Languages

You are here

Новые способы коммуникации российской оппозиции с электоратом

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

New Forms of Communication with the Russian Oppositional Voters

 

Тощева Анна Витальевна
аспирантка кафедры интегрированных коммуникаций факультета Прикладной политологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», fest06@bk.ru

Anna V. Toscheva
PhD student at the chair of integrated communications, Faculty of Applied Political Sciences, National Research Institute Higher School of Economics, fest06@bk.ru

 

Аннотация
В последних избирательных кампаниях и системная, и несистемная оппозиция принимала активное участие и успешно мобилизовала протестный электорат с помощью новых технологий. В считанные годы коммуникационный ресурс серьезно трансформировался, перейдя в электронное поле, и потребовал от оппозиции умения соответствовать современным коммуникационным тенденциям. Оппозиция этот вызов приняла: выступления в интернет-СМИ, троллинг в комментариях, дебаты и вирусные ролики1 для YouTube, блоги в формате личных размышлений лидеров, движения в соцсетях, демотиваторы и работа на корпоративных сайтах – все это новые способы привлечения на свою сторону электората, рассматриваемые в данной статье.

Ключевые слова: российская оппозиция, коммуникационный ресурс, общество, электронная среда, блоги.

Abstracts
During the latest election campaign both system and nonsystem opposition successfully engaged new technologies to mobilize protest moods among Russian voters. In a few years the communication resource seriously transformed itself by stepping into the electronic field and make the opposition leaders follow the latest communication trends. The Russian opposition accepted this challenge: regular appearance in online-media, trolling in comments, debates, virus videos on YouTube, blogs in form of leaders’ personal reflections, movements in social networks, demotivational posters and working on corporate web-sites – all these new ways of attracting the voters are analyzed in the following article.

Key words: Russian opposition, communication resource, society, electronic field, blogs.

 

В современном российском медиапространстве политической оппозиции отведено периферийное место. Ей доступно ограниченное число коммуникационных ресурсов, и на протяжении долгого времени основным ее средством самовыражения и привлечения на свою сторону потенциальных избирателей были уличные акции. В последние годы наметилась явная тенденция использования оппозицией иных способов общения с людьми. Речь идет о различных PR-технологиях, связанных с распространением информации в сети интернет и огромными коммуникационными возможностями этого относительно нового медиаресурса.

По мнению ряда политологов, сегодня в России диалог власти с обществом, считающийся высокоэффективным и малозатратным способом подготовки политического решения и достижения его эффективности2, если и не исчез совсем, то находится в глубоком кризисе. К примеру, ставшее традиционным общение президента России с народом в телеэфире (первую такую прямую линию В. Путин провел 24 декабря 2001 г.) многими сейчас воспринимается как «декоративное», несерьезное, в частности, из-за явной премодерации вопросов и предсказуемости ответов. Стоит также отметить, что за последние годы политика закрытости, «осторожничанья» власти распространилась на все уровни чиновничье-бюрократического аппарата.

В этой ситуации к концу 2000-х гг. именно интернет становится основной площадкой для дискуссий, важным местом сосредоточения различных взглядов по ключевым вопросам. Именно в интернет пришли новые лидеры оппозиции3, активно используя инновационные методы коммуникации с обществом. Если до недавнего времени концентрация ключевых ресурсов (административного, финансового, экономического, информационного) находилась у «партии власти» и ее кандидатов на президентский пост, то электоральные кампании 2011-2012 гг. продемонстрировали, что российской политической оппозиции медленно, но верно удалось аккумулировать общественное внимание и за счет этого расширить собственную ресурсную базу, что, в частности, выразилось и в росте протестных общественных настроений.

