Languages

You are here

«Монд» в меняющемся мире (эволюция и традиции качественной газеты в цифровую эпоху)

Научные исследования: 

Le Monde in the Changing World
Evolution and Traditions of the Quality Newspaper in Digital Era

 

Шарончикова Людмила Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, cludmila@mail.ru

Lyudmila V. Sharonchikova
PhD in philology, Associate Professor at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of journalism, Moscow State University, cludmila@mail.ru

 

Аннотация
В статье дается краткая история французской газеты «Монд» в 1944?2011 гг. Автор уделяет особое внимание становлению экономической модели «Монд», позволившей изданию в течение 70 лет быть независимым от внешнего капитала. В статье представлена эволюция качественной газеты в меняющемся мире и ее адаптация к новым условиям в эпоху цифровых технологий.

Ключевые слова: «Монд», Ю. Бёв-Мери, Ж.-М. Коломбани, качественная газета, «Общество журналистов».

Abstracts
The article describes the history of French newspaper The Monde in 1944?2011. The author focuses on The Monde economic model development which has allowed the editorial independence from investors for 70 years. The article analyses the evolution of the quality newspaper in the changing world and its adaptation to the digital technologies.

Key words: Le Monde, U. Beuve-Mery, J.-M. Colombani, quality newspaper, Journalists’ society.

 

Ежедневная газета «Монд» (Le Monde) – своеобразное явление в системе средств массовой информации Франции: это газета, с мнением которой считаются в широких слоях интеллигенции и в коридорах власти. Она имеет самое большое распространение среди французских ежедневных газет за рубежом. Ни в одной развитой демократической стране невозможно найти феномен для сравнения – газеты, наиболее читаемой элитой и наиболее критикуемой этой же элитой.

Создание газеты «Монд» можно отнести к самым ярким и значительным явлениям в истории французской прессы послевоенного периода. Именно ей суждено было стать одним из институтов французской политики и культуры. Кроме того, ей удалось создать структуру издательского предприятия, которая позволяла журналистам и персоналу «Монд» около 70 лет сохранять независимость от внешнего капитала.

 

«Монд» − создание Юбера Бёв-Мери (1944−1969 гг.)

Первый номер газеты «Монд», датированный 19 декабря, вышел во второй половине дня 18 декабря 1944 г. Лицензию на издание получил Юбер Бёв-Мери, бывший корреспондент довоенной влиятельной газеты «Тан» (Le Temps). Контроль за редакционной линией и управлением газетой осуществлял Совет директоров, в который, кроме Бёв-Мери, вошли один из руководителей внутренних частей Сопротивления Рене Куртэн и один из доверенных представителей генерала де Голля Кристьян Фюнк-Брентано. Де Голль желал, чтобы после освобождения во Франции появилась газета, которая была бы способна стать источником информации для национальной элиты, не была бы связана с какой-либо партией и выражала бы точку зрения Франции на международной арене. Ю. Бёв-Мери отличался высоким профессионализмом и независимой позицией: в 1938 г. он подал в отставку в знак протеста против одобрения газетой «Тан» мюнхенских соглашений.

В соответствии с ордонансами 1944 г. «Тан» не могла возобновить издание. Как впоследствии объяснял Ю. Бёв-Мери, «Тан» была осуждена с такой строгостью, потому что она не выполнила надлежащим образом миссию информатора французской элиты и в период экономического кризиса 30-х годов, и в период распространения нацизма в Европе и таким образом способствовала поражению Франции в 1940 г.1

Генерал де Голль, пишет французский исследователь Жак Тибо, хотел, чтобы газета, которая займет место «Тан», была инструментом возрождения национального самосознания французов2. Вот почему многие исследователи «Монд» считают: газета была создана генералом де Голлем.

11 декабря 1944 г. было создано акционерное общество с ограниченной ответственностью сроком на 99 лет. Его 9 акционеров собрали 200 тыс. франков. Капитал был разделен на 200 частей по 1 тыс. франков. Ю. Бёв-Мери и два других члена Совета директоров, Р. Куртэн и К. Фюнк-Брентано, имели каждый по 40 частей3. Ю. Бёв-Мери был назначен одновременно директором редакции и управляющим издательским предприятием.

Появление новой газеты было встречено в штыки со стороны уже существовавших изданий. Напомним, что это был период, когда объемы и тиражи газет лимитировались из-за недостатка бумаги.

Когда в январе 1945 г. министерство информации на 50% сократило квоты предоставляемой бумаги, все газеты сохранили свои тиражи и вдвое уменьшили площадь. «Монд» сокращает свой тираж на 50% , но сохраняет объем информации. Одновременно она меняет формат полосы, согнув вдвое первоначальный лист. Этот формат навсегда закрепится в газете4. Она не могла позволить себе урезать информацию и лишить себя возможности осуществлять информационную функцию в высших социальных слоях французского общества. Несмотря на то что «Монд» появилась позже, чем многие другие парижские газеты, она быстро сумела найти свою читательскую аудиторию.

Полнота и высокое качество международной информации с первых дней отличали «Монд» от другой парижской прессы. В этом таилась опасность риска превратить ее в правительственный официоз. Но уже в ближайшие годы публикации «Монд», посвященные как по внутренней, так и по внешней политике Франции, показали ее независимость от политики, вырабатывавшейся правительствами Франции в период Четвертой республики. Более того, именно позиция «Монд» в первые годы «холодной войны» обернулась для нее серьезным редакционным кризисом. Этот кризис остается знаковым в истории французской прессы, так как в ходе его была выработана новая концепция издательского предприятия, которая около 70 лет позволяла газете «Монд» сохранять свою экономическую и редакционную независимость.

Кризис разразился в результате серии статей академика Этьена Жильсона, в которых он утверждал, что политика нейтралитета была бы для Франции средством укрепления ее позиции на мировой арене. Фактически газета выступила со своим видением места Франции в послевоенном мировом устройстве, поставив под сомнение атлантическую политику правительства и провозгласив политику неприсоединения к противостоящим блокам.

