Languages

You are here

Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

State Support for the Press in the Period of Financial Crisis (the Experience of France)

 

Захарова Милана Владимировна
соискатель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики М ГУ имени М.В. Ломоносова, milana.z@mail.ru

Milana V. Zakharova
Doctoral degree-seeking student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, milana.z@mail.ru

 

Аннотация
Государственная помощь прессе во Франции – одна из самых значительных в мире, в последние годы ее объем составлял около 10% от торгового оборота прессы. В конце 2008 г. во Франции состоялись Генеральные штаты прессы, в рамках которых эксперты попытались определить пути выхода из обострившегося кризиса прессы. В статье рассматривается работа генеральных штатов, основные «проблемные зоны» и рекомендации участников мероприятия.

Ключевые слова: государственная помощь, прямая и косвенная помощь, льготное налогообложение, кризис доверия, молодежная аудитория

Abstracts
In France state support for the press is one of the most significant in the world. The funds granted by the state comprise about 10% of the press turnover. In 2008 Press States-General took place in France. During this event experts tried to find the ways out of the growing press crisis. The article analyses the work of the States-General and the main troublesome points highlighted by the experts.

Key words: state support, direct and indirect financial support, tax reduction, crisis of confidence, youth audience.

 

Государственная помощь прессе существует во многих западных странах. Государство, являясь гарантом права на информацию, с одной стороны, и независимости прессы, с другой стороны, а также с целью сохранения плюрализма мнений, фундамента демократии, предоставляет печатным изданиям экономическую помощь и льготные условия налогообложения.

Существуют два основных вида господдержки: косвенная (Франция) и прямая (Швеция)1. Несмотря на то, что сама идея этого инструмента вызывает ряд нареканий в профессиональной среде – к примеру, в вопросах неангажированности государства и степени его «влияния» на печатные СМИ, он выполняет важную регулирующую функцию, способствуя сохранению традиционной печатной прессы.

 

 

Государственная помощь прессе во Франции

В конце 2008 г. во Франции состоялось знаковое событие для всей современной французской индустрии прессы. По инициативе Елисейского Дворца были проведены Генеральные штаты прессы (традиционно «генеральными штатами» называют систему консультаций по какой-либо проблеме). В период острого экономического и структурного кризиса пресса и государство пытаются действовать сообща.

Франция имеет богатые традиции в сфере государственной помощи прессе. Уже с 1750 г. французская пресса пользовалась льготными почтовыми тарифами. Отдельные виды государственной помощи прессе существовали во Франции в период Третьей Республики. Однако система госпомощи в современном виде начинает складываться только после освобождения страны в 1944 г. от немецкой оккупации. Ее целью было гарантировать «плюрализм» и «независимость» французской прессы, а также противостоять концентрации. Основные принципы господдержки, действующие по настоящее время, были заложены в период Четвертой Республики (1946−1958 гг.)2. В целом, считается, что задача государственной помощи – поддержка политических изданий и прессы информации общего интереса.

Эти меры подразделяются на прямую и косвенную помощь. К прямой помощи, заложенной в бюджете, относится ряд государственных субсидий. Они выдаются специальными государственными фондами. Среди них: фонд помощи распространению французской прессы за границей, два фонда специальной помощи изданиям с невысокими доходами от рекламы (для национальных ежедневных и ежедневных региональных газет), фонд развития службы доставки прессы на дом, фонд помощи развитию мультимедиа. Так, через фонд помощи национальным ежедневным газетам получают субсидии «Юманите» (L'Humanité), «Круа» (La Croix) и «Франс суар» (France Soir). В эту категорию также входит возмещение государством части расходов на железнодорожные перевозки и ПТТ (почта, телеграф, телефон). К косвенной помощи, которая составляет большую часть выделяемых средств, относятся: льготное налогообложение и льготные почтовые тарифы.

В систему государственной помощи также включена государственная реклама. Здесь речь идет в основном о государственных информационных кампаниях общего интереса, которые организуются Правительственной службой информации (например, в сфере здравоохранения).

В разные годы сумма государственной помощи прессе менялась. В 1957 г. ее объем составил 28% от торгового оборота прессы, в 1987 г. эта цифра равнялась 10−12%, в 2007 г. она достигла 1 млрд евро или 8% при торговом обороте в 10,7 млрд евро. На сегодняшний день госпомощь прессе во Франции одна из самых значительных в мире.

Необходимо отметить, что механизм государственной помощи прессе воспринимается исследователями неоднозначно. Прежде всего, как считают некоторых из них, сложившаяся система не соответствует экономической целесообразности. Стремясь сохранить «беспристрастность» прессы, государство только тормозит развитие этого сектора экономики. Так, Ж.-М. Шарон полагает, что с самого начала «этот механизм был неустойчивым, хромым, так как предназначался для частного предприятия, чья деятельность одновременно ограничивалась правилами, которые препятствовали действию объективных законов рыночной экономики»3. Кроме того, она так и не стала своего рода панацеей, спасением от концентрации, от власти капитала.

