Languages

You are here

Конвергенция СМИ глазами российских журналистов-практиков

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

The Process of Media convergence through the Eyes of Russian Journalism Practitioners

 

Баранова Екатерина Андреевна
соискатель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, kat_journ@front.ru

Ekaterina Baranova
Doctoral degree-seeking student, chair of media theory and economics, Faculty of Journalism, Moscow State University, kat_journ@front.ru

 

Аннотация
Летом 2009 г. был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 20 человек – преимущественно редакторы интернет-версий деловых, массовых, общественно-политических и специализированных газет из 17 российских издательских домов, а так же из агентства «РИА Новости». Как развивается процесс конвергенции в российских СМИ, показывают представленные в статье результаты этого опроса.

Ключевые слова: процесс конвергенции СМИ; интеграция СМИ; мультимедиа; интернет-отдел.

Abstract
During the summer of 2009 a survey was held among 20 respondents, who were editors of online versions of Russian tabloid, business, general interest and specialized publications. The practitioners were from 17 Russian publishing houses and RIA news agency. The article presents the results of this survey. They show the way media convergence is developing in Russia.

Key words: process of media convergence; media integration; multimedia; web-department.

 

Методология

При проведении опроса использовался метод полуформализованного интервью. «Полуформализованное интервью апеллирует к естественному ходу мыслей респондента, поощряя его свободно высказываться по предложенной теме. … Вопросы имели общие формулировки, чтобы спровоцировать оригинальные ответы, минимально обусловливая их конкретизацией области поиска ответа»1.

При анализе данных, полученных в результате интервью, мы использовали метод кодирования, организуя необработанные данные в концептуальные категории и создавая темы: «Понимание терминов», «Интернет-отдел» и т.д., которые затем использовали при анализе данных. Применяя метод осевого кодирования, мы «фокусировались на самих данных и приписывали кодовые значения темам»2. Например, изучая развитие видеоконтента на сайтах российских газет, мы делили предмет исследования на следующие части: появление видеоконтента на сайтах российских газет; создание видеоконтента; формы подачи видеоматериалов; включение рекламы в видеоролики.

С помощью метода согласия мы фокусировали внимание на том, что является общим для всех исследуемых нами примеров. И пришли к выводу, что практически все анализируемые издания в большей или меньшей степени воплощают основную идею конвергенции – совместное производство контента и распространение его на разных медиаплатформах.

 

Понимание терминов

Сегодня в журналистских кругах много говорят о понятии «конвергенция СМИ» и связанных с ним понятиях «мультимедиа», «интеграция СМИ». Теоретики до сих пор не могут выработать единого толкования понятия «конвергенция», часто отождествляют его с понятием «интеграция». Поэтому мы просили респондентов рассказать, что эти понятия означают для них на практике.

На вопрос: «Что вы понимаете под процессом конвергенции СМИ?» ? не смогли ответить семь человек. Они либо никогда не слышали о таком понятии, либо слышали, но затруднялись дать определение. Из данных же ответов можно выделить четыре основных подхода к пониманию термина.

? Конвергенция – технологический процесс, взаимопроникновение технологий, производство медийного продукта всеми доступными способами. Как отмечает Оксана Силантьева, руководитель медийных проектов ИД «Алта-пресс», конвергенция ? «технологический термин: одно событие может быть представлено разными технологическими способами»3.

? Конвергенция – сочетание различных типов и форматов представления информации на какой-либо медиаплатформе. Александр Алиев, директор интернет-проекта «Известия», считает, что конвергенция – это«объединение различных форм представления информации на сайте»4.

? Конвергенция – распространение контента по максимально возможным каналам информации. Как отмечает Павел Черников,главный редактор kommersant. ru, конвергенция – это «сближение и объединение самых разных каналов распространения информации»5.

? Конвергенция – соединение двух продуктов – печатной и электронной версии газеты. Павел Сухов, главный редактор GZT. RU, рассказывает, что за весь период работы он «встретился с понятием «конвергенция» лишь однажды – речь шла о конвергентной, объединенной редакции, которая производит материалы и для сайта, и для газеты»6.

Встречались и другие толкования термина. Например, Юрий Гаркунов, руководитель службы выпуска интернет-версии газеты «Труд»,считает, что «конвергенция предполагает объединение усилий одной редакции для работы над разными проектами, объединение различных отделов для выработки какого-то продукта»7.