Однако протест в России не повсеместен, фактически им охвачена в большей степени Москва, в меньшей степени – другие города-миллионники. Население остальных территорий воспринимает публичную политику из репортажей «Первого канала» телевидения, а также иных многочисленных подконтрольных государству СМИ, тем самым получая неполную информацию, представленную лишь под одним углом зрения. Связано это в первую очередь с недостатками технического обеспечения, неумением людей адаптироваться к новым современным реалиям. В российских деревнях отсутствует интернет, население не имеет возможности следить за Twitter-трансляциями митингов или читать ЖЖ. Но в городах-миллионниках информационная среда принципиально другая, поэтому неудивительно, что, столкнувшись с феноменом массовых протестов, первый замруководителя администрации Президента РФ Владислав Сурков назвал их участников «рассерженными горожанами». Сохраняющуюся в современной России фрагментированность телекоммуникационного пространства и «выключенность» отдаленных регионов из виртуального стандарта коммуникации отмечает Ю. Лекторова – автор диссертации «Политические коммуникации в сетевом ландшафте: акторы и модели взаимодействия»4.

Итак, толчок развитию антиправительственных движений в России в 2011-2012 гг. дала гражданская активность в интернете – единственном безоговорочно доступном оппозиции коммуникационном ресурсе в условиях, когда право на свободу собраний можно реализовать лишь на виртуальных площадках (Youtube, Twitter, LiveJournal и в соцсетях). Вслед за А. Навальным недовольные ситуацией в стране учащиеся вузов и представители среднего класса стали в открытую заявлять в Сети о провале модернизации, обличать коррупционную вертикаль, слияние власти и бизнеса в лице приближенных к президенту чиновников, обвинять «партию власти» в нечестной политической конкуренции, призывая при этом к соблюдению конституционного процесса, а не к революции.

Системные оппозиционные политические партии («Яблоко», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР) с помощью инновационного коммуникативного ресурса постарались максимально мобилизовать протестный электорат и выразить официальной власти свое несогласие с проводимым ею курсом в новом политическом цикле, который начался выборами в Государственную Думу 2011 г. и президентской электоральной кампанией 2012 г. Какие же способы при этом были использованы?

Единственной партией, не поддержавшей ни явно, ни косвенно идею консолидации оппонентов «Единой России» с целью ее вытеснения из парламента, оказалось «Яблоко». Под лозунгом «Достали овощи – голосуй за “Яблоко”» эта партия выразила свою позицию непримиримости объединения демократов и представителей других взглядов, запустив в интернет видеоагитацию: «Скоро выборы. В политическом меню России как всегда четыре блюда: есть традиционная красная похлебка с привкусом советской столовой [в кадре появляется логотип КПРФ. – А.Т.], имеется ядовитая смесь с душком национализма, ну, конечно, в обилии представлены самодовольные распаренные овощи с подмоченными номенклатурными корочками, фаршированные синими мигалками. Ну что, достали овощи? Голосуй за “Яблоко”!» «Яблоко», выступающее против административного давления, националистических выкриков и неприкасаемых чиновников, произвело и широко распространило в YouTube большое количество роликов в жанре мокьюментари – псевдодокументалистики, когда на экране случайно остановившиеся прохожие «из народа» начинают профессионально размышлять о судьбе страны, давать компетентные оценки политической системе.