Она вызывает критику и в том, что касается системы ее распределения. К примеру, воспользоваться льготными почтовыми тарифами и налоговыми льготами могут издания, зарегистрированные Паритетной комиссией по вопросам печатных изданий и пресс-агентств (создана декретом от 25 марта 1950 г.). Для получения регистрационного номера, предприятие прессы должно соответствовать ряду требований: являться изданием общей информации; выходить регулярно (минимум один раз в квартал); объем рекламы должен составлять не более 2 ∕ 3 объема издания и др.4 И в 2004 г. в регистре комиссии их было уже 17000 наименований. Они могли, к примеру, прибегнуть к льготному НДС на доходы от продаж прессы (в розницу и по подписке), который с 1989 г. равен 2,1% (для сравнения: общепринятый во Франции НДС составляет 19,6%). То есть любое издание, обладающее «номером Паритетной комиссии», автоматически может воспользоваться системой льготного налогообложения, независимо от того, насколько оно здорово в экономическом плане5. Здесь эксперты привлекают внимание к вопросу легитимности, когда льготами пользуются журналы типа «Шас э пеш» (Chasse et pêche − «Охота и рыбалка»). Однако есть и другая точка зрения на этот счет. Так, по мнению П. Альбера, чтобы не быть обвиненным в предвзятом отношении, государство не может практиковать селективный подход, выбирая, каким изданиям предоставлять льготы, а каким нет6.

 

Многоуровневый кризис современной прессы

Обсуждение кризиса прессы в профессиональной среде с завидным упорством продолжается уже не первое десятилетие, однако в последние несколько лет формируется ситуация, позволяющая с достаточной степенью объективности говорить о том, что перемены жизненно необходимы не только для поддержания рентабельности предприятия прессы, но и для сохранения традиционной роли и влияния ежедневной прессы во французском обществе.

Ежедневная пресса во Франции стагнирует с 2000 г., в результате чего торговый оборот снизился практически на 15%. И тому есть целый комплекс причин. Среди них: рост конкуренции (интернет, бесплатные информационные ежедневные издания); устаревшая система производства печатной продукции, стоимость которой высока, и система распространения, не отвечающая реалиям дня сегодняшнего (это при том, что непроданная часть тиража – 40%, а иногда и 90% – просто уничтожается); значительное снижение доходов от рекламы, и, что не менее важно, кризис доверия – газеты все больше отдаляются от своих читателей. В 2008 г. ее и без того непростое положение усугубляет набирающий обороты финансово-экономический кризис.

В настоящее время французская ежедневная пресса занимает 58 место в мире и 20 в Европе по количеству проданных экземпляров на 1000 жителей (155 экз. на 1 тыс. человек в 2007 г.)7. Современная печать испытывает не только экономические трудности, ей необходимо приспосабливаться к абсолютно новой среде существования. С наступлением цифровой эры ее затронули колоссальные изменения структурного плана. Картина потребления информации эволюционирует быстрыми темпами: классическое потребление медиа заменяет мультимедийная практика. Кроме того, дает о себе знать новая привычка к бесплатной информации. Последняя связана с бурным развитием интернета и триумфальным покорением рынка бесплатными информационными ежедневными изданиями, тираж которых во Франции вырос в три раза за пять лет (с 2002 по 2007 гг.)

Пользуясь интернетом и бесплатными газетами, молодежь привыкла потреблять информацию бесплатно. Ей трудно смириться с тем, что за информацию нужно платить. Особенно ярко этот феномен выражен у молодой аудитории 15−35 лет, что и усугубляет разрыв поколений, особенно по сравнению с людьми более старшего возраста. Параллельно традиционная аудитория газет стареет, средний возраст основной массы современных читателей газет – 50−60 лет.

Тревожная по многим параметрам ситуация заставляет участников рынка наряду с самостоятельными попытками преодолеть накопившиеся трудности, обращаться со своими проблемами на самый высокий уровень, придавая им тем самым статус общенациональных.

 

