Languages

You are here

Тренд-2014: усиление концентрации в печатной периодике Германии

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Trend 2014: Increased Concentration in the German Print Media

 Вороненкова Галина Федоровна

доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, директор Свободного Российско-Германского института публицистики (СвРГИП), galina-f-w@ya.ru

Galina F. Voronenkova

PhD, Professor at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University , Director of the Free Russian-German Institute for Journalism (FRDIP), galina-f-w@ya.ru

 

Аннотация

Cтатья посвящена анализу причин и уровня концентрации в СМИ Германии на современном этапе. Проанализировано состояние 10 крупнейших информационных концернов, занимающих монопольное положение на газетном рынке. Определены тенденции развития топ-медиаконцернов в прошедшее десятилетие и показаны векторы их развития в ближайшем будущем.

Ключевые слова: тренд, концентрация СМИ, Германия, кризис, ежедневная печать, абонементная пресса, бульварная пресса, медиаконцерны, издательская группа.

 

Abstract

The article is devoted to the analysis of the causes and level of concentration in the German media at the present stage. The author examines the condition of 10 major news conglomerates enjoying a monopoly in the newspaper market, identifies the main development trends of the top media conglomerates in the past decade and indicates the vectors of their development in the near future.

Key words: trend, media concentration, Germany, crisis, daily press, subscription press, tabloids, media conglomerates, publishing group.

 

Феномен концентрации СМИ – в комплексности?

Немецкие исследователи нашли собственную формулу определения процесса концентрации – «позитивно-негативный»1 − и считают, что феномен концентрации печати, как и всех СМИ, заключен в комплексности. С одной стороны, в условиях рыночного хозяйства, а значит, и жесткой конкуренции необходима концентрация, чтобы помочь экономически слабым изданиям. Но поскольку средства информации, согласно Основному закону, выполняют социальную функцию по информированию общественности, при монопольной концентрации есть опасность возникновения такой тенденции, как манипулирование общественным мнением. Главное, чего опасались специалисты, − это ограничение плюрализма мнений, а значит свободы прессы, гарантированной законодательно. Некоторые утверждали, что чем «больше будет развиваться концентрация печати, тем больше можно будет говорить о внутренней свободе прессы и тем больше можно будет дискутировать о том, какие меры должно принять государство, а точнее правительство, чтобы гарантировать плюрализм мнений в прессе»2.

На протяжении десятилетий в Германии сформировалась группа из 10 медиаконцернов, занимающих лидирующее положение на медиарынке страны. Согласно анализу одного из самых известных немецких исследователей, Хорста Рёпера, в первом квартале 2014 г. эта десятка сильнейших имела долю на рынке в 59,3% всех тиражей ежедневной прессы, хотя еще два года назад эта доля была на 0,2 % меньше, т.е. равнялась 59,1%3. В качестве основной тенденции развития на внутреннем информационном рынке Германии в секторе печатных СМИ в 2014 г. исследователи называют усиление концентрации абонементных (подписных) газет − с 34,3% в 2012 г. до 36% в прошлом году. Следует заметить, что еще 10 лет назад эта доля не превышала 28,8%4. Хорст Рёпер еще в начале нового столетия называл это новым рекордом, которого не было с начала 1970-х гг.5

 

Концентрация и кризис

 Кризис медиарынка, начавшийся на рынке Германии в 2000−2001 гг., хотя и ослабевший в последующие три года, не только внес свои коррективы, но и выявил новые тенденции развития. Первая – снижение тиражей ежедневной прессы, хотя исследовали и отмечают, что впервые это отмечено в 1990-е гг.6 Если совокупный тираж всех ежедневных газет в 1995 г., когда еще в силе была постобъединительная эйфория, равнялся 30 млн 88 032 экз., то в 2012 г. зафиксировано уменьшение на 5,1%, что составляло 22 млн 721 177 экз., а в 2014 г. эта цифра опустилась до 19 млн 942 641 экз., что означает уменьшение на 6,6%. Так, бульварные газеты за последнее десятилетие потеряли более трети своих тиражей (-33, 6%), а абонементные – 1/5 (-20,1 %). Воскресные газеты, очень популярные в ФРГ, потеряли около 30% своих тиражей7.

Концентрация в сегменте ежедневных газет, характерная для 25 постобъединительных лет, начиная с 1990 г., происходила между 10 крупнейшими издательскими группами, хотя в последнее время немецкие исследователи стали концентрировать внимание на пяти top-группах. Эти пять групп продавали в первом квартале 2014 г. более трети всех издаваемых абонементных газет (36%). Концентрация в сегменте бульварной прессы в том же году составила 97,8% (для сравнения: в 2012 г. – 97,2%).

