерфейс1 – среда взаимовлияния и обратных связей. Именно здесь, в новой информационной и коммуникативной среде, происходит трансформация социальных измерений, вызванная не только доступностью информации, но и характером той среды, в которой эта доступность реализуется»2.

Существуют разные типы научно-популярных сайтов. Одни из них являются собственно сетевыми, другие функционируют как электронные версии научно-популярных периодических печатных изданий, выпускаемых научными и просветительскими организациями и институтами, третьи представляют собой личные странички ученых и популяризаторов науки (в настоящее время они стали появляться и в социальных сетях). На сегодняшний день в поисковой системе «Яндекс» насчитывается большое количество сайтов3, позиционирующих себя в качестве научно-популярных. Однако большая часть подобных интернет-ресурсов (примерно 70%) не относится к научно-популярным, так как за вывеской «научно-популярный» скрываются сайты частных клиник, религиозно-эзотерических групп и других организаций, которые для привлечения клиентов и последователей размещают материалы псевдонаучного плана.

На настоящих же научно-популярных сайтах ведется речь о достижениях в разных сферах научного познания. При этом размещаемая здесь информация имеет достоверный характер, снабжена соответствующими ссылками на научные труды. Авторы, готовящие ее, используют устоявшийся научный стиль изложения. Такие сайты, кроме всего прочего, отличаются высоким трафиком (посещаемостью).

Охарактеризуем научно-популярные сайты, учитывая их название, год и место появления («интернет-прописку»), а также титульную характеристику (логотип, слоган)4.

Название сайтов

Год «издания»

Место «издания», субъект «издания»

Титульная характеристика (логотип, слоган)

1. Сайты, популяризирующие естественные науки

«Астронет»

2000

Москва,

частные лица (О. Бартунов, Е. Родичев)

«Российская астрономическая сеть. Научно-популярный сайт»

«Метеориты»

2001

Москва,

А. Милановский

«Научно-популярный сайт»

«Мембрана»

2001

Москва, К. Болотов, компания «Болотов»

«Научно-популярный интернет-журнал»

«Молекулярная генеалогия»

2001

Москва. Издатель не обозначен

«Научно-популярный интернет-ресурс»

«Элементы»

2005

Москва, фонд содействия просвещению Д. Зимина «Династия»

«Элементы с Большой буквы. Научно-популярный проект»

«Биомолекула»

2005

Москва, А. Чугунов, Институт биоорганической химии РАН

«Взгляд изнутри. Научно-популярный сайт»

«Будущее»

2007

Москва, частные лица (М. Чижов и А. Иевлев)

«Почувствуй будущее. Ежедневный научно-популярный интернет-журнал»

«Наука»

2007

2.     Сайты, популяризирующие гуманитарные науки

«Мир ГЕО»

«Популярная наука»

Альманах «Первые американцы»

1996

Санкт-Петербург, О. Ясененко (главный редактор)

«Научно-популярный альманах»

«Км/здоровье»

1999

Москва, компания «Кирилл и Мефодий»

«Км/наука»

1999

Москва, компания «Кирилл и Мефодий»

 

Теперь рассмотрим историю и развитие научно-популярных сайтов рунета.

В 1996 г. появляется сайт научно-популярного, историко-этнографического альманаха «Первые американцы» (www.first-americans.spb.ru). Цель альманаха – всестороннее освещение культур коренного населения Северной Америки, индейцев и эскимосов, которые первыми заселили этот континент задолго до прихода туда белого человека. Этот альманах – о первых американцах, об их духовных и религиозных традициях, мифологии и философии, нравах и обычаях, истории и современной жизни, прикладном искусстве.

В 1999 г. появились два научно-популярных сайта: «Км/наука» (www.km.ru/nauka) и «Км/здоровье» (www.km.ru/zdorove), посвященных научным открытиям и новым технологиям в гуманитарных областях. На сайтах можно найти много новой познавательной информации, охватывающей различные аспекты жизни. В 2011 г. разделы сайта были обновлены и взамен постоянных разделов на сайте появились обновляемые разделы об истории, культуре и религии народов мира. На сайте «Км/наука» каждый пользователь может найти для себя много новой нужной и интересной информации.

