Languages

You are here

Предпринимательская деятельность в редакциях СМИ

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Business activities in the media

 

Давтян Сейран Ладикович
кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, davtyansl@mail.ru

Seiran L. Davtyan
PhD, Researcher at the chair of Russian media history and legal regulation, Faculty of Journalism, Moscow State University. davtyansl@mail.ru

 

Аннотация
В статье рассматриваются правовые особенности предпринимательской деятельности в СМИ с учетом их организационно-правовой формы.

Ключевые слова: статус СМИ, виды редакций, предпринимательская деятельность.

Abstracts
The article examines the legal particularities of business activities in editorial offices taking into account the organizational and legal form of the media outlet.

Key words: status of the media, types of editorial offices, business activities.

 

Бюджет любой редакции СМИ формируется за счет различных источников, в том числе – не связанных с выпуском СМИ коммерческой деятельности, например, размещения рекламы. В условиях экономического кризиса, уменьшения тиражей, отсутствия достаточного количества рекламодателей, редакции СМИ особенно вынуждены искать новые источники для пополнения доходной части своих бюджетов.

В связи с этим возникает вопрос: «Может ли редакция СМИ заниматься другой, не запрещенной законом предпринимательской деятельностью, в том числе, не связанной с выпуском продукции СМИ?». Основываясь на действующем российском законодательстве, попробуем разобраться в этом.

В соответствие Законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации (далее – Закон о СМИ)1 под редакцией СМИ понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ (статья 2). Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного СМИ организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска СМИ, вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность (статья 19).

 

Организационно-правовая форма редакции

Организационно-правовая форма является определяющим признаком для редакции конкретного СМИ и отражает характер ее деятельности. В юридической литературе под организационно-правовой формой понимается совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, администрации и трудового коллектива организации, их ответственности друг перед другом2. Различия организационно-правовых формах выражаются во внутренней конструкции управления делами юридического лица, и регулируется в соответствии с законодательством и внутренними локальными документами организации, в первую очередь, уставом.

Разумеется, что редакция СМИ, зарегистрированная в качестве юридического лица, должна руководствоваться теми же законами, что и любая другая организация. Вместе с тем, редакция как творческая организация, выпускающая особый вид продукции, подчиняется требованиям положений, зафиксированных в законодательстве о СМИ.

Одной из отличительных черт редакции, в этом качестве, является то, что она осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности (статья 19 Закона о СМИ). Профессиональная самостоятельность это тот базис, на котором должна строиться деятельность любой редакции. Это тот внутренний стержень, который делает редакцию творческой, индивидуальной, креативной. Вместе с тем, редакция как самостоятельный хозяйствующий субъект, должна строить свои отношения с другими субъектами, в том числе с работниками редакции (журналистами, корректорами, верстальщиками компьютерной верстки, менеджерами по рекламе и другими специалистами), независимо от их профессии, на основе действующего законодательства: гражданского, трудового, о СМИ. Это означает, что «профессиональная самостоятельность» и «хозяйственная самостоятельность» редакции существуют параллельно, дополняя друг друга. Но, приходится констатировать, что возникающие время от времени на рынке информационных услуг конфликты в редакциях тех или иных СМИ, свидетельствуют, что границы профессиональной самостоятельности отдельно взятой редакции простираются в пределах ее хозяйственной самостоятельности. Сегодня, к сожалению, редакции российских СМИ профессионально самостоятельны настолько, насколько это выгодно редакционному менеджменту.

Тем не менее, основываясь на нормах гражданского законодательства, следует отметить, что редакция имеет максимум возможностей для самостоятельной деятельности при подготовке, выпуске и распространении своей продукции и для формирования редакционного коллектива. По общему определению, если редакция не зарегистрирована в качестве юридического лица, то она не является субъектом трудовых отношений, даже если выпускаемая ею продукция зарегистрирована в качестве СМИ в соответствующих государственных органах. Анализ показывает, что не зарегистрированная в качестве юридического лица редакция является, как правило, структурным подразделением другого юридического лица.

Редакции, имеющие статус юридического лица, независимо от формы собственности и производимой ими продукции СМИ, по характеру своей деятельности являются: коммерческими или некоммерческими.

Гражданский кодекс РФ (далее − ГК РФ)3 относит к числу коммерческих организаций хозяйственные общества (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) и хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере). Редакции в виде коммерческой организации встречаются в основном в виде хозяйственных обществ.

Учредитель редакции, зарегистрированной в форме коммерческой организации, имеет цель извлечь прибыль как посредством производства и выпуска продукции СМИ, так и при помощи другой, не запрещенной законом деятельности. При этом не важно, какая из производимой им продукции является основной – выпуск СМИ или иная продукция.