Генеральные штаты прессы

В конце 2008 г. состоялось беспрецедентное в истории французской прессы мероприятие – по инициативе Елисейского Дворца были проведены Генеральные штаты прессы. В течение трех месяцев 150 участников мероприятия обсуждали самые острые проблемы. В состав четырех рабочих групп вошли представители разных сфер индустрии печатных СМИ – владельцы и руководители групп прессы («Лагардер» (Lagardère), «Байяр» (Bayard), «Присма» (Prisma), «Руларта» (Roularta), «Мондадори-Франс» (Mondadori France); руководители и представители печатных изданий («Монд» (Le Monde), «Фигаро» (Le Figaro), «Либерасьон» (Libération), «Юманите», «Паризьен» (Le Parisien), «Эль» (Elle), «Мадам Фигаро» (Madame Figaro), «Метро» (Métro), «20 Минют» (20 Minutes) и интернет-СМИ («Пари Матч» (Paris Match), «Монд интерактиф» (Le Monde interactif); образовательных учреждений (СЕЛСА, Высшей школы журналистики Лилля); профессиональных объединений (ассоциация «Пресса и плюрализм» (l’association «Presse et Pluralisme»), Агентство Франс Пресс (Agence France Presse), «Медиаметри» (Mediamétrie ) и другие. В дискуссиях принимали участие также эксперты консалтинговых и рекламных компаний («Мак Кинси» (McKinsey), «Пюблисис» (Publicis), «Лагардер Пюблисите» (Lagardère Publicité), представители правительственных структур, депутаты и независимые консультанты. Свой вклад в обсуждение ситуации внесли и государственные министерства и ведомства, реализовав ряд аналитических исследований с целью предоставить в распоряжение Генеральных штатов «свежую» и объективную информацию по широкому кругу вопросов8.

По итогам Генеральных штатов к 8 января 2009 г. был подготовлен документ – «Зеленая книга» (фр. − Livre Vert), в котором эксперты-участники мероприятия представили анализ сложившейся ситуации и предложили ряд мер по выходу из кризиса. На основании данных и выводов «Зеленой книги» далее приводится обзор обсуждавшихся в ходе мероприятия «проблемных» зон, а также основные рекомендации экспертов.

В рамках Генеральных штатов работало четыре комитета:

  • «Будущее профессии журналиста»;
  • «Печать, транспортировка, распространение, финансирование: как преобразовать производственный процесс?»;
  • «Какая модель нужна печатной прессе, чтобы преодолеть шок, вызванный бурным развитием интернета?»;
  • «Пресса и общество».

Работа первого комитета была сосредоточена на двух направлениях: реформа журналистского образования и вопросы деонтологии (права и обязанности журналистов, авторское право в интернете и прочее). Президент Совета директоров группы «Байяр» и президент этого комитета Бруно Фрапа отметил, что как без читателей у прессы нет будущего, так без журналистов не будет и прессы. По его мнению, сегодня нужно избегать двух крайностей: занижать важность критической деятельности журналиста и полагать, что журналистом может быть любой. А также сделал акцент на том, что фундаментом прессы является письменная речь, и что в этом ее принципиальное отличие от всех остальных видов СМИ. Неслучайно в ходе дебатов эксперты не раз подчеркивали, что речь идет о «текстовой» прессе9, независимо от носителя (бумага ∕ цифра). Мотор современной прессы, как и прессы завтрашнего дня, – это ее содержание, поэтому его качеству нужно уделять самое пристальное внимание. Это общее мнение стало основой всех рекомендаций, сделанных комитетом по завершении своей работы.

Около 75% французских журналистов не имеют базового журналистского образования. Не отрицая важность «открытости» профессии, эксперты отмечают, что существующая система образования теряет эффективность. Для сохранения конкурентоспособности и привлекательности профессии в новых условиях, специалисты рекомендуют пересмотреть и внедрить такую систему переподготовки и повышения квалификации, которая удовлетворяла бы всех участников рынка. Среди рекомендаций комитета можно выделить следующие. Обязать работодателей предоставлять журналистам, не имеющим базового журналистского образования, в течение первых трех лет работы курс переподготовки. Пересмотреть систему распределения финансирования образовательных учреждений, которое в последние годы сокращается.Кроме того, в связи с тем, что количество школ, предлагающих журналистское образование, увеличивается (в настоящее время их около 70), а качество их продукта зачастую оставляет желать лучшего, рекомендуется разработать рейтинговую систему, что сразу ограничит круг учебных заведений, признаваемых профессиональным сообществом. В действительности, такую оценку на крайне жестких условиях уже в течение ряда лет проводит Национальная паритетная комиссия занятости журналистов, которая в настоящее время признает всего 12 образовательных центров (на рассмотрении находятся заявки еще восьми). Отдельное внимание было уделено теме государственных стипендий, позволяющих гарантировать социокультурное разнообразие в студенческой среде.

Высказывалось предложение расширить сферу компетенции Наблюдательного комитета по вопросам профессиональной деятельности в сфере печатной прессы (основан в 2006 г.) и создать в его структуре несколько новых специализированных аналитических подразделений, с тем, чтобы в дальнейшем обладать объективными статистическими данными в разных областях, имеющих важное значение для индустрии прессы. А также, создать под его эгидой своего рода «Медиалабораторию будущего» по примеру того, как это уже сделано в США и Германии. На базе такой лаборатории, где будет собрано самое современное оборудование, студенты, исследователи и молодые специалисты смогут повышать уровень своей компетенции (предполагаемая стоимость проекта – 800 тыс. евро)10.

