Ссылка для цитирования: Аргылов Н.А. Медиасистема Республики Саха (Якутия) в условиях глокализации // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2149
© Аргылов Никита Антонович
начальник управления по медиаполитике и связей с общественностью, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск, Россия), nik-argylov@yandex.ru
Аннотация
Важное место в статье занимает анализ основных подсистем медиаиндустрии Республики Саха (Якутия), процессов модернизации ее структуры и организационно-технологических преобразований в условиях глокализации. Акцентируется внимание на глобальных и национальных условиях формирования медиарынка.
Ключевые слова: медиасистема, Республика Саха, Якутия, региональная информационная политика, СМИ.
За последние десятилетия российская медиасистема кардинально изменилась под влиянием социально-экономических, социокультурных и технологических факторов, определяемых общемировыми тенденциями: «трансформируется строение медиасистемы, то есть медиаструктура как способ организации и связи ее компонентов, ее типологическое разнообразие и технологическая оснащенность» (Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин, 2015: 6). В сферу научных интересов исследователей СМИ попадает проблема изучения функциональной и коммуникативной целостности массмедиа, а также познавательная, аксиологическая и проективная адекватность региональных массмедиа к условиям глокализации и цивилизационному развитию глобального общества.
«Глокализация» − термин, означающий сочетание процессов глобализации и локализации, предложен руководителем японской корпорации Sony Акио Морита. Глокализация представляет собой сочетание процессов модернизации локальных культур с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации. Процесс происходит в результате культурной гибридизации, т.е. конструктивного сотрудничества и взаимообогащения культур в рамках культурных регионов (Елин, 2010: 15).
Иную интерпретацию глокализации предлагает З. Бауман (2004: 87). Соглашаясь с тем, что интеграция и фрагментация, глобализация и «территоризация» мира взаимосвязаны, являются разными сторонами одного процесса, он считает, что глокализация − это процесс, объединяющий тенденции глобализации и локализации и основанный, прежде всего, на перераспределении привилегий и дискриминации, богатства и бедности, силы и бессилия, свободы и зависимости. Это процесс рестратификации мира, базирующийся на новых принципах, процесс создания новой иерархии мирового масштаба. В ходе этого процесса то, что для одних становится результатом свободного выбора, для других выглядит неизбежным ударом судьбы.
Проявление глокализации на примере медиасистемы Республики Саха (Якутии) исследователь О.Д. Якимов (2012: 100) видит в следующем: «В результате взаимопроникновения глобального и локального процесс глобализации трансформируется в региональные формы глокализации, которая в этнических и полиэтнических регионах приобретет форму нациоглобализации». Это понимание процесса, на наш взгляд, лучше характеризует явления, происходящие в медиасфере под влиянием глобальных факторов.
Исследователь М.В. Гондаренко (2014: 54) при этом отмечает: «Чем очевиднее глобализационные проявления, тем ярче становятся проявления локальной самобытности различных территорий». Английский ученый Р. Роберсон (1992) использует термин «глокализация» для демонстрации диалектического взаимодействия между созданием устойчивой во времени однородной структуры, которую несет в себе глобализация, и одновременно усиления в мире локального, специфического, традиционного и самобытного. Данный термин подчеркивает, что «глобальные» и «локальные» изменения взаимно дополняют и взаимопроникают друг в друга.
Проблема трансформации медиаиндустрии Якутии под воздействием глобальных и внутренних факторов изучена слабо, пристального внимания исследователей заслужили лишь вопросы становления, истории печати в регионе. В данной статье сделана попытка собрать воедино разрозненные сведения о состоянии и национальных особенностях современной медиасистемы республики, в том числе отношениях массмедиа с органами власти, экономических и политических основах функционирования массмедиа.
По мнению исследователя Т.Г. Рябовой (2012: 489), медийный рынок является одним из самых эффективных элементов политики, позволяющих приобщать население к решению существенных общественных проблем, создавать условия, при которых граждане становятся производителями информации и участниками формирования «повестки дня». Динамично развивающийся диверсифицированный рынок СМИ влияет на трансформацию модели взаимодействия «власть – СМИ – общество».
В контексте этих процессов представляет интерес состояние СМИ Республики Саха (Якутия), которая является огромным регионом, занимающим самую большую площадь среди субъектов Российской Федерации – 3 103,2 тыс. кв. км. Свыше 40% территории республики находится за полярным кругом. Регион характеризуется низкой плотностью населения, труднодоступностью и удаленностью населенных пунктов от центров муниципальных районов, дефицитом наземных транспортных коммуникаций, высокой долей цифрового неравенства.