Второй сайт «Км/здоровье» интересен прежде всего тем, что здесь рассматриваются вопросы здорового образа жизни.

При участии выпускников Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова О. Бартунова и Е. Родичева в 2000 г. был создан научно-популярный сайт «Астронет» (www.astronet.ru). Используя современные технологии, создатели сайта поставили перед собой цель – организовать научное общение и распространение актуальной научной информации по астрономии среди максимально широкого круга заинтересованных лиц: ученых, инженеров, аспирантов, студентов и старших школьников. На сайте введена функция просмотра справочника биографий деятелей науки в области астрономии. Введен англо-русский астрономический словарь.

В 2001 г. компанией «Болотов» был создан научно-популярный сайт «Мембрана» (www.membrana.ru). Особое внимание на сайте уделяется достижениям техники, дизайну, открытиям в медицине. За время существования сайт несколько раз менял свою структуру, в том числе в декабре 2010 г., когда был обновлен дизайн. Изменения коснулись и рубрик на сайте, исчезли не обновляющиеся разделы. В настоящее время сайт активно работает в социальных сетях: «Фейсбуке» (Facebook), «Твиттере» (Twitter), «ВКонтакте».

В том же 2001 г. А.Е. Милановским, известным российским геологом, создается научно-популярный сайт «Метеориты» (www.meteorite.narod.ru). Создание сайта было обусловлено тем, что «практически не нашлось в русском интернете страниц, целиком посвященных метеоритам»5. Появление данного интернет-ресурса устранило этот пробел. На сайте собрана информация о химическом и минералогическом составе российских метеоритов (упавших на территорию России). Описываются методы поиска, исследования и идентификации метеоритов в России и за рубежом, рассказывается о «сомнительных метеоритах» и «псевдометеоритах».

В 2001 г. также начинает выходить научно-популярный сайт «Молекулярная генеалогия» (www.molgen.org). Цель сайта состоит в популяризации молекулярной генеалогии – «дисциплины, занимающейся изучением происхождения и истории родов, семей и отдельных лиц, установлением родственных связей, фактов биографий»6, а также в объяснении возможностей использования генеалогии. Наличие на сайте постоянно пополняемой коллекции публикаций по теме молекулярной генеалогии, геногеографии и популяционной генетике, а также специализированного форума позволяет найти ответ на интересующие аудиторию вопросы. Задача сайта состоит еще и в объединении всех ресурсов схожей научной тематики с целью создания единого генетико-генеалогического информационного пространства (этим занимается Российское генетико-генеалогическое сообщество – РГГС).

В 2005 г., при активной поддержке Фонда Дмитрия Зимина «Династия»7 (приоритетные направления деятельности Фонда – развитие фундаментальной науки и образования в России) был создан научно-популярный сайт «Элементы» (www.elementy.ru). Создатели сайта поставили перед собой цели: формирование образа науки как одной из наиболее привлекательных форм человеческой деятельности, популяризация научного подхода к окружающей действительности, распространение научных знаний в современной и доступной форме, знакомство аудитории как с выдающимися учеными прошлого, так и с людьми, играющими определяющую роль в современной науке. Все эти задачи реализуется на сайте при помощи разного рода публикаций, выходящих под рубриками: «Научная библиотека», «Календарь», «Плакаты», «Фестиваль». На данном сайте есть раздел видеотека, в котором собраны публичные научно-популярные лекции по разным направлениям (например: лекции Фонда Дмитрия Зимина «Династия», публичные лекции для школьников Фонда поддержки фундаментальной физики, научно-популярные лекции для школьников с демонстрацией физических экспериментов и иные научно-популярные лекции).

