Languages

You are here

Входной билет на российский рынок СМИ

Научные исследования: 
Авторы материалов: 
Мироненко Наталья Николаевна
В январе 2005 года финская компания Sanoma WSOY и издательский дом Independent Media объявили о крупнейшей сделке за всю историю российского рынка печатных СМИ, когда IM была продана за 142 млн евро. Sanoma Magazines, под контроль которой перешел издательский дом «Индепендент Медиа», специализируется на выпуске журналов и входит в пятерку ведущих издательских домов Европы. Компания включает пять подразделений: Sanoma Magazines (издает ежегодно более 230 журналов в Бельгии, Болгарии, Хорватии, Чехии, Финляндии, Венгрии, Нидерландах Румынии и Словакии, являясь в большинстве из этих рынков абсолютным лидером), Sanoma - издает газеты, WSOY - издательский бизнес, Swelcom - электронные СМИ, Rautakirja - книжные магазины, распространение. Прибыль компании составляет в год около 203 млн. евро.

То, что у финского медиамагната есть интересы в России, было известно давно. Sanoma Magazines уже принадлежит пакет акций ЗАО «Смена», которое выпускает одноименную газету в Санкт-Петербурге. Финскую компанию отличают сильно развитые сегменты еженедельников и ежедневных газет. Так что можно предположить, что именно это направление компании будет активно развивать в России. Также в планы компании входит издание b2b журналов, создание онлайн-изданий, а также расширение числа издаваемых «Индепендент Медиа» глянцевых журналов.

Многие эксперты говорят, что приход Sanoma в Россию позитивно отразится на рынке печатной прессы - вместе с ней в страну придут новые технологии издательского бизнеса. Кроме того, выход нового серьезного игрока может способствовать выработке единых правил игры в индустрии.

Российский рынок действительно сегодня представляет большой интерес для иностранных издателей. Рынок полностью восстановился после кризиса 1998 года и продолжает активно развиваться. Это самый динамичный в Восточной Европе медиарынок, причем большая часть доходов поступает от глянцевых журналов. Доля издательских домов на российском рынке в 2004 году такова: «Индепендент Медиа» - 48%, «Бурда» - 33%, «Грунер +Яр» - 8%, «Конде Наст» - 5% (Источник TNS Gallup Media). «Индепендент Медиа» составляет, несомненно, самое сильное на рынке портфолио.

Деятельность «Индепендент Медиа» («ИМ») началась в 1992 году, когда в свет вышла англоязычная газета The Moscow Times. С появлением компании издательский бизнес в России стал обретать новые формы и активно использовать современные идеи. Cosmopolitan явился первым глянцевым журналом в нашей стране и одновременно образцом нового качества. После запуска Cosmo в 1994 году один за другим открывались и открываются проекты, каждый из которых занимает новый сегмент рынка, находит или создает свою нишу.

Тринадцать успешных женских брендов позволяют издательскому дому уверенно доминировать в секторе «женского глянца». Согласно данным TNS Gallup AdFact 30% всех продаж рекламы приходится на женские журналы «ИМ» В октябре 2004 года «Индепендент Медиа» снова оказалась впереди всех: появился новый журнал Cosmopolitan Shopping, Он открыл на российском рынке новую нишу шоппинг-изданий. Проект имеет огромный успех. У этого успеха две составляющих: во-первых, издание выходит под логотипом Cosmopolitan, что заведомо определяет лояльность читательской аудитории и гарантирует качество. Во-вторых, это первый и пока единственный в стране шоппинг- журнал . Но это не просто журнал мод, а мостик, который объединяет мир подиума с повседневной жизнью реальной молодой женщины. Издание отвечает на три основных вопроса: что модно, как это носить и где это купить.

За прошедшие два года «Индепендент Медиа» совершила прорыв в секторе мужских журналов, почти вдвое увеличив портфолио и значительно укрепив команду. К журналам Men's Health, FHM и «Популярная механика», уже завоевавшим стабильные позиции на рынке, присоединились «PROCпорт» и Robb Report. Robb Report относится к категории премиум. Это журнал для почитателей самого изысканного, оригинального и уникального в мире. Как утверждают иностранные издатели, индекс активности в секторе люкс в России - один из самых высоких в мире. именно это явилось определяющим фактором для американских издателей при выборе России в качестве европейского партнера. Российский Robb Report - единственное зарубежное издание журнала. Но и это не последний проект лидирующего издательского дома «Индепендент Медиа». Летом 2004 года вышел пилотный номер Harvard Business Review - самого авторитетного в мире издания по менеджменту. Конкурентов на российском рынке у аналитического журнала нет ,И это объективная реальность. Целевая аудитория - люди, принимающие стратегические решения, определяющие судьбу бизнеса. Материалы предназначены топ-менеджерам , владельцам компаний, в общем, элите российского бизнеса.

На рекламном рынке мужских глянцевых журналов позиции «ИМ» выглядят впечатляюще: по данным TNS Gallup AdFact, в 2004 году доля доходов от продажи рекламы в мужских журналах составила 39% от совокупных доходов всех мужских журналов в России.