По мнению Антона Глебова, редактора интернет-проекта www.sovsport.ru., конвергенция – это «взаимодействие различных СМИ, входящих в один холдинг, по совместному созданию контента и его распространению на разных медиаплатформах. Идея конвергенции может быть воплощена только в той медиакомпании, которая объединяет различные СМИ, как, например, агентство «РИА Новости». В рамках нашего холдинга тоже присутствуют различные СМИ: газеты «Комсомольская правда» и «Советский спорт» с интернет-версиями, а также радио «КП», и между ними есть взаимодействие»8.

Большинство опрошенных не различают понятия «конвергенция СМИ» и «интеграция СМИ». Так, например, Павел Сухов считает, что это практически тождественные понятия, они предполагают соединение двух продуктов – печатной и электронной версии газеты: «Существуют либо две параллельные редакции, которые выдают контент для двух версий – печатной и электронной. … Или же существует одна редакция, вынужденная работать на две медийные площадки. Это некая реальность, а слова, которыми исследователи ее обозначают, могут быть какими угодно: интеграция, конвергенция, диверсификация деятельности»9. Ольга Луцкович, выпускающий редактор редакции новостей недвижимости РАМИ «РИА Новости», отмечает, что «конвергенция и интеграция в журналистике очень близкие, почти тождественные понятия. Они подразумевают сближение, объединение и взаимопроникновение друг в друга различных СМИ, что позволяет готовить более полноценные материалы, сочетающие в себе глубину газетной журналистики, эмоциональность видео и онлайновую интерактивность»10.

Встречались и другие толкования термина. Андрей Козенко, старший корреспондент отдела «Общество» газеты «Коммерсантъ», считает, что «интеграция – это, например, покупка одного издания другим. Как это произошло с журналом «Огонек», который купил ИД «Коммерсантъ» – пример горизонтальной интеграции»11.

Понятию «интеграция СМИ» не смогли дать определение 7 человек из 20 опрошенных. А вот на вопрос о понимании термина «мультимедиа» ответили практически все. Большинство (7 человек) полагают, что мультимедиа – это подача материала с использованием разных форматов (аудио, видео, текста, графики); тип контента, который воздействует сразу на несколько органов чувств. Как отмечает Павел Черников, «мультимедиа» ? это «формат подачи информации, когда текст сопровождается аудио- и видеоматериалами, различными интерактивными форматами»12.

Татьяна Гончарова, редактор интернет-сайта газеты «Московский комсомолец» ( www.MK.ru), ассоциирует понятие мультимедиа с «крупным холдингом, крупной структурой, которая работает в разных направлениях. Газета, радио, ТВ, интернет-СМИ объединяются в мультимедийные холдинги, они включают как минимум три различных по виду СМИ, у которых есть один владелец. РБК, «РИА Новости» можно отнести к таким холдингам»13. Интернет-СМИ для Т. Гончаровой тоже мультимедиа. Екатерина Родионова, руководитель интернет-отдела газеты «Трибуна», считает, что«мультимедиа – это текстовые публикации в интернете, газете»14.

Как видим, участники опроса в большинстве своем либо вообще не дают определений предложенным понятиям, либо не видят между ними большой разницы.

 

Процесс конвергенции на практике

Понятие конвергенции мы намеренно сформулировали в следующем вопросе: «Считаете ли Вы, что Ваше издание вовлечено в процесс конвергенции, если под конвергенцией условно понимать процесс слияния, интеграции различных медиаплатформ (печатной версии газеты, интернет-версии, WAP-версии, PDA-версии и, возможно, какого-то вещательного ресурса), с целью совместного производства контента и тиражирования его на разных медиаплатформах?». Практически все опрошенные (18 человек) ответили на вопрос положительно. Опрашиваемые эксперты уверены, что процесс конвергенции необходим в целом для газетной индустрии. В большинстве медиакомпаний конвергенция реализуется в объединении печатной, интернет-, WAP- и PDA-платформы, но есть примеры объединения и пяти медиаплатформ: в ИД «Алта-медиа» и ИД «Комсомольская правда» сегодня активно осваивают радиоплатформу. Рассмотрим примеры различных объединений.

