Languages

You are here

Реорганизация телевидения и радио Восточной Германии в 1990-1991 гг.

Научные исследования: 
Выпуски: 
Авторы материалов: 

Reorganisation of Television and Radio in Eastern Germany in 1990-1991

 

Алексеева Мария Михайловна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, maria-alexeeva@,mail.ru

Maria M. Alekseeva
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, maria-alexeeva@,mail.ru

 

Аннотация
Цель статьи – описать и проанализировать преобразования, которые переживают восточногерманское телевидение и радио в первые годы после объединения Германии. В 1990-1991 гг. на базе централизованного государственного вещания бывшей ГДР создаются региональные общественно-правовые телерадиокомпании. В процессе реорганизации сталкиваются интересы западных ТРК, политических партий, восточных и западных журналистов и экспертов СМИ.

Ключевые слова: СМИ Германии, телевидение, радио, ГДР, общественно-правовое вещание.

Abstracts
The main goal of the article is to follow and analyse the changes, that the East German television and radio were going through during the first years after the reunification of Germany. In 1990-1991 regional broadcasting companies were organised, based on the central state broadcasting system of the former GDR. The process of the reorganisation saw the clash of interests of western broadcasters, political parties, eastern and western journalists and media experts.

Key words: German media, television, radio, GDR, public broadcasting.

 

3 октября 1990 г. на основе 23 статьи Основного закона ФРГ произошло объединение Германии, были созданы новые земли – Бранденбург, Мекленбург – Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт, Тюрингия. В 1990–1991 гг. происходит объединение СМИ ГДР и ФРГ, вернее сказать, интеграция восточногерманских СМИ в систему западногерманских СМИ, так как печать, радио и телевидение бывшей ГДР преобразуются в соответствии с господствующими на западе принципами. Процесс перестройки аудиовизуальных СМИ был наиболее болезненным.

 

Задачи преобразования аудиовизуальных СМИ бывшей ГДР в объединенной Германии

Изменения в сфере телерадиовещания регулировались 36 статьей Объединительного договора. Радио и телевидение ГДР получили статус независимой от государства правоспособной общественной Организации (Einrichtung). В ее ведение переходило все студийное и передающее оборудование Немецкой почты. Организация должна была обеспечивать аудиторию на территории бывшей ГДР телевизионным и радиовещанием в соответствии с принципами общественно-правового вещания, то есть будучи независимой от государства, финансируемой за счет абонентской платы и частично за счет рекламы, управляемой коллективным органом, объединяющим представителей различных общественных групп1.

Не позднее 31 декабря 1991 г. этот временный институт телерадиовещания должен был прекратить свое существование вместе со всеми программными материалами, недвижимостью, сотрудниками и прочей собственностью. Организация могла быть либо ликвидирована, либо расформирована и отдана в ведение общественно-правовых ТРК одной или нескольких земель2 .

Выбор руководителя Организации – уполномоченного по телерадиовещанию (Rundfunkbeauftragte) – вверялся представителям новых федеральных земель и Берлина. 15 октября 1990 г. ответственным за дальнейшую деятельность телевидения и радио бывшей ГДР был избран Рудольф Мюльфенцль, бывший шеф-редактор телевидения Байеришер Рундфунк (Bayerischer Rundfunk) и президент Баварского земельного комитета по новым СМИ.

Избрание Мюльфенцля на пост руководителя телевидения и радио бывшей ГДР фактически лишало полномочий интендантов ДФФ (DFF – Deutsches Fernsehfunk) и радио ДДР (Radio DDR) Михаэля Альбрехта и Кристофа Зингельштайна – молодых восточногерманских журналистов и правозащитников, которые всего несколько месяцев находились во главе бывшей пропагандистской телерадиовещательной машины ГДР. Они сохранили свои должности, но без права принимать решения касательно внутренних дел Организации, а также заключать внешние юридически значимые сделки от имени ДФФ и ДДР3.

Органом управления телерадиовещательного комплекса бывшей ГДР был Совет по телерадиовещанию (Rundfunkbeirat), сформированный к 9 января 1991 г. В его состав вошли 18 представителей «релевантных общественных групп» – по три человека от каждой новой федеральной земли и Берлина. Совет обладал правом совещательного голоса в вопросах программной политики и правом участия в управлении персоналом и бюджетом Организации4 . В соответствии с полномочиями Совета были сформированы Программная комиссия, Комиссия по персоналу и Бюджетная комиссия.

Кроме того, Мюльфенцль привлек к работе по руководству Организацией 12 консультантов. Ясно, что консультанты Организации набирались из ближайшего круга Мюльфенцля, в результате чего в него вошли в основном западногерманские эксперты. Только трое в штабе уполномоченного по телерадиовещанию представляли восточногерманскую сторону.

Судьба телевидения и радио ГДР была предрешена 36 статьей: вещание из телецентра в Адлерсхофе и радиоцентра на Налепаштрассе могло продолжаться лишь до 31 декабря 1991 г. До этого времени уполномоченный по телерадиовещанию вместе со своей командой должен был подготовить неизбежное прекращение вещания ДФФ и радио ДДР. Как вспоминает руководитель штаба Мюльфенцля Рональд Тиши, они столкнулись с «гигантским» объемом работы: «продолжать вещание программ, гарантировать содержание, соответствующее общественно-правовым принципам вещания, до конца года произвести реорганизацию всего огромного аппарата»5.

