Languages

You are here

Ведущие медиакорпорации США: тенденции и стратегии развития

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

The Leading Media Corporations in the US: Tendencies and Strategies of Development

 

Макеенко Евгений Игоревич
аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Evgenie I. Makeenko
Doctoral Student, chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism Moscow State University.

 

Аннотация
В США сегодня базируется большинство крупнейших медиакомпаний мира, оказывающих влияние не только на функционирование национального рынка СМИ, но и на развитие многих процессов в глобальном масштабе. В середине 2000-х гг. практически все лидеры информационно-коммуникационных отраслей США находились в поиске оптимальных корпоративных стратегий, которые должны были оптимизировать их операционную деятельность и улучшить финансовые показатели. В статье представлены наиболее показательные стратегические решения, приводящие к постепенной реструктуризации медиакорпораций и изменениям в группе ведущих компаний.

Ключевые слова: медиакорпорации, стратегия, диверсификация, реструктуризация, рыночная капитализация.

Abstracts
In the middle of 2000s practically all of the leading American information and communication firms were constantly seeking optimal corporate strategies that would help them optimize their operations and contribute to the growth of financial results. The article contains presentation and analysis of the most revealing strategic moves that lead to gradual restructuring of some corporations and general quantitative and qualitative changes in the group of media market dominant players.

Key words: media corporations, strategy, diversification, restructuring, market value

 

В сравнении с самым началом XXI в. круг компаний и заметных фигур, признанных лидерами американского медиарынка остается практически неизменным. Однако их внутренняя структура, стратегии развития, финансовая политика и системы управления претерпевают существенные трансформации.

В конце прошлого столетия крупнейшие информационно-коммуникационные корпорации активно наращивали активы и оборот, диверсифицировались, повышали рыночную стоимость. Все эти процессы, в целом, давали дополнительные поводы журналистам, медиакритикам, исследователям, представляющим базирующуюся на принципах политэкономии критическую теорию, рассматривать медиаконгломераты как самодостаточную сферу, монополизировавшую важнейшие секторы СМИ и информационное пространство в целом, управляющую общественным мнением в интересах правящей элиты, способную непосредственно влиять на экономику и политику. Но реальная ситуация в последние годы показывает, что даже самые крупные фирмы остаются уязвимы для экономических, политических, технологических факторов, оказывающих влияние на рынки и отдельные предприятия.

Основу современного медиабизнеса в США продолжают составлять крупные диверсифицированные холдинги, интересы которых распространяются на различные отрасли по производству и предоставлению информационно-коммуникационных продуктов и услуг. Среди крупнейших предприятий можно выделить несколько типов, исходя из специализации и характера базовой собственности, вокруг которой выстраивается сеть более мелких сопутствующих фирм, однако следует остановиться на условном делении на две основные группы.

Самые значительные по влиянию и по принципиальным экономическим показателям концерны созданы за последнюю четверть века через объединение в рамках единой корпоративной структуры ведущих производителей аудиовизуального содержания (кино- и телестудий) и массовых каналов его дистрибуции (в первую очередь эфирных и кабельных телеканалов и сетей и телевизионных станций и кабельных или спутниковых операторов). К подобным объединениям можно отнести Time Warner, Fox Entertainment (News Corp.), NBC Universal, Viacom (образца 2005 г .) или Walt Disney Co., у которых вышеупомянутая собственность обеспечивает основные направления деятельности, представляет собой то, что финансисты называют профильными активами. Однако параллельно в структуре этих корпораций может существовать целый ряд других направлений, к примеру, связанных с издательской, развлекательной или онлайновой сферой, интегрированных в профильный бизнес или относительно самостоятельных. Поэтому называть такие корпорации кино- или телевизионными не совсем корректно, скорее следует указывать, что основные теле- и кинокомпании США входят в состав этих мультимедийных конгломератов.