С этой точки зрения, требования к некоммерческой организации (далее − НКО) более определенны и однозначны: в соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК РФ в учредительных документах НКО должны быть отражены предмет и цели его деятельности. Предметом деятельности НКО является совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются общественно-полезные цели, предусмотренные учредительными документами, и, следовательно, некоммерческая организация имеет право осуществлять только ту деятельность, которая закрепляется в ее учредительных документах и соответствует целям ее создания.

К числу некоммерческих организаций ГК РФ относит учреждение, автономную некоммерческую организацию, фонд, ассоциацию и союз и другие. Распространенной формой редакции-НКО являются первые две – учреждение и автономная некоммерческая организация. В качестве учреждения регистрируются, как правило, редакции, учрежденные государственными органами и органами местного самоуправления. В качестве автономной некоммерческой организации – граждане и юридические лица (последние – в различных организационно-правовых формах).

Как показывает редакционная практика, для многих НКО, особенно фондов, ассоциаций и союзов, редакционная деятельность или подготовка и выпуск СМИ являются, скорее, вспомогательным средством для достижения уставных целей для которых указанные НКО были созданы. В частности, для решения определенных социальных и гуманитарных задач: защиты социально-уязвимых слоев населения, развитием толерантности и прав человека, социально-правовых коммуникаций и правового просвещения граждан и других.

 

Правоспособность редакции

Деятельность любой редакции, как и любого другого физического или юридического лица, связано с ее правоспособностью, способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) (статья 17 ГК РФ).

В современном гражданском праве России выделяется общая и специальная правоспособность юридических лиц. Под общей или универсальной правоспособностью понимается способность юридического лица иметь любые гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления любого вида деятельности, не противоречащего действующему законодательству. Под специальной правоспособностью понимается наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые отдельно регулируются специальным законом, соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Правоспособность редакции важна как с точки зрения ее основной деятельности – подготовки и выпуска продукции СМИ, так и с точки зрения ее предпринимательской деятельности.

Исходя из положений ГК РФ следует отметить, что общую правоспособность может иметь только редакция, зарегистрированная в виде коммерческой организации, за исключением унитарного предприятия (пункт 1 статьи 49).

На это указал, в частности совместный Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Верховного арбитражного Суда РФ в постановлении от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». В пункте 18 указанного постановления по этому поводу сказано: «При разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, незапрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которым соответствующая организация вправе заниматься.

В связи с этим при разрешении споров следует учитывать, что коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами»4.

Данное утверждение дает основание полагать, что редакция-коммерческая организация вправе заниматься как подготовкой и выпуском продукции СМИ с коммерческой целью, так и любой незапрещенной законом коммерческой деятельностью, если даже о конкретном виде деятельности не указано в уставе редакции. При этом, как следует из той же стати ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Безусловно, к числу специальных разрешений можно отнести также лицензию на телевизионное вещание и радиовещание, а также свидетельство о регистрации СМИ. Согласно статье 8 Закона о СМИ, редакция СМИ осуществляет свою деятельность после регистрации СМИ.

По иному обстоит дело с редакцией в форме НКО (учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации и союза и другой). Редакция-НКО наделена законом лишь специальной правоспособностью.

При специальной правоспособности обязательно, чтобы в уставе редакции был указан предмет ее деятельности. Это относится также к выпуску СМИ. То есть, если в уставе редакции-НКО не указано, что она будет выпускать продукцию СМИ, то соответствующее государственное учреждение, которое регистрирует СМИ и ведет государственный реестр, вправе отказать ей в этом. При этом неважно, что в названии НКО, выполняющей роль редакции может присутствовать слово «СМИ» или «редакция». Например, Фонд развития СМИ. Данное требование относится также к предпринимательской деятельности редакции СМИ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ НКО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Формально, любую, незапрещенную законом предпринимательскую деятельность можно считать соответствующей целям деятельности редакции-НКО, лишь бы доходы от такой деятельности направлялись на цели, предусмотренные ее учредительными документами. Если исходить из данной позиции, то редакция газеты «Здоровье и трезвость», например, может заниматься продажей алкогольной продукции и лекарств, а денежные средства, вырученные от продажи, направлять на цели, предусмотренные учредительными документами, то есть на подготовку и выпуск газеты, что невозможно в силу прямого указания закона (пункт 1 статьи 24 ГК РФ). По данному вопросу закон не содержит точную и однозначную формулировку. Между тем, если НКО создана для подготовки и выпуска СМИ, то ее коммерческая деятельность должна быть связана со СМИ, но в качестве коммерческой деятельности.