Итак, в Организацию, объединившую все аудиовизуальные СМИ бывшей ГДР, на момент ее создании входили: две телевизионные программы, транслировавшиеся на всю Восточную Германию – ДФФ 1 (DFF 1) и ДФФ 2 ( DFF 2), пять региональных телеканалов, радиоволна для всей территории бывшей ГДР «Радио Актуэль» (Radio Aktuell) ? бывшее ДДР 1, которое сменило название в апреле 1990 г., культурная волна «Дойчландзендер Культур» (Deutschlandsender Kultur), берлинское радио «Берлинер Рундфунк» (Berliner Rundfunk), молодежное радио ДТ-64 (DT-64), региональные радиостудии, а также несколько оркестров и хоров.

Иновещание ГДР «Радио Берлин Интернациональ» (Radio Berlin International) перестало существовать еще до создания Организации. Оно перестало выходить в эфир с 2 октября 1990 г., его частоты были переданы его основной конкурентке – западногерманской иновещательной радиоволне «Дойче Велле» (Deutsche Welle)6.

В первые же месяцы управления телерадиовещательным комплексом Восточной Германии Мюльфенцль приступил к его внутренней реорганизации. ДФФ 1 и ДФФ 2 были объединены в одну программу «ДФФ-Лендеркетте» (DFF-Laenderkette), которая с 15 декабря 1990 г. стала выходить на частотах ДФФ 2. Создание «ДФФ-Лендеркетте», или канала «O 3» («O 3» ? сокращение от «Ost 3» ? «Восток 3»), активно поддерживал интендант ДФФ Михаэль Альбрехт. По его мнению, этот новый канал позволял сохранить лучшие передачи ДФФ. Альбрехт надеялся, что после ликвидации Организации их производство продолжат новые региональные ТРК и, возможно, они даже попадут на общегерманский канал АРД7 (ARD ? Arbeitsgemeinschaft der oeffentlich - rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland ).

Освободившиеся частоты первого канала телевидения бывшей ГДР были отданы западногерманскому первому каналу АРД, который теперь охватывал всю Германию. При этом во время, отведенное на АРД для передач из региональных ТРК, в программу были включены передачи от соответствующих восточных телестудий.

Все эти преобразования подготавливали интеграцию восточногерманских аудиовизуальных СМИ в систему телерадиовещания объединенной Германии. Во-первых, два основных западногерманских телеканала АРД и ЦДФ начали вещать на всей территории страны, объединив аудиторию старых и новых земель. Теперь их могли смотреть даже в так называемой «долине полного неведения» (Tal der Ahnungslosen) – на юго-востоке Германии, в округе Дрезден, где во времена ГДР не принималось западное телевидение и люди имели доступ только к официальным государственным СМИ.

Во-вторых, создание «ДФФ-Лендеркетте» делало восточногерманское телевидение более ориентированным на региональную аудиторию, что является важным принципом общественно-правового вещания в Германии. Эта новая программа не только объединила любимые зрителями передачи с ДФФ 1 и ДФФ 2, но и сочетала их с региональными программами, основанными на репортажах из соответствующих земель.

В-третьих, были сделаны первые шаги на пути к встраиванию восточногерманских телестудий в общегерманскую систему общественно-правового вещания. Так, они уже были привлечены к сотрудничеству с содружеством АРД. 10% программ АРД стало производиться в Восточном Берлине8.

 

Проекты реорганизации телерадиовещания на востоке Германии

Преобразование телевидения и радиовещания бывшей ГДР в Организацию было переходным этапом от централизованного вещания к системе, основанной на принципе федерализма. Пока Мюльфенцль и его команда руководили доживавшими свои последние месяцы ДФФ и радио ГДР, правительства новых земель должны были работать над созданием новых ТРК, которые после 31 декабря 1991 г. займут место старого телевидения и радио бывшей ГДР.

Телевидение и радио ГДР необходимо было преобразовать таким образом, чтобы оно вписалось в существующую в Западной Германии телерадиовещательную систему. Возникает множество проектов преобразования, сталкиваются интересы западногерманских общественно-правовых ТРК, земельных парламентов, партий, восточногерманских журналистов.

 

Единое восточногерманское вещание – «третья колонна» в системе общественно-правового вещания Германии

Первым камнем преткновения в процессе реорганизации восточногерманской телерадиовещательной системы стал вопрос о возможности сохранения ее централизованной структуры.

Сторонников интегрирования телерадиовещания бывшей ГДР в систему СМИ единой Германии в том виде, какой оно приобрело в 1989-1990 гг. оказалось много: по данным журнала «Шпигель» (Spiegel ? «Зеркало»), почти 90% опрошенных хотели сохранить ДФФ, рейтинг вечернего выпуска новостной программы «Актуэлле Камера» (Aktuelle Kamera ? «Актуальная камера») достигал 47,5%, а политического тележурнала «Призма» (Prisma) – 63,6%9. Причинами популярности телевидения бывшей ГДР были, во-первых, высокое качество его информационных и политических передач, приобретенное в ходе мирной революции 1989-1990 гг., и, во-вторых, те старые и любимые программы, удовлетворявшие ностальгию аудитории по ГДР.

36 статья Объединительного договора, содержание которой мы описывали выше, не оставляла возможности продолжить вещание телевидения и радио бывшей ГДР после 31 декабря 1991 г., однако сторонники сохранения ДФФ и радио ГДР ссылались на 35 статью, согласно которой культура ГДР не должна была понести никакого ущерба. Кроме того, они подчеркивали, что восточногерманское телевидение и радио уже усвоили демократические принципы вещания, произвели «самоочищение»10 от идеологической пропаганды, и ничто не мешает им продолжить работу в объединенной Германии в рамках системы независимого, неподцензурного вещания.

В середине апреля 1990 г. те лежурналисты предложили свою концепцию будущего телевидения: «ДФФ – независимый третий общественно-правовой канал Германии» в составе АРД11 .

