Languages

You are here

Особенности влияния процесса конвергенции на газетную периодику Великобритании

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Particularities of the Way the Convergence Process Influences Newspapers in Great Britain

 

 

Баранова Екатерина Андреевна
соискатель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.  Ломоносова, kat_journ@front.ru

 

Ekaterina A. Baranova
Doctoral degree-seeking student, chair of media theory and economics, Faculty of Journalism, Moscow State University, kat_journ@front.ru

 

Аннотация
В статье на примере газет Великобритании показывается, как внешние факторы (законодательство в области СМИ, специфика рынка) влияют на процесс конвергенции, формируют британскую конвергентную модель, т. е. характерную для данной страны модель развития газетной индустрии в условиях процесса конвергенции.
В статье также рассматриваются некоторые внутренние факторы, оказывающие воздействие на процесс конвергенции в конкретной редакции.

Ключевые слова: конвергентная модель, процесс конвергенции, видеоконтент, мультимедийный контент, британские газеты.

 

Abstracts
The article shows how external factors (mass media legislation, market specifics) influence the media convergence process, forming the British convergent model, i.e. the specific for the given country model of the newspaper industry development under the conditions of media convergence.
The article also analyses some internal factors affecting the media convergence in particular editorial offices.

Key words: convergence model, convergence process, video content, multimedia content, British newspapers.

 

Говоря о процессе конвергенции в медиаиндустрии, эксперты из разных стран по-разному подходят к пониманию данного процесса, дают ему порой совершенно противоположные определения. Это объясняется тем, что на процесс конвергенции в разных странах воздействуют разные факторы: законодательство в области СМИ, прежде всего законодательство в сфере перекрестного владения СМИ; специфики рынка, аудитории и культуры. Как отмечает известный голландский исследователь интернет-журналистики Марк Дезе, «конвергенцию в основном воспринимают в различных формах и масштабах, на что влияют как внутренние (практика, обычаи, порядки, культура), так и внешние (регулирование, конкуренция, заинтересованные лица, целевая аудитория) факторы»1.

Цель данной статьи на примере ряда газет Великобритании показать, как внешние факторы влияют на процесс конвергенции, формируют британскую конвергентную модель, а также рассмотреть некоторые внутренние факторы, оказывающие воздействие на процесс конвергенции в конкретной редакции.

Под конвергентной моделью в широком смысле мы понимаем определенную концепцию развития медиаиндустрии в конкретной стране, обусловленную вышеуказанными факторами и основанную на:

  • использовании современных цифровых технологий;
  • мультимедийной подаче новостей;
  • однократном производстве контента и многократном его распространении на разных медиаплатформах, что позволяет удерживать читателей и рекламодателей, привлекать новую аудиторию и повышать узнаваемость бренда издания;
  • объединении ранее различных отделов и разных СМИ.

Внешние факторы, влияющие на процесс конвергенции в Великобритании

Британская конвергентная модель основана на развитии качественного мультимедийного контента на сайте – прежде всего видеоконтента. Это не означает, что аудиоконтент вообще не используется, но его развитию сейчас уделяется гораздо меньше внимания. Аудиоматериалы, по мнению представителей британских изданий («Гардиан» (The Guardian), «Файненшел Таймс» (The Financial Times), «Миррор» (The Mirror), «Телеграф» (The Telegraph), «Таймс» (The Times), «Сан» (The Sun)), подходят только для определенной небольшой аудитории, поэтому все ресурсы в основном сконцентрированы на развитие видеоконтента.

Специфика британской конвергентной модели обусловлена рядом внешних факторов. Прежде всего следует отметить, что в Великобритании существует строгий подход к регулированию перекрестного владения СМИ, во многом определяющий развитие процесса конвергенции в данной стране. Владелец газеты, тираж которой составляет 20% или более общенационального газетного тиража, не вправе получить лицензии на аналоговое наземное телевидение и лицензии на аналоговое наземное радиовещание (как национальное, так и местное). Если газета имеет тираж менее 20% общенационального тиража, владелец вправе получить такого рода лицензии, но они подвергаются проверке на наличие общественного интереса. Таким образом, «газетные компании не могут контролировать рынок ТВ и радио. К тому же на рынках телевиденья и радиовещания доминирует Би-Би-Си (ВВС). У Би-би-си также самый посещаемый новостной сайт в Великобритании … Конвергенция в Великобритании осуществляется в основном посредством интеграции печатной и интернет-платформы»2.