Что касается «Справедливой России», то в обеих предвыборных кампаниях она активно использовала традиционные для интернет-агитации шаги: продвижение в блогосфере (комментарии к чужим постам, написание собственных постов, ведение личного журнала лидера партии Сергея Миронова), размещение рекламных материалов в ведущих интернет-СМИ, поддержка сообществ и реклама в социальных сетях, контекстная реклама в поисковых системах «Яндекс» и Google. Однако и тут не обошлось без новшеств. Дело в том, что в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона о политических партиях, с 1 января 2012 г. более чем в половине субъектов Российской Федерации любая политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 150 членов. В этих условиях партии озадачены вопросом: как рекрутировать сторонников в региональные отделения? Одним из решений проблемы в данной ситуации становится использование контекстной рекламы, ведущей на официальный сайт партии и сайты региональных отделений (что, кстати, активно использовали ЛДПР и КПРФ). Однако «Справедливая Россия» пошла дальше своих коллег и создала собственную социальную сеть «Соратники» «для людей с активной гражданской позицией». Проект реализован по инициативе Сергея Миронова и призван обеспечить возможность общения сторонников партии друг с другом и ее лидерами, выработку и принятие с помощью голосования в Сети рекомендаций по работе партии и ее фракций в законодательных органах власти, сотрудничества участников сети в реализации целей партии (в т.ч. участие в избирательных кампаниях), организации социальной взаимопомощи участников сети. Среди заявленной целевой аудитории соцсети – члены и активисты партии, сочувствующие партии, политически активные пользователи интернета, молодые избиратели, представители политической элиты. С помощью этого проекта эсеры пытались реализовать комплекс пропагандистских целей: добиться роста популярности партии у молодежи, среди наиболее активной части аудитории веб-ресурсов и среди пользователей социальных сетей, обеспечить рост авторитета у левых избирателей, в наибольшей степени открытых для идей прямой сетевой демократии и сотрудничества, и рост влияния в правящей элите - как партии, создавшей эффективный инструмент конструктивного воздействия на протестную аудиторию в условиях кризиса5.

Помимо этого «справедливороссы» развернули в сети баннерную кампанию. Баннеры их производства – графические элементы страницы, содержащие гиперссылку на сайт рекламодателя или страницу с дополнительной информацией – были выполнены в стиле дорожных знаков и карикатурно изображали деятельность «Единой России»: сигарета, расположенная в красном запрещающем круге, сопровождается текстом: «Выбор за тобой – бросай ЕР», в предупредительный треугольный символ помещен чиновник-хапуга, сидящий за столом «ЕдРа», с надписью: «Осторожно! Коррупция!» Многие баннеры были доступны для скачивания в виде принтов – предполагалось, что их можно будет распечатывать и использовать как агитматериалы для распространения в местах скопления людей.

До 2011 г. определенный уровень интереса к общественно-политическому видео существовал, но был несопоставим с развлекательным контентом. Во время предвыборной кампании 2011 г. наблюдалось массовое участие аудитории в производстве общественно-политического видеоконтента, поощряемое оппозиционными деятелями (А. Навальный даже объявил в своем блоге конкурс на лучший ролик против «Партии жуликов и воров», три победителя которого удостоились солидного денежного приза); прогнозировался дальнейший рост интереса к распространению, а главное – к производству подобных материалов. Партия КПРФ также внесла свой вклад в создание вирусного контента и приумножила количество видео, агитирующего избирателей прийти на выборы и отдать свой голос против партии, олицетворяющей существующий государственный строй. Остроумные ролики, смешавшие телевизионные хроники соревнований в популярности двух российских лидеров и кадры мировых блокбастеров («2012» и «Титаник»), набрали миллионы просмотров на YouTube. Сюжеты существовали в Cети до сентября 2011 г., то есть в течение того времени, когда еще не было до конца ясно, кто из участников тандема будет принимать решения в стране в ближайшее время. С ключевой задачей обращения к технике вирусного видео – вовлечения аудитории до той степени, чтобы пользователи сами принялись распространять ролики по списку своих контактов в социальных сетях – КПРФ справилась блестяще. Разъяснительная работа с избирателями велась и на официальном сайте партии.