Совет персонала ДФФ заявил: «Мы считаем, что для зрителей сегодняшней и в скором времени бывшей ГДР мы лучше, чем АРД и ЦДФ <...> Мы сможем хорошо существовать самостоятельно и на равноправных началах как Третья компания в товарищеском объединении общественно-правовых институтов вещания»12 .

Многие исследователи журналистики настаивали на сохранении телевидения и радио бывшей ГДР, мотивируя это тем, что телерадиовещание ФРГ не может учитывать специфику восточной Германии. По их мнению, самостоятельное телерадиовещание также необходимо новым землям для того, чтобы у восточного населения не сложилось впечатление, что с Запада идет наступление на их менталитет13 .

Однако желающих приватизировать телевидение и радио ГДР с последующим сохранением рабочих мест не было. Проект ДФФ как самостоятельного третьего общественно-правового канала вызывал сомнения в том, будет ли такое вещание действительно принципиально отличным от ТВ и РВ ГДР.

Попыткой найти компромисс между желанием руководителей и работников телевидения и радио ГДР сохранить свою организацию и принципами федерализма, закрепленными в конституции, был проект «Остдойчер рундфунк» ( Ostdeutscher Rundfunk – «Восточногерманское телерадио­ вещание»). Проект назывался «пятиземель ная компания». Предлагалось создать собственные станции в каждой из пяти новых земель, которые бы были частями единой пятиземельной ТРК.

В сущности, в основе это проекта было все то же стремление сохранить существовавшее в ГДР старое централизованное телерадиовещание, единое для всей Восточной Германии, «с теми же людьми, той же структурой и, возможно, с тем же содержанием»14 .

На стороне критиков этого проекта выступали, в первую очередь, представители западногерманских общественно-правовых ТРК, которые хотели подключения восточногерманских вещателей к АРД. Они считали нецелесообразным продолжать вещание телевидения и радио, когда государственный строй, в условиях которого они возникли и функционировали, уже прекратил свое существование. «В послевоенные годы никому и в голову не приходило продолжить работу Имперской палаты радиовещания», – замечал интендант НДР Петер Шиви15.

Исследователь СМИ компании ЗФБ профессор Райнер Кабель еще в марте 1990 г. сделал подробный анализ вещания в ГДР, доказывавший абсолютную невозможность сохранения ТВ и РВ ГДР: «В связи с планирующимся принятием конституции федеративного государства и возникновением новых земель культурная политика [в ГДР. – М.А.] переместится со всеобщего государственного уровня на земельный. Вещание является частью культуры»16.

Сохранение телевидения и радио бывшей ГДР было нецелесообразно и по экономическим причинам. Такой огромный вещательный аппарат требовал гораздо больших финансовых вливаний, чем давала абонентская плата – основной источник финансирования Организации.

Техническое оборудование нуждалось в обновлении, за исключением единичных образцов западного производства, телевещание нужно было приводить в техническое соответствие с телевещанием западной части страны – переводить из системы SECAM в западноевропейскую систему PAL. Все это, как и само по себе продолжение вещания, требовало больших расходов. При этом управление финансами Организации еще усложнялось тем, что у телевидения и радио ГДР не было финансового планирования – его примитивную бухгалтерию вело Министерство финансов ГДР, которое к этому времени уже прекратило свою работу17.

Кроме того, требовались большие расходы на содержание персонала, которые даже превышали производственные расходы. По оценкам журнала «Шпигель», общее количество работников Организации, задействованных в производстве программ, составляло около 12 тысяч. Для вещателей в Западной Германии это количество было недопустимо высоким: «Вестдойчер Рундфунк» с четырьмя тысячами сотрудников с аналогичными задачами уже считалось переполненным18.

Итак, необходимость децентрализации телерадиовещания на Востоке Германии была обусловлена и региональной ориентированностью вещания в соответствии с законодательными полномочиями земель в сфере СМИ, и историко-культурными факторами, и экономическим состоянием Организации.

Решить проблему реорганизации вещания в экс-ГДР предстояло парламентам новых земель , сформированным по результатам выборов 14 октября 1990 г. Как мы увидим, расстановка политических сил в новых землях оказала большое влияние на формирование новых региональных ТРК. В первую очередь, новые власти Восточной Германии должны были сделать выбор между созданием телерадиокомпаний для каждой отдельной федеральной земли или организацией вещания для нескольких земель.

 

НОРА/«Нордостдойчер рундфунк».

Западногерманские ТРК в борьбе за влияние в восточных землях

Создание своей собственной ТРК в каждой восточногерманской земле было нерентабельным, ведь они не совпадали ни по численности аудитории, ни по ресурсам. Войдя в состав АРД (а в конце концов новые ТРК должны были стать частью содружества общественно-правовых вещателей), новые компании только усложнили бы процесс распределения финансов.

В этих условиях новые земли должны были либо скооперироваться друг с другом для создания межрегионального вещания, либо прибегнуть к сотрудничеству с ТРК старых земель. Второй вариант открывал большие возможности для интеграции Восточной и Западной Германии и в то же время провоцировал обострение борьбы между западногерманскими компаниями за овладение информационным пространством на востоке Германии.

«Иногда казалось, – вспоминает интендант западноберлинской ТРК ЗФБ профессор фон Лоевски, – как будто нас обязали обеспечить будущие новые земли телерадиовещанием»19 .