В июле 1951 г. члены Совета директоров газеты Куртэн и Фюнк-Брентано распространили заявление, в котором снимали с себя ответственность за редакционную политику газеты, считая, что она не соответствует национальным интересам Франции, и потребовали отставки Бёв-Мери.

Журналисты выступили с протестом против их неведения по поводу разногласий в Совете директоров. «С первых дней, своей ежедневной работой редакция доказала, что она является основным элементом газеты… Поэтому, признавая профессионализм Бёв-Мери и требуя свободы выражения каждого, журналисты готовы сделать все для его возвращения… Журналисты требуют, чтобы были учтены их моральные права на собственность газеты…»5. Значение этой акции в том, что впервые журналисты заявили о своем праве на собственность издания. Одновременно они стали важной силой в разворачивающейся битве за газету. Второй силой, вмешавшейся в конфликт, стали читатели: в прессе появился поток писем с выражением поддержки Бёв-Мери.

Сторонники Бёв-Мери уговорили его вернуться к вопросу об отставке. Известный юрист Андре Жоли нашел юридические основания, которые могли позволить оспорить решение Совета директоров об отставке. Но этого было недостаточно, чтобы обеспечить возвращение Бёв-Мери. Блестящие юристы, Дюверже и Жоли нашли и другие аргументы. В соответствии со статьями 7 и 8 ордонанса от 26 августа 1944 г. газета должна иметь персональное руководство, коллективное руководство запрещалось. Поэтому решение Совета директоров «Монд», предусматривавшее для управления газетой создание специального комитета во главе с председателем, который не является управляющим, не соответствовало закону.

Ассамблея акционеров вынуждена была продлить еще на три месяца полномочия Бёв-Мери как управляющего и директора газеты и создала специальную комиссию из представителей акционеров и журналистов, чтобы изучить способ выделения части капитала коллективу журналистов. Это было важное решение, которое останется в истории газеты и всей французской прессы.

Двусторонняя комиссия предложила проект изменения статуса газеты, в соответствии с которым было создано «Общество журналистов», которому должно принадлежать 80 частей капитала Акционерного общества с ограниченной ответственностью «Монд». Для создания этих 80 частей было принято решение об увеличении капитала газеты.

Но оставалось еще одно препятствие: для возвращения Бёв-Мери на пост директора-управляющего необходимо было набрать 3/4 голосов, а голоса каждого из членов Совета директоров могли составить «блокирующее меньшинство». Понимая это, сторонники Бёв-Мери попытались убедить де Голля поддержать Бёв-Мери. Они признавали разногласия де Голля и Бёв-Мери на внутреннюю политику Франции, но подчеркивали близость взглядов на международные проблемы. После некоторых размышлений де Голль заявил, что он попросит Фюнк-Брентано поддержать Бёв-Мери.

К концу 1951 г. конфликт был исчерпан. Реформа статуса была одобрена. Было создано «Общество журналистов» (фр. la Société des rédacteurs du Monde – SRM). Бёв-Мери вновь занял пост директора-управляющего газеты.

Неудавшаяся попытка дестабилизировать «Монд» изнутри не обескуражила ее противников − они решили создать газеты, которые стала бы конкурентами «Монд». В 1955 г. появилась «Тан де Пари» (Le Temps de Paris), а в 1957 г. – «Деба де се тан» (Débats de ce temps), но их существование было коротким.

В период экономических трудностей «Монд» сумела сохранить свою финансовую стабильность. Бёв-Мери установил режим строгой экономии. Ее средний тираж в середине 1950-х гг. составлял около 200 тыс. экз. С 1955 г. тираж газеты начал расти, и этот рост продолжался, достигнув 560 тыс. экз. в 1980 г.6 Если учесть, что газета «Монд» испытывала те же экономические трудности, какие пришлись на долю всех изданий, можно признать, что ее стабильность обеспечивали эффективное управление и последовательная редакционная политика.

Газета оставалась изданием для обеспеченных слоев общества: ее цена всегда была выше цены других газет. Управленческий аппарат − предприниматели, крупные коммерсанты − составлял 44% ее читательской аудитории; студенты и представители творческих профессий – 20,5%; служащие – 17,5%; рантье и пенсионеры – 11,5%; рабочие – 6,5%. Половина распространения приходилась на Париж, 33% – на провинцию, остальная часть – продажа за рубежом7.

Политические рубрики полностью или частично прочитывались 70% читателей газеты. Зарубежная информация занимала 30% газеты. Парламентские новости занимали треть первой полосы и 2-3 полосы внутри газеты, в зависимости от ее общего объема − 12 или 16 полос. Регулярно публиковалась хроника культурных событий, университетской жизни, событий в области литературы. Исследования показывают, что читатели «Монд» оказывали этим темам больше внимания, чем читатели других газет8.

Победа, которую одержала «Монд» как в политическом, так и в экономическом плане, а также в сохранении своей независимости, объясняется соответствием высоких моральных гуманистических принципов, которым следовала газета, и императивам развития экономики Франции. Гуманистическая мораль не могла больше мириться с «грязной войной» в Индокитае, с пытками, применяемыми французским военным контингентом в Алжире. В то же время французское присутствие в этих и других регионах мира требовало огромных финансовых и человеческих ресурсов и тормозило модернизацию французской экономики.

«Монд» называли антиправительственной газетой, за что в Алжире она неоднократно подвергалась запрету, а ее номера изымались. Газета демонстрировала понимание потребностей французского общества: необходимость деколонизации и модернизации экономической и социальной структуры, независимости внешней политики. Можно сказать, что «Монд» определяла ориентиры, которые становились ориентирами страны, в то время как правительства Четвертой республики, за исключением правительства Мендес-Франса, фактически тормозили неизбежную эволюцию.

