Languages

You are here

Освещение предвыборной кампании В. Путина 2012 г. в зарубежных СМИ

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Coverage of Vladimir Putin’s 2012 Election Campaign in the Foreign Media

 

Оганесян Карина Суреновна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, karina_oganesean@mail.ru

Karina S. Oganesyan
PhD student at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, karina_oganesean@mail.ru

 

Аннотация

В статье представлены результаты анализа предвыборной кампании В. Путина 2012 г. в России, освещенной в качественных зарубежных СМИ. Автор исследует информационное поле политика по количественным и качественным показателям, делает контент-анализ и определяет знак отношения к кандидату в президенты. Данные, полученные в ходе работы, выявляют степень интереса к действиям В. Путина в материалах СМИ США, Великобритании, Франции и Германии.

Ключевые слова: качественные зарубежные газеты, Путин, президентские выборы, мониторинг, контент-анализ.

 

Abstract

This article presents the results of a study into Russia's 2012 presidential campaign in quality foreign newspapers. The author uses quantitative and qualitative methods to determine the volume of attention to the presidential candidate, conducts a content analysis and identifies the media’s attitudes to the presidential candidate. The obtained data show a high degree of interest to V. Putin's actions in the US, UK, French and German media.

Key words: quality foreign newspapers, Putin, presidential election, monitoring, content analysis.

 

О задачах и методах исследования.

Предвыборная президентская кампания 2012 г. заметно отличилась от предыдущих с участием В. Путина. Граждане, недовольные итогами выборов в Государственную думу 2011 г., объединились и вышли на демонстрации и митинги. Рейтинг В. Путина упал. По данным ВЦИОМ, самый высокий рейтинг кандидата в президенты наблюдался в начале 2004 г. (около 70%)1, тогда как в начале 2012 г. он опустился до 48%2.

Цель исследования – проанализировать информационное поле зарубежных качественных СМИ в освещении деятельности президента В. Путина по качественным и количественным показателям, сделать контент-анализ и определить общее восприятие В. Путина журналистами за рубежом.

Эмпирическую базу исследования составили материалы влиятельных качественных ежедневных газет четырех стран, которые наиболее полно отражают повестку дня: СМИ США «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times), «Вашингтон Пост» (The Washington Post), «Уолл Стрит Джорнел» (The Wall Street Journal); СМИ Франции«Монд» (Le Monde), «Фигаро» (Le Figaro), «Эко» (Les Echos); СМИ Германии «Зюддойче Цайтунг» (Süddeutsche Zeitung), «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» (Frankfurter Allgemeine Zeitung), «Ди Вельт» (Die Welt); СМИ Великобритании«Гардиан» (The Guardian), «Файнэншел Таймс» (Financial Times), «Индепендент» (The Independent). Именно качественные СМИ призваны дать наиболее полное и объективное отражение повестки дня, подойти к анализу действительности с разных точек зрения, избегая политической ангажированности. Журналисты качественных СМИ должны быть наиболее беспристрастны и независимы в своих оценках, опираться на объективные данные и проверенные факты, давать разностороннюю оценку событий.

 

СМИ Соединненых Штатов Америки

«Нью-Йорк Таймс», одна из влиятельнейших газет мира, третья по популярности газета США, была основана в 1851 г., является обладателем 117 Пулитцеровских премий3.

«Вашингтон Пост», ежедневная газета, основанная в 1877 г. С. Хатчинсом, принадлежит семье своих основателей и входит в состав «Вашингтон Пост Компани» (Washington Post Company), специализируется на репортажах политической направленности, официальных выступлениях и документации Белого дома, Конгресса и других отраслей правительства. В газете представляется официальная позиция государства в области мировой политики и экономики. В 2014 г. стала победителем Пулитцеровской премии за освещение истории Э. Сноудена и темы слежки американских спецслужб за гражданами по всему миру.

«Уолл Стрит Джорнел». Первый номер одной из самых влиятельных газет США был выпущен в 1889 г. компанией «Доу Джонс энд Компани» (Dow Jones & Company). Является ведущей деловой финансовой газетой. Издание посвящено американским и международным деловым и финансовым новостям. Газета занимает первое место в рейтинге «Топ 100 газет США», представленном статистической службой Audit Bureau of Circulations.

 

СМИ Франции

«Монд», леволиберальная ежедневная газета, была основана в 1944 г. Ш. де Голлем. «Монд» с момента появления называлась антиправительственной газетой. Сегодня 53% акций газеты принадлежат журналистам издания. Газета представляет собой акционерное общество с советом директоров и наблюдательным советом. Чтобы занять пост главы совета директоров, необходимо набрать 9 из 12 голосов акционеров издания. Вследствие экономического кризиса газеты, в июне 2010 г. ее купили К. Ньел, П. Берже, М. Пигасс. Сегодня «Монд» остается газетой властных и влиятельных элит.

«Фигаро» отражает официальную точку зрения французского правительства, в отличие от газеты «Монд». Владелец издания, С. Дассо, глава французской аэрокосмической группы «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation). Названная в честь героя пьес П. Бомарше, вторая по величине газета Франции после «Паризьен» (Le Parisien), «Фигаро» начала выходить в 1826 г. в Париже. Газета всегда привлекала читателей своим остроумием. В ней печатались литературные материалы Э. Золя, М. Преста, Ж. Мореаса. В феврале 2012 г. главный редактор издания Э. Мужотт был обвинен журналистами в том, что «Фигаро» стало вестником правящей партии президента Н. Саркози.

«Эко» − первая экономическая ежедневная газета, основанная в Париже в 1908 г. Газета либеральной направленности. В 2007 г. газета была куплена компанией «Моет Хеннесси Луи Витон» (Moët Hennessy Louis Vuitton). Имеет либеральную позицию и считается главной финансовой газетой Франции.

 

СМИ Германии

«Зюддойче Цайтунг» − крупнейшая ежедневная леволиберальная экономическая газета. Издается с 1945 г. и выходит в Мюнхене. Иногда газету называют единственной оппозиционной газетой в Баварии. На выборах в 2013 г. выражала поддержку социал-демократической партии Германии.

«Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» (ФАЦ) − правоцентристская, либерально-консервативная межрегиональная газета, самая распространенная из немецких газет за пределами ФРГ. Первый номер издания вышел в 1949 г. Газета не зависит ни от какой партии, ее основным акционером является независимый фонд FAZIT. Качественный анализ политических и экономических национальных и международных событий – главная особенность газеты. Ее читателями являются представители экономического и политического истэблишмента страны.

«Ди Вельт», влиятельная ежедневная газета издательства «Аксель Шпрингер АГ» (Axel Springer-Verlag AG), пользуется большой популярностью среди бизнес-элиты. Первый номер был выпущен 2 апреля 1946 г. оккупационными властями. Издание придерживается консервативной направленности и является одним из создателей творческого альянса LENA (Leading European Newspaper Alliance).

 

СМИ Великобритании

«Гардиан» − ежедневная леволиберальная газета, первый номер которой вышел в 1821 г. В 2014 г. стала победителем Пулитцеровской премии, как и газета «Вашингтон Пост», за освещение истории Э. Сноудена и темы слежки американских спецслужб за гражданами по всему миру. «Гардиан» известна своим постоянным «сдвигом» в сторону арабской, анти-израильской точки зрения. В 2014 г. стала газетой года по версии British Press Awards. На выборах в 2015 г. выразила поддержку лейбористской партии, тогда как на предыдущих выборах поддержала партию либерал-демократов. Сегодня это газета либералов и представителей левоцентристских взглядов.

«Файнэншел Таймс» − ежедневная международная газета Великобритании, которая издается с 1888 г. Принадлежит медийному холдингу Pearson PLS. Имеет лучшую репутацию среди банкиров и инвесторов по уровню достоверности информации. В выборах 2012 г. и 2008 г. выражала поддержку Б. Обаме. Газета разделена на две части: в первой освещаются местные и международные новости, во второй – экономические и финансовые новости рынков.

«Индепендент» − относительно молодое издание: газета выпускается с 1986 г. бывшими журналистами «Дейли Телеграф» (The Daily Telegraph) А. Смитом, С. Гловером и М. Симондсом. Идеологически близка к либерально-демократической партии, особое внимание обращает на проблему прав человека. Также стремится уделять большую часть материалов экономической тематике. В марте 2010 г. было объявлено о приобретении газеты российским предпринимателем А. Лебедевым (ему также принадлежит британская «Ивнинг Стандард» (Evening Standard), а также совместно с М. Горбачевым – крупный пакет акций в российской «Новой газете»). В январе 2014 г. «Гардиан» сообщила, что А. Лебедев выставил на продажу издание в связи с его убыточностью. На выборах в 2015 г. газета не призывала к поддержке одной партии, а рекомендовала всем голосовать ответственно. Газета стремится показывать не факты, а мнения.

Итак, в статье рассматриваются публикации зарубежных качественных СМИ четырех стран в период с 1 декабря 2011 г. по 1 апреля 2012 г. Выбор обусловлен следующими факторами.

В декабре 2011 г. в России начались крупные массовые политические выступления граждан, которые продолжались во время кампании по выборам президента страны. Первый митинг состоялся 10 декабря 2011 г. по результатам выборов в Государственную думу VI созыва. Председатель Правительства, В. Путин намеренно отдалился от партии «Единая Россия» для проведения предвыборной кампании и предложил Д. Медведеву возглавить партию на выборах в Государственную Думу. Зарубежные СМИ уделили особое внимание оценке действий В. Путина во время первого митинга и непосредственно во время митингов и акций, связанных с президентской предвыборной кампанией.

Начался период, который продолжался до конца предвыборной кампании, получивший название в зарубежных качественных СМИ «закручивание гаек». Он характеризуется усилением медиаконтроля в России. Особое внимание зарубежные СМИ уделяют увольнению главного редактора и генерального директора журнала «Коммерсантъ. Власть» М. Ковальского (13 декабря 2011 г.), проверкам по факту источников финансирования трансляции декабрьских митингов телеканалом «Дождь» (начало проверок – 13 февраля 2012 г.), выходу из совета директоров радиостанции «Эхо Москвы» главного редактора А. Венедиктова и его первого заместителя В. Варфоломеева (14 февраля 2012 г.), обыскам в Национальном резервном банке (17 февраля 2012 г.), принадлежащем А. Лебедеву, вследствие которых у «Новой газеты», акционером которой является банкир, начались серьезные финансовые проблемы.

Период исследования обусловлен выходом предвыборных статей В. Путина (с 16 января по 27 февраля 2012 г.) и анализу иностранными СМИ политической программы кандидата в президенты.

Выборы президента РФ прошли 4 марта 2012 г. Зарубежные СМИ уделяют особое внимание оценке личности В. Путина не только в период проведения предвыборной кампании, но и после ее окончания. Подводятся итоги президентских выборов, а также дается прогноз поведения В. Путина на посту Президента России.

В ходе работы был проведен мониторинг, который выявил количество упоминаний В. Путина. Поиск статей проводился по ключевым словам «Владимир Путин» с фильтром по указанным датам. Анализировались только статьи, вышедшие в печатном номере газеты. По прочтении статьи определялась ее тематика и далее вручную высчитывалось количество упоминаний по определенной тематике в каждом отобранном издании. Для проведения количественного контент-анализа весь массив упоминаний был разбит на три тематических блока: внутриполитическая ситуация в стране, международные отношения и персональный образ политика. Отдельно выделены случайные упоминания. В работе не учитываются упоминания В. Путина в других тематических контекстах.

Автором поставлены следующие задачи количественного мониторинга СМИ:

  • проанализировать публикации каждого СМИ по количеству упоминаний:
  •  по определенной тематике;
  •  по месяцам;
  • проследить динамику количества упоминаний в разных странах:
  • в тематическом разрезе;
  • во временном разрезе.

