Languages

You are here

Пресса Франции в 2010 году: особенности рыночных стратегий

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

French Press in 2010: Peculiarities of Market Strategies

 

Захарова Милана Владимировна
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, milana.z@mail.ru

Milana V. Zakharova
PhD in philology, Assistant Professor at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, milana.z@mail.ru

 

Аннотация
В статье анализируются рыночные стратегии ежедневной прессы Франции в 2010 г. в контексте феномена бесплатного потребления информации в эпоху цифровых технологий. Особое внимание уделяется перераспределению акционерного капитала в газетах «Монд», «Трибюн», «Либерасьон». Также исследуются особенности продвижения на рынке бесплатных информационных ежедневных газет.

Ключевые слова: ежедневная пресса, рыночные стратегии, инвестиции, цифровые технологии, бесплатные информационные ежедневные газеты.

Abstracts
The article analyses French press market strategies in 2010 in the context of free information consumption phenomenon in the digital technologies era. Special attention is paid to the changes in capital stock of newspapers The Monde, The Tribune, The Liberation. The article also examines the peculiarities of the market progress of free daily newspapers.

Key words: daily press, market strategies, investment, digital technologies, free daily newspapers.

 

В конце ХХ – начале XХI вв., в эпоху развития цифровых технологий, под угрозу поставлено само существование прессы как способа доставки информации. Информация стала распространяться в виртуальном пространстве в режиме реального времени, широкое распространение получил бесплатный доступ к ней. Систему, в которой сама информация рассматривалась как товар, потеснила система, в которой информация становится бесплатной, что не только способствует развитию новых способов культурного обмена и социального взаимодействия, но и ставит проблему адаптации прессы к новым условиям, необходимости поиска новых экономических моделей для выживания.

 

Инвестиции в прессу в цифровую эпоху

Далеко не все эксперты настроены пессимистично относительно будущего прессы. Бертран Пекери, директор Международного форума издателей (World Editors Forum), уверен, что у бумажной газеты и ее интернет-версии хорошие перспективы. «Всегда был и остается большой спрос аудитории на информацию: сегодня речь идет не о кризисе информации, а о кризисе экономической модели прессы. Индустрия транспорта с успехом перешла от карет к автомобилям и более века активно развивается. Я убежден, что цифровая революция дает прессе такую же возможность, поскольку новая технология – это решение, а не проблема. Весь вопрос состоит в том, сумеют ли группы “старых СМИ” адаптироваться…»1, – говорил он в интервью экономической газете «Эко» (Les Echos).

По мнению французских исследователей, в секторе прессы произошли два основных изменения: появились новые конкуренты (бесплатные информационные газеты, «чистые» информационные интернет-сайты (англ. pure players), т.е. сайты, информация которых доступна только в электронном виде); и произошел переворот в экономической модели изданий, который обусловлен и тем, что читатели все реже готовы платить за право быть информированными2. Самой уязвимой в этой ситуации оказалась ежедневная платная газета. Пример Франции в этой связи наиболее показателен. Большинство ежедневных газет (в большей степени это касается национальных изданий), сильно пострадавших от затяжного кризиса прессы, начавшегося во Франции еще в 1970−1980 гг., переживают экономические трудности.

После сложного периода 2008-2009 гг. положение прессы во Франции стабилизировалось. «Конечно, утраченные в 2009 г. позиции не были полностью восстановлены, но сокращение распространения прекратилось. Некоторые издания продемонстрировали положительную динамику»3, – отмечал Патрик Бартеман, генеральный директор Организации подтверждения распространения – ОЖД (OJD). В 2010 г. французские газеты обновляли формулу («Эко», «Паризьен» (Le Parisien), «Франс-суар» (France-Soir), обогащали предложение своих сайтов, усовершенствовали предложения для мобильных телефонов и iPad.

Такое внимание к интернету хорошо подтверждают следующие цифры. Если доля бюджета домохозяйств, выделяемая на СМИ, в последние годы увеличивалась медленно (8,4% совокупного дохода или 2 348 евро в 2010 г., +1% по сравнению с 2009 г.), а прогресс аудитории «традиционных СМИ» либо крайне незначительный, либо (и это хороший показатель) их аудитория стабильна, то интернет продолжает все активнее проникать в ежедневную жизнь французов4. Только в декабре 2010 г. Сетью воспользовались 38,3 млн жителей Франции, что на 10% больше, чем год назад. Информационные сайты посещаются в первую очередь, их аудитория за год увеличилась более чем на 10% (в декабре – на 15,8%). Более половины пользователей (53%) при поиске информации о текущих событиях отдают предпочтение сайтам прессы5.

Однако наряду с поиском инновационных решений, новых источников дохода, способов «монетизации» содержания прессы в цифровую эпоху, 2010 г. был отмечен целым рядом сделок, в результате которых произошло очередное перераспределение акционерного капитала в основных ежедневных газетах Франции.