Рынок СМИ Великобритании исследователи проекта «Европейская мультимедийная новостная среда» (The European Multimedia News Landscape)3 назвали «наиболее конкурентоспособным»4. Так, газетам сегодня в условиях бурного развития ИКТ приходиться конкурировать с другом, рынком телевиденья и радиовещания и с интернетом. Такая конкуренция во многом стимулирует развитие качественного мультимедийного контента на сайтах британских газет.

Следует также отметить, что в Великобритании (по сравнению, например с другими европейскими странами) очень большое число пользователей интернета, что тоже, конечно же, стимулирует британские газеты, активно развивать интернет-платформу.

Сегодня британские газеты благодаря созданию видеоконтента могут полноценно конкурировать не только с интернетом, но и с телевиденьем – в этом уверены многие британские издания. Стив Пурселл, редактор сайта Mirror.co.uk считает, что у газет сегодня определенное преимущество, они способны «создавать видеоконтент и задействовать в этом процессе всего пять человек и две камеры»5. В 2007 г. «Гардиан» инвестировала 15 млн фунтов6 на развитие видеоконтента; «Таймс», «Миррор», «Сан», «Телеграф», «Ивнинг пост» (The Evening Post), согласно исследованию, проведенному в 2007 г. Нейлом Турманом и Беном Лаптоном, тоже присоединись к процессу развития видеоконтента на своих веб-сайтах.

Видео-служба сайта Guardian unlimited начала действовать летом 2007 г. Другие английские газеты создали подобные службы гораздо раньше, но руководство «Гардиан» хотело сначала максимально изучить новую сферу деятельности, а потом уж перейти к ее реализации на практике. Руководители сайта Guardan unlimited решили воспользоваться опытом создания видеоконтента на сайтах «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) и «Вашингтон пост» (The Washington Post), после чего организовали небольшую телестудию, чтобы создавать видеоконтент, дополняющий текстовые материалы.

Газеты «Гардиан», «Файненшел Таймс», «Телеграф», «Сан» приходят к выводу, что видеоконтент необходимо создавать своими силами, в своей редакции, не прибегая к помощи онлайн видео провайдера. «Миррор» и «Таймс», прибегнув к помощи онлайн видео провайдера«Ро медиа» (Roo Media), не оправдали своих надежд. Основная проблема заключалась в том, что провайдер «не ухватил нити, связывающий видеоматериалы с текстовыми»7, а это одно из важнейших требований к видеокантенту на сайте издания, именно поэтому газеты и приходят к тому, что видеоконтент нужно создавать своими силами, но привлекая к помощи профессиональных телевизионщиков. С конца 2007 г. «Гардиан» при создании больших видеоматериалов начала привлекать съемочную группу из трех человек: корреспондента, телевизионного оператора и продюсера.

Многие издания используют так называемое «флэш-видео» (flash-video) – это короткие вставочные видео-материалы (15−20 секунд), привлекающие внимание к текстовому материалу, они способствуют улучшению обратной связи с читателем. «Гардиан», например, помещает флэш-видео перед заголовком статьи: читатель может увидеть небольшой эпизод того, о чем подробнее описывается в статье ниже.

Как считает Стив Пурселл, редактор сайта Mirror.co.uk, «несмотря на то, что производство видеоконтента требует больших трудозатрат, время и усилия, которое тратят журналисты и их усилия стоят этого, т.к. увеличивается потенциальный доход от рекламы»8.

Другие британские газеты тоже уверены, что онлайн видео привлечет ценных рекламодателей. Но реклама, размещенная перед видеороликом (рre-roll-реклама), не должна занимать более 15 секунд, т.к. небольшое время занимают сами журналистские видеоматериалы. «Сан» экспериментировала одно время с 30-секундной pre-roll-рекламой, но это не принесло успеха: Pre-roll сократили до восьми секунд, что сразу повысило число пользователей видеоконтента. В «Гардиан» считают, что если обширные материалы прерываются частой рекламой, она должна занимать не более 10 секунд.