Фирмы второй группы также достаточно диверсифицированы (более или менее существенная степень диверсификации сегодня присуща практически всем значительным медиакомпаниям), но все же в их структуре присутствуют однозначно базовые предприятия. Корпорации подобного рода ? Comcast, Cablevision, EchoStar, Clear Channel, Gannett, Tribune и другие ? представляют главным образом кабельную и спутниковую, газетную и радио отрасли. В составе кабельных компаний могут присутствовать телеканалы, газетных ? телевизионные станции, радийных ? также телестанции или фирмы, занимающиеся, к примеру, наружной рекламой, однако все они опираются все-таки на свой изначальный бизнес.

Ранжирование медиакорпораций традиционно наиболее показательно и объективно на основе финансовых результатов их деятельности ? годового оборота, прибыли, суммы материальных и нематериальных активов. Большинство ведущих американских компаний, связанных со СМИ и телекоммуникациями, за последние десятилетия стали публичными компаниями, ценные бумаги которых торгуются на биржах (в США это главным образом Нью-Йоркская фондовая биржа и площадка NASDAQ), и потому важнейшим показателем стала их капитализация ? совокупная стоимость существующих акций. Исходя из этих показателей, к крупнейшим информационно-коммуникационным корпорациям США можно отнести следующие:

Таблица 1. Ведущие медиакорпорации США по обороту, прибыли, активам и капитализации по итогам 2005 г . (в млрд долларов США)

Оборот Прибыль Активы Капитализация

Time Warner 43.7 2.9 122.5 79.4

Walt Disney 32.1 2.7 53.7 54.8

News Corp. 24.5 2.8 55.4 54.9

Comcast 22.3 0.9 103.1 57.4

NBC Universal* 14.7 3.1 - -

CBS Corp. 14.5 (7.1) 49.6 18.9

DirecTV 13.2 0.4 15.6 21.9

Cox Enterprises** 11.6 - - -

Viacom 9.6 1.3 18.4 31.4

Echo Star 8.2 1.5 7.5 13.3

Liberty Media 8.0 0.05 41.9 23.2

Gannett 7.6 1.3 15.7 14.8

Clear Channel 6.6 0.6 18.7 16.7

Google 6.1 1.5 10.3 107.2

McGraw-Hill Cos 6.0 0.8 6.4 19.8

Advance** 5.9 - - -

Tribune Co. 5.6 0.5 14.5 9.4

Yahoo! 5.3 1.9 10.9 45.5

Charter Communications 5.3 (1.0) 16.4 0.6

Cablevision NY Group 5.2 0.09 10.2 7.6

Liberty Global 5.2 (0.08) 23.4 9.5

Adelphia Communications 4.3 (0.06) 12.9 0.02

Hearst** 4.0 - - -

Washington Post Co. 3.5 0.3 4.4 7.2

Bloomberg LP** 3.5 - - -

New York Times Co. 3.4 0.3 4.5 4.1

Knight Ridder 3.0 0.5 4.6 4.0

EW Scripps 2.5 0.3 4.1 7.9

Discovery Communications** 2.5 - - -

Univison Communications 1.9 0.2 8.1 10.3

Источники: Forbes, April 17, 2006; hoovers.com; годовые отчеты компаний

* NBC Universal является частью многопрофильного конгломерата General Electric, и потому не предоставляет данных об отдельной стоимости активов и капитализации.

** Частные, закрытые корпорации, не предоставляющие в обязательном порядке финансовую отчетность публике. Данные о доходах приведены за 2004 г .

Компании первого типа занимают в этом списке большинство позиций в верхних строчках рейтинга. Большая же часть других представляет главным образом газетную и кабельную отрасли, и в меньшей степени радио бизнес и набирающий обороты онлайновый сегмент. Кроме того, следует помнить, что в Соединенных Штатах широко представлены интересы транснациональных корпораций из Европы и Азии ? японской Sony, немецкой Bertelsmann, французских Vivendi и Lagardere, голландской VNU и многих других.

Ведущие современные медиаконцерны США сформировались в 1990-е гг., в период, когда внутренний органический рост компаний не всегда поспевал за требованиями акционеров и инвестиционных аналитиков, и упор в развитии делался на многочисленные слияния и поглощения. Центральное место при выстраивании структуры компаний занимала ориентация на совокупный масштаб и максимальную диверсификацию операций. Поэтому сделки заключались, в том числе, и между крупнейшими корпорациями, что приводило к образованию все более конгломеративных структур, многочисленные разрозненные части которых все труднее подчинялись цельному стратегическому контролю и не всегда обеспечивали ожидаемые результаты.

