USA Public Radio Networks Today
Оганджанян Сатине Левоновна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, black.amber@gmail.com
Satine L. Ogandzhanyan
Graduate student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, black.amber@gmail.com
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению сетей общественного вещания в США на современном этапе. Речь идет как о крупных синдикатах («Эн-пи-ар», «Пи-ар-ай» и пр.), так и о более мелких вещательных проектах («АЙРОС»). Кроме того, в статье говорится о проекте «Пи-ар-экс» – базе данных программ для общественных станций в интернете.
Ключевые слова: сеть общественного вещания, общественное радиовещание США, Национальное общественное радио, «Эн-пи-ар», «Пи-ар-ай», «АЙРОС», «Пи-ар-экс».
Abstracts
The article is devoted to the overview of public broadcasting networks in the USA. The author describes the big players (NPR, PRI and others), and the smaller ones, like AIROS. Public Radio Exchange (PRX), an online public radio exchange data base, is also overviewed.
Key words: public broadcasting network, public broadcasting in the USA, National Public Radio, NPR, PRI, AIROS, PRX.
Истоки «общественного» радио
Общественное радио в США появилось не так давно по сравнению со своими аналогами в других странах. 7 ноября 1967 г. президент Линдон Джонсон подписал Закон об общественном вещании (Public Broadcasting Act), по которому учреждалась Корпорация общественного вещания1 – неправительственная некоммерческая организация − «буфер» между конгрессом США и общественными станциями. 24 февраля 1970 г. было образовано Национальное общественное радио2, вещательная сеть, синдикат по производству программ.
Роль «Си-пи-би» (CPB) состоит в том, чтобы аккумулировать и распределить средства между членами корпорации – общественными вещателями. Аффилированные («дочерние») станции, в свою очередь, финансируют производство программ «Эн-пи-ар» (NPR). В результате этого станции и радиосиндикат находятся в постоянной взаимозависимости: одним нужно качественное программное наполнение, другому – станции-партнеры, готовые за него платить. При этом общественные радиостанции совершенно свободны в выборе формата, программного наполнения и вещательной сетки. Для сравнения: американские общественные каналы, сотрудничая с «Пи-би-эс» (PBS. Public Broadcasting Service)3, крупнейшей сетью общественного телевидения в США, не имеют права закупать программы у других производителей.
Мы отметили, что «Эн-пи-ар» – первая сеть общественного радиовещания в США, но здесь необходимо сделать несколько важных оговорок.
Во-первых, еще в 1919 г. в Новом Свете была создана образовательная радиостанция, учредителем которой выступил университет города Мэдисон, штат Висконсин. С этого момента в стране появилось несколько подобных станций. Большинство из них принадлежали университетам, а число штатных работников радиостанции сводилось к одному человеку – как правило, сотруднику вуза, который по совместительству занимался и радиостанцией. Станции такого типа начинали работу в пять часов вечера, после окончания занятий, а летом и во время студенческих каникул полностью прекращали вещание4.
Образовательное радио не приносило прибыли: до середины 1960-х гг. станции финансировались университетами, органами местной власти; существенную помощь оказывали такие благотворительные организации, как Фонд Форда и Корпорация Карнеги. К тому же образовательное радио лишь с натяжкой можно назвать средством массовой информации. К 1967 г. больше трети из 326 некоммерческих станций работали с настолько слабым передатчиком сигнала, что с трудом покрывали площадь в несколько квадратных километров5. Лишь после принятия Закона об общественном вещании появилась надежная финансовая и правовая база для формирования общенациональных сетей на базе консолидации усилий местных станций.
Во-вторых, ошибочно считать, что коммерческие вещатели в США были всегда освобождены от социальной миссии, которая впоследствии была возложена на общественных вещателей. Конечно, коммерческое вещание – сегмент свободного рынка. Но еще в Законе о радио 1927 г. (Radio Act), а потом и в Законе о коммуникациях 1934 г. (Communications Act) указывалось на то, что государство выдает станциям лицензии на вещание не ради получения прибыли, а с целью «продвижения общественных интересов, удобств и потребностей»6. Однако немного времени потребовалось, чтобы коммерческие станции поняли: «целевая аудитория» для них – рекламодатели, а не слушатели.
