Languages

You are here

К вопросу о деятельности Управления цензуры в годы Второй мировой войны

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

The activities of the Office for censorship during the Second World War

 

Бакулин Олег Александрович
кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. obakulin@yandex.ru

Oleg A. Bakulin
Ph D in history, associate professor at the chair of foreign media, Faculty of Journalism, Moscow State University, obakulin@yandex.ru

 

Аннотация
В статье рассматриваются ключевые проблемы истории Управления цензуры – главного цензурного учреждения в системе государственного управления США в годы Второй мировой войны.

Ключевые слова: Управление цензуры, США, коммуникации, Франклин Рузвельт, Байрон Прайс.

Abstracts
The article discusses the key problems of the Office for censorship history – the main censorship body in the system of state governance in the United States during the Second World War.

Key words: Office for censorship, USA, communication, Franklin Roosevelt, Byron Price.

 

Вступление США во Вторую мировую войну потребовало от государства создания эффективного цензурного аппарата. При этом руководству страны следовало позаботиться не только о повышении уровня национальной безопасности, но и учесть интересы владельцев средств массовой информации, а также простых американцев, желавших получить доступ к новостям и различным мнениям. В условиях военного времени государству следовало также максимально ограничить свое вмешательство в частную жизнь американцев, которое могло проявляться, в частности, в нарушении тайны переписки и телефонных разговоров. В ряду прочих эти задачи встали перед федеральным правительством после нападения Японии на американские военно-морские базы в декабре 1941 г .

Центральным звеном созданного в начале войны цензурного аппарата стало Управление цензуры (Office of Censorship, OC). Приказ о создании этой структуры был подписан президентом Рузвельтом 19 декабря 1941 г . Как следовало из текста документа, в компетенцию Управления входила цензура всех сообщений, передававшихся с территории страны или направляемых в США по почте, телеграфу, телефону, радио или в печати. Истории Управления цензуры отведено особое место в американской историографии, ей посвящены отдельные разделы исследований и специальные работы. Отношение исследователей к этой теме представляет собой, пожалуй, единственное исключение из критически настроенной в целом американской историографии истории цензуры в США1.

Несмотря на появление квалифицированных исследований и наличие качественной источниковой базы, использованной в этих работах, ряд положений, существующих в американской историографии истории Управления цензуры, нуждаются в известном уточнении. К числу таких проблем относится вопрос о деятельности органов цензуры в период, непосредственно предшествовавший созданию Управления. Учитывая тот факт, что в 1940-1941 гг. с санкции президента Ф.Д. Рузвельта цензура и контроль отдельных видов коммуникаций уже существовали, логично поставить вопрос о причинах создания Управления цензуры после вступления США в войну. В уточнении нуждается вопрос о реальном содержании провозглашенного Управлением принципа «добровольной цензуры» и механизмах воздействия государства на журналистское сообщество в период войны в целом. Особый интерес вызывает также отношение журналистов, редакторов и владельцев средств массовой информации к деятельности Управления. Немаловажным представляется вопрос о степени эффективности работы Управления в годы войны.

Цензура накануне и в первые месяцы после вступления США во Вторую мировую войну

Решение о практической подготовке цензоров было принято руководством страны 2 сентября 1939 г ., т.е. уже на следующий день после начала Второй мировой войны. Благодаря принятым мерам к моменту нападения Японии на американские военно-морские базы в декабре 1941 г . соответствующую подготовку прошли около 400 морских офицеров. В их компетенцию входила цензура международных сообщений, передаваемых по подводному кабелю, радио и телеграфу.

Известно также, что, самое позднее, с мая 1940 г . контроль некоторых видов коммуникаций стал осуществляться спецслужбами. Так, с личной санкции президента к прослушиванию телефонных разговоров «подозреваемых в подрывной деятельности против США» лиц приступило ФБР. Вскоре этому ведомству была поручена реализация программы «Прикрытие Z», целью которой стал контроль телеграфных и телефонных сообщений, переписки сотрудников дипломатического корпуса стран «Оси», их вероятных сателлитов и Советского Союза2.

В начале июня 1941 г ., после того, как президент одобрил программу развития цензуры, к подготовке цензоров подключилось министерство обороны – в это время в составе Отдела военной разведки министерства обороны США был сформирован специальный Отдел цензуры.