Последняя сделка, приведшая к образованию диверсифицированного гиганта, была оформлена в 2003 г ., когда появилась компания NBC Universal, объединявшая под единым корпоративным управлением эфирные телесети, кабельные каналы и голливудских производителей кино- и телепродукции. В начале 2004 г . Comcast делала попытку поглотить Walt Disney Co., однако переговоры между владельцами не принесли положительного результата.

После обвала в 2001 г ., а затем продолжающейся с 2002 г . стагнации рыночной стоимости компаний, а также из-за не всегда прослеживаемого синергетического эффекта, который должен был стимулировать органический рост корпораций, многие из них пересматривают сегодня свои стратегии. При том, что многопрофильность операций, конечно, сохраняется, основными тенденциями в структурировании собственности в последние годы становятся усиление специализации и более разумный подход к диверсификации. Последняя волна приобретений и продаж в медиаотрасли связана главным образом с попытками упорядочить структуру холдингов, избавится от непрофильной собственности и укрепить позиции, увеличить масштаб базовых предприятий в рамках корпораций.

При этом то, что продается одними как непрофильный актив, приобретается другими компаниями как профильный. Так за последний год CBS Corp. избавилась от парков развлечений, продав их компании, специализирующейся именно в этой области ? Cedar Fair. Time Warner, которая до этого ушла из звукозаписывающей отрасли после продажи Warner Music, теперь практически вышла из книжного бизнеса: TW Book Group, объединявшая основные издательства корпорации, была куплена французской Lagardere, ведущим мировым книгоиздателем. С судьбой еще одного своего бизнеса ? интернет-провайдера и одного из ведущих коммерческих порталов AOL-Time Warner определиться пока не может. О его полной продаже часто говорят, но окончательное решение менеджментом не принимается; пока же крупной сделкой стала покупка 5% этой онлайновой компании другим сетевым гигантом ? Google. Другая большая компания - Walt Disney Co. ? выставила на продажу свое подразделение, занимавшееся радио, в частности радиосетями (среди которых ABC) и управлением радиостанциями. АВС Radio, представлявшая собой одну из крупнейших радиокомпаний страны, была приобретена еще одной заметной радиокорпорацией Citadel Broadcasting, в результате чего в этом секторе сформировалась новая гигантская группа.

В свою очередь, основные медиахолдинги в последний год отдавали предпочтение усилению позиций в базовом направлении своей деятельности ? производстве мультимедийного содержания. Самые значительные средства были потрачены на приобретение ведущих независимых киностудий, с сильными творческими и маркетинговыми технологиями и богатыми библиотеками содержания. Walt Disney Co., которая много лет выступала как дистрибьютор и партнер компании Pixar Animation, не сумела провести выгодные для себя переговоры о продолжении сотрудничества и приняла решение о покупке самой успешной студии цифровой мультипликации. Приобретение Pixar было оформлено в начале 2006 г ., после чего руководство Disney начало процесс реструктуризации своих киностудий. Корпорация Viacom выиграла борьбу у NBC Universal за еще одну достаточно новую, но уже весьма успешную студию ? Dreamworks SKG, которая перешла под контроль Paramount, киноподразделения Viacom. Другая заметная сделка состоялась в 2005 г . с участием консорциума, возглавляемого Sony, приобретшего MGM, последнюю независимую компанию, относившуюся некогда к классическим голливудским мейджорам.

Таким образом в стратегических решениях ведущих концернов продолжала проявляться не популярная в конце прошлого столетия межотраслевая, а скорее отраслевая консолидация. И это касается не только киноиндустрии, но и ряда других отраслей, в частности кабельной и газетной. В середине 2006 г . Федеральная комиссия по связи одобрило вариант продажи кабельной компании Adelphia, в котором основными покупателями выступят две крупнейших корпорации этого сектора ? Time Warner Cable и Comcast. Эта сделка, которую оценивают в 17-18 млрд долл., может стать одной из самых крупных в медиабизнесе в новом веке.