А также в ходе деятельности комитета обсуждались и специфика положения внештатных журналистов, и будущее профессии фоторепортера, которая претерпевает значительную трансформацию под влиянием новых технологий, и вопросы деонтологии. К примеру, эксперты подчеркивали, что назрела необходимость адаптации существующих этических кодексов 1918 г. и 1938 г. (Франция), 1971 г. (Мюнхен) и Хартии качества информации (2008 г., Лилль, Франция) к новым условиям и формам деятельности журналистов.

Вторая комиссия, обсуждавшая проблему трансформации производственного процесса, попыталась обозначить контуры новой экономической модели предприятия прессы. Под руководством Арно де Пюифонтена, имеющего богатый опыт руководящей работы в группах «Эмап»(Emap France) и «Мондадори-Франс», члены комиссии провели всесторонний аудит ситуации, сложившейся в данной сфере, где остро стоит вопрос оптимизации существующей схемы расходов и доходов. Вот некоторые проблемы, заслужившие особого внимания в ходе дискуссий.

Стоимость полиграфических работ во Франции сильно завышена по сравнению с другими европейскими странами и составляет 20−35% от общей цены производства продукта. К примеру, подсчитано, что затраты на печать тиража «Интернешнл Гералд Трибьюн» (l’International Herald Tribune) в 30 тыс. экз. объемом 22 стр. составляют 3854 евро во Франции, 2334 евро в Лондоне и Мадриде, 2350 евро в Бельгии и 2575 евро в Швеции. Более того, в самой Франции цена печати бесплатных информационных ежедневных газет может быть в несколько раз меньше, чем выпуск ежедневной национальной газеты, при том, что речь идет о фактически идентичных продуктах, отпечатанных идентичным способом. Дело в том, что в стране существует два типа типографий: типографии по производству книжной продукции и типографии по производству ежедневных и еженедельных газет. Первые обладают современным оборудованием и существуют в условиях серьезной конкуренции, в том числе и с зарубежными компаниями, что заставляет их постоянно модернизировать производственный процесс. Именно здесь печатают журналы, бесплатные информационные ежедневные газеты и полиграфическую рекламу. Вторые, напротив, владеют устаревшим оборудованием с низкой производительностью, и не испытывают конкуренции из-за рубежа (в силу исторических причин и разницы в логистике). Более того, они находятся под сильным социальным давлением (в частности, профсоюзов) и не могут снижать цены. Именно этим объясняется такой разброс цен при практически одинаковом способе производства.

На протяжении нескольких последних лет объем распространения прессы в стране сокращается, но по-разному, в зависимости от типа издания. Согласно данным Департамента развития СМИ (Direction du développement des medias, DDM) только два вида прессы в последние годы демонстрировали положительную динамику. Тиражи бесплатных информационных ежедневных изданий выросли в три раза с 2002 г. по 2007 г., ежегодное распространение новостных журналов (news magazines) увеличилось на 13% между 2000 г. и 2006 г. Данные по другим типам прессы за тот же период были отрицательными. Тиражи ежедневной региональной прессы снизились на 9%, ежедневной национальной прессы на 10%, массовых журналов на 14%, специализированной технической и профессиональной прессы на 26%. По мнению аналитиков, такое значительное уменьшение читательской аудитории не сильно заметно потому, что параллельно создается большое количество новых изданий. Сокращаются тиражи ежедневных газет, соответственно, доходы от продаж падают. Помимо того, все больше нареканий вызывает и структура дистрибуции прессы.

Действующая во Франции система распространения прессы мало эффективна и о ее реформировании эксперты говорят уже давно. Более того, и сами участники рынка озабочены сложившейся ситуацией. В сеть НМПП («Нувель мессажери де ля пресс паризьен»), организации, занимающейся распространением парижской прессы, входят всего 29569 пунктов продаж. Сеть распространения региональной ежедневной прессы более развита – насчитывает около 55 тыс. точек продаж. Изменяется формула работы газетного киоска, для многих киоскеров продажа печатных изданий становится сопутствующим видом деятельности. Что касается системы доставки прессы на дом, то во Франции этот вид распространения печати развит слабо по сравнению с другими европейскими странами. Частично существующее положение объясняется тем, что доставка нескольких изданий одновременно составляет небольшую часть от общего количества заказов, частично тем, что доля домохозяйств, живущих в пригородах, невелика, около 65% (для сравнения: в Германии и Нидерландах эта цифра превышает 90%). Так как почта не справляется с нагрузкой и не успевает обслуживать подписчиков так, чтобы они получали прессу до ухода на работу, для преодоления «разрыва» используются специальные службы доставки. С их помощью жители страны имеют возможность получить прессу до 7 часов утра. Таким образом во Франции ежегодно распространяется более 800 млн экз. изданий. В службах доставки работают 18000 человек. Для того, чтобы эта структура оправдывала себя, ее объемы следует увеличить как минимум вдвое.