Напомним, что в первом десятилетии ХХI века ежедневная пресса Франции претерпела кардинальные изменения в результате перераспределения собственности. Заметную роль на рынке прессы начали играть военно-промышленные и финансовые группы, инвестиционные фонды. В 2004 г. одна из старейших газет Франции «Фигаро» (Le Figaro) перешла под контроль авиапромышленника Сержа Дассо, а основным владельцем газеты «Либерасьон» (Libération), находившейся в сложной экономической ситуации, стал банкир Эдуард Ротшильд. В 2007 г. произошла смена владельцев экономических газет «Эко» и «Трибюн» (La Tribune). А массовая газета «Франс-суар» в первое десятилетие нового века пять раз переходила из рук в руки и приносила одни убытки. В 2010 г. эта тревожная тенденция получила дальнейшее развитие. Самый большой резонанс получила смена владельцев контрольного пакета акций газеты «Монд» (Le Monde), оказавшейся на пороге банкротства. Большие перемены произошли также в газетах «Трибюн» и «Либерасьон».

Такие газеты, как «Монд», «Фигаро», «Эко», воспринимаются во французском обществе как часть национального достояния, культурной идентичности страны. Более того, эти издания – неотъемлемый инструмент демократии, обеспечивающий плюрализм мнений. Особенности концентрации СМИ по-французски вызывают бурные дебаты в профессиональном сообществе, обеспокоенном будущим прессы. С одной стороны, финансово-промышленные группы во Франции тесно связаны с властью и часто зависят от государственных заказов, что ставит под вопрос независимость и объективность принадлежащих им изданий и подрывает капитал доверия аудитории. С другой стороны, появление национальных инвесторов, готовых финансировать развитие газет, несмотря на то, что в настоящее время инвестиции в прессу крайне рискованны, вызывает и положительные оценки. Для Франции, где ежедневная газета всегда была элементом политической и культурной жизни, это особенно важно.

 

Национальная ежедневная пресса

После «черного» 2009 г., в течение которого распространение национальных ежедневных газет сократилось на 3,5%, в 2010 г. оно возросло на 1,6% и составило 1 млн 598 тыс. экз. ежедневно6. К самым важным событиям 2010 г. относится, безусловно, смена владельцев ежедневной газеты «Монд». Большой резонанс получили события в «Трибюн» и «Либерасьон». Пресса также широко освещала возможную продажу «Паризьен-Ожурдюи ан Франс» (Parisien-Aujourd’hui en France) группой «Амори» (Amaury). Кроме того, большое внимание было уделено деятельности бизнесмена А. Пугачева, связанной с попыткой возрождения «Франс-суар».

 

Распространение национальных ежедневных газет в 2010 г7.

«Фигаро»

316 732

+0,77%

«Экип» (L’Equipe)

302 147

-0,32%

«Монд»

286 348

-0,59%

«Ожурдюи ан Франс»

169 227

-7,82%

«Эко»

115 706

-4,66%

«Либерасьон»

113 099

+1,36%

«Круа» (Croix)

94 439

-0,73%

«Франс-суар»

(новая формула)

74 531

(март − декабрь 2010 г.)

 

«Трибюн»

68 813

+2,3%

«Юманите»

(L’Humanité)

48 118

+0,66%

 

Читательская аудитория ежедневных газет в 2009-2010 гг8.

«20 Минют» (20 Minutes) 2 733 000
«Метро» (Metro) 2 444 000
«Экип» 2 310 000
«Ожурдюи ан Франс» 2 231 000
«Монд» 1 872 000

«Директ Виль Плюс»

(Direct Ville Plus)

1 752 000
«Фигаро» 1 288 000

«Директ-суар»

(Direct Soir)

1 043 000
«Либерасьон» 783 000

 «Монд».При торговом обороте 397 млн евро в 2009 г. потери группы «Монд» (более 1 000 сотрудников, из них 280 – журналисты ежедневной газеты «Монд») составили 25,2 млн евро9. Несмотря на все надежды персонала, избежать прихода новых инвесторов не удалось. Долги группы исчисляются десятками миллионов евро, распространение газеты «Монд» сократилось за последние пять лет более чем на 20% (360 тыс. экз. в 2005 г.)10. В результате рекапитализации группы «Монд» в 2010 г. произошло перераспределение акционерного капитала. Контрольный пакет акций теперь принадлежит финансово-промышленному капиталу, а не Обществу журналистов ежедневной газеты «Монд», что было гарантом ее независимости с момента основания издания. Инвестировав 110 млн евро, основными акционерами стали банкир Матье Пигасс, бизнесмен Пьер Берже и патрон интернет-провайдера «Фри» (Free) Ксавье Ньель. Сумеет ли газета «Монд» − символ качественной, независимой и объективной информации во Франции − сохранить свое уникальное положение, остается открытым.

В конце декабря цена издания была увеличена на 10 сантимов и достигла 1,50 евро, а в пятницу, когда газета продается вместе с журналом «Монд магазин», ее стоимость составляет теперь 2,60 евро.

«Фигаро». Торговый оборот группы «Фигаро», составляющий более 520 миллионов евро (20% представляет деятельность в интернете), в 2009 г. сократился на 64 млн евро, но на рентабельности это не сказалось11. Мультимедийная стратегия, не первый год реализуемая вокруг марки «Фигаро», подтвердила свою эффективность и в 2010 г. Группа закончила год с положительным балансом, а газета «Фигаро» сохранила первое место по распространению среди платных национальных ежедневных газет.