У газетных компаний долгое время были популярны выходы в другие отрасли ? кабельное телевидение, радио и телевещание и т. д., и именно с этими направлениями были связаны наиболее громкие приобретения. Однако постепенно они разделились на два своеобразных лагеря: представители первого, такие как Gannett, Tribune, Belo, Cox и ряд других, сформировали в своей структуре крупные теледивизионы и входят сегодня в ряд ведущих телекомпаний страны; вторые же отказались от диверсификации, продали станции и кабельные системы и сконцентрировались на издательском бизнесе. Громких сделок среди компаний первого типа в последние годы не наблюдалось, чему можно найти несколько объяснений, одним из которых может служить до сих пор не прояснившая ситуация с новыми, более либеральными правилами Федеральной комиссии по связи. Напомним, что в 2003 г . ФКС приняла ряд изменений в свои правила, связанных в частности с возможностями увеличения количества станций и охвата домохозяйств одним владельцем, а также со снятием части ограничений в сфере перекрестной собственности на газеты и телестанции на одном рынке. Решения Комиссии вызвали широкий общественный резонанс в связи с проблемами излишней концентрации в медиасреде, после чего обсуждение и утверждение правил на уровне конгресса идет до сих пор. В начале второго президентского срока Джорджа Буша у Комиссии сменился председатель, место которого занял Кевин Мартин, но и ему пока не удалось добиться разрешения сложившейся ситуации.

Долгое время кроме диверсификационных сделок в газетной отрасли не отмечалось и масштабных перемен среди чисто издательской собственности, однако за 2005-2006 гг. необходимо отметить два важных события в этой сфере. После того, как компания Lee Enterprises приобрела газетную корпорацию Pulitzer, в начале 2006 г . состоялась еще более крупная сделка, в рамках которой была продана вторая по величине и ведущая чисто газетная компания в отрасли ? Knight Ridder. Покупателем выступила другая издательская группа из Калифорнии ? McClatchy, которая после приобретения оставила себе лишь часть газет, а чуть более трети распродала другим претендентам.

Интересно, что почти все эти издания ушли в руки частных компаний или инвесторов. Это своеобразное подтверждение еще одной важной тенденции последнего времени ? усиливающегося присутствия в информационно-коммуникационных отраслях не публичного (связанного с фондовым рынком), а частного капитала. Это касается не столько даже роста активности закрытых корпораций (чему будет уделено внимание ниже), а приходу индивидуальных частных инвесторов или частных инвестиционных фондов. Только в 2005-2006 гг. они поучаствовали в нескольких очень крупных сделках, в том числе таких как покупка крупнейшей испаноязычной телекомпании Univision и международного холдинга VNU, издателя профессиональной периодики и литературы, владельца электронных платных библиотек и фирм-медиаизмерителей.

И все-таки в целом, как уже отмечалось, большинство ведущих медиаконцернов остаются публичными и продолжают совершенствовать свою структуру в расчете на то, что ее перестройка окажет положительное влияние на капитализацию, зависящую от достаточно субъективных, в принципе, оценок аналитиков, брокеров или инвесторов.

Поиски вариантов преодоления избыточной конгломератности, наследства 1990-х гг., формируют среди ведущих медиасобственников новые важные тенденции. В 1980?1990-е гг. к фактору экономии на масштабе, стимулирующему постоянные приобретения все новых предприятий, добавился расчет на так называемый синергетический эффект, позволяющий добиваться более высокой эффективности от совокупности самых разных предприятий. Постепенно выяснилось, что большинство приобретений скорее усложняли структуру и превращали медиаконцерны в перегруженные активами конгломераты, требующие с определенного момента перестройки. Кроме простой продажи непрофильных активов, примеры которой уже упоминались выше, ряд компаний решился на использование других инструментов, в частности выделение некоторых подразделений в отдельную структуру или раздел корпорации на несколько частей.

Выделение (spin-off) активов в отдельную фирму, контроль над которой остается у материнской корпорации, а часть продается на фондовом рынке или крупному частному инвестору, практика достаточно распространенная и порою эффективная. Можно вспомнить, к примеру, что кабельная компания Cox Communications, принадлежащая владельцам многопрофильного холдинга Cox Enterprises, была выделена именно таким образом и достаточно долго функционировала как отдельная самостоятельная корпорация.