В разделе «Лекция Фонда Дмитрия Зимина “Династия”» рассматриваются, например, вопросы физики, астрономии, биологии. Здесь есть, например, лекции по физике известного популяризатора науки Юрия Богданова8 под названием «Физика внутри нас», кроме этого, есть лекции других авторов на темы «Планеты за пределами Солнечной системы – важнейшее открытие современной астрономии», «Зоопарк нейтронных звезд» и т.д. Лекции, предназначенные для школьников, читаются известными популяризаторами науки и учеными. Интересно отметить, что в разделе «Лекции для школьников с демонстрацией опытов» собрана большая коллекция видео с лекциями Сергея Рыжикова9. Его лекции с демонстрацией физических опытов впервые были прочитаны в 2008–2010 гг. в Большой демонстрационной аудитории физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Темой всех лекций является физика. В разделе «Разные научно-популярные лекции» собраны видеозаписи лекций по математике, физике, биологии и астрономии. На сайте Фонда Дмитрия Зимина представлены также лекции, организованные и прочитанные другими учеными на различных конференциях, в том числе на VI конференции лауреатов Всероссийского конкурса учителей математики и физики фонда «Династия», в Политехническом музее и Дарвиновском музее10.

Сайт «Элементы» – единственный из научно-популярных сайтов, где видеоматериалы выделены в отдельный раздел, при этом их массив постоянно пополняется. Кроме этого, на сайте введен раздел «Научные блоги», которые совместно ведут не только известные российские ученые, но и студенты. Важной особенностью данного сайта является публикация ссылок на электронные ресурсы известных и популярных в России журналов, например «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.

В 2005 г. выпускником биофака МГУ Антоном Чугуновым11 был создан научно-популярный сайт «Биомолекула» (www.biomolecula.ru). Создатели сайта сделали своим манифестом следующий призыв: «против тотального оболванивания гламуром и пиаром». «Биомолекула» функционирует за счет энтузиазма создателей и является абсолютно независимым изданием. Создатели сайта публикуют только проверенные факты и теории с целью создания у пользователей достоверного представления о современной биомолекулярной науке. Все материалы написаны так, чтобы даже неподготовленный читатель после прочтения мог смело сказать: «теперь и об этом я кое-что знаю».

Кроме этого, редакция сайта регулярно проводит конкурс на лучшую научно-популярную публикацию в области современной биологии. Это конкурс для авторов, способных корректно, доступно и с «задорной искрой» рассказать читателю о достижениях биомолекулярной науки.

В 2007 г. появился научно-популярный сайт «Будущее» (www.infuture.ru). Основатели его себя, к сожалению, не обозначили. Своей целью он ставит распространение новостей на темы космоса, автомобилестроения, архитектуры, нанотехнологий, роботостроения. Сайт предоставляет возможность просмотра самых популярных материалов. Кроме этого, на сайте проводится опрос посетителей по проблемам, связанным с работой сайта. Пользователям задают, например, такие вопросы: «Купили бы вы бумажную версию сайта?», «Нужен ли источник новостей?», «Какие материалы вы бы хотели видеть на нашем сайте?». Есть и вопросы иного плана: «Что придет на смену электронному компьютеру?», «Вы верите в то, что за пределами нашей планеты есть жизнь?». Неоспоримым преимуществом данного сайта является трансляция в режиме реального времени (online) картинки с МКС (Международной космической станции). Как отмечают создатели сайта, «прежде всего, создавая проект InFuture.ru, мы ставили цель сделать качественный и интересный контент»12.

В 2007 г. появился научно-популярный сайт «Наука.ru», посвященный развитию науки и техники. Сайт планировал предоставлять самую новую и интересную информацию о современном научном и техническом мире. Однако в 2010 г. сайт был закрыт.

Дата создания еще одного функционирующего в Сети научно-популярного сайта «Мир ГЕО» (www. mirgeo.net) неизвестна. Этот проект создан для всех, кто любит природу. Его основные рубрики: «Новости науки и техники», «Информация о древних животных», «Интересные факты», «Мир вокруг нас», «Живая планета», «Геология», «История», «Биология», «Космос», «Фотогалерея», «Полезные ссылки».