Якутия занимает пятую часть России и обладает стратегическим, с точки зрения национальной безопасности страны, геополитическим, промышленным и экологическим потенциалом. Республика включает в себя 13 городских поселений, 586 сельских пунктов, 34 муниципальных района. По итогам Всероссийской переписи 2010 г. общая численность населения национальной республики составила 958,3 тыс. человек, не преодолев, таким образом, миллионный рубеж. Удельный вес городского населения составляет 614,4 тыс. человек, сельского – 343,9 тыс. человек. Одной из особенностей субъекта является исторически сложившийся большой удельный вес сельского населения в общем числе жителей (37% при среднем в других северных регионах России – 8 %). Национальный состав жителей, по данным переписи населения 2010 г., представляет следующую картину: якуты – 49,9 %, русские – 37,8%, украинцы и эвенки по 2,2% и т.д.1
На территории Республики Саха фактически функционирует 250 наименований СМИ2. В 2013 г. наблюдается регистрация 65 наименований, или 18% от списка действующих СМИ (в 2015 г. Роскомнадзор «почистил» список действующих СМИ, сократив их количество до 257). Судя по статистическим данным, монополии правительства на средства массовой информации нет, так как под прямым контролем и влиянием республиканских властей находится всего 76 наименований СМИ, т.е. 30% от числа функционирующих массмедиа. К частному (коммерческому) сектору относится чуть больше половины доли якутского медиарынка, а именно 54%, или 136 СМИ. Оставшиеся социальные типы массмедиа (гибридные, или общественные) занимают всего лишь 8%, уступая корпоративным газетам и журналам – 10%. Гражданский сектор находится в зачаточном состоянии, пресса общественных и некоммерческих организаций − в самом начале своего пути.
Частные, или коммерческие, СМИ значительно представлены в журнальном сегменте медиарынка, а государственных журналов практически нет. Коммерческие структуры издают газеты чаще всего информационно-развлекательного и рекламного плана. Основная доля на рынке журналов принадлежит развлекательным СМИ. Государственный сектор представлен газетами на уровне муниципальных образований, издания имеют общественно-политический характер.
В целом печатные массмедиа по-прежнему занимают лидирующие позиции в информационном пространстве. В медийном поле государственные издания представлены республиканскими правительственными газетами «Саха сирэ», «Якутия», парламентской газетой «Ил Тумэн» (на русском и якутском языках, выходят по отдельности), социальными изданиями: для детей − «Кэскил», «Юность Севера»; для социально не защищенной категории граждан − «Забота-Арчы»; для малочисленных народов Крайнего Севера − «Илкэн»; литературно-художественными журналами − «Чолбон», «Полярная звезда»; иллюстрированными журналами для детей − «Чуораанчык», «Колокольчик»; женским глянцевым изданием − «Далбар Хотун» и 34 улусными (городскими) газетами.
Несмотря на это, по данным социологических исследований, наиболее влиятельными изданиями население считает еженедельник «Якутск вечерний» (учредитель и издатель − ООО Издательский дом «Норд-Пресс») и еженедельник «Кыым» (издатель − ООО Медиагруппа «Ситим»). Их общий суммарный среднеразовый тираж составляет более 80 000 экз.3 По сравнению с государственными республиканскими изданиями общественно-политического характера это больше в несколько раз. Большинство городской и местной периодики в Республике Саха (преимущественно газеты) по сей день полностью или частично подконтрольны республиканским органам власти, изредка – муниципальным.
Важным аспектом взаимодействия власти и СМИ становится информационная открытость государственных органов, включая GR-коммуникации, систему раскрытия информации, электронное правительство (Мельник, 2012). С одной стороны, «усиление государственных каналов информации, наравне с сохранением разнообразных форм собственности на рынке средств коммуникации, укрепляет и делает состоятельными, действенными решения государственной власти и органов муниципального управления» (Клюев, 2012: 397). С другой стороны, традиция иметь зависимые от местных администраций СМИ, которая заложена еще в советские годы, до сих пор является доминирующей. И сегодня местные газеты рассматриваются как едва ли не единственный «рупор местной власти», обязательный и неотъемлемый участник всех локальных политических мероприятий, включая избирательные кампании. В улусах республики фактически так и есть, за исключением ряда городов южной Якутии, так называемых промышленных групп районов, в которых доминируют частные газеты (влияют на общественно-политическую жизнь территории, имеют авторитет среди местных жителей).
Цифровая информационная реальность постепенно размывает их роль и влияние на эти процессы в г. Якутске. Сегодня ресурса отдельно взятого, даже очень авторитетного издания, уже недостаточно для решения политических задач различной направленности.