В рамках исследуемого периода в выделенных нами СМИ В. Путин упоминался 749 раз. Наибольшее количество публикаций наблюдается в декабре 2011 г. (что обусловлено митингами) и в марте 2012 г. (по итогам выборов). Больше внимания кандидату в президенты в декабре уделяют СМИ Франции, в марте – Германии. В январе в большинстве СМИ (за исключением британских) наблюдается уменьшение количества публикаций с упоминанием В. Путина.

 

Таблица № 1. Динамика количества упоминаний В. Путина во временном разрезе

Страна

Декабрь

Январь

Февраль

Март

США

57

21

41

45

Франция

69

21

45

62

Германия

57

31

39

63

Великобритания

51

61

55

31

 

Из всех изданий В. Путин чаще упоминается британскими СМИ в контексте предвыборной ситуации в стране. Также СМИ Великобритании уделяют повышенное внимание политику в контексте международных отношений. Анализу персонального образа В. Путина отдают предпочтение СМИ Германии.

Суммируя количество упоминаний по странам и по месяцам, автор пришел к выводу, что большее количество публикаций наблюдается в декабре и в марте. Высокое количество публикаций в декабре (234 статьи) обусловлено вспышками активности гражданского общества, митингами, которые страна не видела долгие годы. В марте активность СМИ в упоминании В. Путина также возрастает по сравнению с январем и февралем (201 статья): это происходит непосредственно в период выборов и по итогам подсчета голосов. Больше всего публикаций кандидату в президенты в декабре посвящают СМИ Франции, в марте – Германии. В январе в большинстве СМИ наблюдается уменьшение количества публикаций с упоминанием В. Путина.

 

Таблица № 2. Динамика количества упоминаний В. Путина в тематическом разрезе

Тематические контексты

США

Франция

Германия

Великобритания

Персональный образ политика

35

38

40

30

В. Путин в контексте внутренней политики

81

103

109

111

В. Путин в контексте внешней политики

41

36

34

46

Случайные упоминания

7

20

7

11

 

Более половины всех статей посвящены внутриполитической ситуации в стране (54%). Особое внимание журналисты уделяют деталям проведения предвыборной кампании: отказу В. Путина от участия в теледебатах, программным статьям В. Путина, выступлениям политика на митингах. Зарубежные СМИ акцентирует внимание на реакции политика по вопросу повышения активности гражданского общества и появлению оппозиционных настроений в стране. Отдельное внимание заслуживают материалы, посвященные давлению власти на СМИ и контролю за распространением негативных материалов о политике в интернет-пространстве.

Исходя из этого, а также принимая во внимание значимость аналитических материалов в качественной прессе, контент-анализ проводился именно по аналитическим материалам зарубежных СМИ, которые были выделены из всего массива публикаций с упоминанием В. Путина в исследуемой эмпирической базе.

В рамках качественного исследования и контент-анализа эмпирическая база остается прежней − качественные зарубежные СМИ четырех стран в период с 1 декабря 2011 г. по 1 апреля 2012 г. Для определения отношения к действиям кандидата в президенты в предвыборной кампании из всего массива были выбраны только аналитические материалы, которые представляют собой глубокий многосторонний анализ происходящих событий и действий политика в предвыборной кампании. Из всего массива публикаций было выявлено 69 аналитических статей. В них определены тематические контексты:

  • оценка СМИ действий В. Путина в связи с демонстрациями и митингами;
  • оценка программных статей В. Путина обозревателями зарубежной прессы;
  • «закручивание гаек»: давление власти на российские СМИ и усиление влияния на информационное поле страны;
  • итоги выборов − Путин 3.0.

Каждая статья анализируется с применением технологии дискурсивного анализа, после чего ей присваивается знак отношения: положительный, негативный или нейтральный. Задачи мониторинга зарубежных СМИ по качественным характеристикам:

  • определить, как исследуемые зарубежные СМИ характеризуют ситуацию в России;
  • выявить оценку заметных событий иностранными обозревателями;
  • определить отношение зарубежных СМИ к действиям кандидата в президенты В. Путина в предвыборной кампании 2012 г.;
  • подвести итоги и обозначить общую картину восприятия В. Путина в зарубежных качественных СМИ.

 

Результаты исследования: оценка В. Путина СМИ в связи с демонстрациями и митингами

Исход выборов в Государственную Думу, митинги4 и акции протеста в стране, безусловно, повлияли на восприятие политика международным сообществом. Иностранные обозреватели сформировали две точки зрения относительно того, как протестное движение повлияет на поведение В. Путина.

С одной стороны, авторы говорят, что у политика безвыходное положение, хотя ранее существовало стойкое впечатление, что его власть будет безграничной. Положение политика авторы крупнейшей ежедневной либерально-экономической газеты «Зюддойче Цайтунг» оценивают как беспомощное: «Эра путинизма подходит к концу. Это не первая избирательная кампания В. Путина, но он впервые вынужден по-настоящему бороться. Фундамент, на котором выстроена власть, подвергся эрозии» («Russlands Putinismus steht vor dem Ende. Es ist nicht Wladimir Putins erster Wahlkampf, aber der erste, der den Namen auch verdient. Das Fundament, auf dem seine Macht gebaut ist, erodiert»)5.

С другой стороны, многие журналисты издания Великобритании «Файнэншел Таймс» считают маловероятной возможность протестного движения помешать В. Путину вернуться в Кремль. В России практически отсутствуют традиции массовых уличных протестов (не считая большевистской революции 1917 г.): протесты, едва возникнув, всегда быстро подавлялись. А. Кудрин, бывший министр финансов также отметил, что в 2012 г. для В. Путина большой угрозы не существует: «Российская оппозиция сможет выдвинуть достаточно популярного и способного бросить вызов В. Путину кандидата в президенты не ранее, чем через полтора-два года». The Russian opposition will only be able to put forward a presidential candidate popular enough to challenge Mr Putin's rule “in one and half or even two years at earliest”, Alexei Kudrin, Russian former finance minister, wrote»)6.

