Languages

You are here

Отношение к рабочему процессу журналистов качественных СМИ

Attitude of Journalists Working for Quality Media to the Working Process

 

Вырковский Андрей Владимирович
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, a.v.vyrkovsky@gmail.com

Кругликова Марина Вячеславовна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, m.v.kruglikova@gmail.com

 

Andrei V. Vyrkovsky
PhD, Associate Professor at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, a.v.vyrkovsky@gmail.com

Marina V. Kruglikova
PhD Student at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, m.v.kruglikova@gmail.com

 

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы мотивации и отношения к рабочему процессу журналистов, работающих в качественных средствах массовой информации. Для ее написания среди журналистов из качественных СМИ было проведено анкетирование, по результатам которого выделены основные факторы, влияющие на мотивацию журналистов к работе в указанных СМИ, отношение журналистов к выполняемым ими обязанностям, основные типы конфликтов и причины стресса в их работе, а также отношение журналистов к работе в качественных СМИ в целом. На основе проведенного исследования авторами отмечаются основные материальные и нематериальные факторы, которые влияют на выбор журналистами места работы.

Ключевые слова: менеджмент СМИ, мотивация, рабочий процесс, материальные факторы, нематериальные факторы.

 

Abstract

The article deals with the issues of motivation and attitude of journalists working for quality media to the working process. Analyzing the results of the survey conducted among a number of journalists, the authors identified the main factors influencing the motivation to work for quality media, the journalists’ attitude to their duties, the most important types of conflicts and factors of stress in their work, and also the journalists’ attitude to their work for quality media as a whole. Drawing on the research, the authors point out the main tangible and intangible factors that influence the journalists in their choice of a job.

Key words: media management, motivation, working process, tangible factors, intangible factors.

 

Введение

Качественным СМИ чрезвычайно важно привлекать к работе профессиональных журналистов, способных работать как с источниками информации, так и с самим текстом, превращая его в качественный контент, который будет интересен аудитории СМИ, а также нести ответственность за свои слова. Залогом успешной работы современного качественного СМИ, таким образом, является проработанная система управления персоналом, включающая мотивацию сотрудников, мониторинг их удовлетворенности работой, анализ стрессогенных и конфликтогенных факторов.

Существует множество работ по мотивации и управлению персоналом, которые предлагают различные схемы и способы привлечения сотрудников и поддержания его желания работать в конкретной компании1. Однако журналистика − это специфическая область, в которой необходимо сочетать элементы «управления креативом» и стандартные практики организационного менеджмента предприятий2, что значительно усложняет методики управления рабочим процессом.

Мы выделяем следующие группы факторов, которые есть смысл принимать в расчет при оценке специфики и качества рабочего процесса в СМИ:

  • способы материальной и нематериальной мотивации;
  • отношение к работе;
  • условия работы.

Целью данной работы является анализ этих групп факторов применительно к журналистам современных российских качественных СМИ.

К сожалению, в современной российской науке практически нет работ, которые так или иначе затрагивали бы вопрос отношения журналистов СМИ к рабочему процессу, тщательно разбирали бы вопросы мотивации и условий работы работников СМИ.

Безусловно, есть труды общего плана, анализирующие качественную журналистику как таковую3, однако на специфике непосредственно рабочего процесса не останавливался, насколько нам известно, никто.

Мотивация − это один из терминов, которыми оперирует современная психологическая наука. В связи с обилием видов мотивации, а также сфер, в которых этот термин может применяться, существует и большое количество определений, которые можно дать этому понятию. В целом мотивацию можно определить как побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность4.

В рамках нашей работы наибольший интерес представляет определение мотивации с точки зрения менеджмента и управления персоналом. В сфере управления предприятиями и бизнес-процессами мотивация приобретает особое значение. Словарь терминов антикризисного управления определяет мотивацию как «процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации»5. Таким образом, эффективность мотивации определяет, в конечном итоге, и эффективность всего предприятия.

Мотивация создается мотивами и стимулами. При этом мотивы выступают как главная, смыслообразующая причина того или иного поведения, как правило, осознаваемая человеком, тогда как стимул – это сопутствующий побудительный фактор, лишенный смыслообразующей функции6.

Среди множества видов мотивации в сфере управления персоналом наиболее значимыми остаются материальная и нематериальная мотивация, побуждающие человека к трудовой деятельности. В соответствии с этими видами мотивации в области управления появились материальные и нематериальные способы мотивации.

К материальным способам мотивации персонала относятся, в первую очередь, различные денежные поощрения, например повышение заработной платы, выплата гонораров и премий, а также иные материальные поощрения, например в виде корпоративных подарков и т.д. Что касается нематериальных способов, сюда можно отнести желание людей работать в уважаемой фирме, занимать высокую должность, иметь авторитет среди других сотрудников и многое другое.