Ситуация с еще одной статьей дохода предприятия прессы – доходом от рекламы – тоже вызывает крайнюю озабоченность в профессиональной среде. С 2001 г. рекламные инвестиции в прессу стагнируют, и, хотя пресса все еще удерживает 34% рынка (2008 г.), являясь лидером grand media в стране, налицо обращение рекламодателей к другим каналам рекламы. Ряд экспертов полагает, что уже в 2009 г. ее лидирующую позицию займет телевидение. Более того, обостряется конкуренция с интернетом и hors media11. Не облегчает положение и высокая «раздробленность» рынка прессы. К примеру, одно крупное медийное рекламное агентство в среднем ежегодно обслуживает 3000 изданий и 500 юрлиц (для сравнения: на рынке телевизионной рекламы 8 юр лиц и 20 каналов). Доходы прессы от рекламы составляют на сегодняшний день менее 52% от общей суммы доходов (2006 г.). Одни эксперты считают, что «отток» рекламы в другие сферы будет продолжаться. Другие говорят, что в настоящее время в силу ряда причин сложно делать объективные прогнозы. Рассматривая специфику газеты как продукта, продающегося ниже себестоимости, с экономической точки зрения, исследователь В.Е. Аникеев отмечает, что «эта разница не может быть возмещена иначе, чем посредством финансовой поддержки (иногда политического характера) или с помощью рекламы, что и объясняет место, которое занимает последняя в общем доходе предприятия прессы»12. Вопрос сохранения рентабельности вновь привлекает внимание к внешней финансовой поддержке прессы. Таким «поддерживающим» инструментом, своеобразной страховкой ежедневных газет, как считают, могло бы стать увеличение доли государственной рекламы в прессе. В 2007 г. на рекламные кампании общего интереса государством было выделено 134 млн евро. Пресса в них была задействована лишь на 20%. В Бельгии, к примеру, 100% госрекламы размещается в прессе. Не призывая к таким крайним мерам, участники Генеральных штатов, однако, рекомендовали пересмотреть сложившуюся практику.

Проанализировав ситуацию, эксперты пришли к выводу: чтобы адаптироваться к новой экономической среде, предприятиям прессы необходимо внести значительные изменения в существующую сегодня бизнес-формулу. Выработанные рекомендации были сгруппированы в четыре блока: производство (печать), розничная продажа (продажа газет в киосках), распространение (доставка прессы на дом, по почте, электронное распространение) и реклама. Прежде всего, считают они, стоимость полиграфических работ необходимо снизить на 30−40%, чтобы цена стала объективной и реальной. Для этого следует провести модернизацию производства и реорганизовать сложившуюся схему работы типографий. Также важно вдохнуть новую жизнь в кровеносную систему печатных СМИ – систему ее дистрибуции. Среди предлагаемых мер: увеличить количество пунктов продаж, упростить условия подбора ассортимента (предоставить продавцу право выбора продукции), сделать профессию киоскера более привлекательной, предоставить национальным изданиям возможность пользоваться системой распространения региональных изданий и наоборот (что сегодня невозможно в силу того, что в контракте издателя с НМПП есть пункт об эксклюзивности услуг), пересмотреть параметры работы служб доставки прессы на дом и снизить стоимость подписки. В том, что касается доходов от рекламы, эксперты рекомендуют не только внести изменения в существующую систему работы на этом рынке (в том числе на законодательном уровне), но и увеличить долю государственной рекламы в печатных СМИ.

Третий комитет анализировал влияние интернета на современную печатную прессу, обсуждал возможные пути их кооперации и взаимодействия. Его возглавлял Бруно Патино, который почти десять лет (до сентября 2008 г.), занимал ключевые позиции в lemonde.fr. В подготовленных рабочей группой рекомендациях отдельное место занимает перечень факторов, играющих, по мнению экспертов, важную роль при рассмотрении и оценке французской специфики взаимоотношений прессы и интернета. Вот некоторые из них.

Глобальное предложение медиаконтента растет быстрее, чем его потребление, ежегодно увеличиваясь на 30%. Количество телеканалов в Европе за последнее десятилетие утроилось, за 25 лет количество журналов возросло в четыре раза, каждый день в интернете создается 1,5 млн страниц. Как результат, наблюдается фрагментация аудитории и, соответственно, фрагментация рекламодателей. Параллельно этому, рекламодатели продолжают «уходить» из СМИ, выделяя на них не более трети рекламных бюджетов. Они все чаще обращаются к технологиям директ-маркетинга, спонсорства, событийной коммуникации, персонального маркетинга. Кроме того, с 2004 г. платная печатная пресса теряет рекламодателей, которые уходят в интернет (та же ситуация в США и Англии). Продолжающийся рост медиапотребления во Франции сопровождается «рассеиванием» аудитории между изданиями и носителями. К примеру, читатели журналов тратят меньше времени на каждое из изданий, так как их предложение стало намного богаче; в распоряжении читателя ежедневной газеты два продукта – платный и бесплатный; 15−24 летние обращаются к разным формам цифровых носителей, чтобы то же самое содержание просмотреть в форме видео. Таким образом, рост предложения вызывает фрагментацию аудитории.

