Languages

You are here

Средства массовой информации Франции в 2009-2010 гг. (Трудные итоги экономического кризиса)

Научные исследования: 
Выпуски: 

French Mass Media in 2009-2010
(Hard Results of the Economic Crisis)

 

Шарончикова Людмила Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, cludmila@mail.ru

Lyudmila V. Sharonchikova
PhD in philology, Associate Professor at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of journalism, Moscow State University, cludmila@mail.ru

 

Аннотация
В статье дается картина состояния СМИ Франции в период выхода из экономического кризиса. Рассматриваются шаги французского государства по преодолению последствий кризиса СМИ, в первую очередь введение в действие решений Генеральных штаты прессы, проведенных в 2008 г. Особое внимание уделяется влиянию кризиса на процесс концентрации в медиасфере, автор приводит сведения об изменениях в составе основных информационных групп.

Ключевые слова: СМИ Франции, медиагруппы Франции, Лагардер, Дассо, Боллоре, «Монд», «Фигаро».

Abstracts
The article analyzes the state of French mass media in the period of recovery from the economic crisis. The study is focused on French government measures aimed at overcoming the consequences of the mass media crisis, the implementation of Press States-General decisions taken in 2008. The author pays special attention to effect the crisis had on the concentration process, gives data on structural changes in key information groups.

Key words: French mass media, French media groups, Lagardere, Dassault, Bollore, Le Monde, Le Figaro.

 

Тревога и беспокойство охватили медиасферу в связи с мировым экономическим кризисом. Во Франции инвестиции в рекламу упали в 2009 г. на 8,6%. Для средств массовой информации это обернулось потерей 1,5 млрд евро рекламных доходов. В прессе рекламные доходы снизились по сравнению с 2008 г. на 18,1%, на телевидении – на 11%, на радио – на 8,9%. Только в интернете был отмечен рост рекламных доходов на 6%1.

По данным Организации подтверждения распространения – ОЖД ( OJD), в 2009 г. результаты распространения французской прессы оказались неожиданными. Конечно, розничная продажа сократилась на 5,76% по сравнению с 2008 г., но подписка и доставка на дом остались достаточно стабильными. «Среднее снижение распространения прессы достигло 3,3%, что является хорошей цифрой для кризисного 2009 года»2, – комментирует Патрик Бартман, директор ОЖД. Вот как выглядит первая десятка ежедневных газет по распространению в 2009 г: «Уэст-Франс» ( Ouest- France) – 762 213 экз., «Фигаро» ( Le Figaro) – 314 947, «Паризьен» ( Le Parisien) – 304 971, «Экип» ( L’ Equipe) – 303 305, «Сюд-Уэст» ( Sud- Ouest) – 297 991, «Монд» ( Le Monde) – 288 049, «Вуа дю Нор» ( La Voix du Nord) – 274 088, «Дофине либере» ( Le Dauphin? lib? r?) – 235 129, «Прогре» ( Le Progr? s) – 208 958, «Телеграмм» ( Le Telegramme de Brest) – 200 0003.

Удивительным для ОЖД был вывод о том, что пресса даже в условиях кризиса чувствует себя лучше, чем 20 лет назад. Распространение журналов увеличилось на 21,7% за 20 лет, в то время как население выросло на 11,5%. И, если ежедневная национальная пресса сократила распространение на 7% в неделю, женская и экономическая увеличила соответственно на 33% и 22% за это же время, несмотря на развитие интернета, телевидения и смартфонов. «У прессы есть будущее, – приходит к заключению П. Бартман. – Но она должна искать новые каналы распространения и тогда она сможет зарабатывать на предоставлении своего контента в интернете»4.

Аудитория ежедневной национальной прессы уменьшилась на 6,9% в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом. Самые большие потери понесли «Трибюн» ( La Tribune) – 16,4%, «Круа» ( La Croix) – 15,3%, «Юманите» ( L’ Humanit?) –15,1%. По аудитории марки прессы (индикатор, объединяющий ежедневное издание, его сайт в интернете и журнал) на первом месте «Экип» (7,8 млн читателей в неделю), затем идут «Монд» (6,8 млн) и «Фигаро» (5,4 млн)5. Аудитория региональных газет сократилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 3,3%. Но ежедневные бесплатные газеты увеличили количество читателей на 1,4%6.

 

Реализация предложений Генеральных штатов прессы

С 2009 г. осуществлялись меры, предложенные Генеральными штатами прессы, созванными по инициативе президента Николя Саркози в 2008 г.7 Как считает социолог, исследователь французских СМИ Жан-Мари Шарон, это была попытка противостоять сложившейся ситуации реформой сектора прессы, который ослаблен экономическим кризисом и технологическими преобразованиями.

Распространение прессы. Продолжала переживать трудности организация распространения периодической печати НМПП ( NMPP), которая распространяет более 80% тиража национальных ежедневных газет и журналов в розницу через 29 749 пунктов продажи8.

Государство выделило 70 млн евро на три года для финансирования системы доставки газет на дом ( le portage ? domicilе) и 20 млн евро на развитие прессы в интернете и потребовало от издателей реформировать систему распространения.

За пять первых месяцев 2009 г. торговый оборот продаж снизился на 10%. Как остановить падение продаж ежедневной прессы в период экономического кризиса? В конце года НМПП меняет название на более современное и коммерческое «Престалисс» ( Prestalisse)9, переезжает на новое место в целях экономии 6,5 млн евро ежегодно и разрабатывает стратегию диверсификации своей деятельности. Теперь группа будет распространять не только печатные издания, но и другие отправления, используя пункты продажи прессы по всей территории Франции.

В течение 2009 г. соблюдался мораторий на повышение почтовых тарифов. Государство, по данным Информационной службы правительства ( Service d’ information du gouvernement – SIG), увеличило бюджет на рекламные акции, распределив его в пользу прессы, куда было инвестировано 41,9 млн против 19,6 млн в 2008 г.