Все восточногерманские теле- и радиостудии хотели вещать, для чего одним не хватало передающей или записывающей техники, другим – людей, третьим – архивных материалов. Западные коллеги стремились оказывать им посильную помощь. НДР поддерживала студии в Шверине, Ростоке и Магдебурге, «Хессишер рундфунк» – в Эрфурте, «Байришер рундфунк» – в Дрездене и Лейпциге, ЗФБ – в Потсдаме, Франкфурте-на-Одере и Галле. Западные ТРК посылали на Восток технику, магнитофонные пленки и пластинки, даже готовые программы, многие западные молодые журналисты ехали работать в Потсдам, Франкфурт, Галле, Магдебург20 .

Пожалуй, наиболее активным участником этой поддержки, с одной стороны, и борьбы за влияние, с другой, стала маленькая ТРК «Зендер Фрайес Берлин». После падения Берлинской стены ЗФБ стала не единственной вещательной компанией в Берлине, и ее существование оказалось под серьезной угрозой.

ЗФБ включилась в борьбу с намерением обрести более устойчивое положение в системе аудиовизуальных СМИ уже единой Германии. Поддерживая курс на децентрализацию восточногерманского вещания, ЗФБ не только следовала принципу федерализма, но и рассчитывала ослабить влияние крупных централизованных ТРК в составе АРД. Такой ТРК была северогерманская компания НДР, согласно ее девизу – «лучшая на севере».

ЗФБ выдвинула проект совместной ТРК для северо-восточных земель Берлина, Бранденбурга и Мек ленбурга – Передней Померании под названием «Нордостдойчер рундфунканштальт» ? НОР, или НОРА ( NOR / NORA , Nordostdeutscher Rundfunkanstalt – «Северо-восточная германская телерадиокомпания» ). Крупная северогерманская ТРК НДР в этом проекте не фигурировала.

Проект НОРА действительно предлагал гармоничное сосуществование западного и восточных вещателей в рамках единой ТРК. Интендант ЗФБ Гюнтер фон Лоевски назвал его «историческим шансом», так как, по его мнению, именно такая радио- и телеорганизация могла осуществить интеграцию меж ду Восточной и Западной Германией21 .

Западногерманская компания ЗФБ, находившаяся на «островке в центре ГДР», «как никто знала менталитет восточной Германии, и потому могла дать хороший пример объединения». «Если бы объединились Западный, Восточный Берлин, Бранденбург, Мекленбург – Передняя Померания и, возможно, Саксония-Ангальт... это стало бы образцом того, каким может стать объединение Германии с точки зрения менталитета»22.

Основными принципами, которые должны были лечь в основу новой телерадиоорганизации, ЗФБ провозглашала «отсутствие доминирования одной земли или одного радиодома» и «уважение интересов каждой отдельной земли». Предлагалось создать децентрализованную структуру управления компании: в столице каждой из земель должен быть свой радиодом и собственная комиссия, в которой равноправно представлены все три стороны23 . В то же время состав персонала новой ТРК должен был соответствовать размерам трех студий – членов НОРА: половину должны были соcтавить работники ЗФБ и по одной четверти – сотрудники из двух новых земель24.

Инициативу ЗФБ одобрили новый председатель АРД Фридрих Новотны и уполномоченный по телерадиовещанию Рудольф Мюльфенцль. В проекте НОРА они увидели возможность преодолеть один из самых серьезных недостатков АРД – неравенство членов Рабочего содружества25 . Однако в силу занимаемых ими должностей Мюльфенцль и Новотны не могли оказывать ЗФБ никакого содействия в продвижении НОРА.

Должной поддержки от берлинских властей, так необходимой для реализации идеи о северо-восточной германской ТРК, ЗФБ не получила. «Я проявил журналистскую инициативу, хотя это должна была быть политическая инициатива, а не инициатива интенданта берлинского радио», – вспоминает фон Лоевски о том, как он выдвинул проект НОРА26.

В берлинском ландтаге, сформированном на два месяца позже, чем в остальных новых землях, – выборы в Берлине состоялись только в декабре 1990 г., не спешили заняться реорганизацией радио и телевидения. К этому времени правительства в восточных землях: Саксонии, Саксонии-Ангальт, Мекленбург – Передней Померании, Тюрингии – уже приступили к работе. И для них одной из первостепенных задач было создание телерадиовещательных компаний. Уже в декабре премьер-министр Саксонии сообщил об основании крупной ТРК для Саксонии, Саксонии-Ангальта и Тюрингии – МДР.

Так, с созданием МДР возможный третий партнер в составе НОРА –Саксония-Ангальт – был утрачен. Теперь судьба проекта зависела от решения Шверинского ландтага. На Мекленбург – Переднюю Померанию претендовала не только ЗФБ с ее проектом, но и компания НДР: присоединение этой земли позволило бы сохранить ее позицию «лучшей на севере» ТРК. В ответ на проект ЗФБ правительство земли Мекленбург – Передней Померании заявило, что до середины марта примет ре­ шение, будет ли земля входить в НОРА или создаст собственную ТРК. В качестве аргумента приводилось опасение, что ТРК под эгидой Берлина вряд ли будет учитывать и освещать регио­ нальные проблемы, а также «соответствовать северогерманскому менталитету»27.

Конкуренция НДР и ЗФБ имела и политическое значение, это было противостояние партий. В северной Германии, на территории вещания НДР, большинство в правительстве земель принадлежало c оциал-демократам. В Берлине и в Мекленбурге – Передней Померании у власти был Христианско-демократический союз. В Бранденбурге – еще одном потенциальном участнике НОРА – большинство мест в ландтаге заняла СДПГ.

Отсутствие единства политических интересов между новыми землями мешало быстрому принятию единодушного решения по созданию общей ТРК. Однако глава правительства Бранденбурга Манфред Штольпе заявил о необходимости кооперации с другими ТРК, и прежде всего с ЗФБ. В марте 1991 г. Бранденбург заявил, что готов к переговорам с Берлином и Мекленбургом – Передней Померанией о возможном создании общей ТРК НОРА28.

