Languages

You are here

Какой вклад вносит коммуникативистика в изучение современных электоральных кампаний

Авторы материалов: 

Contribution of Communication Science to the Study of Contemporary Electoral Campaigns

 

Землянова Лидия Михайловна
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры истории зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, kafedra.zarubezhka@mail.ru

Lydia M. Zemlyanova
PhD, Leading Research Scientist at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, kafedra.zarubezhka@mail.ru

Аннотация
Статья знакомит с исследованиями современных зарубежных коммуникативистов, в которых анализируются причины и последствия влияния медийных факторов на электоральную кампанию. Внимание фокусируется на потенциях эффективного эмоционально-визуального воздействия на аудиторию экранных форм продукции политейнмента и имидж-билдинга, распростаняемой вместо достоверных сведений об идейно-политических интересах участников предвыборных мероприятий.

Ключевые слова: имиджмейкерство, персонализация событий, мультимедиатизация общественной жизни, виртуальная информация.

Abstract
The article deals with the research by contemporary foreign communication scientists into the causes and consequences of the influence of media factors on electoral campaigns. The issue in focus is the potencies of an effective emotional and visual audience impact of the screen forms of politainment and image-building products disseminated as a substitute for reliable information about the ideological and political interests of election campaign participants.

Key words: image-making, event personalization, multimediatization of public life, virtual information.

 

Электоральные кампании изучаются в разных областях общественных наук. Приоритетной особенностью современной коммуникативистики является фокусирование внимания на медийных факторах, роль которых, благодаря стремительному распространению по всему миру электронных информационных средств связи, усиливается из года в год. Для разностороннего изучения причин этой тенденции и последствий ее влияния на предвыборные кампании в коммуникативистике применяются сравнительно-системные междисциплинарные методы анализа атрибутики традиционных и новых медиа. Они позволяют выявлять не только конкурентные и конвергентные отношения между печатью, радио, телевидением, интернетом и другими средствами мобильной информационной связи, но и неоднозначность воздействия этих средств на публичную медиасферу социума.

Выдающийся представитель коммуникативистики Герберт Шиллер еще в прошлом веке подчеркивал необходимость «отметить, что понятие коммуникации включает в себя намного больше, чем сообщения и признанные системы связи, по которым эти сообщения передаются. Коммуникация определяет социальные реалии и в этом смысле влияет на организацию труда, характер технологии, учебные программы образования и использование “свободного” времени, т.е., по сути дела, на все основные социальные параметры образа жизни»1.

Сегодня развитие новых электронных коммуникаций в сочетании с модернизацией традиционных СМИ вносит существенные изменения в процессы, возможности и результаты воздействия медийных факторов на все эти социальные параметры жизни людей и на их участие в электоральных кампаниях. Современные исследования коммуникативистов показывают, что характерные для традиционных СМИ способы распространения информации «сверху – вниз» (в печати, радио, телевидении) в интернете и мобильной телефонии вытесняются «горизонтальными» траекториями при интерактивном соучастии распространителей и потребителей информации, названных в трудах Элвина Тоффлера «просьюмерами» (в термине объединяются слова producer – производитель и consumer– потребитель информации). Возникает обширная виртуальная медиасфера, просторы которой расширяются, а вместе с ними расширяется и аудитория. Однако, как отмечают многие аналитики, происходит не только рост аудиторной массы, но и ее фрагментация, нишефикация и индивидуализация. Этот сложный процесс изменчивой демассификации массовости прежней аудитории, на которую направлялись информационные мейнстримы из традиционных СМИ, тоже по-своему оказывает воздействие на содержание и формы информационных коммуникаций в социуме и на их связи с предвыборными кампаниями.