Положения, вытекающие из Генеральных штатов, не имеют эквивалента в истории, как и волна преобразований, с которыми столкнулась пресса. Система государственной помощи прессе восходит к периоду Освобождения Франции в 1944 г. По мнению социолога Ж.-М. Шарона, «она должна позволить прессе мнений быть легко доступной за небольшую цену. Без нее большинство ежедневных газет моментально исчезнут, если исчезнет государственная помощь»10. Правительство выполняет свою роль, чтобы избежать исчезновения значительной части прессы политической информации. В то же время Ж.-М. Шарон считает, что недостаточное стимулирование предприятий прессы к редакционной эволюции, технической и маркетинговой в 1970?1980 гг. отрицательно сказалось на развитии печати.

Защита интеллектуальной собственности в интернете. В середине 2009 г. был принят закон о Высшем органе защиты интеллектуальной собственности в интернете – Адопи ( HADOPI). А в ноябре в «Журналь оффисьель» ( Le Journal О fficiel) были опубликованы декреты, определившие статус онлайн-издания, которое будет получать теперь регистрацию в паритетной комиссии, как любое печатное издание. Отныне на онлайн-издания распространяется государственная помощь. Был создан независимый орган, регулирующий защиту интеллектуальной собственности в интернете. Коллегия этого органа состоит из 9 членов, назначаемых на 6 лет. Именно она будет рассылать предупреждения тем, кто незаконно скачивает произведения из интернета, и применять санкции11.

Проект кодекса журналиста. Генеральные штаты предложили модифицировать юридический аспект журналистской профессии. Идея журналиста-специалиста одновременно бумажной версии и веб-версии, а затем и мультимедиа становится реальностью. Была создана комиссия для подготовки деонтологического кодекса журналиста.

Как Генеральные штаты прессы, так и ежегодные исследования «ТНС-Софрес» ( TNS- Sofres) по заказу газеты «Круа» свидетельствуют о незавидном образе журналиста, сложившемся в обществе. Причем опрос в январе 2009 г. показал усиление этой негативной оценки: 61% опрошенных не считает журналистов свободными, считают их восприимчивыми давлению со стороны политических партий и властей, 59% считают их зависимыми от денег. Будущее профессии специалисты связывают с принятием кодекса журналистов. Старые тексты (начиная с 1918 г.) предлагали правила осуществления журналистской деятельности, но ни один из них не имел обязательных императивов, включенных в контракты и законы. Но условия изменились с цифровой революцией: скорость поступления информации, часто непроверенной, риск манипулирования, увеличение каналов распространения информации. В октябре 2009 г. был опубликован проект кодекса. В нем дается определение профессии журналиста, требования и обязанности, защита личных прав граждан, условия независимости журналиста. Кодекс передан в редакции на обсуждение.

Критика текста стала поступать сразу со стороны издателей и Форума обществ журналистов. «Эта хартия обходит молчанием условия работы журналистов и давление, которое они могут испытывать со стороны своих издателей, главных редакторов», – говорится в заявлении Форума, который объединяет 30 обществ журналистов различных французских СМИ.

В ноябре 2009 г. профсоюзы журналистов ( SNJ, SNJ- CGT, CFDT), чтобы привлечь внимание президента и общества к трудностям, переживаемым СМИ, обратились с открытым письмом к президенту Н. Саркози. Они указывают на все растущее во Франции смешение между коммуникацией и информацией. Редакции становятся все более зависимыми. Хозяева прессы сокращают редакционные расходы, так как единственная забота акционеров – рентабельность, а не проблема качества. «Плюрализм поражен в самое сердце. Слияния, перепродажи, концентрация для выгоды крупных групп прессы, к которым Вы считаете себя близким (Лагардер, Боллоре, Креди мютюэль), не способствовали спасению или усилению изданий»12, – пишут журналисты.

В новых условиях традиционные границы между письменностью, звуком, картинкой стираются. С помощью цифровых технологий и интернета появляется возможность конвергенции всех способов журналистского выражения. Радиостанции и газеты теперь размещают видео на своих сайтах, а телевидение дает текст на экране. Кристоф Делуар, директор Центра подготовки и переподготовки журналистов (Париж), считает, что такое направление значительно активизировалось в 2009 г. Эта эволюция делает журналиста человеком-оркестром. Принятие закона о распространении информации в интернете и о защите авторского права фактически ратифицировало эту эволюцию. Дирекция и журналисты газеты «Эко» ( Les Echos) в конце года подписали соглашение о слиянии редакций бумажной версии и интернет-версии. Теперь каждый журналист должен писать для всех носителей информации марки «Эко» (бумажная версия, интернет, мобильный телефон и т.д.).

В середине 2009  г. было подписано соглашение между государством и представителями профессии о подготовке журналистов прессы к работе в цифровых версиях. Для организации этого обучения ассигновано 18,5 млн евро. Сектор прессы насчитывает 72 тыс. сотрудников, из них 31 700 – журналисты. Эти меры направлены на повышение квалификации журналистов в условиях работы с цифровыми носителями.

 

Пресса и интернет

«Идея упадка прессы становится всеобщей, – приходит к заключению известный исследователь медиа Франсис Балль. – Выживут только издания, которые будут близки своим читателям и четко заявят о своей идентичности, как «Круа» и «Эко»13.

По данным Всемирной ассоциации издателей газет, которая объединяет 18 тыс. названий на пяти континентах, в 2008 г. распространение газет в мире выросло на 1,3%, а за пять лет – на 8,8%, но это увеличение произошло в основном за счет Китая и Индии. Распространение же платной прессы в Северной Америке сократилось на 3,4%, в Европе – на 5,6% в 2009 г. За пять лет эти два региона потеряли соответственно 10,6% и 7,9% распространения ежедневных газет14. «Ежедневно 30% населения планеты читает газеты, – утверждает президент Ассоциации. М. О’Рейли. – Это гораздо больше, чем количество консультаций в интернете»15. Пресса имеет прекрасный козырь: доверие читателей. «Мы остаемся последним ковчегом доверия в информационном потоке»16, – подчеркивает издатель южно-корейской газеты с 2-миллионным тиражом JoongAng Ilbo.