Иными словами, задолго до вступления США во Вторую мировую войну с прямой санкции президента был принят ряд мер, направленных на усиление государственного контроля различных видов коммуникаций и введение цензуры. Тем не менее, целостная концепция создания цензурного аппарата к декабрю 1941 г . явно отсутствовала. К решению этой задачи руководство страны приступило лишь после нападения Японии на американские базы. Причем, прошло около двух недель, прежде чем 19 декабря 1941 г . был издан президентский приказ о создании Управления цензуры (Эта идея принадлежала директору ФБР Э Гуверу).3 Еще около месяца ушло на составление первого руководства Управления, регламентировавшего деятельность журналистского сообщества в годы войны – «Кода военного времени»4. Первая редакция документа была издана лишь 15 января 1942 г ., а соответствующие руководства для почты, телеграфа и радио разрабатывались в период с января по апрель 1942 г .

Создание специального Управления цензуры, деятельность которого была выведена из-под контроля министерства обороны и ФБР, подотчетного лично президенту, вполне объяснимо. Одна из причин заключалась в том, что деятельность армейских и морских цензоров в первые дни после нападения Японии была малоэффективна, а имеющиеся у них возможности не соответствовали масштабу стоящих перед ними задач. Материалы американских периодических изданий неоднократно фиксировали случаи недовольства журналистов работой цензоров. Так, 5 января 1942 г . журнал «Тайм» отмечал: «Представления военных о непечатных «секретах» включают даже такую информацию, которая опубликована в телефонных указателях и стандартных справочниках. Корреспонденты Вашингтона надеются, что первая цензурная истерия скоро пройдет»5. Таким образом, другая причина крылась в желании руководства страны максимально сгладить эффект от введения цензуры и создать особые отношения с журналистским сообществом, которое болезненно относилось к прямому цензурному давлению со стороны военных и спецслужб.

 

Управление цензуры: некоторые особенности функционирования

На должность директора Управления цензуры Рузвельт пригласил исполнительного редактора информационного агентства «Ассошиэйтед Пресс» Байрона Прайса, более двадцати лет работавшего в Вашингтоне и хорошо известного как в журналистском сообществе, так и среди столичных политиков разного уровня.

Как следовало из приказа президента № 8985 от 19 декабря 1941 г ., Прайсу предоставлялась полная свобода действий в цензуре всех сообщений, передаваемых по почте, с помощью телеграфа, по радио или с помощью иных средств передачи информации, передаваемой из США или отправляемой в страну из других государств6. Эти функции входили в компетенцию почтового и телеграфного отделов Управления, отделов прессы и радиовещания. В 1943 г . потребовалось создание технического отдела, сформированного для расшифровки сообщений противника. Основная нагрузка легла на плечи сотрудников почтового отдела, к работе которого удалось привлечь более десяти тысяч сотрудников, преимущественно, из числа гражданских лиц. Всего на пике своей деятельности, в феврале 1943 г ., по данным историков, в Управлении было задействовано 14 462 человека.

Тем же приказом президента от 19 декабря 1941 г . учреждался Комитет политической цензуры, в состав которого вошли представители американской политической элиты в лице вице–президента США, министра финансов, военного министра, главного прокурора, директора почт, морского министра, директора Управления государственных сообщений, а также директора Управления фактов и цифр. Комитет, который согласно президентскому приказу возглавил директор почт, имел совещательные функции и, как следовало из текста документа, мог «советовать Директору цензуры относительно политики, координации и интеграции деятельности, упомянутой в приказе»7.

При Управлении цензуры был также создан Консультативный Совет, в состав которого вошли представители национальных и региональных ассоциаций издателей и редакторов. Помимо этого, для популяризации идеи «добровольной цензуры» в каждом штате был выбран редактор, которому следовало заниматься миссионерской деятельностью среди своих коллег. Редакторы находились в тесном контакте с Управлением цензуры и периодически приезжали в Вашингтон для консультаций.

В отличие от Комитета общественной информации, созданного в период Первой мировой войны и сочетавшего как цензурные, так и пропагандистские функции, Управление цензуры пропагандой не занималось. Эта функция была возложена на созданное летом 1942 г . Управление военной информации. Коммунистическая печать и афроамериканские издания, представлявшие по мнению директора ФБР Э. Гувера, опасность национальной безопасности США, пользовались особым вниманием со стороны подчиненного Гуверу ведомства8. Контроль информации осуществлялся и военной разведкой, а также военными цензорами на фронтах. Такое разделение функций с одной стороны освобождало Управление от перегруженности работой, с другой – периодически вызывало смешение функций этих ведомств или их дублирование.