Большое внимание зарубежных СМИ вызвал митинг-концерт 23 февраля в Лужниках, в котором В. Путин лично принял участие. Митинг, как пишут обозреватели сравнительно молодого издания «Индепендент», не случайно был назначен на День защитника Отечества. «Ощущалась попытка слить воедино, с одной стороны, понятие российской государственности и национальной гордости, с другой – личность истинного защитника отечества В. Путина». It was no coincidence that yesterday was the date chosen for the rally. Formerly Red Army Day, 23 February is now called Defender of the Fatherland Day. There was no question who was meant to be the Defender-in-Chief, as everywhere, the attempt to fuse the concept of Russian statehood and national pride with the figure of Mr Putin was visible»)7. СМИ Германии и Великобритании дают негативную оценку В. Путину в рамках этого митинга, тогда как СМИ Франции и США поддержали действия кандидата в президенты. Такая оценка связана и с политическими традициями стран, которые представляют журналисты. (Германия – парламентская республика, Великобритания – конституционная монархия, тогда как Франция – президентско-парламентская республика, США – президентская республика, где привычны выступления президента перед тысячами граждан страны.)

Зарубежные СМИ негативно отреагировали на новость, появившуюся на федеральном «Первом канале» о предотвращении покушения на В. Путина8. Авторы леволиберальной «Зюддойче Цайтунг» новость о предотвращении покушения на В. Путина оценивают, ссылаясь на критиков, как часть PR-акции политика. («Dass tschetschenische Terroristen offenbar einen Anschlag auf Wladimir Putin planten, ist seit längerem bekannt − warum wird die Nachricht ausgerechnet einige Tage vor der Wahl veröffentlicht? Kritiker vermuten eine PR-Aktion Putins»)9. Авторы газеты «Файнэншел Таймс» сдержанно реагируют на выступление политика перед сторонниками Всероссийского народного фронта, в котором тот «признал права граждан выражать свое мнение, но занял жесткую позицию по отношению к своим оппонентам, которые, по его словам, пытаются создать впечатление сфальсифицированных выборов и не остановятся ни перед чем, чтобы сорвать его победу» («Speaking to members of the All-Russian People's Front, a new political group he created last spring, the presidential candidate acknowledged citizens' rights to express their opinion, but took a harsh stance against his opponents whom he said would try to create the impression of electoral fraud and stop at nothing to ruin his victory»)10.

Журналисты леволиберальной ежедневной газеты «Монд» довольно резко комментируют действия В. Путина. Авторы считают, что в данный период верным шагом для политика было бы не давление на жалость, а конкретные действия, и кандидату в президенты необходимо изменить свою тактику поведения: «В. Путин рассчитывал как на свою личную популярность, так и на экономическую стабильность. Но коррупция, неэффективность и народное недовольство ослабили его позиции. Если В. Путин правильно услышал сигнал, исходящий от митингующих, ему следует провестиструктурные, экономические и политическиереформы. Для этого придется взяться за самый базис построенной им системы, но другого выбора у него нет». Pour se maintenir au pouvoir, M. Poutine comptait à la fois sur sa popularité personnelle et sur la sécurité économique assurée par les revenus du pétrole. La logique voudrait, s'il est aujourd'hui capable d' entendre le message qui monte des urnes et de la rue, qu'il entreprenne enfin des réformes structurelles, économiques et politiques»)11. Журналисты предлагают В. Путину стать «добрым царем» – дистанцироваться от «Единой России», уволить каких-нибудь высокопоставленных чиновников или начать процессы над коррупционерами.

Таким образом, разный взгляд качественных СМИ на одни и те же события говорит о том, что на характер публикаций влияют не только различные нормативные модели, которыми руководствуются журналисты, но разные политические традиции стран. В целом негативную оценку получило поведение В. Путина в период акций и митингов в СМИ Великобритании и Германии. СМИ Франции по большей части стараются избегать однозначных оценок и предпочитают давать конструктивные предложения. СМИ США, хоть и критикуют политика, находят в его действиях и положительные стороны.

 

Рисунок № 1. Динамика оценки действий В. Путина в рамках освещения митингов и акций

 

Результаты исследования: оценка программных статей В. Путина в зарубежных качественных СМИ

В ходе предвыборной кампании 2012 г. кандидат в президенты отошел от традиционного использования телевидения, отказался от участия в предвыборных дебатах, изложив свое видение дальнейшего развития России в семи программных статьях. Каждая статья, вне зависимости от ее тематики, вызвала интерес иностранной прессы. Примечательно, что авторы американской газеты «Уолл Стрит Джорнел» обращают внимание на то, что в статьях В. Путин позиционирует себя связующим звеном между гражданами различных национальностей и конфессий12, подчеркивая, что любые беспорядки и насилие при их возникновении должны пресекаться, поскольку это мешает построению единого государства. Авторы консервативной влиятельной ежедневной газеты «Ди Вельт» негативно оценивают «восторженные» слова кандидата в президенты о новом среднем классе и его благосостоянии, об обдуманной экономической политике и силе государства13. Авторы полагают, что предвыборную риторику В. Путина отличает национализм и империализм в стиле XIX в., однако аналитики подчеркивают, что проблемы России – это проблемы XXI в. и что В. Путин намеренно не говорит о существующих проблемах, прикрываясь историческими фактами и победами русского народа, а также что В. Путин прекрасно осознает опасность протестных настроений, однако он по-прежнему «<…> готов разговаривать лишь об абстрактных понятиях с абстрактным обществом, а не о конкретных проблемах с конкретными представителями оппозиции». («Über abstrakte Begriffe wie Zukunft und Prioritäten möchte Putin mit der abstrakten "Gesellschaft" sprechen, doch nicht über konkrete Fragen nach fairen Wahlen und nicht mit konkreten Vertretern der Opposition»)14.