Сотрудничество земель в сфере СМИ теснейшим образом было связано с дальнейшим экономическим, культурным и социальным развитием как новых, так и старых земель. От решения Шверинского ландтага зависело не только положение соперничающих компаний НДР и ЗФБ, но и судьба населения Берлина, Бранденбурга и Мекленбурга – Передней Померании.

На одном из заседаний ландтага Мекленбурга – Передней Померании Гюнтер фон Лоевски подчеркнул, что будущее всего региона, включающего Берлин, Бранденбург и Мекленбург – Переднюю Померанию, должно быть ориентировано на Восток: «Верфи по линии Любек – Гамбург – Эмден переполнены уже сейчас. Жители Гамбурга, как и прежде, будут ездить на Зильт... Рыба, добытая в Штральзунде, будет поставляться в Котбус и Потсдам, а рыбаков, прибывающих из Штральзунда в Любек, будут выгонять уже из портов... Тот, кто внимательно рассматривает экономическую и структурную политику в этом регионе, должен смотреть на Восток...»29.

Противостояние ЗФБ и НДР должно было разрешиться в ландтаге Мекленбурга – Передней Померании. Христианско-демократическое большинство поддерживало проект НОРА. К апрелю 1990 г. был уже разработан необходимый для его реализации Государственный договор для Берлина, Бранденбурга и Мекленбурга – Передней Померании. Социал-демократическая оппозиция настаивала на заключении договора с НДР, а не с ЗФБ. Решение ландтага определила коалиционная фракция свободных демократов, которая не отклонила предложение СДПГ. В результате было принято решение о вступлении не в НОРА, а в НДР, у которой был собственный проект создания ТРК с участием че тырех земель30 .

17–18 декабря 1991 г. правительство земли Мекленбург – Передняя Померания подписало договор о вступлении в НДР. Проект Северо-восточного германского радио провалился31 .

Без участия Мекленбурга – Передней Померании проект НОРА потерял привлекательность и для Бранденбурга. В трехземельной ТРК персональный состав был бы более-менее сбалансированным: на долю новых земель приходилась половина рабочих мест. Но в двухземельной ТРК, без Мекленбурга – Передней Померании, подавляющее большинство рабочих мест должна была занять команда ЗФБ. Такое партнерство Берлина и Бранденбурга в Потсдамском ландтаге оценили как крайне невыгодный союз «Давида и Голиафа». Кроме того, без третьего члена в составе НОРА и при бюджетном дефиците ЗФБ в размере 96 млн марок для Бранденбурга проект был также экономически невыгодным32.

 

Создание общественно-правовых ТРК в новых землях

Итак, противостояние партий в Шверинском ландтаге помешало воплотить в жизнь план реорганизации телерадиовещания Восточной Германии, который позволил бы объединить вещателей и аудиторию Запада и Востока. Те проекты, которые в итоге были реализованы, не были ориентированы на содействие интеграции восточных и западных немцев, что было одним из ключевых принципов НОРА.

Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия организовали межземельную ТРК без участия западных вещателей. Мекленбург – Передняя Померания, напротив, вошла в зону вещания западной ТРК. Бранденбург сделал выбор в пользу одноземельной ТРК без участия Берлина. Ни одна из пяти новых земель в ходе создания новых ТРК не прибегла к помощи ЗФБ, имевшей опыт работы для восточногерманской аудитории.

Мекленбург – Передняя Померания в зоне вещания НДР. Мекленбург – Передняя Померания в составе НДР с 1 января 1992 г. стала производить одну самостоятельную земельную программу «НДР 1 Радио МФ» [ NDR 1 Radio MV ( Meklenburg - Vorpommern )], которая транслируется несколько раз в день в разное время в Шверине, Ростоке, Нойбранденбурге и Грайфсвальде в качестве региональной корреспонденции.

С присоединением Мекленбурга – Передней Померании в НДР в организации северогерманской ТРК были произведены соответствующие изменения. Так, была создана еще одна дирекция земельной радиостудии для нового, четвертого члена НДР. Из 58 членов Телерадиосовета НДР 11 представляют Мекленбург – Переднюю Померанию, а в Административном совете двое из 12 его участников – выходцы из новой земли.

Как отмечает восточногерманский журналист Михаэль Шмидт, ныне работающий в Шверинской и Ростокской студиях, НДР не только вложила много денег и кадровых ресурсов в Мекленбург – Переднюю Померанию, но и многое получила от присоединения новой земли: «мотивированных, высококвалифицированных работников <…> недвижимсть, огромное количество слушателей и зрителей, иными словами, абонентскую плату». «В конце концов, НДР смогла укрепить свою позицию в рамках содружества АРД»33.

ОРБ – вещание для Бранденбурга. После того как з емля Мекленбург – Передняя По мерания была окончательно потеряна для проекта ЗФБ , власти земли Бранденбург начали активно разрабатывать собственный проект независимой бранденбургской ТРК. 12 июня 1991 г. фракции СДПГ, ФДП и «Союз 90» представили совместный законопроект о подготовке к созданию «Телерадиовещания Бранденбурга», определявший задачи и принципы формирования Совета по телерадиовещанию, Административного совета, интенданта, а также назначение и функции Уполномоченного по организации (Gruendungsbeauftragte). ХДС выступила против этого предложения, но 26 июня закон все же был принят большинством ландтага34.

Уполномоченным по организации ТРК Бранденбурга был назначен интендант западногерманского радио ВДР Фридрих-Вильгельм фон Зель. К этому моменту Бранденбург уже окончательно отказывается от образования общей ТРК совместно с ЗФБ.