В основу деятельности Управления был положен принцип «добровольности цензуры». Следование этому принципу предполагало добровольный отказ журналистов ради «укрепления национальной безопасности» от обнародования информации, представлявшей потенциальный интерес для противника. Управление цензуры в таком случае, казалось, приобретало не столько карательные и цензурные, сколько контролирующие или совещательные функции. Очевидно, что данный принцип был заимствован из опыта созданного в США в годы Первой мировой войны Комитета общественной информации9. Анализ публичных заявлений Ф.Д. Рузвельта, сделанных им накануне вступления США в войну, свидетельствует о том, что после начала Второй мировой войны президент неоднократно говорил о необходимости добровольного ограничения свободы печати во время войны10. Уже после начала войны в своем приказе о создании Управления Рузвельт вновь акцентировал внимание американцев на том, что введение цензуры является вынужденной мерой: «Все американцы ненавидят цензуру, так же, как они ненавидят и войну. Но наш опыт и опыт всех других наций свидетельствует о том, что в военное время некоторая доля цензуры необходима, а мы находимся в войне»11.

Положение о «добровольной цензуре» активно использовалось затем в американской пропаганде в годы Второй мировой войны. Однако более уместно, на наш взгляд, говорить о том, что Управление, опираясь на возможности государственного аппарата, использовало целый комплекс мер в работе с редакторами и владельцами средств массовой информации. Не ограничиваясь использованием «Кодов военного времени», сотрудники Управления рассылали бюллетени, созванивались по телефону, проводили встречи и разъяснительные беседы с представителями журналистского сообщества. Широкое распространение получила система «специальных запросов», в которых содержались рекомендации воздержаться от публикации того или иного материала или предоставить подготовленный к печати материал для предварительного цензурирования. В частности, запрещалась публикация в крупных американских газетах материалов о забастовках и расовых волнениях в США12.

В особо важных случаях в редакции рассылались секретные записки. Так, в связи с работами над созданием атомного оружия 28 июня 1943 г . Управление цензуры издало секретную записку для редакторов, составленную совместно с представителями Управления военной информации и военной разведки. В документе содержалась просьба воздержаться от обнародования информации о производстве, связанном с использованием атомной энергии, утилизации атомных отходов, делении, расщеплении атома, или «схожих процессах». В записке содержалась также просьба не упоминать об использовании в военных целях ряда радиоактивных материалов и специального оборудования, необходимого для проведения работ по созданию атомного оружия13.

Управлению, как правило, удавалось добиться от редакторов или владельцев изданий извинений и обещаний впредь воздержаться от публикации аналогичных материалов в будущем. Но даже когда «редакторы не соглашались с необходимостью воздержаться от публикации необходимой информации, они, - признавался Прайс, - все равно выполняли неписанные рекомендации Управления цензуры»14. О том, каким образом этого удавалось достичь, он не упоминает. Известно, что в качестве мер воздействия могло использоваться «отлучение» журналистов от официальных источников информации. Исследователь истории Управления цензуры, профессор М. Свинни на первое место ставит экономический фактор – в случае, если газет выдавала секрет, от нее могли отвернуться рекламодатели, что приводило к разорению издания15.

Другим средством давления стали меры, предусмотренные законами времен Первой мировой войны, вновь вступившими в силу в декабре 1941 г . Так, «Закон о шпионаже» предусматривал двадцатилетнее заключение или денежный штраф до десяти тысяч долларов в отношении лиц, подрывавших обороноспособность США «ложным заявлением». Важным рычагом давления стала угроза лишения права посылать по почте такой материал, т.к. директор почт был обязан пресекать пересылку по почте любого «изменческого или мятежного» печатного материла. Имеющиеся материалы не позволяют ответить на вопрос о том, насколько часто применялись к журналистам такие меры. Доступные нам источники свидетельствуют лишь о том, что случаи нарушения журналистами предписаний Управления и их жалобы на деятельность этого ведомства были не редки16. Такие нарушения, в частности, послужили одной из причин появления второй редакции «Кодов военного времени», изданной 15 июня 1942 г . Иными словами, появившееся в американской историографии утверждение о том, что «Коды военного времени» стали «Библией для журналистов» нуждается в известном уточнении17.

Вероятно, многочисленные нарушения, допускавшиеся журналистами, не рассматривались Управлением цензуры как серьезные. Помимо этого, Управление не препятствовало обнародованию различных позиций и точек зрения, сосредоточившись, главным образом, на нежелательных фактах, которые могли быть использованы противником; разрешалось публиковать те материалы, которые уже стали достоянием общественности. Очевидно, что в проявлении такой гибкости кроется один из успехов Управления цензуры.

Выстраивание особых отношений с журналистским сообществом и американской общественностью в целом можно признать одним из главных достижений Управления в годы войны. Пытаясь максимально сузить возможность использования методов принуждения в отношениях с журналистами, редакторами и владельцами средств массовой информации, Управление цензуры зачастую находило поддержку в их среде. Очевидно, что в последующих войнах и локальных конфликтах с участием США государству не удавалось достичь таких результатов. Однако в значительной степени эффективность деятельности Управления была обусловлена еще и характером самой войны, во время которой деятельность цензурного аппарата рассматривалась обществом как часть общих военных усилий, направленных на скорейшее победоносное окончание войны силами антигитлеровской коалиции.