В-третьих, к общественным радиовещательным сетям некоторые относят альтернативное радио «Пасифика» (Pacifica), которое появилось в США еще в 1949 г. и было учреждено частным лицом – пацифистом Льюисом Хиллом. С самого начала и до сегодняшнего дня «Пасифика» финансируется исключительно слушателями, то есть общественное финансирование как важный критерий общественного статуса службы вещания выполняется. Сеть объединяет более 100 аффилированных радиостанций по всей стране. Но по организационной структуре ее нельзя назвать службой общественного радиовещания, имеющей соответствующее управление, регулирование и мандат. Это отмечают даже сторонники прогрессивно-либеральной станции, отмечая, что здравой системы управления у этой сети нет, «если не считать приметами успешной организации судебные тяжбы, аресты, забастовки внештатников, массовые демонстрации»7.
Первая среди равных
«Эн-пи-ар» же, будучи первой в полном смысле службой общественного радиовещания, оказалось «пионером» и во многих других отношениях. Так, Сьюзан Стамберг была первой женщиной-ведущей национальной информационной программы. «Эн-пи-ар» в апреле 1982 г. первой среди американских СМИ начала освещать проблему ВИЧ/СПИД8. Она стала первым в США радиовещателем, передавшим сигнал по спутнику, и первой среди радиостанций начала практиковать прямые включения с места событий, создала мультимедийный портал в интернете и многое другое.
На сегодняшний день «Эн-пи-ар» – главный поставщик и производитель информационного контента. Учитывая тот факт, что около 53 млн американцев в неделю включаются в эфир разговорного радио9, аудитория «Эн-пи-ар» внушительна и составляет 27,2 млн человек в неделю. Программы «Эн-пи-ар» можно услышать на более чем 900 станциях по стране10.
Диаграмма 1. Тематическая направленность программ «Эн-пи-ар»
«Флагманами» «Эн-пи-ар» принято считать утреннюю информационную программу «Монинг эдишн» (Morning Edition, т.е. «Утренний выпуск») и вечерний информационный дайджест «Ол сингз консидерд» (All Things Considered – «Принимая все во внимание»). Обе программы существуют более 30 лет, а «Монинг эдишн» в 2012 г. отметит сорокалетие в эфире. Если рассмотреть диаграмму 1, то представляется, что программы «Эн-пи-ар» разнообразны тематически. Однако самый грубый подсчет, выполненный на основании длительности и периодичности выхода в эфир программ на начало 2011 г., показывает: двети трети программ, производимых и распространяемых «Эн-пи-ар», информационно-разговорные. Музыкальные, культурные, развлекательные программы оказались «за бортом». Однако «Эн-пи-ар» отнюдь не единственная сеть общественного вещания в США: ей приходится конкурировать на радиорынке не только с коммерческими станциями, но и с другими сетями общественного вещания.
«Услышать другой голос»
В середине 80-х гг. ХХ в. американская экономика находилась в упадке. Правительства штатов сокращали региональное финансирование общественных организаций, не считая это направление приоритетным. С ними соглашались владельцы общественных радиостанций – университеты, которые столкнулись с резким падением числа студентов, что также не стимулировало приток финансовых средств к станциям. Взвинчивание цен на бензин и сельскохозяйственные продукты особенно ударило по бедным штатам. В целом их ряде по стране (Оклахома, Техас, Аляска, Нью-Мексико и др.) доля государственного финансирования общественных вещателей уменьшилась на 5–10%, что довольно существенно.
Нужно отметить, что финансирование со стороны «Си-пи-би» всегда определялось количественными характеристиками станции – такими, как бюджет, число штатных сотрудников и мощность передатчика, но никогда не определялась той общественной задачей, которую она решает. Безусловно, это связано с тем, что понятие «качество» так же неоднозначно и субъективно, как понятие «общество». Но цена такой неоднозначности оказывается слишком высокой для местных общественных вещателей. Некоторые аффилированные радиостанции перестали удовлетворять формальным требованиям получения финансовой поддержки. Начали появляться региональные группы общественных вещателей – производителей программ, которые пытались составить конкуренцию «Эн-пи-ар».
Одной из таких групп была «Американ паблик рэйдио» (APR. American Public Radio, «Американское общественное радио»), учрежденная общественными радиостанциями Миннесоты, Нью-Йорка, Цинцинатти, Сан-Франциско и Лос-Анджелеса; возглавил ее президент общественного радио Миннесоты Уильям Клинг. Как отмечают исследователи, учреждение «Эй-пи-ар» было во многом вызвано жалобами станций на то, что «Эн-пи-ар» больше заинтересована в сохранении своей роли единственного продюсера и распространителя программ для общественных станций, чем в том, чтобы учитывать интересы аффилированных станций. В частности, несколько станций-продюсеров рассматривали право «Эн-пи-ар» распространять собственные программы наряду с программами аффилированных станций как явный конфликт интересов11. В связи с этим и система организации «Эй-пи-ар» первоначально была отлична: сеть не производила программ, а лишь распространяла эфирный продукт, произведенный станциями по всей стране или независимыми продюсерами.