На первый взгляд кажется, что группы-лидеры остались прежние. Рассмотрим, какие изменения произошли непосредственно в первой десятке издательских групп. Можно констатировать, что уже традиционно первую строчку занимает «Аксель Шпрингер-Ферлаг АГ», (Гамбург/Берлин) (Axel Springer-Verlag AG, Hamburg/Berlin). Общая доля концерна на информационном (газетном) рынке уменьшалась каждый финансовый год: с 22,7 в 2005 г. до 22,5% в 2006 г., бульварных газет – с 81,5 до 80,4%. Тогда же несколько изменилась и доля абонементных газет, но уже в сторону увеличения: с 6% в 2005 г. до 6,2% в 2006 г.8 Начиная с 2008 г. доля концерна на рынке уменьшалась: 22,1% (совокупный тираж равнялся 4 млн 859 тыс. экз.), в 2010 г. – 19,6 % (тираж = 3 млн 833 тыс. 242 экз.), с 2012 г. по настоящее время с 18,8% до 15,5% при совокупном тираже 3 млн 420 тыс. экз.9

Не приходится сомневаться, почему это произошло. Вероятны ошибки менеджмента. После того, как разорился концерн Лео Кирха «Кирх-Медиа» (Kirch-Media), у одной из владелиц концерна, супруги Акселя Цезаря Шпрингера – Фриды, появился шанс увеличить свою долю акций в концерне. До тех пор Фрида Шпрингер была лишь косвенной владелицей части акций концерна благодаря «Аксель Шпрингер Гезельшафт фюр Публицистик ГмбХ & Со» (Axel Springer Gesellschaft GmbH & Co) в Берлине. Обществу принадлежало 50% + 1 акция. В течение долгого времени 90% от этого капитала принадлежит семейному холдингу Фриды Шпрингер. 5% общего капитала – внуку основателя концерна Акселю Свену и Ариане Мелани Шпрингер. Именно эти 5% всегда мешали Фриде иметь бόльшую часть акций. После краха Кирха она выкупила 10%, принадлежавших Лео Кирху. Другие части пакета акций Л. Кирха приобрели американская фирма «Хелманн & Фридман» (Hellman & Friedman) (19,4%) и головной концерн (10%). Наиболее известные издания в Германии – «Вельт» (Die Welt), «Бильд» (Bild), «Ауто Бильд» (Auto Bild), «Компьютер Бильд.» (Computer Bild), «Максим» (Maxim), «ЯМ!» (YAM!) и мн. др.

Следует отметить, что в последние годы концерну пришлось расстаться с множеством региональных газет: в 2009 г. – с восемью, включая «Остзее-Цайтунг» (Ostsee-Zeitung), «Лейпцигер Фольксцайтунг» (Leipziger Volkszeitung), «Дрезднер Нойесте Нахрихтен» (Dresdner Neueste Nachrichten) и др., которые были проданы ганноверскому концерну «Мадзака»; к 2013 г. с еще тремя газетами: «Хамбургер Абендблатт» (Hamburger Abendblatt), «Берлинер Моргенпост» (Berliner Morgenpost) и «Бергердорфер Цайтунг» (Bergerdorfer Zeitung) были проданы эссенскому ИД «ВАЦ» (WAZ). Для А/О Шпрингера это означало, по сути, уход с рынка региональных СМИ. На региональном медиарынке ИД Шпрингера остался в качестве двух надрегиональных воскресных газет: «Бильд ам Зоннтаг» (Bild am Sonntag) с тиражом в 1 175 405 экз. и «Вельт ам Зоннтаг» (Welt am Sonntag) с тиражом в 400 850 экз. Помимо этого издававшиеся в России «Ньюсуик» (Newsweek) и «Уоллпайпер» (Wallpaper) были закрыты: последний номер «Ньюсуик» вышел 18 октября 2010 г., а «Уоллпайпер» – в декабре−январе 2006−2007 гг. Дочерняя компания – ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» (Axel Springer Russia) (генеральный директор ИД с 2005 г. – Регина фон Флеминг) – издает русскоязычные версии журналов «Форбс» (Forbes), «Gala Биография» и «Окей» (Ok!)

Значительно потеряли в тиражах газеты «Вельт» и «Вельт Компакт» (Die Welt Kompakt), консолидированный тираж которых с 2008 г. по 2014 г. уменьшился с 278 100 экз. до 214 180 экз. Это связано, в первую очередь, с небывалым падением тиража у «кормилицы» концерна, газеты «Бильд», с 3 326 200 до 2 305 878 экз. (вспомним: в 1990 г. тираж «Бильд» порой достигал 5 млн экз.!). Как бы там ни было, «Бильд» остается единственной надрегиональной газетой ФРГ и вместе с «Б.Ц.» (B.Z.) имеет в Берлине 78% газетного рынка среди бульварных газет.

