Languages

You are here

Зарубежный опыт визуализации научной информации в массмедиа

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Герасимова И.С. Зарубежный опыт визуализации научной информации в массмедиа // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/2185

 

© Герасимова Ирина Сергеевна выпускница факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра социологии массовых коммуникаций (г. Москва, Россия), gerasimova.is@yandex.ru

 

 Аннотация

Статья посвящена результатам поискового исследования использования визуализации научной информации в онлайн-версиях зарубежных массмедиа. На основе кодификатора проведено исследование публикаций о науке на английском языке за рубежом. Сравнительный анализ практики зарубежных медиа позволил выявить, что визуализация как средство популяризации научного знания может быть использована эффекто и эффективно.

Ключевые слова: визуализация, популяризация науки, наука, инфографика, фотография, цвет, массмедиа.

 

Визуализация в современных массмедиа

«Наша культура все больше становится визуальной. В течение последних десятилетий в западной культуре доминируют визуальные средства массовой информации над устными или текстовыми сообщениями <...> Мы живем в культуре, которая все больше насыщается визуальными образами с разными целями и задуманными эффектами» (цит. по: Штомпка, 2010: 5). За пятнадцать лет с того момента, как американские исследовательницы медиа, культуры и коммуникаций Нью-Йоркского университета Марита Штуркен и Лиза Картрайт (2001) опубликовали эти строки, сложилась система электронной коммуникации. Средства массовой информации развивали интернет-порталы, сетевые блоги, микроблоги и социальные сети собирали пользователей. Визуальные средства стали языком новых медиа.

Отличительной особенностью и важным преимуществом визуализации являются простота, доступность и высокая скорость считывания сообщений аудиторией. При этом она выполняет ряд функций: информационную, коммуникативную, когнитивную, развлекательную, эстетическую и иллюстративную. Потенциал воздействия визуализации на получателей сообщений велик. Можно предположить, что, если задействовать возможности визуализации в массмедиа, это приведет к популяризации науки среди аудитории.

 

Определение визуализации

Что представляет собой визуализация? В научной литературе понятие «визуализация информации» было использовано в работе 1989 г. под названием «Когнитивный копроцессор для интерактивных пользовательских интерфейсов» (The Cognitive Coprocessor for Interactive User Interfaces) (Robertson, Card and Mackinlay, 1989). Авторы расшифровали термин как «представление информации с помощью инструментов визуального интерфейса» (цит. по: Гусев, 2014). Близкое понятие «визуальные данные» можно найти у польского социолога П. Штомпки (2010). Такие данные «потенциально охватывают всякие предметы, людей, места, события или ситуации, которые может наблюдать человеческий глаз».

Визуализация – не только процесс, но и результат представления окружающей действительности. С этой точки зрения, визуализация в массмедиа – все возможные способы репрезентации визуальной информации. Причем это может быть не только изображение, характеризующееся определенными размерами, формой, цветом, статикой или динамикой. Собственно изображение может быть дополнено текстом, цифрами, звуком или другими знаками. Визуализация объединяет около 9 типов и более 100 подтипов представления информации. Все они применимы и для науки. К типам визуализации относятся инфографика, рисунки, фотографии, видео, анимация, карты, принтскрины (printscreen), а также облако тегов1.

Визуализация в узком смысле, как подтип, представляет собой сочетание изображения и текста. В 2007 г. профессор Факультета коммуникационных наук Университета Лугано Ральф Ленглер и координатор проектов Мартин Эпплер (2007) провели систематизацию методов визуализации. Результаты они представили, что характерно, в форме периодической таблицы методов визуализации. Авторы исследования насчитали шесть видов, которые в совокупности объединяют 100 разновидностей визуализации.