В настоящий момент научное сообщество не выработало единого подхода к проблеме мотивации поведения человека. Усложняет построение мотивационных схем и то, что в ходе профессиональной деятельности мотивационная сфера меняется: старые мотивы нередко теряют свое значение на фоне появившихся новых. Поэтому для практического применения желательно знание всех основных концепций мотивации – от школы научного управления Фредерика Тейлора и концепции «человеческих отношений» до пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, теории потребностей Давида МакКлелланда, двухфакторной теории Фредерика Герцберга и пр.7

В целом, согласно современным концепциям мотивации, менеджерам любой фирмы выгодно создавать работающим в ней людям такие условия, при которых они могли бы чувствовать, что могут добиться удовлетворения своих потребностей с помощью поведения, благодаря которому будут достигнуты цели всей фирмы. При этом важно, чтобы работник получал удовлетворение от результатов собственного труда, считал свою зарплату справедливой, а также верил в правильность типа своего поведения.

Иными словами, для мотивации сотрудников важно, чтобы при организации рабочего процесса в организации были учтены потребности сотрудника и вознаграждение, на которое он рассчитывает, причем важны все аспекты соприкосновения этих двух понятий, так как одно и то же соотношение потребностей и вознаграждения может по-разному влиять на того или иного человека8.

Труд профессионального журналиста включает в себя различные виды деятельности, среди которых можно выделить публицистическую, то есть умение использовать силу слова для отображения действительности; редакторскую, то есть способность править собственные и чужие работы; а также организаторскую, которая может проявляться по-разному − от умения принимать участие в редакционных летучках до способности исполнять обязанности главного редактора, который должен быть чутким руководителем и организатором9. Для сотрудника творческого отдела качественного СМИ первичен, с нашей точки зрения, публицистический вид деятельности.

Именно поэтому труд журналиста нелегко «измерить» в денежных единицах, поэтому каждая редакция выбирает тот метод вознаграждения своего творческого работника, который она сочтет нужным. При этом, если руководство качественного СМИ не может позволить себе выплачивать большое количество денег профессионалу, оно вынуждено сосредоточиться на нематериальных способах мотивации.

Сложность заключается в том, что журналисты, работающие в качественных изданиях, как и любые другие сотрудники в отдельно взятой организации, строят свое отношение к работе, основываясь на совокупности различных факторов. Не всегда работник может четко сформулировать, что именно ему нравится или нет, руководителю же компании понять его желания еще труднее.

 

Методология исследования и выборка

Чтобы изучить, что именно мотивирует журналиста к трудовой деятельности и, в частности, к работе в качественном издании, что устраивает или не устраивает его в организации рабочего процесса, мы провели опрос в виде анкетирования. Анкета распространялась среди журналистов и редакторов, работающих в качественных СМИ Российской Федерации. Всего для анкетирования предлагалось 29 вопросов.

В анкете помимо стандартных вопросов были представлены вопросы, предполагавшие ответ в виде оценки по шкале от 1 до 10 (1 – качество не проявлено, 10 –качество проявлено в наивысшей степени).

В качестве метода отбора участников для исследования была использована квотная выборка. В итоге в нее вошли 40 человек: по 10 штатных журналистов из каждого типа СМИ (то есть по 10 журналистов и редакторов из печатных СМИ, радио, телевидения и из онлайновых медиа). В рамках квоты массмедиа отбирались целевым образом: они должны были соответствовать критериям качественности. Подбор респондентов в отобранных СМИ велся случайным образом.

Среди массмедиа были представлены газеты «Коммерсантъ» и «Новая газета», журналы Forbes, «Коммерсантъ. Деньги» и Vademecum, интернет-издания Slon.ru и Hopes&Fears, а также интернет-редакции «Коммерсант.ru», журнала Vademecum и телеканала «Дождь», радиостанции «Эхо Москвы», «Коммерсантъ.fm» и «Вести.fm», телеканалы «Дождь», Reuters, «Россия 24» и «РБК».

Большинство респондентов (72%) потратили на заполнение анкеты от 10 до 30 минут. Почти 20% справились с опросом за 5−10 минут, а оставшиеся 8% уделили анкетированию от 30 минут до часа.

В анкете уточнялись: стаж работы каждого из участников опроса, занимаемая им должность и уровень образования. После этого вниманию журналистов и редакторов предлагались вопросы, имеющие отношение непосредственно к их трудовой деятельности и их отношению к этой деятельности и организации рабочего процесса. Средний возраст участников опроса составил приблизительно 30 лет.