В американской прессе особый интерес вызвал размер суммы, выделяемой В. Путиным на развитие оборонно-промышленного комплекса России, – порядка 23 трлн рублей. Газета «Уолл Стрит Джорнел» позитивно оценивает такой шаг, подчеркивая заботу кандидата в президенты о сохранности государства: «За две недели до президентских выборов В. Путин заявил о намерении выделить 770 млрд долл. США на развитие оборонной промышленности страны в течение следующих десяти лет. Такая сумма на финансирование ВПК выделяется впервые после окончания холодной войны. По словам главы правительства, подобные меры станут адекватным ответом планам НАТО по развертыванию ПРО в Европе» («With less than two weeks until elections, Russian Prime Minister and presidential candidate Vladimir Putin pledged to spend 23 trillion rubles ($770 billion) on strengthening the country's army over the next 10 years, the Kremlin's biggest military spending spree since the Cold War. Mr. Putin vowed to deliver an "effective and asymmetrical response" to the North Atlantic Treaty Organization's plan to cast a missile-defense shield over Europe while thoroughly overhauling the army's ability to confront modern threats»)15.

Несмотря на то что в аналитических статьях СМИ США и Великобритании присутствует и позитивная оценка предложений кандидата в президенты, в целом зарубежные СМИ негативно отнеслись к программным предложениям кандидата в президенты.

 

Рисунок № 2. Динамика оценки действий В. Путина в связи с выходом программных статей

 

Результаты исследования: усиление влияния власти на информационное поле страны

Третий тематический контекст, выявленный в ходе исследования, касается не столько конкретных действий В. Путина, сколько ситуации вокруг российских СМИ в исследуемый период, оценка которой нашла отражение в материалах иностранных СМИ в связи с упоминанием В. Путина. Речь идет о периоде усиления медиаконтроля, который зарубежные издания назвали периодом «закручиванием гаек». Главными событиями в негативных оценках зарубежных СМИ стало увольнение главного редактора журнала «Коммерсантъ. Власть» М. Ковальского после публикации статьи «Яблочный Пуй» 16, иллюстрацией к которой стало фото с бюллетенем, на котором написано «Путин, пошел на …» (в оригинале вместо трех точек стоит обсценное слово).

Представляет интерес взгляд авторов газеты «Вашингтон Пост» и «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» на данный процесс. Авторы издания считают, что власти в данной ситуации нашли способ отреагировать на протесты, используя «<…> АУсманова и других влиятельных союзников» для урегулирования ситуации («<…> but if the government is taking the high road, Usmanov and other influential allies may be useful behind the scenes»)17. Увольнение не стало неожиданностью, так как публикация вышла в трудный для В. Путина период, когда его популярность падает. Подобные увольнения, по мнению авторов правоцентристской, либерально-консервативной немецкой газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», лишь усугубляют ситуацию18. В зарубежных СМИ постепенно разворачивается тема давления со стороны власти на российскую прессу, которая предоставляет слово оппозиции.

Второе событие, характеризующее этот период, – выход из совета директоров радиостанции «Эхо Москвы» главного редактора, А. Венедиктова, и его первого заместителя, В. Варфоломеева19. Характерны также проверки по факту источников финансирования трансляции декабрьских митингов на телеканале «Дождь»20. Журналисты газеты Великобритании «Файнэншел Таймс» обращают внимание21 на обыски в Национальном резервном банке, принадлежащем А. Лебедеву, акционеру «Новой газеты», поскольку у издания по итогам проверок банка возникли серьезные финансовые проблемы.

Аналитики либерально-экономической газеты «Зюддойче Цайтунг» считают, что В. Путин не отдаст власть над СМИ за такой короткий срок до выборов. «Общество проснулось. В. Путину не будет так легко, как в 2000 г. Будет или диалог, или борьба, за чем мы и будем следить». («Die Gesellschaft ist aufgewacht. Putin hat es nicht mehr so leicht wie im Jahr 2000. Es wird einen Dialog geben, oder einen Kampf. Und wir werden ihn beobachten»)22.

Таким образом, все исследуемые иностранные СМИ подчеркивают, что с приближением президентских выборов сторонники и противники В. Путина начали масштабную информационную войну. Обозреватели английской качественной газеты «Файнэншел Таймс» считают, что усиление влияния на информационное поле страны говорит о желании В. Путина захватить все информационное пространство накануне выборов23. СМИ четырех стран в целом негативно оценивают такое давление на СМИ и ограничение свободы слова. Негативная оценка больше всего присутствует в СМИ Франции и Германии. В материалах СМИ США и Великобритании также замечена нейтральная оценка периода «закручивания гаек».

 

Рисунок № 3. Динамика оценки действий В. Путина в период «закручивания гаек»

 

Результаты исследования: Путин 3.0.

Анализируя публикации, которые в большей степени дают оценку персонального образа В. Путина как политика, следует отметить, что зарубежные СМИ в целом негативно относятся к общей тактике ведения предвыборной кампании кандидатом в президенты, а также с пессимизмом смотрят в его политическое будущее. Об этом можно судить по следующим фактам.

Во-первых, авторы «Файнэншел Таймс» пишут о несправедливости проведения предвыборной кампании: «по-настоящему оппозиционные партии и кандидаты были дисквалифицированы, в то время как В. Путин получил 70% эфирного времени на телевидении». («Rival parties and candidiates were disqualified, while Mr Putin received 70 per cent of airtime on state-controlled television»)24. При этом путинский штаб не видит в доминирующем положении председателя правительства ничего особенного.