Первый вид − визуализация данных − представляет собой схематичную репрезентацию количественной информации, которая отвечает на вопрос «сколько» (10 видов). Наиболее известны и популярны такие из них, как круговая диаграмма, столбиковая диаграмма, линейный график, гистограмма, таблица. Визуализация информации – визуальное представление данных для расширения представлений об объекте (18 видов). Например, семантические сети или иерархическая карта. Визуализация концепций – представление качественной информации (идеи, планы) и ее анализ (28 видов). К ним относятся диаграмма Ганта, концептуальная карта и др. Метафорическая визуализация наглядно представляет информацию и отображает ее основные характеристики с помощью метафоры (9 видов). Пример подобной визуализации, − например, карта метро. Визуализация стратегий – использование визуальной формы для совершенствования анализа, развития, формулирования, коммуникации и применения стратегий в организациях (28 видов). Такие визуализации, карта стейкхолдеров, полотно стратегии и другие, были разработаны представителями бизнес-сообщества для бизнеса. Составная (сложная) визуализация сочетает в себе элементы всех остальных визуализаций (6 видов). К ним относятся комиксы, обучающие карты и другие (Lengler, Eppler, 2007).

Таким образом, применимыми для визуализации научной информации могут быть практически все, за исключением стратегической, визуализации. Преимуществом такой формы представления научной информации является то, что она выполняет информационную и когнитивную функции, позволяет отразить суть научной работы и представить любую − как качественную, так и количественную − научную информацию.

Фотография, с визуальной точки зрения, имеет «высокую определенность», поскольку предоставляет много визуальной информации (цит. по: Шевченко, 2014) Особенность фотографии заключается в том, что она содержит только изображение. Найти полную и точную классификацию фотографий сегодня по-прежнему сложно. Российский фотограф и исследователь А.И. Лапин (2004: 163, 164) писал, что распространенное деление на жанры довольно условно. С этим можно согласиться и сегодня. Понятие вида гораздо шире определенного фотографического жанра, и оно относится не только к объекту, но и к подходу фотографа к съемке, его поведению, предсказуемости результата и многому другому.

При подготовке кодификатора исследования за основу мы взяли классификацию репортажных фотографий, предложенную А.И. Лапиным, и дополнили ее другими видами и жанрами фотографий, которые используют другие авторы. В зависимости от снимаемого объекта можно выделить 10 видов фотографий: астрономическую фотографию, групповой портрет, индивидуальный портрет, фотографию архитектуры, предметную фотографию, панорамную фотографию, фотографию интерьера, фотографию животных, натюрморт и пейзаж.

Заметим, что астрономическая фотография довольно давно используется в науке. Она отличается технической сложностью съемки. Для съемок используются обычные фотокамеры, телескопы и цифровые окулярные камеры (Морозов, 1955: 24−38). Предметная фотография – фотография предметов, как правило, крупным планом. Она наиболее распространена в коммерческих съемках.

В репортажной фотографии ключевую роль играет не столько объект, сколько метод съемки. За основу мы взяли классификацию А.И. Лапина (2004: 166−188). Всего мы выделили 9 видов фотографий: ситуационную, событийную, хроникальную, информационную и композиционную фотографии, фотографию детали, фотографию момента, фотоочерк и фотосерию.

Хроникальная фотография – это фотография повторяющихся событий. Как правило, эта информация представляет интерес для небольшого круга лиц и не используется в СМИ. Информационная фотография публикуется в СМИ. Это сообщение о факте, в котором не используются художественные средства. Событийная фотография отражает какое-либо важное или редкое событие. Авторское «я» может присутствовать в таких фотографиях. Ситуационная фотография является полностью творческой (аналитической). На ней запечатлены не какие-либо важные события, а те, которые заинтересовали автора своей неоднозначностью, противоречивостью и т.п. Как отмечает А.И. Лапин (2004: 172), такая фотография отличается значительным содержанием, поэтическим или философским размышлением о жизни. В фотографии момента может отсутствовать событие. Здесь интересно то, каким образом складываются обстоятельства. Фотография детали, как и фотография момента, является аналитической и творческой. Композиционная фотография, по мнению А.И. Лапина, – вершина художественной фотографии. Все компоненты изображения размещены в соответствии с авторским замыслом. Фотосерия встречается на обложках журналов. Фотографии объединены общей темой, объектом или сюжетом. Распространенный вид репортажа – фотоочерк по какой-либо теме, рассказывающий о явлении, событии или о нескольких событиях. На фотографиях могут быть портреты, пейзажи и др.