История «Монд» 1944–1958 гг. показывает важность не сиюминутных политических пристрастий, а глубоких и долгосрочных тенденций. Газета была основным органом информации людей, принимающих решения, от которых зависела судьба страны.

Начиная с 1956 г. продажа газеты значительно увеличивается в студенческой среде, которая заметно выросла к этому времени и в которой все чаще и с все большей страстью обсуждались вопросы насилия в колониях.

Основополагающим фактором в политической ориентации газет в конце 1950-х – начале 1960-х гг. была борьба алжирского народа за самоопределение. Она встретила поддержку широкой общественности во Франции и за ее пределами. Но, требуя от французских властей предоставления Алжиру независимости, «Монд» одновременно призывала де Голля возглавить борьбу французских трестов за сохранение их привилегий и господства над алжирской нефтью. «Монд» рассчитывала на де Голля в решении острых политических конфликтов и поддержала его возвращение на политическую арену.

Весной 1958 г. Бёв-Мери не раз выступал в «Монд» с политическими комментариями в поддержку де Голля, хотя воспринял его приход как наименьшее зло, и вскоре газета заняла антиголлистскую позицию. После заключения Эвианских соглашений в октябре 1962 г., а также в связи с референдумом по поводу избрания президента Республики всеобщим голосованием Бёв-Мери занял место в стане оппозиции де Голлю9. Бёв-Мери установил в газете строгие порядки, которые обеспечили ей репутацию надежного источника информации как во Франции, так и за рубежом. «Монд» стремилась держаться в стороне от партийной борьбы и в то же время пыталась стать газетой, предлагающей решение проблем французского общества. Хорошо информированная, строгая (без фото), «Монд» стала газетой интеллектуальной и политической элиты Франции.

 

От Жака Фове до Ж.-М. Коломбани (1969−2007 гг.)

Весной 1958 г. Ю. Бёв-Мери разработал порядок передачи поста директора-управляющего. Когда в 1969 г. он принял решение оставить газету, ему не стоило большого труда получить согласие «Общества журналистов» и акционеров поставить во главе газеты Жака Фове − человека, которого выбрал он.

По мнению французского исследователя Марка Мартэна, в середине 1970-х гг. «Монд» начинает занимать все более отчетливую позицию в поддержку французских социалистов «под влиянием нового поколения журналистов, часто склонявшегося к гошизму»10. Накануне президентских выборов 1974 г. директор газеты Жак Фове публикует редакционную статью, в которой просматриваются явные симпатии к Миттерану. Такой же выбор сделала газета и в 1981 г., поддержав политику социалистической партии. Своими острыми атаками она способствовала также ослаблению правящего большинства. В 1976 г. покинувший редакцию журналист «Монд» Мишель Легри в своей книге-памфлете «Монд» такая, как она есть» обвинил газету в «потворстве гошизму» и в том, что «она перестала быть образцом качественной газеты»11.

Анализ позиции газеты по отношению к французской политике может прояснить эту исключительность издания, которое много раз становилось поводом для настоящего информационного взрыва. Размышления известного политолога Раймона Арона остаются актуальными и в ХХI веке и могут объяснить этот феномен. Он утверждал: «Заменив фактически газету «Тан», «Монд» унаследовала от нее преимущества и бремя, с одной стороны, органа почти официального, с другой – оппозиционного. Она является выразительницей нашего общества, но и выразительницей оппозиции, которая хочет другого общества. Чему удивляться, если эта двойная роль много раз порождала чувство опасения и тревоги у читателей»12.

В конце 1970-х гг. французская пресса начала процесс модернизации производства газет. В числе последних оказалась «Монд», что позволило ей осуществить переподготовку персонала. Издатели «Монд» надеялись провести модернизацию без кризисов, но кризис все же разразился в 1981 г. Он был связан с предстоявшим в 1982 г. уходом Жака Фове с поста директора газеты. Избрание его преемника было затяжным. Генеральная ассамблея «Общества журналистов» после нескольких голосований в конце концов одобрила кандидатуру Андре Лорана.

«Монд» долго удавалось сводить концы с концами, но в начале 1980-х гг. был отмечен первый дефицит – 17,8 млн франков, а в 1984 г. он достиг 70 млн франков. За три года тираж сократился на 45 тыс. экз.13 Газета должна была найти средства, чтобы сохранить свои притязания на независимое издание. В октябре 1984 г. Андре Лоран представил план выхода газеты из кризиса: восстановление финансового равновесия путем сокращения расходов на зарплату; восстановление собственных фондов путем продажи здания редакции на улице Итальянцев; печатание газеты в провинции с использованием факсимиле, присылаемых из Парижа. Меры жесткой экономии вызвали недовольство журналистов и служащих. Представители профсоюзов отказались согласиться на снижение заработной платы на 10%. «Общество журналистов» значительным большинством голосов отклонило план Андре Лорана − он заявил об отставке. Редакционный кризис осложнялся тем, что «Общество журналистов» в декабре 1984 г. одобрило резолюцию, предлагавшую реформу, в ходе которой должен был быть уменьшен их собственный вес внутри акционерного общества. Во второй половине 1980-х гг. капитал газеты был увеличен с помощью выпуска акций. Кроме того, 15 млн франков принесли читатели, объединившиеся в «Общество читателей “Монд”»14. Так в 1985 г. появились первые внешние акционеры.

Пришедший на смену А. Лорану новый директор, А. Фонтэн, проводил план жесточайшей экономии. Были уволены 220 человек и продано здание на улице Итальянцев. Значительным изменениям подверглось содержание и оформление газеты. Чтобы расширить читательскую аудиторию, в газете стали широко использоваться фото, карикатура, юмористические материалы. Была расширена тематика публикаций. Отдельные полосы стали отводиться проблемам науки, медицины, воспитания детей, спорта. Расширены рубрики экономической информации. Было принято решение о строительстве нового современного полиграфического комплекса. В 1987 г. распространение «Монд» достигло 500 тыс. экз.15

В начале 1990-х гг. «Монд», как и вся пресса, продолжала испытывать экономические трудности в связи с падением доходов от рекламы. В 1991 г. они снизились на 7,5%, в 1992 – на 4,75%, в 1993 – на 8,1%16. В 1995 г. французской прессе пришлось столкнуться с новыми трудностями, вызванными повышением цен на бумагу.