За последний год подобным же образом, выделила из своего состава как самостоятельную фирму подразделение по организации концертов компания Clear Channel, специализирующаяся на управлении радиостанциями и наружной рекламе. Газетная корпорация Journal Communications так поступила со своим телекоммуникационным дивизионом. А фирма Verizon, для которой профильным бизнесом являются как раз телекоммуникации, склонилось к тому, что подобную операцию будет оптимально провести с принадлежащим ей издательством справочников «желтые страницы».

Раздел же большой корпорации представляет собой более сложный и достаточно редкий процесс, среди медиакомпаний встречающийся крайне редко. Однако поиски вариантов более интенсивного развития и повышения рыночной стоимости подтолкнул к такому варианту владельцев двух крупнейших информационно-коммуникационных конгломератов. Относительно успешную операцию в этом направлении провел Джон Мэлоун, основная деятельность которого сегодня связана с корпорацией Liberty Media. Эта компания ведет сегодня очень широкую инвестиционную деятельность по всему миру, приобретая не только контрольные, но и небольшие пакеты акций компаний из сферы СМИ и коммуникаций. Ей, в частности, принадлежат доли в News Corp., Time Warner и ряде других заметных медиаорганизаций, так что порой она предстает не в виде цельной структуры, а своеобразного инвестиционного фонда. Запутанность системы активов приводит к стабильно невысокой капитализации компании, и Мэлоун решил хотя бы немного упорядочить структуру, в частности, превратив в отдельные организации сразу два своих актива. Ими стали Liberty Global, объединившая все кабельные, спутниковые и другие инвестиции за пределами США, и Discovery Holding Co., включающую долю в глобальном операторе специализированных спутниковых каналов. Весной 2006 г . руководство Liberty Media обнародовало планы нового раздела1: на Liberty Interactive, в которую вошли ее интерактивные проекты в кабельном телевидении и в Интернете, и Liberty Capital, объединяющую ряд телеканалов и доли в крупнейших корпорациях.

Но самый радикальный вариант раздела провел менеджмент корпорации Viacom, которая по итогам 2005 г . оставалась третьим по величине диверсифицированным американским медиахолдингом. С января 2006 г . она превратилась в две самостоятельных компании: собственно Viacom, специализирующуюся на кабельном телевидении и кинопроизводстве, и CBS Corp., чьи базовые операции включают в себя эфирное телевидение и радио и наружную рекламу. Владельцы и менеджмент компании подобным образом попытались развести вложения инвесторов, заинтересованных в перспективном росте капитализации и в стабильно высоком потоке наличности и дивидендах соответственно.

Оценивать результаты этого эксперимента еще рано, но такой вариант уже спровоцировал несколько корпоративных конфликтов, в том числе в Time Warner и Tribune Co., ряд акционеров которых настаивали на разделе компаний на несколько частей. В ситуации, сложившейся в Time Warner, особенно активную позицию занимал Карл Айкан, профессиональный инвестор, приобретший небольшой пакет акций корпорации. Он настаивал на том, что для повышения благосостояния акционеров необходимо предпринять ряд мер, на которых мы не будем детально останавливаться в рамках этой статьи, и в частности, раздробить конгломерат на несколько частей ? кино- и телевизионную компанию, кабельный, журнальный и онлайновый бизнес. В Tribune же причиной спора конфликтующих сторон остается в первую очередь сильное телевизионное подразделение, которое, как предполагают некоторые, можно превратить в самостоятельную организацию.

Единственной сферой, где ведущие медиакорпорации разного масштаба активно приобретают, стал вышедший из кризиса онлайновый сектор. Реализация так называемой цифровой стратегии превратилась в еще одну тенденцию, параллельную вышеперечисленным. Растущие технологические возможности распространения содержания через множество цифровых платформ, совершенствование технологий организации маркетинговых кампаний для своих продуктов через онлайновые каналы и взрывной рост интернет-рекламы привели к тому, что инвестиции в создание, а чаще приобретение онлайновых компаний заняли центральное место в списке приоритетов медиакорпораций различного масштаба.