В зависимости от масштаба фотографии делятся на макрофотографии и микрофотографии. В основе классификации лежит критерий техники фотографирования. При макросъемке масштаб изображений находится в пределах от 10:1 до 1:5 и выше. Макросъемку можно провести любым фотоаппаратом. Для фотографирования очень маленьких объектов используется микрофотография с использованием микроскопа. Фотография, в отличие от визуализации, не всегда может выполнять информационную и когнитивную функции. Однако ее возможности, с точки зрения привлечения внимания аудитории и эстетики, могут быть выше. Учитывая условия фотосъемки, можно выделить подводную и ночную фотографию.

Инфографика – один из способов визуального представления информации в виде текста и изображения. Наиболее известны своей инфографикой такие ведущие зарубежные издания, как The Guardian, The Washington Post, The New York Times, National Geographic и Scientific American. Понятие «инфографика» охватывает несколько типов визуализации: статичную инфографику (факты и цифры), инфографику-процесс (последовательность действий или процесс), инфографику-инструкцию, динамическую инфографику (динамика развития или процесс) и видеоинфографику. Инфографика выполняет все функции визуализации и может стать эффективным средством визуализации научной информации2.

Карты – особый тип визуализации информации, поскольку они отображают специфическую информацию. Можно выделить такие виды карт, как географическую; демографическую; дорожную; интерактивную; тематическую; фотографическую и тепловую (теплокарту).

 

Наука как объект визуализации

Визуализация представляет собой сообщение о любых явлениях действительности, в том числе и о науке. Как средство популяризации научного знания в массмедиа, она должна описывать науку наиболее полно и всесторонне. Поэтому визуализация должны предствлять науку во всех ипостасях: и как сферу духовной деятельности, и как социальный институт.

Научные знания неоднократно подвергались классификации. Один из действующих классификаторов – унифицированный классификатор науки и технологий (Field of Science and Technology Classification FOS), или Руководство Фраскати, разработанный в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)3. Руководство представляет собой классификатор и его описание. В классификаторе шесть категорий: естественные науки, инженерия и технологии, медицина и здравоохранение, сельскохозяйственные науки, общественные и гуманитарные науки. Все они разбиты на 40 подкатегорий4. Эта классификация, сокращенная до перечня из 23 естественных и гуманитарных наук, стала категорией «Тематика публикации» кодификатора исследования.

Одним из подходов к описанию науки как социального института была матрица визуальных данных, которую использовал польский социолог П. Штомпка (2010: 46) в работе «Визуальная социология». В ней были представлено всего шесть аспектов: профессор, исследования, семинар, студенты, книги и университет. Однако уже сейчас наука выходит далеко за эти рамки. Описать науку можно через 10 признаков категории «Предмет визуализации» кодификатора: персоналии или личности (ученые, предподаватели, студенты и др.), научное образование, результаты научных исследований (открытия, доклады, публикации, книги), признание заслуг ученых, научные и исследовательские организации, объекты научных исследований, мероприятия в области науки (конференции, лекции, семинары, доклады), политика и законодательство в области науки, новости коммерческих компаний и общественных организаций о научных разработках.

 

Зарубежные массмедиа о науке

Исследование визуализации научной информации в зарубежных массмедиа было сосредоточено на изучении англоязычных ресурсов СМИ. Это связано главным образом с тем, что анлийский является языком международного научного общения, и большинство международных научных журналов выходят на этом языке. Для того чтобы построить выборку англоязычных сайтов массмедиа, были использованы рейтинги SimilarWeb5 − наиболее популярных сайтов СМИ, а также сайтов о науке. Лидирующие позиции в рейтинге занимают печатные СМИ и СМИ из США.