6 ноября 1991 г. был принят закон о создании ОДР – « Остдойчер рундфунк» ( ODR , Ostdeutscher Rundfunk – «Восточногер­ манское телерадиовещание»), переименованного вскоре в ОРБ – «Остдойчер рундфунк Бранденбург» ( ORB , Ostdeutscher Rundfunk Brandenburg – «Восточногерманское телерадиове щание Бранденбург») с центром в Потсдаме35 .

31 декабря 1991 г. ДФФ и радио ГДР прекратили свое вещание, и с 1 января 1992 г. началось вещание ОРБ. К началу вещания ТРК Бранденбурга располагала тремя радиопрограммами. Первая – «Антенне Бранденбург» ( Antenne Brandenburg – «Антенна Бранденбург») – стартовала в мае 1990 г. еще при радио ГДР. С начала 1992 г. эта радиостанция транслирует популярную музыку и региональные новости. Вторая – «Радио Бранденбург» ( Radio Brandenburg ) – стала выходить как культурно-информационная программа для земли Бранденбург. Третья радиопрограмма – «Рокрадио Бэ» ( Rockradio B ) – была рассчитана на молодежную аудиторию. Она выходила на частоте бывшего молодежного радио ГДР36 .

Третья телепрограмма ОРБ также должна была стартовать 1 января 1992 г. Однако из-за финансовых трудностей и недостатка персонала – в ОРБ тогда работало всего 550 сотрудников – новая ТРК была не готова к самостоятельному производству своего регионального канала. ОРБ пришлось транслировать смешанную программу на основе спутникового канала АРД «Айнс Плюс» (Eins Plus – «Один плюс») с включениями собственных материалов и материалов МДР37.

Интендантом ОРБ члены Совета по телерадиовещанию избрали западногерманского журналиста Хансюргена Розенбауэра. Его соперниками были бывший руководитель ДФФ Михаэль Альбрехт, которого поддерживал глава правительства Бранденбурга Манфред Штольпе, и директор западногерманского Радио НРВ (Radio NRW – Radio Nordrhein-Westfalen – «Радио Северный Рейн-Вестфалия»), которого продвигал депутат бранденбургского ландтага, член СДПГ Вольфганг Биртлер38. Выбор в пользу независимого кандидата, за которым не стояли никакие политические силы, был неожиданным результатом, так как воздействие партий на формирование земельных ТРК – характерная черта системы общественно-правового вещания Германии.

Выбор в пользу Розенбауэра был обусловлен его «чувствительностью» к восточногерманским проблемам и «большим профессионализмом и опытом работы в АРД»39. Розенбауэр работал редактором на телевидении Хессишер Рундфунк, собственным корреспондентом АРД в Праге, комментатором в Боннской телестудии АРД, ведущим различных телепередач, снимал репортажи и документальные фильмы40.

Интендант ОРБ обещал обеспечить ей финансовую независимость от общественно-правового содружества и включить в команду директоров вещания восточногерманских экспертов и журналистов. Так, место директора телевещания занял Михаэль Альбрехт, руководителем культурной радиоволны ОРБ стал бывший интендант радио ДДР Кристоф Зингельштайн, техническим директором был назначен Ральф Ленк, который до этого работал на ДФФ. Вторая половина команды директоров вещания ОРБ была родом из Западной Германии: программный директор телевещания Петер Шварцкопф – бывший руководитель программ НДР, директор радиовещания Герхард Хиршфельд, управляющий директор Лутц Маркмор – бывший бухгалтер ВДР41.

Хотя Бранденбург не поддержал проект Северо-восточного германского радио, он не отказался от сотрудничества с ЗФБ. Телерадиовещательные компании Берлина и Бранденбурга шли на сближение, что позднее, уже в 2003 г., привело к образованию «Рундфунк Берлин-Бранденбург» – РББ ( RBB , Rundfunk Berlin - Brandenburg – «Телерадиовещание Берлина и Бранденбурга»).

Правительства Берлина и Бранденбурга после неудачной попытки создания совместной телерадиокомпании 29 февраля 1992 г. под писали государственный договор о сотрудничестве в области теле- и радиовещания, который после ратификации вступил в силу. Основой этого договора было участие обеих сторон в программной политике и в управленческих структурах. В то же время в догово ре было оговорено, что в области радиовещания ЗФБ и ОРБ ос таются двумя независимыми компаниями. В телевизионной сфе­ ре обе компании производят каждая собственную Третью программу: ЗФБ – канал Б1 ( B 1), ОРБ ? «ОРБ- фернзеен» ( ORB - Fernsehen – «Телевидение ОРБ»). В качестве третьего партнера по сотрудничеству была приглашена МДР42 .

В Государственном договоре о сотрудничестве Берлина и Бранденбурга в области телерадиовещания говорилось о необходимости создания «основ для общей системы СМИ», которая бы учитывала «тесные культурные, экономические и общественные связи в рамках региона». Фактически этот договор обязывал ОРБ и ЗФБ сотрудничать, что, как замечает исследователь Райнер Штайн, вызывало сомнения в его соответствии конституционным нормам. В период обсуждения договора на это указывали и депутаты ландтага Бранденбурга. Так, член ХДС Маркус Фетте заметил, что «определенные решения о сотрудничестве с другими телерадиокомпаниями должен принимать Совет по телерадиовещанию». Член ПДС Лотар Биски также выступил против того, чтобы «законодатели предписывали ОРБ, с кем и как иметь дело», и заявил, что рассматриваемый договор не обеспечивает независимость вещания от государства43.