На 62 конгрессе Всемирной ассоциации газет в Хайдерабаде его участники пришли к выводу, что печатная пресса не исчезнет. Модель, к которой продвигается общество, – это распределение обязанностей между различными медиа. «Печатная пресса должна позиционировать себя как носитель качественной информации, в то время как интернет останется массовым средством информации, – полагает Хуан Сенор, вице-президент «Интернешнл Медиа Консалтинг Групп». – Необходимо сделать акцент на качество печатного текста и глубину анализа. Журналист должен трансформироваться в журналиста-аналитика»17.

Качественная пресса имеет большие преимущества. Будущее за качественными газетами и газетами, рекламу в которых рекламодатели готовы оплачивать дорого. Необходима также организация работы редакций по модели «ньюсрум» с журналистами, готовыми дать информацию для различных носителей своей марки.

До Генеральных штатов прессы только сайты, которые были версиями печатных изданий, получали государственную помощь. В 2009 г. государство выделило 20 млн евро для информационных сайтов и предусмотрено выделение 60 млн евро на три предстоящих года. Уже около сорока таких сайтов объединились в профсоюз независимой информационной прессы в интернете ( Syndicat de la presse ind? pendante d’ information en ligne – SPIIL).

В течение 2010 г. важным фактором стало развитие в медиа-пейзаже информационных интернет-сайтов. «Чисто интернетными» ( pur players) называют предприятия, которые функционируют только в интернете. Этот термин стали употреблять по отношению к информационным сайтам, присутствующим только в сети (без бумажной версии). Самые известные во Франции – это Rue89. com, Mе diapart. fr, Bakchich. info.

Каков статус этих информационных сайтов? В 2009 г. опубликован декрет в «Журналь офисьель», позволяющий сайтам прессы присоединиться к статусу издателей прессы и получать государственную помощь. «Эти информационные сайты ищут средства надежного финансирования. Их экономическая модель соответствует модели печатной прессы: реклама и подписка. Но пользователи интернета привыкли к бесплатности, что делает финансирование более трудным»18, – объясняет Натали Сонак, профессор Французского института прессы.

Rue89. com и Bakchich. info сделали ставку на бесплатный доступ к своему контенту и живут в основном за счет рекламы на своем сайте. Mе diapart. fr предлагает платить за подписку на свой сайт. С появлением цифровых планшетов типа iPad, которые стали распространяться во Франции с середины 2010 г., возникнут новые экономические модели. « iPad – это интересная экономическая модель, так как она достаточно близка к модели прессы: платное содержание и рекламные доходы. iPad позволяет создавать эксклюзивное содержание, благодаря мультимедиа (звук, видео, текст…), и может послужить в роли фильтра в мире, переполненном информацией. iPad привлекателен для рекламодателей, так как позволяет применять формат 3 D»19, – писала «Либерасьон».

Газета «Эко» теперь выходит в версии бумажной, веб, iPhone и iPad. В интервью газете «Либерасьон» Николя Бейту (президент-генеральный директор газеты) заявил: «Наша стратегия базируется на двух опорах: марка и конвергенция. Чем больше марка приносит добавочной стоимости, тем больше можно сказать нашим читателям; а качественная информация имеет стоимость. Конвергенция предполагает распространение информации на различных носителях. Два года назад мы решили объединить редакции бумажной и электронной версий. Общая редакция (200 журналистов) снабжена мультимедийным электронным комплектом. Отныне бумажная ежедневная газета продается одновременно с цифровыми версиями»20.

На iPhone все материалы «Эко» платные. Этот носитель содержит архив за двадцать лет. Но электронная версия разрушает структуру газеты, iPad же возвращает читателя к газете. Он позволяет выстраивать информацию по степени важности, добавляя возможность звука и видео. Доступен он только через оплату. Редакция «Эко» придает большое значение качеству информации, ее требование: читатель должен иметь доступ к подготовленной журналистами, а не роботами информации. Стратегия газеты – развивать цифровые версии, чтобы компенсировать потери в распространении бумажной версии (115 706 экз.21).

iPad стали называть эльдорадо печатной прессы, так как с их приходом она надеется вернуть читателей. Планшет станет средством реализации рентабельной конвергенции, если пресса адаптирует свой контент к новым носителям. Но читатели должны платить за оригинальный контент.

Теперь французские предприятия прессы в интернете ( Rue89, Mediapart…) смогут воспользоваться государственной помощью через Фонд развития услуг прессы в интернете ( Services de presse en ligne – SPEL), который должен стимулировать сайты традиционных СМИ в интернете, а также сектор «чисто интернетных» изданий высокого качества. По мнению Ж.-М. Шарона, всюду встает проблема финансирования информации высокого качества, которая стоит дорого, но она необходима для демократических дебатов.

Увеличивается количество посетителей сайтов традиционных СМИ и созданных журналистами специальных медиа в Сети. Растет и доверие к их информации. Скорость появления информации и возможность интерактивности привлекают аудиторию, а она привлекает рекламодателя. Но сегодня издатели констатируют, что довольно трудно получить доходы даже при большой аудитории сайта. Платные сайты не доказали надежности своей экономической модели. Одно из решений – опора на известность марки печатного издания. Всегда будет востребован и эксклюзивный информационный продукт. Издатели ежедневных газет могли бы продавать архивы, аналитические статьи, специальные исследования. Но пока не существует удобного способа оплаты таких покупок.

Другая трудность, как пишет «Монд», привлечь к платной системе поколение интернета, которое выросло в «контексте бесплатности». Сайты газет «Монд» и «Эко» имеют бесплатный доступ и платный к эксклюзивной информации. Но эта модель еще должна доказать свою рентабельность и жизнеспособность.

В целях рационализации производства газеты предлагают различные формы сближения редакций печатной версии и ее сайта. Дидье Кийё, руководитель филиала «Лагардер-актив» ( Lagard? rе Activе), объединяющего журналы, аудиовизуальные СМИ и интернет «Группы Лагардера» ( Lagard? re Group), в интервью газете «Монд» заявил: «Марка прессы – это редакционная концепция, содержание, центр интересов, которые сопровождают читателя-потребителя в его повседневной жизни. Лучший пример – это журнал “Элль” ( Elle) <…> Мы работаем над сближением бумажных редакций наших журналов и редакций их сайтов <…> Что касается экономической модели веб-редакций, то поколение интернета, которое родилось уже с этим инструментом, должно понять, что то, что имеет ценность, имеет и цену»22. Он отмечает глубокое различие между двумя типами журналистов: журналисты печатных СМИ работают над своими текстами тщательно до момента передачи в печать, а журналисты интернет-версии стремятся быстрее дать информацию, часто недостаточно отшлифованную и проверенную.