В выборку вошел 21 сайт: 12 печатных СМИ; 6 телекомпаний, 2 онлайн-СМИ и 1 информационное агентство. Это преимущественно ресурсы североамериканского континента – 11 ресурсов из США, а также 7 ресурсов из Соединенного Королевства и по одному из Австралии, Индии и Канады6.

Практически все сайты содержат рубрику Science («Наука»). Некоторые СМИ не выделяют раздел о науке: CNN, USA Today, Mashable, The Wall Street Journal и Vice. В этих случаях мы пользовались поисковым запросом «science» на этих сайтах для отбора публикаций для исследования. В отдельную выборку вошли 8 сайтов СМИ о науке7. Все они являются научно-популярными, за исключением сайта научного журнала Proceedings of the National Academy of Sciences. Сайт этого журнала не содержит визуализации для оформления публикаций и поэтому не исследовался.

В рамках исследования был проведен анализ публикаций иностранных средств массовой информации за период с 6 по 12 апреля 2015 г. Количество исследованных публикаций составило 182 после сокращения выборки с использованием квоты «5» для сайтов общего интереса и квоты «40» – для сайтов научно-популярных СМИ.

 

Методика и методология исследования визуализации научной информации

Для исследования был составлен подробный кодификатор из 9 категорий и 264 признаков категорий, который позволил обобщить информацию о визуализации научной информации в иностранных массмедиа. В число категорий вошли: «Тип СМИ», «Тематика СМИ», «Тип публикации», «Тематика публикации», «Источник (автор) визуализации», «Тип визуализации», «Количество визуализаций в публикации», «Предмет визуализации» и «Цвет визуализации».

Исследование в большей степени носило поисковый характер, было нерепрезентативным. Тем не менее это сравнительное исследование позволило сделать некоторые выводы. Проведенный анализ показал, что практически все публикации представляют собой комбинацию визуализации и текста (178 публикаций). Исключение составляют визуализации-фотоленты, которые, как правило, относятся к жанру репортажной фотографии – фотоочерка или фотосерии (как, например, в The Guardian).

Наиболее распространены публикации о естественных науках (149 публикаций), а именно о биологии и физике (в основном за счет публикаций о космосе и космических исследованиях). Наиболее распространенным типом визуализации информации о физике являются астрономическая фотография и созданный на ее основе фотоколлаж.

Анализ источников (авторов) визуализации показал, что наиболее популярными у журналистов являются банки изображений и фотографий, а также источники в государственных научных организациях: университетах, музеях, библиотеках и др.

В исследованных публикацих было использовано 472 визуализации 12 типов (таблица 1). Наиболее распространенным типом визуализации оказались фотографии (158 публикаций), причем лидирующие позиции у фотографий предметов (объектов), а следующие за ними в рейтинге – репортажные фотографии. Наиболее популярна информационная фотография.

Фотография как тип визуализации, бесспорно, украшает публикацию и привлекает к ней внимание, однако часто не содержит познавательной ценности. Кроме этого она не всегда логически связана с текстом, а поэтому менее интересна и эффективна для представления информации о науке. Распространенность индивидуального портрета частично обусловлена тем, что публикации касаются личностей ученых и исследователей. Популярность астрономической фотографии вызвана значительным количеством публикаций об исследованиях в области физики (о космосе и исследованиях космоса), а популярность фотографий животных – количеством публикаций, посвященных биологии. Среди фотографий распространена также и масштабная фотография, которая наглядно иллюстрирует результаты научных исследований в области физики, химии, биологии и медицины. Микрофотография в публикации, как правило, связана с результатом научного исследования или объектом научного исследования, которые представлены в тексте. Журналисты часто используют фотоколлаж, особенно для визуализации информации об исследованиях космоса, когда размещают на фоне снимков планет или звезд модели космических станций, спутников или ракет.