 

Интернет-отдел

Процесс конвергенции часто сопровождается организационными изменениями, например, появлением новых отделов. По свидетельству опрошенных, практически во всех изданиях несколько лет назад появился интернет-отдел (или интернет-служба, интернет-редакция). В некоторых изданиях он появился уже достаточно давно: в «Известиях» ? еще в 2000 г., в других – относительно недавно. Например, в газете «Газета» такой отдел появился в апреле 2009 г. Число сотрудников в интернет-отделах колеблется от 2 («Трибуна») до 30 («Газета») человек. В медиахолдингах, объединяющих несколько изданий, интернет-служба часто играет роль структуры, выпускающей сайты этих изданий. Интернет-служба «АиФ» (медиахолдинг «Медиа3») выпускает три сайта: www.aif.ru, www.extra-m.ru и www.trud.ru. Вся служба включает чуть более 20 человек – это и журналисты, и редакционная служба, и маркетологи. Между изданиями, входящими в холдинг «Медиа3», есть взаимодействие по обмену контентом. Как рассказывает Юрий Гаркунов, руководитель службы выпуска интернет-версии газеты «Труд», «специалисты «Труда» отвечают на вопросы, а в «АиФ» можно посмотреть этот контент. У нас есть также совместный блог rabota. aif. ru, он был запущен совсем недавно и предоставляет пользователям aif. ru возможность искать вакансии и размещать вакансии и резюме на сайте Job.trud. ru»15.

Интернет-отдел во многих изданиях – самостоятельная редакция и включает выпускающего редактора, пишущих журналистов, редактора ленты новостей, бильд-редактора; эти люди создают контент только для интернет-сайта. В ряде изданий («Газета», «Коммерсантъ») сегодня есть тенденция к объединению газетной и интернет-редакции. В «Экономической газете» такое объединение уже произошло. Раньше в ИД «Экономическая газета» было несколько редакций, занимающихся выпуском смежных изданий, сегодня создана единая редакция, выпускающая и газеты, и несколько журналов, и их интернет-проекты.

Взаимодействие между интернет-отделом и газетной редакцией

Одним из основных проявлений процесса конвергенции СМИ многие западные теоретики считают взаимодействие между отделами медиакомпании. Представители российских изданий рассказали нам о некоторых примерах такого взаимодействия между интернет-отделом и редакцией газеты.

Прежде всего, это взаимодействие по обмену контентом, которое есть в «АиФ», «Известиях», «Газете». В «АиФ» отдел бизнеса поставляет большое количество материалов, написанных специально для сайта – для раздела «Деньги». Некоторые материалы, изначально написанные интернет-отделом, попадают в печатную версию. В «Газете» у журналистов есть утвержденный минимум по сдаче текстов на онлайновую и офлайновую площадки. Журналисты из газеты также могут брать любую информацию, опубликованную на сайте, и размещать в печатной версии с указанием на то, что материал изначально появился на интернет-сайте.

Другим примером взаимодействия между интернет-отделом и редакцией газеты может служить кросс-промоушн. Например, в «Новой газете» «постоянно даются ссылки на материалы сайта, на сайте – на материалы в газете»16. Еще один пример взаимодействия: интернет-отдел приглашает журналиста из газеты для проведения онлайн-конференции. Примеры такого взаимодействия есть в «АиФ», «Новой газете».

Несмотря на то, что во многих изданиях журналисты из газеты и журналисты из интернет-редакции обмениваются материалами, работают на две платформы, в ряде редакций («Коммерсантъ», «Известия», «МК», «Новая газета») есть журналисты, которые пишут только для сайта.

 

Видеоконтент на сайтах российских газет

Российские издания постепенно уходят от модели «сайт – копия газеты», ведь современному потребителю информации нужен полноценный мультимедийный ресурс, который не будет привлекательным без видеоматериалов. Как свидетельствуют результаты опроса, в российских изданиях это понимают и активно развивают (или в скором времени планируют развивать) видеоконтент. Первые видеоролики начали появляться на сайтах российских изданий примерно три года назад. Видеоконтент российские издания получают благодаря сотрудничеству с провайдерами («Коммерсант», по договоренности с сайтом newstube. ru., может выбирать любые ролики и ставить их себе на сайт, «Известиям» видеоматериалы предоставляют телеканалы «Звезда», «Культура», «Рен-ТВ», а «РГ» ? канал «Вести-24»), производят своими силами, а также используют видеоролики, которые присылают читатели.

Для создания видеоконтента часто привлекают специалистов. В «АиФ» есть режиссер и оператор. В «Коммерсанте» в 2007 г. появилась специальная группа, которая называется «Коммерсантъ-Видео», входящая в интернет-отдел, состоит она из нескольких творческих работников и видеомонтажеров. Это профессиональные телевизионщики с опытом работы на телевидении. В «Известиях» есть мультимедийная группа, которая занимается созданием видеоматериалов. Там тоже работают профессиональные операторы, тележурналисты, которые осуществляют онлайн-трансляции, работают над созданием программы вещания.