По заключению исследователей, концерн Акселя Шпрингера все сильнее концентрирует свои усилия в сегменте дигитальных медиа как на внутреннем, так и на международном рынках, уделяя все более серьезное внимание формированию мощного рекламного сектора в Интернете.

 

Ротация внутри десятка сильнейших: в лидеры вышли региональные медиагруппы

Несмотря на то что ИД Шпрингера остается на 1-м месте, внутри десятки произошла ротация. В то же время 2-е место на газетном рынке в секторе абонементных газет с 2008 г. принадлежит группе «Штуттгартер Цайтунг» (Verlagsgruppe Stuttgarter Zeitung/Die Rheinpfalz, Ludwigshafen/ Suedwest Presse, Ulm), являющейся консорциумом трех издательских домов ежедневных газет: «Штуттгартер Цайтунг» (Die Stuttgarter Zeitung) и «Штуттгартер Нахрихтен» (Stuttgarter Nachrichten), «Ди Райнпфальц» (Die Rheinpfalz) и «Зюдвест Прессе» (Suedwest Presse) (Ульм). Группа издает 28 газет, тиражи которых колеблются от 4 тыс. («Корнвестхаймер Цайтунг» (Kornwestheimer Zeitung) до 418 тыс. 355 экз. («Зюддойче Цайтунг» (Sueddeutsche Zeitung)). Три газеты, образующие название группы, выходят в одноименных (или, как их называют в Германии, материнских) издательствах. В 100-процентном владении группы находится 11 газет, в двух группа имеет 50% и в одной – 36%. Три ежедневные газеты выходят на востоке страны: «Фрайе Прессе» (Freie Presse) – в Хемнитце (тираж – 255 807 экз.), «Мэркише Одерцайтунг» (Maerkische Oderzeitung) – во Франкфурте-на-Одере (тираж – 79 565 экз.) и «Фрайес Ворт» (Freies Wort) – в Гере (тираж – 62 179 экз.). Общий тираж газет издательской группы в 2008 г. составил 1 млн 746 тыс. 968 экз.10, а в 2012 г. – 1 млн 818 тыс. 977 экз.

Деятельность ИГ «Штуттгартер Цайтунг» характеризовалась в последние годы увеличением как общей доли концерна на информационном (газетном) рынке, которая ежегодно повышалась: с 8,5% в 2008 г. до 9,5 % в 2014 г., в сегменте абонементных газет – с 10,8 до 10,9%. Самым большим событием последнего пятилетия считается покупка штуттгартского холдинга «Зюдвестдойче Медиен Холдинг ГмбХ» (Suedwestdeutsche Medien Holding GmbH (SWMH)) c газетой «Зюдойче Цайтунг». Визитные карточки ИД – газеты «Штуттгартер Цайтунг» (тираж вместе с «Штуттгартер Нахрихтен» равен 188 тыс. экз.) и «Ди Райнпфальц» (220 502 экз.).

В группе «ВАЦ. Эссен» – «Вестдойче Альгемайне Цайтунгсгезельшафт. Е. Брост, Й. Функе мбХ и Ко КГ» (Westdeutsche Allgemeine Zeitungsverlagsgesellschaft. E.Brost und J.Funke mbH und Co KG und Westdeutsche Allgemeine Zeitungsverlag GmbH und Co Zeitschriftenbeteiligung − KG), занимающей 3-е место, изменения коснулись прежде всего названия группы: теперь ее называют «Функе Медиенгруппе» (Funke Mediengruppe). Совокупный тираж ее изданий равняется 1,3 млн экз. Ей так и не удалось осуществить свою мечту и приобрести остаток капитала (40%) газеты «Осттюрингер Цайтунг» (Ostthueringer Zeitung) (Гера). По решению картельного ведомства «ВАЦ» разрешили в 2008 г. приобрести лишь 60% капитала этой газеты. На информационном рынке земли Северный Рейн-Вестфалия группа теряет тиражи материнского издания «ВАЦ»: за два года – более чем 100 тыс. экз. В качестве современной новации называется издание газет «Нойе Рур/Рейн Цайтунг» – НРЦ (Neue Ruhr/Rhein Zeitung) с локальными тетрадками. То же самое практикуется в Тюрингии с газетой «Тюрингер Ландесцайтунг» – «ТЛЦ» (Thueringer Landeszeitung), которая в своем регионе выходит параллельно с двумя газетами «Тюрингер Альгемайне» (Thueringer Allgemeine) и «Осттюрингер Цайтунг». «Функе Медиенгруппе» конкурирует с «Шпрингер-Ферлаг» в сегменте женских и программных журналов, а также рекламных изданий.