Популярность фотографии в публикациях о науке позволила поставить новые исследовательские вопросы. Они связаны с тем, как оценивать эстетическую привлекательность фотографии в публикациях (в частности, цвет, композицию, контраст, свет или другие характеристики).

Второе место в рейтинге визуализации занимают видеоролики. Источником видеозаписей являются телевизионные программы, YouTube, коммерческие компании. На третьем месте по популярности находятся карты. Наиболее часто журналисты используют географические карты и тепловые карты. Наиболее популярным видом инфографики является статичная инфографика. Примеры сложной, например, интерактивной инфографики, можно найти на сайтах крупных изданий (The Guardian).

Визуализация в узком смысле является наиболее сложным и одним из наименее распространенных способов визуального представления научной информации. Тематически такие публикации касаются естественных наук, инженерии и технологий, а также физических наук. Несмотря на то что визуализация является эффективным средством презентации научной информации (особенно количественной), количество ее крайне мало. Из шести типов визуализаций оказался востребованным только один – визуализация данных.

В последнее время распространенным типом визуализации информации стало облако тегов. Такая визуализация может быть использована и для визуализации информации о науке.

Анализ позволяет сделать вывод о том, что роль собственно СМИ и журналистов конкретного издания в подготовке визуализаций для публикаций невелика.

 
Таблица.Распределение публикаций в зависимости от типа визуализаций (в %)

Тип визуализации

Количество визуализаций

Визуализация данных

1,4

Инфографика

4

Рисунок

9,9

Карта

4,8

Принтскрин

1,4

Фотография

58

Видео

15,4

Анимация

0,3

Фотоколлаж

4,8

 

В большинстве случаев иностранные СМИ сообщают в своих публикациях о результатах научных исследований. К ним относятся пресс-релизы о результатах научной деятельности, публикации в научных журналах, отчеты и книги научных работников. Анализ показывает, что для зарубежных СМИ не представляют интереса различные мероприятия, связанные с наукой (лекции, семинары, презентации и т.п.).

Удалось обнаружить довольно большой разброс в количестве визуализаций в публикациях – от 1 до 19. Как правило, в публикации иностранных СМИ используется одна визуализация (87 публикаций). Однако встречаются и фотогалереи: количество публикаций с числом визуализаций более 7 составляет 15. На наш взгляд, использование в публикациях визуализации сразу нескольких типов позволит сделать материал более информативным и привлекательным для читателя.

Как правило, в зарубежных массмедиа используется цветная визуализация (173 публикаций). Количество черно-белых публикаций является незначительным. Черно-белая визуализация, как правило, представлена фотографиями в жанре событийной фотографии, портрета и др. Исследование продемонстрировало, что из 154 типов визуализации в зарубежных СМИ востребованы около 30, в основном – фотографии.

С точки зрения освещения науки, присутствует дисбаланс. Он связан с тем, что информация о естественных науках преобладает над информацией о гуманитарных науках. И это является существенным недостатком с точки зрения популяризации гуманитарного знания. При этом тематику публикаций сложно назвать разнообразной, поскольку большинство материалов освещает результаты научных исследований и объекты научных исследований. Недостаточное внимание массмедиа уделяют персоналиям и личностям научных сотрудников. В публикациях зарубежных массмедиа мало сообщений о жизни научных, исследовательских и образовательных учреждений, отсутствует информация о научных мероприятиях.

Один из основных вопросов, на который должно ответить исследование визуализации научной информации в зарубежных массмедиа, заключается в том, cпособствует ли визуализация популяризации научного знания.