Еженедельная развлекательная программа кантри-направленности «Прэйри хоум компеньон» (Prairie Home Companion, «Друг из дома в прерии»), которая с 1974 г. выходила в эфире общественного радио Миннесоты, была предложена для национальной трансляции Национальному общественному радио. Но президент «Эн-пи-ар» Франк Манкевич счел ее тогда «слишком местной»12. Поэтому в 1980 г. распространением программы занялась «Эй-пи-ар», и не прогадала: передача выходит в эфир до сих пор, каждый выпуск слушают более 4 млн человек13. Однако не так давно ее перекупила другая сеть общественного вещания, о которой речь пойдет чуть позже.
В 90-е гг. ХХ в. интерес к международным новостям на информационных коммерческих станциях резко упал. Чтобы восполнить этот пробел, «Эй-пи-ар» переименовалась в «Паблик рэйдио интернэшнл» (Public Radio International, Международное общественное радио), подчеркивая тем самым международный характер организации. В 1995 г. совместно с Всемирной службой «Би-би-си» (BBC) «Пи-ар-ай» (PRI) запустила ежедневную информационную программу «Уорлд» (The World, «Мир»), которая стала визитной карточкой вещательной сети. Кроме того, именно через «Пи-ар-ай» в США распространяются информационные передачи Всемирной службы «Би-би-си». В 2008 г. «Пи-ар-ай» совместно с нью-йоркской радиостанцией «Дабл-ю-эн-уай-си» (WNYC) и в сотрудничестве с все той же Всемирной службой Британской вещательной корпорации, газетой «Нью-Йорк таймс» (New York Times) и бостонской радиостанцией «Дабл-ю-джи-би-эйч» (WGBH) запустила утреннюю информационную программу «Тэйкэвэй» (The Takeaway)14. Слоганом «Пи-ар-ай» стала фраза «Услышать другой голос» (Hear a different voice), подчеркивающая международный характер как информационных программ, так и компании в целом.
Основываясь на данных официального сайта, тематическую направленность программ «Паблик рэйдио интернэшнл» (Public Radio International) можно представить в виде диаграммы (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2. Тематическая направленность программ «Пи-ар-ай»
Как отмечают исследователи, «“Пи-ар-ай”, посредством передач о классической музыке, новостей бизнес-направленности и общественно-политических программ, приложила большую часть усилий к охвату верхних слоев аудитории, оставляя “моралите” “Эн-пи-ар” и прочим источникам»15.
Программы «Пи-ар-ай» звучат на 732 станциях США, еженедельная аудитория составляет примерно 11 млн человек. На сегодняшний день сеть поставляет 400 часов вещания в неделю16.
«Американ паблик медиа» (American Public Media) – вторая по величине сеть общественного вещания после «Эн-пи-ар». Если принять во внимание тот факт, что компания «проросла» из Общественного радио Миннесоты (Minnesota Public Radio), то годом ее рождения можно считать 1967 г. В 1982 г. Общественное радио Миннесоты выступило соорганизатором «Американ паблик рэйдио», ставшим впоследствии «Паблик рэйдио интернэшнл». В 2004 г. была образована собственно «Американ паблик медиа». Таким образом, компания прошла путь от местной станции до крупного радиовещательного синдиката.
По информации с официального сайта компании, 16 млн человек в неделю включаются в эфир принадлежащих ей программ17. В отличие от «Эн-пи-ар» и «Пи-ар-ай», «Американ паблик медиа» распространяет, за небольшим исключением, лишь те передачи, владельцем и производителем которых является. Среди них – программа по экономике и бизнесу «Маркетплейс» (Marketplace, «Рынок»), передача по классической музыке «Пефоманс тудэй» (Performance Today, «Сегодня выступление») и с недавнего времени – описанная выше «Прэри хоум компеньон». Диаграмма 3 представляет тематическое соотношение производимых программ этой вещательной сети. Как мы видим, наибольший сегмент – программы музыкальной направленности, главным образом по классической музыке.