В таких изданиях, как «МК», «Новая газета», «РГ», для создания видеоматериалов могут привлекаться журналисты-газетчики и фотокорреспонденты. Как рассказывает Варвара Дмитриева, шеф- редактор www.rg.ru, «пишущие журналисты и фотокорреспонденты газеты снимают событийное видео на мобильные телефоны и фотоаппараты. Качество таких роликов, конечно, далеко не первоклассное, но для событийных материалов в интернете это не так важно. Иногда журналисты берут интервью и делают видеозаписи каких-то ярких моментов»17. В «Новой газете» «есть несколько инициативных журналистов-газетчиков, которые не только снимают видео, но и сами делают монтаж, снабжая его всеми необходимыми атрибутами – перебивками, заставками, титрами, и предоставляют уже готовый видеоролик»18.

В опрошенных нами изданиях экспериментируют с различными формами подачи видеоматериалов. Особенно часто используется видеоконференция («АиФ», «Газета», «Новая газета», «Советский спорт»). Приглашенные эксперты отвечают на вопросы читателей, и это записывается на видео. Видеоопрос на улице широко практикуют «РГ» и «Коммерсантъ». Например, корреспонденты «Коммерсанта» «выходят на улицу, задают вопросы обычным прохожим и фиксируют их ответы на видео. В газете есть рубрика «Прямая речь», в рамках которой на какой-то вопрос отвечают крупные бизнесмены, политики. Этот же вопрос потом может быть задан и простым людям. В газете публикуются ответы политиков, бизнесменов, а на сайте как дополнение – ответы обычных людей»19. Можно выделить также видеорепортаж с места событий («Советский спорт», «Новая газета»).

Среди других форматов, с которыми экспериментируют российские издания, можно назвать формат видеоурока, который используют в «АиФ». Это небольшие видеоматериалы (не больше четырех минут) о том, как, например, выбрать ролики и научиться на них кататься, как приготовить популярные блюда.

Как рассказывает Павел Черников из «Коммерсанта», «мы пытаемся искать какие-то новые для себя форматы в видеожурналистике. Например, есть у нас формат «Что происходит»: журналист идет к представителю какой-то профессии и беседует о том, что происходит в данной отрасли. … Есть видеоколонки журналистов, где авторы рассказывают о том, что они пишут в газете, делятся своими мыслями»20.

На сайте газеты «Спорт-экспресс» с февраля 2009 г. раз в неделю выходит передача «Футбол на троих». Ведущие программы – журналист газеты Александр Львов и писатель-сатирик Александр Арканов – беседуют с гостем о футболе, с юмором, в непринужденной обстановке.

Во многих редакциях («АиФ», «Газета», «Коммерсантъ», «Известия», «Советский спорт») в видеоконтент включают или собираются в скором времени включать рекламу.

 

Аудиоконтент на сайтах российских газет

В большинстве изданий полагают, что аудиоконтент на сайте газеты бесперспективен. Как отмечает Павел Черников, «аудиоформат достаточно сложен для восприятия в интернете»21. С аудиоматериалами экспериментировали в «РГ», «Коммерсанте», но особого успеха они не имели. Как рассказывает Андрей Козенко, в «Коммерсанте» «были некоторые неудачные проекты. Например, журналисты … читали с выражением гороскоп, что называется, смеха ради, но это как-то не прижилось»22. В «Новой газете» от аудиоконтента отказались в связи с кризисом. До кризиса на сайте «два раза в день – в 12.00 и в 18.00 – можно было послушать пятиминутный обзор основных новостей»23.

Как отмечает Павел Сухов, «аудиоконтент имеет смысл только как интервью эксперта или в рамках партнерских программ обмена контентом с радиостанциями. Например, мы даем анонсы нашего газетного номера и того, что опубликовано на сайте за короткое время, они в свою очередь дают свои подкасты»24. На GZT. RU.аудиоконтент представлен также в виде расшифровок интервью вместе с аудиодорожкой, взятого оперативно по телефону. Аудиоконтента на сайте значительно меньше, по сравнению с видеоматериалами.

 

WAP- и PDA-платформы

Реализуя модель «однократное производство контента и многократное его тиражирование на разных медиаплатформах», многие российские издания используют или собираются вводить WAP- и PDA-версии.

