Languages

You are here

Десталинизация прессы в исторических условиях «оттепели»

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

De-stalinisation of the press under the Khrushchev Thaw


 

Волкова Татьяна
аспирантка кафедры истории отечественной журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, tatklen68@inbox.ru.

Tatiana Volkova
Ph D student at the history of Russian media sub-department, Department of journalism, MSU.

 

Аннотация
Темой статьи стала деятельность А.И. Аджубея в качестве главного редактора газет «Комсомольская правда» и «Известия» в период «оттепели» в политической и общественной жизни Советского Союза. Отмечено большое значение вклада А.И. Аджубея в десталинизацию данных печатных изданий.

Ключевые слова: период «оттепели», феномен А.И. Аджубея, темы реформирования хозяйственной системы, десталинизация страны.

Abstracts
The topic of the article is the Adgubey’s work as an editor-in-chief of the newspaper ‘Komsomolskaya pravda’ and ‘Izvestia’ during the times of the ‘Thaw’, which affected the political and social life of the Soviet Union. The author mentions the contribution of this editor to the de-stalinisation of these newspapers.

Key words: the ‘thawn’ period, the Adjubey phenomenon, the theme of reforming the economy, de-stalinisation of the country.

 

Период «оттепели» (1954?1964 гг.) в политической и общественной жизни нашей страны характеризуется рядом антиномий. Наряду с демокра­тизацией общества, призна­нием преступлений сталинского режима, стрем­лением лидера партии к реформированию кризисных узлов в экономике и управлении государством, можно отметить и много­численные проявления рецидивов тоталитаризма, а затем и создание нового культа лич­ности ли­дера страны Н.С. Хрущева. Нужные, назревшие реформы во всех сегментах, подлежавших обновлению, проводились исключительно в рамках действующей системы.

Цели и задачи СМИ тех лет определялись сохранившимися тоталитар­ными чер­тами государственной власти. При этом идеологическое насилие над личностью - самая характерная черта советских СМИ на протяжении всей их истории. СМИ существовали в виде централизованной структуры, повторяя таким образом строение аппарата власти; они формировали уни­фицированное массовое сознание, направляли поведение членов общества в нужное русло, разносторонне воздействуя на эмоциональную сферу, ниве­ли­руя при этом само понятие личности. Активно вырабатывалось «лозунго­вое мышление» при помощи новой мифологии.

Но процесс этот также биполярен. Противоречивый период «оттепели» вскрыл фе­номен А.И. Аджубея (главный редактор «Комсомолки» с апреля 1957 г . и «Известий» с мая 1959 г .) ? реформатора советской прессы, идеолога новаций в журналистике. В двух централь­ных, руководящих газетах под его началом в одном но­мере соседствовали официозные материалы, четко проводившие в жизнь курс партии, и обнов­ленная журналистика, вырабатывающая другие подходы к газетному делу, струк­турные, композиционные, жанровые новации, которые четко определя­ли линию на десталинизацию советской прессы по нескольким основным направлениям. Это полностью укладывалось в логические рамки проводимой в стране политики, при этом сложились условия, позволившие раскрыться недюжинному таланту Аджубея.

Десталинизация «Комсомолки» началась, прежде всего, со структур­ных новшеств. Аджубею удалось сломать устоявшийся десятилетиями ди­зайн главной молодежной га­зеты страны. Для нового редактора уже не бы­ла обязательным правилом утвержденная «сверху» композиционная структу­ра номера, оформление полосы проводилось в соответ­ствии с конкретной задачей, возникающей при отборе материалов газеты, которая стала более «репортажной».

Антропоцентризм «оттепели» вызывал к жизни и другие изменения в газете ? тематические и жанровые. Впервые она стала обращаться к лич­ной жизни человека, к его душе, к темам дружбы и любви, причем далеко не в назидательном ключе, а с использо­ванием эмоционально окрашенных, выражающих глубоко личные чувства лексических единиц: «я» зачастую вместо «мы», разго­вор с читателем напрямую, когда он становится полноправным автором га­зеты, с мнением которого счи­таются и ждут откликов. Если раньше письма от читателей использовались только для того, чтобы понять, как вести пропагандистскую работу, то теперь переписка с аудито­рией ведется ради конкретного человека, с его проблемами и радостями.

Газета в рамках десталинизации получила возможность заговорить о безнравст­венности в среде руководителей страны или критиковать косные советские стандарты искусства. Все это в рамках десталинизации молодежной прессы раскрепощало сознание, помогало мыслить по-новому, искать новые пути.

В «Известиях», в правительственной газете, структурные новации не стали первоочередными, а вводились постепенно. Для «Известий» основным стал именно семантиче­ский аспект содержательного наполнения газеты.