Некоторые британские газеты (например, «Миррор») настаивают на использовании формата предполагающего размещение рекламного видео внутри основного текста (mid-roll). Однако большинство считают, что mid-roll способствует тому, что пользователи перестают смотреть видеоматериалы.

The Times использует продукт плейсмент в своих видеометериалах. На этот счет есть мнения, что пользователь может заметить подвох и больше не обращаться к видеоматериалам.

Следует отметить, что и региональные английские издания не отстают в деле освоения создания видеоконтента. «Ланкашир Ивнинг Пост» (The Lancashire Evening Post) с 2006 г. создает для веб-сайта 20 видеозаписей в неделю9, для чего на работу взяли новых сотрудников. Стратегия будущего развития другой региональной газеты – «Вестерн мейл и эко» (The Western Mail & Echo) – зафиксирована во внутреннем документе издания, название которого – «Мультимедийные стратегии и видеожурналистика» (Multimedia Strategy and Video Journalism10) − уже свидетельствует о том, что в издании основной акцент делается на развитии сайта и видеоконтента. Данная политика нацелена на то, чтобы успешно конкурировать с местными службами «Би-Би-Си». В газете уверены: «видеоконтент – это то, что становится важной составляющей газет»11.

Создание качественного видеоконтента на сайте требует наличия новых специалистов, новых навыков у журналистов. Поэтому многие издания активно внедряют сегодня различные тренинговые программы, направленные на обучение журналистов-газетчиков навыкам подготовки видеоматериалов. Газеты («Гардиан», «Таймс», «Сан», «Манчестер Ивнинг Ньюс» (The Manchester Evening News)) попытались не навязывать нововведения сотрудникам, а работать с добровольцами. Редактор сайта Guardian unlimited отмечает, «что с волонтерами было очень легко работать: не нужно никого принуждать»12. В «Манчестер Ивнинг Ньюс» уже достаточно много добровольцев, которые захотели получить навыки создания видеоконтента и согласились работать за те же деньги, несмотря на повышение квалификации и новые обязанности.

Журналистов из «Манчестер Ивнинг Ньюс» посылают на переобучение в Центр мультимедийной интернет-журналистики и конвергенции при Университете Южной Каролины (Newsplex multimedia and convergence centre at the University of South Carolina). Они также получают мультимедийные навыки, проходя курсы при Манчестерском канале (Channel M).

Россел, редактор интернет-версии telegraph.co.uk, считает, что журналисты с опытом работы на разных платформах, очень ценятся. По мнению Марка Веббера, заместителя редактора сайта Тhe Sun Online, журналист не обязательно должен «иметь в одной руке ручку, а в другой камеру – это различные специализации, и в каждой есть свои специалисты»13. С этой позицией согласны и в «Гардиан», где, несмотря на то, что журналисты из газеты имеют некоторые навыки создания видеоматериалов, все равно прибегают к помощи профессионалов-телевизионщиков, так как быть универсальным журналистом, одновременно владеющим навыками подготовки текстовых, видеоматериалов, вообще вряд ли возможно.

 

Внутренние факторы, влияющие на процесс конвергенции в конкретной редакции

Процесс конвергенции часто сопровождается изменениями в организации ньюсрумов, изменениями в редакторской политике. Здесь на него влияют уже сугубо внутренние факторы: субъективное мнение руководства, мнения редакторов, традиции, существующие, в конкретной редакции. Так, например, издательская группа «Телеграф» (The Telegraph Group) переехала в 2006 г. в новое помещение, центральный ньюсрум которого объединяет журналистов, готовящих печатную и интернет-версию. «Репортеры и сотрудники из всех других отделов, размещаются на первом этаже и вместе работают над производством контента для веб-сайта, ежедневного и воскресного выпусков газеты»14. Объединение сотрудников в одном рабочем месте улучшило коммуникацию меду начальниками и подчиненными.

«Гардиан» тоже переехала в новое здание и команды, готовящие интернет- и печатную версию располагаются одна за другой.