Допустимо также, чтобы редакционная деятельность или выпуск продукции СМИ для конкретной НКО выступала в качестве коммерческого проекта для извлечения прибыли, с целью осуществления ею своей основной некоммерческой деятельности, для которой она была создана. Например, Фонд «Здоровая нация», уставной целью которого является оздоровлении нации, вправе издавать газету или журнал с соответствующим названием для выполнения своих уставных целей, как в прямом смысле – печатанием на своих страницах соответствующих материалов, так и, благодаря прибыли, которая может быть направлена на организацию других мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни.

В то же время, следует отметить, что получение редакцией свидетельства о регистрации СМИ не превращает общую правоспособность редакции в специальную. Строго говоря, получение лицензии или свидетельства о регистрации СМИ либо его утрата (приостановление, аннулирование) вообще не влияет на их правоспособность или дееспособность редакции, установленную законодательством. То есть, при их утрате редакция не вправе выпускать продукцию СМИ, регистрация которого была отменена, но она может продолжить свою деятельность как юридическое лицо, в том числе для получения свидетельства о регистрации другого СМИ и его выпуска, а также для другой предпринимательской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»5 редакция как НКО, может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (пункт 1 статьи 24). То есть, если некоммерческая организация учреждена в качестве редакции, то она должна заниматься подготовкой и выпуском СМИ. Регистрация редакции в качестве НКО, по сути дела, ограничивает ее полномочия, наделяя ее специальной правоспособностью. В таком случае, она может выполнять свои уставные задачи исключительно после регистрации СМИ.

Для нее получение лицензии или свидетельства о регистрации СМИ означает приобретение субъективного права на осуществление основной деятельности (в данном случае – выпуска продукции СМИ) в рамках специальной правоспособности. Следовательно, правовые последствия выдачи либо утраты лицензии на осуществление деятельности, соответствующей специальной правоспособности данного субъекта, будет несколько иным.

Однако, в случаях, когда редакция как юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности или занимается подготовкой и выпуском нескольких СМИ, признание свидетельства о регистрации одной или всех СМИ недействительными, не может рассматриваться как основание для запрещения в отношении нее заниматься коммерческой деятельностью, не связанной с подготовкой и выпуском СМИ.

Представляет интерес также редакционная деятельность гражданина-предпринимателя с точки зрения распространения на него принципа универсальной правоспособности и, как следствие, право заниматься дополнительной предпринимательской деятельностью.

Как следует из Закона о СМИ, в качестве редакции может выступать также отдельный гражданин (физическое лицо) или группа граждан (физических лиц), исходя из принципа наличия или отсутствия у гражданина статуса предпринимателя. В своей деятельности индивидуальный предприниматель, выпускающий СМИ, руководствуется нормами, регулирующими деятельность юридических лиц, хотя таковым не считается.

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 года № 76-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»6.

В соответствии со статьей 22.1 указанного закона при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются, в частности, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439 (в ред. от 27 июля 2007 года) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» установлена форма заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя7. В приложении к данному заявлению указываются виды экономической деятельности, которым намерен заниматься гражданин в случае регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, гражданин сам определяет чем ему заниматься. Государственные органы в этом отношении ничего ему предписывать не могут. Свидетельство же о регистрации предпринимателя не более чем фиксирует волю самого гражданина, который в таких условиях может считаться отказавшимся от права заниматься не указанными им самим видами деятельности. Для отдельных видов деятельности может понадобиться получение разрешительной документации или пройти процедуру лицензирования деятельности.

Право индивидуального предпринимателя, как и юридического лица, заниматься деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Федеральный закон от «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ (ред. от 19 июля 2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре регистрации индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, занимающийся подготовкой и выпуском продукции СМИ может осуществлять только те виды предпринимательской (экономической) деятельности, которые он укажет в заявлении.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что для занятия предпринимательской деятельностью с целью привлечения дополнительных средств для пополнения доходной части бюджета редакции целесообразнее всего редакцию, зарегистрировав ее в форме коммерческой организации. Как коммерческая организация, редакция вправе заниматься любой, незапрещенной законом деятельностью.

Редакция-НКО вправе заниматься только той деятельностью, которая указана в ее уставе. При этом предпринимательская деятельность такой редакции должна быть направлена на достижение ее основной цели в качестве НКО.

Коммерческая деятельность индивидуального предпринимателя, должна соответствовать заявленным им видам экономической деятельности. При этом не важно, направлена ли такая деятельность на развитие редакции или представляет собой дополнительный источник для улучшения материального положения конкретного предпринимателя.

 


  1. Закон РФ «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. Февр., 8.
  2. Мартемьянов М.С. Хозяйственное право. М., 1994.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ). 1996. № 9.
  5. ФЗ «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 1996. Янв., 24.
  6. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 26. Ст. 2565.
  7. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 № 439 (ред. от 27 июля 2007) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 26. Ст. 2586.