На наш взгляд, визуализация является универсальным (синтетическим) средством сообщения научной информации − как качественной, так и количественной. Учитывая ее возможности, она может способствовать популяризации научного знания.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что визуализацию можно задействовать эффективнее. Во-первых, предпочтительным является использование визуализации и текста в публикациях массмедиа, а в случае использования только визуализации – той, которая сочетает вербальный и невербальный элементы (например, инфографика). Перспективными с точки зрения популяризации науки и результатов научных исследований могут стать визуализация данных, визуализация информации и составная (сложная) визуализация, а также инфографика. Эти типы визуализации позволяют наглядно представить результаты научных исследований. Фотографии являются в большей степени иллюстрацией, привлекающей внимание читателей. Во-вторых, в публикации лучше использовать сразу несколько разных типов визуализации для достижения сразу нескольких целей − в частности, привлечения внимания и отражения содержания публикации (например, фотографию и визуализацию данных). Интерес публикации зависит во многом от композиции, порядка размещения визуализации и текста. В-третьих, эффективным является использование подходящего типа визуализации к теме публикации − например, графиков в материалах о результатах количественных исследований.

 


Примечания

  1. Использована классификация визуализаций информации: Ветров Ю. Визуализация данных: классификация. Первая часть обзорного материала об инфографике. Режим доступа: http://experiment.ru/technologies/data-visualization-1/?utm_source=related (дата обращения: 06.05.2016); Ветров Ю. Визуализация данных: процесс. Вторая часть обзорного материала об инфографике. Режим доступа: http://experiment.ru/technologies/data-visualization-2/ (дата обращения: 06.05.2016).
  2. Виды инфографики. Режим доступа: http://comagency.ru/vidy– infografiki (дата обращения: 06.05.2016).
  3. Процесс вступления России в ОЭСР приостановлен.
  4. Revised Field of Science and Technology (FOS) Classification in the Frascati Manual. OECD DSTI/EAS/STP/NESTI(2006)19/FINAL. 26 February 2007. Режим доступа: http://www.oecd.org/science/inno/38235147.pdf (дата обращения: 06.05.2016).
  5. В работе был использован ресурс Similarweb. Режим доступа: http://www.similarweb.com/ (дата обращения: 06.05.2016).
  6. В выборку сайтов зарубежных СМИ вошли: bbc.co.uk; bbc.com; bloomberg.com; cnn.com; dailymail.co.uk; forbes.com; foxnews.com; huffingtonpost.com; independent.co.uk; mashable.com; mirror.co.uk; nbcnews.com; ndtv.com; nytimes.com; telegraph.co.uk; theguardian.com; time.com; usatoday.com; vice.com; washingtonpost.com; wsj.com.
  7. В выборку сайтов зарубежных научных и научно-популярных СМИ вошли: livescience.com; scientificamerican.com; phys.org; treehugger.com; technologyreview.com; newscientist.com; pnas.org; theconversation.com.

 

Библиография

    Гусев А.В. Формы визуализации данных на сайтах российских информационных агентств: проблемы и перспективы: магистерская дис. М., 2014. Режим доступа: https://www.hse.ru/edu/vkr/124040947
    Лапин А.И. Фотография как… 2-е изд. перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
    Морозов С.А. Фотография в науке. М.: Гостехиздат, 1955.
    Шевченко В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // Медиаскоп. 2014. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1654 (дата обращения: 06.05.2016).
    Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. Учебник. 2-е изд. М.: Логос, 2010.

    Lengler R. and Eppler. M.J. (2007) Towards a periodic table of visualization methods of management. In: Alam M. (еd.) Proceedings of the IASTED International Conference on Graphics and Visualization in Engineering (GVE '07). Anaheim, CA, USA: ACTA Press, pp. 83−88.
    Robertson G.G., Card S.K., Mackinlay J.D. (1989) The cognitive coprocessor architecture for interactive user interfaces. Proceedings of UIST, the ACM SIGGRAPH Symposium on User Interface Software and Technology, 1989 November 13−15. Williamsburg; VA. NY: ACM, pp. 10−18.
    Sturken M., Cartwright L.(2001) Practices of Looking. An Introduction to Visual Culture. Oxford: Oxford University Press.