WAP-версия в большинстве случаев («АиФ», «Газета», «Известия», «РГ», «Труд») совпадает с PDA и является копией газеты. Но есть и другие примеры использования WAP-версии. В «МК» в нее попадают только самые яркие, ключевые новости. В «НГ» хотят создать WAP-версию, которая не будет копией газеты, планируется писать новости специально для WAP-платформы. В «Советском спорте» есть услуга оперативной доставки результатов матчей по SMS. Например, «во время хоккейного чемпионата пользователь мог просто получать либо все результаты матчей, либо счет матча с именами хоккеистов, забивших шайбы»25. Эта услуга рекламируется на сайте и в газете.

Только несколько опрошенных считают, что развивать WAP-версию не имеет смысла. Среди них Александр Алиев, который отмечает, что «сегодня при таком уровне развития интернета и проникновения туда СМИ развивать WAP-версию не имеет смысла. Современного потребителя информации уже не удовлетворить контентом, который можно предоставить с помощью WAP-версии, – ему нужны картинки, видео»26.

Как и во всем мире, российские издания сталкиваются с теми же трудностями, что и западные – прежде всего с тем, что журналистам, привыкшим работать в определенном ритме, очень сложно привыкнуть к новым реалиям. Павел Черников рассказывает, что в «Коммерсанте» все понимают, что необходимо переходить к объединенной редакции, «но тут очень много сложностей. Взять, например, простую задачу организации рабочего пространства. Ведь большой ньюсрум подразумевает, что у человека нет постоянного рабочего места. А некоторые журналисты работают в газете по 10?15 лет, у них свои рабочие места, к которым они привыкли, у кого-то на мониторе висит любимый плюшевый мишка, без которого ну никак не пишутся аналитические статьи и т.д., а тут журналиста вдруг сажают за любой свободный лэптоп»27. Пока в «Коммерсанте» большинство сотрудников занимает выжидательную позицию: с одной стороны, не хочется ничего менять, потому что привыкли, с другой – есть понимание, что менять все-таки надо. История с объединенным ньюсрумом обсуждалась года два назад, но журналисты редакции высказали веские аргументы против такой перестройки.

В «Советском спорте» тоже «были трудности, связанные с тем, что журналисты из газеты не хотели работать на сайт, их приходилось заставлять. У людей не было понимания важности интернет-платформы, не было финансовой мотивации. Сейчас ситуация изменилась, руководство уже в обязательном порядке требует от журналистов работать на разные платформы. Сегодня журналисты из газеты сами ставят какие-то материалы на сайт и видят, сколько откликов получил материал. Большое количество откликов – тоже мотивация для журналиста, он видит, что его заметка пользуется интересом, ее читают»”28.

 

Объединение печатных-, интернет-, WAP-, PDA- и радиоплатформ

Мы считаем необходимым отдельно рассмотреть примеры объединения пяти медиаплатформ – печатной, интернет-, WAP-, PDA- и радиоплатформы, как примеры более сложной организации взаимодействия по созданию контента в рамках одного издательского дома. Наше внимание будет сосредоточено на ИД «Алта-пресс» и ИД «Комсомольская правда».

Как рассказала О. Силантьева (ИД «Алта-пресс»), с февраля 2009 г. идет организационная работа по совершенствованию деятельности компании. Всего в «Алта-пресс» 13 изданий: развлекательные журналы, газета частных объявлений. Процесс же реструктурирования касается пока только двух изданий – деловой газеты «Ваше дело» и еженедельника «Свободный курс», а также радиостанции «Серебряный дождь» в Барнауле и сайта altapress. ru. Сегодня они объединены в одну общую редакцию, которая по-прежнему будет выпускать эти четыре продукта, но уже совместными усилиями.

Первые шаги в этом направлении были сделаны между интернет-редакцией и редакцией радиостанции. На сайте есть лента новостей, многие новости на радио – это новости, подготовленные сотрудниками сайта. Новости немного корректируются с учетом радиоформата, но сбором информации занимается в основном интернет-редакция. Радио- и интернет-редакция взаимодействуют также по отдельным проектам. Например, каждый понедельник на радио идет «Авточас» ? на сайте размещается анонс, там можно задавать вопросы, там же есть телефон прямого эфира. После окончания передачи аудиозапись выкладывается на сайт, чтобы ее могли послушать те, кто не застал прямой эфир. Другой проект: известные люди Алтая читают в прямом эфире Шукшина – аудиозапись выкладывается потом на сайт.