Во-вторых, зарубежная пресса негативно относится к предвыборной риторике кандидата в президенты, к постоянной апелляции В. Путина к прошлому, к хаосу 1990-х, к тому, что он уже сделал для страны. Журналисты считают, что Россия изменилась: страна разделилась на тех, кто все еще держится за В. Путина, потому что боится новой смуты, и на тех, кто кричит на московских улицах «Путин, уходи!». Авторы считают, что В. Путин пытается пересидеть уличные протесты и это опасная тактика. Журналисты полагают, что печальная правда российской реальности кроется в том, что В. Путину нечего предложить избирателям. И в этой связи он предпочитает бегство в прошлое. В. Путин не понимает возмущения среднего класса – в своих выступлениях он то и дело вспоминает о хаосе 1990-х. Журналисты «Нью-Йорк Таймс» считают, что политик хочет, чтобы его выбрали президентом не за то, то он сделает в будущем, а за то, что он уже сделал: «Проблема В. Путина и его команды в том, что они попросту не понимают, что происходит на самом деле. Они застряли в советском прошлом, в то время как значимая и растущая часть России решительно перешла в XXI век». («The problem that Vladimir Putin and his team face is that they, quite simply, just don’t get it − they’re stuck back in the U.S.S.R. while an important and growing slice of Russia has moved firmly into the 21st century and, with tongue in cheek, is humming the latest YouTube hit: “Our madhouse votes for Putin / Our madhouse is happy with Putin»)25.

В-третьих, авторы СМИ Великобритании «Файнэншел Таймс» считают, что в предвыборной кампании В. Путин работал на целевую аудиторию, которая обеспечит ему высокий процент доверия, а не на тех, кто представляет прогрессивный класс26. Он сделал ставку на свой классический электорат – более чем 60 млн россиян, зависящих от государственного бюджета: врачей, учителей и воспитателей детских садов, армию, сотрудников спецслужб и полиции, пенсионеров и таможенников – это 58% от 108 млн избирателей, большинство количественное, но не качественное.

С другой стороны, В. Путин, по мнению некоторых западных аналитиков, не такой «зловещий тиран», каким его представляют, а один из немногих лидеров, кто проводит «действительно независимую» политику, отстаивая национальные интересы своей страны на международной арене.

На протяжении всей предвыборной кампании зарубежные СМИ примеряют кандидату в президенты самые разные образы: чтобы не превращаться в Брежнева 2:0, ему советуют заняться модернизацией и инфраструктурой, развить интеграцию России в мировую экономику, затем провести системные реформы на основе участия граждан в политической жизни и для борьбы с коррупцией отказаться от жесткого контроля над СМИ27. Предвыборная риторика В. Путина сравнивается с речами И. Сталина и Б. Муссолини28.

 За победу в президентских выборах 2012 г. В. Путину пришлось сражаться как никогда: Россия изменилась. Журналисты французских СМИ считают, что беспрецедентное протестное движение свидетельствует о пробуждении новой категории граждан, с которой новому главе Кремля придется считаться. В. Путин должен показать, что в изменившейся России он тоже способен измениться.

Журналисты американской «Вашингтон Пост», представляющей официальную позицию государства, также считают, что Россию непременно ждут перемены, но неясно, с какой они придут стороны: из нынешней системы или от внесистемных сил: «В. Путин может сделаться как новым М. Горбачевым, так и новым Х. Мубараком». («Putin could be another Gorbachevor another Mubarak»)29. Если власть попытается сделать вид, что ничего не происходит, и оставит без внимания коренные проблемы России, то, по мнению журналистов, это приведет к постепенной эрозии режима и в конечном итоге к его краху и хаосу (спровоцированному, например, резким падением цен на нефть). Однако американские СМИ верят в лучший исход, отдавая дань политику в его способности меняться в зависимости от ситуации, потому что он не из тех, кто открыто признает ошибки, однако, когда обстоятельства вынуждают, способен прагматично приспосабливаться к событиям.

Интересен взгляд авторов французской газеты «Фигаро». Это газета правого крыла, которая отражает официальную точку зрения французского правительства (в феврале 2012 г. главный редактор издания Э. Мужотт был обвинен журналистами в том, что «Фигаро» стало вестником правящей партии президента Саркози30). Сегодня журналисты издания пытаются предсказать, как поведет себя В. Путин: он может стать как вторым М. Горбачевым, Х. Мубараком, так и вторым М. Кутузовым или Ш. де Голлем. («À leurs yeux, le candidat à la présidence serait «le de Gaulle russe», qui aurait arraché son pays au chaos des années 1990 et permis de ressusciter sa puissance perdue»)31.

Таким образом, как видно на графике, контент-анализ публикаций зарубежных СМИ в оценке персонального образа политика показал единодушие СМИ четырех стран в оценке образа кандидата в президенты, что наиболее отличает материалы СМИ Германии.

 

Рисунок № 4. Динамика оценки персонального образа политика

 

Выводы

Подводя итог, необходимо описать интегративный образ В. Путина как политика в течение исследуемого периода, который нашел отражение в СМИ. Материалы иностранных СМИ выявили, в первую очередь, его слабые стороны как политика. В прессе активно освещалась внутриполитическая деятельность кандидата в президенты, реакция политика на митинги и акции. Журналисты считают, что кандидат в президенты стал беспомощным, утратил славу национального лидера, хотя, с другой стороны, в стране нет сильного и опытного конкурента, который мог бы стать народным избранником.

Журналисты акцентировали внимание на анализе речи В. Путина: пропутинские митинги, по их словам, напоминают времена СССР, стилистика речи В. Путина дышит духом прошлого, а выдвигаемые тезисы относятся к заслугам минувших лет. Речь В. Путина похожа на чтение пыльных инструкций КГБ или сценария второсортного шпионского фильма, что совпадает с базовым негативным восприятием молодости кандидата в президенты.

Обозреватели замечают, что в предвыборной борьбе команда В. Путина опирается не на качество, а на количество, стремясь привлечь как можно больше людей на митинги. Представители зарубежных СМИ неохотно верят истории с покушением на В. Путина, предпочитая расценивать эту новость как стремление имиджмейкеров вызвать сопереживание граждан по отношению к кандидату в президенты. Авторы оценивают такую тактику неудачной, советуя кандидату в президенты стать «добрым царем», сделать упор на проведение структурных, политических и экономических реформ, а не рассчитывать на свою личную популярность.