Общая доля концерна на информационном (газетном) рынке увеличилась с 5,7 до 7,7 % с совокупным тиражом в 1 766 111 экз., и она по-прежнему занимает лидирующее положение в освоении зарубежных рынков, прежде всего – в Австрии и в странах Восточной Европы.

На 4-е место переместилась ганноверская ИГ «Мадзак» (Verlagsgruppe Madsack, Hannover), у которой из названия исчезла фамилия второго создателя – Герстенберга, с 2012 г. практически не наблюдалось серьезных перемен. Девять ежедневных газет находятся в 100-процентном владении группы, в остальных 11 – от 24,5% до 99 % акций. Материнской является газета «Ханноверше Альгемайне Цайтунг унд Нойе Прессе» (Hannoversche Allgemeine Zeitung und Neue Presse), совокупный тираж равняется 183 425 экз. В прежних публикациях автором отмечалось, что в последние годы группа агрессивно осваивала информационное пространство соседних земель, в частности Гессена, перекупая региональные и локальные газеты прежде всего у концерна А. Шпрингера. Она завладела 100% пакетом акций «Лейпцигер Фольксцайтунг» (Lepziger Volkszeitung), купила 51% акций марбургской газеты «Оберхессише цайтунг» (Oberhessische Presse) и весь пакет «Вальдэкише Ландесцайтунг» (Waldeckische Landeszeitung) в Корбахе. Это принесло группе увеличение совокупных тиражей до 1 059 223 экз. Общая доля на медиарынке повысилась с 2,5% в 2008 г. до 4,0 % в 2010 г. и до 5,2 % в 2013 г., а в сегменте подписных газет – до 6,4 %.

Как и другие концерны, группа теряла тиражи. В совокупности за два года это составило почти 900 тыс. экз. В то же время деятельность концерна охватывает все медиаотрасли, расширяя цифровое пространство на СМИ и сферу услуг и участвуя в производстве аудиовизуальных продуктов, рекламных газет, хотя основной вектор – это ежедневные газеты. Чтобы уменьшить стоимость одного номера, группа докупает недостающие пакеты акций не полностью принадлежащих ей изданий, чтобы повысить совокупный тираж газеты. По мнению Хорста Рёпера, ИД «Мадзака» – «пример горизонтальной журналистской концентрации»11.

На 5-м месте кельнская группа «ДуМонт Шауберг» (Verlagsgruppe M. DuMont Schauberg, Koeln), которая специализируется на выпуске бульварной прессы. В начале нового столетия кельнская издательская группа терпела серьезные убытки на всех направлениях и, прежде всего, на рекламном рынке. Так, журнал «Журналист» сообщал, что убытки концерна в 2002 г. составили 20,7 млн евро, что соответствовало уменьшению доходов на 6,5 %12. В 2004 г. у группы начались серьезные проблемы с бульварной газетой «Экспресс» (Express). Ее тираж уменьшился с 210 тыс. до 190 тыс. экз., а в 2014 г. упал до 123 тыс.148 экз. Особенно тяжелое положение испытывал дюссельдорфский «Экспресс» (Duesseldorf-Express), продаваемый тираж которого снизился с 54 тыс. до 29,8 тыс. экз., что, естественно, не покрывало издательских доходов. В течение последних 10 лет сохранялась и тенденция уменьшения доли концерна на информационном (газетном) рынке: в 2006 г. с 4,0% до 3,9% (ср.: в 2002 г. = 4,2%), у подписных газет – с 4,0 до 3,8%, у бульварных – с 4,4 до 4,3 %. В настоящее время концерн имеет на рынке общую долю в 5,0% (в 2012 г. – 5,5%), для абонементных газет – 4,2 %13.

 

Ближайшие тренды: поглощение и слияние локальных изданий

В качестве ближайших трендов исследователи называют поглощение и слияние локальных изданий во всем кельнском регионе с последующим распространением своих изданий на межземельном уровне.