Весной 1994 г. пост директора газеты занял Жан-Мари Коломбани, который предложил изменить структуру издательского предприятия «Монд», оздоровить финансовое положение за счет привлечения внешних вкладчиков и выработать новую формулу газеты, не меняя ее основной концепции, основанной на высоком качестве информации, объективности и плюрализме. В газете появился новый раздел, посвященный читательской почте и ее комментарию, постоянным автором которого стал бывший директор «Монд» − А. Лоран. В своих комментариях А.Лоран не только отвечал на конкретные замечания, но и использовал их для разъяснения специфики газеты, а иногда и ее позиции по тем или иным проблемам.

Ж.-М. Коломбани в статье «Наследники» напоминает о традициях журналистской школы «Монд» − достоверности информации и высокой ответственности журналистов, за которыми признается право на индивидуальную свободу и персональную ангажированность. Все это может обеспечить демократия, которая должна гарантировать плюрализм мнений. Сохранить наследие журналистской концепции «Монд» можно, по мнению автора, лишь отстаивая экономическую независимость и профессиональную свободу журналиста17.

Так завершился 50-летний период существования газеты. С помощью новой формулы «Монд» удалось добиться успеха. Если в начале 1990-х гг. в период экономического спада и сокращения рекламных инвестиций, распространение газеты снизилось на 13,4% (за период 1990−1994 гг.), то уже в 1995 г. оно было восстановлено18. Это произошло благодаря успеху новой формулы газеты.

В редакционной статье «Изменить “Монд”» подробно рассказывалось о том, как принималось решение о модернизации газеты. Сделать это было нелегко, так как необходимо было учитывать полувековую историю уникальной в своем роде газеты. В эпоху бурного развития технологий газета пыталась найти формулу, соответствующую ситуации, складывающейся в коммуникационном пространстве, дать читателю ежедневную газету с разнообразной и выверенной, чаще всего аналитической, информацией. Одновременно велась работа и над изменением внешнего вида издания. Специально для «Монд» выпускником Национальной школы полиграфии Ж.-П. Порше был создан шрифт. За три месяца Порше выполнил 2 тысячи эскизов. Поистине ювелирная работа была выполнена так, чтобы читателю, получившему легкий для чтения шрифт, не бросились в глаза перемены.

Газета готовила читателя к восприятию новой формулы, стремилась разъяснить причины преобразований и свою позицию: в период бурных преобразований в мире коммуникаций необходимо доказать незаменимость прессы, которая может дать анализ событий.

Обновление редакционной формулы газеты сопровождалось и реформой юридического статуса издательского предприятия «Монд». В течение пятидесяти лет это было акционерное общество с ограниченной ответственностью, теперь оно было преобразовано в акционерное общество с Советом директоров и Наблюдательным советом. Совет директоров «Монд», состоящий из 3 человек, располагающих широкими полномочиями, определяет стратегию предприятия. Наблюдательный совет из 12 членов осуществляет постоянный контроль за управлением предприятием. На паритетных условиях в него входят представители как внутренних, так и внешних акционеров. Наблюдательный совет избирается на шесть лет общим собранием акционеров, оно же на такой же срок назначает Совет директоров. Чтобы занять пост председателя Совета директоров, необходимо набрать 9 из 12 голосов, в числе которых обязательно должны быть голоса журналистов. Ж.-М. Коломбани был избран председателем Совета директоров и директором «Монд», А. Мэнк – президентом Наблюдательного совета.

Подчеркивая специфику и уникальность «Монд», в апреле 1995 г. Наблюдательный совет опубликовал хартию, в которой провозгласил принципы его взаимодействия с редакцией. Он взял на себя ответственность за эффективную экономическую деятельность газеты, при этом не вмешиваясь в ее содержание. Наблюдательный совет обязуется руководствоваться только интересами газеты, чтобы сохранить ее независимость и плюрализм.

Уже в первые месяцы после выхода обновленной «Монд» ее распространение возросло. За период с января 1995 г. до середины 1997 г. распространение «Монд» во Франции увеличилось на 15%. В это же время появилась электронная версия газеты19.

«Монд» остается самой читаемой газетой среди высоко обеспеченных слоев населения. С ней знакомятся 15% французов с годовым семейным доходом от 320 тыс. франков. У «Фигаро» ((Le Figaro) этот показатель составляет 14,8%, у «Либерасьон» (Libération) – 7,8%. Она занимает первое место по величине читательской аудитории среди газет информации общего интереса20. Ее распространение в конце 1990-х гг. росло, увеличивались и доходы от рекламы.

Обозреватель журнала «Стратежи» (Stratégies) Оливье Монсо считает, что это плоды удачной новой формулы газеты, а также умелой стратегии маркетинга как по отношению к читателям, так и к рекламодателям. Расширяя отделы газеты, посвященные повседневной жизни, потреблению, спорту, коммуникациям, т.е. обращаясь к читателю-индивиду, а не только к читателю-гражданину, «Монд» сумела выйти на новые виды рекламы. Кардинально изменилось само отношение к рекламе. «Еще десять лет назад реклама рассматривалась как неизбежное зло, – говорил Стефан Корр, возглавлявший рекламную службу в “Монд”. – Сегодня Ж.-М. Коломбани настаивает на том, что она является гарантом независимости газеты»21.