С начала 2010 г., как и было запланировано, пристальное внимание уделялось развитию платной зоны сайта. Полагая, что задача ежедневной газеты в эпоху интернета, когда читателю доступно большое количество бесплатной информации зачастую сомнительного происхождения, состоит в подготовке качественного контента, «Фигаро» переходит на смешанную модель: часть информации, как и прежде, находится в бесплатном доступе, но при этом параллельно создаются зоны, доступные только подписчикам. Так, раздел сайта «Мон “Фигаро”» (Mon Figaro), который первоначально был сообществом читателей и имел большой успех, был разделен на три части. «Мон “Фигаро” Коннект» (Mon Figaro Connect) остался бесплатным для членов сообщества. «Мон “Фигаро” Селект» (Mon Figaro Select) за 5 евро в месяц предлагает подписчикам выборку редакционных материалов, статьи известных журналистов издания по разным вопросам, ограниченный (30 ежемесячных консультаций) доступ к архиву издания с 1997 г. В разделе «Мон “Фигаро” Дижиталь» (Mon Figaro Digital») за 12 евро в месяц ежедневно предлагается электронная версия газеты для мобильных телефонов и iPad, специальные редакционные материалы по актуальным вопросам и возможность доступа к архивным материалам (90 ежемесячных консультаций). К интересным нововведениям можно отнести проект «“Фигаро” по-английски» (Le Figaro in English), в рамках которого часть статей издания (в сокращенном виде) ежедневно предлагается на английском языке, а также еженедельную выборку публикаций газеты «Нью-Йорк таймс» (The New York Times), переведенную на французский язык.

«Фигаро» продолжает развивать стратегию мультимедийной газеты в век интернета. Летом 2008 г. у издания появилась собственная телестудия, где в партнерстве с компанией «Оранж» (Orange, провайдер телекоммуникаций) готовятся две программы: «Ток» (англ. Talk) и «Бюз медья» (фр. Buzz Media). Обычно это короткие (около 7 минут) интервью с известной персоной, которые можно смотреть в интернете. В 2009 г. было подготовлено 1 500 выпусков этих передач. Параллельно с этим «Фигаро» заключила соглашения о сотрудничестве с телеканалами «Пюблик Сена» (Public Sénat), ЛСП (LCP), «Франс 24» (France 24) и Национальным аудиовизуальным институтом (l’Institut national de l’audiovisuel, INA), в рамках которых на сайте издания для иллюстрации какой-либо темы или события размещаются видеосюжеты, подготовленные этими компаниями.

В 2010 г. был подписан договор с телеканалом «и-Теле» (i-Télé), филиалом группы «Каналь плюс» (Canal +). Благодаря такому партнерству редакция газеты ежедневно получает подборку видеоматериалов (каждый продолжительностью около 20 секунд), связанных с текущими событиями, что позволяет обогатить содержание статей. «Видео – важный элемент интернет-сайта, позволяющий выгодно выделяться на фоне других информационных ресурсов»12, – подчеркивает Люк де Бароше, главный редактор lefigaro.fr. Доходы от рекламы, размещенной в этих видеосюжетах, будут поделены между участниками проекта поровну.

В связи с ростом цен на сырье, в частности бумагу, стоимость газеты в конце декабря была увеличена на 10 сантимов и составила 1,40 евро.

«Либерасьон». Благодаря новой формуле, вышедшей в сентябре 2009 г., падение продаж прекратилось. Потери издания в 2009 г. составили 1 млн евро, долги – 12 млн евро (для погашения задолженности ежегодно выплачивается 1,8 млн евро). «Либерасьон» удалось наконец прийти к финансовому равновесию, но в основном благодаря государственным субсидиям13. При торговом обороте в 50 млн евро, 7 млн – субсидии от государства. Зимой была предложена обновленная версия сайта. «Газета достигла финансового равновесия. Это хорошая новость после того, как в 2007 г. мы были под процедурой защиты от кредиторов, – говорила Натали Колэн, сопрезидент издания. – Настало время инвестировать в развитие, в частности в интернет-сайт»14. Запланировано создание двух новых сайтов под маркой «Либерасьон». Один будет посвящен культуре, второй – искусству жить. Кроме того, назрела необходимость в более активной политике по привлечению подписчиков, доля которых в распространении газеты составляет всего 18% (для сравнения: в 2009 г. эта цифра у «Монд» составляла 46%, у «Фигаро» – 38 %)15. В мае 2010 г. было принято решение о поиске новых инвесторов.

Основными акционерами издания являются Эдуард Ротшильд (38,8% акций), а также наследники итальянского патрона прессы Карло Караччиоло и итальянский бизнесмен Карло Перроне (им принадлежит 34% капитала, которыми владел К. Караччиоло). Э. Ротшильд готов снизить свое участие до 33%. Это вызвало интерес потенциальных инвесторов, в частности Клода Педриеля (владелец еженедельника «Нувель обсерватер»). Однако 1 декабря было объявлено, что группа «Кольбера», работающая в сфере недвижимости под руководством Бруно Леду, владельца здания, где расположена редакция газеты, вносит 12 млн евро. Предварительная дата рекапитализации – октябрь 2011 г.

 

«Франс-суар» в поисках путей возрождения массовой газеты во Франции

В послевоенный период во Франции, которая более столетия славилась своими массовыми газетами, массовая газета деградировала и исчезла. Единственная газета, которая осталась на рынке – «Франс-суар». Но ее сложно назвать массовой, так как сейчас ее распространение составляет немногим более 70 тыс. экз.16

В январе 2009 г. «Франс-суар» в очередной раз сменила владельцев. Сын российского олигарха Сергея Пугачева, Александр, имеющий французское гражданство, намерен вернуть былую славу легенде французской прессы.