В минувшее десятилетие местами периодически менялись кельнская «ДуМонт Шауберг» и мюнхенская группа Иппена, которая то занимала четвертую строчку, то ее теснил «ДуМонт Шауберг» на 5-е место. В настоящее время ИД «Иппена» (Verlagsgruppe Ippen) занимает 6-ю строчку. По-прежнему важнейшими регионами распространения печатной продукции ИД «Иппен» − «Мюнхенер Цайтунгсферлаг» (Muenchener Zeitungsverlag), «Цайтунгсферлаг тц» (Zeitungsverlag tz), «Вестфэллишер Анцайгер» (Westfaellischer Anzeiger) − являются Бавария и Гессен. Начиная с 2004 г. в качестве основной стратегии группы было определено завоевание информационного пространства других регионов страны и прежде всего тех, где у власти находятся социал-демократы. Именно с этим связана покупка локальных газет в Восточной Вестфалии, а также в Нижней Саксонии. В 2004 г. она перекупила газету «Хессише/ Нидерзэксише Альгемайне» (Hessische/ Nieders.Allgemeine), тираж которой составляет в настоящее время более 150 тыс. экз. С 2012 г. особых перемен в этом концерне не произошло. В портфолио издательского дома 20 газет, наиболее известны среди них – «Мюнхнер Меркур» (Muenchner Merkur) с тиражом 184 264 экз. и бульварная «тц» (tz) с тиражом 134 692 экз.

Особенность этой группы в том, что она управляется не холдингом, а издателем, т.е. «Иппеном», штаб-квартира которого находится в Мюнхене. Каждый из участников-владельцев акций группы имеет свой сегмент. Общая доля концерна на информационном (газетном) рынке увеличилась с 4,2% до 4,3 %, в секторе бульварных газет – с 3,9 до 4,3%.

А вот на 7-м месте в 2014 г. совершенно неожиданно оказалась издательская группа «Аугсбургер Альгемайне» (Augsburger Allgemeine), которая в списке десятка сильнейших впервые появилась лишь в 2012 г.14 и сразу − на 8-м месте. Произошло это благодаря покупке остатка акций в 2011 г. газеты «Зюдкурир» (Suedkurier) у ИД «Хольтцбринка» (Holtzbrinck), после чего доля участия на медиарынке выросла с 2,8 до 3,3%, а в сегменте подписных изданий – с 3,5 до 4,0 %. В планах концерна – расширение влияния в регионах Швабии и Франконии. В реестре концерна – шесть газет.

На 8-м местеИД «Рейниш-Бергише Ферлагсгезельшафт мбХ, Дюссельдорф» (Rheinisch-Bergische Verlagsgesellschaft mbH, Duesseldorf), который, по сути, появившись в рейтинге в 2010 г., замыкал десятку крупнейших медиагрупп Германии под названием «Рейнише пост. Ферлагсгезельшафт мбХ, Дюссельдорф» (Rheinische Post.Verlagsgesellschaft mbH, Duesseldorf). Как понятно из прежнего названия, основным изданием является деловая газета «Рейнише Пост» (Rheinische Post), выходящая тиражом 325 888 экз. В портфолио группы – семь газет, совокупный тираж которых равен 745 тыс. экз. Помимо «Рейнише пост» от имени концерна издается также именитая «Саарбрюкер Цайтунг» (Saarbruecker Zeitung), в которой он теперь владеет 51% акций. Доля участия на медиарынке поднялась за последние два года с 2,0 до 3,0%, а в сегменте подписных изданий – с 2,5 до 3,6%.

Девятую строчку занимает группа «Дойче Друк-унд Ферлаг ГмбХ ин Гамбург» (Deutsche Druck-und Verlagsgesellschaft mbH, Hamburg/ ddvg), которая впервые заявила о себе на информационном рынке под таким названием в 2005 г. Необходимо несколько подробнее остановиться на этой группе. Еще в 2004 г. характерными особенностями года назывались, во-первых, закрытие локальных изданий крупных газет и даже продажа частей или целых издательских домов. Самый яркий пример – это продажа 90% акций газеты «Франкфуртер Рундшау» (Frankfurter Rundschau), более 40 лет принадлежавшей одноименному фонду с правовой формой ГмбХ (общество с ограниченной ответственностью), медиахолдингу СДПГ «Дойче друк унд ферлагс ГмбХ». Картельное ведомство сообщило также о продаже кобленцской «Райн-Цайтунг» (Rhein-Zeitung) ИД «Саарбрюкер Цайтунгсферлаг» (Saarbruecker Zeitungverlag) концерну «Хольтцбринка» и покупке А/О Акселя Шпрингера газеты «Вестфалленблатт» (Westfallenblatt) в Билефельде. Это диверсифицированная группа, созданная, по сути, вместо группы или на базе «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr) после продажи последней двух газет «Берлинер Цайтунг» (Berliner Zeitung) и «Берлинер Курир» (Berliner Kurier). В нее входили такие издания, как «Франкфуртер Рундшау», «Нойе вестфэллише» (Neue Westfaellische), дрезденская «Зэксише Цайтунг» (Saechsische Zeitung), «Фрайес ворт» (Freies Wort), кобургская «Нойе Прессе» (Neue Presse) и еще некоторые издания. Рыночный индекс равнялся 2,2%, у «Грунер унд Яр» он составлял 2,8%. Исследователи считали, что часть капиталов этой группы принадлежит СДПГ15, что могло означать начало возрождения партийно ангажированной прессы. Но об этом говорили с большой осторожностью. Все закончилось на исходе 2010-х гг. совсем не так: газета «Франкфуртер Рундшау» объявила о своем банкротстве и практически прекратила свое существование. В обществе холдинг был подвергнут резкой критике, но, не остановившись на этом, ddvg уволил всех сотрудников дортмундской газеты «Вестфэллише Рундшау» (Westfaellische Rundschau), продав остатки акций этой газеты группе «ВАЦ». В настоящее время доля на рынке составляет 3,0% (в 2012 г. – 3,1%), в сегменте подписных изданий – 3,6%.