Шесть лет назад у тинейджеров появилось издание, заговорившее с ними на одном языке. YES! стал первым глянцевым журналом для молодых девушек. Среди столичных читательниц он остается лидером, несмотря на растущую конкуренцию. В ноябре 2003 года YES! и «Первый канал» ТВ представили новый совместный проект - журнал «YES! - Фабрика звезд», который стал информационным окном в мир знаменитой «Фабрики звезд». Принципиально важно, что YES! отстаивает собственную социальную позицию, иногда публикуя на своих страницах материалы на острую тему, стремится не только развлекать, но и быть добрым и честным советчиком.

Основу делового блока изданий компании «Индепендент Медиа» составляют газеты. Принципы свободной журналистики, достоверная информация и качественная аналитика завоевали издательскому дому доверие и уважение в российском деловом сообществе.

«Ведомости» - ежедневная деловая газета, совместный проект двух ведущих деловых изданий мира - Financial Times и The Wall Street Journal - издательского дома «Индепендент Медиа». «ИМ» имеет треть акций издателя «Ведомостей» ( остальное принадлежит Financial Times и Dow Jones). Аудитория газеты - менеджеры высшего и среднего звена, высококвалифицированные специалисты, владельцы собственного бизнеса. 79% читателей - мужчины. Половина из них 25-35 летние. В « Ведомостях» выходят регулярно тематические приложения «Как потратить» и «Недвижимость», давно завоевавшие признание читателей.

The Moscow Times в течение 13 лет остается самым качественным изданием на английском языке, ориентированным на представителей деловых и культурных кругов Москвы. Аудиторию газеты составляют как иностранные граждане, так и россияне. В 2003 году The Moscow Times выпустила два новых проекта: развлекательный журнал GO! по самым интересным местам и событиям Москвы, а также Real Estate Catalog - издание о рынке недвижимости Москвы и Подмосковья.

Во втором по значимости городе России для этой группы читателей выходит и пользуется не меньшим авторитетом The St. Petersburg Times. Приложение «Белые ночи» к The St.Petersburg Times вышло к 300-летию Санкт-Петербурга и стало полезным путеводителем для тысяч гостей города.

Три года назад компания вышла на рынок локальной прессы, выпустив глянцевую газету «На Рублевке» для жителей престижного Рублево-Успенского шоссе. Газета «На Рублевке» в начале 2004 года выпустила проект «Полезные советы» для жителей данного района.

Что обеспечивает независимость позиции газет «ИМ»? Это не только стратегия компании, но и постоянный рост финансовых показателей. По данным мониторинга TNS Gullup AdFact, в 2004 году доля совокупных доходов от рекламы в газетах «Ведомости» (в том числе санкт-петербурский выпуск), The Moscow Times и The St. Petersburg Times составила 49,3% от доходов участников этого сегмента в целом в Москве и Санкт-Петербурге.

Газеты и журналы «ИМ» активно используют преимущества Интернета. Не первый год работают сайты, которые превратились в самостоятельные ресурсы, предлагающие не только публикации, но и целый ряд онлайновых сервисов и услуг.

Новым направлением деятельности «ИМ» стала работа на рынке интерактивных развлечений. В 2003 году журналы компании предложили читателям новые возможности: с помощью SMS и MMS сообщений можно получать музыку, анонсы событий, справочную информацию и т. д. Наиболее активно развивает это направление Cosmopolitan , который предлагает читателям целый ряд услуг: с помощью SMS можно пройти психологический тест, получить персональный астрологический прогноз, выиграть призы от партнеров Cosmo. Это позволяет издателям «ИМ» вести с читателями живой диалог, получать отклик в режиме реального времени и более точно адаптировать журнальный контент к интересам аудитории.

В октябре 2003 года «Индепендент Медиа» объявила о покупке 50% акций компании «Альпина Бизнес Букс». Создание новой совместной структуры стало первым этапом выхода «Индепендент Медиа» на российский рынок деловой литературы.

Сегодня книжный рынок России находится в процессе активного развития, его объем оценивается экспертами в 1,5 млрд. долларов, а ежегодный прирост составляет не менее 10-15%. При этом положительная динамика наблюдается недавно: еще шесть лет назад количество книжных магазинов было невелико - всего порядка 1000. Сейчас ситуация стремительно меняется, по подсчетам специалистов, количество магазинов превысило 2500. Альянс двух сильных издательств, безусловно, еще больше оживил ситуацию на рынке книготорговли. Согласно планам, партнеры намерены были уже в течение двух ближайших лет в три раза увеличить количество книг выпускаемых компанией «Альпина» - с 50 до 150 в год. Уже сегодня есть данные, которые демонстрируют успех проекта: за кратчайший срок с момента сделки новое издательство значительно увеличило количество наименований книг и суммарную величину тиражей. Деловые книги представлены практически во всех крупных книжных магазинах России и ближнего зарубежья. Литература по менеджменту, маркетингу, финансам, экономике, рынку ценных бумаг, биржевому делу и политике - основные направления работы компании. Ежемесячно в издательстве выходит до 15 наименований книг тиражом 50000 экземпляров.

Рассматривая работу компании, можно с уверенностью заявить, что «Индепендент Медиа» была и остается эталоном, лидером, оказывающим влияние на развитие журнальной, газетной и книжной индустрии в целом. По оценкам экспертов оборот компании в год составляет от 100 до 140 млн. долларов.

Так переплатила ли Sanoma, купив самый преуспевающий издательский дом «Индепендент Медиа»? Или получило счастливый билет на российкий рынок медиа?