Новая формула «Франс-суар», выходу которой предшествовала широкая рекламная кампания на радио и телевидении, а также большое количество наружной рекламы, появилась в киосках 17 марта 2010 г. Цена была снижена до 0,50 евро. Это самая дешевая национальная ежедневная газета общей информации во Франции. Новая стратегия получила условное название «Ежедневный “Пари-матч”» (Paris Match en quotidian). Ставка сделана на возврат к истинному «генетическому коду» «Франс-суар»: французские происшествия, международные новости, большие репортажи, сюжеты о знаменитостях, много фотоматериалов. В помощь столичным киоскерам было нанято около 200 специально обученных продавцов, которые в духе старых традиций французской прессы торговали газетой «на ходу», «с выкриком», привлекая внимание потенциальных покупателей17.

Главным редактором «Франс-суар», назначенным в марте 2010 г., стал Кристиан де Вийнев − бывший директор «Паризьен» и «Журналь дю диманш» (Journal du dimanche). В редакцию пришли несколько бывших журналистов «Паризьен-Ожурдюи ан Франс», к сотрудничеству также были привлечены известные персоны. Персонал издания увеличился до 130 человек, из которых 90 – журналисты.

Необходимо отметить, что в редакционной политике никаких радикальных изменений не произошло. Новая газета, как и прежде, выходит на 40 страницах (как и «Паризьен»), состоит из четырех больших разделов: «последние новости», «скачки» (всегда были сильной стороной издания), «спорт» и «культура-развлечения». Был сохранен таблоидный формат, деление на рубрики стало более четким. «“Франс-суар” должна быть газетой, в первую очередь затрагивающей темы, которые обсуждаются за ужином в обычной семье»18, – такую цель ставило перед собой руководство издания. В первый день было продано 150 тыс. экз., затем распространение сократилось и стабилизировалось на отметке в 90 тыс. экз. (даже эта цифра выглядела фантастической по сравнению с 23 тыс. экз. в 2009 г.)19. Пугачев-младший, ставший единственным владельцем газеты через месяц после запуска новой формулы, полагал, что потребуется как минимум два года, чтобы «Франс-суар» заняла подобающее место на французском рынке прессы20.

Большой интерес вызвал и проект газеты, получивший название «РепорТур» (ReporТour). В рамках этого мероприятия (бюджет – 500 тыс. евро) было организовано кругосветное путешествие для одного из читателей газеты, длившееся 80 дней. На отборочный конкурс, объявленный в конце апреля 2010 г., было подано 9 тыс. заявок; из 15 финалистов был выбран 21-летний студент факультета биологии университета в Ренне Гийом Самсон. С июня по август 2010 г. молодой человек побывал в Нью-Дели, Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах. Для освещения его поездки был создан специальный сайт http://reportour.francesoir.fr, на котором Гийом в режиме реального времени делился с аудиторией впечатлениями о своем путешествии, выкладывал фотографии мест, которые он посетил, а также видеосюжеты. Согласно данным «Франс-суар», только в мае сайт посетило более 2 млн человек21.

Если вначале высказывались опасения, что создается клон «Паризьен», то к концу 2010 г. появилась информация о том, что А. Пугачев собирается превратить «Франс-суар» в классический английский (или немецкий) таблоид − со скандалами, преступлениями, пикантными подробностями из жизни звезд. Не способствовало снижению напряжения и то, что К. де Вийнев был уволен через пять месяцев после вступления в должность. Некоторые эксперты объясняли такие перестановки тем, что молодой хозяин слишком озабочен отсутствием быстрого результата. По его мнению, инвестиции должны окупаться быстро. Главным редактором издания был назначен Реми Дессар, один из бывших руководителей проекта «“Бильд” по-французски»22. В интервью газете «Фигаро» 23 августа 2010 г. А. Пугачев так прокомментировал ситуацию: «Я понимаю обеспокоенность редакции в связи с увольнением К. де Вийнева и хочу всех успокоить. В любом случае, я не хочу превратить “Франс-суар” в ежедневную газету низкого качества или в ““Бильд” по-французски”… Действительно, в прошлом месяце я посетил редакцию “Бильд”, как и редакцию “Дейли миррор”… Но я очень быстро понял, что подобный проект не может быть воспроизведен во Франции… Никаких изменений в редакционной политике “Франс-суар” не будет»23.

Но напряжение в редакции не уменьшилось: уже в начале ноября в связи с падением показателей была уволена Кристиана Вюльвер, генеральный директор издания (согласно данным ОЖД, с января по сентябрь 2010 г. средние показатели распространения газеты составили 76 078 экз.). Пугачев-младший, заявив, что берет в свои руки управление газетой, вновь поспешил всех успокоить и снова с помощью газеты «Фигаро», опубликовавшей большое интервью с бизнесменом (10 ноября 2010 г.). Было объявлено о дополнительных инвестициях в размере 20 млн евро, а также об обновлении макета, сайта и новой рекламной кампании, которые запланированы на январь 2011 г.24 Но и эти шаги не принесли успеха: распространение газеты падает. Газета ежемесячно «поглощает» более 2 млн евро, в 2010 г. убытки составили 35 млн евро25.

