Languages

You are here

Бизнес-процессы в новостных СМИ: опыт графической презентации

Business Processes in News Media: the Experience of Graphic Presentation

 

Вырковский Андрей Владимирович
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, a.v.vyrkovsky@gmail.com

Andrei V. Vyrkovsky
PhD, Associate Professor at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, a.v.vyrkovsky@gmail.com

 

Аннотация
Автор рассматривает процесс производства информационного новостного продукта с точки зрения операционного менеджмента. В статье исследуются возможности графического анализа для изучения бизнес-процесса создания текста, проводится декомпозиция соответствующих процессов. В статье ставятся перспективные исследовательские вопросы, ответы на которые необходимы для создания модели бизнес-процесса подготовки новостных материалов.

Ключевые слова: операционный менеджмент, графический анализ, декомпозиция процессов, исследовательские вопросы, модель бизнес-процесса.

Abstract
The author considers the process of news production from the viewpoint of operations management. In the article, the capabilities of graphic analysis for researching the business process of text creation are explored and the respective processes are decomposed. Prospective research questions the answers to which are essential in creating the model for the business process of news production are raised in the article.

Key words: operations management, graphic analysis, decomposition of processes, research questions, model for the business process.

 

Работа корреспондента в современных масс-медиа, ориентированных на предоставление аудитории новостной информации, быстро трансформируется. Причина тому – развитие онлайновых форм доставки информации.
Влияние этих форм на работу редакции может рассматриваться в двух аспектах:

  • Влияние с «внешней стороны». Конкурентная среда, в которой живет и работает новостное СМИ, становится все более жесткой. Во-первых, это происходит за счет депрофессионализации работы журналиста (практически каждый может сообщать новости неограниченной аудитории с помощью интернета – если он или она узнают их первыми). Во-вторых, само по себе количество конкурентов несоизмеримо возросло: практически все современные средства массовой информации имеют собственные сайты, на которые постоянно выгружается большой объем контента, в том числе и оригинального новостного. Фактически это означает, что все СМИ конкурируют со всеми1.
  • Влияние с «внутренней стороны». Сама по себе работа журналиста по поиску, сбору, обработке, анализу, интерпретации, презентации и верификации информации с развитием интернета давно и кардинальным образом изменилась. Появление платных и открытых баз данных резко сокращает объем и трудоемкость исследовательской работы, размещенные в Сети инструменты для обработки данных облегчают анализ материалов, доступ к архивам СМИ в интернете помогает в поиске информации. Список усовершенствований, которые облегчают работу журналиста и коренным образом ее меняют, можно продолжать и дальше.

С нашей точки зрения, такое положение дел требует, прежде всего, максимально точного понимания того, какие процессы/операции вынужден ежедневно выполнять сотрудник новостной редакции при подготовке информационного продукта. Знание этих процессов, в свою очередь, позволит оптимизировать работу корреспондента.
В данном случае речь идет о так называемом операционном/процессном управлении – вычленении основных типичных рабочих процессов и управлении каждым из них по отдельности. Одним из ключевых принципов операционного управления является так называемая декомпозиция – разукрупнение крупных процессов до все более мелких2. Это дает понимание, во-первых, из чего состоит работа сотрудника (в данном случае, корреспондента),   и, во-вторых, какие элементы в ней нужно изменить для получения лучшего результата.
Графическая форма представления модели процессов (бизнес-процессов), протекающих в компании (в данном случае ? в редакции), с нашей точки зрения, является оптимальной благодаря ее наглядности. Попробуем «разобрать» работу современной новостной редакции в таком виде.
В целом работа новостного (да и вообще любого) СМИ может быть представлена в таком виде (Рис. 1).

Рисунок № 1. Принципиальная схема работы редакции СМИ

Мы сознательно оставляем в стороне специфику коммерческой деятельности редакции: это предмет специальных разработок.
Рисунок № 1 иллюстрирует принципиальную схему работы редакции СМИ. Однако она тоже неоднородна: ее условно можно разбить на три блока: «корреспондентский», «редакторский», «выпускающий». Схема бизнес-процессов, протекающих в этих трех блоках в их взаимодействии, достаточно сложна, однако неплохо описана (пусть и с использованием иной терминологии) в отечественных трудах3.