Продолжается полемика между сторонниками платных версий в интернете и бесплатных, активизировался процесс введения платных зон на бесплатных сайтах и наоборот. Создатель интернет-издания Rue89. fr Пьер Аски считает: «Если поставить барьер на входе, мы никогда не достигнем 1,5 млн посетителей, которых имеем сейчас»23. А mediapart. fr продолжает защищать платную модель. Проект запуска печатной версии в виде еженедельника вписывается в стратегию мультимедиа. Редакция сайта состоит из 25 хорошо оплачиваемых журналистов, которые готовят качественные материалы.

В основном качественное содержание в интернет предоставляют традиционные медиа, 80% их содержания доступны в интернете. Это обогащение информации сопровождается так называемой «гибридизацией медиа»: почти все сайты прессы предлагают видео, 83% – радио, 68% – телевидение. Наблюдается тенденция партнерства с социальными сетями. Многие сайты имеют страничку «Фейсбук» ( Facebook) или «Твитер» ( Twitter).

Французы активно пользуются информационными сайтами в интернете, но только 21% готов платить за такую услугу. Социолог Моник Дагно считает, что современный человек до того, как выйти из дома и купить газету, уже перегружен информацией. Но есть часть аудитории, которой необходима информация высокого качества и которая понимает, что ее производство обходится дорого. Практика потребления культуры меняется в эпоху интернета, он изменил связи печатной прессы и виртуальной.

Специальные исследования показали, что интернет занял свое место в культурном пейзаже французов. Глубокие изменения отмечаются среди молодежи. Интернет и новые экраны представляют культуру, носителями которой стали молодые дипломированные представители населения.

В 2008 г. 83% французов имели компьютер дома (менее 1 домовладений из 5 в 1997 г.), более половины из них имеют подключение к интернету. Новые экраны (компьютер, мобильный телефон, МР3 и др.) смешали карты. Телевидение и радио теряют позиции. Французы проводят в среднем 21 час в неделю перед телевизором; цифра почти стабильна с 1997 г., но никакого прогресса больше нет. Более две трети французов ежедневно слушают радио, но время прослушивания в неделю сократилось на 2 часа.

Тенденция к снижению чтения продолжается. В 2008 г. 11% французов читали национальную ежедневную газету более одного раза в неделю (13% в 1997 г.); 32% читают региональную ежедневную газету (38% в 1997 г.)24. Государство приняло решение выделять 5 млн евро в год на финансирование бесплатной подписки на ежедневные газеты для лиц в возрасте 18?24 лет, в финансировании этой акции участвуют также издатели газет. Они надеются таким образом привить новые привычки молодому поколению.

Начиная с 2005 г. институт «Медиаметри» ( M? diam? trie) отслеживает изменение потребления различных СМИ французской аудиторией. В начале 2009 г. он приходит к выводам: распространение новых технологий способствует все большему использованию телевизоров и компьютеров для «других функций, а не для тех которым они предназначались». Такая практика особенно распространена среди молодежи. Важную роль играют при этом мобильные приспособления. В 2008 г. 73,2% французов при перемещении брали с собой цифровое мобильное устройство для прослушивания музыки или просмотра видео25. Другое следствие прогресса технологий – потребление одновременно нескольких медиа.

 

Влияние экономического кризиса. Информационные группы

Угрожает ли экономический кризис СМИ, и повлиял ли он на плюрализм медиа? Этот важный вопрос касается будущего демократии. Экономический кризис не способствует созданию новых изданий, он ставит прессу в большую зависимость от государственной помощи, а это не может способствовать ее независимости. Кризис приводит к сокращению рекламы, а также к снижению покупательной способности населения. А это значит, что будут снижаться и продажи газет. Кризис усиливает концентрацию медиа. Но не только экономические проблемы угрожают плюрализму прессы. Уже давно отмечается униформизация информации, хотя никогда еще граждане не имели в своем распоряжении такого количества каналов распространения. «Но если десять телеканалов отправляют корреспондента в одно и то же место, чтобы взять интервью у одного и того же человека, какой смысл иметь эти десять каналов? Количество не гарантирует плюрализм»26, – пишет К. Делуар, директор Центра подготовки журналистов.

Но, по мнению некоторых специалистов, этот кризис может иметь и положительный эффект. Ж. Бувье, президент объединения «Журналистика и гражданство» считает: «Кризис приговаривает экономическую модель прессы: преобладание роли рекламодателей над влиянием количества читателей. СМИ же обязаны обращаться в первую очередь не к читателю-потребителю, объекту маркетинга, а к читателю-гражданину. В период кризиса читатель еще больше нуждается в информации, чтобы проанализировать ее и понять происходящие процессы»27.

Проблемы концентрации СМИ всегда вызывали во Франции острые дискуссии. На открытии Генеральных штатов прессы президент Н. Саркози защищал идею необходимости создания крупных мультимедийных групп.

Представители социалистической партии в Парламенте выступили с инициативой запретить промышленным группам, получающим государственные заказы, иметь газету или телевизионный канал; имелись в виду «Группа Буига» ( Bouygues Group), «Группа Лагардера» с его предприятиями в области аэронавтики, «Группа Дассо» ( Dassault Group), занимающаяся производством военных самолетов. Один из авторов проекта сенатор Давид Ассулин заявил в интервью газете «Либерасьон»: «Мы боремся за разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, но мы имеем новую власть: медиа. Нужно гарантировать свободу, плюрализм и независимость СМИ. Невозможно, чтобы самые крупные группы медиа, которые влияют на общественное мнение, имели эти опасные связи с предприятиями, зависящими от государственных заказов»28. Он подчеркивает, что ситуация стала более опасной с приходом на пост президента Н. Саркози: его поддерживают друзья не только политически, но и публично, а от этого страдает демократия.