Завершает десятку, занимая последнее место ИГ, «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» (Verlagsgruppe Frankfurter Allgemeine Zeitung), которая собственно и спасла от банкротства «Франкфуртер Рундшау», взяв над ней внешнее управление. Других серьезных перемен в группе не произошло. Совокупные тиражи суммируются из тиражей трех газет: «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» («ФАЦ»), «Франкфуртер Рундшау» и «Франкфуртер Нойе Прессе» (Frankfurter Neue Presse). Общая доля на медиарынке повысилась с 2,5% до 2,8 %, в сегменте абонементных газет – 3,1% до 3,4%, тираж «ФАЦ» составляет 316 тыс. 524 экз.

 

Беспокоящие проблемы

Таким образом, по результатам анализа по изменению уровня концентрации печатных СМИ в Германии можно прийти к следующему заключению.

У немецких исследователей СМИ беспокойство вызывают две главные проблемы. Во-первых, снижение тиражей, о чем говорилось выше, и это связано с рецессией на рекламном рынке с 2004 г.16 При этом потеря тиражей характерна для изданий всех ведущих газетно-журнальных групп, входящих в десятку крупнейших.

Во-вторых, эксперты отмечают, что происходит уменьшение области распространения изданий, что означает усиление монопольного положения отдельных медиагрупп внутри регионов. Согласно официальной статистике, доля десяти крупных издательских групп («Шпрингер», «Штуттгартер Цайтунг», «Функе Медиенгруппе», «Ду МонтШауберг», «Мадзак» и т.д.) на медиарынке за последние два года увеличилась с 59,1% до 59,3%. Увеличилась и доля пяти крупнейших концернов в сегменте подписных изданий − с 34,3% до 36,0%. Доля бульварных и массовых газет выросла: с 95,1−97,3% до 100%.

В-третьих, то, что внутри десятки крупнейших концернов происходит ротация мест, не вызывает беспокойства. Однако за этим следует не только исчезновение редакций («Вестфэллише Рундшау»), но и крупных в прошлом игроков на медиарынке. Так, из списка 10 крупнейших медиагрупп исчез ИД «Грунер унд Яр». Несмотря на решение о продаже двух берлинских газет и на то, что доля ИГ на рынке еще в 2004 г. оставалась стабильной (2,8%), группа уступила 10-ю строчку социал-демократическому холдингу «Дойче Друк-унд Ферлагс ГмбХ», который поначалу полностью (100%) выкупил газету «Франкфуртер Руншау», которая два года назад объявила о своем банкротстве и была взята под внешнее управление «ФАЦ».

Начиная с 2009 г. в списке десятки крупнейших не появляется издательский дом «Георга фон Хольтцбринка» (Georg von Holtzbrinck GmbH und Co. KG, Stuttgart), хотя еще в 2008 г. все с восторгом писали о его инновациях, непременно подчеркивая его серьезное влияние на перемены медиарынка Германии. Покупка им таких известных газет, как берлинская «Тагесшпигель» (Tagesspiegel) и гамбургской «Цайт» (Die Zeit), вывели эту некогда периферийную группу в десятку крупнейших. Его главным желанием было завоевание берлинского рынка СМИ. Более пяти лет концерн боролся за покупку ИГ «Берлинер Ферлаг» (Berliner Verlag)с двумя газетами – «Берлинер Цайтунг» и «Берлинер Курир».