Преодолевшие кризис дот-комов 2000?2002 гг. интернет-компании в последнее время превратились в конкурентов традиционных медиаструктур в борьбе не только за аудиторию, но и за рекламных доходы. Компании вроде MSN (Microsoft), Yahoo или Google уже смело относят к медиакорпорациям как по спектру предоставляемых услуг и продуктов, так и по рекламному обороту, вполне сопоставимому с доходами от рекламы практически любого крупного концерна. Google, которую мы включили в список ведущих медиакомпаний США, т. к. ее коммерческая деятельность связана практически только с получением доходов от рекламы, в 2005 г . успела побывать единственной медиафирмой, чья капитализация превысила 100 млрд долл. И на данный момент ее рыночная стоимость сопоставима только с Time Warner, значительно превосходящей ее по обороту, но не по темпам роста.

Рост проникновения широкополосного интернета привел к тому, что мультимедийный контент стал столь же широко распространен сколь и текстовой, и вызвал целую волну новых медиакомпаний интернета второго поколения. Популярность блогов и социальных сетей вызвала к жизни целый ряд ресурсов, собирающих аудитории из миллионов и десятков миллионов активных пользователей, которых через традиционные СМИ приобрести уже не так просто. А новые формы онлайновой рекламы, в первую очередь контекстная, способствовали формированию оригинальных маркетинговых каналов и технологий. Эти причины приводят к тому, что к приобретениям, альянсам и проектам традиционных медиакорпораций в цифровой и, прежде всего, онлайновой сфере, несмотря на их частую непродуманность и бессистемность, инвесторы и аналитики относятся положительно. Считается, что на сегодняшний день именно это наиболее перспективный вариант диверсификации, предоставляющий доступ к новым потребителям и рекламодателям.

В онлайновую собственность, начиная с конца 2004 г . вкладывались практически все заметные корпорации, так что мы остановимся только на нескольких прецедентах. С одной стороны, необходимо отметить приобретения газетных концернов, для которых включение в структуру успешных онлайновых ресурсов особенно важно: к издателям газетной прессы сегодня наиболее скептически относится фондовый рынок, так что от подобных сделок ждут как положительного влияния на капитализацию, так и достаточно быстрых финансовых результатов. С этой точки зрения показательными следует признать сделки Dow Jones & Co. по покупке MarketWatch и New York Times Co.-about.com. Их постепенно интегрируют в онлайновые операции газет, и к тому же их финансовые результаты уже занимают достойное место в квартальных отчетах компаний. С другой стороны, следует упомянуть сделку, после которой News Corp. стала владельцем самого популярного сайта для общения сетевых коммьюнити MySpace, имеющего колоссальную аудиторию. Руперт Мэрдок именно с этим и рядом других онлайновых ресурсов связывает надежды на превращение в медиакорпорацию нового поколения, и его примеру в своих стратегиях следуют и другие компании. Однако важнейшей задачей для него и его коллег в ближайшее время станет реализация коммерческого потенциала онлайновой собственности, который должен стать сопоставимым по масштабам с тем, которым обладают основные направления деятельности их концернов, чтобы оправдать сделанные и планируемые инвестиции.

Не всегда удачные стратегические решения сказываются на судьбе не только корпораций, но и их управляющих и владельцев, в особенности в случае, когда их компании относятся к категории публичных. Так после ежегодного собрания акционеров весной 2006 г . вышел из состава совета директоров Time Warner Тед Тернер, один из самых значительных медиабизнесменов последней четверти прошлого столетия. Создатель CNN и Turner Broadcasting, крупнейшего оператора кабельных каналов в 1980-е ? начале 1990-х гг., напомним, продал свою компанию Time Warner в 1996 г ., и после этого его влияние как в бывшем собственном бизнесе, так и в корпорации в целом постоянно снижалось. В итоге сейчас Тернер расстался с последней должностью, связывавшей его информационно-коммуникационной отраслью, и остается лишь миноритарным акционером, пусть и в крупнейшем концерне. Покинул директорское кресло в Time Warner и Стивен Кейс, бывший гендиректор America Online и один из создателей TW в ее современном виде. Его влияние в компании ослабевало вместе с ростом недовольства акционеров снижающейся капитализацией корпорации в 2000?2002 гг., и его нынешний шаг стал еще одним примером дополнительных сложностей, с которыми сталкиваются именно публичные компании.