Финансовый кризис, спад экономики, снижение потребления – настораживающие сигналы, которые заставляют предприятия пересматривать свои инвестиции, в том числе и бюджеты на рекламу и маркетинг. Каждая группа задается вопросом по поводу своей экономической модели и нового медиа-пейзажа, который появится после кризиса, так как неизбежны альянсы и перераспределение капитала.

 

Национальные информационные группы

«Лагардер-актив».Половина торгового оборота медиафилиала «Группы Лагардера» реализуется за границей. Группа приняла план, связанный с развитием цифрового вещания и его влиянием на потребление медиа аудиторией и переориентацией рекламодателей на новые носители. Этот план позволил усилить марки группы такие, как журнал «Элль», радиостанция «Эроп-1» ( Europe-1).

Группа стремится усовершенствовать экономическую модель, более эффективно используя аудиторию, расширять новые коммерческие приемы: сопутствующая продукция, электронная коммерция. Она не ограничивается изданием журналов, радиовещанием и цифровым телевидением, а коммерциализирует свои марки на всех видах носителей. Это требует и переосмысления понятия профессии журналиста. Арно Лагардер надеется, что его группа будет среди первых групп, вышедших из кризиса.

В первом триместре 2009 г. филиал прессы «Группы Лагардера» снизил торговый оборот на 2,2%. Но эта цифра скрывает контраст между результатами двух ветвей – книгоиздание и пресса. Лагардер, второй в мире издатель книг после английской «Группы Пирсон» ( Pearson Group), зарегистрировал рост на 14,1% торгового оборота издательского сектора. Торговый оборот «Лагардер-актив» (пресса, радио, ТВ), снизился на 17,5%. Это снижение в значительной степени связано с прессой (-19,6%). Занимающая первое место в мире по изданию иллюстрированных журналов, «Группа Лагардера» зарегистрировала резкое падение доходов от рекламы (-15% в первом триместре) во Франции и за рубежом (-30%), особенно в США, России и Испании. Снизилось и распространение журналов (-9)29. Такие результаты, очевидно, подтолкнули Арно Лагардера к решению выставить на продажу зарубежные версии своих журналов30.

В период рефинансирования «Группы Монд» ( Le Monde Group) во второй половине 2010 г. Лагардер сразу заявил, что он не примет участия в инвестициях и останется только акционером филиала «Монд-интерактив» (34%). В 2010 г. Лагардер продал и принадлежавшие ему 20% капитала «Каналь+» ( Canal+), закодированного телеканала «Группы Вивенди» ( Vivendi Group). Эти шаги свидетельствуют о том, что он намерен избавиться от некоторых сфер деятельности и сосредоточиться на предпочитаемых им филиалах: интернет и спорт.

Арно Лагардер унаследовал империю, построенную на двух основных направлениях: медиа и аэронавтика. Незадолго до смерти его отец Жан-Люк Лагардер присоединил свой филиал «Матра» ( Matra) к лидеру французской аэронавтики «Аэроспасьяль» ( A? rospatiale) и объединил все с немецкой «Группой Даймлер» ( Daimler Group) в рамках транснациональной группы EADS, в которой государство поручило ему представлять французские интересы. При жизни отца Арно Лагардер занимался сектором СМИ и никогда не скрывал отсутствие интересов к аэронавтике, но его безмерная гордость своим отцом заставила Арно продолжить его дело. Его отдушиной был спорт. Он создал профессиональную команду теннисистов. В начале 2011 г. Лагардер заявил о своем намерении выйти из объединения EADS, продав принадлежащие ему акции.

«Группа Вивенди».Когда «Вивенди» в 2000 г. вошла в пятерку самых крупных мировых коммуникационных групп, ее стратегический выбор был верным, но его воплощение в жизнь не состоялось из-за недостаточного в то время распространения технологий, позволяющих реализовать «конвергенцию между миром содержания и миром телекоммуникаций». В 2003 г. «Вивенди», задушенная долгами, вынуждена была продать значительную часть своих активов. В период кризиса финансовое положение резко ухудшилось. На конец июня 2009 г. долги «Вивенди» составляли 8,5 млрд евро.

«Вивенди» cконцентрировала свою деятельность вокруг четырех направлений – музыка, телевидение, видеоигры и телекоммуникации. По мнению Ж.-Б. Леви, президента совета директоров группы, «Вивенди» продолжает развиваться, благодаря своей экономической модели, базирующейся на доходах от подписки. «Вивенди» получает 70% своих доходов от 64 млн подписчиков. Остальная часть обеспечивается в основном от продажи дисков, платного скачивания музыкальных программ и видеоигр. Доходы от рекламы составляют всего 0,5%, но они растут благодаря успеху открытых показов некоторых программ «Каналь+».

Экономическая модель «Вивенди» продолжает демонстрировать свою устойчивость даже в условиях кризиса. Провайдер телекоммуникаций «СФР» ( SFR) и «Каналь+» являются наиболее динамичными филиалами группы. «СФР» имеет хорошие результаты в развитии мобильной телефонии и интернета.

«Группа Дассо».Группа в 2009 г. приобрела издательский дом, выпускающий ежемесячники «Партикюлье» ( Particulier), «Партикюлье пратик» ( Particulier pratique), «Партикюлье иммобилье» ( Particulier immobilier) и др., насчитывающие 470 тыс. абонентов. Группа будет способствовать развитию сайта «Партикюлье» в интернете с предложением платных услуг.

Газета «Фигаро», основное издание группы, в сентябре вышла в обновленной формуле. Газета имеет берлинский формат, широко использует цвет. Редакция следует стратегии более тесного сотрудничества с электронной версией. Сайт «Фигаро» по посещению вышел на первое место среди информационных сайтов во Франции. В конце 2010 г. «Фигаро» вышла на первое место по распространению на территории Франции среди национальных газет (316 732 экз.31).

Несмотря на то, что торговый оборот в 2009 г. снизился на 64 млн евро, группе удалось сохранить финансовое равновесие, благодаря синергии в печатной и электронной версии, базирующейся на двух принципах: сайт не должен быть простым воспроизведением газеты в интернете; возможно использование похожих сюжетов, но подаваемых в разные моменты дня и в других форматах. Газета стала переводить сайт на смешанную экономическую модель, вводя платные зоны.