Коломбани считал, что изолированная газета не может долго сопротивляться рискам складывающейся конъюнктуры. Будущее «Монд» Коломбани видел в создании коммуникационной группы. В это время «Монд» уже издавала несколько приложений: «Досье э докюман» (Dossiers et documents), «Монд де л’эдюкасьон» (Le Monde de l’education), «Монд де филателист» (Le Monde des philatelists) и «Монд дипломатик» (Le Monde diplomatique). В последнее десятилетие ХХ века группа расширила свою деятельность как за счет создания новых приложений к газете, так и за счет приобретения региональных газет, журналов. «Монд» стала ядром крупной группы прессы. В 2003 г. группа «Монд» приобрела 56% капитала католической группы журнальной периодики «Пюбликасьон де ля Ви католик» − ПВК (Publication de la vie catholique − PVC) и региональные ежедневные газеты «Миди либр» (Midi Libre), «Индепандан де Перпиньян» (L’Indépendent des Perpignan), «Сантр-пресс» (Santre presse), а также журналы «Кайе дю синема» (Cahier de cinema), «Курье интернасьональ» (Le Courrier international). Группа расширила свою деятельность и за счет книгоиздательского сектора и сети книготорговли. После поглощения группы «ПВК» торговый оборот нового образования вырос до 700 млн евро. На предприятиях группы работали более 4400 служащих и журналистов22.

Издательское общество «Монд» ставило своей целью эффективно использовать преимущество объединения производственных, коммерческих и рекламных структур.

В 2003 г. газета пережила очередной редакционный кризис, вызванный выходом книги Пьера Пеана и Филиппа Коана «Скрытое лицо “Монд”» и увольнением из редакции журналиста Даньеля Шнейдермана, автора книги «Медиакошмар»23. Книга П. Пеана и Ф. Коана получила неоднозначную оценку. Ее авторы выступили с критикой руководства газеты (президента-генерального директора Ж.-М. Коломбани, председателя Наблюдательного совета А. Мэнка и главного редактора Э. Пленеля), а также обвинили «Общество журналистов» газеты в потере независимости и послушном следовании политике руководства, которое установило в редакции «тоталитарную систему», «нейтрализовав» журналистов. «Общество журналистов» выступило с опровержением нападок авторов. «Монд» возбудила судебный процесс против авторов и издателей.

В ходе следствия стороны пошли на взаимные уступки. Авторы книги П. Пеан и Ф. Коан, а также директор издательства К. Дюран отказались от переизданий книги. Руководство газеты отказалось от своего иска, но оставило за собой право возбуждать судебный процесс против изданий, которые будут цитировать книгу, так как они считают ее несправедливой и диффамационной24.

Самое значительное падение распространения в розницу качественных газет Франции в 2003 г. приходится на «Монд» (7,5% по сравнению с 2002 г.). Как отмечал журнал «Стратежи», это была расплата за падение имиджа газеты в связи с выходом книги «Скрытое лицо “Монд”»25.

Свой 60-летний юбилей в декабре 2004 г. газета встретила серьезными экономическими проблемами, которые заставили ее прибегнуть к увеличению капитала за счет внешних инвесторов: предоставив необходимые ей 50 млн евро, группа Лагардера получила 15% капитала издания. И хотя журналисты и другие внутренние вкладчики пока сохраняли блокирующее количество акций, экономическая независимость издания становилась все более проблематичной. Снижение распространения и доходов от рекламы привели к росту дефицита, долги группы составили к середине 2005 г. 63 млн евро26.

Чтобы расширить распространение, французские газеты стали в конце недели продавать по льготной цене вместе с газетой книги, DVD. В 2005 г. «Монд» предложила читателям коллекцию лучших мировых фильмов на DVD, а «Фигаро» − 12-томную Универсальную энциклопедию. Приобретение книг и фильмов вместе с газетой обходится читателю гораздо дешевле, газета же в эти дни увеличивает количество продаж.

Наряду с такими маркетинговыми приемами издатели занимались также совершенствованием редакционной формулы газеты. В ноябре 2005 г. вышла новая формула «Монд». Ж.-М. Коломбани обосновывает необходимость перемен. Информация поступает быстро, непрерывно, становится все более фрагментарной, появляются каналы распространения бесплатной информации и возможность интерактивного взаимодействия с ней потребителя. Ежедневная качественная пресса должна определить свою роль в современном обществе, чтобы отвечать запросам читателей.

«Монд» преображается, оставаясь верной своим ценностям и профессионализму, опираясь на свой шестидесятилетний опыт. Газета должна следовать основным принципам: приоритеты в отборе и размещении новостей. «Каждый день снабжать читателя надежной разнообразной информацией, давать наиболее справедливый и ясный взгляд на события и позволить читателям формировать свое мнение – таковы наши цели»27, − заключает Коломбани.

Особо нужно отметить перемены в оформлении газеты. Авторы концепции нового макета «Монд» Алли Пальмер и Терри Ватсон стремились, чтобы макет, дизайн, шрифты и видеоряд соответствовали видению создателей обновленной газеты. Увеличилось количество крупных фото, инфографики, из 32 полос 2/3 стали цветными.

Но тенденция падения продаж сохраняется. Это связано с изменением поведения потребителей. Молодое поколение в эпоху цифровых технологий часто открывает для себя компьютер раньше, чем знакомится с каким-нибудь печатным изданием. А ведь пресса располагает такими козырями, как сильная марка и богатое содержание. Продажи вместе с количеством обращений на сайты газеты подтверждают ее способность удовлетворить потребности читателей в анализе событий.

В эпоху цифровых технологий вся сфера средств массовой информации переживает революционные изменения. Газеты должны адаптироваться к меняющемуся потреблению СМИ и соответствовать запросам аудитории.

 

Финансовый кризис и продажа группы «Монд» (2007−2010 гг.)