Свою предвыборную программу ЛДПР традиционно опубликовала на собственном корпоративном ресурсе, но к рекламе в интернете подошла творчески, не экономя бюджет на различные ее виды: в сервисе «Яндекса. Директ» выпускались объявления, стимулирующие пользователей перейти на официальный сайт партии и официальные сайты региональных отделений; в социальных сетях были разработаны баннеры медийной рекламы, ведущие на страницу группы ЛДПР «ВКонтакте» (http://vkontakte.ru/liberal_democratic_party). Главе партии В. Жириновскому завели микроблог в Twitter, дневник в LiveJournal, аккаунт в сети «Мой Мир». С целью поддержания скандального имиджа лидера ЛДПР в интернете регулярно выкладывались снятые на любительскую камеру новые сюжеты: видеодрак с участием Жириновского или его речь в состоянии алкогольного опьянения («Джордж, посмотри какое небо, Багдад!»). По состоянию на декабрь 2011 г. в результатах выдачи «Яндекс-видео» по запросу «ЛДПР» значилось 11 056 роликов. По тегу «ЛДПР» было запущено огромное количество демотиваторов – пародий провокационного характера на мотивационные плакаты, предназначавшиеся для создания настроения в школах, университетах и на рабочих местах. Демотиваторы ЛДПР в соответствии с их жанровыми особенностями были выполнены на черном фоне, основывались на предвыборном лозунге «Хватит терпеть» («Парни ходят в уггах – хватит это терпеть!», «Зима без снега – хватит это терпеть!») и мгновенно обрели популярность среди посетителей интернет-сервисов, вызвав в них интерес к написанию новых мемов под фото В. Жириновского.

Из приведенных выше примеров становится очевидным, что сегодня оппозиционная среда имеет потенциал использования коммуникационного ресурса для возобновления альтернативного политического процесса. Пока остается неясным, будут ли недовольные участники «Марша миллионов» и лагеря «АккупайАбай» создавать партии, регистрировать их и набирать голоса на выборах, отвоевывая у команды власти свое право участвовать в российском политическом процессе. Тогда системной оппозиции придется развивать не каналы, а смыслы коммуникации, прекратить разговоры о действующей власти и предложить взамен новые программы. Возможно, Г. Павловский прав и вина за неспособность сотрудничать по выработке политических решений лежит не только на власти, но и на оппозиции – оппонирующая идентичность в России представляет себя как внешнюю силу, которая потом, когда «свирепая власть накроется», придет и поднимет ее. Естественно, такие политические «сигналы извне» могут вызвать у государственной системы только полицейский интерес6, но при попытках подключиться к обсуждению государственных дел оппозиция вправе требовать, чтобы в ее адрес не применяли силу.

В 2010-х гг. рост фактора «оппозиционности» обеспечила практика использования оппозицией принципиально иных коммуникационных техник. Если раньше системная оппозиция появлялась на телеканалах во время дебатов перед парламентскими или президентскими выборами и готовилась к ним как к единственному способу донести до электората свою программу, то теперь она производит контент в тех интернет-сервисах, куда пользователи приходят ежедневно и где они могут даже ненамеренно с ним соприкоснуться. Протестные настроения, набравшие обороты в последние полгода, повлияли на общественное сознание: впервые за десять лет политические дебаты, дискуссии и думские заседания стали предметом длительного, устойчивого интереса населения.

 


  1. Вирусный ролик – это видео, степень распространения которого зависит от вовлеченности зрителей и их готовности пересылать его по своим контактам («социальные рекомендации»).
  2. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 98.
  3. В рамках научного дискурса можно выделить два основных подхода в определении сущности политической оппозиции: первый из них можно условно обозначить как политологический, т.е. такой, при котором под оппозицией понимаются лишь институционально оформленные политические субъекты, ведущие линию политического противодействия, сопротивления господствующим взглядам, политике и практике большинства. Второй подход, определяемый как социологический, позволяет расширить смысл термина «политическая оппозиция» и предлагает понимать под ним любое общественное недовольство или инакомыслие, которое может иметь организованные формы противодействия власти, а может быть и не организованным в политические институты.
  4. Лекторова Ю. Политические коммуникации в сетевом ландшафте: акторы и модели взаимодействия: автореф. дис. … канд. полит. наук. Пермь, 2011. С. 10.
  5. http://soratniki-online.ru/ (дата обращения 27.08.2012).
  6. Павловский Г.О. Власть и оппозиция / Глеб Павловский. М., 2005. С. 11-12.