Согласно результатам анкетирования, три четверти опрошенных журналистов и редакторов из качественных СМИ имеют образование в области журналистики, причем среди них 18 человек имеют неполное высшее образование. В качестве других вариантов ответа указывались высшее историческое образование (два участника опроса), естественнонаучное (два участника), образование в области лингвистики и экономики (по одному участнику).

Что касается стажа работы опрошенных, то здесь наблюдается наиболее высокий уровень разброса ответов. Так, в качестве минимального общего стажа были указаны четыре месяца, в качестве максимального – 30 лет. Что касается количества времени, проведенного на текущем месте работы, минимальный указанный срок равен одному дню, максимальный – шести годам.

В пункте, где участникам опроса необходимо было указать свою должность на текущем месте работы, ответы можно разделить на три больших блока: редакторы (19 опрошенных, из них трое участников анкетирования – заместители главного редактора, еще четверо – выпускающие редакторы), корреспонденты (14 опрошенных) и другие сотрудники редакции, такие, как продюсер на телевидении (5 человек). Кроме того, среди участников опроса по одному человеку указали должность журналиста и позицию обозревателя в журнале.

 

Результаты исследования

Мотивация. В ходе исследования мы выяснили, какое значение для сотрудников качественных СМИ имеют материальные факторы мотивации (см. табл. 1). Набор факторов был определен в результате изучения специальной литературы (см. «Введение»).

 

Таблица 1. Важность материальных факторов мотивации для журналистов*

Факторы мотивации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

потребность в высокой заработной плате

1

2

1

1

3

3

4

13

4

8

326

потребность в регулярном получении заработной платы

0

2

1

0

2

4

3

5

6

17

303

получение премий, бонусов и иных денежных поощрений

6

1

4

7

8

6

3

4

2

0

195

получение неденежных поощрений (оплачиваемый мобильный телефон, корпоративные путевки, оплата проездного билета/бензина и т.д.)

10

6

7

3

6

3

4

2

0

0

147

*По шкале от 1 до 10, где 1 − не является мотивом к деятельности, а 10 − является одним из определяющих мотивов.

 

Как видно из приведенной таблицы, журналисты, работающие в качественных СМИ, среди материальных факторов выделяют, прежде всего, размер заработной платы и ее регулярное получение. Так, на эти пункты в сумме приходится 326 и 303 балла, тогда как на два следующих пункта − лишь 195 и 147 баллов.

Далее были изучены нематериальные факторы мотивации (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Важность нематериальных факторов мотивации для журналистов*

Факторы мотивации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

самореализация

0

0

0

0

1

2

3

6

4

24

362

ощущение собственной полезности

1

0

0

1

0

3

3

7

10

15

342

авторитетность СМИ

0

0

0

1

1

2

6

9

9

12

336

уважение и признание со стороны коллег и/или начальства

0

0

0

2

3

2

4

8

12

9

325

самостоятельность в принятии решений (в выборе тем для освещения, в способах их освещения, отсутствие давления со стороны начальства по отношению к тому, что и как должно быть написано/сказано)

0

0

0

2

3

2

5

9

7

12

325

возможность карьерного роста

1

0

1

1

3

2

5

6

6

15

322

важность выполняемой работы

0

0

0

0

3

4

7

8

6

12

318

уважение со стороны близких людей

1

0

1

1

4

2

4

9

9

9

311

потребность в корпоративном успехе (например, успешность какого-либо совместного проекта)

1

1

3

2

2

2

4

3

13

9

305

возможность менять общественное мнение

0

0

1

2

7

4

3

6

4

13

305

разнообразие выполняемой работы

0

0

1

0

3

6

6

14

4

6

304

потребность причастности, возможность ощущать себя частью коллектива

1

0

2

2

5

2

8

8

6

6

294

сложность выполняемой работы

0

0

1

2

3

9

7

8

4

6

289

внимание со стороны аудитории (например, большое количество откликов, комментариев к написанным материалам)

1

1

2

0

4

5

6

11

4

6

282

возможность общения во время работы

2

0

1

2

2

6

4

10

7

6

281

спокойная атмосфера в офисе, отсутствие конфликтов и высокой конкуренции между сотрудниками

3

0

3

0

4

3

6

9

6

6

278

гарантия занятости, уверенность в завтрашнем дне

2

2

2

6

4

2

5

4

6

7

259

возможность управлять своим временем (гибкий график, частичная занятость)

6

1

1

4

2

1

4

8

8

5

257

престиж профессии

4

2

2

3

5

8

7

5

2

2

226

потребность во власти, желание быть руководителем

5

4

5

5

4

6

6

2

0

3

192

возможность обучения на работе (курсы повышения квалификации, изучение иностранных языков на корпоративной основе и т.д.)