Однако Федеральное картельное ведомство наложило вето на эту покупку, так как в этом случае нарушался закон и на берлинском газетном рынке «Хольтцбринк» имел бы монопольное положение в секторе ежедневных газет. «Хольтцбринк» попытался вернуть «Тагесшпигель» прежнему владельцу – фонду с одноименным названием, но картельное ведомство отказало ему и в этом, оставив ситуацию без изменения. Затем концерн надеялся, что министерство экономики примет решение о дерегулировании картельного права, и вопрос собственности «Берлинер Ферлаг» будет решен. Между тем доля участия концерна в газете «Тагесшпигель» увеличилась с 74,9 до 99%.

Еще в 2004 г. был решен вопрос о покупке контрольного пакета акций локальной газеты «Райн-Цайтунг» (Rhein-Zeitung, тираж 229 тыс. экз.) в Кобленце: речь шла о покупке пакетов трех владельцев из четырех. В данном случае область распространения изданий концерна расширялась от земли Саарланд до границ Северного Рейна-Вестфалии и Рейнланд-Пфальца. Таким образом, концерн имел бы самый большой регион распространения. С покупкой «Райн-Цайтунг» общая доля ИД «Хольтцбринка» увеличилась до 4,4%. В 2008 г. она составляла 3,8% (в 2004 г. – 3,6%).

1 июня 2009 г. Хольтцбринк провел реструктуризацию концерна: треть капитала он передал трем учредителям холдинга, создав собственное новое общество под названием «Дитер фон Хольтцбринк Медиен ГмбХ / ДвХ Медиен» (Dieter von Holtzbrinck Medien GmbH (DvH Medien). В него вошли: группа берлинской газеты «Тагесшпигель», издательская группа «Хандельсблатт» (Verlagsgruppe Handelsblatt), 50% ИД «Цайт» (Zeitverlags (Wochenzeitung Die Zeit) и др. К 2010 г. индекс участия на немецком медиарынке упал до 2,3%17.

Исчезла из списка сильнейших и мюнхенская ИГ «Зюддойчер Ферлаг» (Sueddeutscher Verlag/Friedmann Erben, Muenchen), пережившая в 2004 г. серьезный кризис, связанный с уменьшением рекламных инвестиций, но еще в 2006 г. занимавшая восьмую строчку рейтинга с общей долей участия на рынке в 2,6%18.

Экономическая ситуация в стране вынуждает издательские концерны экономить на всем. В прошлые два года экономия коснулась локальных изданий крупных газет, и некоторые просто перестали выходить в свет. Новые издания были, но и они, как правило, выходили скромными тиражами, существовали недолго и закрывались все по тем же экономическим причинам.

Такова ситуация в Германии с крупнейшими газетными группами в последние годы нового столетия. Необходимо отметить, что процесс концентрации в области ежедневной и еженедельной прессы является в настоящее время развивающимся. Наблюдается тенденция к прогрессирующему росту региональных монополий («ВАЦ», «Мадзак», «ДуМонт Шауберг» (DuMont Schauberg) и т.д.) и укреплению их позиций. Многие региональные концерны входят в десятку сильнейших и занимают монопольное положение не только в своем регионе, но и в стране. В качестве новой тенденции, появившейся в последние годы на газетно-журнальном рынке, можно назвать диверсификацию некоторых видов СМИ в «новые СМИ».

 

Диверсификация по-немецки

 Под диверсификациейв научной экономической литературе Германии подразумевается стратегия предпринимательской активности по выводу нового продукта и/или освоения новых рынков. Различаются диверсификация продуктов и диверсификация отрасли. В коммуникационных исследованиях строго разделяются виды диверсификации: горизонтальная, вертикальная и латеральная (laterale).

Под горизонтальной диверсификацией понимается внедрение новых технологий, которые соответствуют потребностям и/или необходимости совершенствования имевшихся до сих пор программ. В случае печатных СМИ – расширение типологической палитры изданий.

Под вертикальной диверсификациейпонимается предпринимательская программа, увеличивающая ассортимент таких продуктов, которые необходимы для дополнения цикла предприятия (например, издательский дом приобретает типографию).

Под латеральной диверсификацией понимается освоение абсолютно новых отраслей, продукты которых еще не известны потребителям и/или данному сегменту рынка. (Например, предприятие по рассылке товаров покупает часть ТВ-станции.) Это проникновение на чужие сегменты рынка, и оно, конечно, связано с коммерческим риском.

Последний вид диверсификации характерен для ТВ-рынка Германии, что означает следующее. В ходе развития этого сектора рынка не запрещается проникновение на него структур из чужих отраслей. Попав, однако, в сложную ситуацию, предприниматели начинают кооперироваться со специалистами отрасли, сдерживая свое участие в телебизнесе. Так называемым «чистым» ТВ-предпринимателям в большинстве своем также не возбраняется заниматься несвойственным для них бизнесом, для чего они используют законы горизонтальной или вертикальной диверсификации.