Атмосфера в редакции сохраняется напряженной: журналисты обеспокоены и постоянными кадровыми перестановками в руководстве, и дальнейшей судьбой издания. В одном из своих последних интервью молодой бизнесмен заявил, что не потратит на газету более 100 млн евро (в издание уже инвестировано 60 млн, к этому необходимо добавить еще 20 млн евро, запланированных на 2011 г.)26. Вернется ли во Францию сегодня, в условиях бурного развития цифровых технологий и бесплатных информационных газет, массовая газета?

«Эко». При торговом обороте 100 млн евро в 2009 г. экономическая газета понесла потери (от 5 до 10 млн евро, по разным источникам). С целью восстановления положения и привлечения новых читателей 9 сентября 2010 г. «Эко» вышла в новой формуле и существенно обновила свою интернет-версию. На рекламную кампанию, которая проводилась на радио, а также с использованием наружной рекламы, было выделено 6 млн евро27. Это первый проект по обновлению издания с 2007 г., когда оно перешло под контроль холдинга ЛВМА (LVMH), принадлежащего Бернару Арно. В газете появилось много новых рубрик, например «Событие дня», «Коротко». Число материалов в платном доступе на сайте издания было увеличено до 80%. Планы Николя Бейту, президента ИД Групп − медиафилиала холдинга ЛВМА, сосредоточены на двух направлениях: на росте количества подписчиков сайта (в конце 2010 г. их было 40 тыс.) и на усовершенствовании предложения для мобильных телефонов и iPad. Так, владельцам iPad теперь предлагается инновационная услуга, так называемая «постоянная газета» (фр. journal permanent), которая будет обновляться четыре-пять раз в течение дня, предоставляя в распоряжение пользователя самые свежие новости.

«Трибюн». Ален Вейль, владелец холдинга «Ньюс партисипасьон» (News Participations), купивший экономическую газету «Трибюн» в 2007 г., расстался с идеей достичь финансового равновесия и в мае 2010 г. уступил 80% акций генеральному директору издания Валерии Декамп за символический 1 евро. В июле 2010 г. новая хозяйка заявила в интервью газете «Монд»: «Мы намерены сконцентрировать редакционное предложение газеты на финансовых вопросах и освещении жизни предприятий. Интернет будет центром нашей экономической модели, в частности, мы будем развивать подписку для компаний. Однако от печатной версии мы не отказываемся»28. Потери издания сократились: если в 2009 г. они составили 14 млн евро, то в 2010 г. – 9 млн евро., однако ситуация остается крайне напряженной. В. Декамп ищет инвестора, готового вложить в издание 15 млн евро, а с начала января 2011 г., с целью выиграть необходимое для выправления положения время, газета находится под судебной защитой от кредиторов (эта процедура позволяет на полгода заморозить выплату долговых обязательств).

«Юманите». Главный редактор, Патрик ле Йарик, назвал экономическое положение газеты в 2010 г. «тревожной деградацией». Торговый оборот от продаж составил всего 21,6 млн евро, чистые потери издания достигли 1,9 млн евро29. Распространение «Юманите» в последние годы не достигает и 50 тыс. экз.

«Паризьен-Ожурдюи ан Франс». Новая формула «Паризьен» и «Ожурдюи ан Франс» вышла 26 января 2010 г. (напомним, что в последний раз газеты обновлялись в 1999 г.). Макет изданий стал полностью цветным, структура номеров – более четкой. «Паризьен» имеет в среднем 40 страниц, номер теперь состоит из четырех разделов: «Событие дня», «Это актуально», «Спорт» и «В ногу со временем». Специальные вкладки в середине номера содержат локальную информацию из жизни департамента, для которого предназначена данная версия газеты. Так, для жителей столицы это 8−12 страничная тетрадь «Журналь де Пари» (Le journal de Paris), номера страниц этого приложения во избежание путаницы указываются римскими цифрами.

Цена «Паризьен» была увеличена до 1 евро (было – 0,95 евро), стоимость «Ожурдюи ан Франс» осталась прежней – 0,90 евро. Одновременно с этим 31 января 2010 г. было объявлено об отмене плана сокращения персонала, в свое время вызвавшего в редакции бурю негодования. Все это давало основания надеяться на то, что владельцы и дирекция прислушались к мнению сотрудников и что ситуация улучшается.

Однако, как оказалось, о снижении напряженности речи не шло. В начале июня 2010 г. было объявлено о том, что Мари-Одиль Амори (управляет группой после смерти мужа в 2006 г.) решила продать «Паризьен» и «Ожурдюи ан Франс»30. Издания были выставлены на продажу в течение нескольких месяцев. Семья Амори оценивала газеты в 200 млн евро, а специалисты сектора говорили о 40−60, максимум о 100 млн евро. «Инвестировать 240 миллионов евро в такую марку, как “Монд”, это приемлемо. Но для “Паризьен” эта сумма составляет от 40 до 60 миллионов евро… не больше»31. Инвесторы появились быстро. Серж Дассо и Вэнсан Боллоре объявили о своем интересе к изданиям. Изучали досье и крупные иностранные издательские дома: швейцарский «Ринье» (Ringier), немецкий «Аксель Шпрингер» (Axel Springer), итальянский «Мондадори» (Mondadori) и др. Эта тема не покидала страницы французских газет до конца года, когда группа «Амори» решила снять газеты с продажи.