Негативно оцениваются стратегические действия В. Путина непосредственно в предвыборный период. Это касается, в первую очередь, отказа кандидата от участия в предвыборных дебатах, что является признаком высокомерия, нежелания спускаться в «низы» обычной предвыборной кампании. Во-вторых, речь идет о действиях команды В. Путина на пути к победе в информационной войне: «закручивании гаек» – давлении власти на российские СМИ («Коммерсантъ. Власть», телеканал «Дождь», «Эхо Москвы», «Новую газету»), выявлении врагов в Интернете и их дискредитации.

На международной арене В. Путин предстает политиком-стратегом, желающим защитить природные ресурсы страны от посягательств других стран, выделяя на программы развития модернизации оборонно-промышленного комплекса огромные суммы (порядка 23 трлн рублей), что, по мнению авторов иностранных СМИ, является адекватным ответом планам НАТО по развертыванию ПРО в Европе. Позиция российского политика по вопросам Сирии воспринимается как стремление «спасти себе подобных» и не допустить падения схожего авторитарного режима.

Журналисты исследуемых качественных СМИ США, Великобритании, Франции и Германии в целом объективно отбирали информацию в период освещения предвыборной кампании в России. Корреспонденты часто совпадают в общей оценке действий кандидата в президенты В. Путина (особенно это касается вопросов усиления влияния власти на информационное поле России). Однако качественные СМИ нередко по-разному оценивают другие события исследуемого периода. Как показало исследование, оценка событий журналистами (например, в связи с митингами, акциями протеста, демонстрациями) зависит не только от действий кандидата, но и от конкретного издания и политической направленности СМИ (например, был отмечен различный характер статей леволиберальной газеты «Монд» и газеты правого крыла «Фигаро»). Оценка событий журналистами зависит также от политических традиций стран, которые они представляют, от политической культуры конкретной страны, от различных нормативных моделей, которыми руководствуются авторы.

Исходя из различия в оценках СМИ четырех стран одних и тех же событий, можно ставить вопрос о том, насколько беспристрастно качественные газеты выполняют свою социальную функцию – снабжать читателей объективной информацией. Следует отметить, что оценка качественных изданий предвыборной кампании В. Путина не обязательно является объективным измерителем ситуации, но несомненно несет в себе элементы общественного мнения той или иной страны и концептуальной политики того или иного издания. В связи с данными выводами представляется необходимым продолжить исследование, анализируя образ В. Путина в зарубежных качественных СМИ в связи с другими ключевыми событиями (Олимпиада в Сочи и ситуация на Украине).

 


 