«Группа Монд».В условиях кризиса группа выдвинула план модернизации холдинга, оптимизации расходов, сокращения рабочих мест, а также заявила о продаже или приостановке дефицитных изданий.

В начале 2009 г. были выделены необходимые финансы на погашение облигаций, срок которых истекал в 2009 г. Встретившись с серьезными финансовыми трудностями, группа вынуждена была взять кредит 25 млн евро в Национальном банке ( BNP- Paribas) под залог самого рентабельного из своих журналов «Телерама» ( T? l? rama), а в 2010 г. привлечь новых инвесторов, что привело к радикальным переменам в структуре акционерного капитала, где контрольный пакет акций с 1951 г. принадлежал Обществу журналистов ее основного издания – ежедневной газеты «Монд».

«Монд», созданная в 1944 г. Ю. Бёв-Мери, благодаря высокому качеству, объективности и богатству информации стала газетой для политической, экономической и интеллектуальной элиты французского общества. В эпоху Бёв-Мери газета привлекала читателей различных политических взглядов на базе общих этических позиций, предоставляя возможность дебатов между представителями различных течений во французском обществе. Ю. Бёв-Мери считал, что «Монд» должна быть газетой «независимой от политических партий, церкви и финансовых кругов». Эта программа базировалась на экономической независимости газеты и интеллектуальной и политической независимости ее журналистов.

Историю газеты можно разделить на два периода: с 1944 г. до 1970-х гг., когда газета развивалась, увеличивая количество читателей и доходы от рекламы; и последние три десятка лет – период повторяющихся кризисов как финансово-экономических, так и редакционных.

Новую стратегию газете предложил в середине 1990-х гг. директор Ж.-М. Коломбани: создать на базе газеты информационную группу. С помощью кредитов были приобретены провинциальные газеты, еженедельник «Курье интернасьональ», группа «Пюбликасьон де ля Ви католик» и др. Но это привело к росту задолженности «Монд». Общество журналистов отказывает в доверии Коломбани, и с 2008 г. газету возглавил Эрик Фотторино. Он начинает реструктуризацию группы, объявив о продаже многих филиалов и сокращении персонала. Но экономический кризис осложнил ситуацию, и чтобы избежать объявления процедуры банкротства «Группа Монд» в 2010 г. была вынуждена привлечь внешних инвесторов, фактически она была выставлена на продажу.

Владельцами контрольного пакета акций стали представители финансового капитала Пьер Берже, Ксавье Ньель и Матьё Пигасс, которые инвестировали 110 млн евро.

Итак, «Группа Монд» вступает в новую эру: вес Общества журналистов и персонала газеты в капитале становится незначительным. Но новые владельцы создали специальный фонд как гарантию независимости журналистов. У газеты есть важный козырь – это сила марки «Монд», являющаяся залогом качественной информации, которая привлекает значительную читательскую аудиторию. Группа готова распространять ее на всех видах носителей (печатных и цифровых).

«Группа Байяр -пресс » (Bayard Presse Group).В контексте беспрецедентного кризиса группа представила в 2009 г. новую стратегию, по которой предполагалась реорганизация ее функционирования и сокращение около пятидесяти рабочих мест при добровольном согласии сотрудников. «Байяр-пресс» насчитывает 2 100 сотрудников, из них 1600 во Франции. В целях экономии предложено слияние некоторых журналов.

В соответствии с планом реструктуризации группы филиал «Милан-пресс» ( Milan- presse)прекратил издание журналов «Кле де л’актюалите» ( Les Cl? s de l’ actualit?), «Кле де л’актюалите жюньор» ( Les Cl? s de l’ actualit? junior). Приобретенная в 2004 г. «Группой Байяр-пресс», «Группа Милан-пресс» столкнулась с жесткой конкуренцией на рынке изданий для подростков и молодежи. Кризис осложнил ситуацию, хотя эти издания не имеют больших доходов от рекламы, всего около 3%.

Основному изданию группы ежедневной газете «Круа», 80% которой распространяется по подписке, удается сохранять финансовое равновесие.

Группа продолжает активное продвижение на зарубежных рынках. Ее торговый оборот в Европе вырос в 2008 г. на 14%. Половина инвестиций группы теперь предназначена деятельности в интернете.

«Группа Амори» ( Amaury Group).С 2006 г. группу возглавляет М.-О. Амори, вдова Филиппа Амори, который унаследовал группу Эмильена Амори, создателя газеты «Паризьен либере» ( Le Parisien lib? r?).

Жан-Клеман Тексье, специалист в области медиа, отмечает: «Эта группа, в отличие от других, имеет свои собственные фонды… Филипп Амори вмешивался относительно редко в содержание газет, не стремясь осуществлять влияние на общественную жизнь. Он считал в первую очередь, что газета – это предприятие для зарабатывания денег»32. Его вдова, напротив, стала вмешиваться в содержание газет группы «Паризьен», «Ожурдюи ан Франс» ( Aujourd’ hui en France) и «Экип».

В середине 2010 г. были выставлены на продажу газеты «Паризьен» и «Ожурдюи ан Франс», но цена 200 млн евро показалась слишком высокой для претендентов. В ноябре М.-Амори сняла с продажи свои ежедневные газеты. Как предполагали обозреватели, это была попытка изучения рынка.

«Группа Боллоре» ( Bollor? Group).Несмотря на экономические трудности, динамично развивался сектора СМИ группы Вэнсана Боллоре, начиная с запуска цифрового телеканала «Директ-8» ( Direct-8) в марте 2005 г. К этому времени Боллоре уже приобрел часть капитала Общества, производящего телепродукцию и 33% капитала рекламного агентства «Гавас» ( Havas). Аналитики отмечают, что «Группа Боллоре» единственная, где присутствуют рекламные предприятия и СМИ. Он потратил 100 млн евро, чтобы получить двенадцать лицензий на мобильный интернет Wimax и 120 млн на поддержку «Директ-8» и бесплатных информационных газет «Директ-матэн» ( Direct- matin) и «Директ-суар» ( Direct- soir). Боллоре уже инвестировал в медиа 1,5 млрд евро33.