Ряд специалистов в сфере СМИ высказывали сомнения по поводу продажи изданий. Так, некоторые из них отмечали, что мадам Амори просто хотела «прощупать рынок» и не собиралась продавать газеты32. Звучали мнения и о том, что это «большой блеф», затеянный для того, чтобы навязать редакции реструктуризацию и сокращение персонала33.

 

Региональная ежедневная пресса

В 2010 г. распространение 52 региональных ежедневных платных газет составляло более 5 млн 100 тыс. экз. Положение региональной прессы достаточно стабильно, особенно по сравнению с ситуацией в национальной прессе. Но модернизация типографий, отток частных объявлений в интернет и сокращение распространения обошлись региональным газетам дорого. Так, только в сложном 2009 г. распространение большинства изданий сократилось на 2,5−3,5%. Реструктуризация, рационализация производства, развитие системы дистрибуции, обновление формулы печатной версии и более агрессивная стратегия марки в интернете – такие цели ставили перед собой руководители региональных изданий в 2010 г. «Мы должны быть более близкими к жизни своих читателей, предлагать более богатую и ясную информацию, быть как можно более полезными в повседневной жизни»34, – говорили они.

 

Пять крупнейших региональных газет в 2010 г35.

«Уэст-Франс» (L’Ouest France) 757 115
«Сюд-Уэст» (Sud Ouest) 293 072
«Паризьен» 290 785
«Вуа-дю-Нор» (Voix du Nord) 265 173
«Дофине либере» (Dophiné Libéré) 231 324

 

В секторе региональной прессы доминируют четыре крупных объединения: группа «Эрсан-медиа» (Groupe Hersant Médias, GHM), группа «СИПА Уэст-Франс» (SIPA OUEST-France), группа «Сюд-Уэст» (Group Sud-Ouest) и группа ЭБРА (Est-Bourgogne Rhone-Alpes, EBRA). По мнению экспертов, концентрация будет продолжаться. «Через пять лет в региональной прессе останется всего два или три крупных игрока», – считает Ж.-К. Тексье, эксперт в области СМИ. С ним солидарны и сами издатели: «Мы придем к тому моменту, когда в региональной прессе останется всего три или четыре крупные группы и ни одной независимой… Это единственный способ сохранить качественную прессу, близкую к жизни своих читателей, на территории Франции»36. Эти прогнозы имеют основания.

Банк «Креди мютюэль» (Credit Mutuel) усиливает свои позиции и становится владельцем самой крупной группы региональной прессы во Франции. В конце 2009 г. банк стал владельцем 100% акций группы ЭБРА (до этой сделки владел 49%), а также увеличил свое участие в группе «Эст-Репюбликен» (Est-républicain) до 48% капитала. В ноябре 2010 г. у семьи Линяк было приобретено 43% акций «Эст-Репюбликен» и теперь у миноритарных акционеров группы осталось менее 10%. Таким образом, была сформирована группа, охватывающая практически весь восток страны. «Креди мютюэль» издает самые крупные газеты региона: «Прогре» (Le Progrès), «Дофинe либере», «Бьен пюблик» (Le bien public, ЭБРА) и «Эст-Репюбликен», «Дерньер нувель д’Альзас» (Dernières nouvelles d’Alsace), «Журналь де ля От Марн» (Le Journal de la Haute-Marne), Эст-Репюбликен.

Небольшие независимые группы прессы все чаще испытывают финансовые трудности. Среди редких исключений – группа «Телеграмм», принадлежащая семье Кудюрье. Ее результаты (в контексте всеобщей деградации) восхищают. В 2009 г. торговый оборот составил 132 млн евро, а чистая прибыль – 2 млн евро, распространение газеты «Телеграмм» (Le Télégramme), ранее – «Телеграмм де Брест» (Le Télégramme de Brest) на фоне всеобщего кризиса возросло более чем на 10% и достигло 209 тыс. экз. За последние пятнадцать лет газета переместилась с 17-го места на 10-е в рейтинге крупнейших ежедневных французских газет37. Некоторые обозреватели называют «Телеграмм» и «Уэст-Франс» (самая крупная по распространению в стране платная региональная газета), зоны распространения которых частично совпадают, бретонской версией Давида и Голиафа.

Успех этой небольшой группы основан на продуманной рыночной стратегии и стремлении к сохранению независимости: большая часть прибыли идет на развитие, группа отказывается заключать альянсы с другими издателями, хотя это и могло бы, по мнению экспертов, форсировать ее рост. В редакции газеты работает 220 журналистов, несколько в Париже, более 500 корреспондентов. Газета имеет 18 выпусков. Специальная служба доставки прессы на дом обеспечивает 78% распространения. «Люди читают «Телеграмм» за завтраком, именно в этом наша сила. Газету читает вся семья», – так объясняет успех Ролан Треска, директор по работе с филиалами.