Несмотря на то что стратегия Коломбани на создание группы была одобрена журналистами, задолженности «Монд» стали беспокоить персонал газеты, большинство журналистов выступило против продления в 2007 г. мандата президента-генерального директора Ж.-М. Коломбани. Чтобы остаться на третий срок, ему необходимо было набрать не менее 60% голосов. Голосование в редакции «Монд» состоялось 22 мая: он получил 48,49%, против его кандидатуры высказались 48,6%, остальные воздержались. Персонал филиала «Пюбликасьон де ля Ви католик» также отверг кандидатуру Коломбани28. Голосование журналистов означало отказ от стратегии Коломбани и кризис доверия к человеку с «безмерными амбициями», о которых писали и авторы книги «Скрытое лицо “Монд”»29.

С 2000 г. Ж.-М. Коломбани при поддержке председателя Наблюдательного совета А. Мэнка, не имея средств, наращивал группу, прибегнув к внешним инвесторам («Лагардер» (Lagardère), «Приза» (Prisa), «Сэн-Гобэн» (Saint-Gobain), «Креди мютюэль» (Le Crédit mutual). «Расширение группы привело к тяжелым долгам, которые могли бы привести к контролю над газетой внешних акционеров»30, − резюмировал председатель «Общества журналистов» Ж.-М. Дюмей. Книга П. Пеана и Ф. Коана «Скрытое лицо «Монд» показала кризис доверия, существовавший уже несколько лет и продолжавший усиливаться по мере того, как Ж.-М. Коломбани все больше концентрировал власть в своих руках и отдалялся от редакции. «Но он всегда следил за тем, чтобы журналисты «Монд» сохраняли свои прерогативы и особенно право выбора своего директора, − признает «Либерасьон», − что бумерангом обернулось против самого Коломбани»31.

Итак, Ж.-М. Коломбани вынужден был подчиниться решениям Наблюдательного совета, который пришел к консенсусу по поводу назначения нового руководства группы: тандем Пьер Жанте − Бруно Патино был одобрен как «Обществом журналистов» «Монд» (61,7%), так и персоналом «Пюбликасьон де ля Ви католик» (65%)32.

На должность директора газеты «Монд» «Общество журналистов» одобрило кандидатуру Эрика Фотторино, но единогласно выразило недоверие председателю Наблюдательного совета А. Мэнку. Было высказано сожаление по поводу его ангажированности по отношению к президенту Николя Саркози, несовместимой с функциями Мэнка в «группе прессы, которая стремится оставаться символом независимости по отношению ко всем властям»33. Было достигнуто соглашение: Мэнк покинет свой пост в Наблюдательном совете в марте 2008 г.

Аудиторская проверка в конце 2007 г. подтвердила серьезные финансовые проблемы группы «Монд». П. Жанте заявил, что он сделает все, чтобы в 2009 г. газета добилась финансового равновесия, и высказался за расширение капитала, признавая, что следствием этого могло бы быть уменьшение (ниже 50%) части внутренних акционеров, что «привело бы к изменению существующего равновесия, гаранта независимости»34.

Собравшийся 19 декабря Наблюдательный совет группы «Монд» должен был рассмотреть финансовый отчет за 2007 г. и бюджет на 2008 г., а также план реструктуризации капитала, но в совете директоров (П. Жанте, Б. Патино и Э. Фотторино) произошел раскол: П. Жанте и Б. Патино заявили о своей отставке. Наблюдательный совет 25 января 2008 г. утвердил Э. Фотторино на пост президента-генерального директора группы «Монд».

В феврале Луи Швейтзер − президент Высшего совета против дискриминации и за равноправие - был избран председателем Наблюдательного совета «Монд», Давид Жиро − бывший директор газеты «Эко» (Les Echos) − стал вице-президентом и генеральным директором группы «Монд».

Подводя итоги 2007 г., Э. Фотторино признал, что долги группы «Монд» после семи дефицитных лет выросли до 160 млн евро. В этих условиях новое руководство группы должно выработать план экономии и восстановления финансового равновесия. Из 580 служащих 130 подлежали увольнению, из них 85 – журналисты35. Профсоюзы призвали к забастовке, выступая против такого жесткого плана, беспрецедентного в истории газеты.

Руководство «Монд» не смогло разблокировать ситуацию, сложившуюся после обнародования плана сокращений и двух дней забастовки. Но журналисты стали понимать, что нужно выбирать между планом сокращений и увеличением внешнего капитала. Окончательный план реструктуризации группы предусматривал увольнение 110 человек, из них 60 − журналисты; переезд в новое помещение; реорганизацию служб подписки, бухгалтерии; продажу дефицитных секторов36.

В начале 2009 г. группа вынуждена была взять в кредит 25 миллионов евро в Национальном банке (BNP-Paribas) под залог самого рентабельного из своих журналов «Телерама» (Télérama) для погашения облигаций, срок которых истекал в 2009 г. Но расходы и долги становились угрожающими: группу «Монд» ожидала перспектива банкротства. Необходимы были срочные и крупные инвестиции. Фактически группа была выставлена на продажу, так как необходимо было привлечь внешних инвесторов, что привело к радикальным переменам в структуре акционерного капитала.

Французская пресса активно обсуждала радикальные перемены, которые ожидают газету. «”Монд” скоро не будет прежней, − писала «Либерасьон», − ее независимость положена на плаху… Это означает конец эпохи контроля со стороны “Общества журналистов”»37.

Большинство газет на первое место выносили проблему потери контроля со стороны внутренних акционеров «Монд», куда входят: 1) «Общество журналистов» «Монд»; 2) другие Общества персонала газеты и 3) Ассоциация Ю. Бёв-Мери. «Для “Монд”, это будет настоящим землетрясением, − пишет газета “Эко”. − Инвесторы, которые примут участие в рефинансировании, получат контрольный пакет акций, а доля внутренних акционеров значительно снизится»38. Жиль Ван Кот, президент «Общества журналистов» «Монд», в интервью газете «Эко» заявил: «Экономическая и редакционная независимость изданий группы фундаментальны для имиджа “Монд”. Трансформация “Монд” в обычное предприятие нанесет значительный урон ее имиджу»39. Журналисты газеты понимали, что управление изменится и их права не будут прежними.