Классическое потребление СМИ (телевидение, радио, печатная пресса) среди 15−24-летних французов минимально. В данной возрастной группе 50,3% потребления СМИ – это мультимедийная практика (с использованием компьютера, мобильного телефона, мульмедийного смартфона, видеоигр и прочее). Этот способ потребления информации у остальной части населения не превышает 29,5%; 15−24-летние французы проводят в интернете по меньше мере один час в день, а общее количество пользователей в стране увеличивается на 5% ежегодно.

Падение тиражей ежедневной платной прессы во Франции началось задолго до появления интернета. Для французов деградация печатной прессы давно стала реальностью, что хорошо прослеживается в медиабюджете среднего домохозяйства. На эти цели жители страны тратят ежегодно в среднем 2272 евро (8,5% от общей суммы расходов). Более трети уходит на оплату стационарного и мобильного телефонов, значительно меньше расходуется на аудиовизуальные СМИ и интернет. Доля печатной прессы составляет 172 евро или всего 8%.

Наряду с рекомендациями общего характера, члены комитета вынесли на рассмотрение государства несколько вопросов, которые невозможно решить без его участия. Речь идет, например, о том, что назрела необходимость создания статуса электронного издателя (фр. statut d’éditeur de presse en ligne), которого до сих пор не существует. Кроме того, отмечают они, действующая система налогообложения ущемляет права электронных изданий, которые облагаются 19,6% НДС, в то время как печатные версии при идентичном содержании пользуются льготным 2,1% НДС. Кроме того, в связи с остро стоящей проблемой финансирования «электронной» части рынка печатных СМИ, рекомендуется увеличить сумму госпомощи, в частности, размещать государственную рекламу в электронных версиях изданий. Другим способом привлечения средств, по мнению экспертов, могли быть стать индивидуальные взносы, частные инвестиции и разработка программ меценатства.

Четвертый комитет рассматривал особенности взаимоотношений прессы и общества на современном этапе. Под руководством Франсуа Дюфура, редактора и управляющего партнера «Плей бак прес» (Play Bac Presse), группа экспертов попыталась ответить на четыре вопроса:

  • Как защищать плюрализм мнений и как сделать так, чтобы предприятия прессы становились более сильным? Используя, в том числе, и сильные стороны концентрации?
  • Как усовершенствовать контент печатной прессы?
  • Как вернуть доверие читателей к журналистам?
  • Как заинтересовать молодых читателей (15-25 лет) чтением газет?

В ходе дискуссий комитет обсуждал вопросы, напрямую вытекающие из общего сложного положения французской прессы. Так, кризис доверия читателей к прессе, который опросы фиксируют уже более двадцати лет, связан со многими факторами: неточности и ошибки в подаче информации, сомнения в «независимости» журналистов от власти и экономического сектора, отсутствие уважения к частной жизни самими журналистами и многое другое. При этом интерес французов к информации остается высоким. Полагая, что восстановить отношения с читателями можно, только вновь завоевав его доверие, эксперты отмечают, что хорошим выходом из сложившейся ситуации могло бы стать заключение изданиями своего рода «публичного контракта» со своей аудиторией. Чтобы это стало возможным, нужно организовать систему обратной связи с читателями, сделать редакционную политику более прозрачной, усилить значение этической составляющей в деятельности журналиста, в том числе и с помощью инструментов саморегулирования профессии. Обсуждалась также проблема кризиса содержания или кризиса предложения. В каком-то смысле французская пресса отстает от общества, для которого предназначена. Это со всей очевидностью подтвердил успех бесплатных ежедневных информационных газет. Но одних чисто внешних изменений в предлагаемом аудитории продукте недостаточно. Редакционную политику нужно, по мнению членов комитета, менять и изнутри. В число рекомендаций комитета вошли, например, такие предложения: изучать особенности эволюции общества с социологической точки зрения (изменение потребления СМИ и потребления информации) и способствовать росту авторитета профессии журналиста (например, создать французскую версию Премии Пулитцера по примеру США, с теми же 15 номинациями). Наконец, предприятие прессы должно быть здоровым в экономическом плане, только конкурентоспособные издания могут позволить себе сохранять актуальность и свою долю рынка.

Отток молодых читателей от платной ежедневной прессы, еще одна остро стоящая проблема, вызывает озабоченность как самих издателей, так и государственных органов. Этот вопрос выходит за рамки банальной потери части аудитории и без преувеличения становится проблемой национального уровня. Молодежь – это юные граждане и молодые избиратели, те, кто в недалеком будущем будут определять устройство французского общества. Эксперты-участники секции «Молодежь» экспрессивно выразили свою озабоченность ситуацией. «Для молодого человека открыть ежедневную газету означает открыть для себя общество, мир, в котором он живет. Школа и, конечно же, семья, – это те институты, которые обучают гражданственности и вырабатывают привычку к чтению прессы. Читателем не становятся спонтанно, этому учатся. Однако, в эпоху, когда молодой человек может решить, что информация является бесплатной и, следовательно, ничего не стоит, в эпоху, где в интернете единовременно идет поток информации со всего мира, в котором перемешались достоверные и неточные данные, слухи и ложь, молодое поколение следует приучать к информации, вырабатывая навыки ее потребления»13.