Государственный холдинг «Сахамедиа» получает достаточную финансовую помощь от учредителя. Несмотря на это, сектору государственных СМИ, находящихся в зоне частой турбулентности, следует генерировать «бизнес-рецепты» по адаптации в новую информационную и экономическую реальность, так как это вопрос выживаемости. Кроме того здесь присутствует и большая социальная составляющая. Учитывая слабое на сегодняшний день проникновение Интернета в малых городах и сельской местности, а также недостаточное развитие локального телевещания, газеты зачастую являются единственным официально зарегистрированным СМИ на той или иной территории, то есть единственным официальным источником востребованной местной информации.
Как считают эксперты, вполне логичной стратегией может стать превращение интернет-сайта газеты в местное информационное агентство с добавлением традиционно востребованного функционала: полезные городские и районные сервисы, справочник предприятий и учреждений, объявления о знакомствах, форумы, частные объявления и т.д.
Телевизионное вещание на территории республики осуществляется путем непосредственного спутникового телевизионного вещания, эфирного телевещания посредством сети наземных телевизионных станций и кабельного телевизионного вещания, в том числе по технологии IP-телевидения.
Лидером радио- и телерынка является государственный вещатель – Государственное бюджетное учреждение Национальная вещательная компания «Саха». Охват населения телевизионным вещанием в 2014 г. составил 99,6%, радиовещанием – 99,7%. Частный бизнес является лидером в сфере развлекательного радио и является преимущественно локальным, обслуживая лишь городское пространство.
Якутский исследователь О.Д. Якимов (2012: 99−100) провел анализ трансформации медиасистемы Республики Саха (Якутия) в условиях глобализации. Он рассматривает роль региональных средств массовой информации в осмыслении современных тенденций в культуре этносов, в расширении межнациональных связей и укреплении этнической толерантности, изменения в соотношении новых и традиционных медиа. Как историк печати Восточной Сибири и Дальнего Востока, О.Д. Якимов обращает внимание на этническую составляющую печати, которая стала сильной частью медиасистемы в 1986−1990 гг. Правда, большинство периодических изданий оказалось в жесткой зависимости от структур государства и местного политизированного капитала, что обрекло их на взаимоотношения с издателями в воздействующем или подавляющем форматах.
Политический крах СССР означал, кроме всех других изменений, начало коммерциализации медиа, ослабившей вертикальную организацию средств массовой информации. 2000-е гг. демонстрируют эффекты глобализации медиасистемы, которая проявилась в смещении читательского интереса от традиционных СМИ к электронным носителям информации – телевидению и новым медиа, в результате чего произошло падение тиражей, создание многочисленных интернет-ресурсов. Медиасистема Якутии претерпела трансформацию, имевшую общероссийские черты − структурно-функциональная перестройку массмедиа и углубление их коммерциализации, изменение коммуникационных привычек и форм потребления информации населением. Возникли новые явления: региональные медиамагнаты, взявшие под контроль издательские дома и отдельные издания; семейный медиабизнес и таблоидные издания; усилилась фрагментация аудитории.
В целом особенности глобализации информационного пространства все больше проявляются в мире современной журналистики Якутии. Одна из главных особенностей – охват всего цивилизованного человечества в едином информационном пространстве и «подключение» населения к общему информационному потоку. Однако помимо этих процессов современные СМИ демонстрируют особую включенность в процесс глокализации – поиска в глобальных событиях «местной привязки», проявления этноцентризма.
Таким образом, важным становится развитие этнических массмедиа, которые смогут выступить в качестве регуляторов этнополитических процессов в контексте всеобщего перехода к информационному обществу. Так, лидером подписки является национальная газета «Кыым». В 2015 г. газета медиагруппы «Ситим» имела тиражную подписку около 14 000 экз.4 Другие флагманские издания региона имеют подписку, едва ли дотягивающую до 10 000 экз.5 Безусловно, данное издание популярно благодаря содержанию и близости коренным сельским жителям, большинство их которых составляет якутское население.
В целом современная медиасистема Республики Саха испытывает ряд трудностей, которые характерны для многих региональных рынков России. Но во многом структурные показатели отличаются запоздалым интенсивным проникновением Интернета в малые города и сельские территории, большей долей присутствия традиционной прессы. Система массмедиа Якутии имеет национально-государственную специфику, что позволяет «выживать» не только развлекательным медиа, но и общественно-политическим, издающимся на якутском языке, хотя они и имеют ограниченную аудиторию. В последнее время наблюдается интенсивное проникновение новых информационно-коммуникационных технологий, что позволяет рынку обновлять действующие бизнес-модели, а инвесторам поддерживать новые медиапроекты. Медиапространство в последнее время меняется, создаются новые формы существования традиционных массмедиа, наблюдается интерес государственных органов Якутии к деятельности средств массовой информации, что обусловлено прямым или косвенным контролем, и т.д.