Напомним, что и в период экономической стагнации 2001-2002 гг., и в последующие годы повышения темпов роста экономики информационно-развлекательная индустрия США демонстрировала показатели, лучшие в целом, чем данные основных экономических индикаторов. Если секторы, больше привязанные к доходам от рекламы, оказались традиционно сильнее зависимы от макроэкономической ситуации и достаточно медленно выходят из состояния спада, то сегменты, выстроенные вокруг потребительских расходов, продолжали развиваться достаточно высокими темпами практически без сбоев. Операционные показатели ведущих компаний продолжали расти на протяжении всех последних лет, в том числе и по итогам 2005 г .

Однако нельзя забывать, что в основе финансового управления западных корпораций сегодня лежит не только забота об операционной прибыли и обороте, но и, даже в большей степени, о повышении стоимости акций для инвесторов и акционеров, о росте капитализации. В первую очередь это касается так называемых публичных корпораций (использующих для привлечения средств продажу акций на биржах), к которым сейчас относятся большинство крупнейших американских медиакомпаний. В конце 1990-х гг. акции медиакорпораций демонстрировали уверенный рост, но после кризисных событий 2001-2002 гг., когда котировки их ценных бумаг существенно снизились, рыночная стоимость (капитализация) остается стабильной, но недостаточно высокой, по мнению инвесторов. Стагнация, а в отдельных случаях продолжающееся снижение (как, к примеру, у большинства газетных компаний) стоимости акций, в том числе и в 2005 г ., практически остается важнейшим фактором, влияющим на современную структуру или стратегии медиакорпораций.

Еще недавно взаимодействие и взаимосвязь с фондовым рынком считались чуть ли не обязательными условиями успешного функционирования для многих информационно-коммуникационных компаний в США. При этом корпорации, становящиеся публичными, подвергаются гораздо более пристальному вниманию специализированных регулирующих органов, вроде Комиссии по ценным бумагам и биржам, и прокуратуры, вынуждены действовать в интересах большого числа институциональных и индивидуальных инвесторов. Только прошлый год принес еще несколько примеров того, что публичное привлечение капитала может иметь не только положительные перспективы для корпораций и их владельцев.

Так упоминавшаяся выше продажа газетного концерна Knight Ridder была инициирована группой инвестиционных фондов, контролировавших значительный пакет его акций. Они спровоцировали распродажу компании по частям из-за недовольства ее финансовым положением - как уровнем рыночной стоимости, так и перспективами в сфере прибыльности. Конфликт между акционерами, в центре которого оказались еще и интересы двух семей-основателей компаний, превратившихся позже в современную корпорацию, сейчас в самом разгаре и в Tribune Co.

Осенью 2005 г . обвинительным приговором, штрафами и тюремным заключением завершился судебный процесс над представителями семьи Ригас, создателями и бывшими владельцами кабельного холдинга Adelphia. В основе обвинения оказалось несоблюдение интересов миноритарных акционеров при расходовании средств компании, преднамеренные ошибки в управлении, которые привели к банкротству и потере средств институциональных и частных инвесторов. Ригасы лишились не только свободы, но, в конце концов, и корпорации, которая будет продана конкурентам из Time Warner и Comcast.

Схожим образом складывается судьба Конрада Блэка: суды над ним по схожим обвинениям еще продолжаются и, в принципе, частная фирма лорда Блэка Hollinger Inc. пока сохраняет контроль над остатками бывшей Hollinger International. Однако созданная им и еще недавно одна из крупнейших газетных империй мира практически распродана и прекратила существование в своем классическом виде. Эта компания принадлежала, в частности, к числу крупнейших издателей ежедневных газет в США, но на сегодняшний момент от ее американской собственности остался по сути только чикагский газетный кластер. В результате Hollinger International была переименована в Sun-Times Media Group, по названию крупнейшей из сохранившихся газет ? Chicago Sun-Times.