11

2

4

2

5

3

8

1

3

1

179

техническая оснащенность офиса

7

2

7

4

7

8

3

2

0

0

168

социальные блага (ДМС, корпоративный фитнес-зал и т.д.)

11

4

7

4

3

5

4

1

1

0

146

близость места работы к дому

11

5

10

3

2

4

1

1

0

3

142

напряженная конкурентная атмосфера в коллективе, побуждающая к деятельности

15

4

4

3

4

7

1

1

1

0

133

*По шкале от 1 до 10, где 1 − не является мотивом к деятельности, а 10 − является одним из определяющих мотивов.

 

Пункт «Самореализация» не получил ни одной оценки ниже «5», и более половины участников опроса поставили оценку «10». В целом он набрал 362 балла из 400 возможных. Кроме того, 15 респондентов поставили наивысшую оценку в пункте «Ощущение собственной полезности», и столько же участников анкетирования считают наиважнейшей возможность карьерного роста.

Использованная нами методика позволяет провести независимое сравнение важности материальных и нематериальных факторов мотивации для сотрудников качественных СМИ. Очевидно, что такие нематериальные факторы, как самореализация и ощущения собственной полезности, являются для представителей этой профессии более значимыми, чем получение высокой заработной платы и регулярность ее выплаты. Тем не менее, размер зарплаты для журналистов оказался более значимым пунктом, чем важность выполняемой работы и возможность менять общественное мнение.

Основные факторы мотивации можно расположить так:

  • Самореализация – 362 балла.
  • Ощущение собственной полезности – 342 балла.
  • Авторитетность СМИ – 336 баллов
  • Потребность в высокой заработной плате − 326 баллов.
  • Самостоятельность в принятии решений (в выборе тем для освещения, в способах их освещения, отсутствие давления со стороны начальства по отношению к тому, что и как должно быть написано/сказано) – 325 баллов.
  • Уважение и признание со стороны коллег и начальства – 325 баллов.
  • Возможность карьерного роста – 322 балла.
  • Важность выполняемой работы – 318 баллов.
  • Уважение со стороны близких людей − 311 баллов.
  • Потребность в корпоративном успехе (например, успешность какого-либо совместного проекта) − 305 баллов.

Отношение к работе. Очень часто мотивацией для человека может быть не достижение какого-либо результата, но деятельность сама по себе. Так, для журналиста может быть важен и интересен процесс создания того или иного материала: сбор сведений, проверка фактов, изучение источников, сбор комментариев, проведение интервью и т.д. Важны и «нерабочие» факторы: например, атмосфера в редакции. Поэтому мы также оценили, как журналисты оценивают качество своего труда.

В частности, мы оценили, какие рабочие процессы журналисты считают самыми тяжелыми (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Самые трудозатратные процессы в работе журналистов*

Вариант

Количество респондентов

Доля, %

сбор информации для создания материала

35

88

самостоятельная аналитическая работа

19

48

создание материала

14

35

поиск темы для материала

11

28

общение с ньюсмейкерами

9

23

мониторинг и чтение СМИ

8

20

поиск контактов

6

15

работа с базами данных/архивами

6

15

общение с пресс-службами

4

10

общение с редактором

2

5

социальные сети

2

5

сдача материала

1

3

электронная почта

1

3

участие в мероприятиях/конференциях

1

3

общение с коллегами

0

0

общение с аудиторией

0

0

личные нужды

0

0

Другое

0

0

*Можно было указать не более трех вариантов.

 

Таким образом, больше всего сил журналист тратит на сбор информации для создания материала (такое мнение выразили 88% респондентов), на самостоятельную аналитическую работу (48%), а также на создание материала (35%) и поиск темы для него (28%). Нулевое количество откликов в этом вопросе собрали пункты «Общение с коллегами» и «Общение с аудиторией».

Также мы исследовали, от чего журналисты получают во время работы наибольшее удовольствие (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Процессы, наиболее позитивно воспринимаемые журналистами*

Вариант

Количество респондентов

Доля, %

Самостоятельная аналитическая работа

20

50

Общение с ньюсмейкерами

18

45

Создание материала

16

40

Общение с коллегами

14

35

Сдача материала

12

30

Сбор информации для создания материала

12

30

Участие в мероприятиях/конференциях

6

15

Общение с редактором

5

13

Поиск темы для материала

5

13

Работа с базами данных/архивами

4

10

Мониторинг и чтение СМИ

3

8

Общение с аудиторией

3

8

Социальные сети

1

3

Поиск контактов

1

3

Электронная почта

0

0

Общение с пресс-службами

0

0

Другое

0

0

*Можно было указать не более трех вариантов.

