Languages

You are here

Зарубежные СМИ в 2006 г.

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

The foreign media in 2006

 

Засурский Ясен Николаевич
доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Yassen N. Zassoursky
Ph D, professor at the sub-department of foreign journalism and literature, Department of journalism, MSU.

 

Аннотация
Статья посвящена итогам развития зарубежных СМИ в 2006 г. Автор выделяет основные тренды, связанные с активным размещением СМИ в интернете, в т.ч. использование отложенного чтения/просмотра, рост количества блогов и рекламы в интернете, развитие мобильной телефонии.

Ключевые слова: СМИ, интернет, блоги, интернет реклама, отложенное чтение/просмотр.

Abstracts

The article is devoted to the main results of mass media development in 2006. The author points out the main trends, connected with the media integration to the Internet, the usage of delayed reading/ viewing, the growing number of blogs and advertisements in the web, the development of mobile technologies.

Key words: mass media, blogs, Internet advertising, development of mobile technologies.

 

Средства массовой информации и коммуникации активно развивались в 2006 г . Продолжалось усиление внутренних связей между разными отрядами СМИ.

Медийный дуализм

Радио, телевидение, печать, газеты, журналы, интернет все больше приближаются к созданию единой информационной цифровой структуры. Особенность 2006 г . ? это переход в связи с развитием сайтов газет, журналов, радиостанций, телевизионных компаний ко все более активному использованию повторного чтения, повторного слушания, повторного просмотра программ.

Если в Соединенных Штатах уже в конце ХХ в. было принято смотреть часть телевизионных программ в отложенном виде. Как только появилось в массовом производстве и массовом доступе видеомагнитофоны высокого качества изображения, цвета, яркости, в доме американца появилось два телевизора: по одному телевизору он смотрит текущие передачи, по видеомагнитофону он смотрит те передачи, которые пропустил, но записал. Теперь же ситуация изменилась таким образом, что все средства массовой информации можно использовать повторно. И если в конце ХХ в. в ходу был отложенный просмотр, то теперь есть и отложенное чтение газет и журналов.

Просмотр телевизионных программ становится возможным не только на видеомагнитофоне, но прежде всего в интернете, также там вы можете прочитать газету на следующий день или позже. И это тоже отложенное чтение, поскольку, естественно, если газета в ХIХ и ХХ вв. жила один день ? день издания, когда она была напечатана и продана читателю. Теперь благодаря интернету вы можете читать ее на сайте и на следующий день и позже. И это важно.

Радиопередачи ? сегодня, если вы не услышали интересную радиопередачу, вы также можете ее послушать с сайта радиостанции в интернете, это отложенное слушание, оно увеличивает аудиторию.

Телевидение ? пропущенную ,но важную для вас программу вы также можете посмотреть на сайте телекомпании .Благодаря сайтам в интернете становится возможным неоднократное использование материалов средств массовой информации ? сопоставление материалов разных СМИ и в то же время активное использование их для более разностороннего представления о развитии динамики событий.

Если мы сегодня говорим о пользователях СМИ, мы не можем только ограничиваться подписчиками газет, журналов, владельцами радиоприемников или телевизоров. Число слушателей, зрителей, читателей и объем используемой медийной продукции значительно больше. Он увеличивается за счет этого повторного, отложенного просмотра. Это важное качество сегодняшней медийной ситуации ,и в этом смысле оно становится все более распространенным в мире, во всяком случае, оно применяется в России сегодня, как и в других странах. И если вы пропустили интересующую вас программу, вы можете ее посмотреть в интернете. Речь идет прежде всего о журналистских информационных и документальных программах ,они остаются в интернете и живут теперь дольше.

Если когда-то мы говорили, что газета живет один день, то сегодня она живет столько времени, сколько актуален материал, который был обнародован в газете.

Одновременно происходят серьезные сдвиги в глобальном информационном пространстве - меняется соотношение различных стран в сфере развития средств массовой информации.

Новые лидеры роста медийного пространства

На первый план по количеству изданий, по количеству пользователей средств массовой информации выходят две страны с самым большим населением, две страны Азии. Если в конце ХХ в. говорили о молодых азиатских тиграх, то теперь можно говорить, наверное, о новых информационно-коммуникационных азиатских гигантах ? во всяком случае, в 2006 г ., лидировала по количеству платных ежедневных газет Индия, которая превзошла по этому показателю впервые с 2003 г . Соединенные Штаты Америки, которые, правда, сохранили свое лидерство в количестве названий бесплатных газет и размерах доходов от рекламы.

Китай лидирует в тиражах платных ежедневных газет и в количестве самых больших ежедневных газет. Это уже очень серьезные и важные сдвиги, которые обращают на себя внимание.

Несмотря на то, что в мире газеты теряют читателя, за счет роста их, прежде всего в Китае и Индии, общее количество газет в мире и общий их тираж в мире увеличились за последние 5 лет соответственно - количество на 20 % и тиражи на 2,3% по сравнению с прошлым годом, в 2006 г . За пять лет тираж платных и бесплатных газет вырос почти на 15% и на 4,6% за 2006 г . К этому необходимо еще добавить другие важные моменты.

Во-первых, общее количество газет достигло в 2006 г . 11 207 названий. Если к ним добавить еще 287 названий платных газет, то общее число газет, которые выходят в мире составит 11 494 газеты. Росли и тиражи газет, их общий разовый тираж в 2006 г . был 515 млн 178 тыс. для платных газет и 40 млн 680 тыс. для бесплатных газет. Общий же тираж платных и бесплатных газет составил 565 млн экз. И это очень показательная, интересная цифра. Средний тираж газет составлял 50 тыс. экз. Тираж платных ежедневных газет в среднем был 141,7 тыс. Платных газет меньше, их всего 287 названий, но их тираж достаточно большой и составляет 40 млн 680 тыс. экз. В общей сумме получается довольно значительная цифра ? 565 млн 858 тыс. всех газет.