В связи с тем, что географическую экспансию блокирует «Уэст-Франс», «Телеграмм» активно диверсифицирует свою деятельность. Сфера ее интересов сосредоточена на трех направлениях: издательство-пресса, коммуникации и новые СМИ. Например, группа получает хорошую прибыль от сайта RegionJob.com («Телеграмм» принадлежит 82% акций, «Монд» и «Нувель обсерватер» (Le Nouvel Observateur) – 18%). Торговый оборот – 20 млн евро. Созданный как ресурс по поиску работы в Бретани, RegionJob.com постепенно объединил все регионы Франции (за исключением Иль-де-Франс). Вдохновленная таким успехом, в прошлом году «Телеграмм» в партнерстве с группой «Амори» запустила версию для жителей столицы – ParisJob.com. Группа также инвестирует в локальное телевидение, выступает партнером более 400 спортивных, культурных и экономических событий своего региона. В дальнейшую диверсификацию в ближайшее время будет инвестировано около 30 млн евро. Согласно замыслу руководства, подразделение «издательство-пресса» должно обеспечивать 50% торгового оборота, а не 2/3, как в настоящее время. «Небольшой размер не дает “Телеграмм” права на ошибку»38, – так прокомментировал эти планы Ж.-К. Тексье.

 

Бесплатные информационные ежедневные газеты

Бесплатные информационные ежедневные газеты, пришедшие во Францию в 2002 г., продолжают завоевывать аудиторию и увеличивать распространение. Эти издания быстро нашли свое место в структуре ежедневной французской прессы. Они «открыли» колоссальную читательскую аудиторию, которую не привлекали ежедневные платные газеты, и покорили миллионы читателей менее чем за десятилетие. Сегодняшние данные о распространении бесплатных информационных газет позволяют говорить не только о том, что их тиражи сопоставимы с тиражами крупнейших изданий платной прессы, но уже превосходят их. В 2010 г. распространение «20 Минют» ежедневно составляло 769 503 экз., «Директ-матэн» (Direct Matin) – 743 169, «Метро» – 674 92339. Интересно, что этот факт платная пресса предпочла обойти стороной.

На французском рынке три основные группы изданий – «20 Минют», «Метро» и «Директ Виль Плюс» (ранее – «Виль Плюс»). Капитал «20 Минют Франс» (20 Minutes France) принадлежит норвежской группе «Шибстед» (Schibsted, 50%) и группе «Уэст-Франс» (50%). «Метро-Франс» − французское подразделение шведской группы «Метро интернасьональ» (Metro International) − является партнером телеканала ТФ-1 (TF-1), который владеет 34% акций. Сеть «Директ Виль Плюс» объединяет региональных издателей и группу «Боллоре» (Bolloré) предпринимателя В. Боллоре.

 

География выпуска бесплатных информационных газет в 2010 г40.

«20 Минют»

«Метро»

«Директ Виль Плюс»

«20 Минют Бордо»

(20 MINUTES Bordeaux)

«Метро Бордо»

(METRO Bordeaux)

«Директ Бордо 7»

(DIRECT Bordeaux 7)

«20 Минют Гренобль»

(20 MINUTES Grenoble)

«Метро Лазурный берег »

(METRO Côte d’Azur)

«Директ Лилль Плюс»

(DIRECT Lille Plus)

«20 Минют Лилль»

(20 MINUTES Lille)

«Метро Лилль»

(METRO Lille)

«Директ Лион Плюс»

(DIRECT Lyon Plus)

«20 Минют Лион»

(20 MINUTES Lyon)

«Метро Восток»

(METRO Grand Est)

«Директ Марсель Плюс»

(DIRECT Marseille Plus)

«20 Минют Марсель»

(20 MINUTES Marseille)

«Метро Запад»

(METRO Ouest)

«Директ Азюр»

(DIRECT AZUR)

«20 Минют Монпелье»

(20 MINUTES Montpellier)

«Метро Париж»

(METRO Paris)

«Директ Нант Плюс»

(DIRECT Nantes Plus)

«20 Минют Нант»

(20 MINUTES Nantes)

«Метро Рона-Альпы/Лион»

(METRO Rhône-Alpes/Lyon)

«Директ-матэн Плюс»

(DIRECT MATIN Plus)

«20 Минют Ницца»

(20 MINUTES Nice)

«Метро Прованс»

(METRO Provence)

«Директ Страсбург Плюс»

(DIRECT Strasbourg Plus)

«20 Минют Париж»

(20 MINUTES Paris)

«Метро Тулуза»

(METRO Toulouse)

«Директ Тулуза Плюс»

(DIRECT Toulouse Plus)

«20 Минют Ренн»

(20 MINUTES Rennes)

 

«Директ Монпелье Плюс»

(DIRECT Montpellier Plus)

«20 Минют Страсбург»

(20 MINUTES Strasbourg)

 

«Директ-суар»

(DIRECT SOIR)

«20 Минют Бордо»

(20 MINUTES Тулуза)

 

 

 

Растущие тиражи бесплатных информационных газет наглядно демонстрируют продуктивность формулы. Кроме того, эти издания ищут новые приемы завоевания аудитории и рекламодателя. Интересна «нишевая» стратегия газеты «20 Минют», которая, за счет создания тематических приложений «Выставки», «Высокие технологии», «Образование», «Работа», «Защита окружающей среды», «Здоровье», «Женщина», «Туризм», «Рождество», «Недвижимость» и пр., обращается к более узкой целевой аудитории, предлагая «специализированный» продукт, и к определенной категории рекламодателей, предлагая «специализированную» аудиторию. Особенно любопытна группа «Директ Виль Плюс»: в нее входят утренние и вечерняя бесплатные информационные газеты, региональные выпуски, еженедельная газета «Директ-спорт» (Direct Sport), распространяемая совместно с «Директ-суар» по пятницам. В перспективе (2011 г.) создание еженедельных тематических приложений к «Директ-суар», за каждым будет закреплен определенный день недели (понедельник – «Потребление», вторник – «Культура», среда – «Высокие технологии», четверг – «Женщина»). Как видно, формула этих изданий находится в поиске, развитии, диверсифицируется. Судя по тому, что интерес аудитории растет и распространение увеличивается, бесплатные информационные газеты находятся на верном пути, ищут свою нишу, предлагая приложения.