 

Как видно из таблицы, здесь лидируют такие варианты, как «самостоятельная аналитическая работа» (50%), «общение с ньюсмейкерами» (45%), «создание материала» (40%), «общение с коллегами» (35%), «сбор информации для создания материала» (30%) и «сдача материала» (30%). То есть в целом журналисты получают наибольшее удовольствие от выполнения своих прямых обязанностей: создания журналистского контента и сопутствующей ему аналитической работы.

Любопытно: несмотря на то, что сбор информации является одной из наиболее трудоемких обязанностей журналиста, эта работа доставляет наибольшее удовольствие примерно трети респондентов. Помимо этого, аналитическая работа, которая является лидером среди процессов, наиболее позитивно воспринимаемых журналистами, также является одной из наиболее трудозатратных обязанностей для 48% представителей этой профессии. Таким образом, необходимость тратить много сил на некоторые рабочие процессы не является для журналистов отталкивающим фактором. О том же самом свидетельствует процесс создания материала, который, по мнению 35% респондентов, является одной из наиболее трудоемких обязанностей, но при этом 40% участников анкетирования воспринимают выполнение этой обязанности в позитивном ключе.

Также мы изучили, что в работе журналистов им нравится меньше всего (см. табл. 5).

 

Таблица 5. Процессы, наименее позитивно воспринимаемые журналистами*

Вариант

Количество респондентов

Доля, %

общение с пресс-службами

19

48

работа с базами данных/архивами

15

38

поиск контактов

13

33

поиск темы для материала

8

20

электронная почта

7

18

участие в мероприятиях/конференциях

6

15

сдача материала

4

10

создание материала

3

8

общение с редактором

3

8

социальные сети

3

8

сбор информации для создания материала

3

8

общение с ньюсмейкерами

3

8

мониторинг и чтение СМИ

2

5

общение с аудиторией

2

5

самостоятельная аналитическая работа

1

3

общение с коллегами

0

0

Другое

0

0

*можно было указать не более трех вариантов

 

Наименьшее удовольствие, как показывает этот пункт анкеты, участникам опроса доставляет общение с пресс-службами (48%), работа с базами данных или архивами (38%), а также поиск контактов (33%).

С точки зрения операционного менеджмента в редакции важно соотношение между «трудозатратными» и наиболее и наименее позитивно воспринимаемыми процессами. Так, если сотрудник тратит на какой-то процесс немного времени, но он доставляет ему удовольствие, есть смысл всячески стимулировать применение этого процесса. Очевидно, верно и обратное утверждение.

Наибольший «перекос» в сторону позитивного восприятия процессов – у операций «Общение с ньюсмейкерами», «Сдача материала», «Участие в мероприятиях-конференциях». И если повлиять на распространенность процесса «Сдача материала» практически невозможно, то остальные два могут быть активно стимулированы, что, очевидно, доставит сотрудникам удовольствие от выполнения профессиональных обязанностей.

Обратная ситуация – с процессом «Сбор информации для создания материала». Его трудоемкость гораздо выше, чем «позитивность» восприятия. Очевидно, менеджменту качественных СМИ необходимо оптимизировать процесс сбора данных для создания текстов.

Наименее позитивно воспринимаемые операции, как правило, не требуют очень больших трудозатрат. Исключение – «Поиск темы для материала», который, очевидно, является одним из самых стрессогенных для журналистов.

Следует сделать несколько оговорок. Для большинства журналистов выполняемые ими обязанности довольно четко делятся на те, что воспринимаются позитивно, и на те, что не приносят особого удовольствия. Среди наиболее ярких исключений – процесс сдачи материала, который при небольшой трудозатратности (3%) совершенно по-разному воспринимается журналистами. Так, 30% журналистов отметили, что эта обязанность доставляет им удовольствие, тогда как 10%, наоборот, указали, что это наименее позитивный для них процесс. Кроме того, мнения респондентов разошлись и относительно участия в различных мероприятиях и конференциях (уровень трудозатратности − 3%): 15% опрашиваемых заявили, что это позитивная для них обязанность, тогда как еще 15% отметили, что необходимость посещать конференции является для них наименее приятной частью их работы. Также «сложным» можно считать процесс «Поиск темы для материала», который при большой трудоемкости (28%) оценивается позитивно 13% респондентов, тогда как 20% журналистов он кажется наименее приятной обязанностью.

При этом вопрос трудоемкости рабочих процессов стоит для журналистов достаточно остро. Свою загруженность на работе чуть больше половины респондентов (52,5%) оценивают как сильную, то есть им иногда приходится задерживаться на работе или тратить много сил, чтобы закончить работу в срок. Еще примерно четверть опрошенных (27,5%) считает, что их загруженность умеренна, то есть размер работы совпадает с количеством отводимого на нее времени. Остальные участники анкетирования оценивают свою загруженность либо как недостаточную (5%), когда остается много свободного времени, либо как очень сильную (15%), когда регулярно приходится работать сверхурочно и тратить много сил на выполнение работы.