Во Франции многое уже делается для того, чтобы исправить сложившееся положение и делается успешно. К примеру, с 2006 г. 41 из 59 ежедневных региональных газет предлагают молодым французам в возрасте от 18 до 24 лет бесплатную подписку на одно из изданий, которое они могут получать один раз в неделю в течение года. Этот проект был осуществлен с помощью Департамента развития СМИ, который оказал финансовую помощь, выделив 1,5 млн евро в 2006 г. и в 2007 г. Содержание газет, предлагаемых по такой подписке, было адаптировано: в них появились рубрики, предназначенные для молодежи: работа, спорт, жизнь кампуса, отдых и прочее. 18% из 73000 подписчиков 2006 г. продлили подписку в следующем году уже на платной основе.

Однако, по мнению экспертов, необходимо внедрять долгосрочные программы национального уровня. Здесь рекомендуется обратиться к успешному зарубежному опыту работы с молодежной аудиторией. В качестве модели предлагается использовать проект «Открой мою ежедневную газету» (www.ouvrirmonquotidien.be), которую с 2002 г. проводит ассоциация Бельгийских франкофонных газет. Организация предлагает классам в начальной школе выбрать две ежедневные газеты, которые они хотели бы получать в течение всего учебного года. Издатели продают такие газеты за полцены (на эти цели Министерство образования выделило специальную субсидию) и обеспечивают за свой счет доставку. В настоящее время на программу подписано 1800 классов начальной школы. В 2005 г. начинается второй этап, подписка была предложена средним школам. 700 из 900 средних учебных заведений страны получают, в зависимости от размера, от 6 до 12 экз. ежедневных газет. В рамках акции «Открой мою ежедневную газету» был распространен 1 млн экз. газет, дотация Министерства образования составила 550 тыс. евро.

По общему мнению экспертов комитета, лишь скоординированные действия могут исправить положение. Издателям следует уделять большее внимание содержанию материалов, которые обязаны, прежде всего, говорить с молодыми читателями на одном языке, и стараться активнее использовать разнообразные мультимедийные каналы (интернет, мобильные телефоны, e-paper), которые так любит молодое поколение. А школа, министерство образования, государство должны, в свою очередь, быть заинтересованы в формировании «привычки» к качественной информации. Так, одним из предложений рабочей группы было создать в школах журналистики специализацию «молодежная журналистика» (фр. journalisme jeunesse).

 

Выводы

Основываясь на выводах «Зеленой книги», 23 января 2009 г., выступая в Елисейском Дворце, Николя Саркози огласил систему чрезвычайной помощи прессе. Сумма госпомощи прессе – 600 млн евро, эти средства будут выделяться равными долями в течение трех лет. В предложенной президентом системе мер по преодолению кризиса большое внимание было уделено вопросам развития системы распространения прессы (в частности, службы доставки прессы на дом); модернизации производства (реорганизация типографий с целью сокращения цены печати на 30-40%); привлечения внешнего финансирования (в том числе с использованием программ меценатства, создания некоммерческих фондов); работы с молодежной аудиторией (каждый молодой француз в год своего восемнадцатилетия сможет получать одну ежедневную газету по его выбору бесплатно, газета оплачивается издателем, доставка – государством); деонтологии (статус, права и обязанности журналиста) и проблеме подготовки кадров. Президент объявил о создании статуса электронного издателя, который будет пользоваться равными правами и обязанностями с издателями печатной прессы (за исключением 2,1% НДС, так как этот вопрос решается на европейском уровне). Доля государственной рекламы в печатной прессе (и в электронных версиях газет) будет увеличена вдвое.

Конечно, не обошлось и без критики. И в том, что касается состава комиссий, и в том, что Генеральные штаты рассматривали далеко не все важные для прессы проблемы, и в том, что Николя Саркози ответил только на часть вопросов. Однако это мероприятие следует расценивать прежде всего с позиции важности, «знаковости» события для отрасли в целом. Впервые профессиональное сообщество собирается за круглым столом, чтобы обсудить кризис, тлеющий долгие годы, впервые государство напрямую говорит со своей прессой. Вместе они попытались. Что из этого выйдет, будет видно уже через несколько лет.