Представленные в данной статье научно-популярные сайты мы попытались разнести по группам в соответствии с существующей типологией печатных научно-популярных журналов13. В результате у нас получилась следующая классификация выбранных для анализа научно-популярных сайтов.

• Сайты, посвященные гуманитарным наукам. Среди них есть две подгруппы:

а) сайты, посвященные широкому спектру гуманитарных наук: «Мир ГЕО», «Км.ру/наука», «КМ.ру/здоровье».

б) сайты, посвященные одной гуманитарной науке: альманах «Первые американцы».

• Сайты, посвященные естественным наукам. Среди них также есть две подгруппы:

а) сайты, посвященные широкому спектру естественных наук: «Будущее», «Элементы», «Мембрана».

б) Сайты, посвященные одной естественной науке: «Астронет», «МолГен», «Метеориты», «Биомолекула».

Дальнейшая детализация групп научно-популярных сайтов может быть проведена после исследования их функционально-аудиторных, предметно-тематических и жанровых особенностей.

 

 


  1. Интерфейс – аппаратно-программные средства, обеспечивающие графическое отображение и обмен информацией между человеком и компьютером // Экономический словарь // http://bit.ly/kDNbM2
  2. Семенов И. Интернет и российское общество. М., 2002. С. 9.
  3. В «Яндекс-каталоге» насчитывается около 20 157 сайтов // http://bit.ly/t7yLl8.
  4. Данное деление использовано также в диссертационном исследовании: Хаскина М.И. Научно-популярный журнал. Структура издания. Характеристика жанров: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 1980. С. 6.
  5. О научно-популярном сайте «Метеориты» // http://www.meteorite.narod.ru/proba/onas.htm
  6. Российский гуманитарный энциклопедический словарь : в 3 т. М., 2002 // http://bit.ly/voswB3
  7. Официальный сайт Фонда Дмитрия Зимина «Династия» // http://www.dynastyfdn.com/about
  8. Константин Юрьевич Богданов – доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук. Заведующий кафедрой физики московского лицея № 1586, заместитель главного редактора газеты «Физика». Автор нескольких книг, в том числе «Физик в гостях у биолога», «Прогулки с физикой» и более ста научных и научно-популярных статей, посвященных вопросам биофизики // http://elementy.ru/video?pubid=431225
  9. Сергей Борисович Рыжиков – кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор вечерней физической школы при физическом факультете МГУ, секретарь Оргкомитета Московской городской олимпиады школьников по физике, руководитель команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по физике // http://elementy.ru/lib/431190
  10. Видео попадает на сайт при помощи администрации, которая снимает лекции на камеру, а затем публикует на сайте.
  11. Интервью с А. Чугуновым 6 июля 2011 г. Будет опубликовано в диссертационном исследовании.
  12. PC Magazine. Интервью с Илевым Александром // http://www.pcmag.ru/columns/detail.php?ID=31189
  13. Решая эту задачу, мы опирались на представления о типологии научно-популярных журналов, выработанные профессором Э.Л. Лазаревич и ее последователями (М.И. Хаскиной). В этой типологии учитывались следующие основания: «1) журналы имеют соответствующую периодичность, преемственность в содержании и оформлении, ориентируются на определенную аудиторию; 2) как часть научно-популярной литературы соответствуют ее основным задачам и характеристикам». (Лазаревич Э.А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1972. № 1. С. 12). Дополнительно типообразующей особенностью, по их мнению, «следует считать предмет, функции, читательское назначение, так как каждый из них в отдельности свойственен и литературе другого типа» (там же). В зависимости от широты тематики научно-популярные журналы могут быть подразделены на три группы: универсальные (проблематика не ограничена), политематические (посвященные широкому спектру наук) и монотематические (посвященные одной, реже двум, отраслям науки или техники. Также она делит журналы в зависимости от тиража издания на: 1) превышают 2 млн экз., 2) от 870 до 300 тыс. экз., 3) от 160 до 50 тыс. экз., но следует отметить, «что тираж, взятый сам по себе, не может быть решающим моментом при оценке роли журнала или деятельности его редакции» (там же. С. 15).