Рисунок № 2. Блоки бизнес-процессов редакции

Безусловно, каждый из блоков включает в себя массу бизнес-процессов, различным образом связанных как внутри каждого из блоков (например, «редактирование текста редактором» ? «просмотр текста главным редактором либо заменяющим его лицом» ? «редактирование текста литературным редактором»; «выгрузка текста на сайт» ? «верстка текста для печатной версии»), так и между различными блоками («сдача текста редактору» ? «постановка дополнительного вопроса редактором» ? «ответ на дополнительный вопрос редактора» ? «постановка дополнительного вопроса редактором» ? «работа над текстом» ? «сдача текста редактору»).
Мы склонны полагать, что именно «корреспондентский» блок бизнес-процессов претерпевает самые масштабные и специфические трансформации в связи с описанными в начале статьи процессами. «Редакторский блок» процессов, по большому счету, испытал «косметические» изменения, связанные, прежде всего, с особенностями работы в редакционно-издательских системах, основа же работы редактора осталась прежней. Процессы «выпускающего блока», безусловно, серьезно трансформировались, но, опять-таки, изменения касаются прежде всего технических аспектов работы редакции:  процедур верстки, выгрузки текстов на сайт, цифровой обработки изображений и т.п.
Поэтому мы сосредоточились на «корреспондентском» блоке процессов, которые выполняются непосредственно журналистами – в конечном итоге именно на их работе «держится» вся редакция.
Очень грубое и приближенное графическое представление «корреспондентского» и – частично – «редакторского» блока процессов дано на рисунке № 3.

Рисунок № 3. Бизнес-процессы в работе корреспондента.

Это крайне грубая схема работы корреспондента, причем  как новостного, так и работающего в аналитических печатных либо онлайновых средствах массовой информации. Процессами, которые не относятся к работе корреспондента, здесь являются «обработка заявки редактором», «обработка текста редактором» (их мы включили в схему для понимания алгоритма работы). Синими стрелками мы обозначили «выходы» «вторичных» бизнес-процессов – тех, которые не имеют альтернативных «выходов». Такие процессы не могут закончиться ничем, т.е. иметь «отрицательный» выход ? поиск темы обязательно должен завершаться подготовкой заявки, сбор информации обязательно должен привести к написанию текста.
Желтые стрелки, наоборот,  «выходы» «первичных» бизнес-процессов ? те, которые могут иметь альтернативу. Так, процесс «обработки заявки редактором» может привести как в процессу «сбор информации» (в случае «положительного» завершения процесса), так и к процессу «поиск темы» ? если заявка отвергнута редактором. Процесс «обработка текста редактором» может трансформироваться, как минимум,  в четыре процесса: «сбор информации» (если для переработки текста необходима дополнительная фактура), «написание текста» (если переработка текста нужна, но возможна без дополнительного сбора информации), «постановка дополнительного вопроса редактором» (и, соответственно, далее ? в «ответ на дополнительный вопрос редактора»), а также «работа корректора» (если текст редактора устраивает, и он, внеся некоторые поправки, готов отдать его в дальнейшую работу по выпуску). Мы не настаиваем на том, что этот список полон, в некоторых случаях он может быть расширен: например, если в редакции выгрузка текста на сайт предваряет  работу корректора. Также в редакции (особенно журнальной) может работать и литературный редактор, возможна также и верстка до начала работы корректора. Тем не менее, это частности, которые фактически не влияют на общий алгоритм.
Как видно из рисунка № 3, большая часть процессов «корреспондентского» блока является «вторичной», то есть должна иметь «положительный выход». В то же время «редакторские» процессы, наоборот, являются первичными, то есть предполагают альтернативные «выходы».
Таким образом, описанная выше схема, как мы уже отмечали, является  грубой и, кроме этого, может относиться к любому печатному или онлайновому СМИ.
Для того чтобы понять специфику работы новостной редакции и особенности ее трансформации, необходимо провести декомпозицию основных процессов «корреспондентского» блока: «поиск темы», «сбор информации» и «написание текста».
Принципиальным для работы по декомпозиции этих процессов является выявление и графическое отображение количества, типа/вида и порядка/иерархии выделяемых более мелких бизнес-процессов.
Попробуем схематично изобразить декомпозицию процесса «поиск темы». Сразу оговорим: мы не пытаемся дать его исчерпывающее  описание. Для этого необходимо серьезное, масштабное исследование, провести которое мы планируем в ближайшем будущем. Пока же это – попытка концептуализации того, как работают новостные масс-медиа (см. рис. №4).