На полосах «Известий», конечно же, оставались идеологически вы­держанные публикации, и тем самым продолжался курс на основные функции прессы, утвердив­шиеся задолго до «оттепели» ? организаторскую, агита­торскую, пропагандистскую. Целые полосы занимали речи руководителя го­сударства. Многочисленные кампании, напри­мер, «Навстречу Пленуму ЦК КПСС», в различных жанрах поднимали вопросы, указан­ные партией в ка­честве первоочередных.

Но «Известия» освещали и важнейшие темы реформирования хозяйс­твенной системы и госуправления в рамках нового курса руководства на десталинизацию страны. Одной из главных черт тогдаших «Известий» стала широкомасштабная защита человека от несправедливости, преследования органами власти, в том числе судебной. Заголовки газеты, появившиеся в пору руководства Аджубея, стали своеобразным ан­шлагом, лозунгом «оттепели»: «Человеку надо верить», «Человек хочет стать честным», «Ставка на доверие», «Уважая человека, уважаешь себя». Эти «маячки» «оттепели» четко указывали на десталинизацию «Известий» ? налицо отход от прежней практики недоверия и подозрительности. Такого рода материалы «Известий» ? это борьба за интересы каждой отдель­ной личности, в которой уже не видят прежний «винтик» огромной машины.

Главный редактор неизменно требовал от журналистов большей глуби­ны при под­готовке материалов, тщательной проверки ситуации на месте. Именно при нем начались командировки работников редакции по всей стра­не, что давало разностороннюю оценку фактов, заставляло творчески вни­кать в болезненные проблемы. Это также можно расце­нивать как отход от прежней политики тоталитарной безальтернативности суждений.

«Известия» периода «оттепели» обратили внимание на то, что в стране, помимо основных классов ? пролетариата и крестьянства, есть и советская интеллигенция, пред­ставители которой также трудятся на благо страны и способны влиять на состояние обще­ства. Новая рубрика «Мир ин­теллигентного человека» стала открытой трибуной для этой группы чита­телей. Обсуждались важные для духовного совершенствования личности вопросы ? каков внутренний мир интеллигентного человека, какой смысл мы вклады­ваем в это понятие? Такие рубрики «Известий», как «Для дома, для семьи», «Горит зеленая лампа», под­нимали важные вопросы воспитания детей, проведения семейных праздников. Эти рубрики в какой-то мере культивировали иное распреде­ление аксиологических аспектов, задающих иную мотивировку жизни и дея­тельности, в отличие от бескорыстного комму­нистического труда.

Десталинизация «Известий» подводила к признанию права людей на свой, непо­хожий на другие, внутренний мир, на свои увлечения, к разг­раничению подлинной и мнимой культурности. В рамках десталинизации бы­ла преодолена монотематика идеоло­гических установок для представителей "монолитного" советского народа, стала воз­можна полифония из голосов одиночек, живущих не только трудовыми успехами, но и духовной жизнью, в результате такого расщепления возникли множественные аспекты, экспе­рименты с сюжетными линиями.

В период «оттепели» главному редактору «КП», а затем «Известий» А.И. Аджубею удалось преобразовать руководимые им центральные издания в подлинно народные га­зеты. Их десталинизация выразилась и в смещении понятий функционального назначе­ния советских газет. Руководимые им из­дания оставались частью информационно-пропа­гандистского комплекса, служили инструментом социально-политического управления обществом, но, в то же время, огромной популярностью у читательской аудитории «КП» и «Известия» аджубеевского периода пользовались вследствие того, что в период «оттепели» они приобрели функциональные черты, характерные и для сегодняшних СМИ ? информационную, коммуникативную, рекреативную. А главное ? газеты стали другом и советчиком читателя, выполняя интегра­ционную функцию.

В условиях существования официальной прессы «Известия» смогли вы­разить ми­ровоззрение реформаторского крыла правящей элиты. Издания Аджубея явились первой и главной трибуной, с которой дозволялось ? в оп­ределенных рамках ? вести полемику о назревших реформах. Это стало некоторым отходом от прежней политики жесточай­шего зажима общественно­го мнения.

Через реабилитацию личности, частного интереса газеты Аджубея в некоторой мере отошли от классового подхода к советскому народу, выде­лив тех, кто заслуживает внимания как самоценная личность. Тем самым был задан импульс десталинизации со­ветской прессы, начавшей движение к обновлению.

В рамках «оттепели» печать уже не была прежним политическим прес­сом, мощ­нейшим средством расправы. Ушла в прошлое такая негласная функция печати, как по­литическое доносительство. Значение вклада А.И. Аджубея в историю советской журна­листики состоит в том, что в ус­ловиях прессинга моноидеологических установок и реци­дивов тоталитариз­ма его газеты стали реальной общественной силой благодаря успеш­ному координированию зачастую скрытых, единичных очагов всего смелого, но­вого, реформаторского, противостоящего косным установкам, действовав­шим десятилетиями.