Доля платных газет весьма значительна. Самая тиражная бесплатная газета «Метро»издается в Англии. Ее тираж 1 млн 134 тыс. экз. ежедневно. На втором месте итальянская бесплатная газета «Легго» ? 1 млн 50 тыс. экз.

Блоги ? новая территория публичной сферы

При таком активном развитии газет растут в то же время новые медийные направления, которые объединяют как правило, информационные и аналитические материалы, ? это блоги, которые претендуют на ежедневное обновление информации, они создают новое, если так можно сказать, направление в медийном пространстве. В отличие от бесплатных газет и платных газет, они принадлежат отдельным личностям или небольшим группам людей. Это вот та гражданская журналистика, которая отражает точку зрения отдельных индивидуумов, и ее можно отнести к публичной сфере, поскольку эти блоги не принадлежат ни правительству, ни политическим партиям, а представляют гражданское общество.

Это интересное, важное и перспективное развитие и мы видим, что влияние блогов на информационную среду значительно выросло в 2007 г .

Происходят серьезные изменения в распределении рекламы. Растет интернет-реклама,и если посмотреть на лидеров, то растет значительно - в Японии интернет-реклама в 2006 г . составляла 3 млн 478 тыс. долл. В Соединенном Королевстве ? 2 млн 956 тыс. долл. При этом процент рекламы в интернете от общего количества рекламы также рос. В Японии он составляет 8,4%, а в Великобритании 13,5%. Это больше, чем радио или журналы. Это уже весомая цифра. Таким образом, средства массовой информации в 2006 г . изменились структурно, изменились с точки зрения взаимодействия с обществом и с точки зрения усиления и увеличения роли интернета. Вместе с тем появился наравне с блогами, и это очень важно, новый элемент, который сегодня приобретает все более широкий масштаб. Это развитие мобильной коммуникации.

 

Мобильная журналистика - новая территория коммуникации

Уже в конце 2006 - начале 2007 гг. число мобильных телефонов достигло 2 млрд 840 млн и выросло по сравнению с 2006 г . на 2 млн 705 тыс. абонентов. На первом месте здесь оказывается Китай, в котором число абонентов растет быстрыми темпами и сегодня приближается к половине миллиарда.

Самые быстрые темпы роста мобильной связи в Индии, за 2006 г . число абонентов выросло на 73,6 млн и достигло 149 млн. Это больше, чем в России, при том, что население, конечно, в Индии также значительно больше российского. В Китае за один год выросло количество пользователей на 67,7 млн и составило 461 млн, но уже ясно, что к концу 2007 г . число пользователей сотовой связи достигнет 500 млн. Это означает, что на каждого третьего китайца будет приходиться 1 мобильный телефон.

В России также очень активно росло количество мобильных телефонов. За год оно увеличилось на 26,1%. ,но по темпам роста мы уступили Пакистану и оказались на 4-м месте после Индии, Китая и Пакистана по темпам роста подписчиков. Но по общему количеству мы занимали в 2006 г . достаточно высокое место ? 151,9 млн пользователей мобильного телефона, это означает, что при населении России в 145 млн человек, уже к концу 2006 г . количество телефонов достигло такого уровня, что на каждого гражданина России, включая младенцев, приходился 1 сотовый телефон. Конечно, надо понимать, что количество этих телефонов, а точнее количество абонентов телефонной связи, не совпадает с численностью населения. Количество абонентов отражает количество нескольких номеров. Проникновение здесь очень большое.

 

Преодолевается ли цифровой раздел?

Конечно, вырос и интернет. На конец 2006 г . общее число пользователей интернета в мире равнялось 1 млрд 114 млн 274 тыс. Это очень высокая цифра. Естественно, что здесь цифровой разрыв очень велик. Если в мире больше 1 млрд пользователей, то это означает, что примерно на 6 млрд населения приходится 1 млрд подключений к интернету, т. е. на каждого шестого жителя земли приходится одно подключение к Интернету, но по отдельным странам и по отдельным регионам это выглядит по-разному - в Северной Америке при населении 334 млн имеется 233 млн подключений. В Европе при населении 809 млн человек число подключений равно 314 млн. В Азии при наличии 3 млрд 700 млн человек имеется 398 млн подключений. Цифровой разрыв еще велик, но он сокращается. И здесь важнейшую роль играет мобильная связь, мобильный телефон, который затем перерастает и в мобильную информационную структуру.

Итоги 2006 года подводятся. И сейчас уже ясны новые тенденции развития СМИ. Эти тенденции связаны с более разносторонним использованием информации, аналитики, которые существуют в СМИ и с более активным размещением средств массовой информации в интернете. Сегодня можно сказать, что СМИ дуалистичны. Они существуют в своих традиционных формах: голосовой - радио, аудиовизуальном виде - телевидение, печатном виде ? газета, но все они обязательно появляются и в интернете. Сегодня действие средств массовой информации опирается не только на традиционные методы распространения, но и на интернет. Этот дуализм, эта двойственность распространения прессы очень важна. Она позволяет многократно пользоваться содержанием. И отложенное использование становится важным фактором усиления информационного багажа, который мы наблюдаем сегодня в мире.