Languages

You are here

От «Живописной книги» к фотографии

Научные исследования: 
Коровкина Е.
XIX век является особенным периодом в области английской иллюстрации. Многообразия способов репродуцирования, жанров и стилей, возникших в этот период, хватило бы на несколько столетий. К 1880 году английская книжная иллюстрация претерпела значительные изменения в результате социальных, эстетических и технологических преобразований. Изменилось отношение к книге: ее утилитарная функция, доминировавшая над эстетической в 1840-1870-х годах, отошла на второй план. Теперь к книге стали снова, как и столетие назад, относиться как к произведению искусства, а не как к предмету быта или развлечению. Возрождение интереса к ручному гравированию в 1890-х годах ознаменовало собой появление нового направления в искусстве - эстетизма и культа, который известный английский печатник и художник Уильям Моррис назвал культом «Живописной книги».

Это был своеобразный период Ренессанса в книжном деле. «Живописная книга» была детищем движения, которое в Англии, где оно и зародилось, получило название декоративно-прикладного искусства. Лидером его стал У. Моррис, который пропагандировал возврат к ручному труду и продуманный дизайн и отвергал дешевые и отвратительные товары массового производства.

Выступая против индустриальной революции, сторонники этого движения производили вещи, чья ценность заключалась не в редкости или в роскоши, а в гармоничном дизайне и сознательном следовании традициям средневековых мастеров.

С одной стороны, индустриальная революция негативно отразилась на искусстве книги и мастерах ручного труда. В результате ее ручной труд практически исчез. Если раньше мастер был вовлечен во все аспекты производства книги: от отливки шрифтов до собственно печатания - то в течение XIX века этот единый процесс распался на допечатный и печатный. Но, с другой стороны, индустриальная революция привела к росту образованности и грамотности населения, поскольку новые технологии позволили удешевить полиграфические материалы и снизить производственные затраты. Для сравнения, ручной станок производил 250 оттисков в час, а паровая четырехцилиндровая печатная машина - 4 тысячи.

В 1891 году в предместье Лондона Моррис основал издательство «Келмскотт Пресс», которое ставило своей задачей передать в современных книгах красоту инкунабул. Ручной набор, печатный станок, бумага ручного производства, вручную гравированные самим Моррисом в технике торцовой гравюры иллюстрации по эскизам его друга художника Эдварда Бёрн-Джонса, орнаментика буквиц, бордюров и виньеток напоминают издания венецианского печатника Эрхардта Ратдолта в XV веке - все это превратило живописный домик издательства «Келмскотт Пресс» в своеобразную машину времени, переносящую на четыре столетия назад.

Однако, несмотря на то, что Моррис и его последователи считали, что смогут принести искусство в рабочий класс, их изысканные и великолепно исполненные книги были доступны только обеспеченным читателям.

Настоящим шедевром книжного искусства является издание «Сочинений Джеффри Чосера», выпущенное «Келмскотт Пресс» в 1896 году, для которого Моррис сам разработал и отлил оригинальный шрифт.

Кроме «Келмскотт Пресс» следует также упомянуть «Эссекс Хаус Пресс» (основано в 1890 году), «Вэйл Пресс» (основано в 1896 году) и «Эрагни Пресс» (основано в 1894 году). Последнее стоит немного особняком, так как его основатель Люсьен Писсарро печатал издания с использованием цвета, а сторонники «Живописной книги» игнорировали цвет, хотя разнообразие способов его воспроизведения в конце XIX века удешевило и облегчило издание цветных иллюстрированных книг.

Говоря о «Живописной книге», можно сказать, что издания представителей этого направления достигли гармоничного единства всех их частей, причем каждая книга была уникальна.

Ряд изобретений во второй половине XIX века продвинули воспроизведение иллюстраций в новую эру фотографического репродуцирования. До изобретения светочувствительных слоев изготовление иллюстрационных оригиналов и последующая подготовка печатных форм для их воспроизведения оставалось ручным процессом.

Изобретение фотографии связано с именами Джозефа Ньепса и Луи Жака Дагерра, а 7 января 1839 года принято считать днем рождения фотографии. Именно тогда Дагерр представил свой процесс получения изображения на покрытой серебром медной пластине Французской Академии наук. Следующим шагом стало получение фотографического изображения на бумаге, покрытой светочувствительным слоем на основе серебра, в чем немалая заслуга принадлежала англичанину Фоксу Талботу.

В 1844 году Талбот стал печатать свою книгу «Карандаш природы» частями для подписчиков. В нее вошло 24 фотографии, вклеенные в каждый экземпляр вручную. Каждая фотография была расположена напротив поясняющего ее текста. «Карандаш природы» стал вехой в истории книжного дела как первое издание полностью иллюстрированное фотографиями.

До изобретения фотогравировального процесса для воспроизведения фотографий применялась техника торцовой гравюры: художник перерисовывал фотографию, а затем мастер ее гравировал. В 1860-1870 гг. торцовые гравюры, переведенные с фотографий, стали доминировать в периодической печати.

Неустанные поиски воспроизведения фотографии на печатных машинах продолжались постоянно. Исследователи считали, что передать полутона можно, разложив их на маленькие точки разного размера. Прорыв произошел 4 марта 1880 года, когда газета «Нью-Йорк Дэйли График» напечатала первую репродукцию фотографии в газете с полным охватом полутонов - «Вид в Шэнтитауне». Для этого использовали специальную разлиновочную машину, которая делала ровные и абсолютно параллельные линии на кислотоупорном покрытии прозрачного стекла. Кислота травила нанесенные линии на стекле, и углубления покрывались непрозрачным темным материалом. Два таких стекла соединяли друг с другом так, чтобы получилась сетка. Количество света, проходившее через каждую маленькую ячейку, образованную линиями, определяло, какого размера будет каждая точка. При помощи этой сетки стало возможным получать качественные полутоновые изображения, и так наступила эра фотографического репродуцирования. Подобные иллюстрации стали появляться и в книгах - учебных, документальных и познавательных.

Первые фотомеханические цветные иллюстрации были напечатаны в парижском рождественском номере журнала «Иллюстрация» в 1881 году, однако из-за сложности процесса фотомеханическое цветоделение осталось на экспериментальной стадии вплоть до конца столетия.

В 1880-1890-е годах распространение фотомеханического репродуцирования начало быстро уничтожать профессию высокопрофессиональных ручных мастеров. Годы ученичества, тренировки и профессиональной практики остались в прошлом с одним нажатием на кнопку фотоаппарата. Более недели уходило на подготовку сложной печатной формы торцовой гравюры; фотографические процессы снизили время изготовления печатной формы до одного или двух часов, значительно при этом также сократив расходы.

К концу XIX века фотография становилась все более важным средством репродукции. Новые технологии совершенно изменили печатные издания, изобретение растровой сетки обеспечило реалистическое воспроизведение изобразительного материала. Для средств массовой информации это являлось поворотным моментом, такие факторы как документальность и достоверность поднялись на высочайшую отметку. Что же касалось эстетического оформления книг - очарование «живописных» изданий конца XIX столетия было утеряно навсегда.