Если рассматривать ведущих участников рынка, а также общественно-политический тип СМИ, то превалирует господство государственных изданий. Правда, лишь формально. Ведь по результатам социологических измерений, влиятельными и общественно признанными массмедиа считаются частные бизнес-проекты, такие, как ООО «Норд Пресс» и ООО Медиагруппа «Ситим». Впрочем, господство на телевидении остается за государственным телеканалом – НВК «Саха».
Несмотря на интенсивное проникновение в последние годы Интернета, медиаотрасль развивается медленно и сохраняет консервативные черты, интернет-СМИ представляют собой лишь малый сегмент в общей медиасистеме. СМИ с неохотой переходят на цифровые платформы, сотрудники некоторых из них показывают свое полное неумение работать в новых технологических условиях. Единственный пример финансовых инвестиций обнаружен в госсекторе СМИ, в частности, в модернизации государственного информационного агентства «Якутия-Саха»6.
Несомненно, особенностью медиасистемы Якутии считается ее национальная специфика; для представителей титульной нации – якутов, а также коренных малочисленных народов Севера должны функционировать различные массмедиа, удовлетворяющие их языковые и культурные запросы. Кроме того развитие телекоммуникационной инфраструктуры идет медленно только по причине настойчивости регионального правительства, поддерживающего инвесторов. Это связано с низкой плотностью населения, огромной территорией республики, что, в свою очередь, затрудняет прокладку коммуникаций, установку высокотехнологичного оборудования, а также дистрибуцию периодики.
Экспертами отмечается качественное снижение содержания СМИ как идеологического и вообще идейного инструмента, несмотря на создание государственного медиахолдинга, благодаря которому аккумулированы прецедентные для отрасли средства7. Впрочем, по мнению Е.Л. Вартановой (2013: 18), в осмыслении российской медиасистемы ключевым аспектом «неизбежно должны стать отношения между “государством” как теоретическим и культурным явлением, “центрами власти” старого и нового образца – рыночной экономикой, политическими партиями, технологическим прогрессом, развивающимся гражданским обществом, формальными и неформальными традициями, с одной стороны, и средствами массовой информации, журналистикой как профессией – с другой».
Проанализированные стратегии республиканских медиаструктур позволяют нам сделать вывод, что в условиях стагнации печатного рынка, перехода телевидения на цифровой формат вещания, появления новых перспектив на медиаплатформах предпринимаются скорее меры по «выживанию» медиа, нежели по инвестированию в их развитие. Это характерно как для государственного, так и для частного секторов медиарынка Якутии. Вместе с тем медиакомпании пытаются в большей степени сохранить действующие модели ведения бизнеса, чем диверсифицировать, открывать новые медиаплощадки. Таким образом, в медийной отрасли Якутии причудливым образом переплелись черты зарождающейся глобальной и традиционной национальной журналистики.
Примечания
Библиография
Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / пер. с англ. М., 2004.
Вартанова Е.Л. Теоретический анализ российской медиасистемы: между общими и особенными, формальным и неформальным // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 7−19.
Гондаренко М.В. Дилемма глобализации и антиглобализации: феномен глокализации и его последствия для науки и общества // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 54−56.
Елин Д.В. Противоречивость процесса глобализации: локализация и глокализация // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 1. С. 15−17.
Клюев Ю.В. Концепция информационного плюрализма в структуре государственных отношений // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2012. Т. 3. Вып. 1. С. 393−406.) Режим доступа: https://www.sziu.ru/media/uploads/%D0%BD%D1%82_3-1.pdf.
Мельник Г.С. Взаимодействие PR-структур и СМИ: формы, принципы, зоны ответственности // Управленческое консультирование. 2012. № 4 (48). С. 108–116. http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pr-struktur-i-smi-formy-printsipy-zony-otvetstvennosti
Рябова Т.Г. Government Relations в системе журналистики // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2012. Т. 3. Вып. 1. С. 489−493. Режим доступа: https://www.sziu.ru/media/uploads/%D0%BD%D1%82_3-1.pdf.
Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Методологические предпосылки системного исследования городских газет // Теория и история журналистики. 2015. T. 4. № 1. С. 5−19.
Якимов О.Д. Трансформация медиасистемы Республики Саха (Якутия) в условиях глобализации // Вестн. Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. 2012. № 2. Т. 9. С. 99−104.
Robertson R. (1992) Globalization: Social Theory and Global Culture. London: SAGE.