Рисунок № 4. Декомпозиция бизнес-процесса «поиск темы»

Приведенная выше схема декомпозиции бизнес-процесса «поиск темы» представлена в упрощенном виде: мы не отмечали многочисленные варианты «закольцовывания» процессов, а также не выделяли взаимосвязи между ними. Помимо этого, приведенный нами список процессов не является исчерпывающим (именно поэтому мы оставляли незаполненными последние элементы схемы).
Тем не менее, даже в таком виде схема требует некоторой расшифровки.
Прежде всего, в схеме не только приведены бизнес-процессы как таковые, но и дана приблизительная классификация этих процессов («активные способы поиска» ? «пассивные способы поиска»; «интернет-поиск» ? «“телефонный” поиск» ? «“личный” поиск» ? «поиск “по интернет-почте”»; «агрегация входящей информации» ? «агрегация заданий»).
Кроме того, несмотря на то что в схеме мы отмечали приблизительный порядок выполнения бизнес-процессов («1…», «2…», «3…» и т.п.), это вовсе не означает, что реальная работа над материалом простроена именно таким образом. Во-первых, некоторые операции могут проводиться параллельно, во-вторых, многие процессы взаимосвязаны (так, положительное завершение одного процесса может означать остановку всех остальных). И, наконец, самое главное: каждый материал корреспондента уникален, поэтому идеальной схемы бизнес-процессов как таковой вообще не существует, можно описать только наиболее распространенные варианты таких схем. А это требует дальнейшего эмпирического исследования.
Следует отметить интересный факт: декомпозиция любого из базовых процессов в работе журналиста («поиск темы», «сбор информации», «написание текста») дает множество мелких бизнес-процессов «первичного» вида – они имеют альтернативные «выходы». Так, любой из процессов, направленных на поиск темы, может быть закончен подготовкой заявки, но в то же время он может быть закончен и ничем: после его завершения корреспондент перейдет снова к процессу поиска темы, правда, другого вида. Но базовый процесс «поиск темы» вторичен: он не имеет альтернативного «выхода», тема в любом случае должна быть найдена.
Из-за того, что на данном этапе нашего исследования невозможно создание принципиальной схемы (схем) базовых бизнес-процессов работы над новостью, мы не стали проводить соответствующую схематизацию процессов «сбор информации» и «написание текста». Однако мы считаем, что в данной статье доказали возможность графического анализа и обозначили его перспективы при исследовании процессов, направленных на подготовку новостного материала.
Конечно, построение принципиальной схемы работы корреспондента новостного масс-медиа требует дальнейшего исследования.
Учитывая, что принципиальным в этом случае является знание количества, типа/вида и порядка/иерархии бизнес-процессов,  необходимо в ближайшее время выполнить следующие задачи (в отношении как печатной, так и онлайн-версии СМИ):

  • Составить максимально полный список бизнес-процессов «корреспондентского» и отчасти «редакторского» блоков в новостной редакции.
  • Определить, какие «первичные» процессы чаще всего приводят к «положительным» результатам – то есть перетекают в качественно новые бизнес-процессы.
  • На основании этого знания построить принципиальную схему (схемы) работы корреспондента новостного СМИ с учетом объективной «эффективности» того или иного процесса
  • Провести хронометраж бизнес-процессов в работе корреспондентов – определить, сколько времени занимает тот или иной процесс.
  • На основании этого знания скорректировать принципиальную схему (схемы) работы корреспондента новостного СМИ с учетом «времяемкости» того или иного процесса.
  • Провести анализ субъективных критериев оценки «выходов» бизнес-процессов: почему и как редактор или корреспондент принимает решение о «положительном» или «отрицательном» «выходе» бизнес-процесса.
  • На основании этого знания скорректировать принципиальную схему (схемы) работы корреспондента новостного СМИ с учетом  специфики принятия решений при оценке «выхода» того или иного процесса.

Эти исследовательские вопросы требуют значительных организационных усилий, но, тем не менее, мы полагаем, что они необходимы для понимания и оптимизации деятельности новостных редакций в условиях быстро меняющихся практик работы корреспондентов.

 


  1. См.: Вырковский А.В. Операционный менеджмент в СМИ: актуальные вопросы / Ежегодник 2012. Экономика и менеджмент СМИ / Отв. ред. и сост. Е.Л.Вартанова. М., 2013.
  2. Стерлигова А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент: Учеб. пособие. М., 2009. С. 112.
  3. См.: Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.