 


  1. Emery, E., Emery, M. The Press and America . An Interpretative History of the Mass Media. New Jersey , 1978; Knightley, Phillip The First Casualty: From the Crimea to Vietnam : The War Correspondent as Hero- Propagandist- and Myth Maker. New-York, 1975; Hanyok, R. Intelligence in Recent Public Literature // https://www.cia.gov/; Sweeny, Michael S. Secrets of Victory: The Office of Censorship and the American Press and Radio in World War II, (Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 2001); Patrick S. Washburn The Office of Censorship's Attempt to Control Press Coverage of the Atomic Bomb During World War II. Portland , Oregon , 1988; Wagner, Jessica Lauren «An unpleasant Wartime Function»: Race, Film Censorship, and the Office of War Information, 1942–1945. Maryland , 2007; Washburn, Patrick S. J. Edgar Hoover and the Black Press in World War II // Media Voices. An Historical Retrospective. An Anthology Edited by Jean Folkerts. New - York , Toronto , 1993. P . 377–388.
  2. Федеральное бюро расследований. Путеводитель по спецслужбе США / Повида Т., Пауэрс Р.Г., Розенфельд С., Теохарис Э.Дж. пер. с английского. М., 2007. C . 71.
  3. Hanyok, R. Intelligence in Recent Public Literature // https://www.cia.gov/
  4. Текст документа приведен : A Report on the Office of Censorship. Washington , 1945. P . 35-36; На русском языке см.: «Американский перечень сведений, являющихся военной и государственной тайной (Правила военного времени для американской печати)». Российский государственный архив социально – политической истории (РГА СПИ) Ф.   17. Оп. 125. Д. 186. Л . 14–21; Как следует из текста документа, публикации не подлежала информация о войсках, кораблях, самолетах и укреплениях, производстве (количество, качество и тип выпускаемой продукции, места расположения заводов и фабрик и др.); с некоторыми оговорками запрещалось публиковать карты, фотографии и прогнозы погоды. Запрещалась также публикация сведений о несчастных случаях, происшедших в месте дислокации воинской части или упоминания об этом в местных изданиях; о повреждениях военных объектов, железных дорог и коммерческих аэропортов. В «Коде военного времени» указывалось также на недопустимость опубликования материалов о передвижении президента США, поездках американских и союзнических официальных военных и дипломатических миссий.
  5. Censorship's Progress // The Time. 1942. January, 5; См . также : No Time for Comedy // The Time. 1942. February, 16.
  6. Franklin D. Roosevelt Executive Order 8985 Establishing the Office of Censorship. 1941. December, 19 // http://www.presidency.ucsb.edu/ws/print.php?pid=16068
  7. Ibid.
  8. Washburn, Patrick S. J. Edgar Hoover and the Black Press in World War II // Media Voices. An Historical Retrospective. An Anthology Edited by Jean Folkerts. New-York, Toronto , 1993. P . 377–388.
  9. Подробнее об этом см.: Привалова Е.А. «Русский эксперимент»: комитет общественной информации и внешняя политика США. М., 2007. С. 23.
  10. Excerpts from the Press Conference . Hyde Park , New-York., 1940. July, 5 // http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=15976&st=censorship&st1 ; Excerpts from the Press Conference. 1941. April 8 // http://www.presidency.ucsb.edu/
  11. Franklin D. Roosevelt Executive Order 8985 Establishing the Office of Censorship. 1941. December, 19 // http://www.presidency.ucsb.edu/
  12. Покровский Н.А. Формы и методы государственного регулирования печати США, история их становления и современная практика. Дис . На соискание ученой степени канд . Исторических наук . М ., 1976. С . 10.
  13. Washburn, Patrick S.J. The Office of Censorship's Attempt to Control Press Coverage of the Atomic Bomb During World War II. Portland , Oregon , 1988. P. 5.
  14. A Report on the Office of Censorship. Washington , 1945. P . 15.
  15. Морозов В. Работа цензуры в США в годы Второй мировой войны // http://www.svoboda.org/
  16. См ., напр .: What Sense Censorship? // The Time. 1942. June, 22; President Silent on Press Protest // The New York Times. 1942. October, 4; New Rules Ease Censorship Code // The New York Times. 1943. February, 11; Price Control // The Time. 1943. December, 20; Faithless // The Time. 1944. April, 17;
  17. Emery, E., Emery, M. The Press and America . An Interpretative History of the Mass Media. New Jersey , 1978. P. 264.