В ходе исследования мы также оценили уровень «индивидуализма» сотрудников качественных СМИ. Вывод: они – яркие индивидуалисты. Большая часть опрошенных предпочитает самостоятельную работу работе в группе (65,5% против 17,5%).

Конфликты и стрессы. Конфликты могут возникать при исполнении любых профессиональных обязанностей, однако в журналистике их количество, вероятно, выше среднего: в процессе работы журналист общается с большим количеством разных по поведению и характеру людей. Конфликты могут быть причиной стресса для журналистов, а иногда, наоборот, его следствием.

В своей работе мы проанализировали влияние конфликтов и стресса на выполнение журналистом его профессиональных обязанностей. Вначале были проанализированы самые «конфликтогенные» группы людей (табл. 6).

 

Таблица 6. С кем у журналистов возникают конфликты во время работы*

Сторона конфликта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

С пресс-службами

9

4

7

5

6

3

1

2

1

2

148

С аудиторией

15

5

4

6

4

1

2

1

1

1

128

С ньюсмейкерами

10

8

5

8

5

2

1

0

1

0

124

С начальством

17

8

8

1

1

3

1

0

1

0

100

С коллегами

15

12

8

0

2

1

1

0

0

1

97

С другими журналистами

16

10

5

3

2

0

1

1

1

0

97

*По шкале от 1 до 10, где 1 − никогда, а 10 − несколько раз в неделю.

 

Больше всего конфликтов у журналистов возникает с пресс-службами. На втором месте – конфликты с аудиторией, на третьем – с ньюсмейкерами. Интересно, что начальство не входит в топ-3 конфликтующих с журналистами сторон.

При этом журналисты, как показали результаты опроса, довольно часто пребывают в состоянии стресса. Несколько раз в месяц стресс испытывают более 32% опрошенных, каждую неделю – около 30%. Вариант «Несколько раз в неделю» указали 20% из принявших участие в исследовании.

Участники назвали основные причины стресса во время работы. В качестве основной причины стресса чуть более половины журналистов указали усталость. Популярностью также пользовались такие варианты, как «Слишком большая нагрузка» (48%), «Высокая ответственность» (43%), «Переизбыток информации» (40%). Интересно, что из 4 самых популярных ответов 3 так или иначе связаны со слишком большим объемом работы.

Участники анкетирования также отмечали свои способы выхода из стрессовых ситуаций. Так, 43% опрошенных стремятся контролировать ситуацию и самостоятельно бороться с причинами стресса. 33% сосредоточиваются на работе и стараются не думать о причинах стрессовых ситуаций. Примерно 30% журналистов предпочитает общаться с близкими или заниматься спортом, столько же старается менять обстановку. Курение и алкоголь набрали по 25% соответственно. К услугам специалистов прибегает 8% опрошенных, то есть 3 респондента из 40.

Далее журналисты оценили уровень усталости после работы, которая, как указано выше, является самой частой причиной стресса. Респонденты могли оценить утомление после работы по шкале от 1 до 10, где 1 − отсутствие усталости, а 10 − очень сильная усталость. В итоге уровень усталости составил 281 балл. С учетом того, что средним уровнем при такой шкале является оценка 220, усталость журналистов качественных СМИ – выше среднего.

Также респонденты указали способы расслабиться после рабочего дня. В качестве основных ими были названы общение с близкими людьми (73%), хобби (45%) и сон (43%).

Итак, можно сделать вывод, что журналисты испытывают большое количество стрессов при своей работе. Их причиной может быть усталость, слишком большая нагрузка на работе, а также другие факторы. Самые частые способы, при помощи которых журналисты справляются со стрессом и усталостью, − это проведение времени с близкими людьми, сон и различные способы проведения досуга.

Что касается конфликтных ситуаций, анкетирование показало, что профессиональные журналисты, вопреки распространенной точке зрения, вовсе не являются конфликтными людьми. Напряженность в отношении у них, как правило, возникает лишь с определенными группами людей, с которыми им приходится сталкиваться по работе.

Отношение к организации рабочего процесса. Также журналисты выразили свое мнение по отношению к организации рабочего процесса в СМИ, в которых они трудились на момент проведения исследования. Они оценили качество организации рабочего процесса на 260 баллов из 400 возможных – это чуть выше среднего (средний уровень при использовании такой шкалы − 220 баллов из 400).

Также сравнительно высока и личная удовлетворенность своей работой − журналисты оценили ее на 288 баллов из 400 возможных (по шкале от 1 до 10, где 1 − полная неудовлетворенность, а 10 − полная удовлетворенность).