Другое понятие – «сегментирование рынка СМИ» – связано с дефиницией «целевая группа», что значит поиск не плотно или совсем не занятых ниш. По мнению немецких исследователей, сегментирование рынка имеет для самих СМИ большое значение, так как чем больше будет происходить дерегулирование сектора, например, телерынка, тем активнее телевидение будет развиваться в институт сервиса.

Различаются процессы дифференциации и диверсификации продуктов. В первом случае увеличивается вертикаль, например, программ, т.е. предлагается большое количество различных, но однородных продуктов. Увеличение количества программ (по горизонтали) есть диверсификация.

Если сравнивать эти процессы с медиарынком, то можно констатировать следующее: дифференциация и диверсификация медиапродукта являются двумя сторонами одной медали и проявляются на конечной фазе создания. Количество программ, отмеченных как лучшие или пользующиеся спросом, зависит, в первую очередь, от уровня их известности. Поскольку телепрограмма не является обычным товаром потребления и требует колоссальных начальных инвестиций, то введение дифференцированного продукта происходит уже на старте запланированной программы.

В 2012 г. выходило 153219 (вместо 1584 в 2002 г.20) периодических издания совокупным тиражом в 18,2 млн экз. (в 2001 г. – 23,7), в том числе ежедневных и воскресных – 366 (вместо 381 в 2004 г.), еженедельных – 20 (вместо 26 в 2004 г.), т.н. публичных журналов – 891 тиражом 110,7 млн экз. (вместо 876 с тиражом 123,1 млн экз.), специализированных журналов – 1140 тиражом 12,2 млн экз.(вместо 1081 тиражом 15,1 млн экз.).

 

 


 

  1. Puerer Heinz/ Raabe Johannes. Medien in Deutschland. (Bd.1: Presse). Muenchen, 1994.
  2. Thomas M.W. (Hrsg.). Portraets der deutschen Presse: Politik und Profit. Berlin, 1980. S. 18.
  3. Horst R. Zeitungsmarkt 2014: Erneut Hoechstwert bei Pressekonzentration // Media Perspektiven. 2014. 5. S. 254.
  4. Ibidem.
  5. Horst R. Zeitungsmarkt 2000: Konsolidierungsphase beendet? // Media Perspektiven. 2000. № 7. S. 297.
  6. Horst R. Zeitungen 2010: Rangverschiebungen unter den groessten Verlagen // Media Perspektiven. 2010. 5. S. 218.
  7. Ibidem.
  8. Данные приводятся по: Media Perspektiven. Basisdaten. Daten zur Mediensituation in Deutschland 2006/2007. Frankfurt/Main, 2006−2007.
  9. Здесь и далее все статистические данные о современном состоянии СМИ ФРГ приводятся по: Horst R. Zeitungsmarkt 2014: Erneut Hoechstwert bei Pressekonzentration // Media Perspektiven. 2014. 5. S. 254−270, а также по: Media Perspektiven. Basisdaten. Daten zur Mediensituation in Deutschland 2013. Frankfurt/Main, 2013. S. 49.
  10. Media Perspektiven. Basisdaten. 2009. S. 47−50.
  11. Roeper Horst R. Zeitungsmarkt 2014: Erneut Hoechstwert bei Pressekonzentration // Media Perspektiven. 2014. N 5, S. 263.
  12. Der Journalist. 2003. N. 9. S. 43.
  13. Horst R. Zeitungsmarkt 2014: Erneut Hoechstwert bei Pressekonzentration. S. 265.
  14. Media Perspektiven. Basisdaten. Daten zur Mediensituation in Deutschland 2012. Frankfurt/Main, 2012. S. 52.
  15. Horst R. Probleme und Perspektiven des Zeitungsmarktes// Media Perspektiven. 2006. 5. S. 283.
  16. Horst R. Bewegung im Zeitungsmarkt// Media Perspektiven. 2004. 6. S. 268.
  17. Media Perspektiven. Basisdaten. Daten zur Mediensituation in Deutschland 2011. Frankfurt/Main, 2011. S. 53.
  18. Media Perspektiven. Basisdaten. Daten zur Mediensituation in Deutschland 2007. Frankfurt/Main, 2007. S. 54.
  19. Media Perspektiven. Basisdaten. Daten zur Mediensituation in Deutschland 2012. Frankfurt/Main, 2012. S. 46.
  20. Media Perspektiven. Basisdaten. Daten zur Mediensituation in Deutschland 2002. Frankfurt/Main, 2002. S. 46.