В «Алта-пресс» активно сотрудничают радиоспециалисты и фотожурналисты. На аудиоматериал накладывается слайд-шоу по данной тематике. Получается продуманный фоторепортаж в формате аудио-слайд-шоу со своей логикой, со своим развитием событий.

Сотрудники из интернет-редакции активно взаимодействуют и с журналистами печатных изданий, хорошо знают тематический план газетных публикаций. «По ключевым темам проводятся совместные планерки, на которых распределяются обязанности: интернет-редакция может собирать какую-то быструю информацию, а газетчики делают аналитику, потом материалы выкладываются на сайт»29.

Журналисты из газет нередко привлекаются для создания видеоконтента на сайте. В «Алта-пресс» есть специалист по монтажу и технический редактор. Но у всех журналистов есть базовые навыки выстраивания видеоряда. Оксана Силантьева рассказывает: «Недавно приезжал В. Путин, было много с этим связанных видеоматериалов. Наша журналистка ходила на пресс-конференции с видеокамерой. Сначала на сайт выкладывался продиктованный по телефону текст, потом монтировались видеоролики»30.

С октября прошлого года у газет, входящих в «Алта-пресс», появилась WAP- и PDA-версии. WAP-версия – афиша, т.е. анонсы культурных событий, анонсы публикаций – на PDA. Копией газет ни WAP-, не PDA-версия не являются.

В издательский дом «Комсомольская правда» входят газеты «КП», «Советский спорт», «Экспресс-газета», «Телепрограмма», ряд локальных региональных газет, а также радио «КП».

Наверно, надо согласиться с мнением Олеси Носовой,шеф-редактора KP. R U, которая считает, что опыт ИД «Комсомольская правда» в деле освоения новых технологий самый успешный среди всех российских изданий. Журналисты основной газеты издательского дома сегодня создают контент для разных медиаплатформ. В «КП» отказались от практики выделения журналистов, пишущих только для сайта, которая характерна для многих российских изданий. Сейчас из интернет-службы в «КП» сделали службу выпуска: там работают около 25 человек – программисты, дизайнеры, верстальщики, редакторы отделов и большой штат выпускающих редакторов, которые дают задания журналистам из газеты. Выпускающие редакторы формируют контент сайта, но пишут всё журналисты из газеты.

Если в большинстве опрошенных изданий созданием видеоконтента занимаются профессионалы в этой области, то в «Комсомольской правде» видеоматериалы делают журналисты газеты. Первые видеоролики появились на сайте примерно в 2006 г. Сегодня журналист, идя на задание, берет с собой камеру, снимать он может и на телефон. Потом приносит все видеомонтажеру, если есть какие-то детали верстки, объясняет, что нужно сделать. Многие журналисты также начали сами верстать, используя пока простейшие программы.

В «КП» есть специальная видеостудия. В день бывает от одного до трех гостей, за несколько дней вывешивается анонс. Онлайн-конференции проводятся в прямом эфире, и читатели задают гостям вопросы. Такие видеотрансляции идут около часа на сайте «КП» и на www.u-tube.ru. По окончании трансляции на сайт выкладывается стенограмма и наиболее интересные моменты конференции.

На сайте «КП» в день появляется около 40 роликов ? это материалы, снятые журналистами газеты, ролики с www.u-tube.ru., архивные материалы. Для сравнения: на сайтах других опрошенных нами изданий появляется 7?10 роликов в неделю.

Если в большинстве других изданий в видеоконтент включают рекламу, то в «КП» пока не видят в этом особого смысла. Зато на сайте KP. RU много собственной рекламы, например, рекламируются книжные коллекции, выходящие под брендом «Комсомолки».

Аудиоконтент до появления радио «КП» не имел большого успеха. Как рассказывает О. Носова, «раньше была рубрика “Вопрос дня”: мы обзванивали специалистов по животрепещущей теме и выкладывали ответы на сайт. Но большого спроса аудиоформат не имел»31. Радио «КП» ? разговорное, там мало музыки, в основном новости, встречи с интересными людьми. Есть программа «Тема дня», когда журналист приглашает эксперта и в прямом эфире с ним беседует. Потом делает материал, который отдается в интернет-отдел и в газету. В радиорубку приходит видеооператор, делает подсъем, и получается видеоролик.