Изучая количественные и качественные показатели возникающих инноваций, исследователи отмечают, что современные способы распространения онлайновой информации становятся более доступными реципиентам в разных странах, представляющим различные социальные группы и профессии людей с разным уровнем образованности, разными интересами и манерой поведения в общественной жизни. Благодаря оперативности новой мобильной коммуникационной техники, они могут быстро получать многообразную виртуальную информацию, но нередко без прочной гарантии ее достоверности, что не способствует правильному выбору социально-культурных, политических и экономических позиций в реальной действительности и поэтому может приводить к неосознанному участию в тех бунтарских движениях протеста против истеблишмента, традиционных принципов морали и общественных порядков, которые не имеют позитивных альтернативных программ.

В этой связи в коммуникативистике подвергается критике участие СМИ в персонализации предвыборных и других политических кампаний путем рекламирования их в стиле постмодернистского ирреализма, когда внимание направляется не на четкое осмысление сущности программ политических деятелей, а на их виртуально-развлекательные имиджи, отстраняющие от конкретных программ. Совершается это с помощью различных приемов дискурсивного фреймирования словесной информации и театрально-зрелищной визуальной экспрессивности экранных образов политических деятелей, участвующих в кампаниях. Такие приемы способны подчинять своему влиянию умы и вкусы различных слоев аудитории, не стремящихся к раскрытию коварных замыслов имиджмейкерства в СМИ, с помощью которых изобретаются изощренные способы и формы активной идеологической пропаганды и для электоральных кампаний.

Фундаментальные исследования инноваций в медийных процессах показывают, что политическая информация зачастую не только уподобляется развлекательному шоу-бизнесу, но и срастается с ним, образуя инфотейнмент и политейнмент. Это ведет к тому, что не содержание политических программ и действий, а имена и имиджи политических деятелей становятся главным предметом репрезентации в гибридных срастаниях политических интересов и медиабизнеса, происходящих благодаря влиянию на них идей неолиберализма и консьюмеризма и на тex медийных полях, где развертываются электоральные кампании. По словам Мануэла Кастеллса, происходит «персонализация событий», и «политики, а не политика, становятся актерами драмы»2. Избирателей знакомят не столько с политическими взглядами и программами кандидатов, сколько с их умением покорять публику своей внешностью, костюмами, позами, жестами, способностью громко декларировать привлекательные обещания и победоносно вести дерзкие споры с оппонетами. В развитии такой тенденции принимают участие разные СМИ, но наиболее активную роль играют экранные средства эмоционально-визуального воздействия продукции имидж-билдинга на публику, которую инфотейнмент покоряет своей экспрессивностью и развлекательностью. Не случайно, что после завершения таких электоральных кампаний нередко вновь образуются разногласия и разочарования в среде избирателей, несмотря на изобилие информационных средств, участвующих в этих кампаниях и, казалось бы, обязанных помогать, а не препятствовать созданию прочных демократических условий для плодотворного и правильного осмысления всех возникающих вопросов.

Какой же выход для преодоления этого электорально-медийного парадокса просматривается в работах коммуникативистов, работающих в разных странах мира? Многих из них объединяет забота о развитии всеобщей медиаграмотности и медиаобразования для специалистов различных профилей в условиях мультимедиатизации современного этапа мировой цивилизации. Поскольку свой весомый вклад в решение этой глобальной проблемы XXI в. может и должна вносить коммуникативистика, в ней зреет необходимость отказа от прежних, устаревающих концепций, связанных с «доктриной объективности» и признанием важности изучения идеологических ориентиров и функций медиа, принимающих участие в обсуждении и решении различных проблем электоральных кампаний.

Развитие этой тенденции дает о себе знать в растущем стремлении исследователей к опоре на принципы сравнительно-системного междисциплинарного анализа медийных процессов в разных странах для разработки «глобальной типологии и теории медийных систем»3. В концептуально-методологическом отношении это означает учет общих атрибутов и локально-контекстуальных особенностей изучаемых медиаландшафтов, с одной стороны, а с другой – сочетание количественных и качественных способов анализа с применением таких идейных критериев для измерения прочности связей медийных и социально-политических систем, как принципы свободы, разнообразие, традиционность и централизованность. Расширение диапазона идейных критериев рекомендуется и с целью лучшего понимания меняющихся взглядов на современные медийные процессы, связанные, в частности, и с электоральными кампаниями.