Несмотря на то, что экономический кризис снизил деятельность коммуникационного сектора, уже в первом триместре 2010 г. группа зарегистрировала доход – 165 млн евро. Боллоре рассматривался как один из претендентов на покупку газет «Группы Амори». «“Группа Боллоре” сегодня одна из редких, кто верит в будущее бумажной прессы и намерена в нее инвестировать. Но мы не стремимся стать миноритарным акционером газеты, мы хотели бы быть основным оператором»34, – говорил В. Боллоре. В прессе появились сообщения о том, что «Группа Боллоре» намерена начать выпуск новой платной ежедневной газеты35. В интервью газете «Фигаро» В. Боллоре заявил: «Все уже готово, но у нас еще есть время, пока будут урегулированы вопросы с профсоюзом печатников, а также прояснится будущее системы распространения «Престалисс». Стоимость операции – 15 млн евро»36. Но все эти проекты не состоялись, хотя патрон группы заявлял, что «пресса остается одним из секторов будущего как аккумулятор аудитории и рекламных доходов».

Торговый оборот сектора прессы вырос за год на 25%. Президент группы Жан-Кристоф Тьерри считает, что ее приоритетом являются бесплатные газеты. Выходящая с 2007 г. «Директ-матэн» значительно увеличила распространение, последние четыре месяца 2010 г. она достигла распространения 805 тыс. экз.37

Продолжает укреплять свои позиции группа и в области цифрового телевидения. Теперь ей принадлежит два канала «Директ-8» и «Директ-стар» ( Direct Star). «Директ-8» диверсифицирует жанры своих программ и, что особенно важно, на канале появились вечерние телевизионные новости. За три года аудитория канала увеличилась в 10 раз, что позволило каналу выйти на первое место по аудитории среди цифровых каналов.

«Группа Некст-Радьо-ТВ» ( NextRadio TV) Алена Вейля. Созданная в 2000 г., строго следит за своей рентабельностью, это позволило ей в 2010 г. выплатить впервые дивиденды своим акционерам. Группе принадлежит «Радио-Монте-Карло» ( RMC), «БФМ-Радио» ( BFM- Radio), а также цифровой телеканал «БФМ-ТВ» ( BFM- TV). Торговый оборот группы в 2010 г. составил 123,8 млн евро.

В 2008 г. А. Вейль за символический евро приобрел ежедневную экономическую газету «Трибюн». В 2009 г. газета понесла убытков на 14 млн евро. Был объявлен план строгой экономии. Газета не выходит по субботам, сократилось количество пунктов продажи, что привело к снижению распространения в розницу на 10,6% в 2009 г. В середине 2010 г. А. Вейль также за 1 евро уступает 80% капитала газеты ее директору Валери Декан38. В знак протеста против этой сделки газету покинул ее главный редактор Эрик Израелевич. Новая владелица газеты ищет инвесторов, чтобы продвигать марку «Трибюн» на различных носителях.

Региональные группы прессы.Принадлежащие в основном крупным семейным кланам таким, как Ютен («Уэст-Франс»), Лемуан («Сюд-Уэст»), Линяк («Эст-Репюбликен» – Est- R? publicain), региональные ежедневные газеты довольно долго не испытывали серьезных финансовых трудностей, хотя в течение последних двадцати лет продажи снижались на 1,5% в год из-за старения читательской аудитории.

Торговый оборот региональной ежедневной прессы обеспечивается на 60% за счет продаж и на 40% за счет рекламы и объявлений. Региональные группы инвестировали в последние годы в бесплатные газеты объявлений: «Группа Эрсан-медиа» ( Groupe Hersant M? dias – GHM) в 2005 г. купила объединение бесплатных газет «Комарег» ( Comareg), которое издает газету «Парю-Вандю» ( Paru Vendu); «Группа Уэст-Франс» владеет «Спир» ( Spir). Бесплатная пресса объявлений, чтобы выжить перемещается в интернет. Трудности бесплатной прессы объявлений могут поставить под вопрос экономическое равновесие региональных групп прессы, которым они принадлежат. «Филиалы бесплатных газет долго были машинами, приносящими прибыль, и способствовали развитию ежедневной региональной прессы, – напоминает Ж.-К. Тексье, специалист в области медиа, – но эти газеты не учли вовремя поворот к интернету»39.

Региональная пресса – дорогое предприятие. Инвестиции на переоборудование типографий исчисляются десятками миллионов евро. При тираже менее 100 тыс. экз. типография становится нерентабельной. Такая ситуация подталкивает к концентрации. Четыре крупные группы, которые доминируют в региональной прессе, имеют большие долги: 350 млн евро – ЭБРА ( Est- Bourgogne Rhone- Alpes – EBRA), 150 млн – «Эрсан-медиа», около 100 млн – «Уэст-Франс» и «Сюд-Уэст»40.

«Группа ЭБРА». Группа контролируется банком «Креди мютюэль» (49%). Издает газеты «Прогре», «Дофин e либере», «Бьен пюблик» ( Le Bien public). Креди мютюэль, кроме того, владеет газетами «Репюбликен лоррэн» ( Le R? publicain lorraine) и «Эльзас» ( L’ Alsace). В конце 2010 г. банк приобрел выставленные на продажу «Группой Эрсана» 29% капитала «Группы Эст Репюбликен». Это самая крупная региональная группа прессы.

«Группа Уэст-Франс». Владеет самой крупной по тиражу во Франции платной ежедневной газетой «Уэст-Франс» и объединением «Журно де л’Уэст», приобретенными в 2005 г., а также еженедельниками и бесплатными газетами информационными («20 Минют») и объявлений ( Spir).

Президент-генеральный директор группы Ф.-Р. Ютен заявляет: «Нужно адаптироваться, и тогда будущее не будет столь мрачным, как это кажется на первый взгляд»41. Газета «Уэст-Франс» в 2009 г. снизила распространение на 1,3% (762 213 экз.). Она имеет 44 местных выпуска.