По словам О. Лосевой, «все сотрудники газеты производят сегодня контент как для интернет-сайта, так и для радио. На радио есть, конечно, узкие специалисты – аудиомонтажеры, ведущие эфира, но весь контент делают журналисты газеты, которые в течение дня бегают по этажам: на шестом этаже находится редакция газеты, на пятом – интернет-служба, на третьем – радиослужба»32. Если случается какое-то событие, журналист звонит эксперту, задает ему вопросы, одновременно записывает аудиофайл. Аудиофайл расшифровывают для сайта и потом дают в эфир на радио, возможно, появляется материал и в газете. «Таким образом, один контент продается три раза. Журналист получает дополнительный гонорар, если отдает материал не только в газету, но и в интернет-службу, и на радио, т.е. у человека есть заинтересованность»33.

Взаимодействие по созданию контента для радио происходит и с журналистами из газеты «Советский спорт». Как рассказывает Антон Глебов, «начинали с того, что делали для радио спортивные новости. Сегодня журналисты “Советского спорта” выходят в эфир с места события и передают какую-то информацию. Эксперты из газеты иногда комментируют футбольные матчи на радио, ведут авторские передачи»34. Иногда в интернет-редакцию «Советского спорта» приходят гости, отвечают на вопросы пользователей сайта и журналиста из газеты. После этого гость с журналистом можем пойти еще и на радио – побеседовать 10?15 минут в прямом эфире.

Активно развивает «КП» и WAP-версию. Правда, в целом WAP-версия ничем не отличается от PDA, за исключением каких-то специальных предложений.

В ИД «Комсомольская правда» и «Алта-пресс» у журналистов мотивируют стремление осваивать новые технологии. Как отмечает О. Носова, «если человека не трогать, то он ничего и не будет делать, наверно, многие хотели бы как раньше: писать два материала в месяц и получать неплохую зарплату. Сегодня в “КП” журналист должен писать, снимать, разговаривать на иностранных языках – это профессиональные требования к журналистам нашей газеты»35.

 

Намерения и планы

Как видно из результатов опроса, многие российские издания осваивают новые технологии, новые медиаплатформы, развивают взаимодействие по созданию контента. Исключением из этой практики является холдинг РБК.

Как рассказывает Елизавета Серегина, корреспондент отдела ТЕЛЕКОМ/МЕДИА газеты «РБК daily», «у нас газета сама по себе, ТВ само по себе. Журналисты из газеты практически никак не взаимодействуют с журналистами РБК-ТВ. Бывают редкие исключения: на РБК-ТВ есть программа “В фокусе”, туда приглашают разных предпринимателей, и из газеты (особенно из отделов “ТЭК”, “Индустрия”) приглашаются журналисты, чтобы они дали свои комментарии»36.

Сайты всех рассмотренных нами изданий превратились сегодня в мультимедийные ресурсы, ушли от модели «сайт-копия газеты», сайт же газеты «РБК daily» остался отражением газетной версии. Пока в газете нет какой-то отдельной редакции, отдельной команды журналистов, занимающейся подготовкой сайта. Правда, как рассказывает Е. Серегина, развивать видеоконтент планировали, но помешал кризис. Возможно, за пределами компетенции опрошенного эксперта остаются другие планы конвергенции, которые все же будут осуществляться в РБК.

Большинство же опрошенных говорили о том, что не намерены останавливаться на достигнутом и задумываются об освоении других медиаплатформ. Как рассказала нам Оксана Силантьева, в «Алта-пресс» давно говорят о создании «Алта-пресс-ТВ». В ИД понимают, что контент, который создают журналисты издательского дома, можно представить и на видеоканале. Пока не известно, будет ли это телевизионный канал или время, купленное на другом канале, но под брендом «Алта-пресс».

Как рассказал нам Павел Черников, в «Коммерсанте» велись разговоры по созданию радио. В ИД «есть понимание того, что сильный бренд “Коммерсанта” может вытягивать разные проекты … бренд “Коммерсанта” нужно “отрывать” от бумаги, к которой он очень сильно “прилеплен”. Должна быть ассоциация, что “Коммерсантъ” ? это не только газета, а качественное медиа вообще. В разных своих проявлениях»37.

В «Новой газете» тоже уже велись разговоры о создании вещательного ресурса. Как рассказывает Сергей Асриянц, «пока мы прорабатываем этот вопрос в теории, есть некоторые задумки, в перспективе очень хотелось бы создать свой вещательный канал»38.