Однако несмотря на критику, аргументы в пользу принятия договора о сотрудничестве: плачевное финансовое положение ОРБ и перспектива объединения Берлина и Бранденбурга – убедили большиство Бранденбургского парламента подписать договор44.

Сотрудничество ОРБ и ЗФБ было не только удобно и полезно для аудиторий Берлина и Бранденбурга, но и необходимо для самих компаний. ОРБ испытывала финансовые трудности и была под угрозой закрытия. ЗФБ также уже в течение десяти лет находилась на грани выживания. Кооперация двух маленьких компаний позволяла экономить деньги и производственные силы.

МДР – трехземельная ТРК для Центральной Германии. Менее болезненно, чем на северо-востоке, происходило создание ТРК в южных районах бывшей ГДР. На основании 36 статьи Объедини тельного договора между ФРГ и ГДР, между Саксонией, Саксони ей-Ангальтом и Тюрингией 30 мая 1991 г. был заключен государ­ ственный договор об образовании МДР ? «Миттельдойчер рундфунк» ( MDR , Mitteldeutscher Rundfunk ? «Центральногерманское радио»). Еще в марте была определена структура будущей ТРК МДР: главная редакция расположится в Лейпциге, филиалы – в Дрездене (для Саксонии), в Магдебурге (для Саксонии-Ангальта) и в Эрфурте (для Тюрингии)45 .

Надо отметить, что создание МДР не было единственным вариантом развития вещания в центральных новых землях, в ландтагах Саксонии и Тюрингии разрабатывались проекты самостоятельных ТРК.

Так, еще в сентябре 1990 г. в Саксонии была разработана концепция ЗРФ – «Зэксишен Рундфунк» (SRF – Saechsischen Rundfunk – «Саксонское радио»). В проекте специально оговаривались принципы формирования руководящего органа ТРК: каждая фракция земельного парламента получала в Радиосовете только одно место на 20 своих депутатов, от земельного правительства допускался только один член. В это же время подобная концепция разрабатывается в Тюрингии. Этим занимается «рабочая группа по медиаполитике», в состав которой вошли представители различных общественных сил. Для консультаций привлекаются западногерманские юристы, специализирующиеся на телерадиовещании46.

Однако вскоре, когда глава правительства Саксонии Курт Биденкопф выступает с идеей создания трехземельной ТРК, его предложение находит положительный отклик в парламентах Саксонии-Ангальта и Тюрингии. Биденкопф указывает на то, что такая ТРК, благодаря обширному региону вещания, будет получать большие доходы с абонентской платы, достаточные для утверждения ее финансовой независимости от западных членов АРД. 30 мая 1991 г. Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия подписали Государственный договор о создании МДР47.

Образование ТРК в центральном регионе оказалось столь успешным по многим причинам. Во-первых, существовал исторический опыт: в этой области Германии радио функционировало еще во времена Веймарской республики. В 1924 г. в Германии была создана радиоорганизация почти с таким же названием – «Миттельдойчер рундфунк А. Г.», или МИРАГ ( MIRAG , Mitteldeutscher Rindfunk A . G . ? Акционерное общество «Центральногерманское радио»). МИРАГ была одной из первых крупных надрегиональных радиовещательных компаний.

Еще одна причина столь благополучного процесса реорганизации телерадиовещания в центральной Германии состояла в том, что во всех трех землях, которые вошли в МДР, у власти находился ХДС: политическое единогласие, несомненно, облегчило процесс формирования новой вещательной организации. В-третьих, в среднеге рманских землях не стояла проблема интеграции, проблема объединения западного и восточного менталитетов, как это было на севере48 .

Вещание МДР началось 1 января 1992 г. Телевизионной программой МДР была Третья программа; радиовещание МДР началось с трех земельных программ для Саксонии, Саксонии-Ангальта и Тюрингии. Кроме того, с 1 января 1992 г. МДР производит следующие радиопрограммы: развлекательное радио «МДР Лайф» ( MDR Life – «МДР Жизнь»), информационное «МДР Инфо» ( MDR Info ), «МДР Культур» ( MDR Kultur – «МДР Культура»), а также молодежную программу ДТ 64. 1 января 2000 г. «МДР Лайф» из-за низкого рейтинга заменили волной поп-музыки «Джамп» ( Jump – «Прыжок»). 1 мая 1993 г. ДТ 64 была переименована в радио «Спутник» ( Sputnik )49 .

Как мы уже отмечали, МДР была создана в соответствии с решением христианско-демократического большинства парламентов Саксонии, Саксонии-Ангальта и Тюрингии. Вполне закономерно, что представители ХДС и ХСС доминируют в управляющих органах этой ТРК. Совет по организации (Gruedungsbeirat) составили девять представителей от правящей партии трех земель. Интендантом МДР стал западногерманский журналист Удо Райтер, член ХСС. Влияние ХДС/ХСС было преобладающим и в команде директоров вещания, назначенных Райтером. Важно также отметить, что все директора вещания, кроме одного, были родом из Западной Германии50.

 

Итак, в соответствии с 36 статьей Объединительного договора телевидение и радио ГДР прекратили свое существование 31 декабря 1991 г. Восточногерманские журналисты, эксперты по СМИ и политики, выступавшие за сохранение ДФФ и ДДР, потерпели поражение. Обретя независимость от властей и способность удовлетворять истинные потребности и интересы аудитории, ДФФ и ДДР сохранили принципы организации пропагандистского аппарата. Содержать эту вещательную машину только за счет абонентской платы и рекламы в допустимых для общественно-правовых ТРК рамках без государственного финансирования не представлялось возможным.