Также участникам исследования предлагался вопрос о причинах неудовлетворенности текущим местом работы. При этом они могли пользоваться для формулировок предыдущими пунктами опроса и указывать несколько факторов.

Недовольство организацией рабочего процесса как таковой (нарушения в коммуникации между отделами, неудовлетворительная работа редакции, неопределенность требований к работе и ее условий) выразила почти половина респондентов − 16 человек, или 40%. Треть участников анкетирования отметила, что их так или иначе не удовлетворяют условия работы − график, размер и регулярность выплаты заработной платы, техническая оснащенность офиса и т.д. На высокую загруженность и частые переработки пожаловалась почти четверть респондентов. Некомпетентность коллег и/или начальства вызвала нарекания у 10% участников опроса, столько же указали, что их не устраивает заурядность их работы и отсутствие разнообразия. Кроме того, 7,5% респондентов отметили, что у них бывают конфликты с начальством. Еще 2,5% высказались об ограничениях свободы слова. Только 7,5% участников анкетирования заявили, что их все удовлетворяет.

Как показывают вышеприведенные данные, уровень недовольства работой в современных качественных СМИ может быть сравнительно легко снижен с помощью простых организационных мер: оптимизации коммуникаций между отделами, уточнения требований к сотрудникам, улучшения технической оснащенности и т.д. Возможно, именно поэтому удовлетворенность работой в целом у журналистов на 28 баллов выше оценки ими организации рабочего процесса в СМИ, где они были трудоустроены на момент заполнения анкеты.

Журналисты и качественные СМИ. Последней частью нашего исследования было изучение отношения респондентов к работе именно в качественных СМИ. До устройства на текущее место работы половина респондентов трудилась только в качественных массмедиа. Еще для четверти журналистов их место работы стало для них первым местом работы.

Среди 8 участников опроса, которые раньше работали в массово-развлекательных СМИ (20% респондентов), факторами побуждения для перехода на работу в качественное СМИ стали возможность обращаться к более образованному читателю, более интересные темы для освещения и сложность выполняемой работы, а также более удобный график (по 40% соответственно)10.

Из тех респондентов, кто работали и работает только в качественных СМИ, большинство указали следующие мотивы, которые двигали ими при первом трудоустройстве:

  • желание работать в качественном СМИ (37,5%);
  • возможность самореализации (37,5%);
  • авторитетность издания (37,5%);
  • ощущение собственной полезности (почти 22%);
  • возможность влиять на общественное мнение по важным социальным, политическим и/или экономическим вопросам (18,75%);
  • интересные темы для освещения (18,75%);
  • сложность выполняемой работы (18,75%).

Следует отметить, что пункт «Высокая заработная плата» был отмечен лишь 8% респондентов. Кроме того, один из участников анкетирования написал, что ему бы подошли все варианты, указанные в этом пункте.

Один из вопросов, предполагавший открытые ответы, относился к тому, в чем лично для каждого респондента заключается преимущество работы в качественном СМИ. Все ответы можно так или иначе отнести к следующим категориям:

  • Самоуважение («Мне не стыдно за то, где я работаю и чем занимаюсь») − 35% (14 респондентов).
  • Возможность самореализации и самосовершенствования − 32,5% (13 респондентов).
  • Важность выполняемой работы − 30% (12 респондентов).
  • Образованное окружение (аудитория и/или коллеги и/или ньюсмейкеры) − 25% (10 респондентов).
  • Авторитетность, «качественность» СМИ − 12,5% (5 респондентов).
  • Возможность формировать общественное мнение, оказывать на него влияние − 7,5% (3 респондента).
  • Перспектива для карьеры − 7,5% (3 респондента).
  • Уважение со стороны окружающих − 5% (2 респондента).
  • Отсутствие цензуры − 5% (2 респондента).
  • Хорошие условия (зарплата и т. д.) − 5% (2 респондента).

Таким образом, журналист качественного СМИ стремится так или иначе изменить ситуацию, повлиять на ход событий в стране. Возможно, руководству качественных СМИ есть смысл помогать творческим работникам в их стремлениях.

Последний вопрос, который предлагался участникам исследования, касался того, что могло бы побудить их сменить место работы, даже если бы им пришлось вовсе уйти из журналистики. Среди основных ответов в этом пункте можно назвать следующие:

  • Изменения, связанные с размером и стабильностью выплаты заработной платы − 70% респондентов.
  • Иные изменения условий работы (график, командировки, возможность обучения, разнообразие в работе, смена редакционной политики и т.д.) − 30% респондентов.
  • Возможность карьерного роста (помимо повышения зарплаты) − 17,5% респондентов.
  • Ограничение свободы слова − 12,5% респондентов.
  • Закрытие издания, отсутствие изданий, в которых хотелось бы работать, отсутствие перспектив − 12,5% респондентов.
  • Конфликты на работе − 10% респондентов.
  • Невозможность самореализации на текущем месте работы − 7,5% респондентов.
  • Некомпетентность начальства − 5% респондентов.