То, что происходит сегодня в рамках конвергентной модели в российских медиакомпаниях, представляет большой интерес как для теоретиков, так и для практиков. Вновь создаваемые организационные модели взаимодействия на базе различных технологических платформ могут послужить примером для других участников рынка. Проведенный опрос показал, что в России существует достаточно интересный опыт по освоению новых технологий и созданию действующих взаимосвязей между различными информационными площадками. Данные опроса показывают, что практически все издания в большей или меньшей степени осваивают новые технологии, реализуя основную идею процесса конвергенции – однократное совместное производство контента и многократное его распространение на разных медиаплатформах.

 

 


  1. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология. 1995. № 5-6. С. 30.
  2. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социология за рубежом. 1998. № 12. С. 103.
  3. Личное интервью с О. Силантьевой, руководителем медийных проектов ИД «Алта-пресс». 13.07.09.
  4. Личное интервью с А. Алиевым, директором интернет-проекта газеты «Известия». 14.08.09.
  5. Личное интервью с П. Черниковым,главным редактором интернет-версии газеты «Коммерсантъ». 09.07.09.
  6. Личное интервью с П. Суховым, главным редактором интернет-версии газеты «Газета». 07.07.09.
  7. Личное интервью с Ю. Гаркуновым, руководителем службы выпуска интернет-версии газеты «Труд». 02.07.09.
  8. Личное интервью с А. Глебовым, редактором интернет-проекта газеты «Советский спорт». 27.07.09.
  9. Личное интервью с П. Суховым, главным редактором интернет-версии газеты «Газета». 07.07.09.
  10. Личное интервью с О. Луцкович, выпускающим редактором редакции новостей недвижимости РАМИ «РИА Новости». 06.09.09.
  11. Личное интервью с А. Козенко, старшим корреспондентом отдела «Общество» газеты «Коммерсантъ». 16.06.09.
  12. Личное интервью с П. Черниковым,главным редактором интернет-версии газеты «Коммерсантъ». 09.07.09.
  13. Личное интервью с Т. Гончаровой, редактором интернет-сайта газеты «Московский комсомолец». 05.06.09.
  14. Личное интервью с Е. Родионовой, руководителем интернет-отдела газеты «Трибуна». 31.07.09.
  15. Личное интервью с Ю. Гаркуновым, руководителем службы выпуска интернет-версии газеты «Труд». 02.07.09.
  16. Личное интервью с С. Асриянц, редактором сайта «Новой газеты». 17.08.09.
  17. Личное интервью с В. Дмитриевой, шеф- редактором интернет-версии «Российской газеты». 18.08.09.
  18. Личное интервью с С. Асриянц, редактором сайта «Новой газеты». 17.08.09.
  19. Личное интервью с П. Черниковым,главным редактором интернет-версии газеты «Коммерсантъ». 09.07.09.
  20. Там же.
  21. Там же.
  22. Личное интервью с А. Козенко, старшим корреспондентом отдела Общество газеты «Коммерсантъ». 16.06.09.
  23. Личное интервью с С. Асриянц, редактором сайта «Новой газеты». 17.08.09.
  24. Личное интервью с П. Суховым, главным редактором интернет-версии газеты «Газета». 07.07.09.
  25. Личное интервью с А. Глебовым, редактором интернет-проекта газеты «Советский спорт». 27.07.09.
  26. Личное интервью с А. Алиевым, директором интернет-проекта газеты «Известия». 14.08.09.
  27. Личное интервью с П. Черниковым,главным редактором интернет-версии газеты «Коммерсантъ». 09.07.09.
  28. Личное интервью с А. Глебовым, редактором интернет-проекта газеты «Советский спорт». 27.07.09.
  29. Личное интервью с О. Силантьевой, руководителем медийных проектов ИД «Алта-пресс». 13.07.09.
  30. Там же.
  31. Личное интервью с О. Носовой,шеф-редактором интернет-сайта газеты «Комсомольская правда». 08.07.09.
  32. Там же.
  33. Там же.
  34. Личное интервью с А. Глебовым, редактором интернет-проекта газеты «Советский спорт». 27.07.09.
  35. Личное интервью с О. Носовой,шеф-редактором интернет-сайта газеты «Комсомольская правда». 08.07.09.
  36. Личное интервью с Е. Серегиной, корреспондентом отдела ТЕЛЕКОМ/МЕДИА газеты «РБК daily ». 14.06.09.
  37. Личное интервью с П. Черниковым,главным редактором интернет-версии газеты «Коммерсантъ». 09.07.09.
  38. Личное интервью с С. Асриянц, редактором сайта «Новой газеты». 17.08.09.