А вот у «Таймс» есть сомнения по поводу создания единой команды, которая находится и работает в одном помещении: «Мы не хотим следовать примеру «Телеграф»»15, − сообщаетЭнн Спаксмэн, редактор интернет-версии. Она объясняет это тем, что веб-сайт требует от редактора непрерывного внимания, а, если рядом будут еще работать другие люди, то редактор сайта не сможет уделять должного внимания сайту. С этим мнением согласен и редактор сайта FT.com, Джеймс Монтгомери, который тоже считает, что команда журналистов, занимающаяся обновлением контента на веб-сайте должна быть отделена от других сотрудников.

Процесс конвергенции также часто сопровождается изменением графика работы, редакторской политики. Это тоже сугубо внутренние факторы, влияющие на процесс конвергенции в конкретной редакции. Так, в некоторых изданиях («Манчестер Ивнинг Ньюс», «Вестерн мейл и эко») перешли к новой редакторской политики: редакторы отделов ощутили на себе новый груз работы. «Им приходится заново редактировать передовые статьи, уже размещенные в интернете»16. Такая политика получила название «web-first editorial policy»17: каждая новая статья сразу же автоматически попадает на сайт, а уж потом редактируется, возможно, меняются заголовок и т.д. В других изданиях («Гардиан», «Таймс», «Сан») такая политика отсутствует.

 

Таким образом, мы можем констатировать, что все рассмотренные выше издания уделяют большое значению развитию видеоконтента на сайте, все уверены в том, что его необходимо развивать. Газеты экспериментируют с разными форматами подачи видеоматериалов, думают о том, кто должен заниматься созданием видеоконтента, каким образом включать рекламу в видеоматериалы, но все уверены в одном: видеоконтент необходимо развивать, так как это позволяет сегодня успешно конкурировать с телевиденьем, на котором исторически доминирует «Би-Би-Си», интернетом, число пользователей которого в Великобритании особенно велико.

Однако в некоторых частных вопросах издания придерживаются разных позиций (например, использование pre-roll или mid-roll рекламы; разная организация тренинговых программ) – это связано с внутренними факторами, влияющими на процесс конвергенции в конкретной редакции: субъективным отношением руководителей к конкретным вопросам, культурными традициями, финансовыми вопросами. Внутренние факторы хорошо прослеживаются в организационных вопросах: объединении команд, создающих печатную и интернет-версию или наоборот их разграничении.

Возможно, через какое-то время такие внешние факторы как: рост популярности «рекламы с обратной связью» на потоковом аудио, рост мобильных технологий 3G в Великобритании несколько изменят существующую сегодня конвергентную модель: газеты будут уделять гораздо больше внимания развитию видеоконтента на сайте, а также усиленно развивать WAP-платформу, которой пока не уделяют особого внимания.

 


  1. Dewze M. What is Multimedia Journalism? // Journalism Studies. Volume 5. 2004. Number, 2. P. 142.
  2. Aquino R., Bierhoff J., et al. The European Multimedia News Landscape. Mudi Reports. 2002. P. 15.
  3. Aquino, R., J. Bierhoff, et al. The European Multimedia News Landscape. Mudi Reports. 2002.
  4. Там же. P. 75.
  5. Thurman N., Lupton B.Convergence Calls: Multimedia Storytelling at British News Websites. In: International Symposium on Online Journalism. Austin. Texas. 2008. April, 4-5. P. 3.
  6. Там же. P. 3.
  7. Там же. P. 16.
  8. Там же. P. 17.
  9. Williams A., Franklin B. Turning Around the Tanker: Implementing Trinity Mirror's Online Strategy. 2007. P. 53.
  10. Там же. P. 63.
  11. Там же. P. 65.
  12. Thurman N., Lupton B.Convergence Calls: Multimedia Storytelling at British News Websites. In: International Symposium on Online Journalism. Austin. Texas. 2008. April, 4-5. P. 9.
  13. Там же. P. 11.
  14. Telegraph raises its game at news. hub//http://www.telegraph.co.uk/finance/2946710/Telegraph-raises-its-game-at-news-hub.html
  15. Neil Thurman and Ben Lupton. Convergence calls: Multimedia storytelling at British news websites // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies. Vol. 14. No. 4 (2008). P. 9.
  16. Williams A., Franklin B. Turning Around the Tanker: Implementing Trinity Mirror's Online Strategy. 2007. P. 54.
  17. Там же. P. 53.