Прямая помощь в млн евро
 Статья 41-10 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Возмещение социальных взносов службы доставки прессы на дом (§ 12) 1,2 1,1 1,1 1,1 1,1 - - -
Возмещение СНСФ льготных тарифов на перевозку прессы (§ 13) 14,5 15,5 15,4 15,2 13,7 13,7 8,1 8,1
Возмещение части расходов на ПТТ (с 1998 г. только факсимиле) (§ 14) 2,1 1,0 1,0 0,8 0,6 0,6 0,6 0,6
Фонд помощи распространению французской прессы за границей (§ 15) 3,3 3,4 3,5 3,7 3,7 3,7 3,3 3,3
Фонд помощи распространению региональной еженедельной прессы (§16) 1,2 1,3 1,3 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4
Фонд помощи службе доставки прессы на дом (§ 17) 6,9 7,5 7,7 8,0 8,1 8,3 8,3 8,3
Фонд помощи распространению ежедневных национальных изданий(§ 18) - - - - 4,3 0,9 2,6 -
Фонд помощи национальным ежедневным политическим изданиям и газетам информации общего интереса с невысокими доходами от рекламы (§ 22) 2,9 3,0 4,1 4,6 4,6 4,6 6,7 6,7
Фонд помощи региональным ежедневным политическим изданиям и газетам информации общего интереса с невысокими доходами от объявлений (§ 23) 1,2 1,3 1,3 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4
Фонд помощи развитию мультимедиа (§ 30) 2,3 2,3 2,3 2,3 - - - -
Дополнительная социальная помощь парижской прессе 2,0 2,1 2,1 0,6 - - - -
Статья 34-95
Абонентская плата государства Агентству Франс Пресс 89,7 91,5 92,6 93,5 95,9 100,2 103,2 105,7
Итого: прямая помощь (включая АФП) 127,3 130,0 132,4 132,6 134,8 134,8 135,6 135,5
 Косвенная помощь
Льготные почтовые тарифы (итого) 792,7 777,8 724,1 858,0 744,0 780,0 776,0 743,5
Субсидия Почты 510,7 495,8 434,5 568,0 454,0 490,0 486 501,5
Субсидия Общего бюджета 282,0 282,0 289,7 290,0 290,0 290,0 290,0 242,0
Льготный налоговый режим (сумма, на которую уменьшились отчисления в государственную казну)
Льготный НДС 182,9 182,9 182,9 198,2 190,0 200,0 190,0 200,0
Специальный инвестиционный режим (статья 39 бис Общего налогового кодекса) 22,9 8,4 4,6 21,0 10,0 5,0 3,0 3,0
Освобождение от профессионального налога 188,3 183,9 184,0 180,3 174,5 178,0 185,0 193,5
Итого: косвенная помощь 1186,8 1153,0 1095,7 1257,5 1118,5 1163,0 1154,0 1140,0
Итого: прямая и косвенная помощь 1314,1 1283,0 1228,1 1390,1 1253,3 1297,8 1289,6 1275,5

Источник: DDM

 

 


  1. Toussaint Desmoulins N. L’économie des medias. Paris: PUF, 1996. – Р. 96, 100.
  2. Подробнее см.: Шарончикова Л.В. Пресса Франции в меняющемся мире (1944-2004 гг.). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. – С. 18–36.
  3. Charon J.-M. La presse en France de 1945 à nos jours. Paris: Seuil, 1991. – P. 55.
  4. Lexique de la presse écrite. Sous la direction de P.Albert. Paris: Dalloz, 1989. – P. 39.
  5. Le Floch P., Sonnac N. Économie de la presse. Paris: La Découverte, 2000. – P. 48.
  6. Albert P. La presse française. Paris: La documentation Française, 2004. – P. 103.
  7. Livre Vert des Etats Généraux de la presse écrite. – P. 4. (полная версия документа доступна по адресу: http://www.etatsgenerauxdelapresseecrite.fr)
  8. С документами можно познакомиться на сайте Генеральных штатов прессы http://www.etatsgenerauxdelapresseecrite.fr в рубрике Etudes lecteurs et documentation
  9. Здесь французскими экспертами используется понятие la presse écrite, прямой перевод которого «написанная пресса», однако по смыслу нам кажется более уместным применить термин «текстовая пресса», отличающий этот вид СМИ от аудиовизуальных, которое в большей степени отражает суть термина.
  10. Здесь и далее цифры и статистические данные приводятся по «Зеленой книге» Генеральных штатов прессы
  11. Французские термины grand média и hors média являются эквивалентами англо-саксонских above the line (ATL) и below the line (BTL). Используются в маркетинге и рекламе при определении способов и каналов коммуникации марки. К первым относятся пресса, телевидение, радио, кино, наружная реклама. Ко вторым – директ-маркетинг, событийная коммуникация, мультимедиа, реклама на местах продаж, отношения с прессой и др.
  12. Аникеев В.Е. Экономика французской буржуазной прессы (по материалам французских исследований) // ВМУ. Сер. 10. Журналистика. 1967. №1. С. 75.
  13. Recommandations du pôle «Presse et société» // Livre Vert des Etats Généraux de la presse écrite. – P. 49.