«Группа Эрсан-медиа». Контролирует «Юньон» ( L’ Union), «Пари-Норманди» ( Paris- Normandie), газеты заморских территорий, всего 27 названий. В 2007 г. приобрела газеты «Прованс» ( Provence) и «Нис-матэн» ( Nice- matin). В результате расширения группы за счет кредитов ее долги банкам к 2009 г. достигли 200 млн евро. Удар по экономике группы нанесли трудности бесплатных газет объявлений, которые пострадали одновременно от экономического кризиса и от конкуренции со стороны интернета. Торговый оборот филиала бесплатных газет объявлений «Комарег» снизился на 35% в 2009 г. В конце 2010 г. группа решила объявить о банкротстве этого филиала.

Банкротство филиалов бесплатных газет объявлений региональных групп прессы – плохая новость для ежедневной региональной прессы, которая довольно долго получала прибыль благодаря этим филиалам. В секторе частных объявлений в лучшей ситуации оказались те, кто сумел использовать переход к цифровым носителям, например газета «Фигаро», которая имеет два сайта для размещения частных объявлений.

«Группа Сюд-Уэст». Принадлежит на 80% семье Лемуан, 20% капитала принадлежит персоналу. Долги банкам составили 100 млн евро. В 2007 г. приобрела «Группу Миди-либр» ( Midi librе Group). В начале 2010 г. наблюдательный совет группы объявил о необходимости привлечения инвестиций. Впервые капитал открывается для «внешних» инвесторов, а это значит, что снизится доля прежних акционеров.

«Эст-Репюбликен» ( Est- r? publicain). Включает газету «Эст-Репюбликен» ( L’ Est r? publicain), «Либерте де л’Эст» ( La Lib? rt? de l’ Est), «Дерньер нувель д’Альзас» ( Les Derni? res nouvelles d’ Alsace), «Журналь де ля От Марн» ( Le Journal de la Haute Marne).

В сентябре 2009 г. появилась информация о покупке банком Креди мютюэль «Группы ЭБРА», банк уже владеет 49% этой группы. Теперь он может стать единственным акционером группы, которая контролирует газеты «Прогре», «Дофине либере», «Бьен пюблик» и др. Таким образом, банк Креди мютюэль становится самым крупным издателем региональной ежедневной прессы во Франции, контролируя империю, которая протянулась от Вердена на севере, до мысса Гап ( Gap) на юге. Продажи группы могут составить 1,1 млн экз. в день.

Конечно, есть промышленная логика в сближении ежедневных газет областей Эльзас и Лотарингия: эффективно использовать типографии, объединяя полиграфическое производство, систему распространения, а возможно и редакции для сбора национальной и международной информации.

Уже более двадцати лет по заказу газеты «Круа» проводится опрос, выявляющий отношение французов к своим средствам массовой информации. Результаты последнего опроса, опубликованные 7 февраля 2011 г., подтверждают постоянство большинства аудитории в интересе к информации, первое место телевидения как источника информации, наибольшее доверие к радиоинформации.

Французы посылают сигнал журналистам: доверие к ним снижается, как и качество журналистики. Основная критика относится не к ангажированности СМИ: большинство опрошенных (6 из 10) считают, что они не симпатизируют ни правым, ни левым – и в то же время явное большинство полагает, что медиа зависят от давления властей. Сомнения высказываются в способности журналистов противостоять политическому и финансовому давлению. Если верить сайту WikiLeaks, «в частном секторе французских медиа – газеты, телевидение, радио – продолжает доминировать небольшая группа конгломератов, и все французские СМИ в большей степени регулируются и испытывают большее политическое и экономическое давление, чем их американские коллеги»42.

Развитие французского медиа-рынка в 2009-2010 гг. показало, что Генеральные штаты прессы, предложившие экономические и юридические шаги улучшения ситуации в прессе, положительно были восприняты основной массой СМИ. Они стали для печатных медиа решительным этапом в осознании переживаемой цифровой революции. «Пресса не умирает, но ее модель меняется. Она входит в эпоху, где электронный носитель будет правилом, а бумажная версия будет исключением»43, – писала газета «Круа».

 


  1. Le Monde . 1 9.0 3 .2010.
  2. Le Figaro. 25 .0 3 .2010.
  3. Ibid.
  4. Ibid
  5. Le Monde. 17.03.2010.
  6. Le Figaro . 25.03.2010.
  7. См.: Захарова М.В. Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции) // Медиаскоп. 2009. Выпуск 3 // http://www.mediascope.ru/node/441 - 0420900082/0038
  8. Le Monde . 12.02.2009.
  9. Слово, которое одновременно соотносится со словами «пресса» ( la presse ), «предоставление услуг» ( la prestation ) , «скорость» ( la vitesse ) и «талант» ( le talent ).
  10. Le Monde. 03.01.2010.
  11. Le Figaro. 08.01.2010.
  12. Le Monde. 05.11.2009.
  13. La Croix. 27.12.2009.
  14. Le Monde. 04. 08.2010.
  15. Le Monde. 31.05.2009.
  16. Ibid.
  17. Le Monde. 18.12.2009.
  18. Цит . по : J. Gabszewicz et N. Sonnac. L’Industrie des m?dias ? l’ere du num?rique. La D?couverte . Paris, 2010. P . 23.
  19. Lib? r ation, 09 .0 9 .2010.
  20. Lib? r ation, 28.05.2010.
  21. Le Figaro. 04.0 2 .20 11 .
  22. Le Monde. 07.04.2009.
  23. Le Monde. 24.09.2009.
  24. La Croix. 18.10.2009.
  25. Le Figaro. 04.03.2009.
  26. La Croix. 07.01.2009.
  27. Ibid.
  28. Lib?ration. 16.11.2009.
  29. Le Figaro. 14.05.2009.
  30. См . : Le Figaro. 02.12.2010; Le Monde. 2 3 . 12 .20 10 .
  31. Le Figaro. 0 4.0 2 .20 11 .
  32. Le Monde. 01.10.2009.
  33. Challandes. 05.02.2009. № 143. Р . 47.
  34. Ibid.
  35. Le Monde. 04.02.2010.
  36. Le Figaro. 31.08.2010.
  37. Le Figaro. 16.12.2010.
  38. Le Figaro. 01.07.2010.
  39. Le Monde. 20.02.2009.
  40. Ibid.
  41. Ibid.
  42. La Croix . 07.02.2011.
  43. La Croix. 21.01.2010.