Более того, «20 Минют» и «Директ-матэн» заявляют, что в 2011 г. они выйдут на символическую отметку в 1 млн экз. Следовательно, есть аудитория и рекламодатели, а значит, есть и пути развития. Эти газеты демонстрируют продуктивность формулы, в частности в диверсификации, в создании тематических приложений. Газеты идут к своей узкой аудитории, с одной стороны удовлетворяя интересы аудитории, с другой стороны интересы рекламодателя, который будет уверен, что реклама попадет к потребителю его продукции.

 


  1. Féraud J.-C., Feitz A.L’iPad ne sauvera pas la presse écrite à lui seul // Les Echos. 2010. Mai, 3.
  2. Gabszewicz J., Sonnac N. L’industrie des médias à l’ère numérique. La Découverte. P., 2010. P. 21.
  3. Debouté A. Le Figaro reste le premier quotidiеn national // Le Figaro. 2011. Février, 4.
  4. Согласно данным исследований Médiamétrie-NetRatings.
  5. Ibid.
  6. Debouté A. Ibid.
  7. www.ojd.com
  8. TNS-SOFRES – EPIQ 2009\2010.
  9. Le Monde et l’Obs, deux poids lourds de la presse française // Libération. 2010. Mai, 11.
  10. www.ojd.com
  11. Denuit D., Larroque P. Zone payante du Figaro.fr: «Il faut savoir anticiper» // Le Figaro. 2010. Février, 12.
  12. Beuth M.-C. Le Figaro s’allie à i-Télé dans la video d’information en ligne // Le Figaro. 2010. Mai, 18.
  13. Ternisien X. Libération veut lever des fonds pour se renforcer sur Internet // Le Monde. 2010. Mai, 19.
  14. Ibid.
  15. Ibid.
  16. Ситуация ухудшалась. С конца августа 2011 г. газета находилась под судебной защитой от кредиторов на 4 месяца, что было сделано с целью выработки решения о дальнейшей судьбе издания. Печатная версия была закрыта в декабре 2012 г., газета полностью ушла в сеть.
  17. Simmat B. France-Soir contre-attaque // Le Journal du Dimanche. 2010. Mars, 6.
  18. В эфире радиостанции «Франс-инфо» 17 марта 2010 г. вышла передача, посвященная новой формуле «Франс-суар», в которой наряду с ключевыми сотрудниками издания, свои комментарии давали многие известные эксперты в сфере французских СМИ. Она называлась «Еще одна новая «Франс-суар»…с (огромными) средствами российского олигарха».
  19. Roquelle S. Pougatchev, l’homme qui veut relancer France Soir // Le Figaro. 2010. Avril, 2.
  20. Féraud J.-C. Alexandre Pugachev deviant seul maître à bord de France-Soir // Les Echos. 2010. Avril, 16. P. 23.
  21. Un étudiant remporte le «meilleur CDD du monde» // Libération. 2010. Mai, 22.
  22. Немецкая медиагруппа «Аксель Шпрингер» планировала в 2006-2007 гг. наладить издание французской версии дешевой массовой газеты «Бильд». Однако проект не был реализован.
  23. Denuit D. Pugachev: «France Soir ne sera pas un quotidiеn trash» // Le Figaro. 2010. Août, 23.
  24. Larroque P., Renault E. Pugachev: «Je vais continuer à investor dans France-Soir» // Le Figaro. 2010. Novembre, 11.
  25. Roussel F. Sang d’encre à France-Soir // Libération. 2011. Février, 17.
  26. Roussel F. Russie-Soir // Libération. 2011. Mars, 24.
  27. Après une année de pertes importantes, Les Echos changent de formule // Le Monde. 2010. Septembre, 6.
  28. Ternisien X. Le quotidien La Tribune est place sous procedure de sauvegarde // Le Monde. 2011. Janvier, 5.
  29. L’Humanité en difficulté // Libération. 2011. Juillet, 13.
  30. Ternisien X. Amaury envisage de faire entrer un partenaire au capital du Parisien // Le Monde. 2010. Juin, 9.
  31. Soula C. Un Parisien très desire // Le Nouvel Observateur. 2010. Septembre, 23−29. P. 73.
  32. Ternisien X. Dassault serait moins intéressé par Le Parisien // Le Monde. 2010. Octobre, 14.
  33. Féraud J.-C. Le group Amaury va vendre L’Echo Républican à La Montagne // Les Echos. 2010. Juin, 25. Р. 12.
  34. Larroque P. L’Est républicain se rénove // Le Figaro. 2010. Février, 16.
  35. www.ojd.com
  36. Larroque P. La concentration de la PQR est vertueuse // Le Figaro. 2011. Janvier, 6.
  37. Robert M. Comment Télégramme résiste au gros temps… // Les Echos. 2010. Mai, 14.
  38. Robert M. Ibid.
  39. www.ojd.com
  40. Ibid.