С трудностями пришлось столкнуться Руперту Мердоку, который вынужден был в суде доказывать обоснованность финансовых мер, предпринятых им для того, чтобы предотвратить получение контроля над News Corp. со стороны Джона Мэлоуна, скупавшего акции корпорации. Мы уже упоминали об инвестиционной деятельности Мэлоуна, и в случае с News Corp. она была особенно активной, в результате чего его доля в компании дошла до 18%. Напомним, что сам Мердок не является владельцем контрольного пакета, под его контролем остается лишь около 30%, и если бы Мэлоун продолжал скупать акции, влиянию Мердока могла угрожать опасность. Чтобы предотвратить подобное развитие событий ему пришлось привлекать дополнительные средства (в том числе через выпуск облигаций и возможную продажу части собственности), необходимые для выкупа акций у Мэлоуна и других защитных ходов. Другие же акционеры посчитали, что дополнительные расходы и долговые обязательства в этом случае не соответствуют их интересам, а только интересам самого Мердока.

Организованные выступления и действия акционеров привели кардинальным переменам в менеджменте и совете директоров «Уолт Дисней ко.», в частности, к уходу с постов председателя совета директоров и исполнительного директора Майкла Айснера, возглавлявшего корпорацию более 20 лет. Несколько лет длились судебные разбирательства, инициированные миноритариями, по поводу размера компенсации (130 млн долл.), полученной в 1996 г . Майклом Овитцем, после того как он был уволен с должности президента компании, не проработав в ней и года. В данной ситуации суды разных инстанций поддержали Айснера, который принимал это решение, однако другой конфликт с акционерами, посчитавшими, что он аккумулировал слишком большие властные полномочия для наемного менеджера и последние годы вел компанию, не считаясь с их интересами, привел к его отставке. Группу противников Айснера возглавил племенник Уолта Диснея Рой, которому в конце концов удалось объединить против одного из самых влиятельных людей в американском информационно-коммуникационном бизнесе владельцев более 40% капитала и спровоцировать уход Айснера из корпорации осенью 2005 г . до истечения срока контракта. Пост гендиректора после этого занял Роберт Айгер, приступивший к разработке новых стратегических приоритетов. А в результате приобретения уже под его руководством компании Pixar в совет директоров вошел бывший владелец студии, гендиректор Apple Computer и один из самых успешных и креативных американских топ-менеджеров последних лет Стивен Джобс, который кроме этого стал еще и крупнейшим индивидуальным акционером корпорации.

Таким образом, после череды корпоративных скандалов и ужесточения законодательного регулирования деятельности публичных компаний в США и Европе институциональные и индивидуальные инвесторы разного уровня, в прежние десятилетия достаточно пассивные, начинают играть все более заметную роль в управлении, и даже в судьбе медиакорпораций. Все это приводит к тому, что в последние годы тема преимуществ не только частного контроля (например, через голосующие акции), который преобладает пока, к примеру, в газетной или кабельной отраслях, но и полного частного владения возвращается в медиаиндустрию. С одной стороны, в СМИ снова приходят консорциумы крупнейших частных инвестиционных фондов, которые только за последний год участвовали в уже упоминавшихся многомиллиардных сделках по приобретению телевизионной корпорации Univision и журнального и информационного холдинга VNU. С другой, ряд компаний выкупают свои акции у публичных акционеров и проводят делистинг: в том числе такие крупные, как Cox Enterprises, которая выкупила долю в Cox Communications. Существует возможность ухода с фондового рынка, который оказывает слишком жесткое давление на руководство и основных владельцев компаний, таких корпораций как Cablevision и Emmis Communications. В начале же 2006 г . глобальный немецкий концерн Bertelsmann, активно работающий и в Соединенных Штатах, сделал все, чтобы не допустить публичного размещения контрольного пакета своих акций его бельгийскими партнерами. Для сохранения полного контроля семья Мон выкупила 25%, принадлежавшие фонду Groupe Bruxelles Lambert SA, чем вызвала одобрительную реакцию ведущих американских медиагрупп.  



  1. Siklos R. Breaking Up Is Easy to Do at Liberty // New York Times. 2006. April , 22 .