Кроме того, по одному участнику анкетирования (менее 3%) высказалось за личные обстоятельства, а также за отсутствие факторов, которые могли бы заставить их, сменив место работы, уйти из журналистики.

Таким образом, несмотря на то, что для журналистов, которые работают в качественных изданиях, более важны нематериальные факторы мотивации, основной причиной потенциальной смены работы и даже сферы деятельности может быть именно материальный фактор − повышение размера заработной платы.

Также причиной смены работы – пусть и не столь весомой, как повышение зарплаты – могут стать и такие факторы, как возможность для самосовершенствования, обучения, изменения в графике, карьерный рост.

 

Выводы

Как показало наше исследование, самым важным мотиватором для сотрудников качественных СМИ является нематериальный фактор − самореализация в работе. Именно самореализация является самым значимым побудительным фактором при трудоустройстве. Это, очевидно, во многом связано с авторитетностью качественных массмедиа.

Тем не менее, в отношении журналистов и редакторов качественных СМИ к своей работе есть амбивалентность: несмотря на то что респонденты отметили приоритетность нематериальных факторов мотивации, именно изменения, связанные с размером и стабильностью выплаты заработной платы, могут заставить журналиста сменить место работы − это отметили 70% респондентов.

Труд сотрудников творческой редакции, как показали результаты опроса, отнимает довольно много сил. Так, более половины респондентов оценили свою загруженность как сильную, еще 15% − как очень сильную; кроме того, более 50% участников анкетирования отметили, что испытывают стресс каждую неделю, при этом из них 20% испытывают стресс несколько раз в неделю. Как видно из результатов исследования, количество стрессов напрямую связано с высокой нагрузкой при работе журналиста и усталостью от возникающего напряжения.

Руководителям в качественных СМИ, очевидно, следует задуматься об организационных моментах: в целом журналисты оценивают организацию рабочего процесса на текущем месте работы всего лишь чуть выше среднего. В 40% случаев сотрудников творческих редакций качественных СМИ не устраивает плохо налаженный процесс работы редакции, отсутствие коммуникации между ее различными отделами, неясность требований к сотрудникам.

Таким образом, труд журналистов и редакторов российских качественных СМИ, очевидно, можно охарактеризовать как сложную творческую деятельность, схожую с работой представителей других творческих профессий. Для успешного управления деятельностью коллектива качественного российского СМИ руководителям, очевидно, необходимо принимать во внимание сложное сочетание материальных и нематериальных факторов мотивации, описанных в этой статье, а также высокий уровень загруженности журналистов и редакторов и стрессогенности их работы.

 


  1. См., напр.: Мескон М., Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 2001; Мотивация персонала в современной организации: Учеб. пособие / Под общ. ред. С.Ю. Трапицына. СПб, 2007 и др. (Meskon M., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta / Per. s angl. Moskva, 2001; Motivatsiya personala v sovremennoy organizatsii: Ucheb. posobie / Pod obshch. red. S.Yu. Trapitsyna. Sankt-Peterburg, 2007.)
  2. См., напр.: Deuze M. Media Work. Cambridge, 2007.
  3. См., напр.: Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2003. № 2; Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002; Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург, 2004. (Shkondin M.V. Gazetno-zhurnal'naya tipologiya v usloviyakh stanovleniya kommunikativnoy sistemy informatsionnogo obshchestva // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 2003. № 2; Shkondin M.V. Sistema sredstv massovoy informatsii kak faktor obshchestvennogo dialoga. Moskva, 2002; Lozovskiy B.N. Zhurnalistika: kratkiy slovar'. Ekaterinburg, 2004.)
  4. Морозов А.В. Деловая психология. СПб, 2000. (Morozov A.V. Delovaya psikhologiya. Sankt-Peterburg, 2000.)
  5. Словарь терминов антикризисного управления. − URL: http://onlineslovari.com/slovar_terminov_antikrizisnogo_upravleniya/ (Slovar' terminov antikrizisnogo upravleniya. − URL: http://onlineslovari.com/slovar_terminov_antikrizisnogo_upravleniya/)
  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. (Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i emotsii. Moskva, 1971.)
  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Указ. соч. (Meskon M., Al'bert M., Khedouri F. Ukaz. soch.)
  8. Там же. (Tam zhe.)
  9. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие для вузов. М., 2004. (Gurevich S.M. Gazeta: vchera, segodnya, zavtra. Ucheb. posobie dlya vuzov. Moskva, 2004.)
  10. Можно было дать 3 варианта ответа.