  1. Пресс-выпуск № 58. Россияне накануне президентских выборов: данные социологов // ВЦИОМ. Февр., 11. − URL http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=525 (Дата обращения: 09.11.2012.) (Press-vypusk № 58. Rossiyane nakanune prezidentskikh vyborov: dannye sotsiologov // VTsIOM. Fevr., 11. − URL http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=525)
  2. Пресс-выпуск № 1950. Первые февральские рейтинги // ВЦИОМ. Февр., 10. – URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112466(Дата обращения: 12.11.2012.) (Press-vypusk № 1950. Pervye fevral'skie reytingi // VTsIOM. Fevr., 10. – URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112466)
  3. The New York Times Company. Pulitzer Prizes. – URL: http://www.nytco.com/pulitzer-prizes/ (Дата обращения: 10.06.2015.)
  4. 10 декабря 2013 г. прошел митинг в Москве на Болотной площади. 25 декабря состоялся крупный митинг на проспекте им. Сахарова и серия акций в других городах России. 4 февраля 2012 г. прошел митинг «За честные выборы» на Болотной площади в Москве.
  5. Frank Nienhuysen. Russlands Putinismus steht vor dem Ende //Süddeutsche Zeitung. 13.02.2012. − URL:http://www.sueddeutsche.de/politik/premier-kaempft-um-die-macht-russlands-putinismus-steht-vor-dem-ende-1.1281513 (Дата обращения: 08.12.2012.)
  6. Charles Clover. Russia: Politics and uncertainty // Financial Times. 24.01.2012. – URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/24e54014-4281-11e1-97b1-00144feab49a.html (Дата обращения: 08.12.2012.)
  7. Shaun Walker. Putin election rally: All the president's men? // The Independent. 24.02.2012. – URL: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/putin-election-rally-all-the-presidents-men-7440050.html (Дата обращения: 15.12.2012.)
  8. Антон Верницкий. Спецслужбы Украины и России сорвали планы террористов, готовивших покушение на Владимира Путина // «Первый канал». 2012. Февр., 27. – URL: http://www.1tv.ru/news/crime/200014 (Дата обращения: 22.12.2012.) (Anton Vernitskiy. Spetssluzhby Ukrainy i Rossii sorvali plany terroristov, gotovivshikh pokushenie na Vladimira Putina // Pervyy kanal. Fevr., 27. – URL: http://www.1tv.ru/news/crime/200014)
  9. Hannah Beitzer. Wenn ein Anschlag Putins Wahlkampf nützt //Süddeutsche Zeitung. 27.02.2012. – URL: http://www.sueddeutsche.de/politik/geplantes-attentat-auf-russlands-premier-wenn-ein-anschlag-putins-wahlkampf-nuetzt-1.1294478 (Дата обращения: 25.11.2012.)
  10. Courtney Weaver. Putin warns of post-election violence // Financial Times. 29.02.2012. – URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/0e36873a-62f0-11e1-b837-00144feabdc0.html#axzz2NE97oKWQ (Дата обращения: 22.12.2012.)
  11. André Glucksmann. Les trop maigres concessions de M. Poutine // Le Monde. 14.12.2011. – URL: http://www.lemonde.fr/cgi-bin/ACHATS/acheter.cgi?offre=ARCHIVES&type_item=ART_ARCH_30J&objet_id=1177939&xtmc=poutine_vladimir&xtcr=201 (Дата обращения: 22.12.2012.)
  12. Geoffrey T. Smith. Russia’s Minorities Help Putin Back to Power // The Wall Street Journal. 05.03.2012. − URL:http://blogs.wsj.com/emergingeurope/2012/03/05/russias-minorities-help-putin-back-to-power/?KEYWORDS=Vladimir+Putin (Дата обращения: 02.12.2012.)
  13. Julia Smirnova. Putin will reden – aber nur über seine Erfolge // Die Welt. 16.01.2012. – URL: URL:http://www.welt.de/politik/ausland/article13818081/Putin-will-reden-aber-nur-ueber-seine-Erfolge.html (Дата обращения: 17.12.2012.)
  14. Ibid.
  15. Ira Iosebashvili. Putin Pledges More Defence Spending // The Wall Street Journal. 20.02.2012. – URL: URL: http://online.wsj.com/article/SB10001424052970203358704577234960796991408.html (Дата обращения: 09.12.2012.)
  16. Платов. А.А. «Яблочный пуй» // Коммерсантъ. Власть. 12.12.2011. − URL:http://kommersant.ru/doc/1832739 (Дата обращения: 09.11.2012.) (Platov. A.A. «Yablochnyy puy» // Kommersant". Vlast'. – 12.12.2011. − URL: http://kommersant.ru/doc/1832739)
  17. Will Englund. Firings of journalists, Moscow’s subdued response to protests revive Kremlinology // The Washington Post. 13.12.2011. – URL: http://www.washingtonpost.com/world/russian-journalists-fired-over-ballot-photo-obscenities-directed-at-putin/2011/12/13/gIQA0ib0rO_story.html?wprss=rss_world (Дата обращения: 13.11.2012.)
  18. Reinhard Veser. Michail Prochorow: Gegenkandidat mit Putins Segen // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 14.12.2011. – URL: http://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/michail-prochorow-gegenkandidat-mit-putins-segen-11563248.html (Дата обращения: 13.11.2012.)
  19. РБК-новости. Акционеры исключили из совета директоров «Эха Москвы» журналистов радио // РБК.RU. 29.03.2012. − URL:http://top.rbc.ru/society/29/03/2012/643994.shtml (Дата обращения: 13.11.2012.) (RBK-novosti. Aktsionery isklyuchili iz soveta direktorov "Ekha Moskvy" zhurnalistov radio // RBK.RU. 29.03.2012. – URL: URL:http://top.rbc.ru/society/29/03/2012/643994.shtml
  20. Sindeeva. Twitter-аккаунт: «Вот и нам прокуратура запрос прислала. По обращению депутата Госдумы. Юристы готовят ответ. Фото письма. – URL: https://twitter.com/sindeeva/status/170076188910424064/photo/1 (Дата обращения: 13.11.2012.) (Sindeeva. Twitter-akkaunt: «Vot i nam prokuratura zapros prislala. Po obrashcheniyu deputata Gosdumy. Yuristy gotovyat otvet. Foto pis'ma: https://twitter.com/sindeeva/status/170076188910424064/photo/1)
  21. Catherine Belton. Russian security agents raid Lebedev bank // Financial Times. 17.02.2012. – URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/7760fa6e-599b-11e1-8d36-00144feabdc0.html#axzz2NE97oKWQ17 (Дата обращения: 16.11.2012.)
  22. Frank Nienhuysen. Putin hat es nicht mehr so leicht wie im Jahr 2000 // Süddeutsche zeitung. 24.02.2012. – URL: http://www.sueddeutsche.de/medien/schwere-zeiten-fuer-kreml-kritische-medien-putin-auf-allen-kanaelen-1.1292099 (Дата обращения: 17.11.2012.)
  23. Catherine Belton. Russian security agents raid Lebedev bank // Financial Times. 17.02.2012. – URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/7760fa6e-599b-11e1-8d36-00144feabdc0.html#axzz2NE97oKWQ17 (Дата обращения: 16.11.2012.)
  24. FT reporters. Police and protesters clash in Moscow // Financial Times. 05.03.2012. – URL: http://www.ft.com/cms/s/0/96c9f1b2-66ed-11e1-9e53-00144feabdc0.html (Дата обращения: 09.12.2012.)
  25. Samuel Rachlin. Www.putin.skewered // The New York Times. 15.02.2012. – URL: http://www.nytimes.com/2012/02/16/opinion/putins-critics-hit-big-with-youtube.html?_r=1&ref=global-home (Дата обращения: 10.12.2012.)
  26. Charles Clover. Russia: Politics and uncertainty return to Moscow // Financial Times. 24.01.2012. − URL: http://www.ft.com/cms/s/0/24e54014-4281-11e1-97b1-00144feab49a.html (Дата обращения: 10.12.2012.)
  27. Mary Dejevsky: Putin will win the Russian presidency – but to survive he must change // The Independent. 02.03.2012. − URL:http://www.independent.co.uk/voices/commentators/mary-dejevsky/mary-dejevsky-putin-will-win-the-russian-presidency--but-to-survive-he-must-change-7468926.html (Дата обращения: 02.12.2012.)
  28. Schewzowa L. Das war Putins letzter Sieg // Die Stern. 05.03.2012. − URL:http://www.stern.de/politik/ausland/interview-zu-wahlen-in-russland-das-war-putins-letzter-sieg-1795418.html (Дата обращения: 10.12.2012.)
  29. Jackson Diehl. The end of Putinism // The Washington Post. 05.03.2012. URL: http://www.washingtonpost.com/opinions/putins-future-in-doubt-in-russia/2012/03/01/gIQAm0cWrR_story.html (Дата обращения: 05.12.2012.)
  30. Mathieu Sicard. La question du jour. "Le Figaro" est-il un journal d'opinion ou un "bulletin" de l'UMP // l’ OBS. 10.02.2012. URL: http://leplus.nouvelobs.com/contribution/319647-le-figaro-est-il-un-journal-d-opinion-ou-un-bulletin-de-l-ump.html (Дата обращения: 05.06.2015.)
  31. Pierre Avril Un Français prend fait et cause pour Poutine // Le Figaro. 27.02.2012. – URL: http://www.lefigaro.fr/international/2012/02/26/01003-20120226ARTFIG00168-un-francais-prend-fait-et-cause-pour-poutine.php (Дата обращения: 07.12.2012.)