Показательны в этом отношении материалы исследований коммуникативистов на страницах международного журнала «Интернэшнл Комьюникэйшн Газетт» (International Communication Gazette), пронизанные объединяющей их тенденцией к изучению инноваций в современных взаимосвязях между медийными и социально-политическими системами, находящимися под глубоким воздействием информационных технологий, в условиях как глобализации, так и глокализации общественной жизни в тех или иных странах и регионах мира. В поле зрения исследователей оказываются разные аспекты этих процессов, но более всего те, которые касаются атрибутики новых электронных медиа и ее влияния на содержание, форматы и векторы распространения новостных потоков, предназначенных для аудитории, также претерпевающей изменения в своем статусе. Она активизируется и расширяется, но одновременно фрагментируется и индивидуализируется, в связи с чем необходим поиск новых форм овладения ее вниманием особенно в период предвыборных кампаний, когда кроме профессиональных журналистов в них принимают живое участие блогеры, неоднозначно относящиеся к тем или иным медийным и политическим системам и связям между ними.

Характерно, что авторы многих работ на эту тему ратуют за расширение геополитических границ в методологии сравнительно-системных исследований с включением в них «стимулов для большей изыскательной активности в таких сферах деятельности, как предвыборные кампании или культура журналистики, ибо интернациональное сходство и различия в этих сферах должны лучше осмысляться»4.

Достижению таких целей в коммуникативистике могут помочь сравнительно-системные исследования вариантности медийных процессов, происходящих в различных странах мира и требующих от аналитиков знания особенностей исторической обстановки в этих странах и на международной арене. В тематическом плане разнообразные исследования могут создавать пеструю картину распространяющихся новостей и не освещать непосредственно все их связи с проблемами электоральных кампаний, но, в конечном счете, они тоже помогают изучению этих проблем, если современные масс-медиа рассматриваются в них в качестве «сильного фактора политической социализации, влияющей на политические позиции и поведение избирателей и неизбирателей»5. Иными словами, если зоны влияния медийных факторов не сужаются в исследованиях коммуникативистов, адекватно понимающих неизбежность развивающегося усложнения и расширения связей электоральных кампаний с мультимедиатизацией различных сфер общественно-политической жизни мира, то это помогает изучать современную «географию» распространения новостей с намерением представлять убедительные примеры их локального разнообразия, находящего, в силу различных причин, отражение в общей «геополитической структуре мира»6 и в электоральных кампаниях, проводимых в тех или иных странах с разных идейно-политических позиций.

В заключение следует сказать, что сегодня, в эпоху бурного развития информационно-коммуникационных технологий и их всестороннего влияния на мировую цивилизацию, научные инициативы относительно сравнительно-системного изучения этих процессов в коммуникативистике должны непременно и своевременно приниматься во внимание в программах медиаобразования, предначенных для учащихся факультетов журналистики в университетах. Знакомство с деятельностью коммуникативистов в разных странах является весьма полезным и даже необходимым для исследователей электоральных кампаний, обязанных ответственно относиться к концептуализации ключевой роли медийных факторов не только в этих кампаниях, но и в решении многих связанных с ними актуальных социально-политических и культурных проблем современности с позиций гуманизма и демократизма.

 


  1. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. С. 207.
  2. Castells M. The Information Age: Есоnomу, Society and Culture. Vol.2. The Power of Identity. Blackwell Puplishers. Malden. Massa­chusetts; Oxford, 1996. P. 322.
  3. Engeser S., Franzetti A. Media systems аnd political systems: Dimensions of comparison // The International Communication Gazette. 2011. V. 73. №. 4. P. 280.
  4. Ibid. P. 296.
  5. Kononova A., Alhebash S., Cropp F. The role of media in the process of socialization to American polities among international students // Ibid. P. 302.
  6. Wilke J., Heimprecht Ch., Cohen A. The geography of foreign news on television: A comparative studies of 17 countries // The International Communication Gazette. 2012. V. 74. №. 4. P. 319.