Организация вещания по принципу централизма не соответствовала германской системе общественно-правового вещания, основанной на федерализме и ориентированной на региональную аудиторию. Телерадиовещание бывшей ГДР требовало более существенной реорганизации, чем просто преобразование государственной пропагандистской машины в независимую общественную организацию.

В ходе реорганизационных процессов решающую роль сыграли парламенты новых земель, в ведении которых было поддержать или не поддержать те или иные проекты реорганизации старых восточногерманских телерадиоструктур. В результате наиболее удачный проект – НОРА, который должен был объединить восточных и западных немцев в единую аудиторию за счет вещания на Западный и Восточный Берлин, Бранденбург и Мекленбург – Переднюю Померанию, не получил поддержки.

На создание новых ТРК решающее воздействие оказала расстановка сил в ландтагах восточногерманских земель. Так, христианско-демократическое большинство в парламентах Саксонии, Саксонии-Ангальта и Тюрингии быстро пришло к общему решению сформировать трехземельную компанию МДР. В парламенте Мекленбурга – Передней Померании проект НОРА провалился из-за фракции свободных демократов, которая выступила на стороне оппозиционной СДПГ, настаивавшей на присоединении к зоне вещания западногерманской ТРК НДР. Социал-демократические власти Бранденбурга вместо заключения договора о создании двухземельной ТРК с Берлином, где у власти был ХДС, предпочли создать самостоятельную ТРК.

Так, в течение 1990–1991 гг. государственное пропагандистское телевидение и радио бывшей ГДР были преобразованы в общественно-правовое вещание, ставшее частью дуальной системы аудиовизуальных СМИ ФРГ. С 1 января 1992 г. в Восточной Германии начали вещание новые земельные ТРК: МДР для Саксонии, Саксонии-Ангальта и Тюрингии, ОРБ для Бранденбурга. Мекленбург – Передняя Померания вошла в зону вещания крупной западногерманской ТРК НДР.

 


  1. Vertrag zwichen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik ueber die Herstellung der Einheitsdeutschlands // http://bundesrecht.juris.de.
  2. Ibid.
  3. Tichy Roland, Dietl Sylvia. Deutschland einig Rundfunkland? Eine Dokumentation zur Wiedervereinigung des deutschen Rundfunksystems 1989-1991. Muenchen, 2000. S. 23.
  4. Vertrag zwichen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik ueber die Herstellung der Einheitsdeutschlands // http://bundesrecht.juris.de .
  5. Tichy Roland, Dietl Sylvia. Op. cit. S. 12.
  6. Kalter Krieg im Radio // www.rbb-online.de.
  7. Bittorf Wilhelm. Wehe den Besiegten // Der Spiegel. 1990. № 49. S. 65.
  8. Tichy Roland, Dietl Sylvia. Op. cit. S. 12.
  9. Bittorf Wilhelm. Op. cit. S. 63
  10. Tichy Roland, Dietl Sylvia. Op . cit . S . 51.
  11. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий. М ., 1999. С . 461.
  12. Guenther von Lojewsky. Enigkeit and Recht und Freiheit. «Report» eines deutschen Lebens. M?nchen; Herbig, 2000. S . 195.
  13. Вороненкова Г.Ф. Указ. соч. С. 462.
  14. Интервью с Гюнтером фон Лоевски // Из личного архива автора. 2006, ноябрь .
  15. Immer dieselben Gesichter // Spiegel. 1990. № 35. S. 59.
  16. Guenther von Lojewsky. Op. cit. S. 195.
  17. Tichy Roland, Dietl Sylvia. Op. cit. S. 48 - 49.
  18. Immer dieselben Gesichter // Spiegel. 1990. № 35. S. 59.
  19. Guenther von Lojewsky. Op. cit. S. 210.
  20. Ibid . S . 210–211.
  21. Вороненков М.Ю. Журналистика Восточной Германии: от тоталитаризма к демократии. СПб, 2002. С. 117.
  22. Там же.
  23. Guenther von Lojewsky. Op. cit. S. 264.
  24. Stein Reiner. Vom Fernsehen und Radio der DDR zur ARD. Marburg, 2000. S. 145.
  25. Guenther von Lojewsky. Op . cit . S . 264-265.
  26. Интервью с Гюнтером фон Лоевски // Из личного архива автора. 2006. Ноябрь.
  27. Вороненков М.Ю. Указ. соч. С . 118.
  28. Stein Reiner. Op. cit. S. 144.
  29. Guenther von Lojewsky. Op. cit. S . 267-268.
  30. Вороненков М.Ю. Указ. соч. С . 119.
  31. Там же . С. 119 - 120.
  32. Stein Reiner. Op. cit. S. 145.
  33. Lenz Moira. Bilder von der anderen Seite // www.ndr.de .
  34. Stein Reiner. Op. cit. S. 146.
  35. Вороненков М.Ю. Указ. соч. С . 119.
  36. www.rbb-online.de.
  37. Stein Reiner. Op. cit. S. 152.
  38. Ibid. S. 151.
  39. Ibid.
  40. Kulturpolitische Gesellschaft // www.kupoge.de.
  41. Stein Reiner. Op. cit. S. 152.
  42. Вороненков М.Ю. Указ. соч. С. 121 - 122.
  43. Stein Reiner. Op. cit. S . 153-154.
  44. Ibid .
  45. Вороненков М.Ю. Указ. соч. С . 120.
  46. Stein Reiner. Op. cit. S . 139.
  47. Ibid . S . 142.
  48. Интервью с Гюнтером фон Лоевски // Из личного архива автора. 2006. Ноябрь.
  49. www . mdr . de .
  50. Stein Reiner. Op. cit. S. 143.