К концу мая определились следующие претенденты на покупку газеты: трио Ксавье Ньел, Пьер Берже, Матьё Пигасс и трио Жан Пердриель, владелец журнала «Нувель обсерватёр» (Le Nouvel Observateur), Карло де Бенедетти и группа «Приза». В конце июня состоялись голосования по кандидатам на рефинансирование группы «Монд». Журналисты и персонал газеты проголосовали за тройку Берже-Ньель-Пигасс.

В процессе рефинансирования исторические акционеры (персонал, читатели, ассоциация Бёв-Мери) объединились в «Полюс независимости» (Pole d’indépendance), который стал гарантией соблюдения фундаментальных ценностей «Монд» и «Пюбликасьон де ля Ви католик» (ПВК – PVC). Берже, Ньель и Пигасс гарантируют этому «Полюсу» права в управлении группы. Правило «вето», которым обладало «Общество журналистов» при назначении директора газеты, сохраняется. А, так как Пьер Берже предоставил «Полюсу независимости» средства для сохранения блокирующего меньшинства в капитале акционерного общества «Монд», никакое новое увеличение капитала, никакое изменение статуса не может быть принято без согласия «Полюса независимости».

Мажоритарные акционеры группы «Монд» − Берже, Ньель, Пигасс − срочно должны были внести 10 млн евро на текущий счет группы, чтобы она могла продолжить свою финансовую деятельность, оплатить облигации, обращаемые в акции, на сумму 69 млн евро, вернуть кредит 25 млн евро40.

Все крупные французские издания в своих публикациях подвели итог этому «захватывающему роману с продолжением», как назвали они продажу группы «Монд». Глубокий анализ изменений в «Монд» дает историк прессы Патрик Эвено в интервью газете «Либерасьон». Он полагает, что «с новыми акционерами журналисты не потеряют финансовую независимость, так как предусмотрено создание специального фонда, с помощью которого внутренние акционеры вернут себе блокирующий пакет акций»41. А главный редактор газеты Лоран Жофрен пишет: «Издания группы – это результат работы журналистов уже нескольких поколений, создавших надежное и эффективное информационное предприятие, продукцию которого сегодня можно разместить на различных носителях. Инвесторы поставили на качественную журналистику. Они сделали правильный выбор»42.

В сентябре «Монд» опубликовала информацию о передаче контроля Акционерного общества «Монд» (Le Monde SA, LMSA) трем инвесторам − П. Берже, К. Ньелю и М. Пигассу, − объединившимся в общество «Лё Монд либр» (Le Monde Libre − LML). Сохранение редакционной независимости будет обеспечиваться этическим кодексом, обязательным для всех изданий и сайтов группы. Директор газеты «Монд» будет назначаться Наблюдательным советом и издательским обществом «Монд» после слушаний в комитете по этике и деонтологии и утверждения генеральной ассамблеей «Общества журналистов» «Монд» большинством (60%) голосовавших. Уточняется: он должен быть журналистом.

В этическом кодексе определяется роль акционеров: «акционеры группы «Монд» способствуют стабильному экономическому развитию группы и ее публикаций, разрабатывают ее стратегию». Они «заявляют о своей приверженности к редакционной независимости» публикаций группы. Запрещено заказывать статьи, давать указания по исправлению статьи или помешать ее выходу. Акционеры группы «Монд» гарантируют экономическую независимость публикаций группы и невмешательство в редакционный выбор и подачу информации.

Этический кодекс не может быть изменен без согласия генеральной ассамблеи акционеров большинством в две трети голосов. В нем уточняется: «призвание изданий группы «Монд» − предоставлять на всех носителях качественную, точную, выверенную и взвешенную информацию. Журналисты должны иметь критический взгляд на информацию и соблюдать плюрализм мнений».

В ноябре на сайте газеты была размещена информация под заголовком «Процесс рефинансирования «Монд» завершен». Общество «Лё Монд либр», в которое входят П. Берже, К. Ньель и М. Пигасс, получит около 60% капитала группы. Группа Лагардера выходит из капитала группы «Монд», но остается акционером «Монд-Интерактиф» (Le Monde interactif, 34%). Группа Пердриеля («Нувель обсерватёр») и Группа Бенедетти («Стампа» (Stampa) также выразили намерение уступить свою долю в группе «Монд». Испанская группа «Приза», которой принадлежало 15% Акционерного общества «Монд» (структура издательского общества газеты «Монд»), войдет напрямую в капитал «Лё Монд либр»43.

Э. Фотторино должен был представить свой план оздоровления редакционной политики. Но он оказался в трудном положении, когда часть редакционного коллектива выступила с критикой его оценок прошлого группы. В декабре 2010 г. по решению Наблюдательного совета он был освобожден от обязанностей председателя Совета директоров и директора газеты. После этого решения ушел в отставку Луи Швейзер, на его место председателем Наблюдательного совета был избран Пьер Берже.

Во главе группы становится Луи Дрейфюс, который совместно с «Обществом журналистов» начал процесс поиска нового директора газеты. По мнению акционеров, это должен быть «неангажированный политически журналист». Из 11 кандидатов в начале 2011 г. в Наблюдательном совете при поддержке «Общества журналистов» был утвержден Эрик Израилевич.

 

Качественная газета в цифровую эпоху

В эпоху цифровых технологий вся сфера средств массовой информации переживает изменения. Газеты должны адаптироваться к меняющемуся потреблению информации, связанному с электронными носителями.