Отметим, что «Пефоманс тудэй», появившись еще в 1974 г., первоначально была передачей «Эн-пи-ар», но в середине 2007 г. перешла в полное владение «Эй-пи-эм», которая теперь ее и производит.
Диаграмма 3. Тематическая направленность программ «Американ паблик рэйдио»
Голос коренного населения. Служба общественного вещания должна учитывать в своем программном разнообразии интересы меньшинств, в том числе религиозных, этнических и сексуальных. В этом смысле представляется важным отметить существование, например, общественной сети для тех 2,5 млн американских индейцев, которые населяют США. Это особенно важно потому, что традиция устной передачи информации у индейцев сильнее письменной, и «говорящие» медиа предпочтительней18. Вещательная сеть «АЙРОС нэйтив рэйдио» (AIROS Native Radio Network19) появилась в 1992 г. и призвана распространять знание о культуре, музыке и истории американских индейцев не только в Соединенных Штатах, но и по всему миру. Как и большинство радиостанций, «АЙРОС» предлагает свои передачи в форме подкастов или онлайн-трансляций. Некоторые передачи входят в программный пакет спутникового канала «Сириус сателлайт рэйдио» (Sirius Satellite Radio). Кроме того, «АЙРОС» выступает платформой для обучения коренного населения в области телекоммуникаций20. Радиовещательная сеть финансируется некоммерческой организацией «Общественные телекоммуникации коренных американцев» (Native American Public Telecommunications), которая, в свою очередь, получает больше 73% средств от «Си-пи-би».
Новая технологическая реальность
Сети общественного вещания стараются идти в ногу со временем. Вещание осуществляется через спутник, кабель или интернет (в форме прямой трансляции или подкастов); приемником может служить мобильный телефон, телевизор или КПК; общественный вещатель «идет в люди», активно обозначая свое присутствие в социальных сетях, создает учетные записи в популярных файлообменных сетях типа «Ютьюб» (YouTube), пример – канал «Пи-ар-ай»21; сервисах микроблогов, пример – аккаунт «Эн-пи-ар» на «Твиттер» 22 (Twitter); занимается продвижением блогов для двустороннего общения с аудиторией и пр.
Конечно, так общественный вещатель становится еще более публичным, общедоступным. Однако, как нам кажется, это лишь положительное следствие освоения интернета. Причина кроется в попытке не потерять уже существующих слушателей, привлечь более молодую аудиторию, выжить в конвергентной медиасреде и даже получить свою долю рекламного «пирога». Если в эфире общественных станций реклама запрещена, то на официальных сайтах компаний – нет.
Однако технологии могут стать и инструментом для еще большего раскрытия публичной сущности общественного вещателя. В этом смысле примечателен некоммерческий интернет-проект «Паблик рэйдио иксчейндж»23 (Public Radio Exchange, Обмен между общественными радиостанциями), появившийся в 2003 г. «Пи-ар-экс» (PRX) – архив и распространитель программ общественного радио, а также независимых продюсеров. Работает он так: любую единицу радиопродукта – от минутного ролика до цикла передач – можно загрузить на портал. У остальных пользователей есть возможность послушать фрагмент материала и, если он удовлетворяет программным критериям радиостанции, запросить его целиком, в надлежащем для эфира качестве и, разумеется, заплатив за его использование. Кроме того, можно оставить отзыв об уже «скачанных» материалах. Поиск осуществляется не только по ключевому слову, но и по теме длительности или времени появления передачи в базе данных.
Заключение
В Соединенных Штатах общественное вещание есть, и представлено оно отнюдь не одной производящей компанией. Несмотря на то что в эфире всегда обозначается производитель программ, слушатели чаще всего приписывают все программы производству «Эн-пи-ар». Люди редко осознают, что местная аффилированная станция «Эн-пи-ар» иногда распространяет программы других общественных вещательных сетей24. Однако критики считают, что слушателям импонирует «творческий всплеск среди продюсеров общественных радиостанций, возникший отчасти благодаря воодушевленному соперничеству между Национальным общественным радио и Международным общественным радио»25. С этим вполне можно согласиться. Конкуренция общественных станций между собой стимулирует радиовещателей развиваться программно, искать новые формы взаимодействия со слушателями. Благодаря тому, что общественных вещателей несколько, программы, иначе обреченные на закрытие, оказываются снова «в игре», будучи купленными сетями-конкурентами. Кроме того, на примере совместных проектов «Пи-ар-ай» и Всемирной службы «Би-би-си» можно говорить и о международном сотрудничестве американских общественных вещателей с европейскими коллегами.