Сохраняя глубокий анализ актуальной информации, «Монд», будучи качественным изданием, стремится привести читателя к пониманию сложных актуальных событий, чтобы помочь ему сделать свой выбор. Преимущество «Монд» − в опоре на известность марки и востребованность эксклюзивного информационного продукта. У газеты есть важный козырь − это сила марки «Монд», являющаяся залогом качественной информации. Эта информация уже распространяется на бумажных носителях и в цифровом виде.

Скорость доставки информации и возможность интерактивности привлекают аудиторию, но сегодня издатели констатируют, что довольно трудно получить доходы даже при большой аудитории сайта. Платные сайты не доказали надежности своей экономической модели. Tрудно привлечь к платной системе поколение, которое выросло в контексте бесплатности.

Более гибкой является смешанная модель, и она, очевидно, и более рентабельна. Именно такую модель выбрала «Монд» с апреля 2002 г.44: сайт газеты имеет как бесплатный доступ, так и платный к эксклюзивной информации. «Монд» предлагает подписчикам сайта дополнительную информацию. Сайт и газета дополняют друг друга. В то время как сайт открывает новый информационный пейзаж, предоставляя все больше возможности интерактивности, миссия газеты состоит в снабжении читателя богатой и надежной аналитической информацией.

Взаимодействие между бумажной и электронной версиями ставит много вопросов по поводу экономической модели и модели редакционной. В основном качественное содержание в интернет предоставляют традиционные медиа, 80% содержания классических СМИ доступны в интернете. Это обогащение информации сопровождается так называемой «гибридизацией медиа»: почти все сайты прессы предлагают видео, 83% − радио, 68% − телевидение45. Наблюдается тенденция партнерства с социальными сетями. Практика потребления культуры меняется в эпоху интернета - он изменил связи печатной прессы и виртуальной. «Пресса не умирает, но ее модель меняется. Она входит в эпоху, где электронный носитель будет правилом для всех, а бумажная версия будет исключением»46, − пишет газета «Круа» (Croix).

Для «Монд» остается фундаментальной ее независимость «от политических партий, финансовых групп и церкви», как требовал Бев-Мери. Редакционная независимость – это ее марка. «Если ее убрать, − считает Патрик Эвено, − можно погубить газету, и даже если вложить в нее 150 миллионов евро, читатель ее покинет. Всегда есть вмешательство властей, особенно во Франции»47.

«Чтобы ожидаемая смерть информации на бумаге не повлекла за собой смерть «Монд», этого монумента эпохи бумажной информации, нужно подготовиться сегодня, − пишет Д. Шнейдерман в газете «Либерасьон». − Среди козырей «Монд» − ее талантливые журналисты… Конечно нужно обучить журналистов печатной газеты подготовить контент, включающий видео, диараму, монтаж звука, мерцающие карты. Но и не это главное. Смена носителя потребует смену культуры подачи информации»48. В качественной газете есть компетентные эксперты, талантливые журналисты, суждения которых будут всегда востребованы. Интернет не означает смерть «больших писателей», «известных специалистов», наоборот, интернет распространяет их продукцию за пределами печатной версии.

«Монд» − газета властных и финансовых элит, нуждающихся в надежной, не приукрашенной информации обо всех социальных слоях общества, иногда маргинальных, кто не улавливается антеннами традиционных СМИ. Эти интересы могут быть удовлетворены в результате конвергенции возможностей традиционных и новых СМИ. Марка «Монд» остается маркой качественной, надежной информации, которая будет востребована значительной частью читательской аудитории на разных носителях, предоставляемых современными технологиями.

 


  1. Thibau J. Le Monde. 1944−1996. Histoire d‘un journal. Un journal dans l’histoire. Paris, 1996. P. 55.
  2. Ibid. P. 51.
  3. Ibid. P. 54.
  4. Ibid. P.74.
  5. Ibid. P. 136.
  6. Albert P. Histoire de la presse. Paris, 1993. P. 124.
  7. Thibau J. Op. cit. P. 300.
  8. Ibid. P. 301.
  9. Le Monde. 20. 11. 1962.
  10. Martin M. Médias et journalistes de la République. Paris, 1997. P. 364.
  11. Legris M. Le Monde tel qu’il est. Paris, 1976. P. 29, P. 209.
  12. Le Figaro. 05. 04. 1976.
  13. Le Figaro. 22.10. 1984.
  14. Thibau J. Op. cit. P. 471.
  15. Le Monde. 12. 06. 1987.
  16. Le Monde. 13. 06. 1994.
  17. Le Monde. 31. 03. 1994.
  18. Le Monde. 07. 06. 1995.
  19. Le Monde. 07. 07. 1995.
  20. Le Monde. 07. 01. 1999.
  21. Stratégies. 6 février 1998. Р. 50.
  22. Le Monde. 31. 12. 2003.
  23. Pean P., Cohen P. La face caché du Monde. Paris, 2003.; Schneidermann D. Le cauchemar médiatique. Paris, 2003.
  24. Le Monde. 08. 06. 2004.
  25. Stratégies. 12. 02. 2004.
  26. L’ Express. 11 avril 2005.
  27. Le Monde. 07. 11. 2005.
  28. Le Monde. 22. 05. 2007.
  29. Pean P., Cohen P. Op. cit.
  30. Libération. 23. 05. 2007.
  31. Ibid.
  32. Le Monde. 25. 06. 2007.
  33. Le Monde. 28. 06. 2007.
  34. Ibid.
  35. Le Monde. 10. 02. 2008.
  36. Libération. 05. 04. 2008.
  37. Общество журналистов состоит из 260 (360 с вышедшими на пенсию) журналистов.
  38. Les Echos. 12. 04. 2010.
  39. Ibid.
  40. Libération. 29. 06. 2010.
  41. Ibid.
  42. Ibid.
  43. www.lemonde.fr
  44. Le Figaro. 19. 03. 2005.
  45. Croix. 21. 01. 2010.
  46. Ibid.
  47. Libération. 29. 06. 2010.
  48. Libération. 03. 01. 2011.